Авторское пособие «Цветок эмоций».
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа) на тему
Назначение пособия: Пособие предназначено для определения у дошкольников эмоционального состояния и характеристики изменения настроения в зависимости от ситуации. Данное пособие могут использовать в своей деятельности воспитатели, педагоги психологи и родители.
Возможность использования в практической педагогической деятельности: Особенно удачным будет использование такого пособия в работе с детьми, переживающими период адаптации, с детьми, испытывающими психологические трудности (стеснительными, замкнутыми) или имеющими тяжёлые нарушения речи. Игры с «Цверком эмоций» будут полезны в практической деятельности и родителям малышей. Родители смогут лучше, а главное правильнее, понять своего малыша — с чем связаны изменения его настроения.
Описание пособия: — два круга, (серединка цветка), диаметром 10 см, соединённых между собой для фиксации лепестков.
— двусторонние съёмные лепестки 5 шт.:
— цветная сторона согласно цветового теста доктора М.Люшера (зелёный, чёрный, оранжевый, синий, красный)
— пиктограммы с излбражением пяти эмоций (злость, грусть, веселье, удивление, испуг)
Диаметр пособия в собранном виде — 35 см. Все детали пособия заламинированны.
Данное пособие просто в изготовлении, в использовании и хранении. Его можно дополнять и цветом (в тесте Люшера задействованно 8 цветов), и пиктограммвми эмоций по мере развития и усвоения програмного материала ребёнком. Цвета и пиктограммы эмоций на двустороннем «лепестке»не связаны между собой, что позволяет проводить с помощью данного пособия различные дидиктические игры по различным направлениям развития ребёнка с учётом принципа интеграции образовательных областей. Например, с отдельными лепестками-пиктограммами можно придумывать предложения или рассказы, развивая коммуникацию и речь.
Источник
Арт-директор Playrix о Цвете. Часть 1. Как цвет влияет на наши эмоции?
Начинаем серию статей о феномене цвета от арт-директора Playrix Светы Саблиной. Света поделится собственным видением и расскажет, как знания о цвете могут помочь в работе художника.
Эмоции. Очевидность с неочевидной точки зрения
Что такое эмоции?
Почему именно они, эмоции? Это объективная область исследований, которая касается непосредственно каждого человека. Это не физика, не теория цвета, не колористика. Хотя в какой-то мере все эти вещи связаны. Но все же эмоции — это про наш мозг. И мне, как художнику, очень важно изучить механизм процессов, связанных с цветом и вызывающих эмоции, чтобы увереннее и с большим пониманием использовать цвет в своей работе.
Согласно теории, за эмоции человека отвечает лимбическая система. Она координирует эмоциональные, мотивационные, вегетативные и эндокринные процессы и интегрирует две важнейшие функции мозга животного и человека: эмоции и память. От нее зависит эмоционально-гормональная активность животного, которая, как правило, плохо поддается рассудочному контролю даже у человека.
Среди ученых нет единого мнения о составе лимбической системы, но считается, что эмоции рождаются именно в ней. От лимбической системы возбуждение передается в кору, спинной мозг и периферическую нервную систему. Поэтому эмоции в прямом смысле «захватывают нас с головой». Вспомните, когда у вас по телу бежали мурашки от восторга или удивления?
Американский ученый Яак Панксепп создал классификацию базовых эмоциональных систем. Эмоции типа гордости, стыда и вины он отнес к эмоциям самосознания — вторичным, так как их порождает культура, а первичные эмоции человек изначально несет в себе, независимо от влияния общества.
Целые мировые индустрии — кино, телевидение, производство игр — опираются на наши базовые эмоции, вызывая в нас ярость, страх, похоть. Но сегодня мы подробнее остановимся на такой базовой эмоциональной системе, как seeking (поиск). Это самая большая и наиболее универсальная эмоциональная система, доставшаяся нам от животных.
Животному для выживания необходимо искать и находить ресурсы, причем делать это достаточно энергично, с энтузиазмом. Высшее чувство, производимое этой системой – эйфория. В более умеренной форме – энтузиазм.
Давайте попробуем заглянуть дальше и предположить следующую стадию — религиозный, мистический экстаз, присущий только человеку. Самопознание — тоже своего рода поиск, но более высокого порядка. И это жизненно необходимые процессы.
Иногда эйфорию ошибочно путают с экстазом. Эти состояния действительно в чем-то похожи, но абсолютно разнородны с точки зрения психологии.
Что означает эйфория? Положительно окрашенный аффект, состояние отличного самочувствия как эмоционального, так и физического, а экстаз — это крайняя степень духовного напряжения, высший восторг, пребывание будто бы вне себя.
И уже на этом этапе мы можем проследить связь эмоций и цвета. Во многих культурах и религиях мира цвет используется, чтобы вызвать у человека определенный эмоциональный отклик, например, витражные окна в готических соборах или разноцветные мандалы.
Многие великие люди связывали цвет, свет, эмоции и ощущения. Немецкий писатель Иоганн Гете писал, что цвета — это деяния и страдания света. По Карлу Юнгу, цвет — это родной язык бессознательного. Психическое воздействие цвета, по Кандинскому, рождает “вибрацию души”. Поль Сезанн был уверен, что для импрессиониста писать с природы значит не нарисовать какой-либо предмет, а осознать свои ощущения.
Энтузиазм, эйфория, экстаз — чтобы вызвать такие яркие эмоции, используя цвета в наших играх, нужно хорошо разбираться в физиологии возникновения этих состояний.
За энтузиазм отвечает серотонин — гормон счастья, радости. Он вырабатывается в нашем организме в моменты экстаза, а во время эйфории его уровень повышается. Для выработки серотонина обязательно нужен солнечный цвет. А это, безусловно, яркие, насыщенные краски. Если серотонина слишком мало, то есть риск получить депрессивное расстройство.
Когда человек испытывает радость, кроме серотонина (спокойная и светлая радость), выделяются еще окситоцин, дофамин и эндорфины (буйная радость, эйфория). Эти гормоны, помимо повышения настроения, уменьшают страх, снижают боль, увеличивают регенерацию клеток, замедляют старение, улучшают сопротивляемость стрессу.
В темное время суток, когда все цвета вокруг нас приглушены, вырабатывается мелатонин. Он помогает нам расслабиться и уснуть. В определенном сочетании с серотонином порождает яркие видения, озарение и экстаз, например, во время медитации. Именно благодаря мелатонину мы можем видеть цветные сны.
Если яркие краски стимулируют выработку этих гормонов, то выходит, что наблюдение за цветом не только приятно, но и полезно! Поэтому мы используем в своих играх яркие насыщенные иллюстрации, которые нравятся большинству людей, ведь это базовая потребность организма.
В чем связь эмоций и цвета?
Каждый цвет вызывает у нас свои ассоциации и имеет огромное количество связей: цвет и бренд, цвет и искусство, цвет и национальная культура.
Цвет — это символ эмоций. Мы можем не догадываться о точном значении цвета, но наше подсознание выделит его из окружающей среды и даст нам о нем информацию на уровне эмоций. У каждого эта ассоциация индивидуальна, но все же доказано, что тот или иной цвет вызовет у всех схожую эмоцию.
В 2019 году прошел интересный эксперимент — исследование ассоциативных связей в современном русском языке.
В ходе исследования участникам показывали названия основных цветов и просили указать одну или несколько эмоций, которые у них ассоциировались с этим цветом, и передать их интенсивность.
В результате выяснилось, что наиболее выраженные ассоциации с гордостью повторяли цвета российского триколора и, по всей видимости, отражали официально принятые ассоциации красного цвета с державностью, силой, кровью, пролитой за Родину, с победой; белого цвета – со свободой и независимостью, миром, чистотой и непорочностью; синего – с верой и постоянством. Как мы видим, в большинстве случаев связь цвет-эмоция закладывается на уровне культурного и национального кода, но все же нельзя отрицать, что восприятие цвета человеком зависит от многих факторов — от эмоционального состояния, физического самочувствия и времени суток. Многие реакции на цвет возникают в процессе развития личности и меняются с годами, а некоторые — присущи нам по праву рождения.
Взаимосвязь цвета и эмоций — многоуровневое явление. Мы видим, что с одной стороны, цвета и их сочетания являются символами эмоций, а с другой — эмоциональное состояние человека часто влияет на наше восприятие цвета.
Как цвет влияет на человека? Цвета не существуют локально и изолированно. Мы не воспринимаем эмоционально каждый кусочек цвета где бы то ни было отдельно. На то, как мы видим цвет в конкретный момент времени, влияет освещение, окружающие предметы, контекст. Но большинство исследований занимаются изучением именно локальных цветов, упуская из виду спектральные градиенты.
Невозможно пройти мимо этой розы флорибунда — ее цветовые переходы на лепестках, богатство оттенков завораживают и заставляют остановиться и рассматривать эту цветовую пульсацию. Почему это происходит?
Наш взгляд всегда привлекают оттенки и цветовые переходы — радуга, северное сияние. Нас завораживают блеск металла, светящиеся глаза животных, блики каустиков. Вспомните, как мы реагируем на салют? Мы радуемся как дети. Для некоторых народов, живущих на севере, характерно явление мерячения. Этот удивительный эффект описан очень давно. Под влиянием полярного сияния определенной силы и цвета люди, подверженные этому явлению, впадают в гипнотический транс.
Как объяснить эти феномены? Вероятно, цвет и свет являются определенным стимулом, который одинаково влияет на всех нас, заставляя испытывать восторг и удивление, впадать в транс или эйфорию. По своей природе эта реакция похожа на экстатическое состояние, о котором мы говорили раньше.
Выходит, что наше восприятие цвета субъективно и объективно одновременно, а его воздействие на нас происходит на физическом уровне. Как, учитывая это, можно выработать общие рекомендации по работе с цветом, которые будут актуальны и для художников в игровой индустрии? Для этого предлагаю посмотреть, как менялось наше цветовосприятие на протяжении последних ста лет.
Источник
Цвет и психика: Связь цвета и мышления
Цвет и эмоции человека
В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Почему это так?
Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств. Филогенетически ощущения и чувства неразрывно связаны между собой. Для ряда модальностей, особенно интерорецептивных (органических), характерно, по выражению Вундта, почти «совершенное поглощение чувством» всех остальных частей ощущения. В первую очередь, это чувства удовольствия и неудовольствия.
Воздействие раздражителя вызывает не только ощущение (сенсорный компонент), но и чувство по отношению к этому ощущению. Можно сказать, что ощущение «пристрастно». Психика человека преимущественно ориентирована на внешнюю реальность. Экстерорецептивные ощущения в отличие от интерорецептивных, имея четкую предметную отнесенность (особенно в зрительной и слуховой модальностях), а также в силу своего большего количественного и качественного разнообразия, оказываются более адекватными для воплощения всего многообразия чувств и настроений человека, как это отмечает Вундт.
Проведя анализ цветовых модальных характеристик эмоциональных процессов, Вундт указывает на различие физических основ эмоциогенного действия цветов и звуков. Пространственная симультанность зрительных модальных компонентов эмоций в отличие от временной сукцессивности слуховых компонентов дает первым определенное преимущество за счет своей пространственной стабильности и симультанной данности. Поэтому цвет как экстерорецепторный раздражитель не только вызывает ту или иную эмоцию, но и является исключительно удобным средством для объективации эмоциональных переживаний человека.
Л.М. Веккер (1981) считает описание Вундтом различных цветовых характеристик соответствующих эмоциональных состояний предвосхищающим все дальнейшее развитие приемов цветового тестирования эмоций, а применение цветовых методик изучения эмоциональной сферы человека имеющим большие возможности, чем звуковысотных. Вторым существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку.
Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях. Тем самым, экспериментальные исследования Л.А. Шварц подтверждают положение Вундта об органической связи ощущений и эмоций.
Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего используют светлые, яркие краски — желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные».
В работе В.Н. Ворсобина и В.Н. Жидкина (1980) изучалась динамика цветовых предпочтений дошкольников в зависимости от переживаемых ими эмоций. В случаях переживания детьми эмоций радости значимо по сравнению с фоновыми выборами увеличивалось предпочтение красного, желтого и оранжевого цветов и уменьшалось — зеленого и голубого (анализ проводился по цветовым сочетаниям). При переживании эмоции страха дети достоверно реже предпочитали сочетание красный-синий-фиолетовый, а чаще — зеленый-голубой. Авторы работы приходят к выводу, что отношение у детей данного возраста к красному цвету достаточно специфично для дифференциации эмоций радости и страха. По их мнению, метод выбора цветовых сочетаний несет большую информацию об эмоциональных состояниях, чем выборы отдельных цветов.
Результаты этих работ показывают, что цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства, а, следовательно, утверждаемая рядом исследователей ведущая роль фактора научения в образовании цветоэмоциональных связей не может быть принята. Что же касается эмоционально-эстетического отношения к цвету, то, как указывает В.С. Мухина, обучение ребенка устойчивым, предметным ассоциациям цветов, как правило, приводит к стереотипному, косному восприятию красок, снижает способность непосредственно чувствовать цвет. Ядро цветоэмоциональных значений является принципиально схожим у детей и взрослых.
Изучалась возможность диагносцирования эмоциональных состояний испытуемых методом цветовых предпочтений (тест Люшера). В целях верификации результатов, эмоциональные состояния вызывались у испытуемых с помощью гипнотического внушения. Находясь во внушенном состоянии «радости», испытуемые чаще всего предпочитали красный и желтый, а отвергали коричневый и черный. Внушение «чувства вины» вызвало предпочтение серого и синего цвета, а красный и желтый, наоборот, отодвинулись в конец цветового ряда.
А.М. Эткинд (1979; 1980-85) провел серию исследований цветоэмоциональных значений у взрослых. В первой работе (1979) изучалось сопряжение 8-ми цветов теста М. Люшера с 9 основными эмоциями по К. Изарду (1980). В таблице 2.4.1. представлены частоты ассоциаций цветов (в %) с эмоциональными факторами Изарда (в каждый фактор включено по три отдельных эмоции).
Таблица 2.4.1.
Цвет | Эмоции | ||||||||
Интерес | Радость | Удив.* | Грусть | Гнев | Отвр.* | Стыд | Страх | Утом.* | |
Серый | 6 | 4 | 2 | 27 | 1 | 15 | 18 | 12 | 53 |
Синий | 27 | 4 | 2 | 27 | 5 | 7 | 13 | 15 | 8 |
Зелен. | 26 | 10 | 26 | 13 | 8 | 7 | 19 | 8 | 7 |
Красн. | 16 | 52 | 23 | 4 | 55 | 4 | 4 | 17 | 2 |
Желт. | 20 | 24 | 56 | 1 | 9 | 19 | 12 | 15 | 1 |
Фиолет. | 5 | 12 | 14 | 12 | 6 | 22 | 16 | 7 | 12 |
Корич. | 10 | 8 | 3 | 14 | 4 | 27 | 17 | 3 | 23 |
Черный | 10 | 2 | 2 | 22 | 38 | 18 | 13 | 43 | 24 |
*Удив. — удивление, Отвр. — отвращение, Утом. — утомление. Наблюдаемая частота цветоэмоциональных ассоциаций достоверно отличалась от случайного распределения по данным Х 2 . Для всей матрицы его значение составило 716 (р
Психофизические характеристики цвета | Параметры эмоций |
Цветовой тон | Направленность |
Красный | Активная |
Зеленый | Нейтральная |
Синий | Пассивная |
Светлота | Валентность |
Светлый | Положительная |
Темный | Отрицательная |
Насыщенность | Сила |
Насыщенный | Интенсивная |
Ненасыщенный | Слабая |
Светло-синий — синий, светлый, малонасыщенный. Эмоциональные параметры — пассивный, положительный, слабый. Быть, по настоящему, «веселым», «радостным» голубому мешает его пассивность. Он выражает чувство дружелюбного нейтралитета, легко переходящее в равнодушие и безразличие (см. В. Кандинский).
Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, а с другой — психофизиологической организацией человека. Из этого с необходимостью следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах — темпераменте, характере и личности. Косвенно, на данную проблему выходили многие исследователи, изучавшие взаимосвязь цвета и эмоций.
Цвет и характер
Разнообразие теоретико-методических подходов в изучении индивидуальных и типологических особенностей человека значительно затрудняет продуктивное сравнение результатов, полученных при исследовании взаимосвязей между отношением к цвету и характером. В настоящем разделе мы используем понятие «характер» достаточно условно — как обозначение устойчивых паттернов внешних (поведенческих) проявлений и их внутренних (психических) условий. Мы специально не будем дифференцировать понятия темперамент, характер, личность, поскольку в различных психологических школах им дается самая различная трактовка, а также потому, что для нас сейчас не столь важно, какая из перечисленных инстанций оказывает большее влияние на отношение субъекта к цвету, а важно установить, что подобное влияние вообще существует.
Одним из немногих обще употребляемых в психологии понятий, относящихся к сфере характера, является введенное К. Юнгом понятие «экстраверсии-интроверсии», хотя следует признать, что его значение различными психологами трактуется не всегда однозначно. Так Г. Айзенк, создатель известного личностного опросника, понимает экстраверсию — интроверсию как, прежде всего, ряд врожденных психофизиологических свойств человека и соотвествующих им характеристик поведения, абстрагируясь от того психологического содержания, которое вложил в это понятие К. Юнг. По данным Айзенка (1941) люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными в поведенческих аспектах (экcтравертированными), чем те, кто отдает предпочтение темным оттенкам.
Л.П. Урванцев сообщает о наличии зависимости между цветовыми предпочтениями и факторами «экстраверсии» и «нейротизма» по Айзенку. Испытуемые с высокими показателями нейротизма лишь небольшое число цветов оценивают нейтрально. Количество предпочитаемых цветов у интровертов в два раза меньше, чем у экстравертов. Последние чаще выбирают оттенки красного и желтого и реже — синего и зеленого. . В исследовании корреляции между цветовыми предпочтениями (по тесту Люшера) и факторами опросника Айзенка выявлено не было.
В нашей работе (1983) удалось выявить определенную связь между цветовыми выборами по тесту М. Люшера и значениями факторов экстраверсии и нейротизма. На выборке в 100 испытуемых (студенты) получена прямая корреляционная зависимость между предпочтением красного цвета и уровнем экстраверсии (R = 0.404; Р 1
Источник