Цветы настроения для рефлексии

Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Цветы-настроения»

Людмила Сенина
Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Цветы-настроения»

Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Цветы-настроения».

Приходя впервые в детский сад, малыш испытывает стресс. Очень трудно пережить расставание с родителями, привыкнуть к непривычной обстановке, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями. Ребята проходят адаптационный период, кто-то уже привык и идет с хорошим настроением, а некоторые еще не привыкли рано вставать по утрам и идти в детский сад. Дошкольники раннего возраста не умеют скрывать своих эмоций, все настроение написано на лице. В дошкольном возрасте продолжается процесс накопления ребенком представления о самом себе, в содержание которых входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Для детей раннего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. В раннем возрасте у них начинается складываться произвольность поведения. У детей появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с именем и полом. Вот такой уголок настроения для рефлексии появился в моей группе раннего возраста, для того что бы помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Место расположения выбрала напротив центра отдыха. Ребята сидят на диванчики, и рассматривают цветочки с разными эмоциями, детей я сравниваю с цветочками.

— Посмотрите, красный цветочек плачет.

— А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?

-А у какого цветочка хорошее настроение?

-А у кого из ребят хорошее настроение?

-А какой цветочек смеется?

Цель мастер-класса:

помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи мастер-класса:

• формировать эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю;

• Контроль и регулирование эмоционального состояния ребенка.

Источник

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Приёмы
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Методическая разработка «Рефлексия настроения и эмоционального состояния» содержит приёмы, которые можно использовать на уроке по любому предмету.

Скачать:

Вложение Размер
refleksiya_nastroeniya_i_emotsionalnogo_sostoyaniya.docx 24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Методы и приемы организации ситуации успеха на уроке.

1. Методика «Настроение»

(каждый участник зачитывает слова с карточки и выполняет все действия).

1. Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

2. Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

3. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

4. Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение.

6. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу.

7. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

8. Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

9.Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

10. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

11. Формула удачи: улыбка – настроение, а вера в себя — результат.

12. Настрой на активную работу на уроке через стихотворение:

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Откроется самая главная мысль!

13. Долгожданный дан звонок –

Снова сесть за парты рады.

Приступать к учебе надо.

14. Ты мой друг, и я твой друг,

Вместе мы семья.

То, что не смогу один

15. С добрым утром! Начат день,

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать

Всем работать, отвечать!

Так скорей, друзья, за дело!

16. Прозвенел уже урок,

Начинаем наш урок.

Мы друг к другу повернемся

И, конечно, улыбнемся.

Пожелаю вам, друзья,

Я ни пуха ни пера!

17. Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

18. Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

19. В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

20. Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

2. «Букет настроения»

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

3. «Шкала настроения»

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроения (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение в течение всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класса. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

— с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

— “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.

— “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.

— Светофор “Мои ожидания”

— Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько — посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

5. «Эмоционально-художественное оформление»

(картина, музыкальный фрагмент).

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

7. «Цветные карточки»

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Какие цели видит перед собой ученик? Разместить их на своем «дереве».

Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).

11. «Угадай сказку» (или рассказ)

По опорным словам отгадай название рассказа из раздела.

12. «Рисуем настроение»

Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».

1-й вариант : мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребёнка нарисовать своё настроение.

2-й вариант : на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

После этого обсуждают получившийся рисунок.

Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
  • зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
  • жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
  • фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
  • чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
  • коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

13. «Образная рефлексия»

Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).

Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению .

Закончи предложение : «Моё настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

В классном уголке висит «солнышко». Количество лучиков соответствует количеству детей в классе. Лучик – косичка с бантом на конце, которая есть у каждого ребёнка . Цвет бантика соответствует настроению ребёнка.

15. «Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки , на которых они рисуют своё настроение.

16. «Моё настроение»

Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение.

17. «Состояние моей души»

Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:1) Крайне скверно, 2) Плохо,3) Хорошо, 4) Уверен в своих силах, 5) Комфортно.

Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

18. «Мишень настроения»

День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется ( наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри – дата и мотивация . В конце недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена» днями.

19. «Маятник настроения»

Идея та же – оценка настроения.

Сама картинка (слева — хмурый день, тучи, дождь; справа — солнце, безоблачное небо) нарисована на листе ватмана.

Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая наверху.

В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой настроения»).

20. «Музыкальный тест»

Нотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребёнку даётся маленькая нотка . Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане.

Итак, прошёл день (урок). Детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки «смотрит» вниз (минор) или вверх (мажор).

21. «Роза настроения»

«Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:

  • жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;
  • зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;
  • синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.

Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.

22. «Цветик – многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

23. «Сказочное дерево»

Разноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогии с предыдущим.

Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному гномику, настроение которого разделяет в данный момент.

Источник

Семь образных приёмов рефлексии в конце урока. Как можно завершить урок?

Образные приёмы рефлексии в конце урока отлично подходят для учеников начальной школы, они просты и понятны для детей. Также их можно использовать и в работе с более взрослыми ребятами.

Букет настроения

В начале урока учитель раздаёт детям бумажные цветы разных цветов, в самом простом варианте красные и голубые. На доске/листе бумаги изображена ваза. В конце урока педагог просит детей прикрепить к вазе красный цветок, если им понравился урок и они узнали что-то новое, или голубой цветок, если урок не понравился. Можно предложить ребятам и более разнообразный спектр цветов: жёлтый, синий, зелёный. В конце урока цветы собираются в корзину или вазочку.

Цветик – многоцветик

В целом очень похожий на «Букет настроения» приём. Из цветных лепестков дети выбирают тот, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.

Дерево чувств/дерево настроения

Ещё одна вариация рефлексии с использованием цвета. Ученики вешают на дерево яблоки красного цвета, если чувствуют себя хорошо и комфортно, если некомфортно – зелёного.

Лучики солнца

Предлагаем детям представить себя лучиками солнца. На доске/листе бумаги изображено несколько солнышек без лучиков с разными эмоциями (минимум два: радостное и грустное). В конце урока учитель просит прикрепить свой лучик на солнце согласно своему настроению.

Перечисленные техники обычно используются для рефлексии эмоций. Вместо цветов, лепестков или яблок можно использовать и обычные разноцветные карточки. Далее представлены приёмы для рефлексии состоявшейся деятельности.

Светофор

«Светофор» поможет ученикам оценить свою деятельность на уроке. Преимущество этой техники в том, что со светофором и значениями его цветов знакомы все: зелёный цвет – всё понятно, жёлтый – есть затруднения, красный – много непонятного. Можно раздать в начале урока каждому ученику набор карточек трёх цветов, а в конце урока попросить поднять карточку выбранного цвета. Или же изобразить светофор на доске/листе бумаги и попросить учеников прикрепить стикер (можно именной) на соответствующий их ощущениям сигнал светофора.

Млечный путь

Педагог просит детей оценить свой вклад в урок. На плакате изображено звёздное небо. Каждый ученик оценивает свой вклад в работу группы, прикрепляя звезду определённого цвета:

  • красный цвет – не доволен, мог сделать гораздо больше,
  • жёлтый – мог бы работать лучше,
  • зелёный – сделал всё возможное для успеха группы.

Звёздочки наклеиваются на плакат, затем можно организовать обсуждение.

Советы и рекомендации

Есть очень важное примечание для использования перечисленных техник. Если несколько учителей в одной школе используют один и тот же приём рефлексии, стоит договориться о едином значении цветов, символов и образов, чтобы дети не путались, и им не приходилось каждый раз запоминать новую расшифровку.

Вот примеры, какому настроению какой цвет может соответствовать (конечно, можно придумать и свою систему цветов):

  • красный – восторженное,
  • оранжевый – радостное, тёплое,
  • жёлтый – светлое, приятное,
  • зелёный – спокойное;
  • синий – неудовлетворённое, грустное,
  • фиолетовый – тревожное, напряжённое,
  • чёрный – упадок, уныние.

Есть и более сложный вариант: учитель может попросить детей выбрать цветную карточку, звёздочку и т.п. и самостоятельно объяснить значение своего цвета.

Смотрите также:

Образные способы рефлексии имеют бесспорные преимущества: они легко готовятся, быстро проводятся и наглядно отражают итог урока: преобладающее настроение, отношение к уроку и т.д. Из перечисленных приёмов можно выбрать один наиболее близкий для класса или использовать разные техники в зависимости от тематики и содержания занятия.

Эти приёмы можно использовать для любого вида рефлексии: эмоциональной, рефлексии деятельности и содержания материала, стоит лишь изменить расшифровку цветов или образов.

Об авторе : Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки «Study Place».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Источник

Читайте также:  Три карты таро мысли чувства подсознание любимого
Оцените статью