- 4 типа темперамента у детей: игры и советы психолога
- 1. Ребёнок-холерик
- Как общаться с ребёнком-холериком
- 2. Ребёнок-меланхолик
- Как общаться с ребёнком-холериком
- 3. Ребёнок-флегматик
- Как общаться с ребёнком-флегматиком
- 4. Ребёнок-сангвиник
- Как общаться с ребёнком-сангвиником
- Темперамент ребенка и особенности воспитания. Дети — меланхолики
- Как узнать меланхоличного ребенка
- Секреты воспитания
- Бороться со страхами
- Учить общаться
- Проявлять самостоятельность
- Быть легкомысленными
- Научить постоять за себя
4 типа темперамента у детей: игры и советы психолога
До рождения ребёнка многим родителям кажется, что все младенцы одинаковы: спят, едят, играют, смеются. Но у каждого от природы один из четырёх типов темперамента. Психолог Нелли Рушинцева даёт советы, во что играть и как общаться с каждым из них.
П рирода человека такова, что каждый имеет свой темперамент с самого рождения. Молодые мамы признаются, что до беременности считали, что все младенцы ведут себя одинаково. Однако уже с первых месяцев жизни малыша женщины при наблюдении за поведением замечали индивидуальные особенности нервной системы. Это и сила эмоций (требовательно кричит или негромко мурлычет «уаа-уаа»), и то, как быстро ребёнок переходит от сна к бодрствованию, как он реагирует на общение с близкими взрослыми, постоянен ли в играх (часто ли меняет игрушки). Так, внимательная мама с первых месяцев жизни малыша старается регулировать жизнедеятельность малыша в соответствии с его поведением. Например, может попросить гостей приходить исключительно после сна впечатлительного ребёнка, чтобы он не перевозбудился из-за обилия впечатлений.
Первым, кто заговорил о темпераменте человека, был Гиппократ. Он выделил четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В своём трактате «О природе человека» он описал каждый из типов, обозначив, что каждый тип имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Однако под действием воспитания, контроля и самоконтроля у ребёнка могут преимущественно проявляться сильные стороны темперамента. Зная доминирующий тип темперамента у ребёнка, вы поможете ему стать сильной личностью, адаптироваться к любой ситуации.
Чем младше дети, тем ярче проявляются их индивидуальные особенности нервной системы. Это связано с тем, что зоны мозга, отвечающие за самоконтроль в поведении, ещё не созрели, и мы видим темперамент «в чистом виде», без прикрас. Так просьба взрослого убрать игрушки у некоторых малышей вызовет бурную истерику, а другие без слов уберут на полу «ковёр» из Lego.
1. Ребёнок-холерик
Детей-холериков можно в целом охарактеризовать как нервные, чувствительные. В младенчестве у таких деток телесные реакции выражены очень сильно: они бледнеют от испуга и громко кричат даже при воздействии слабых раздражителей. Засыпает беспокойно, ворочается, «сони» — это не про них. По мере взросления холерик становится двигательно активен, не терпит долгого ожидания. Таким детям присуща эмоциональная лабильность – склонность к быстрым переменам настроения от ярости до восторга. Ребёнок-холерик решителен, но может изменить решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит приключения.
У детей-холериков возбуждение выражено сильнее торможения, поэтому важно ограничивать «возбудители»: гаджеты, громкую музыку, игры с шумными детьми, походы в большие компании, когда родителям сложно контролировать игры. Очень полезен режим: дневной сон для дошкольников, привычные ритуалы для вечернего сна.
Полезные игры для детей-холериков:
- игры с внезапной остановкой «стоп» («Море волнуется раз…», «Коршун»). Игра «Коршун». Герои: мама-курочка и цыплята, которые живут с мамой в курятнике. Затем курочка и цыплята гуляют, и, как только ведущий говорит слово «Коршун» (аналог слову «стоп»), все дети бегут обратно в домик-курятник.
- конструктор с крупными и мелкими элементами (учимся концентрации внимания)
- рисование, лепка, аппликация (как способ отреагирования эмоций, полезно лепить и рисовать то, что хочет ребёнок, без образца)
Как общаться с ребёнком-холериком
Душевная структура малыша с доминированием холерического темперамента желает спокойного общения с мамой и папой. Если холерик ощущает от близких спокойное и бережное обращение, то и сам станет более спокойным. Родителям важно всегда помнить про врождённость возбудимой нервной системы и не винить в этом ребёнка.
2. Ребёнок-меланхолик
Детей-меланхоликов можно описать одним словом – впечатлительные. Чем они отличаются от легко возбудимых? У меланхоликов слабыми являются не только тормозные, но и возбудимые процессы нервной системы. Младенец меланхолического склада часто напряжен и не может уснуть, в лучшем случае он дремлет. Ребёнок мало активен, скорее даже пассивен, чем вызывает беспокойство у родителей: «Почему он не идёт с нами на контакт?».
Полезные игры для детей-меланхоликов:
- игры вдвоем-втроём (с приглашением спокойных детей, близких по темпераменту и тем безопасных психологически)
- пантомима и игры в театр (изобразить льва, тигра и рычать, шуметь, чтобы помочь выразить эмоции, которые ребёнок носит в себе)
Как общаться с ребёнком-холериком
Успокоенные тихим видом меланхолика, родители могут не принять во внимание его переживания. Показывайте всегда ребёнку свою любовь, не обращая при этом внимания, откликается он на это или нет. Меланхолики очень внушаемы, и вы сможете вселить в него уверенность, что он успешен. Постепенно малыш раскроется и станет более контактным.
3. Ребёнок-флегматик
Детей-флегматиков дома часто называют сонями. Начиная с младенчества, они способны спать сутки напролёт. Но так происходит не от расслабления: вместо того, чтобы громко плакать (как холерики) или не реагировать на родителей (как меланхолики), флегматичные младенцы уходят контактов с окружающим миром, погружаясь в сон.
Взрослея, эти ребята остаются спокойными, не любят шумные игры, любит вкусно поесть и поспать. Но ребёнок-флегматик не так прост, как кажется: он способен часами отдирать кусочки обои на стене, не мешая родителям заниматься делами. Но и в его власти учинить скандал, если что-то нарушило привычный распорядок дня.
Дорогие родители, если у вас дома растёт маленький флегматик, не пытайтесь ускорить процесс сборов криками – это не работает. Лучше просто встать пораньше (и лечь тоже!) и оставить ребёнку чуть больше времени.
Если вы часто раздражаетесь и ругаете малыша за медлительность, у него может развиться ощущение своей неуверенности («Меня мама ругает и не любит, значит, я плохой»).
Полезные игры для детей-флегматиков:
- сюжетно-ролевые игры (ребёнок-флегматик охотно подчиняется другим детям, поэтому ваша цель – давать ему главные роли, где нужно командовать другими)
- игры с эмоциональной составляющей
- игры-эксперименты
- большие кубики и блоки (спокойная игра, но требует движения)
Как общаться с ребёнком-флегматиком
Воспитание флегматичного ребёнка требует терпеливости. Если малыш недостаточно активен, то побуждайте его к движениям: утренняя зарядка вместе с родителями, прогулка на улице с собакой. Заметили проявление инициативы – похвалите ребёнка за это, что станет большим шагом в укреплении ваших отношений.
4. Ребёнок-сангвиник
Детки с доминированием сангвинического темперамента эмоционально живые, но при этом уравновешенные. Младенцы-сангвиники предпочитают сну бодрствование, их сон не больше 12 часов в сутки (при норме 16 часов). Эти детки могут развиваться немного быстрее сверстников, так как уделяют много времени рассматриванию и изучению окружающего мира.
В детстве сангвиники преимущественно в хорошем настроении, любознательны. Легко сходятся с людьми, адаптируются к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряются. Дети-сангвиники не стремятся быть лидерами, но в итоге ими являются.
Полезные игры для детей-сангвиников:
- игры в паре
- хороводы
- игры с водой, песком, тестом
- пазлы, конструкторы, настольные игры
Как общаться с ребёнком-сангвиником
Привычный «позитивный» тон ребёнка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Наладьте с ним контакт, чтобы сын или дочка делились с вами своими беспокойствами, проговаривайте чувства, которые возникают у человека в разных ситуациях. Пояснять, что человек не должен всем нравиться, он имеет права испытывать различные эмоции, не прячась за маской позитивности.
Источник
Темперамент ребенка и особенности воспитания. Дети — меланхолики
Дети-меланхолики – самые нежные и ранимые. Что таится за их внешним спокойствием? Как правильно воспитывать таких детей, не нарушив их природу?
«Как черные очки, так и меланхолия
гасят краски окружающего мира…»
Жан Кокто
Дети-меланхолики – самые нежные и ранимые из всех четырех типов темперамента. Тихие, спокойные, замкнутые. Часто их путают с флегматиками. В чем же разница? Что таится за их внешним спокойствием? Какие сильные и слабые стороны преобладают в их характере? Как правильно воспитывать таких детей, не нарушив их природу? Об этом в нашей статье.
Как узнать меланхоличного ребенка
В детском коллективе ребенка-меланхолика увидеть нетрудно. Обычно такой малыш очень плаксив, причем причины его слез многим непонятны. Он сторонится больших компаний детей, если и играет, то с одним-двумя ребятами. Движения его медленны, речь неторопливая, голос тихий. Он очень робок, стеснителен. Ему трудно оставить маму и самостоятельно взаимодействовать со сверстниками.
Ребенок-меланхолик послушен и взрослым создает только одну проблему: он несамостоятелен и боязлив. Меланхоличного малыша вы вряд ли оставите под присмотром соседки, если нужно на минутку отлучиться в магазин.
В детском саду такие детки испытывают настоящий стресс и часто так и не привыкают к нему. Оторванные от мамы и дома, они чувствуют себя как на острове среди чужеземцев. Они не решаются сказать, что не будут есть суп, что не могут выполнить задание, что им нужно в туалет и т.д.
Если ребенок-холерик выразит свое недовольство громкой истерикой, то меланхолик будет страдать и изо всех сил сдерживать свои эмоции, а потом не выдержит и разразится горькими слезами. Воспитатели разводят руками, им непонятно, почему при всей их внимательности к ребенку, он замкнут и так раним.
Хотя тот же плачущий в детском саду малыш будет спокоен и счастлив среди детей на детской площадке или в развивающем центре, потому что там сумеет с кем-то подружиться, ведь от близости с мамой будет чувствовать себя уверенным и защищенным
С флегматиком такой малыш похож своей медлительностью и спокойствием. Но если ребенок-флегматик уравновешен и внешне и внутренне, то у меланхолика чаще только маска спокойствия, за которой столько страхов, обид и страданий.
Конечно, есть у меланхоликов и свои сильные стороны. Такие дети склонны все начатое доводить до конца, аккуратны и дисциплинированы. Очень трудолюбивы. Во взрослой жизни они часто становятся профессионалами своего дела, потому что очень скрупулезны, дотошны.
Дети-меланхолики очень верны дружбе, но требуют такого же отношения и к себе. Они ревностно переживают, если их друг начинает общаться с кем-то еще. Они склонны сопереживать друзьям и даже жертвовать собой ради их интересов.
Еще одна отличительная особенность меланхоличных детей. Несмотря на свою неуверенность в себе, они очень самолюбивы и ждут постоянного внимания к своей особе. К примеру, позовут ребята малыша-меланхолика играть на детской площадке, а он через несколько минут возвращается к маме и жалуется: «Мальчики позвали меня, а сами со мной не играют!» Другими словами, такой ребенок безынициативен, его нужно учить взаимодействовать с товарищами.
В учебную деятельность меланхолики включаются медленнее, чем сангвиники и холерики. Им нелегко переключаться с одного вида деятельности на другой. Зато они любят четко следовать инструкциям или алгоритму действий.
Как правило, у таких деток аналитический склад ума. Они – маленькие эстеты, с удовольствием занимаются музыкой и рисованием. Творческие натуры.
Секреты воспитания
Так как дети-меланхолики очень ранимы и не отличаются коммуникабельностью, поддержка родителей им просто необходима. Именно от родителей зависит, смогут ли их детки адаптироваться к сложностям окружающего мира, реализовать себя как личность.
Воспринимаем меланхоличного ребенка как нежный, хрупкий цветок. Ни в коем случае не используем авторитарный стиль воспитания. Чтобы сохранить доверие ребенка, становимся для него старшими друзьями.
Итак, чем же могут помочь родители?
Бороться со страхами
Маленькие меланхолики впечатлительны, они сами придумывают себе страхи. Врожденный пессимизм только усугубляет их тревожность.
Чтобы избавиться от страха перед чем-либо, используем сильную сторону меланхоликов – склонность рассуждать, анализировать. Строим вместе с ним логическую цепочку и выясняем причину страха.
Приведу пример. У моей знакомой пятилетняя дочь боялась ходить на танцевальный кружок. С занятий она возвращалась довольной, танцевать нравилось, но как только наступало время идти на факультатив снова, дочь тревожилась, уговаривала маму остаться дома. После вопросов мамы девочка призналась, что не умеет самостоятельно расстелить или убрать покрывало для упражнений. Состоялся примерно такой диалог: «А что ты чувствуешь, когда нужно расстелить коврик? Ты боишься? Стесняешься? Переживаешь, что все умеют, а ты нет?» Дочь ответила: «Я боюсь, что не успею, а все уже начнут заниматься». Мама: «Почему ты думаешь, что учитель тебя не подождет? Так уже было?» Девочка: «Нет, потому что мне всегда помогала с ковриком Марина, и я успевала». Мама: «Но Марина поможет тебе и на этот раз» Дочь: «А вдруг ее не будет?» Мама: «Можно не ждать Марину, а научиться это делать самой. Давай сейчас и начнем. А учитель тебя все равно подождет, это я точно знаю. Если хочешь, я ее об этом попрошу».
Учить общаться
Так как дети-меланхолики очень застенчивы, с ними нужно репетировать сцены знакомства, беседы со сверстниками на примере мягких игрушек. Научите сына (дочь) нескольким интересным играм, которые он потом сможет предложить сверстникам. Затем, выйдя на детскую площадку, помогите малышу завязать знакомство. Меланхолику недостаточно сказать: «Иди, познакомься с тем мальчиком». Нужно вместе подойти к малышам, выделить среди них самого улыбчивого и контактного и организовать беседу, выявить общие интересы, возможно, пригласить гости.
Развитию коммуникативных навыков способствуют спортивные секции, айкидо, к примеру. Этот вид спорта учит ребят защищаться, а не нападать. Ребята работают группой и парами, их уверенность и общительность растет с каждым занятием.
Чтобы другие дети интересовались вашим тихим и часто грустным малышом, нужно помочь сделать его популярным среди остальных. Это, кстати, не так трудно, потому что во взаимоотношениях дошкольников нет еще той крепкой дружбы, о которой мы думаем. Чаще детскими отношениями двигает интерес, любопытство и даже маленькая корысть.
Если провести опрос «Почему я дружу с…», ответы будут примерно такие:
- у него много игрушек, которых нет у меня;
- с ним интересно, потому что он знает много игр;
- он добрый, помогает мне в…;
- он меня не обидит;
- он приглашает меня в гости и на день рождения.
Думаю, ребенку-меланхолику легко соответствовать всем этим пунктам. Правда, большой компании друзей у него не будет, лишь потому, что ему они не нужны. Один общительный друг спасет вашего малыша от робости.
Проявлять самостоятельность
Меланхоличный ребенок не может легко, не задумываясь, как сангвиник, попросить о помощи другого человека. Он испытывает такую нерешительность, какую нам трудно понять. Поэтому, если малыш не умеет что-то делать сам, а вас не окажется рядом в нужный момент, он испытает настоящий стресс. Воспитывайте его самостоятельность как можно раньше: учите его обслуживать себя (одеваться, обуваться, заправлять кровать, складывать вещи и др.), развивайте учебные навыки согласно его возрасту (вырезание, лепка, рисование, письмо и т.д.). Такие малыши очень медлительны, поэтому часто родители уступают соблазну все сделать за сына (дочь) и лишают его независимости.
Хорошо, если ребенок будет чувствовать себя необходимым вам. Просите его о помощи, давайте посильные задания и хвалите в благодарность.
Быть легкомысленными
Меланхолики по природе своей очень консервативные, сжатые в рамках своих правил и принципов. Небольшая порция беспечности и легкомыслия поможет им быть более устойчивыми перед стрессами. Смейтесь вместе над пролитым стаканом сока, гуляйте под дождем без зонта, прыгайте по лужам и совершайте другие чудачества в пределах разумного.
Научить постоять за себя
Дети-меланхолики могут быть объектами нападок со стороны сверстников. Если вы замечаете такие ситуации часто по отношению к вашему ребенку, то нужно их строго пресекать. К сожалению, психика меланхоликов настолько тонкая, что они склонны к суицидам.
А что делать самому ребенку в случае, если его обидели? Психологи рекомендуют обсудить это с самим ребенком, учить его принимать решения самостоятельно, не ждать помощи родителей. Спросите малыша: «Что ты сейчас чувствуешь? Злость? Обиду? Страх?» Ребенок попросит совета, а вы предложите ему несколько вариантов: закричать, убежать, ударить, спокойно сказать свое пожелание, пойти и рассказать воспитателю. Прогнозируйте вместе, что будет, если выбрать тот или иной вариант. Уверенность ребенку придаст понимание того, что он любим вами и не одинок в своей беде.
В дошкольном возрасте можно предлагать ребенку игры, которые учат переживать и бороться с агрессией. К примеру, известные нам бои подушками. Можно в ролевых играх дать малышу сыграть одновременно две роли: злой и доброй игрушки и поинтересоваться, кем ему понравилось быть больше.
Мне кажется, детям с меланхолическим типом темперамента чуть сложнее, чем другим. Но не стоит забывать, что темперамент – это лишь материал, из которого под воздействием семьи, школы, окружающей среды вырастает характер ребенка. При нашей поддержке, своем терпении и упорстве ребенок-меланхолик научится преодолевать слабые черты своего темперамента и станет уверенной самодостаточной личностью.
Источник