- Фиолетовый цвет в психологии человека — что означает, кому нравится
- Психология и фиолетовый цвет
- Что он означает
- Для женщин
- Для мужчин
- Для детей
- Влияние на настроение
- Кому нравится фиолетовый цвет
- В интерьере и одежде
- Видео
- Психология цвета — как разные цвета влияют на настроение
- Найдены возможные дубликаты
- Психология цвета
- Пять цветов опасности
Фиолетовый цвет в психологии человека — что означает, кому нравится
У многих сложилось неоднозначное отношение к фиолетовому цвету. Кому-то очень нравится тон, в который окрашены сирень и фиалки. Некоторые, напротив, считают, что эта расцветка давит на психику и может даже погрузить человека в депрессию. Все зависит от субъективного восприятия. Однако, бесспорным является то, что этот цвет часто бывает любимым для людей творческих, целеустремленных и сильных духом.
Лиловый любят не все
Психология и фиолетовый цвет
Фиолетовый цвет в психологии – один из самых мало изученных. Его редко выбирают в качестве любимой расцветки. Специалисты утверждают, что лиловые тона могут по-разному влиять на самочувствие и психику человека, в зависимости от конкретной ситуации. Например, от обилия фиолетового цвета человек может:
- Чувствовать тоску и безнадежность;
- Погрузиться в депрессию;
- Найти нестандартные, творческие решения существующих проблем;
- Углубиться в себя, впасть в созерцательное, задумчивое или лирическое настроение.
Известно, что все оттенки пурпурного обостряют интуицию, поэтому этот цвет очень любят ясновидящие.
Что он означает
Традиционно принято считать, что эта расцветка означает внутренний потенциал человека – то, что скрыто и не находит выхода наружу. У разных людей это могут быть различные чувства: у кого-то тоска, депрессия или постоянно подавляемый гнев, у кого-то, наоборот, творческая энергия и жажда новых открытий. Пурпурный часто выбирают в качестве любимого тона люди скрытные, не склонные делиться с окружающими собственными мыслями и чувствами. Такие люди часто испытывают сложности в процессе адекватного самовыражения и не могут найти общий язык с окружающими из-за своей скрытности. Это следует учитывать во время сеансов психологической помощи.
Для женщин
Если дама любит одеваться или оформлять интерьер в пурпурных тонах, это может сигнализировать о том, что:
- Женщина подсознательно ищет внимания и признания;
- Она не стремится к поиску постоянного партнера и вполне счастлива наедине с собой, со своими мыслями и чувствами;
- Дама не склонна к яркому, бурному проявлению эмоций;
- Периоды бурной и энергичной деятельности могут чередоваться с неожиданными приступами женской тоски и меланхолии.
Темные оттенки часто выбирают неуравновешенные натуры, часто впадающие в гнев. Светло-сиреневый – любимый цвет женственных, романтичных натур; про таких женщин часто говорят, что они как будто «не от мира сего». Назвать пурпурный любимым цветом может и «роковая женщина», привыкшая безжалостно покорять мужские сердца.
Интересно. Лиловый, как и другие так называемые «холодные» цвета солнечного спектра, способствует снижению аппетита. Поэтому, если дама с пышными формами недовольна собственной фигурой и мечтает похудеть, идеальным вариантом будет использование фиолетовой посуды.
Кухня в сиреневых тонах поможет сбросить лишний вес
Для мужчин
Большое значение в психологии фиолетовый цвет имеет для представителей сильного пола. Если мужчина в семейной паре отличается большой любовью к таким расцветкам, он может быть настоящим «домашним тираном» с тяжелым характером и дома, и на службе. Чтобы найти подход к такому человеку, женщина должна всячески подчеркивать его главенство, старательно изображая подчинение и послушание. Недаром темно-пурпурные тона во все времена считались символом власти. Также сиреневый, названый любимым цветом, – признак душевной неуравновешенности и вспыльчивости.
Любитель пурпурного – прирожденный лидер с яркой харизмой и взрывным темпераментом
Для детей
Когда дошкольник или подросток в начале занятия рисует собственное настроение и называет любимые краски, родителям и психологам следует обратить особое внимание на цветовую гамму рисунка. Если малыш выбирает цвет настроения фиолетовый, значит, старшим следует насторожиться – это может свидетельствовать о скрытой депрессии и плохой адаптации к коллективу (в школе, детском саду). Также любовь к сиреневому свидетельствует о:
- Мечтательной натуре;
- Чрезмерной увлеченности каким-либо занятием (чтение, рукоделие, спорт);
- Детских комплексах неполноценности, связанных с проблемами внешности;
- Стремлении погрузиться в себя и уйти от реальности;
- Неудовлетворенности окружающим миром и желании найти выход в фантазиях.
Малыши до трех лет активно пользуются сиреневым в своих рисунках, но в этом возрасте детям нравятся любые яркие цвета. Делать выводы о связи любви к фиолетовому с характером можно, когда ребенку исполнится хотя бы пять лет – именно в это время начинают активно формироваться сознательные предпочтения, в зависимости от темперамента и душевной организации малыша.
Влияние на настроение
Вопреки широко распространенному заблуждению, обилие лилового цвета в одежде и интерьере не может вогнать в депрессию и тоску психически здорового человека. Проблемы могут возникнуть лишь в том случае, если человек изначально был психически не здоров. На настроение нормальных людей фиолетовый оказывает следующее влияние:
- Помогает сосредоточиться и улучшает концентрацию внимания;
- Оказывает расслабляющее действие на тех, кто страдает от стресса;
- Заставляет задуматься о глобальных вещах и отвлечься от ежедневных житейских проблем;
- Помогает настроиться на созерцательный лад.
Все оттенки лилового часто используются при оформлении помещений для медитации. Создать такой уголок дома можно самостоятельно, для этого прекрасно подойдут сиреневые занавески (жалюзи) и такого же цвета ковер на полу.
Сиреневые тона настраивают на философский лад
Внимание! Пурпурный в сочетании с красным оказывает возбуждающее действие, поэтому такую комбинацию цветов нельзя использовать для детской комнаты. Если комбинировать фиолетовый с темно-синим, человек, напротив, почувствует покой и расслабление.
Кому нравится фиолетовый цвет
В психологии фиолетовый оттенок в качестве любимого – признак настоящей творческой личности, мечтателя, человека, который постоянно «витает в облаках». Также частые любители этой расцветки – флегматики и меланхолики. Люди с нестандартным мышлением тоже часто бывают любителями лилового, таким образом они обозначают свою неординарность.
В интерьере и одежде
Влияние на человека фиолетового цвета может быть разным. Все зависит от возраста, темперамента и ситуации. Дизайнеры и психологи не рекомендуют выдерживать весь гардероб или весь интерьер в фиолетовых тонах. Достаточно одного-двух ярких аксессуаров. В костюме это может быть яркий сиреневый шарф или шейный платок с цветочным орнаментом, в интерьере – темно-пурпурные занавески (в гостиную) или яркие сиреневые жалюзи (на кухню). Такие детали смогут оживить самый скучный ансамбль.
Лиловые одежда и аксессуары помогут выделиться из толпы
Любить или не любить фиолетовый в одежде и интерьере – личное дело каждого. Психологи утверждают: если какой-то цвет вызывает неприятные чувства, совсем отказываться от него не стоит. Возможно, если человек будет часто любоваться темно-пурпурными тонами, он поймет их прелесть и изменит свои вкусы.
Видео
Источник
Психология цвета — как разные цвета влияют на настроение
Разбираемся, почему одни цвета могут вызывать беспокойство, а другие, наоборот, чувство комфорта, и что оттенки, которым вы отдаете предпочтение, могут рассказать о вашем характере.
Ученые, занимающиеся психологией цвета, уверены — все дело в том, что цвета определенным образом влияют на наше настроение и самочувствие. Исследователи также утверждают, что оттенки, которым мы отдаем предпочтение, могут быть связаны с определенными чертами нашего характера. При этом наше восприятие того или иного цвета порой очень индивидуально, связано с нашим жизненным опытом, а также культурной средой, в которой мы выросли.
Итак, вот как различные цвета чаще всего влияют на наше настроение и что они могут рассказать о нашем характере.
Черный цвет интерпретируется очень широко: с одной стороны, это цвет траура, а с другой — символ силы и мощи. Черный в одежде часто ассоциируется с элегантностью и сексуальностью, а в интерьере — с устойчивостью и успехом. Если вы отдаете предпочтение черному, вы практичны и целеустремленны, знаете, чего хотите от жизни, и словам предпочитаете действия.
Несмотря на то, что с белым цветом часто ассоциируются положительные категории — чистота, невинность, свежесть, безмятежность – некоторые люди считают белый холодным и опустошающим цветом. Если вы из числа тех, кто обожает белый, вы человек открытый и добросердечный, при этом вы отчаянный перфекционист и стремитесь во всем достичь идеала.
С одной стороны, красный — цвет страсти и сексуальности, с другой — крови и тревоги. Поэтому одних людей красная палитра может привлечь своей смелостью и яркостью, а других — оттолкнуть как нечто тревожное или дерзкое. Красный — ваш любимый цвет в одежде? Тогда вам не занимать харизмы и уверенности в себе, вы не боитесь быть в центре внимания, а вашей внутренней энергии можно только позавидовать.
По данным исследований, розовый ассоциируется с романтикой, женственностью и нежностью и обладает успокаивающим действием. Люди, которым нравятся вещи в розовой гамме, чуткие и заботливые, эмоциональные и мечтательные.
По словам ученых, оранжевый цвет воздействует на нас лучше любого энергетика: бодрит, заряжает энергией и настраивает на позитивную волну. Если оранжевый в числе ваших любимых оттенков, вы человек яркий и энергичный, не боитесь выделяться в толпе и идете по жизни с улыбкой.
Этот солнечный, жизнеутверждающий и оптимистичный цвет способен поднять настроение даже в самую ненастную погоду и спасти от хандры и депрессии. Возьмите это на заметку! Тем более, что в этом сезоне все оттенки желтого — от лимонного до канареечного — в списке модных хитов. Желтый — ваш любимый цвет? Это может означать, что вы человек позитивный и творческий. А еще вы — душа компании.
Зеленый сегодня все чаще ассоциируется с экологически чистыми продуктами, натуральными средствами и здоровым образом жизни. Если все оттенки зеленого в списке ваших любимых, энергии и любви к жизни вам не занимать. Апатия, лень, прокрастинация? Нет, не слышали!
Синий (голубой) цвет часто используется в оформлении интерьера как успокаивающий и расслабляющий. В то же время некоторые люди считают этот оттенок холодным. Если ваш цвет настроения — синий, вы без йоги и медитаций способны достичь гармонии с собой и с завидной виртуозностью справляетесь со сложными жизненными ситуациями.
Этот цвет нередко ассоциируется с уютом и теплом. Если вы любите коричневый, скорее всего, вы человек сильный и стремитесь твердо стоять на ногах. Окружающие ценят вас за надежность и отзывчивость.
Найдены возможные дубликаты
Психология цвета
Пять цветов опасности
Писатель Бернард Ньюмен точно сформулировал преимущество внезапности в бою: «Я никогда не слышал о таких войсках, что устояли бы перед ночной атакой с тыла». Какими бы боевыми искусствами вы ни владели, сколько бы оружия ни носили с собой, — если вас сзади ударят по голове, вам уже ничего не поможет. Как избежать внезапного нападения? Это просто. Надо быть бдительным.
Но лучший из бойцов любого элитного спецподразделения может стать жертвой неожиданности. Проблема заключается в том, что мы не способны быть бдительными постоянно. Наша психика не в состоянии воспринимать и анализировать информацию об окружающем мире дольше двух часов кряду. Потом внимание рассеивается.
Столкнувшись с этой проблемой во время Второй мировой, американские эксперты по психологической подготовке 82-й воздушно-десантной дивизии пришли к выводу, что состояние готовности человека можно разделить на условные уровни, обозначаемые разными цветами.
К сожалению, история не сохранила имен подлинных авторов «цветового кода готовности», и нам он известен как «код Купера» — в честь полковника Джеффа Купера, сделавшего эту военную разработку достоянием широкой общественности. Термин «цветовой код» впервые был использован им в книге «Принципы личной самозащиты» в 1972 году.
Цветовой код — это условное обозначение степеней возбуждения человеческой психики, стимулированных внешними раздражителями. Это пять состояний бдительности, переход между которыми может быть обусловлен как внутренней мотивацией («сосредоточься!»), так и внешней («что это там громыхнуло?»)
Код Купера в жизни
В идеале переход между цветами должен быть осознанным и добровольным, а не под воздействием внешних сигналов — клаксона несущегося на вас грузовика или отблеска ножа в подворотне. Для этого существует простой и надежный способ. Так как жизнь в целом рутинна и однообразна (дом-подъезд-улица-остановка-транспорт-работа и в обратном порядке), то свои типичные маршруты следует оценить с точки зрения угрозы и раскрасить в соответствующие цвета. Дом — белый, подъезд и улица — желтый утром, оранжевый вечером, подворотня — всегда красный. Оцените карту своей жизни. Если красного и оранжевого многовато — может, имеет смысл поменять маршрут или расписание. Управлять состоянием своей бдительности не сложнее, чем, скажем, автомобилем — поначалу это требует постоянной сосредоточенности, потом превращается в автоматический навык.
1.Первый цвет — белый. Состояние покоя, разновидность бодрствования, наиболее близкая ко сну. Мозг отдыхает. Угрозы нет. Вы сидите дома, перед телевизором, ружье стоит в сейфе, на улице дремлет ротвейлер. Окружающий мир привычен, знаком, неопасен. Можно думать о чем угодно. Уровень кортизола — «гормона тревоги» — в крови близок нулю. В «белом цвете» человек практически не способен реагировать на внезапную угрозу. При любой опасности срабатывает базовый старт-рефлекс и выдает одну из трех стандартных реакций: бей-беги-замри. Атавистическая реакция «замри» (прикинься мертвым, и хищник тебя не заметит) проявляется у 75% людей, что минимизирует шансы на выживание. В «белом цвете» постоянно пребывают люди с повышенным уровнем дофамина (например, влюбленные) и, разумеется, находящиеся под воздействием психотропных веществ или алкоголя.
2. Второй цвет — желтый. Это бдительность. Угроза есть, но она абстрактна. Вы вышли из дома, смотрите по сторонам. Вы обращаете внимание на лужи под ногами и открытые канализационные люки, следите за цветом светофора и не забываете поглядеть налево-направо при переходе улицы. Все это мозг проделывает автоматически, в фоновом режиме. Лучшая иллюстрация «желтого цвета» — это машинальная деятельность водителя за рулем. Контроль движения спереди, сзади, слева и справа, дорожные знаки, светофоры, пешеходы, мотоциклисты, неадекватные водители — все это не мешает параллельно слушать музыку, разговаривать, думать о чем-то постороннем. В «желтом» человек может находиться достаточно долго — до 10−15 часов кряду.
3. Третий цвет — оранжевый. Настороженность. Угроза есть, и она реальна. Что-то угрожает непосредственно вам. Требуется предпринять определенные шаги, просчитать возможные последствия, сделать выбор. В кровь выбрасывается адреналин, норадреналин, кортизол. Пульс поднимается до ста ударов в минуту. Возникает эффект туннельного зрения — угол обзора сокращается от 120 до 10 градусов, все внимание приковано к угрозе (что не так уж и хорошо, ведь угроза может быть не одна). Это состояние часового, услышавшего подозрительный шорох в кустах; пешехода, перебегающего дорогу на красный; девушки, в одиночку возвращающейся ночью домой через парк. В этом состоянии человек может пребывать от 45 минут до двух часов, в зависимости от тренированности психики — точно как собака, работающая на поиск наркотиков или взрывчатки. Потом психика тормозится, человек постепенно возвращается в «желтый», а потом и в «белый цвет». Именно поэтому по уставу караульной службы часовых в армии меняют каждые два часа.
4. Четвертый цвет — красный. Борьба за выживание. Угроза из потенциальной стала реальной. Схватка началась, в первую очередь — с самим собой. Пульс поднимается до 160 ударов в минуту, организм переходит в состояние стресса. Тормозится парасимпатическая нервная система, активируется лимбическая система мозга. Во рту пересохло, руки дрожат, мелкая моторика не работает, кожа бледнеет, зрачки расширяются. Зато повышается болевой порог, усиливается грубая моторика, ускоряется обмен веществ, печень гонит в кровь гликогены, чтобы быстрее сжечь сахар и дать организму энергию для выживания. Самое печальное — постепенно перестают работать лобные доли мозга, способность к логическому мышлению значительно снижается. В распоряжении человека остаются только двигательные навыки — врожденные и натренированные, принимать какие-либо осознанные решения в «красном цвете» мы не в состоянии.
5. Пятый, последний цвет — черный. Шок. Состояние, наиболее близкое к смерти. Мозг не работает, органы чувств не воспринимают окружающую действительность, шансы на выживание равны нулю.
От белого к черному
Переходы между цветами должны осуществляться последовательно; любой резкий переход (из белого в красный, например) чреват проваливанием в «черный», когда психика не успевает разогнаться до нужных оборотов. Обратные переходы также осуществляются пошагово, мы не можем из оранжевого вернуться сразу в белый — пульс еще слишком высок.
Вообще наша психика столь зависима от физиологии, что мозг не в состоянии различить — поднялся ли пульс от реальной угрозы или после физической нагрузки. Как космонавты в центрифуге с трудом решают арифметические задачки, так и человек после интенсивной тренировки с превышением респираторного порога (когда из-за недостатка кислорода теряется способность говорить) чувствует себя приблизительно так же, как если бы его разум находился в «красном цвете».
Эта особенность организма с успехом используется в так называемых стресс-упражнениях, основная задача которых не поиздеваться над тренируемым, но адаптировать его психику к состоянию стресса. Поэтому, когда в кино сержант орет на морпехов и пинает их ногами, он не только проявляет свою садистско-сержантскую сущность, но и приучает бойцов действовать в «красном цвете». Также для переходов между цветами используются триггеры — определенные вещи, вызывающие у нас чувство тревоги. Например, вой сирены, запах дыма, физический контакт с незнакомым человеком и т. д.
Мы фиксируем все опасное для нашего выживания так же автоматически, как мужчины обращают внимание на симпатичных женщин, проходящих мимо. И то и другое велит нам делать инстинкт выживания. К сожалению, большинство людей игнорируют сигналы опасности, полагая, что если раньше с ними ничего плохого не происходило, то не произойдет и впредь.
Источник