- Недоношенные дети
- Риски заболевания
- Наблюдение у специалистов
- Что делать?
- Задержка развития у ребенка до 3 лет
- Недоношенный ребенок: особенности нервной системы
- Особенности физиологии недоношенных детей
- Нервная система — в ответе за все
- Нервные клетки и волокна
- Головной и спинной мозг
- Сосуды головного мозга
- Врожденные или безусловные рефлексы
- Поведение, состояние сна и бодрствования
Недоношенные дети
В большинстве развитых странах, в том числе и в России, случаи преждевременных родов составляют 5 — 10 % от общего числа. При этом, риски формирования умственной и физической отсталости среди этих детей гораздо выше, чем среди детей, родившихся в установленные сроки.
Нормальное здоровое развитие малыша, подпадающего под определение «недоношенный ребенок» зависит от целого рядя факторов. Эталоном зрелости является здоровый доношенный ребенок. По сравнению с ним все недоношенные считаются незрелыми. Однако каждому гестационному возрасту (возрасту с момента зачатия) соответствует своя степень незрелости (гестационная незрелость).
Также, при воздействии на развивающийся плод различных повреждающих факторов (инфекционные и соматические заболевания матери, токсикоз беременной, криминальное вмешательство и т. д.) зрелость ребенка при рождении и в последующие дни может не соответствовать его возрасту.
Перспектива нормального психофизического развития у недоношенного ребенка определяется тремя факторам:
1. Правильно подобранной терапией на 1-ой и 2-ой неделе жизни ребенка.
2. Правильными результатами обследования, диагностирующего степень и характер повреждения, а также риски и предрасположенность к спектру заболеваний.
3. Ранней и последовательной реабилитационной помощью на последующих этапах развития малыша.
Риски заболевания
У недоношенных детей значительно чаще наблюдаются органические поражения центральной нервной системы. Поражения обусловлены патологией внутриутробного периода, осложнениями при родах или повреждающими факторами в раннем постнатальном периоде (гипероксемия, гипербилирубинемия, гипогликемия).
Но на первом году жизни у ребенка формируются навыки, имеющие основополагающее значение на дальнейшее психомоторное развитие человека. В организме должны реализоваться сложнейшие процессы формирования внутриполушарных и межполушарных функциональных связей внутри мозга и связи с периферическими центрами. Любые нарушения данных процессов имеют далеко идущие негативные последствия.
Многие нарушения могут выявляются не сразу. Ряд последствий преждевременного рождения проявляются в возрасте 6 -12 месяцев.
Также у недоношенных детей могут отмечаться понижение общего мышечного тонуса, вялость и малоподвижность, слабовыраженные безусловные рефлексы или полное их отсутствие. Постоянным симптомом может быть нарушение сна и повышение общего тонуса мышц
В последние годы у недоношенных детей наблюдается большой процент заболеваний детским церебральным параличом (ДЦП).
Наблюдение у специалистов
Недоношенные дети должны оставаться под систематическим наблюдением врачей-неонатологов с момента рождения и до периода, когда их здоровье будет вне угрозы.
На ранних этапах необходимо провести тщательное обследование под наблюдением квалифицированного детского невролога. Важно определить какие участки центральной нервной системы поражены и к каким последствиям это может привести в дальнейшем.
Ребенок должен находиться под наблюдением ежемесячно. Ежемесячно должна происходить оценка психомоторного развития ребёнка вновь приобретенных умений. Важно отслеживать параметры физического развития, соматического состояния, и неврологического статуса. При выявлении отклонений необходимо выявить первопричину. Это может быть как неврологические заболевания, так и перенесенная инфекция или нарушение питательных процессов. На первом году жизни наблюдение у невролога и педиатра должно быть регулярным.
Не менее острая необходимость в качественной диагностике заключается в исключении необоснованного лечения ребенка. Это особенно важно, так как неверное медикаментозное лечение может привести к большому количеству побочных осложнений (вплоть до развития судорог).
Как правило, могут возникают проблемы с питанием ребенка. Это может выражаться в частых срыгиваниях, вялости и вздутию желудка, дисфункциям кишечника. Важно проверить ребенка на пищевые токсикоинфекиции, протекающие в скрытом виде у ребенка. Недоношенный ребенок имеет более уязвимую иммунную систему различных продуктов (имеющую тяжелые дальнейшие последствия) у таких детей встречается чаще. Появление симптомов со стороны ЖКТ может быть сигналом более серьёзного заболевания. Поэтому в течение первого года важно проконсультироваться с гастроэнтерологом и иммунологом.
Что делать?
На первом году жизни организм ребенка обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. При постоянной помощи нейроабилитога, остеопата и массажиста у недоношенных детей быстрее нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние, психомоторное развитие и когнитивные функции.
Даже при возникновении каких-либо рутинных заболеваний важно тщательно подходить к выбору лечения и лекарственных препаратов. Неправильно подобранный медикаментозный курс лечения может нанести серьёзный вред. Назначения должны исходить от опытного и высокопрофессионального педиатра, знакомого с историей болезни ребенка.
Отсутствие своевременной квалифицированной медицинской помощи может привести к развитию нарушений и тяжелым физическим и психофизическим последствиям.
В нашем центре мы собрали всех необходимых специалистов, готовых полностью взять на себя заботу о состояние здоровья Вашего ребенка и подарить малышам их родителям радость от первого года жизни.
Источник
Задержка развития у ребенка до 3 лет
Кто в группе риска?
Если ребенок вынашивался или рождался с какими-либо проблемами, даже на первый взгляд незначительными, он оказывается в группе риска по формированию неврологической патологии.
Патология нервной системы может проявиться как минимальными и быстро компенсированными симптомами, так и стать причиной для значимых нарушений здоровья ребенка, вплоть до инвалидизации. Дети, рожденные недоношенными, пережившие гипоксию во время беременности, асфиксию в родах или внутриутробную инфекцию, на первом году жизни должны посещать кабинет невролога один раз в 3 месяца. Как правило, такие дети проходят ряд обследований: начиная с нейросонографии, ЭЭГ, ЭНМГ и заканчивая МРТ головного мозга, которое проводится строго по показаниям.
Причины задержки развития очень неоднородны. В зависимости от того, какая патология привела к нарушению в развитии малыша, он наблюдается либо только у невролога, либо у невролога и эндокринолога, или невролога и нейрохирурга, реже – у психиатра. В любом случае, «первым звеном» в определении факта наличия задержки развития является районный невролог, который регулярно осматривает ребенка.
Каждый пациент с задержкой развития уникален, каждый случай заслуживает внимания и особого подхода, который обеспечивает маленьким пациентам научно-практический центр детской психоневрологии.
Задержки моторного развития
ЗМР – это особенность развития, при которой малыш не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. При темповой задержке происходит отставание ребенка в развитии на один декретированный срок, то есть, малыш получает навыки последовательно, но медленно. Это повод наблюдаться у невролога, но, как правило, ситуация не предвещает существенных проблем со здоровьем. Если следовать указаниям врача, то в дальнейшем ребенок с таким типом задержки ничем не будет отличаться от сверстников.
Ситуация более серьезная и требует постоянного контроля, если:
А) Отставание в развитии более серьезное: например, ребенок к 1 году не сидит, или в 7-8 месяцев не переворачивается;
Б) Развитие происходит неравномерно или наблюдаются «откаты» в развитии: это когда ребенок, научившийся уверенно сидеть или ходить, вдруг начинает делать это неуверенно или перестаёт делать вовсе.
В этих случаях врач-невролог может поставить ребенку один из следующих диагнозов
Выраженная задержка моторного развития. Это не обязательно ДЦП, есть масса других патологий, которые имеют схожую клиническую картину – например, пороки развития головного мозга, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, синдромальные формы задержки развития, которые могут быть обусловлены рядом нарушений на хромосомном уровне, и многое другое).
Избирательное нарушение двигательной функции. Это асимметричная слабость мышц, наблюдается только с одной стороны тела: ребенок переворачивается только на одну сторону, ходит прихрамывая, тянется к игрушкам только одной рукой, неровно держит голову (гемипарез). Еще один симптом – появление «лишних» движений, гиперкинезов.
Нарушение осанки, снижение мышечного тонуса. Если осевая мускулатура ребенка не имеет достаточной поддержки, у малыша нарушается осанка и походка, и это тоже неврологическая проблема. Такие дети часто страдают от дисплазии соединительной ткани и поэтому склонны к травмированию суставов.
ДЦП (детский церебральный паралич). Собирательный термин для определения персистирующих двигательных нарушений, в основе которых лежит непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Много лет назад этот диагноз звучал как приговор, но сейчас специалисты-неврологи располагают большим арсеналом современных и высокоэффективных методик. При раннем обращении к врачу и грамотном подборе лечения можно добиться прекрасных результатов и жить полноценной жизнью.
Задержки психоречевого развития
Связаны с отставанием в психическом развитии ребенка, формировании основных психических функций мозга. Чаще диагностируется у детей старше 3 лет, однако некоторые первые симптомы заметны уже в самом раннем возрасте:
Отсутствие улыбки, выражения эмоций, контакта глазами с матерью, безучастность к внешнему миру;
Отсутствие разделения взрослых на своих и чужих, отсутствие страха перед незнакомцами или, наоборот, ребенок каждого взрослого, кроме мамы, встречает как чужого;
Немотивированная агрессия и аутоагрессия (бьет, щиплет себя, вырывает у себя волосы);
Нарушение пищевого поведения: ребенок плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытится и т.д.;
Нарушение формирования собственной (экспрессивной) речи и понимания обращенной речи.
Задержка психоречевого развития может быть просто особенностью на пути формирования ребенка как социальной единицы, но в отдельных случаях это первый симптом расстройства аутистического спектра (РАС). Причины РАС до сих пор доподлинно не установлены; над решением вопросов этиологии РАС бьются специалисты из многих медицинских и немедицинских специальностей (генетики, биологи, неврологи, психиатры, педиатры, иммунологи и многие другие)
Самое главное о задержках развития у детей:
Многие патологические состояния, выявленные в раннем детстве, удается компенсировать, и в большинстве своем успешно лечить. Но даже очень внимательные родители могут не видеть полной картины симптомов, поэтому крайне важно приходить на прием к врачу подготовленными. Ведь на приеме, в суете осмотра, раздевания и одевания ребенка, как правило, родители забывают часть симптомов, о которых они хотели сообщить специалисту, и решение проблемы, постановка диагноза, а соответственно и начало лечения затягивается на неопределенный срок.
Чтобы подготовиться к приему у детского невролога, следуйте несложным правилам:
Заранее составьте перечень всех волнующих вас вопросов;
Наблюдайте за малышом и фиксируйте (записывайте, запоминайте, снимайте на видео) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным и т.д.;
Если состояние ребенка изменилось, запомните и отметьте тот момент, когда вы обнаружили эти изменения;
Не откладывайте посещение врача. То, что на бытовом уровне кажется незначительным и не требующим срочного лечения, может быть важным и серьезным симптомом.
Источник
Недоношенный ребенок: особенности нервной системы
Особенности физиологии и адаптации к условиям жизни вне утробы матери недоношенных детей.
Согласитесь, что лучше знать «слабые места» малютки. Тогда можно создать необходимые условия для выхаживания недоношенного малыша, а также заложить прочный фундамент для его здоровья.
При этом следует помнить, что на созревание органов и систем крохи, родившегося намного раньше предполагаемого срока, влияет несколько моментов:
- Степень недоношенности
- Наличие заболеваний и/или пороков развития
- Насколько ребенок приспособился к новым условиям жизни
Мы продолжаем цикл статей об особенностях детей, рожденных раньше положенного срока. Вы можете прочесть публикации:
Особенности физиологии недоношенных детей
Разумеется, в одной статье невозможно описать все особенности органов и тканей недоношенного ребенка, поэтому рассмотрим лишь основные моменты. Причем во многом они зависят от срока гестации: чем он меньше, тем больше выражена незрелость органов и систем.
Поэтому у глубоко недоношенных детей сильнее страдает работа организма в целом. Также у них имеется высокий риск развития различных заболеваний, которые нередко тяжело протекают.
Тогда как малыши с I и II степенью недоношенности куда лучше подготовлены к жизни вне утробы матери.
Нервная система — в ответе за все
На момент рождения отделы нервной системы сформированы даже у глубоко недоношенных детей, но их созревание не завершено.
Нервные клетки и волокна
Нервное волокно — некий провод, который отходит от нервной клетки, а по нему передается нервный импульс (команда) от центральной нервной системы (спинного и головного мозга) к органам и тканям. Для этого необходим миелин — вещество, покрывающее снаружи нервные волокна, но у недоношенного малыша его недостаточно.
Поэтому пока не закончится «одевание» нервных волокон в миелиновую оболочку, передача нервного импульса нарушена, что значительно ухудшает работу организма в целом.
Однако даже у доношенного ребенка не все нервные волокна покрыты миелином, а их «одевание» в норме продолжается обычно до 3-5 месяцев жизни. Тогда как у недоношенного малыша этот процесс протекает длительнее, а в некоторых случаях затягивается на несколько лет.
Головной и спинной мозг
На 28-36 неделе появляются крупные извилины коры головного мозга, но мелких борозд еще немного.
Слабо развиты мозжечок (отвечает за координацию движений) и продолговатый мозг (в нем находится дыхательный и сосудодвигательные центры).
Кора головного мозга незрелая и быстро истощается.
Тогда как спинной мозг у крохи несколько лучше развит и более зрелый, нежели головной.
В силу таких особенностей нервной системы у крохи движения хаотичные и размашистые. Малыш вздрагивает, у него замедлена реакция на раздражители, мышечный тонус и двигательная активность в основном понижены, имеется непостоянный тремор (дрожание или мелкое подергивание) ручек и ножек, подбородка.
Сосуды головного мозга
Расположены хаотично, а соединения между ними развиты слабо. Сами стенки сосудов недостаточно эластичные и прочные, поэтому легко спадаются либо сужаются (возникает спазм). Кроме того, нарушен отток крови из головного мозга.
Из-за таких особенностей сосудов головной мозг плохо обеспечивается питанием. Также имеется высокий риск развития гипоксии (кислородного голодания), нарушения кровообращения (ишемии) и кровоизлияния в ткани головного мозга.
Наиболее часто такие состояния возникают во время родов — в момент, когда нагрузка на головку крохи колоссальная. Поскольку ни малыш, ни родовые пути матери не готовы к родам.
Однако Природа не оставила малютку без защиты: примерно до 34-36 недель имеется специальная зародышевая нервная ткань в боковых желудочках головного мозга. В случае кровотечения, разрыва сосудов или образования тромбов, она способна растворять кровяные сгустки и кровоизлияния, а также «чинить» повреждения.
Врожденные или безусловные рефлексы
Как правило, вызываются, но чем меньше срок гестации, тем они слабее и быстрее угасают.
Глотательный рефлекс появляется примерно на 11-12 неделе внутриутробного развития, а сосательный — на 29 неделе. Поэтому у глубоко недоношенного малыша они могут отсутствовать — показание для кормления через зонд.
Тогда как у ребенка с умеренной степенью недоношенности сосательный и глотательный рефлексы присутствуют. Однако их сила понижена, поэтому малыш нередко сосет «впустую»: внешне он выполняет энергичные сосательные и глотательные движения, но молока высасывает мало.
Кроме того, из-за незрелости нервной системы примерно до 32-34 недель нарушена координация сосания и глотания с дыханием, что, безусловно, затрудняет кормление.
В норме сосательный рефлекс исчезает примерно к возрасту одного года, а глотательный остается на всю жизнь.
Поисковый рефлекс — попытка ребенка найти еду при прикосновении к углу рта. При этом он поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает ротик, опускает нижнюю губку и пытается найти пищу. У умеренно недоношенного ребенка он слабый, а у глубоко недоношенного малыша отсутствует.
Поисковый рефлекс сохраняется в норме примерно до 3-4 месячного возраста, затем угасает, поскольку ребенок уже ищет пищу глазами.
Хватательный рефлекс проявляется тем, что если вложить в ладонь доношенного младенца палец, то он крепко цепляется за него.
Однако у недоношенного малыша обычно этот рефлекс появляется лишь к 32 неделе, но он слабый, а на 36-37 неделе вызывается отчетливо.
Хватательный рефлекс сохраняется примерно до четырехмесячного возраста, затем постепенно угасает.
Остальные рефлексы (например, защитный, Моро и другие) в основном оценивает врач при осмотре.
Поведение, состояние сна и бодрствования
Малыш, родившийся до 28 недель, почти все время спит, но при прикосновении или смене положения тела он просыпается, начинает двигать руками и ногами, открывает глаза, либо реагирует гримасой и негромким плачем. Однако у него быстро наступает истощение, поэтому такое состояние длится всего несколько минут, затем малютка вновь засыпает.
Кроха, родившийся на сроке 32 недели и более, самостоятельно просыпается, а затем какое-то время бодрствует. В этом возрасте начинает формироваться смена сна и бодрствования.
К 35-37 неделе появляется отчетливый самостоятельный и громкий крик, а периоды бодрствования удлиняются.
Конечно, малыш, рожденный намного раньше срока, отличается от доношенного ребенка. Однако при создании оптимальных условий для выхаживания шансы на благополучный исход гораздо выше. Именно об этом мы и поговорим в следующем материале.
Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,
Источник