Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Фрейденберг одним из первых в своих работах указывал, что состояние эмоционального выгорания развивается не у всех людей. Первые исследования проводились только на людях помогающих профессий, и в основном учитывались схожие личностные качества. Таким образом, Фрейнденберг выделял людей эмпатичных, гуманных, мягких, увлекаемых, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. Также он выделял идеалистов, интровертов и фанатиков в профессии. Многие из этих качеств можно считать необходимыми в помогающих профессиях.
Фрейденберг одним из первых в своих работах указывал, что состояние эмоционального выгорания развивается не у всех людей. Первые исследования проводились только на людях помогающих профессий, и в основном учитывались схожие личностные качества. Таким образом, Фрейнденберг выделял людей эмпатичных, гуманных, мягких, увлекаемых, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. Также он выделял идеалистов, интровертов и фанатиков в профессии. Многие из этих качеств можно считать необходимыми в помогающих профессиях.
Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов. Связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания выявлена: • между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу); • между деперсонализацией и недисциплинированностью, плохими отношениями с семьей и друзьями; • между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.
Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов. Связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания выявлена: • между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу); • между деперсонализацией и недисциплинированностью, плохими отношениями с семьей и друзьями; • между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.
Чтобы избежать синдрома сгорания, невозможно не оценивать свою жизнь на данный момент. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным профессионалом.
Чтобы избежать синдрома сгорания, невозможно не оценивать свою жизнь на данный момент. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным профессионалом.
Существуют также конкретные способы преградить путь «синдрому сгорания»: • наличие других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью; • внесение разнообразия в свою деятельность; • поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техниками релаксации; • наличие адекватных межличностных связей – сбалансированные дружеские отношения; • умение проигрывать и высокая толерантность к фрустрации; • адекватная и сбалансированная самооценка; • открытость новому опыту; • умение находить баланс во времени, выделяемом на личную жизнь и работу; • умелое распределение рабочей ответственности; • чтение не только профессиональной, но и художественной литературы; • хобби, доставляющее удовольствие.
Существуют также конкретные способы преградить путь «синдрому сгорания»: • наличие других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью; • внесение разнообразия в свою деятельность; • поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техниками релаксации; • наличие адекватных межличностных связей – сбалансированные дружеские отношения; • умение проигрывать и высокая толерантность к фрустрации; • адекватная и сбалансированная самооценка; • открытость новому опыту; • умение находить баланс во времени, выделяемом на личную жизнь и работу; • умелое распределение рабочей ответственности; • чтение не только профессиональной, но и художественной литературы; • хобби, доставляющее удовольствие.
Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте . Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее креативность в ситуациях межличностного взаимодействия и – как следствие – меньше пресыщение и утомление в ситуациях делового общения. Развитие творческого потенциала – один из эффективных способов противостоять развитию синдрома выгорания. В. В. Бойко
Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте . Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее креативность в ситуациях межличностного взаимодействия и – как следствие – меньше пресыщение и утомление в ситуациях делового общения. Развитие творческого потенциала – один из эффективных способов противостоять развитию синдрома выгорания. В. В. Бойко
. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый период полураспада компетентности, заимствованный из ядерной физики. В данном случае означает продолжительность времени после окончания учебного заведения, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новых знаний и новой информации компетентность специалиста снижается на 50 % .
. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый период полураспада компетентности, заимствованный из ядерной физики. В данном случае означает продолжительность времени после окончания учебного заведения, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новых знаний и новой информации компетентность специалиста снижается на 50 % .
В более поздних работах А. Лэнгле к трем проявлениям эмоционального выгорания, по К. Маслач (эмоциональное истощение, деперсонализацию другого и редукцию личных достижений), добавляет «витальную нестабильность» . Особое влияние на выгорание, по мнению автора, оказывает контекст социально-экономических условий современной жизни: • профессиональная невостребованность и безработица; • разбалансированность валюты и ее стабильность на рынке валют; • снижение уровня жизни и неопределенность перспектив. Проявление эмоционального выгорания в этом случае схоже с ощущением бесперспективности жизни: подавленное настроение, чувство безнадежности, тревожность, агрессивность и раздражительность, депрессивные расстройства.
В более поздних работах А. Лэнгле к трем проявлениям эмоционального выгорания, по К. Маслач (эмоциональное истощение, деперсонализацию другого и редукцию личных достижений), добавляет «витальную нестабильность» . Особое влияние на выгорание, по мнению автора, оказывает контекст социально-экономических условий современной жизни: • профессиональная невостребованность и безработица; • разбалансированность валюты и ее стабильность на рынке валют; • снижение уровня жизни и неопределенность перспектив. Проявление эмоционального выгорания в этом случае схоже с ощущением бесперспективности жизни: подавленное настроение, чувство безнадежности, тревожность, агрессивность и раздражительность, депрессивные расстройства.
Сравнивая развитие «феномена сгорания» у учителей престижных частных школ Англии и государственных школ центра Австралии, исследователи Пирс Марк и Джефри Молли выяснили, что «скорость сгорания» не связана с оплатой труда учителя. Незначимыми оказались также «уровень интеллекта» и «объективная трудность биографии». «Сгорали» и умные, и обыкновенные, и благополучные, и битые судьбой люди. Все зависело только от одного фактора – от готовности человека брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за все происходящее в жизни. Психологи назвали эту готовность уровнем интернальности – экстернальности. Интернальность – готовность находить выход в безвыходных ситуациях – вообще считается основным фактором, помогающим человеку выжить. Она не зависит от возраста, но всегда характерна для личностно зрелых людей. Перекладывание ответственности на внешние обстоятельства свойственно людям инфантильным, зависимым, ищущим опору в ком-нибудь более сильном.
Сравнивая развитие «феномена сгорания» у учителей престижных частных школ Англии и государственных школ центра Австралии, исследователи Пирс Марк и Джефри Молли выяснили, что «скорость сгорания» не связана с оплатой труда учителя. Незначимыми оказались также «уровень интеллекта» и «объективная трудность биографии». «Сгорали» и умные, и обыкновенные, и благополучные, и битые судьбой люди. Все зависело только от одного фактора – от готовности человека брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за все происходящее в жизни. Психологи назвали эту готовность уровнем интернальности – экстернальности. Интернальность – готовность находить выход в безвыходных ситуациях – вообще считается основным фактором, помогающим человеку выжить. Она не зависит от возраста, но всегда характерна для личностно зрелых людей. Перекладывание ответственности на внешние обстоятельства свойственно людям инфантильным, зависимым, ищущим опору в ком-нибудь более сильном.
Сначала возникают значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. Само выгорание он описывает как «психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса». По мере развития синдрома появляются чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте .
Сначала возникают значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. Само выгорание он описывает как «психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса». По мере развития синдрома появляются чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте .
Б. Перлман и Е.А. Хартман предположили, что эмоциональное выгорание представляет собой процесс, протекающий в четыре стадии. Первая стадия – условия адаптации вызывают напряжение, которое не прекращается до наступления второй стадии, в которой напряжение усиливается до стрессового. Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях и соответствующих соматических проявлениях. Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение. Более того, авторы установили значимую связь между административно-управленческими особенностями организаций и статусно-ролевыми и индивидуальными характеристиками рабочего персонала.
Б. Перлман и Е.А. Хартман предположили, что эмоциональное выгорание представляет собой процесс, протекающий в четыре стадии. Первая стадия – условия адаптации вызывают напряжение, которое не прекращается до наступления второй стадии, в которой напряжение усиливается до стрессового. Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях и соответствующих соматических проявлениях. Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение. Более того, авторы установили значимую связь между административно-управленческими особенностями организаций и статусно-ролевыми и индивидуальными характеристиками рабочего персонала.
Источник
Цитаты на тему «Эмоциональное выгорание»
Сгорела лампочка, ну что ж — сменить её несложно.
С душой, увы, того же сделать невозможно.
Человек чувствует себя живым, пока сохраняет способность восхищаться.
Отрешённость — это эмоциональное истощение как следствие разбрасывания собственным, некогда чрезмерно чутким, сердцем.
Она пишет: «Спасите! Мне трудно жить!
Мне не нужен духовный рост!»
Получает сто «лайков», два «Извините?»
И тридцать один репост.
В личке десять «Подай!», двадцать семь «Помоги!»
И четырнадцать «Дай совет!».
Всем плевать, если встала не с той ноги,
Если сил улыбаться нет.
Всем плевать, если помощь нужна самой,
Если стонет от ран душа.
«Что ты плачешь?! Давай, крутись и не ной!
Ты довольная всем нужна.
Ты счастливой обязана быть для всех.
На замок закрывай свой рот!
Твой слёзы и твой истеричный смех
Всё равно никто не поймёт.
Всю усталость свою подальше засунь,
Улыбайся и помогай.
Слушай, смотри, молчи и рисуй!
Делись, понимай, отдавай!»
Она сложит в рюкзак кашемировый плед,
Две футболки, кроссовки, чай.
Сядет в шаттл и возьмет до Луны билет:
«Светлоликая, выручай!
Морем Ясности выслушай и пойми!
Дай любви Океана Бурь.
Морем Кризисов беды мои прими
И из сердца выкачай дурь.
Воды Моря Спокойствия распахни:
Искупнуться бы, с головой!
Плодородия Море, мне жизнь верни!
Я хочу быть снова собой».
Она вымоет кисть, подсушит лист…
На рисунке — россыпь из звёзд.
Отдохнула? Наплакалась? Соберись!
Не откладывай свой вопрос,
Раскопай, на ладонь положи печаль,
Её выслушай, рассмотри.
К другу старому на денёк поезжай,
Выспись крепко, себя встряхни.
Душу выбели, сердцу верни покой,
У природы выпроси сил,
Чтоб никто не смог заразить тоской,
О чём бы он ни спросил.
Не жалей себя, лучше поддержи,
Ведь ты у себя одна.
На ладонь прощение положи —
Туда, где была вина.
Приласкай в глубине души котов,
А волков отпусти гулять.
Отвернись от чужих оценок и слов,
Научись уже отдыхать!
Не шуми, не показывай бед и слёз —
Заклеймят ведь и заклюют.
Не поймут, не примут тебя всерьёз,
Отвернутся и оплюют.
Надевай улыбку, влезай в броню,
Открывайся лишь тем, кто сам
В том же тихом с тобою идёт строю —
От адовых мук к небесам.
Говори лишь с тем, кто стремится встать,
Кто идёт с темноты на свет.
Помогай, когда можешь помогать.
Откажи, если силы нет.
Будь собой! Не лги, не ломай себя:
Если нет для кого-то слов,
Разверни его, отпусти, любя —
Пусть идёт к тому, кто готов.
В глубине у тебя достаточно сил,
Чтоб заштопать дыру в душе.
Если помощь нужна, не ленись, проси!
У кого — разберись уже.
На Луне ведь не спрятаться. Не сбежать.
А под пледом не спрячешь жизнь.
Ну, давай, просыпайся! Пора вставать.
Что там снилось тебе, скажи?
«Снились звёзды, Солнце, Луна, Земля
И дороги небесной след.
Метеоры и Лунные моря», —
«А ответы приснились?» — «Нет…»
Что ж, они, возможно, к тебе придут.
А пока что припудри нос.
Новый день! И в ящике письма ждут:
Триста двадцать один вопрос…
Источник