- Мастер-класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
- Тема «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений
- Оснащение центра книги
- Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Мастер-класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Светлана Шишкова
Мастер-класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Тема «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений
с детьми дошкольного возраста».
План
1. Презентация материалов по теме: «Использование мнемотехники при заучивании с детьми стихотворений».
2. Игра для педагогов «Нарисуй стихотворение».
Цель: познакомить педагогов с «мнемотехникой» и с методикой ее использования.
Оборудование: мультимедийный экран с файловым обеспечением, образцы мнемодорожек и мнемотаблиц, материал для игры с педагогами.
Ход мероприятия:
I. В наше время остается проблема развития речи детей. Она выражается в следующем:
1. Маленький словарный запас детей.
2. Бедная речь, состоящая из простых предложений.
3. Нарушение звукопроизношения.
4. Дети затрудняются строить монологи и вести диалоги.
Почему я использую в работе мнемотехнику?
Во-первых, в группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мнемотехника оказывает большую помощь.
Во-вторых, позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.
В-третьих, что связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
В-четвертых, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.
Мнемоника, или мнемотехника — система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Основное место в работе по мнемотехнике занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц, схем-моделей, мнемодорожек. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
Развитие умения преобразовывать образы в символы.
Развитие слуховой, зрительной, ассоциативной памяти.
Развитие образного мышления.
Что такое мнемотаблицы, какие они бывают?
Мнемосхема — 1 карточка с 1 рисунком-символом.
Мнемодорожка — вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.
Мнемотаблица — это таблица, в которую заложена определенная информация.
Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице
— Берем заданное на изучение стихотворение.
— Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.
— Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
— После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
— Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образовМнемотехника строится от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перехожу к мнемодорожкам и позже — к мнемотаблицам. Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Детям старшего возраста предлагаю монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются мной так же:
при обучении составлению описательных и творческих рассказов;
при заучивании стихов;
при обучении пересказу художественной литературы.
Воспитатели в моей группе используют в экспериментальной деятельности, для проведения игр, динамических пауз, для работы в коррекционном уголке.
Описательный рассказ — это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ, что очень трудно для ребенка. Здесь важно научить сначала выделять признаки предмета, а затем их описывать. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы творческие рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Работа по обучению рассказыванию с использованием мнемотаблиц состоит из трех этапов:
рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;
рассказ по заданной теме (в младших группах с помощью воспитателя, в старших – самостоятельно).
II. Игра для педагогов.
Предлагаем Вам выполнить практические задания. Необходимо продолжить мнемодорожку, и объяснить почему Вы выбрали те или иные символы.
Обмен мнениями. Раздача памяток (прилагаются)
Источник
Оснащение центра книги
Наталья Пильщикова
Оснащение центра книги
Цель: оснащение центра книги в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта образования (ГОСО) и возрастными особенностями детей для создания предметно – развивающей среды.
Задачи: развивать вкус к хорошей книге, интерес и бережное отношение к ней, обогащать словарный запас.
Содержание и оснащение центра должно соответствовать возрасту детей, интересам и потребностям с учетом уровня развития каждого ребенка, интересов, склонностей и половых различий.
Какими принципами необходимо руководствоваться при оборудовании центра книги?
Центр книги должен быть расположен в удобном месте группового помещения и сочетаться по задачам с соседствующими центрами активности.Например: рядом могут быть расположены центры развития речи, театральный, обучения грамоте. Иметь хорошее освещение, безопасность (укреплены шкафы и полки, отсутствие режущих и колющих предметов, наглядность (яркость, эстетичность и аккуратность, единый стиль коробок с названием или символическое обозначение, двуязычие (русский язык и казахский). Вместе с детьми вырабатываются правила поведения в центре, которые записываются знаками или символами.
Например: Книгу бережно берем,
Не мнем, не пачкаем, не рвем
Друг другу почитаем
И сказки все узнаем.
Оснащение центра книги (примерное содержание):
1. Портреты писателей, поэтов
2. Портрет – художника – иллюстратора и его иллюстрации
3. Подбор книг одного писателя или на одну лексическую тему.Например: книги
К. Чуковского или русские народные сказки.
4. Настольно –печатные игры и дидактические:
— Д\и «Знаешь ли ты сказку?» (разрезные картинки)
— Д\и «Что сначала, что потом» (порядок содержания сказки)
— Домино «Сказочные герои»
— «Расшифруй название сказок» и т. д.
5. Книжки — малышки по лексическим темам (сделанные родителями)
6. Книжка – раскладушка
7. Книжки – раскраски
8. Книги для самостоятельного чтения («Читаем сами»)
9. Детские журналы
10.Разные виды театров: пальчиковый, теневой, конусный, ножной, ручной, театр -говорилок, баночный, дисковый, носочный, перчаточный и т. д.
11. Атрибуты для обыгрывания произведения
12. «Паровозик» («змейка», «гусеница») для схемы стихотворения
13. «Аптечка» для ремонта книг (бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка, скотч, кисточка, салфетка)
15. Экран телевизора
16. Цветные подушечки для эмоционального чтения стихотворения наизусть
Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.
Семинар-практикум по введению ФГОС в ДОУ Семинар-практикум : «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» составлен.
Источник
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений.
Классический способ заучивания стихотворений.
Он состоит из нескольких этапов:
Для начала нужно создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.
- Выразительное чтение стиха взрослым.
Далее взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!
Задайте следующие вопросы?
– О чем стихотворение?
– Понравилось ли тебе?
– Что запомнилось из стихотворения?
– Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Как описывается лес в стихотворении? Кто главный герой? Какой он? Что делает? и т.д.
- Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.
Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете и ребенок повторяет.
Некоторые педагоги рекомендуют при заучивании не дробить стих на строки, запоминать целиком. Но если содержание стихотворения позволяет без потери смысла разбить его на части, то лучше разделить стих и сначала выучить первую и вторую часть, а потом их соединить.
- Воспроизведение стиха ребенком.
Не надейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза. Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка рассказать стих на следующий день, вечером папе и так далее.
Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
— развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
— перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
— развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.
Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.
При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
— добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
— формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
— применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.
1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).
4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы
5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
— кодирование элементов информации в зрительные образы;
— собственно сам процесс запоминания;
— запоминание последовательности информации;
— закрепление информации в мозге.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы — память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.
Источник