Цвета звуки чувства светланы

Конспект урока литературы в 9 классе на тему «В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады».
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Данная разработка поможет учителю дать интересный урок, посвящённый балладе «Светлана». Большое внимание в ходе урока уделяется личности В.А.Жуковского, понятию о романтизме, а также фольклорным мотивам баллады. Материал сопровождается наглядной презентацией, а также аудиозаписью фольклорной песни (поможет учащимся больше проникнуться атмосферой того времени).

Скачать:

Вложение Размер
zhukovskiy.doc 43.5 КБ
zhukovskiy_svetlana_dlya_nsportala.ppt 1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе “В.А.Жуковский ”Светлана”(1813).Романтические особенности баллады”.

Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение баллады, беседа по вопросам, прослушивание аудио (см. приложение).

Оборудование: презентация Power Point.

Эпиграф к уроку:

А.С.Пушкин. (1 слайд)

2.Проверка домашнего задания – биографии В.А,Жуковского. (2 слайд)

— С какими произведениями В.А.Жуковского мы уже знакомы? Каковы их общие черты? Особенности романтизма.(3 слайд).

— Сравним элегию “Море” (домашнее задание) и балладу “Светлана”. (4 слайд).

— Попробуйте догадаться, какие строки принадлежат перу В.А.Жуковского? (5 слайд).

Для этого еще раз вспомните характерные особенности его письма.

— Итак, с чего начинается баллада? (7 слайд).

— На Руси среди незамужних девушек были очень популярны гадания в ночь перед Рождеством * с 18 на 19 января. (Прослушивание аудио, см. приложение)

Светлана прибегает к самому страшному из гаданий – у зеркала (т.к. зеркало, по фольклорным поверьям, считалось границей между нашим и потусторонним мирами). Как вы думаете, почему она прибегает к такому страшному гаданию?

“Год промчался – вести нет;

Он ко мне не пишет,
Ах! А им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит.”

— Светлана находится в разлуке с любимым, её любовь и вера подвергаются испытаниям. Любовь в балладе дана в ореоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения. Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана демонстрирует неизменность веры.

— Расскажите, что случилось со Светланой после того, как она села к зеркалу? На какие части можно разделить балладу? (8 слайд).

— Вы, наверное, заметили, как эта баллада наполнена звуками, цветами, которые только нагнетают обстановку, усиливают страх, ужас. Составим таблицу “Цветопись и звукопись в балладе”. 9- 10 слайды.

Белый плат (платок)

Тускло свет ит луна

Черный цвет против белого. (Добро против зла)

С треском пыхнул огонек

Крикнул жалобно сверчок

Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку

Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная

“Занялся от страха дух”

Все эти средства выразительности характерны для романтизма, создают ореол таинственности, мистики: тьма и свет, холод, страшные звуки стирают границу между реальностью и потусторонним миром.

— Подчеркните слова-символы, характеризующие жизнь и смерть (11 слайд).

Чем же закончится это опасное для человека обращение к потусторонним, враждебным силам?

12 слайд. Какова же главная героиня этой страшной баллады? Симпатична ли она вам. Выпишите цитаты из текста, характеризующие её.

— Почему всё-таки все оканчивается хорошо?

13 слайд. Выделите в этом произведении черты романтизма.

Что вам сегодня понравилось/что – нет? Все ли было вам понятно? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

14 слайд. Домашнее задание.

Ссылка на аудио — (http://melody24.net/search/%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%282+%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0%29).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

“ Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль… ” А.С.Пушкин

Русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Вспомним факты биографии: Он был незаконнорожденным сыном А.И.Бунина и пленной турчанки Сальхи. В 14 лет дебютирует в печати. Занимается переводами (Гёте, Шиллера и др.) Редактор журнала “ Вестник Европы ” . В 1812 г.поступает в ополчение. Близкий друг А.С.Пушкина. Один из излюбленных жанров – элегия.

1). Интерес к сильной, исключительной личности. 2). Взгляд на жизнь “ сквозь призму сердца ” . 3). Интерес ко всему экзотическому, яркому, возвышенному. 4). Тяготение к фантастике, к смешению комического и трагического. 5). Мучительное переживание разлада с действительностью. 6). Стремление личности к абсолютной свободе, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира. 7). Склонность отражать бессознательную форму движения души (сон).

Особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере элегии «Море» и баллады «Светлана». Эти жанры, баллада и элегия, характерны для него как для романтика. Элегия – песня грустного содержания, отражающая размышления о бренности всего земного, быстротечности жизни, о несчастной любви. Этот жанр соответствовал состоянию души романтика, неудовлетворенного реальностью. А баллада отражает другую часть романтического мышления – интерес к мистике, к фантастическому.

На холме, сквозь зелёной рощи, При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, Вдали я слышу соловья… Ручей, виющийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием катишься ты в реку!

Что такое баллада? Где впервые она появилась? Докажите, что «Светлана» В.Жуковского – это баллада.

«Раз в крещенский вечерок* Девушки гадали…» * Ночь с 18 на 19 января.

1. Светлана гадает. 2. Сон Светланы. 3. Поездка . 4. Приезд в «Божий храм». 5. Дорога к избушке. 6. В избушке. 7. Пробуждение от сна. 8. Обращение автора.

Цвета Звуки Чувства Светланы

Цвета Звуки Чувства Светланы Белый плат (платок) Тускло свет ит луна Су мрак Белая пелена Свеч а Темно Пыхнул огон ёк Тускнеет Чёрный Блест ят Блед ен Мрачнее Голубочек белый Черный цвет против белого. (Добро против зла) Мёртвое молчание С треском пыхнул огонек Крикнул жалобно сверчок Кто-то стукнул Стучит Скрыпит Страшное молчание Зскрежетал Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная “ Занялся от страха дух ”

а) синей чертой, символизирующие смерть; б) зелёной чертой, символизирующие жизнь. Луна, зеркало, кони, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.

1.Выпишите все прилагательные из баллады, которые характеризуют Светлану. Найдите в тексте её описание. 2. Как автор относится к своей героине? Найти слова в тексте. 3. Как вы думаете, почему бал- лада заканчивается хорошо?

Фантастически напряженный ход событий. Драматизированный сюжет Противопоставление 2 миров Мотив сна

Понравился ли вам сегодняшний урок? Что вы узнали нового? Как вы оцениваете свою работу?

1). Выучить отрывок наизусть “ Раз в крещенский вечерок девушки гадали… ” 2). На дополнительную оценку – нарисовать иллюстрацию к балладе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова «Песнь про. купца Калашникова». Основная цель урока: формирование представлений о » двух силах» в произведении: силе правды и власти.

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека.

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» — один из памятников и источников древнерусской литературы.

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.&raquo.

Источник

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

Разделы: Литература

Цели и задачи: повторить изученный материал и познакомить с новым, учить анализировать текст, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.

Тип урока: анализ литературного текста.

Оформление урока: фотографии и репродукции картин разных художников, чтобы создать атмосферу, близкую эмоциональному настрою «Светланы».

1. Вступительное слово.

Сегодня мы продолжим ряд уроков, на которых вы не только учитесь анализировать произведения, знакомитесь с литературоведческими материалами, учитесь делать выводы, вычленяя суть, но и приобщаетесь к миру прекрасного, понимаете, чем для человека являются такие чувства как любовь, вера в Бога, вера в лучшее, счастье:

2. Проверка домашнего задания.

Домашним заданием было прочесть балладу «Светлана» и ознакомиться со статьёй в учебнике, посвящённой балладам, записав основную мысль статьи.

Прошу озвучить основную мысль указанной статьи.

«Легендарный сюжет, который часто используется в балладе, как будто защищает автора от лукавого вопроса: а верит ли он сам в то, о чём рассказывает? :Автор как будто смотрит на описываемые им события не извне (как в эпосе) и не изнутри (как в лирике), а как будто сбоку. Авторский взгляд на события вроде бы точен и ясен, но, в то же время, и скрыт от читателя. Поэтому и читатель баллады получает возможность решать, что здесь сказка и что быль, что правда и что ложь, чему верить, чему нет. На этой своеобразной игре с читателем и построена баллада «Светлана» В.А. Жуковского». [1]

Хочется отметить, что Жуковский дал новый взгляд на балладу и именно с его «Светланы» начинается эпоха русских баллад, которые, хоть и написаны в данном жанре, но являют собой нечто особенное. Почему же это произошло? Для этого нужно познакомиться с некоторыми аспектами в мировой литературе.

3. Сообщение новых знаний.

(Заранее желающим давала задание познакомиться с определёнными статьями, чтобы они подготовили сообщения, которые помогут учащимся не только в анализе произведения, но и погрузиться в атмосферу создания «Светланы» Василием Андреевичем Жуковским).

А) Баллада — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. В средние века у романских народов первоначально обозначала песню, исполнявшуюся обычно женщиной, с хоровым и хороводным сопровождением. Постоянными темами ее были любовь, весна, ревнивец-муж и т. п. и заканчивалась, обычно, трагично. Баллада возникла во Франции в конце XIII века. Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века, когда отжившие свой век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии. [4]

В) Жуковский, который был лидером «школы гармонической точности» восприняла и развила реформу Карамзина Н.М., которая ставила перед собой патриотическую цель — сделать русский литературный язык гибким, ясным и точным в выражении самых тонких эмоций и мыслей. С этой целью Жуковский и его соратники преобразуют язык, оживляя его эмоционально. Они преобразуют лирические и лиро-эпические жанры (элегию, послание, балладу), стремясь выразить глубину переживаний, гуманность чувств, нравственную чистоту мечтаний и побуждений. [3]

С) Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Словом, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителем которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить. [2]

Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

4. Анализ произведения.

Зачитываю начало баллады (2 части):

С чего начинается «Светлана»?

Почему с описания крещенского гадания?

Потому что, как уже говорилось, цель Жуковского создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями. Что такое Россия в общемировом понимании? Это холодная страна, где много снега, долгая зима, видимо, поэтому было выбрано именно это время года. Что делают на Руси девушки? Самое яркое событие зимой — это конечно Святки, Рождественско-Крещенский период, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке:

Почему не испытывает веселья Светлана?

Видимо, потому что Светлана обручена. Дело не в том, что она не имеет право на веселье, а в том, что для девушки это время — время перемен, ожидания замужества — всегда волнительно. Впереди — неизвестность. Как сложится её жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить её? Что ждёт её: счастье или несчастье?

Выделите в тексте отдельные слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы.

Луна = ночь, что-то таинственное, тревожное;

«В сумраке тумана» = таинство;

«Мне судьбина умереть»; молчаливость героини; «я молюсь и слёзы лью»:; печаль;

Белая пелена = таинственность, не веселье(!), ассоциация с саваном, смертью;

«зеркало с свечою» = таинство, гадание;

Красавица одна; полночь; «с тайной робостью»; «тёмно в зеркале»; «мёртвое молчанье»; «Свечка трепетным огнём Чуть лиет сиянье» (огонь трепетный, несмелый, осторожный, пугливый, сиянье его — «чуть», чуткое, такое же как трепет души девушки);

«Робость в ней волнует грудь..»; «Страх туманит очи»:и т.д. на протяжении всего произведения вплоть до её пробуждения: «Ах. и пробудилась».

В произведении присутствуют несколько образов. Первый из них — дорога. Какую смысловую нагрузку несёт в себе этот образ?

Дорога — традиционный образ не только путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.

Почему мы считаем Жуковского в данном случае новатором? Вспомните другие изученные нами баллады.

До Жуковского дорога героев баллад вела из сумерек, из тьмы (где своей властью обволакивают героев тёмные силы) в ещё большую тёмноту, где ждал его трагичный финал. Жуковский же свою героиню вёл через сумерки, темноту, метель (смятение чувств) к свету, к счастливому завершению путешествия.

Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию — счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад — надеждой на радостную, полную любви жизнь?

Все неспокойные и даже трагические события прошли во сне: «С треском пыхнул огонёк, Крикнул жалобно сверчок», «Занялся от страха дух», зов суженого венчаться ночью, нетерпеливые кони, «Вкруг метель и вьюга», «На луне туманный круг», суженый молчит, он «Бледен и унылый», на пути одинокий храм, в котором «чёрный гроб», одиночество в ночи, мёртвец в избушке и т.д. Всё это было во сне, то есть Жуковский как будто отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах.

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу «Светлана» — это птицы. Назовите птиц, которые присутствуют в балладе.

Предсказывает плохое, страшное. В народе:

Символ счастья, любви, нежности, защиты; символ благословления Господа В народе:

Некий часовщик, заступник. В балладе:

:Чёрный вран,
Свистя крылом,
Вьётся над санями:
Ворон каркает: печаль.

Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что «печаль» уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным. В балладе:

: в тишине
Лёгкое журчанье:
Вот глядит: к ней
в уголок
белоснежный голубок
с светлыми глазами,
тихо, вея, прилетел,
к ней на перси тихо сел,
обнял их крылами:
:но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Лёгкие он крылы;:

Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога Светланой. А Светлана, тем временем, как бы не было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх Светланы, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (мы понимаем — Бога) Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В балладе:

:шумным
Бьёт крылом петух,
День встречая пеньем:

В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз «на границе» зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что «наяву» не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне — «нейтрализуется» присутствием голубя.

Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца — это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твёрдость духа Светланы (она — героиня русской баллады).

Ещё один символ — свет. Что можно сказать про него?

Свет — конечно, несёт добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком, и пробивающимся сквозь метель, и искрящимся, и исходящим от луны, хоть и сквозь туман, и даже имя героини отождествляется со светом. Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта Вера не дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждение, к любимому суженому.

Немаловажную символику несёт собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении.

цвет значение доводы местоположение
белый печаль снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона сон Светланы
белый чистота белая скатерть, белый голубь И наяву (до сна) и во сне Светланы
чёрный печаль чёрная даль, чёрный ворон сон Светланы
алый теплота, забота, нежность «пар алеет топкий» (на рассвете); сладостные уста любимого пробуждение Светланы

Вообще краски, и звуки присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует (до сна — гадания, веселье девушек, и после пробуждения очень много появляется звуков, цвета, эмоции очень разнообразные: от лёгкого трепета после страшного сна до радости, счастья от встречи с любимым). Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живёт, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций, кроме нескольких оттенков печали, не было, как будто жизнь приостановилась, а если она приостановилась, то и прийти, в принципе, наша героиня никуда не смогла бы (по той самой дороге жизни): в том же числе и к трагичному, недоброму финалу.

И свет, и краски, и звуки, и эмоции, которые вдруг «окутывают» Светлану после сна, «кричат» нам о том, что жизнь прекрасна! И, несмотря на то, что мы, вместе с героиней, ещё не «скинули» с себя впечатления от страшного сна, мы знаем (доказали): добро и счастье победят! Да и доказывать уже ничего не нужно, остаётся только прочесть:

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливым твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».

Подошёл к концу наш урок. Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня?

Вообще произведение «Светлана» очень яркое, чувственное, несущее в себе огромную смысловую нагрузку. Ведь Жуковский как поэт, как писатель-романтик, как человек русской культуры поставил себе цель создать такое произведение, которое бы отображало всю глубину русской души, «:выразило бы характер человека в его неразъёмной связи с обычаями, традициями и верованиями.: После Жуковского личность нельзя уже было выразить вне усвоенных ею национальных традиций. Может, именно это привело к тому, что мы впоследствии получили плеяду гениев, прославивших своими творениями Россию, русский народ, загадочную русскую душу «. [2]

6. Домашнее задание.

(на выбор учащихся)

— выучить отрывок баллады;

— написать сочинение-отзыв: «Светлана» Жуковского В.А. — русская баллада;

— проиллюстрировать «Светлану» (2-3 рисунка) и прокомментировать каждый рисунок.

Используемая литература.

  1. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. /А.Г.Кутузов и др.; под ред. Кутузова А.Г. — М.: Дрофа,2004.
  2. Коровин В.И. Баллада В.А. Жуковского «Светлана» /В.И.Коровин; сост. Л.А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1995. — С. 98-107.
  3. Коровин В.И. Художественные открытия русской литературы 19 века /В.И.Коровин; сост. Л.А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1995. — С.87-98.
  4. Луков В.А. Литература первой половины 19 века / В.А. Луков//Большая серия знаний. Мировая литература. — М.: Издательство Мир книги, 2005. -С.114.

Источник

Читайте также:  Когда ум важнее чувств
Оцените статью