- Цвета чувства эмоции проективные карты
- Проективный психологический тест Маркерта, что это такое и что он скажет о вас
- Предлагаю вам пройти ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ МАРКЕРТА.
- Самое главное, что в результате вы получите описание своего настроения и состояния на текущий момент, как вы настроены по отношению к окружающим враждебно или доброжелательно, готовы ли идти на уступки или готовы к сотрудничеству.
- Арт-терапевтическая техника «Карта эмоций»
Цвета чувства эмоции проективные карты
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ «РОБОТЫ»
АВТОР: Ушакова Т.О.
В комплект «Роботы» входят два идентичных набора метафорических карт (84 цветных и 84 черно-белых), каждый из которых включает в себя три вида изображений: головы (28 карт), туловища (28 карт) и ног (28 карт). В методическом пособии описана специфика этого комплекта, основные принципы, цели и способы работы с картами, приведены случаи из практики. Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, так что можно создать «робота» из любых карт, все равно получится целостная картинка. Возможность комбинировать разные детали интригует, позволяет придумывать, фантазировать.
Карты предназначены прежде всего для психологической работы с детьми, подростками и родителями, однако они могут эффективно использоваться и в работе с любыми взрослыми. Проблематика может быть очень разной: внутренние конфликты, образ себя в целом и образ тела в частности, представления о близких и об отношениях с ними, изменения, адаптация к новым условиям и т.п.
Комплект адресован практикующим психологам.
КАК ВЫБРАТЬ КОЛОДУ МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ?
Если ваша цель просто познакомиться с метафорическими картами, то вы можете взять совершенно любую колоду, которая вам приглянулась.
При выборе колод для начала практики необходимо взять:
1. Универсальную
2. Портретную
3. Ресурсную
4. Специальную (по тому направлению, с которым вы как специалист больше работаете).
Универсальные – работают с широким кругом запросов (ОН, Эмоции судьбы, Аллегории, Диксит, Тайны Моей Души, Архетипы, SENS, Дерево как символ человека, Кто же Я?, КАК и др.)
Портретные, архитипичные(Характер и Личность, Персона, Персонита, Лица, Тотем, Тотемные животные, Богини Древней Греции, Яга, Архетипы, Мой внутренний ребенок, Субличности, Ксенобиология, Фейсбук, Мужчина и женщина, Образ Женщины, Люди и Звери и др.)
Ресурсные (Большая Маленькая Я, Моя женская миссия, Жизнь как чудо, Маленькие радости, Источник, Возраст счастья, Она, Морена, Хабитат, Ресурсы и Силы, Тупики и др.)
Специальные
Семейные, для работы с парными отношениями (Семейные ценности, Семейные истории, 7Я, Возраст счастья, TanDo, Дом, Мастерская семейных историй, Между нами, Мастерская отношений и др.)
Для работы с травмой, страхами(Соре, Танго со страхами, Кнуты и пряники, Из сундучка прошлого, Темная сторона, Николетта Чекколи и др.)
Для работы с детьми и подростками (Истоки, Ежкины сказки, Кнуты и пряники, Тинейджеры, Роботы, Сага, Дедушкины сказки и др.)
Коучинговые (Тупики, Конфликты, Колесо жизни, КАК, Благо-Коучинг, Быть.Действовать.Обладать, и др.)
Сказочные (Сага, Дедушкины сказки, 1001 ночь, Мерлин, Мастер сказок, Шкатулка доброго волшебника, Мифы, Вещие путеводные сказки и др.)
Женские (Тайны моей души, Яга, Богини Древней Греции, Большая маленькая Я, Моя женская миссия, Она, Николетта Чекколи, Сны о будущем, Образ Женщины, СветочЪ и др.)
Прочие (Пути-дороги, Окна и двери, Хасидская мудрость, Провокация/Мотивация, Границы и убежища, Реки, Дороги, Мой верный путь, Великолепная семерка и др.)
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКЕ «МОНСТРИКИ ЧУВСТВ»
Чтобы познакомить детей с эмоциями, способами их выражения и решить конфликтные ситуации между ребёнком и родителем можно использовать карточки и упражнения по методике «Монстрики чувств» авторов Ютта Гох-Корона и Кристиан Корона.
Это набор из 25 цветных карт с изображением монстриков в разных эмоциональных состояниях (25 разных чувств и настроений).Эта методика используется с 4-х лет. Эмоции на красочных картинках переданы точно, понятно. Ребёнок воспринимает занятие как игру и легко идёт на контакт. Результат зависит от уровня развития самосознания ребёнка, его воображения, способности к ассоциированию. Слово «монстр» употребляйте, когда ребёнок понимает, что это значит. Если ребёнок маленький, можно придумать вместе с ним другое назначение существам, которые изображены на карточках. В работе с «Монстриками чувств» можно применять арт-терапию: рисование, лепку.
Если у ребёнка ночные страхи, используйте пособие «Набор укротителей монстров» Н. Львовой.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ «МОНСТРИКИ ЧУВСТВ»
Инструкция. Скажите ребенку: «Здравствуй! Сегодня мы с тобой познакомимся с необычными существами. Согласен?» Покажите карточки и спросите: «Как ты думаешь, кто это?»
Пусть ребенок выберет себе из карт-портретов монстрика, который переживает актуальные для него сейчас эмоции.
Предложите ему сочинить сказочную историю. Нужно сочинить историю о том, как герой научился справляться со своими эмоциями – страхом, обидой, злостью, гневом и др.
Затем от имени выбранного персонажа предложите ребенку рассказать о том, что пережил монстрик в тот момент и что чувствует сейчас.
ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:
Как я себя чувствую именно в эту минуту?
Какие чувства я могу называть своими именами?
Когда я сталкиваюсь с чувствами других, с какими чувствами я могу совладать, а какие чувства являются сложными для меня?
ПОГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ. УПРАЖНЕНИЕ С МАК.
Ко мне на консультацию часто приходят родители, которые не могут справиться со своим ребенком, считающим его мелкопакостным демоном, все делающим «назло», отчего у них опускаются руки на наборную панель телефона психолога….Каждый раз я стараюсь объяснить, что если ребенок капризничает, он таким образом сообщает, что ему некомфортно, и с ним себя необходимо вести по-другому. Зачастую родительские функции сводятся к технической заботе и остаются такими, даже если мальчику 35 лет: «Алло! Как дела? Покушал уже? Здоров? Ну хорошо, пока!» А как же формирование моральных устоев и жизненных ценностей? Где простое человеческое общение? На мой взгляд, оно начинается, когда разговор идет «по душам», то есть затрагивает чувства, в этом случае родитель рассказывает о своем отношении, переживании и внимательно (активно) выслушивает ребенка, задает уточняющие вопросы, сопровождает эмпатией.
Для развития эмоционального словаря сейчас существует множество игр и пособий. Я в своей работе никогда не ограничиваюсь существующими предложениями, а изобретаю новые способы поговорить о чувствах с ребенком.
Вашему вниманию предлагаю новое упражнение с #МАК (метафорическими ассоциативными картами) «Поговорим о чувствах». Использовала колоды «Монстрики чувств» и «Морена».
Рассмотреть картинки из «Монстрики чувств». Дать название и описание каждой из них.
Выбрать из колоды «Морена» ситуации, в которых индейцы племени испытывают похожие на монстриков чувства.
Рассказать о ситуациях.
Выбрать из получившихся пар несколько (3-7) , которые ребенок, по его мнению, чаще всего испытывает, переживает, в каких условиях, что чувствует, как именно он понимает, что это за чувство, как его тело на это реагирует.
Завершить сессию рисунком настоящего состояния.
Такая работа помогает ребенку лучше понимать себя, а значит, и управлять своими эмоциями, выражать их, вербализовать, улучшать коммуникацию. Ребенок понимает, что он имеет право на все чувства, происходит их легализация, а, следовательно, крепнет его самоощущение, он становится более цельным.
А для меня, как психолога, это упражнение позволяет увидеть острые углы семейных отношений и определить вектор работы. Например, ребенок описывает карточки так: «Это обида. А это крокодил, он обижен, когда кто- то плавает в его воде» (и речь идет о гиперопеке и нарушении границ); или «Это ужас. Племя ужасно испугалось, когда их дом сгорел. Я такое чувствовал, когда мама узнала, что я брал ее телефон и я понял, что мне попадет» (без комментариев), или «Это злость, а это родители злятся, что дети им мешают и шумят»…
Источник
Проективный психологический тест Маркерта, что это такое и что он скажет о вас
Предлагаю вам пройти ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ МАРКЕРТА.
Но прежде хочу вам объяснить, что такое проективный тест и чего вам ожидать в результате.
В таких тестах используется Проективная методика . Проекцию в психологию ввел знаменитый З. Фрейд.
Проекция — это перенос на внешний объект своего эмоционального состояния. К таким методам относят тестирование по рисунку с помощью метафорических карт или с помощью рассказа, когда просят дополнить предложение несколькими фразами.
В нашем случае, вам необходимо выбрать из предложенных линий (фигур), изогнутых в причудливые формы сначала ту, которая наиболее понравится вам или наиболее приятна (1), а затем ту которая вызывает неприязнь или попросту не нравится (2).
В этом случае вы проецируете свои позитивные эмоции и чувства на линию которая вам понравится (1). И свой негатив, злость и неприязнь на линию которая вызывает отторжение (2).
Ваше текущее психоэмоциональное состояние в настоящий момент располагается где то между этими двумя точками.
Я вас еще не совсем запутала?
Самое главное, что в результате вы получите описание своего настроения и состояния на текущий момент, как вы настроены по отношению к окружающим враждебно или доброжелательно, готовы ли идти на уступки или готовы к сотрудничеству.
А зная свое текущее состояние, вы сможете им управлять, найти способ обрести равновесие.
Для прохождения теста вам необходимо:
1. Выбрать линию, которая вам нравится больше других. Одну из 8 представленных.
2. Выбрать линию, которая вам не нравится. Одну из 8.
3. Понятно, что это не может быть одна и та же линия, на всякий случай, уточняю.
4. После того, как вы выберите которая вам не нравится, внизу ответ появится автоматически.
Источник
Арт-терапевтическая техника «Карта эмоций»
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «КАРТА ЭМОЦИЙ»
Эмоции и чувства сопровождают человека в любой его деятельности. Для каждого из нас их выражение и переживание индивидуальны. Одна и та же ситуация неодинаково воспринимается и переживается людьми и может вызвать различные эмоции, формы их проявления, продолжительность действия и интенсивность.
Каждая эмоция несет в себе позитивное начало, поэтому было бы неверно разделять их на «положительные» и «отрицательные». Однако длительное пребывание человека в состоянии негативного эмоционального возбуждения разрушает внутреннюю структуру личности, тормозит процессы индивидуализации и социализации. Порой, не находя выхода, человек постоянно находится в состоянии фрустрации, сопровождающемся чувством тревоги.
В основу предлагаемой методики легли техника Т.Д, Зинкевич-Евстиг-неевой — Д.Б. Кудзилова «Карта сказочной страны» и арт-терапевтическое занятие «Раскрашиваем эмоции и чувства» Л.Д. Лебедевой,
Данная методика (автор Ю.В. Никонорова) является многоцелевой и подходит для работы со всеми возрастными группами.
Основное внимание обращено на выявление эмоционального потенциала личности и связанного с ним поведенческого и деятельностного паттернов. Методика эффективна в коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности, открывает широкие возможности для самопознания и самонаблюдения, развития эмоциональной сферы в целом.
Листы белой бумаги формата А-1, А-3, А-4; всевозможные изобразительные материалы: фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, цветные мелки, краски акварельные и/или гуашь.
Цель: выявить семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, значимость их для индивида, соотношение эмоций разного знака, актуализировать свое эмоциональное состояние в данный момент.
Каждому участнику предлагается занять удобное для себя место в пространстве кабинета и
составить «словарик» эмоций и чувств: «Попробуйте описать все разнообразие эмоциональных проявлений, которые может испытывать человек. Вспомните различные ситуации, в каких оказывались вы или близкие и знакомые вам люди. Что вы чувствовали при этом? Припомните эмоции и чувства, испытываемые вами по отношению к различным людям. Необходимо записывать все слова, характеризующие эмоциональное состояние человека, в том числе слова-синонимы, поскольку они могут обозначать различные оттенки эмоциональных проявлений. Не следует избегать условно отрицательных эмоций».
Когда «словарик» будет составлен, участникам предлагается следующая инструкция: «Выделите (подчеркните, обведите) в вашем „словарике» название эмоций или чувств, характеризующих ваше состояние в данный момент,
и изобразите их с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги любого формата».
Далее можно предложить участникам обменяться впечатлениями от работы и попробовать «прочитать» рисунки друг друга.
2. Индивидуальная работа
Участники комфортно размещаются в пространстве кабинета. Выбирают необходимые им инструменты и материалы. Широкий выбор всевозможных изобразительных средств и бумаги различных форматов способствует проявлению большей свободы эмоционального и творческого самовыражения.
Прежде чем дать основную инструкцию для арт-терапевтической работы, желательно вместе с участниками обсудить, какие условные обозначения встречаются на различных видах карт. Например, это горы, равнины, впадины, ручьи, реки, болота, моря и океаны, вулканы и многое другое.
«Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране нашего внутреннего мира, стране эмоций. Эмоциональный мир каждого из нас чрезвычайно разнообразен, многогранен, его проявления носят личностный характер, а потому индивидуальны для каждого. Попробуйте с помощью любых изобразительных средств создать карту своей страны. Обозначьте сначала ее границы.
Нарисуйте ландшафт, наполняя его различными эмоциями и чувствами. Чтобы вы могли пользоваться этой картой и вернуться к ней через какое-то время, необходимо составить таблицу условных знаков. Ими могут быть цвета и/или особые символы, обозначающие ту или иную эмоцию.
Представьте себя в роли путешественника. Проложите маршрут своего путешествия. Обозначьте точки входа в страну и выхода из нее.
Составьте рассказ о вашей стране, опишите ее особенности, дайте название. Жанр описания можете выбрать по собственному усмотрению. Это может быть рассказ, сказка или презентация. Подумайте, кто может попасть в эту страну, что для этого нужно, какие места вы советовали бы посетить, а куда бы не пустили?»
Участники по желанию показывают свои рисунки, рассказывают об изображениях на картах и читают истории. Активная позиция клиента на этапе вербализации способствует более глубокому осознанию собственных переживаний и их взаимосвязи.
4. Коллективная работа
На данном этапе участники создают общую карту группы.
«Изобразите на общем листе бумаги ваше эмоциональное состояние в данный момент.
Зарисуйте свободное пространство листа так, чтобы получилась карта внутреннего мира группы. Договоритесь о содержании и способах изображения.
Покажите маршрут или маршруты путешествия по этой стране.
Придумайте историю этого государства, опишите его, дайте название».
5. Этап рефлексивного анализа
Присутствующие обмениваются чувствами и ассоциациями, которые они испытали в процессе создания общей карты. Делятся впечатлениями, полученными в ходе всего занятия. Обсуждают особенности индивидуальной и совместной работы. Отмечают, в каком случае они чувствовали себя более комфортно. Для этого можно попросить участников сопоставить эмоции, изображенные ими на этапе настроя, с теми, которые были нарисованы на карте группы. Кроме того, это позволяет проследить динамику эмоционального состояния человека в ходе занятия.
Данную арт-технику можно использовать на любом этапе арт-тера-певтического процесса. Она имеет большой диагностический потенциал. Информативными показателями выступают размер, расположение и цветовая насыщенность символов. Они свидетельствуют о силе и глубине эмоций, о значимости их в жизни человека. Так, центральное положение может указывать на преобладающее в жизни или доминирующее в данный момент эмоциональное состояние, возможно вызванное сложившейся ситуацией, а также на чувства, в которых автор работы испытывает потребность.
Следует обратить внимание на общее число образов, соотношение эмоций разного знака, а также на тщательность их прорисовки и количество затраченного времени. Несмотря на индивидуальность создаваемых символов, можно отметить некоторые возрастные особенности их использования. Так, в рисунках лиц юношеского возраста часто встречается изображение лишь одного чувства— любви, которое занимает все пространство листа.
Безусловно, важно обратить внимание на линию маршрута: направление (слева направо— устремленность в будущее, справа налево— в прошлое).
Отсутствие некоторых нарисованных на карте объектов в «гостевом» маршруте может свидетельствовать о стремлении к избеганию соответствующих эмоций либо к сознательному контролю над ними, а также о характере продвижения по маршруту (непосредственно через объект или рядом с ним: показатели глубины переживания эмоций, формы эмоционального реагирования).
Иногда человек не может ни избежать неприятного чувства, ни пережить его. На карте это обычно отображается неоднократным возвращением линии маршрута к этому чувству. Частота обращений к одному и тому же объекту может быть вызвана и позитивными эмоциями. В таком случае человек стремится заново пережить это эмоциональное состояние.
Начало пути обычно означает самопрезентацию личности, каким именно человек старается выглядеть в социуме. О степени открытости автора говорит свободный вход и выход из страны, их множественность или отсутствие «глухой» границы (когда она «стирается» в процессе рисования частично или полностью). В случае изображения нескольких маршрутов необходимо уточнить, по какому автор прошел бы сам, а какие предлагает «гостям». При несовпадении психологу следует в корректной форме выяснить причины этого.
Встречаются случаи, когда вместо карты эмоций получается изображение какой-либо ситуации, проблемы, наиболее значимой для человека в данный момент. Возможно, таким образом, он пытается найти выход из сложившейся ситуации, «увидеть» проблему, систематизировать свои мысли и найти решение.
Особенностью данной техники является и то, что ее терапевтическое воздействие не ограничивается рамками одного занятия. Неоднократное обращение к карте эмоций на протяжении всего арт-терапевтического цикла позволяет отслеживать динамику эмоциональных проявлений клиента, фиксировать произошедшие изменения, находить новые пути самореализации. При этом не обязательно проводить самостоятельное тематическое занятие, можно лишь вносить изменения в уже созданную карту (прокладывать другой маршрут, добавлять различные средства преодоления препятствий, изменять размер, цветовую гамму или сами символы, вносить новые эмоции и чувства).
Если у клиента на определенном этапе возникает желание полностью перерисовать карту, необходимо предоставить ему такую возможность. Иногда это не приносит ожидаемого результата, т. е. новая карта почти полностью повторяет прежнюю. Вероятно, человек стремится изменить свое миропонимание, взгляды, жизненную позицию, сложившуюся ситуацию и/ или ее восприятие, но не может найти путей (способов) достижения цели. Таким образом, художественная продукция подводит автора к осознанию проблемы, с которой необходимо работать в дальнейшем.
На этапе коллективной работы происходит обмен эмоциональным и творческим опытом, что позволяет расширить границы межличностного взаимодействия, установить новые контакты. Создание обстановки доверия, эмпатии способствует самоутверждению, снятию внутренних барьеров личности. Бережное отношение к творчеству друг друга в процессе совместных действий приводит к сближению участников труппы и созданию положительного эмоционального фона.
В контексте диагностики психологу следует обратить внимание на следующие графические показатели: размер, цветовую гамму и выбор участником места для изображения своего эмоционального состояния (в центре — претензии на лидерство; с краю — отверженность); Необходимо также анализировать рисунки, расположенные рядом. Если человек работает отдельно от всех, скорее всего, это указывает на уход от общения, взаимодействия, возможно, стремление к одиночеству. В процессе совместных действий (при создании общей карты) важно проследить динамику взаимоотношений в группе, характер взаимодействия, способы коммуникации между участниками арт-терапевтического процесса.
Порой различные эмоции и чувства изображаются с помощью общеизвестных символов. К примеру, чувство любви — в виде красного или розового сердца, чувство радости — в виде улыбки, чувство печали — в виде слез. Такой выбор может рассматриваться как сниженный эмоциональный уровень личности. Возможно также влияние социальных стереотипов, научения. Это в большей степени характерно для детей и тревожных личностей, поскольку для них большое значение приобретает оценка.
В работе с такими категориями клиентов лучше использовать другой вариант данной техники.
Отличие заключается в том, что участники изображают эмоции и чувства на карте в виде пятен различного цвета. Такой способ уменьшает сознательный контроль, снимает эмоциональную напряженность, вызванную страхом из-за отсутствия художественных способностей, а также способствует проявлению спонтанности, эмоционального и творческого самовыражения. Отметим, что в этом варианте методики отсутствует этап коллективной работы.
После вербализации участникам предлагается удалить, вырвать из карты нарисованные цветными пятнами эмоции, символизирующие помеху в жизни автора. Работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя. Далее с отделенными от общего фона изображениями предлагается поступить по собственному усмотрению. Их можно порвать, смять, сжечь, выбросить или уничтожить каким-то другим способом. Далее на отдельных листочках изображаются чувства, которые возникли после избавления от гнетущего эмоционального состояния. Затем новый, трансформированный вариант рисунков вклеивается на место вырванных пятен.
Эта работа обладает большим терапевтическим потенциалом. Поскольку в процессе изобразительного творчества происходит актуализация переживаний как более раннего, так и текущего опыта человека. Эти переживания запечатлеваются в создаваемой им художественной продукции, а на символическом уровне происходит трансформация его эмоционального состояния.
Рисунок «Карта эмоций. Рис. 1» (см. цветную вклейку) выполнен девушкой 23 лет, которая к моменту занятия находилась в состоянии депрессии из-за ссоры с молодым человеком. Изображение ландшафта она начала с болота разочарования и опустошения, расположив его в центральной части листа. Оно выделено цветом, жирными резкими линиями с сильным нажимом; видны также попытки обвести, ограничить его площадь линиями и равниной равнодушия (инкапсуляция).
Несмотря на его небольшие размеры, скорее всего, именно эти эмоции наиболее значимы для автора в данный момент. Кроме того, в процессе рисования автор неоднократно возвращалась к этому символу. Все остальные объекты были нарисованы в той последовательности, в которой они представлены в рассказе.
«Перед вами карта внутреннего мира многих людей и меня в том числе. Это очень интересная, удивительная, загадочная страна. Ландшафт ее разнообразен. Здесь есть море и суша, равнины и горы, леса и поля. Я часто оказываюсь в этом государстве.
Мое путешествие обычно начинается с айсберга непонимания.
Далее, пройдя по равнине равнодушия с огоньками боли на ней и через пустыню тоски, преодолев вулкан гнева, я попадаю в болото переживания. Его трясина затягивает, и, когда, кажется, что выбраться уже не удастся, перед моими глазами появляется пик надежды. Поднявшись на него, я прыгаю в море любви, волны которого выносят меня в сад счастья. Этот сад очень большой и красивый. Можно долго гулять среди его разноцветных деревьев.
На краю сада находится поляна, где бьет ключ радости. Хочется остаться там навсегда. Ходить по саду и черпать воду из родника. Однако в какой-то момент вновь попадаешь в болото, пустыню или на ледник. Такова жизнь. Главное, вовремя увидеть пик надежды».
Ясно, что линия маршрута отражает некую ситуацию, в которой находится автор в данный момент или имевшую место в его жизни и, возможно, повторявшуюся неоднократно.
В процессе беседы выяснилось, что контуром карты являются границы листа и что попасть в эту страну может любой, а многие уже побывали в ней. Время пребывания в государстве и в каждой из его частей, а также маршруты продвижения по нему у всех разные. Они зависят от обстоятельств и от самого человека.
Рисунок «Карта эмоций. Рис. 2» (см. цветную вклейку) выполнен 15-летним подростком. На предложение изобразить карту своего внутреннего мира, карту эмоций, мальчик ответил, что это довольно сложно.
После непродолжительных раздумий он нарисовал реку радости, изобразил вокруг нее разум и дороги.
Далее на карте появляются чувство одиночества — остров, чувство свободы — горы, чувство защищенности — пограничная застава и чувство страха — лес.
Позже, немного подумав, автор добавил пустыню боли и озеро любви.
По словам самого автора, во главе этого государства стоит разум. Он управляет жизнедеятельностью этой страны и контролирует все процессы, происходящие в ней. Он же является точкой соединения всех дорог, внешне похожих на нервные волокна. Дороги, расположенные в левой части карты, приводят путешественника к каким-либо эмоциям или чувствам (к лесу страха, пустыне боли, к чувству защищенности в виде пограничной заставы или в горы свободы). У дорог, находящихся с правой стороны от разума, нет определенной направленности. Они ведут к контуру карты, не выходя, однако, за его пределы. Следует обратить внимание на четкую ровную линию контура, нарисованную без отрыва. Страна не имеет входа и выхода (единственный объект, прилегающий к ее границе, — река). Попасть в это государство, как выяснилось из беседы, можно только с позволения автора на самолете, который приземляется в разуме.
Для гостей предлагается единственный маршрут: от разума по дороге в горы свободы, затем обратно до ближайшего моста, где они могут сесть на корабль и поплавать по реке радости.
Сам автор может пройти в любую часть страны, двигаясь при этом строго по дорогам. Единственный объект, который он не хотел бы включать в маршрут, — пустыня боли. Это неслучайно не только потому, что боль — негативное, не самое приятное чувство. Просто боль невозможно контролировать, но и избежать ее тоже нельзя.
Понятно, что это рисунок замкнутого, спокойного, сдержанного в проявлении эмоций ребенка, который пытается контролировать все свои действия и поступки. Он не может допустить спонтанных эмоциональных проявлений и не желает никого пускать в свой внутренний мир. Перед окружающими он предстает спокойным, веселым, счастливым. На самом деле его эмоциональный мир намного богаче, глубже, многогранней.
По-настоящему эффективный самоанализ возможен только при понимании своих реальных чувств. Иначе человек все дальше уходит от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые презентируются ему в его чувствах (Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 1996, 1999). Символическое обозначение проблемы в процессе художественной экспрессии позволяет отыграть нереализованные, подавленные эмоции и чувства, увидеть в изобразительной продукции собственный смысл.
Таким образом, создание карты эмоций является одним из средств помощи человеку в понимании и принятии себя, изменении взгляда на проблему, в поиске новых подходов жизненного самоопределения и обогащении своего эмоционального опыта.
Источник