- Анализ стихотворения «Весенняя гроза» (Ф. И. Тютчев)
- История создания
- Жанр, размер
- Образы и символы
- Темы, проблемы
- Композиция
- Основная мысль произведения
- Средства выразительности
- Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая): Стих
- Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева
- Тютчев весенняя гроза эпитет метафора олицетворение. «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
- Мало об создателе
- Немного об авторе
- История написания стихотворения
- Основная тема стиха
- Восприятие природы в творчестве Тютчева
- Единение божественного начала с природой
- Жанр и средства выразительности
- Звуковая наполненность стиха
- Жанр, направление, размер
- Анализ работы с философской точки зрения
- Чувственная наполненность стихотворения
- Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» на уроке литературы в 5-6 классах
- Основная идея поэта
- Краса и глубочайший смысл стиха
Анализ стихотворения «Весенняя гроза» (Ф. И. Тютчев)
Анализ стихотворение «Весенняя гроза», которое написал Федор Иванович Тютчев, дает возможность познакомиться со всеми тонкостями произведения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который будет полезен при проведении анализа.
История создания
Стихотворение «Весенняя гроза» было написано Федором Ивановичем в 1828 году. В это период жизни он находился в Германии, где проходил дипломатическую службу. Но в печать оно попало лишь спустя год. Именно в Германии он застал пик своего творчества, поскольку постоянно находился в окружении поэтов, имеющих огромную популярность.
Находясь в Германии, поэт в первый раз связывает себя узами брака с Элеонорой Петерсон. Это был счастливый брак, который полностью устраивал поэта. Во время написания стихотворения поэт был полностью счастлив – имел любимую супругу, а тягости службы не отягощали его. Все свое свободное время автор проводил в светском обществе.
Анализируемое стихотворение было написано поэтом в двадцатипятилетнем возрасте, но оно подверглось изменениям уже в то время, когда автор переступил рубеж пятидесяти лет. Мы будем рассматривать вариант текста, который уже подвергся правкам со стороны поэта.
Жанр, размер
Стихотворение «Весенняя гроза» относится к пейзажной лирике, в которой присутствуют философские рассуждения. В произведении Тютчев показывает всю красоту весенней грозы. Благодаря системе образам и различным тропам, ему удается передать все краски весенней непогоды. Читатель словно переносится в тот момент времени и ощущает на себе первые капли дождя, которые падают с неба.
Но в это же время поэт придается рассуждениям, проводя параллели природных явлений и молодости людей. Он показывает, что все в этом мире циклично, и имеет постоянное движение. Именно природные явления наталкивают поэта на размышления о смысле жизни и существования. Его философские мысли и размышления наполняют стихотворение глубиной и делают более полным.
Для написания автор использует четырехстопный ямб с пиррихием. Рифмовку автор использует перекрестную. Рифмы используются как женская, так и мужская, которые чередуются между собой. Благодаря выбору поэта, его стихотворение получилось особенно красивым, лёгким и мелодичным.
Образы и символы
Основным образом анализируемого стихотворения «Весенняя гроза» становится непосредственно гроза и лирический герой. Он здесь представляется больше как наблюдатель, который восхищается тем, насколько прекрасна весенняя непогода и природа в целом. Настроение лирического героя полностью соответствует окружающей его природе.
Весенняя гроза, которую стоит выделить все же основным образом, поэт представляет как живое существо. Это становится заметно из-за его описания, в котором он использует олицетворения. Автор не упускает ни одной мелочи, знакомя читателя с весенней грозой. У него прекрасно получается передать звуки леса, пыли, а так же блеск дождевых капель, которых касаются солнечные лучи. Совокупность всего этого, образует цельную картину весенней грозы.
Автор показывает грозу, как некий символ молодости и движения. Многие поэты ассоциировали приход весны с началом новой жизни, чего-то нового и прекрасного. Тютчев не становится исключением, поэтому изображает весеннюю грозу неким молодым созданием, которое полно сил и энергии. Автор очень умело рисует данный образ, дополняя его описанием окружения, чем придает большое количество красок и яркости.
Темы, проблемы
В анализируемом стихотворении «Весенняя гроза», поэт не поднимает остро важные вопросы и проблемы. Он просто хочет показать всю красоту, силу и прелесть весенней грозы. Что же касается тем произведения, то автор раскрывает тему молодости. Он показывает молодость и быстротечность на примере грозы весной. Когда природа только проснулась от зимнего сна и начинает оживать. Поэт настолько «живо» передал все весенние краски и запахи, что невольно начинаешь их ощущать, читая данное произведение.
Так же, в заключительной части произведения, поэт добавляет некий сюжет, который касается «ветреной Гебы», чем добавляет ещё одну тему в свое произведение. Затронув данную тему, поэт подчеркивает вечность природных явлений, а так же их цикличность. Он показывает то, что природа очаровывает независимо от времени, эпохи и культуры.
Все стихотворение имеет веселое, игривое и приподнятое настроение.
Композиция
Композиционно данное стихотворение можно разделить на три части. В первой строфе автор знакомит читателя с грозой, тем самым обозначая главный образ стихотворения.
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Вторая часть стихотворения включает в себя две строфы, в которых идет речь о различном виде грозы. Автор настолько сочно и ярко описывает данное природное явление, что начинаешь невольно чувствовать на себе капли этого проливного дождя.
Третья часть стихотворения состоит из одной строфы. В ней автор рассказывает о Гебе, которая с небес проливала дождь на землю. Тем самым поэт пытается донести, что сегодня, завтра, вчера, и много лет назад был дождь. Это постоянное природное явление, которое появляется с некоторой закономерностью и постоянством.
Данные строки добавляют некой философии в произведение, делая его ещё более привлекательным и интересным.
Основная мысль произведения
Основной мыслью данного произведения является желание поэта показать взаимосвязь человека с природой. Пробуждение природы от зимней спячки, её расцвет и обновление очень напоминают человеческую юность. Ведь именно весной мы можем видеть, как проклевывается первая травка, лопаются на ветках почки, а солнышко с каждым днем светит все ярче. Даже проливной дождь не способен испортить настроение и желание жить.
Когда человек молод, он точно так же начинает свой путь, растет и радуется солнечным лучам. На этом примере автор и показывает эту связь человека с природой. Автор рассказывает о вечности. На примере древнегреческой мифологии он напоминает, что природа вечна, а её жизнь циклична.
Средства выразительности
Тютчев в своем произведении «Весенняя гроза» использует большое количество различных троп. С их помощью он наполняет стихотворение яркими красками и эмоциями.
Эпитеты, которых в стихотворении встречается достаточно много, подчеркивают красоту природы, передать её яркость и уникальность. Немаловажную роль в этом играют и метафоры, которых так же немало в стихотворении.
Благодаря олицетворениям поэту удается оживить природу, которую он наделяет способностью двигаться.
Благодаря использованию аллитерации Тютчев умело передает те самые раскаты грома, которые невольно слышит читатель.
Данное стихотворение является одним из ярчайших примеров пейзажной лирики. Автор призывает читателя больше времени уделять созерцанию природных явлений, ведь именно в них хранится великая тайна мироздания.
Источник
Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая): Стих
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева
Тютчев по праву считается одним из лучших русских поэтов, воспевавших в своих произведениях природу. Его лирическим стихотворениям свойственна удивительная мелодичность. Романтическое преклонение перед красотой природы, умение заметить самые незначительные детали – вот главные качества пейзажной лирики Тютчева.
Произведение было создано в 1828 г. за границей, но в середине 50-х гг. подверглось значительной авторской переработке.
Стихотворение «Весенняя гроза» — восторженный монолог лирического героя. Это образец художественного описания природного явления. Для многих поэтов весна – самое счастливое время года. С ней связывают возрождение новых надежд, пробуждение творческих сил. В общем смысле гроза – опасное явление, связанное со страхом удара молнии. Но многие люди ждут первой весенней грозы, с которой связывают окончательную победу над зимой. Тютчев смог великолепно описать это долгожданное событие. Грозная природная стихия предстает перед читателем веселым и радостным явлением, несущим в себе обновление природы.
Весенний дождь смывает не только грязь, оставшуюся после суровой зимы. Он очищает людские души от всех негативных эмоций. Наверно, каждый в детстве стремился попасть под первый дождик.
Первую грозу сопровождает «весенний… гром», отдающийся в сознании лирического героя прекрасной музыкой. В звучащую природную симфонию добавляются журчание ручьев и пение птиц. Вся растительность и животный мир торжествуют при этих звуках. Человек также не может остаться равнодушным. Его душа сливается с природой в единой мировой гармонии.
Размер стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Тютчев использует разнообразные выразительные средства. Эпитеты выражают светлые и радостные чувства («первый», «голубом», «проворный»). Глаголы и деепричастия усиливают динамику происходящего и часто являются олицетворениями («резвяся и играя», «бежит поток»). Для стихотворения в целом характерно большое количество глаголов движения или действия.
В финале поэт обращается к древнегреческой мифологии. Это подчеркивает романтическую направленность творчества Тютчева. Использование эпитета «высокого» стиля («громокипящий») становится заключительным торжественным аккордом в природном музыкальном произведении.
Стихотворение «Весенняя гроза» стало классическим, а его первая строка «Люблю грозу вначале мая» часто употребляется в качестве крылатого выражения.
Источник
Тютчев весенняя гроза эпитет метафора олицетворение. «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
Природа в литературе
Уроженец Овстуга, что на Брянщине. Своё детство и юношество провёл он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря на своё длительное, более двадцати лет, проживание за границей во Франции. Любовь поэта к родному языку и родному живописному Русскому краю, который он воспевает в своих стихах, только возросла.
О весенней природе, её красоте и игривости, поэт пишет в стихотворении . Четверостишья в стихотворении словно связаны между собой невидимой нитью, они переливаются и плавно переходят один в другой, как бы играючи.
«Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвясь и играя, Грохочет в небе голубом».
С первых строк перед нами предстаёт весенняя природа, первый гром и лёгкий дождик. Автор воспевает красоту весенней природы, её неповторимость и величие. Очень красочно и ярко звучат строки, они переполнены восторгом и радостью. Нам открываются невидные с первого взгляда явления, на которые мы не обращаем внимания.
«Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит».
Стихотворение переполнено красочными художественными эпитетами, которые использует автор: «громокипящий кубок» , «в небе голубом», «весенний, первый гром», «проворный поток», «раскаты молодые», «проворный поток» и другие. Поэт олицетворяет явления природы, приписывая им черты свойственные живым существам. Так у него гром – резвясь и играя, как малый ребёнок. Поток – бежит, а туча – проливает дождь смеясь. Автор этим подчёркивает что природа – жива, и ей свойственны как любому человеку разные настроения.
Каждое слово в стихотворении уместно и имеет смысл. Основной стихотворный размер, который использует автор — четырёхстопный ямб. Несмотря на краткость стихотворения, является гениальным поэтом, так как стихотворения его настолько звучны и просты, что к ним нечего уж больше добавить. Настолько они целостны.
Заставляют нас взглянуть на мир и природу другими глазами, заметить те явления, что раньше были незаметны нашему глазу. Они переполнены положительными эмоциями, воодушевлением и восхищением красотой природы, праздником и любовью. В его стихах образы людей и природы, несомненно связаны в единое целое.
Поэт Фёдор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Своё детство и юношество провёл он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря на своё длительное, более двадцати лет, проживание за границей во Франции. Любовь поэта к родному языку и родному живописному Русскому краю, который он воспевает в своих стихах, только возросла.
О весенней природе, её красоте и игривости, поэт пишет в стихотворении «Весенняя гроза». Четверостишья в стихотворении словно связаны между собой невидимой нитью, они переливаются и плавно переходят один в другой, как бы играючи.
«Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвясь и играя, Грохочет в небе голубом».
С первых строк перед нами предстаёт весенняя природа, первый гром и лёгкий дождик. Автор воспевает красоту весенней природы, её неповторимость и величие. Очень красочно и ярко звучат строки, они переполнены восторгом и радостью. Нам открываются невидные с первого взгляда явления, на которые мы не обращаем внимания.
«Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит».
Стихотворение переполнено красочными художественными эпитетами, которые использует автор: «громокипящий кубок» , «в небе голубом»,«весенний, первый гром», «проворный поток», «раскаты молодые», «проворный поток» и другие. Поэт олицетворяет явления природы, приписывая им черты свойственные живым существам. Так у него гром – резвясь и играя, как малый ребёнок. Поток – бежит, а туча – проливает дождь смеясь. Автор этим подчёркивает что природа – жива, и ей свойственны как любому человеку разные настроения.
Каждое слово в стихотворении уместно и имеет смысл. Основной стихотворный размер, который использует автор — четырёхстопный ямб. Несмотря на краткость стихотворения, Фёдор Иванович Тютчев является гениальным поэтом, так как стихотворения его настолько звучны и просты, что к ним нечего уж больше добавить. Настолько они целостны.
Стихотворения Тютчева заставляют нас взглянуть на мир и природу другими глазами, заметить те явления, что раньше были незаметны нашему глазу. Они переполнены положительными эмоциями, воодушевлением и восхищением красотой природы, праздником и любовью. В его стихах образы людей и природы, несомненно связаны в единое целое.
«Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.
Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.
Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.
Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».
Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.
Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» — его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале «Галатея». Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа.
Основной темой стихотворения является гроза. Гроза для Тютчева – это, прежде всего, движение, знаменующее перемены, рождение чего-то нового. Тютчев проводит тонкую параллель между природой и миром людей, отождествляя весеннюю грозу с порой молодости – временем становления человеческой души. Шагнув из детства во взрослую жизнь, молодость старается громогласно, во всеуслышание заявить о себе.
Идея единства природы и человека, как ее неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба, воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок, поток бежит, а туча проливает воду, смеясь.
Романтическое стихотворение построено как монолог лирического героя. Композиция произведения включает четыре строфы. В первой из них поэтом определяется тема и вводится главный образ – гроза, в двух последующих строфах разворачиваются сменяющие друг друга кадры картины грозы. Заключительная строфа с помощью отсылки к древнегреческой мифологии еще раз перефразирует образ грозы, подчеркивая единение природы с божественным началом, объединяющим мир, и цикличность самого мира.
Легкость звучания и мелодичность стихотворению придает характерный для Тютчева четырехстопный ямб с пиррихием. В «Весенней грозе» использована перекрестная рифмовка, с чередованием мужской и женской рифм.
Единый поэтический образ стихотворения – гроза – раскрывается поэтом при помощи разнообразных художественных средств. Обилие сонорных согласных и использование аллитерации «г» и «р» («гремят раскаты», «гром грохочет») создают яркую звуковую картину грозы. Развитие действия, движение передается в стихотворении обилием глаголов в личной или деепричастной форме (грохочет, резвяся, играя, летит, не молкнет, бежит). Насыщенность глаголами позволяет создать эффект кадров быстро сменяющейся картины грозы.
Особую выразительность стихотворению придают яркие, точно подобранные тропы: эпитеты (раскаты молодые, громокипящий кубок, перлы дождевые), метафоры (солнце нити золотит), олицетворения (поток бежит), инверсия (поток проворный, гам лесной).
Сконцентрировав внимание на одном, отдельно выхваченном мгновении жизни – весенней грозе, Тютчев великолепно воплотил ее описание в поэтическую форму, придав природному явлению философский смысл.
Стихотворение «Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…Повисли перлы дождевые,И солнце нити золотит…
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,И гам лесной, и шум нагорный —Все вторит весело громам…
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,Громокипящий кубок с неба,Смеясь, на землю пролила!
«Люблю грозу сначала мая…» — конкретно так начинается одно из самых фаворитных произведений Федора Ивановича Тютчева. Поэт написал не настолько не мало стихотворений, но они все пропитаны глубочайшим философским смыслом и написаны прекрасным слогом. Федор Иванович очень тонко ощущал природу, умел улавливать мельчайшие конфигурации, происходящие в ней. Весна — возлюбленная пора поэта, она символизирует юность, свежесть, обновление, красоту. Может быть, вот поэтому стихотворение «Весенняя гроза» Тютчева заполнено бодростью, любовью и надеждой на наилучшее будущее.
Мало об создателе
Федор Тютчев родился 23 ноября 1803 года на Брянщине в Овстуге, тут прошли его детские годы, а вот молодость он провел в Москве. Поэт получил домашнее образование, также закончил Столичный институт со степенью кандидата словесных наук. С молодости Тютчев увлекался поэзией, воспринимал активное роль в литературной жизни, пробовал писать свои произведения. Так вышло, что практически 23 года собственной жизни Федор Иванович провел на чужбине, работая бюрократом Российской дипломатичной миссии в Мюнхене.
Невзирая на то что связь с родиной на длительное время прервалась, поэт в собственных работах описывал русскую природу. После чтения его стихотворений создается воспоминание, что он писал их не в дальной Германии, а кое-где в глуши Рф. За свою жизнь Тютчев написал не настолько не мало произведений, ведь он работал дипломатом, занимался переводом творений германских коллег, но все его работы заполнены гармонией. Через свое творчество поэт безустанно повторял людям о том, что человек является неотъемлемой частью природы, нельзя забывать об этом ни на миг.
Немного об авторе
Федор Тютчев родился 23 ноября 1803 года на Брянщине в Овстуге, здесь прошли его детские годы, а вот юность он провел в Москве. Поэт получил домашнее образование, а также окончил Московский университет со степенью кандидата словесных наук. С юности Тютчев увлекался поэзией, принимал активное участие в литературной жизни, пробовал писать свои произведения. Так получилось, что почти 23 года своей жизни Федор Иванович провел на чужбине, работая чиновником Русской дипломатической миссии в Мюнхене.
Несмотря на то что связь с родиной на долгое время прервалась, поэт в своих работах описывал русскую природу. После прочтения его стихотворений создается впечатление, что он писал их не в далекой Германии, а где-то в глуши России. За свою жизнь Тютчев написал не так много произведений, ведь он работал дипломатом, занимался переводом творений немецких коллег, но все его работы наполнены гармонией. Через свое творчество поэт неустанно повторял людям о том, что человек является неотъемлемой частью природы, нельзя забывать об этом ни на миг.
История написания стихотворения
«Люблю грозу сначала мая…» — это стихотворение, поточнее его 1-ый вариант, Федор Тютчев написал в 1828 году, в то время он пребывал в Германии, работая там дипломатом. Читая строчки произведения, человек лицезреет перед взглядом русскую природу, небо, которое заволокли грозовые тучи, слышит гул грома и журчание ручейков воды, образовавшихся на дороге после проливного дождика.
Трудно представить, как поэт смог так точно передать природу Рф, пребывая в это время далековато от родины. Следует сказать, что стихотворение «Весенняя гроза» в первый раз увидело свет в 1828 году, а сходу после написания Федор Иванович опубликовал его в журнальчике «Галатея». Через 26 лет поэт вновь возвратился к собственной работе, в 1854 году он дописал вторую строфу и мало изменил первую.
Основная тема стиха
Основной темой произведения является весенняя гроза, так как для создателя она ассоциируется с переменами, движением вперед, изгнанием застоя и упадка, рождением чего-то нового, возникновением других взглядов и мыслях. Фактически во всех собственных работах Федор Иванович проводил параллель меж природой и миром людей, находя какие-то общие черты. Весна (судя по тому, с какой любовью поэт обрисовывает это время года) вызывает у Тютчева трепет, подъем настроения.
И это не просто так, ведь вешние дни ассоциируются с юностью, красотой, силой, обновлением. Точно так же, как природа громозвучно заявляет о приходе тепла пением птиц, раскатами грома, шумом ливня, так и человек, ступив во взрослую жизнь, стремится во всеуслышание заявить о для себя. Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева только подчеркивает единство людей с миром вокруг нас. Что еще можно сказать о данном произведении?
Восприятие природы в творчестве Тютчева
Делая анализ стихотворения «Весенняя гроза», важно также учитывать и то, что Федор Тютчев долгие годы проживал и работал за границей. Он стал одним из основателей романтизма в русской литературе. Поэту удалось использовать традиции запада и России и объединить их в своих литературных трудах. В результате мир увидел множество образных и удивительных произведений, пронизанных природной красотой и ярким светом.
Лирические произведения Федора Тютчева занимают важное место в русской лирической поэзии. Его стихи передают всю красоту поэтических природных и человеческих образов в сочетании с философскими обобщениями и выводами.
При анализе «Весенней грозы» стоит указать, что теме природы в лирике Тютчева отводится особое место. Автор олицетворяет природу, наделяет ее характерными для человека чертами. Он придает ей движение, раскрашивает в разные оттенки, описывая ее состояние и свое отношение к окружающей среде. Поэт делает природу живой, способной радоваться, чувствовать, грустить.
Единение божественного начала с природой
«Люблю грозу сначала мая…» — Федор Тютчев специально использовал в произведении сквозные образы воды, неба и солнца, чтоб лучше и ярче показать идею единения человека с окружающей средой. Разные природные явления в стихотворении вроде бы оживают, создатель приписывает им людские черты. Гром сравнивается с малышом, который играет и резвится, облако, веселясь и смеясь, проливает воду, а поток бежит.
Стихотворение написано в форме монолога головного героя, состоит оно из 4 строф. Сначала вводится образ грозы, потом разворачиваются главные действия, в конце создатель отсылает нас к древнегреческой мифологии, объединяя природу с божественным началом, демонстрируя цикличность нашего мира.
Жанр и средства выразительности
Это стихотворение, написанное в самом начале творческого периода, относится к пейзажной лирике. Поэт был молод, полон сил и желаний, подобен грозе, меняющей мир и сознание человека. Философские суждения появляются в моменты описания явлений природы и поведения людей.
Стихотворение написано в характерной для Тютчева форме, легкой и мелодичной. Автор использует четырехстопный ямб, чередует мужскую и женскую рифму. Описывая столь привычное явление, как весенняя гроза, Тютчев вложил философский смысл в отдельный момент жизни природы.
Свои яркие образы автор создал, используя тропы и эпитеты. Художественных приемов применено не слишком много, все они нашли свое место в стихотворении. Состояние природы и иллюстрации ее постоянного динамичного развития автор передает, употребляя множество глаголов.
Звуковая наполненность стиха
Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева указывает, как поэт смог с помощью четырехстопного ямба с пиррихием наполнить произведение мелодичностью и легким звучанием. Создатель использовал перекрестную рифмовку, чередуя женскую и мужскую рифму. Поэтический образ Федор Иванович раскрыл с помощью разных художественных средств.
Чтоб картина зазвучала, поэт использовал неограниченное количество сонорных согласных и аллитерацию «р» и «г». Также он прибегнул к деепричастиям и личным глаголам, которые сделали движение, развитие деяния. Тютчеву удалось достигнуть эффекта стремительно сменяющихся кадров, на которых гроза изображена в разных проявлениях. Успешно подобранные метафоры, эпитеты, инверсия, олицетворения также сыграли значительную роль в придании стиху выразительности и яркости.
Жанр, направление, размер
Лирическое стихотворение «Весенняя гроза» — это образец пейзажной лирики с элементами философского рассуждения. Поэт разворачивает перед читателем живую картину весенней грозы. Используя яркие образы и средства выразительности, он рисует голубое небо, раскаты громы и первые дождевые капли. Тем не менее, некоторые литературоведы утверждают, что творческое наследие Тютчева представляет собой последствия распада формы оды, которая была популярна во времена Державина и Ломоносова. Поэтому Ю.Н. Тынянов выдвинул свое определение жанра стихотворений Тютчева — «фрагменты». По его мнению, произведения поэта до предела сжаты и не имеют даже логического завершения.
«Тютчев — поэт одной темы: космизация человеческого присутствия в Сущем. В ней всё собрано, уплотнено и в то же время расредоточено по нескольким руслам, наполненным игрой стихий, мерцанием ценностей и коннотатов»
В то же время Тютчев проводит параллель между природным явлением и человеческой молодостью, рассуждает о вечном движении и цикличности жизни. Наблюдение за природой заставляет поэта задуматься над философскими вопросами существования, что делает его текст более полным и глубоким.
Стихотворение «Весенняя гроза» написано четырехстопным ямбом с пиррихием и использованием перекрестной рифмовки, при этом в тексте чередуются мужские и женские рифмы. Использование любимого поэтом размера делает звучание «Весенней грозы» легким и мелодичным.
Анализ работы с философской точки зрения
Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева указывает, что поэт в произведении обрисовал только одно из бессчетных мгновений жизни. Чтоб сделать его неунывающим, полным сил, бодреньким, создатель избрал майский денек с ливнем и рокочущей грозой. Стих необходимо рассматривать с философской точки зрения, так как только так можно раскрыть всю палитру эмоций, осознать, что конкретно желал донести до читателя Федор Иванович.
Гроза — это не просто явление природы, а рвение человека вырваться из кандалов, бежать вперед, открывать новые горизонты, выдумывать разные идеи. Теплый майский дождик вроде бы совсем пробуждает землю от зимней спячки, очищает ее, обновляет. Почему конкретно весенняя гроза, а не летняя либо осенняя? Может быть, Тютчев желал показать конкретно импульсивность и красоту юности, передать собственные чувства, ведь когда он в первый раз сел за написание стихотворения, поэт был еще довольно молод. Вносил коррективы в свою работу он в более зрелом возрасте, смотря на прошедшие невозвратно деньки с высоты актуального опыта.
Чувственная наполненность стихотворения
«Люблю грозу сначала мая…» — сколько непередаваемых чувств содержится в этой недлинной строке. Вешний гром у создателя ассоциируется с юношей, только расправляющим крылья, готовящимся выйти в свободное плаванье. Юноша только что вырвался из-под родительской опеки, он готов горы перевернуть, потому переживает таковой всплеск чувств. Бегущий с горы поток также сравнивается с юными людьми, не определившимися, чем они будут заниматься, какому делу посвятят свою жизнь, но упорно несущимися вперед.
Молодость проходит, тогда и наступает период переосмысления собственных поступков — конкретно об этом гласит создатель в стихотворении «Весенняя гроза». Ф. И. Тютчев сожалеет о прошедшей юности, когда он был здоровым, сильным, бодреньким, свободным от обязанностей.
Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» на уроке литературы в 5-6 классах
Анализ лирического произведения в единстве формы и содержания
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» (5 – 6 класс)
1) Стихотворение «Весенняя гроза» написано известным поэтом 19 века Федором Ивановичем Тютчевым (в 1828 г. – нач.1830 г.г.)
2) Каждый человек в жизни хотя бы однажды был свидетелем такого грозного явления природы, как гроза, и не остался равнодушным к увиденному. Вероятно, и поэт Ф.И.Тютчев тоже не раз наблюдал эту грозную стихию. Так, под впечатлением увиденной весной картины грозы возникло стихотворение «Весенняя гроза».
стихотворения звучит уже в названии –
весенняягроза
, поэтому стихотворение представляет собой
описаниеприроды
во время
весеннейгрозы
. Это примета пейзажной лирики.
(4-5) Стихотворение состоит из 4-х строф. Автор охватывает своим взором все мироздание: и небо, и землю:
…весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом..
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам…
Картины живо сменяют друг друга, как будто всемогущий волшебник взмахнул палочкой, и все неживое ожило.
в
природе
передается
художественнымисредствами
:
глаголыдвижения
обозначают действия, как бы «оживляют все»: «гром резвится и играет», «гремят раскаты молодые», « дождик брызнул», «солнце нити золотит», «все вторит весело громам».
Прием олицетворения
наделяет неживое свойствами живого (поток проворный, гром резвится и играет и др. см. выше).
Глаголы несовершенного вида настоящего времени (их 7: грохочет, гремят, летит, вторит) сочетаются с глаголами совершенного вида прошедшего времени (их 3: повисли, брызнул, пролила). Что этим достигается? Картина грозы как будто увидена только что, это происходит сейчас и с нами. И так будет всегда.
Чтобы образы были зримыми, прилагательные выделяют их признаки. Эпитетов
всего 3: небо голубое, раскаты молодые, ветреная Геба (Геба – богиня вечной юности, миф. образ). Цветовой эпитет только один. Остальные прилагательные (их 5) обозначают другие признаки: место (гам лесной, шум нагорный), время (весенний, первый гром), принадлежность (птичий гам).
В тексте есть и метафора
: перлы дождевые (скрытое сравнение капелек дождя с перламутровыми бусинками), нити (струи дождя), громокипящий кубок (ливень дождя).
Дождевые потоки сравниваются
с вином, которое пролила с Олимпа богиня Геба («громокипящий кубок с неба … из рук богиня пролила»).
Ритм стихотворения спокойный, он создается за счет двусложного размера – ямба:
/ _ _ / _ _ / _ _ / _
_ _ / _ _ / _ _ / _ _ /
(7) Лирический герой
стихотворения (автор)
любуется
грозою. Эта мысль звучит уже в первой строчке первой строфы:
Люблю грозу в начале мая…
он передает спокойно (ведь в тексте нет восклицательных предложений), он не кричит об этом с радостью, потому что сам автор был человеком скромным. (О его скромности писал другой поэт А.Фет). Ему
нравится
все: и гром, и дождь, и потоки дождя, и гам птиц, и шум воды. Почему нравится? Весенняя гроза не разрушает ничего, она, наоборот, пробуждает природу.
Наверное, автору хотелось показать красоту природы, особенно весной, в момент пробуждения к жизни после зимнего сна. Эта красота как будто пробудила и душу человека, заставила ее жить чувствами восхищения. А идея
стихотворения в том, что все в мире изменяется, и все повторяется. Это закон природы.
, что такие
стихи
о природе
оживляют
наши воспоминания о весне, заставляют и нас полюбоваться красотой природы и даже рождают в душе стихи. А еще они рождают мысль о том, что все в жизни
быстротечно
, поэтому нужно
ценить
данную нам возможность жить и быть свидетелями всего сущего.
лирического произведения (стихотворения) в единстве формы и содержания
1. Автор и название стихотворения.
- История создания, идейный замысел. (Под влиянием какого события или настроения написано? Какие сведения сообщает комментарий в конце книги?)
- Тема стихотворения. К какому жанру оно относится?
- Основные мотивы и образы.
- Композиция (построение) стихотворения. (Сколько частей можно выделить и какие? О чем сообщает каждая часть?)
- Какие художественные средства использует автор, и для чего они служат?
(Как тропы и особые обороты речи помогают автору выразить свои мысли, чувства
7. Какова главная мысль (идея) стихотворения?
- Не знаете ли вы оценок этого стихотворения, сделанных другими?
- Не известны ли вам стихотворения, заключающие подобные или резко противоположные мысли и чувства?
- Каково ваше впечатление от этого стихотворения? Какие мысли и чувства оно у вас вызывает? Каким представляется вам автор этого стихотворения?
* постарайся
составить свой анализ как связный текст;
* обязательно выскажи свое отношение к стихотворению и его автору;
* содержание стихотворения обязательно свяжи с эпохой, в которую живет
автор, и с событиями из его жизни
Основная идея поэта
В этом мире все циклично, повторяются одни и те же действия, люди переживают идентичные эмоции — конкретно об этом желал предупредить потомков Федор Иванович. Сколько бы сотен лет не прошло, но каждый год люди будут слышать гул майского грома, услаждаться шумом вешнего дождика, провожать взором шустрые потоки, бегущие по дороге. Через сотки лет юные люди все так же будут услаждаться свободой, мыслить, что они владыки мира. Позже наступит пора зрелости и переосмысления собственных поступков, но им на замену придет новенькая молодежь, не знавшая горечь разочарований, желающая покорить мир.
Тютчев желал сакцентировать внимание на том, что дарует чувство свободы, покоя и внутреннего очищения весенняя гроза. Анализ стихотворения гласит о том, что создатель испытывал ностальгию по издавна ушедшим денькам, когда он был молод. В то же время Федор Иванович отлично соображает, что процессы становления личности неминуемы. Человек рождается, вырастает, взрослеет, набирается актуального опыта и прозаической мудрости, стареет, погибает — и от этого никуда не деться. Через 10-ки лет уже другие люди будут ликовать вешней грозе и майскому дождику, строить планы на будущее и покорять мир. От этого становится малость обидно, но ведь так устроена жизнь.
Краса и глубочайший смысл стиха
Можно написать большущее произведение прекрасным слогом, но оно не зацепит читателя, не оставит в его душе неизгладимый след. Можно сочинить куцее стихотворение, вложив в него глубочайший философский смысл, но оно окажется очень сложным для осознания. Федор Тютчев смог отыскать золотую середину — его стих маленький, прекрасный, чувственный, со смыслом. Такую работу приятно читать, она навечно остается в памяти и принуждает хоть чуть-чуть задуматься о собственной жизни, переосмыслить некие ценности. А это означает, что поэт достигнул собственной цели.
Источник