Кратет и другие киники эллинистической эпохи
Кратет был учеником Диогена и видным представителем этой школы. Жил до начала III в. до н.э. Он подтвердил установку, что богатство и слава суть далеко не ценности, а для мудреца — просто зло, блага же — «бедность» и «невежество». «Продав свою часть наследства, — сообщает один древний источник, — он выручил 200 талантов и раздал их согражданам. Он оставил свои пастбища и овец, а последний грош бросил в море. Банкиру же оставил распоряжение, что если его дети останутся невеждами, то отдать им деньги с его счета, если же станут настоящими философами, то тогда его деньги отдать нуждающимся, ибо в этом случае им не понадобится решительно ничего».
Киник должен быть аполитичным, «apolis». Полис неприемлем, для мудреца нет и не должно быть никакого прибежища. Александру, который спросил Кратета, не желает ли он видеть свой родной город заново отстроенным, он ответил: «А зачем? Придет другой Александр и все разрушит». «Моя родина, — писал Кратет, — не одна только башня, крыша, но то место, где возможно жить пристойно, так что любая точка универсума — мой город, мой дом».
Кратет женился на Гиппархии и вместе с ней апробировал кинический образ жизни. Его отношение к браку как социальному институту он выразил так, что «отдал бы дочь замуж для пробы только на тринадцать дней».
В III веке до н.э. гвардия киников пополняется такими именами, как Бион с Борисфена, Менипп из Гадеса, Телет, Менедем. Возможно, именно Бион составил кодификацию «диатриб». Диатриба — короткий диалог популярного характера этической направленности, написанный часто язвительным языком, с сарказмом. По существу, речь идет о кинизированном сократическом диалоге. Литературными моделями стали композиции Мениппа; Лукиан немало вдохновлялся ими, как и латинская сатира в лице Луцилия и Горация. «Смеясь, бичуемнравы», — говорили они, — «ridento castigant mores».
В последние два века языческой эры кинизм терял свои позиции. Помимо истощения внутреннего резерва кинизма, для этого были причины и социополитического плана. Прочно стоящий на ногах романский дух в его земной основе не принимал модель кинической жизни. Предельно красноречив был Цицерон: «Система киников не могла не провалиться в виду отсутствия у них чувства брезгливости, отвращения к грязи; без этого ничего не может быть правильного, ничего честного».
Источник
РАСЦВЕТ КИНИЗМА И РАСПАД СОКРАТИЧЕСКИХ ШКОЛ
2.1. Диоген и радикализация кинизма
Как мы уже знаем, основателем кинизма был Антисфен, но судьбе было угодно сделать символом движения киников Диогена Синопского.
Диоген был старшим современником Александра. Один из античных источников говорит, что он умер в Коринфе в тот же день, что и Александр в Вавилоне. Встречу Диогена с Антисфеном другой старый источник описывает так. Прибыв в Афины, Диоген нашел Антиоха, но тот не хотел брать учеников. Тем не менее Диоген упорно его преследовал, пока не вывел из себя. Когда Антисфен достал палку, Диоген подставил ему голову со словами: «Бей, сколько хватит силы, нет дерева прочнее, чем голова, которая хочет чего-то добиться». С тех пор он мог слушать учителя.
Диоген не только усилил экстремизм Антисфена, но создал новый идеал жизни необычайной суровости, который на столетия стал парадигматическим.
Выразить всю программу нашего философа может одна фраза: «Ищу человека», которую он повторял, как говорят, с фонарем в руках среди толпы и среди бела дня, провоцируя ироническую реакцию. Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше всех общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив.
«Киник Диоген, — свидетельствует античный источник, — повторял, что боги даровали людям средства к жизни, но они ошиблись насчет этих людей». Свою задачу Диоген видел в том, чтобы показать, что человек всегда в своем распоряжении имеет все, чтобы быть счастливым, если понимает требования своей натуры.
В этом контексте понятны его утверждения о бесполезности математики, физики, астрономии, музыки, абсурдности метафизических построений. Что же касается модели поведения, то кинизм стал наиболее антикультурным явлением из всех философских течений Греции и запада вообще. Одним из наиболее крайних выводов был тот, согласно которому наиболее существенные потребности человека суть животные. Теофраст рассказывает, что Диоген, увидев мышь, которая не искала места для ночлега, не боялась ни тьмы, ни чего-то другого, счел такой образ жизни за образец: без цели и без ненужных забот и страхов.
Образ жизни вне цивилизованного комфорта — бочка, где он жил. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей. Киники без устали настаивали на свободе, теряя меру. Перед лицом всемогущих они были на грани безрассудства в отстаивании свободы слова «parrhesia». «Anaideia» , свобода действия, призвана была показать всю ненатуральность поведения греков. В одном роскошном доме в ответ на просьбу соблюдать порядок, Диоген плюнул в лицо хозяину, заметив, что не видал более скверного места. А когда брал деньги в долг, то говорил своим друзьям, что просил у них не подарков, а хотел лишь вернуть то, что они ему должны.
Кинизм |
==175 |
Метод и путь, ведущий к свободе и добродетелям, Диоген обозначает понятиями — «аскеза» , «усилие», «тяжкий труд». Тренировка души и тела до готовности противостоять невзгодам стихии, умение господствовать над похотями, более того, презрение к наслаждениям — фундаментальные ценности киников, ибо удовольствия не только расслабляют тело и душу, но серьезно угрожают свободе, делая человека рабом своих привязанностей. По этой же причине осуждался и брак в пользу свободного сожительства мужчины и женщины. Впрочем, киник также и — вне государства, его отечество — целый мир.
«Автаркия» , т.е. самодостаточность, апатия и безразличие ко всему суть идеалы кинической жизни. Символичен эпизод: Диоген принимал солнечные ванны, когда Александр, сильнейший из сильных мира сего, обратился к нему: «Проси, чего хочешь». — «Не засти мне солнца», — был ответ. Перед лицом сверхпотенции монарха Диогену была достаточна наинатуральнейшая вещь — солнце, этим он подчеркивал суетность любой власти. Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне.
Возможно для самозащиты, Диоген называл себя «собакой» (кине); оскорбительное для других, это имя обозначало для него того, кто «торжественно приветствует дающего, лает на тех, кто не дает, и кусает тех, кто отбирает». Диоген, без сомнения, сумел озвучить новые настроения своей эпохи, даже если это вышло односторонним образом. Это понимали уже современники, воздвигнувшие ему мраморный памятник в виде собаки с надписью: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не прейдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни».
2.2. Кратет и другие киники эллинистической эпохи
Кратет был учеником Диогена и видным представителем этой школы. Жил до начала III в. до н.э. Он подтвердил установку, что богатство и слава суть далеко не ценности, а для мудреца — просто зло, блага же
— «бедность» и «невежество». «Продав свою часть наследства, — сообщает один древний источник, — он выручил 200 талантов и раздал их согражданам. Он оставил свои пастбища и овец, а последний грош бросил в море. Банкиру же оставил распоряжение, что если его дети останутся невеждами, то отдать им деньги с его счета, если же станут настоящими философами, то тогда его деньги отдать нуждающимся, ибо в этом случае им не понадобится решительно ничего».
Киник должен быть аполитичным, «apolis» . Полис неприемлем, для мудреца нет и не должно быть никакого прибежища. Александру,
который спросил Кратета, не желает ли он видеть свой родной город заново отстроенным, он ответил: «А зачем? Придет другой Александр и все разрушит». «Моя родина, — писал Кратет, — не одна только башня, крыша, но то место, где возможно жить пристойно, так что любая точка универсума — мой город, мой дом».
Кратет женился на Гиппархии и вместе с ней апробировал кинический образ жизни. Его отношение к браку как социальному институту он выразил так, что «отдал бы дочь замуж для пробы только на тринадцать дней».
В III веке до н.э. гвардия киников пополняется такими именами, как Бион с Борисфена, Менипп из Гадеса, Телет, Менедем. Возможно, именно Бион составил кодификацию «диатриб». Диатриба — короткий диалог популярного характера этической направленности, написанный часто язвительным языком, с сарказмом. По существу, речь идет о кинизированном сократическом диалоге. Литературными моделями стали композиции Мениппа; Лукиан немало вдохновлялся ими, как и латинская сатира в лице Луцилия и Горация. «Смеясь, бичуем нравы», — говорили они, — «ridento castigant mores».
В последние два века языческой эры кинизм терял свои позиции. Помимо истощения внутреннего резерва кинизма, для этого были причины и социополитического плана. Прочно стоящий на ногах романский дух в его земной основе не принимал модель кинической жизни. Предельно красноречив был Цицерон: «Система киников не могла не провалиться в виду отсутствия у них чувства брезгливости, отвращения к грязи; без этого ничего не может быть правильного, ничего честного».
Источник
Древний Рим
Индивидуализм. «гражданин» заменяется «личность» (персона). Эпикур: «проживи незаметно»; Трансвистийность мышления — это смешение смыслов. Увлечение
декоративностью (декоративное мышление). форма означает украшение (неверие в космический смысл); Особая трактовка религии. Молитва — это вид контракта (договариваешься с богом);
Универсализм мышления: события объясняли с точки зрения вечности римской империи.
Безличностный психологизм — это отрицание ценностей человека; Натурализм мышления. Хотели нагружать свои ощущения, эмоции. Игра – это инобытие общественной жизни, т. е. это превращенная форма (жизнь это игра); Низкая оценка интеллекта. Рисовали большое тело и маленькую голову
(тело лучше чем голова), потому что главная была игра, показать себя. Появились купола на крышах (символ римской империи, которая завоюет весь мир); Эклектизм мышления — это сочетание несочетаемого.
Особая трактовка философии — это учение о практическом поведении (подчиняться судьбе или нет); Близость к мистике. Судьба — это материальное вещественное воздействие.
Вывод: в римском мышлении нет единства личного и коллективного, поэтому появляется портрет. У скульптур лица разные, глаза открыты, потому что личность.
Школа киников Киники — собаки. (Диоген; Антисфен). «Мы как собаки: лаем, но
не кусаем». Не верили в судьбу.
Принцип аскетизма — ограничение элементарных потребностей (полная свобода)
Принцип цинизма. (отрицание образования, отрицание духовных ценностей)
Антисфен «философия это умение беседовать с самим собой». Принцип автаркии — независимости:
1)независимость от богов.
«Мои мысли никому не подвластны» Антисфен. 2)независимость от гос-ва.
«Мудрец не живет по законам государства» Антисфен. «Я — гражданин мира» Диоген.
3)независимость от потребностей. На памятнике Диогену написано: «он один сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна».
4)независимость от политики. «Идиотизм — занятие политикой». 5)независимость от семьи. «В молодости жениться рано, в старости — поздно, жениться не нужно никогда».
Принцип концептуализма. объяснение объектаэто перечисление его признаков.
Принцип номинализма — существуют только единичные вещи. «Школе Киников не хватило чувства брезгливости» Цицерон.
Школа Эпикура (340 г до нэ)
Родоначальник гедонизма (учение об удовольствиях [духовных]). Сопротивляется судьбе:
принцип субъективизма – сущность человека в ощущениях Цель философии: научить управлять ощущениями, они дб правильными. «Герой тот, кто себя воспитывает»
Чтобы научиться управлять ощущениями, нужно различать 3 вида удовольствий: Естественные и необходимые; Естественные и не необходимые; Неестественные и не необходимые (это стремление к славе и стремление к богатству)
Если человек их различил , то это атараксия – это невозмутимое состояние духа. «Корона атараксии превосходит корону Империи»
Чтобы сопротивляться судьбе, нужно избавиться от 3 видов страха: Страх перед смертью(пока живем надо получать довольствие, не ждать смерти); перед Богами («Боги находятся в междумирьях» между мирами и на нас не влияют; «Боги почти тело, почти душа»); перед злом ( «Размышления о зле – это новый вид зла»; «Мудрец будет счастлив и на дыбе»)
Цель: научиться подчиняться судьбе.
1. Древняя Стоя (Хриссип, Зенон 4в до н. э.)
2. Средняя Стоя (3-2 вв до н. э.)
3. Поздняя Стоя (1-3 вв н. э. [М. Аврелий; Сенека])
Соединили учение Гераклита (учение о противоположностях, о Логосе) и учение Аристотеля (о формальной причине).
Космополис – общемировое природное гос-во. Тут судьба материальная сила, к. может вмешаться. Нужно подчиняться космополису. Внутренний мир человека разорванный и неустойчивый.
Понятие формальная причина заменили на понятие судьба и долг.
«Выполняй долг, даже если никто не видит» (Хриссип)
(!) Чтобы научится подчиняться судьбе нужно оправдать зло. Почему зло должно быть: Зло и добро противоположности; -Зло закаляет душу;-Для части зло, для целого добро.
Если человек понял все это, впадает в апатию — это состояние силы, бесстрастное состояние души.
Жизнь в гос-ве: добро/Лектон (наша оценка событий)/зло. Принцип квейтизма – от нас не зависят обстоятельства жизни, а зависят отношения к ним. Оценка не бывает не истиной не ложной.
(!) стоики изменили ОВФ: что мое, а что не мое?
Ложные цели искажают судьбу. Если поставил ложную цель – уходи из жизни Хриссип: «Мудрец будет есть человеческое мясо»
Общие черты ранней и поздней Стои: п. морализма, отрицание богатства, особенность языка
п. ничтожности человека. «Человек не может изменить хода вещей»
Отрицание Лектона: п. Промысла ( — взаимосвязь причин и следствий) Аврелий: «Все сплетено друг с другом»
Интерес к мистике
П. всепрощения. Сенека: «Мщение требует слишком много времени»
Усиление индивидуализма. Аврелий: «Свернись внутрь себя» П. антиисторизма (в природе и государстве нет ни прогресса, ни регресса) «Люби все, что случается с тобой»; «Приучай себя к тому, что кажется невыполнимым»
Школа неоплатоников. Устройство космоса:
Единое – это бесконечный источник рождения мира эмонация — бесконечное истечение бога в мир.
Ум – образцы творения вещей, идеи в уме бога Душа – принцип жизни
Материя – физический мир(общество и природа; то что мы воспринимаем органами чувств)
Теургия – отождествление человека с богом. (человек от собаки ничем не отличается) понимание общего источника рождения Ипостаси – это равнозначные, но противоположные друг другу формы одной и той же сущности.
Экстаз – это гиперрациональное постижение сущности бога. «Жизнь это бег одного к Одному.»Плотин «Сбрось с себя все»
Немецкая классическая философия (19в.)
Кант (1724 – 1804)
Критика = определение границ нашего знания. (до Канта чего мы не можем знать, Кант – что мы можем знать)
Чистый разум – учение о познании. Практический разум – учение о морали.
Задача: примирить материализм и идеализм, рационализм и эмпиризм. Гносеологическое поле – ..
1: «ощущения – это одна ветвь знания» (она совершенно недостаточна). Ощущения – это характеристика человека. Ощущения дают разбросанные, неорганизованные знания.
3: есть 4 вида категорий: 1) категории качества: сущность, свойства 2) категории количества: множество, единство 3) модальности: действительность и возможность 4) необходимости и случайности. Эти понятия просто есть, но когда начинают из внешнего мира идти ощущения, они начинают их обрабатывать.
2: область встречи ощущений и понятий. «видит не глаз, а мозг» понятие – это интеллектуальная обработка ощущений.
4: трансцедентальная апперцепция – логическое единство знания. 1 – 4: вещь для нас – это видимые, неглавные свойства объекта. Феномен – это наши представления о вещи для нас. феномен дает истинное знание о внешних свойствах.
Схематизм — знание с помощью ощущений и понятий. Пространство и время – это формы восприятия. Знание ощущений – это формы суждений. Знания с помощью понятий – это суждения опыта.
5: область норм, абстракций, идеалов и невидимой сущности объектов. В области 5 нет ни ощущений, ни понятий, есть только идеи. Сущность объекта непознаваема, мы ее только предполагаем.
Идеи – вероятностное знание.
(!) Разум впадает в антиномии = равнодоказуемые, но противоречащие друг другу суждения:
1. Мир бесконечен – мир замкнут 2. Мир абсолютно простой – мир сложный 3. В мире есть причины – в мире причин нет 4. В мире все необходимо – в мире все случайно.
Вещь в себе – это главные, невидимые признаки объекта. Ноумен – наши представления о вещи в себе.
(!) По Канту разум ниже рассудка.
«на трансцендентальные вопросы дают трансцендентальные ответы» (невозможен истинный ответ)
Аксиологическое поле (та же схема с кругами)
5: категорический = безусловный к исполнению, императив = приказ. Моральный закон имеет формулировки: «поступай так, как на твоем месте поступило бы все человечество» «поступай так, чтобы человек был целью, а не средством» 2: с помощью воли мы подчиняемся моральному закону. «ты должен,
значит ты можешь» «добродетель – это внутренняя система насилия» Есть 3 вида поведения:
1) легальное поведение – область нравственности и права: зависит от личных интересов, не противоречит моральному закону
2) аморальное поведение– Зависит от личных интересов,– противоречит моральным законам
3) моральное поведение:– не зависит от личных интересов,– зависит от морального закона.
Кант – родоначальник ригаризма = учение об абсолютной норме.
Норма не зависит: – от религии, от идеологии, от воспитания, от внешних обстоятельств.
Кант изменил трактовку свободы. До него свобода – это познанная необходимость. Свобода – подчинение моральному закону. Вывод: учение о морали важнее, чем учение о познании, т.к. здесь находится сущность цивилизации.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Появился в 20-е годы 20 века в Германии, потом во Франции.
— отрицание учений Гегеля;
«Чем меньше я мыслю, тем больше я существую» (Кьеркьегор) «Этот мир не имеет значения. Кто это понял, свободен» (Камю)
— экзистенция (переживание своего бытия в данный момент); «Существовать — это быть поглощенным собой»(Вайль)
— особая трактовка сознания (сознание — это страдание);
— наличие антологических чувств: тошнота от жизни, абсурд, тревога, страх;
— особая трактовка философии;
«Философия — учительница жизни» (Камю)
— отрицание стандартизации жизни;
— особая трактовка времени
«Учиться жить — это учиться умирать» (Ясперс) время — это предчувствие смерти
Немецкий экзистенциализм. Ясперс и Хайдеггер.
Ясперс впервые применил термин пограничная ситуация. Пограничная ситуация — это понимание смысла жизни в кризисном состоянии.
Отрицание прогресса. История — это пример шантажа.
Хайдеггер — два вида бытия ман (растворение личного образа жизни в коллективном поведение) и экзестирование (проявление своей экзистенции в алогичных ситуациях).
«Нужно прислушиваться с тихому голосу бытия» (Хайдеггер)
Французский экзистенциализм. Жан-Поль Сартр.
Сартр впервые применяет понятие абсурдный человек: у него нет прошлого, у него абсолютная свобода (означает равно возможность всех вариантов жизни)
«Свобода разъедает себя» «Свобода — это обуза»
«Человек — это дырка в бытии» (человек не подчиняется законам общесва) «Ад — это другие» (Сартр)
(!) принцип непостоянства человека «Человек — проект самого себя»
«У человека нет сущности, есть только существование» «Человек то, что он из себя делает»
После Ницше Сартр применяет понятие ничто — это наша оценка ситуации.
Альбер Камю. Он изменил основной вопрос философии. «Основной вопрос о философии — это вопрос о самоубийстве» «Я живу, значит я бунтую»
«Бунт говорит жизни и да, и нет»
Впервые применяет понятие трагичный человек — осознает невозможность изменить обстоятельства.
Вывод: экзистенциализм — это иррациональное учение близкое к субъективному идеализму.
Платон (427 г до н.э.).
Создал академию «не войдет сюда тот кто не знает геометрии» Физический мир — изменчивые смертные вещи, но мир не исчезает, законы остаются и признаки. В космосе есть место — мир идей, бессмертный и определяющий. Идея:
духовная сущность класса вещей.
целостный образ предмета (целостный образ собираем по
предел, или образец развития, т.е. как ты должен выглядеть по закономерностям;
абстрактное понятие (понятие заместителей идей);
. Устройство космоса (лестница в замкнутой окружности):
Единое — общий закон природы, идея идей (самая большая идея). = Благо — эффект выполнения функций каждой вещи — надобность.
Идеи (от идеи к вещи априоризм — это доопытное врожденное
Душа — это место знания. Душа находится в мире идей Вещи Материя — это первоначальное состояние вещи, когда она
стремится к идеям (от вещи к идее причастность — вещи никогда не достигают мира идей).
Бог — космический ум: познавательная функция — он знает мир идей — смыслы созревают и не меняются; скульптурная — бог соединил материю и идеи, и получаются вещи.
«Бог — это скульптор».
Теория познания, теория припоминания: пока мы не родились, наши души обитают в мире идей и ждут нас.
Отрицательное отношение к технике и искусству. «Искусство — это копия копий» (девушка копия красоты космоса, портрет это не идея). «Риторика — это макияж языка».
Источник