- Дружба детей в повести М.Карима «Радость нашего дома», посвященный творчеству Мустая Карима
- I. Организационный момент. Приветствие
- II. Постановка целей урока
- III. Беседа по прочитанному тексту
- IV. Работа с текстом, пересказ и анализ фрагментов
- VI. Подведение итогов
- VII. Рефлексия
- Значение пословиц в повести М. Карима «Радость нашего дома»
- Значение пословиц в повести М. Карима
Дружба детей в повести М.Карима «Радость нашего дома», посвященный творчеству Мустая Карима
Разделы: Литература
Класс: 5
Ключевые слова: М.Карим «Радость нашего дома» , творчество Мустая Карима
Цели урока:
- раскрыть основное содержание повести М.Карима «Радость нашего дома»;
- развивать речь, способность анализировать фрагменты художественного текста;
- воспитывать милосердие, доброту, толерантность на примерах главных образов повести.
Оборудование: проектор.
Дидактические материалы: картонные домики, плакат с картой Республики Башкортостан на доске, фигурки человечков разных национальностей у каждого, оценочный лист учащегося у каждого, презентация, нарезка кадров из фильма «Сестренка».
I. Организационный момент. Приветствие
II. Постановка целей урока
— Говорят, что человека можно узнать по его делам. А как распознать поэта или писателя? Конечно, по его произведениям. Вслушайтесь в строки стихотворения:
…И вот с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди…
— Как вы понимаете эти строки? О каких птицах говорит поэт? Может быть, кто-то знает, кому принадлежат эти слова?
— Эти слова принадлежат замечательному башкирскому поэту и писателю Мустаю Кариму.
— Что вам известно о М.Кариме?
— Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о нем? Сколько лет исполняется со дня рождения Мустая Карима?
— Прекрасными людьми и незабываемыми местами славится наша республика. Среди этих самоцветов и творчество М.Карима.
— Дома вы прочли повесть М.Карима «Радость нашего дома». Интересно ли было читать?
— О чем она — о любви? О глубине человеческих чувств? О верности? О дружбе? В этом и предстоит разобраться
— Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
— Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в мир народной простоты и невыдуманной мечты, которую создает автор в повести «Радость нашего дома». Будьте предельно внимательны к себе и к товарищам, потому что в конце урока необходимо будет оценить свою работу.
III. Беседа по прочитанному тексту
- От чьего лица ведется повествование? Назовите имя рассказчика.
- Когда происходили события? Что вы знаете об этой войне?
- С чего начинается повесть?
Задание (работа в группах): в первой главе «Куда уехала мама?» есть башкирская пословица. Ваша задача — найти ее и обяснить ее смысл.
— Как вы думаете, почему автор именно в этой главе употребил эту пословицу?
— Продолжим говорить о героях произведения.
— Кто является главным героем? Как его зовут? О чем он мечтает и почему?
— Как украинская девочка попала в башкирскую семью?
— Как встречает герой в своем доме маленькую сестричку?
— Это кадры из фильма «Сестренка», который снял известный российский режиссер Александр Галибин. Картина снималась у нас в Башкортостане и получила Гран-При на одном из московских кинофестивалей.
— Какие чувства испытывает герой?
С этого момента Ямиль и Оксана стали неразлучны.
— Как вы понимаете слова главного героя «Когда я был один, она (мама) никогда не говорила мне «голубь мой», а сейчас говорит «голубки». Это потому, что нас двое. Голубь, пожалуй, никогда один не бывает. Вон сколько голубей сделали себе гнезда на крыше сарая.
— Дружные птицы, никогда не ссорятся, живут и воркуют, — говорит про них дедушка Мансур. (Слайд)
— Ямиль не знает украинский язык, а Оксана — башкирский , но они сразу сдружились. Что помогло им понять друг друга? (Эпизод №2)
— Как вы понимаете слова дедушки Мансура «Людей роднит не язык и не богатство, людей роднит сердце»?
— Какой вывод мы можем сделать?
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо — влево)
Как они сядут, тоже покажем —
Крылья сложили назад.
IV. Работа с текстом, пересказ и анализ фрагментов
— Ямиль очень любит свою сестренку. На каких примерах он это доказал? Каждая группа должна вспомнить и пересказать эпизод, доказывающий любовь Ямиля к сестренке.
Вывод по эпизодам.
— Прочитав, проанализировав некоторые эпизоды повести, мы можем говорить об идее произведения. Определите мысль, идею, к которой приводит нас Мустай Карим. (В этой повести показано, как могут любить и понимать друг друга люди разных национальностей. Разные традиции, мировоззрение и даже незнание языка не помешали украинской девочке и башкирскому мальчику подружиться и стать родными людьми).
— Человек, какой бы он национальности ни был, должен иметь дом, в котором живут его родные и где всегда его ждут. Вы согласны с этим?
И вот именно о доме мы слышим любопытные слова маленькой девочки Оксаны в главе «Проводы». Найдем этот эпизод. (Слайд)
На стоге сена сидит какая-то большая серая птица, от нее на землю падает тень.
— К-ш-ш. Кш-ш-ш! — кричу я, но серая птица не улетает.
— Не пугай ее, Ямиль, может быть, ей хочется спать, — говорит Оксана. — Почему эта птица одна? Где ее дети. Может, ее дети уехали в гости?
— Что важно для девочки? Почему она жалеет птицу?
В словах Оксаны мы слышим сострадание и боль за других. А какая еще мысль звучит в словах маленькой девочки?
Тема семьи. Никто не должен быть одиноким, у каждого должны быть родные. Дом — это всегда семья, эти понятия неделимы и неразрывны. Я предлагаю вам сейчас построить дом. Но не просто собрать его из картона, а подумать и написать на стенах крыше, на каких нравственных понятиях строится дом и семья. Что важно и что нужно для этого? (Работа в группах, собирают домик, обозначают понятия)
Мальчик Ямиль, его мама и папа заменили Оксане семью, стали для нее самыми близкими. Живя с ними девочка была счастлива, потому что чувствовала любовь и искреннюю заботу этих людей. Наверное, поэтому Ямиль и вся его семья так сильно переживают из-за предстоящей разлуки с ней.
— Какие слова находит рассказчик, чтобы передать настроение героев и состояние окружающего мира? (Слайд)
— Что останется после отъезда Оксаны в жизни Ямиля?
— Пожалуй, не только деревце и гусенок будут напоминать Ямилю о сестренке. Очень важные слова произнес отец Ямиля. Прочитайте их, прокомментируйте, как вы их поняли.
«Дочь наша навсегда останется радостью нашего дома. Теперь не только у Оксаны, но у всех нас будет два гнезда. На своей земле Петро построит новый дом. Он сильный человек. И теперь нам навеки суждено делить с ним пополам и радость и печаль. Будем ездить друг к другу в гости, а если нужно, то и помогать будем.»
VI. Подведение итогов
— Как вы думаете, в чем смысл названия повести «Радость нашего дома? (Оксана стала радостью, лучиком света для этой семьи. В трудное военное время взрослые не очерствели душой, не стали жестокими, наоборот, они нашли в своих сердцах место для чужого ребенка, чтобы оградить его от ужасов войны и спасти его светлую душу)
— Почему писатель делает главными героями детей?
— Какие черты главного героя вы назвали бы самыми важными?
А вы смогли бы принять в свою семью, в свой дом, в свое сердце чужого человека? Легко ли это сделать?
— Чему вас научили герои повести?
VII. Рефлексия
— Мы построили с вами дом, сказали, что Оксана стала радостью для семьи Ямиля, и чтобы в доме была радость, нужно жить в мире и согласии. Именно об этом писал Мустай Карим. Перед вами наша Башкирия, это наш дом. И этот дом наполняют радостью люди самых разных национальностей. Как вы думаете, так ли важны для взаимопонимания людей цвет кожи, национальность, язык?
Давайте заселим нашу любимую республику. Как верно отметил Муса Джалиль
Каков, неважно, ты с лица
Была бы светлой суть.
Будь человеком до конца
С высоким сердцем будь.
Пусть эти слова станут девизом нашего сегодняшнего урока и девизом по жизни для всех нас.
Начиная наш урок, мы отметили, что писатель раскрывается в своем творчестве. Что вы открыли для себя в писателе Мустае Кариме, прочитав повесть «Радость нашего дома»? каким жизненным ценностям научил он вас? Прошу вас заполнить листы оценки и сдать их мне.
Домашнее задание:
- Сделать в социальной сети публикацию с отзывом о повести или о просмотренном фильме с хэштэгом #сестренка; или
- Сделать иллюстрацию к повести.
Источник
Значение пословиц в повести М. Карима «Радость нашего дома»
Хуже мучений нельзя придумать на этом свете, как заставлять человека писать, выражая с величайшим напряжением всю сложность и глубину мыслей.
Автор этих замечательных строк оказался совершенно прав. Чем больше стараешься сделать из мысли что-то невообразимое, тем больше запутываешься в словах, и вся ценность, основа мысли, теряются. А пословица решает сразу две эти задачи. Пословица – это кратко, доступно и ярко выраженная мысль.
Актуальность темы вызвана уважением и любовью к творчеству М. Карима.
Цель статьи – выяснить значение пословиц в повести М. Карима «Радость нашего дома». Для этого нужно выполнить поставленные задачи:
1) прочитать повесть;
2) найти пословицы в произведении;
3) понять их смысл.
4) определить, какую роль пословицы играют в произведении, это и будет их значением.
Практическая значимость моей научно-исследовательской работы состоит в том, чтобы выяснить значение пословиц в произведении и заинтересовать читателя, а может быть, и помочь ему с составлением плана и подбором материала.
Мустафа Сафич Каримов – народный поэт Башкортостана, Герой Социалистического труда, лауреат премии имени Салавата Юлаева, лауреат Государственной премии имени Ленина. Родился в башкирском ауле Кляш в 1919 году , когда была создана Башкирская Автономная Советская Социалистическая республика. Родился, подрос и стал в роде Каримовых вторым грамотным человеком. «Раньше, — рассказывает он, — вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу. Эта тамга была вроде родового герба. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе коня, даже на топорище. »
М. Карим участвовал во Второй мировой войне. Он воевал от первого до последнего дня. На фронте его возмужавший поэтический голос влился в поэзию фронтового поколения, в общую судьбу, где встали рядом «война, беда, мечта и юность». Отстаивая в боях Родину, он сильнее, чем когда-нибудь, почувствовал цену человеческой доброты и великую мощь дружбы народов. Можно было бы подобрать обширную библиотеку только из книг, рассказывающих о жизни детей во время войны. Наверное, тогда и начал вызревать замысел книги «Радость нашего дома».
Вера в могущество человеческого единения вошла в его плоть и кровь с колыбельной песней матери.
Если капля ляжет к капле –
Если ж капля одинока –
Понятие и слово «вместе» стали у него сквозными. Они в воспоминаниях о детворе, когда так много знали и видели, так мечтали «все вместе».
В детских повестях М. Карима нет плохих людей. Не потому, что, по его мнению, их нет вообще. «Может, и есть, — говорит он, — но я их не вижу. Если глаз и примет – душа не приветит».
Его душа привечает лишь доброе, счастливое. «Радость нашего дома» напоминает о долге людей беречь доброту, счастье, мир. Это напоминание звучит и в поэзии М. Карима, как постоянная тема его творчества, как долг его жизни.
О люди, вы не станете терпеть,
Чтоб слезы землю заливали впредь,
Чтоб землю ту, что так мы бережем,
Враг расколол, как яблоко ножом
При въезде на главную улицу аула Кляш над общественным колодцем молодые жители аула прибили металлический флажок с надписью: «Здесь источник поэзии Мустая Карима, не испив его, не проходите мимо!» Такие надписи – лучшие подтверждения всенародного признания писателя.
Значение пословиц в повести М. Карима
«Радость нашего дома»
— Упасть – не беда, беда – не подняться,
— Толочь воду в ступе.
— Умный молчит, когда болтун ворчит.
— Снаружи мило, а внутри гнило.
— Вор думает, что все на свете воры.
— Верная указка – не кулак, а ласка.
— Минутка час бережет.
Это пословицы, которыми богат наш великий, могучий, прекрасный русский язык. Пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное; это поучение, высказанное прямо или обиняком. Так говорит о пословицах О. Д. Ушакова – автор книги «Пословицы, поговорки и крылатые выражения». А вот что говорит о пословицах С. И. Ожегов: «Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм». Пословицы появились еще в Древней Руси. В них народ отражает свой опыт и знания. «Народные афоризмы» передаются из поколения в поколение. Поэтому мудрость прошлых веков сохранялась до наших дней. Мы находим эти «жемчужины народной речи» в произведениях многих писателей. А. Н. Островский, например, использовал пословицы и поговорки в названиях своих пьес: «Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани не садись» и другие. С пословичной мудростью тесно связано творчество И. А. Крылова. Строки многих его басен давно уже вошли в обиходную речь, став пословицами, поговорками и крылатыми выражениями. Пословицы делают рассказ более понятным и поучительным. Читая произведение, больше всего запоминается то, что передает смысл рассказа кратко и понятно. Пословицы и есть то самое.
Вот и М. Карим использует этот прием в своей повести «Радости нашего дома».
Действия повести развиваются в послевоенное время. Время, в которое люди всегда были готовы к неудачам, к дальней дороге, испытаниям Герой повести отправляется в дальний путь, и, как правило, там его могут настигнуть разные беды. Да и сам путник не ждет от этого путешествия золотых гор и море счастья. Поэтому Мустай Карим использует в своей повести пословицу: «В дальнем пути человека ждет сорок бед». Герой повести Кюнбике, мать Ямиля, отправляется в дальнюю дорогу, навстречу войне. Есть такая пословица «Кто знает дорогу, тот не спотыкается». Кюнбике, конечно, представляет себе, что такое война. Это голод, одиночество, гибель людей Но все же она не может знать, какие беды встанут на ее пути. В таком случае говорят: «Самая трудная дорога та, которую не знаешь».
Во время войны в деревнях оставались одни старики и дети, да и те работали с раннего утра и до позднего вечера. И не было у них другой радости, кроме как собираться всем вместе и вспоминать прошлые времена, в которых все было ярко и солнечно. Об этом говориться в повести: «Вместе и горе легче переносится». А если не заходит к тебе никто, то весь день усталость и скука одолевают. Еще автор использует такую народную мудрость: «Редкому гостю двери настежь» или «Желанному гостю – горячий привет, незваному гостю – хозяина дома нет». И то правда. Если гость человек добрый, хороший, понимающий, то его визит – только радость. Правду говорят: «Кто не видит в своем доме гостя, тот не знает радости». В доме главного героя – Ямиля всегда были рады гостям: и старым и молодым: «Много гостей, много и новостей».
В военное время многим людям приходилось покидать свои дома. Они бежали в тихие места, где могли бы спрятаться от войны, поэтому в деревнях можно было встретить людей, говорящих на разных языках и разного материального достатка. Но в годы войны и тяжелых испытаний для людей все это не имело никакого значения. М. Карим: «И чужое горе душу тяготит». Всех объединяла одна работа, одно несчастье. У взрослых – своя работа, у детей – своя. Даже маленький Ямиль совершает подвиги. И пусть эти подвиги совсем незначительные. Он, жертвуя собой, защищает свою маленькую сестренку от огромного злого гусака, спасает Оксанин башмак, несмотря на то, что за ним гналась злая собака. Может быть, для кого-то эти поступки ничего не значат, но для маленького Ямиля и его семьи эти подвиги имеют огромное значение. В это тяжелое время люди жили практически под одной крышей, помогали друг другу. Есть пословица: «Ручьи сольются – реки, люди соединяются — сила». А вот как об этом говорит М. Карим: «Людей роднят не зык и богатство – людей роднит сердце».
Пословицы в этой повести выполняют так же роль опорного материала. По ним легко можно составить план, а по нему уже и пересказ текста. Например, часть первая: «В дальнем пути человека ждет сорок бед» — герой отправляется в дальнюю дорогу и, возможно, что там его ждут беды.
Часть вторая: «Кто не видит в своем доме гостя, тот не знает радости» — в доме героев часто бывают гости, и для них это не забота, а радость.
Часть третья: «Людей роднят не язык и не богатство – людей роднит сердце» — в жизни героев происходят события, при которых язык и богатство не самое главное.
Пословицы и в наше время играют огромную роль в жизни людей. Даже самые незаинтересованные в языке люди знают хотя бы несколько пословиц. Ну а что говорить о любителях и ценителях русского языка, который наполнен сотнями мудрых и ценных пословиц. Уж они умеют использовать «народные афоризмы» в речи. Пословицы во многих случаях применимы и в бытовых ситуациях. Про лень говорят: «Труд всегда дает, а лень только берет» или «Ленивому и лениться лень». В случаях с лестью применяли пословицы: «На словах медок, а на сердце ледок», «Голос соловьиный, а жало змеиное» или «У лести нет чести». Есть известное высказывание: «Надежда умирает последней». Оказывается, про надежду есть и пословицы: «Где жизнь, там и надежда», «Колотись, бейся, а все надейся». А где надежда, там и вера, и любовь: «Верь не силе, а правде», «Больше верь своим очам, нежели чужим речам», «При любви сердце сохнет, а без любви чахнет» или «Сердцу любить не прикажешь».
Пословицы – это части, единицы нашей речи. Без них нам никуда. Так что «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в умелых руках оно в состоянии совершать чудеса!» — так сказал один из великих ценителей русского языка И. Тургенев.
Источник