Центральной эстетической категорией романтизма является чувство или разум

Билеты (вариант 5)
6. Философские и эстетические основы романтизма.

Философские и эстетические основы романтизма.

Романтизм — духовная ситуация европейской культуры в XVIII—XX веках, представляющая собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. От (франц. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником — гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя «классическая» культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых — «Буря и натиск» в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин «Романтизм»). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

«романтизм» безотносительно формы его проявления (в литературе, музыке, философии и пр.) крайне сложно. Однако некоторые элементы понимания романтизма можно выделить:

1. Это прежде всего порыв к свободе человеческого духа от сковывающих условий бытия.

2. Интерес к тому, что еще не воплотилось в жизни в виде готовых произведений искусства, науки, природы. «Жизненное брожение», процессы творчества – в центре внимания романтиков.

3. Романтики переживают «разорванность» жизни в современном им обществе. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» — желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному; «страсть», «тоска», «желание» — обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально. Этот идеал есть внутренний мир человека. Этот идеал всегда полностью неопределен, его нельзя выставить на показ, напротив, его стремятся утаить от людей.

4. Чувственность ставится выше разума. Неоднократно декларируется, что поэт, художник глубже понимает мир, чем ученый, потому что пользуется синтетическим художественным образом, а ученый степени строгой рациональностью мышления.

Основными факторами, определявшими характер литературного процесса конца XVIII- первых трех десятилетий XIX в., были влияние Французской революции, политическая раздробленность и экономическая отсталость страны, антинаполеоновское освободительное движение и атмосфера общей политической реакции периода Реставрации без предшествовавшей революции.

Крупнейшим представителем философии классического немецкого идеализма является И. Кант (1724- 1804), систему которого Маркс назвал «немецкой теорией французской революции»* Противоречивая в своей основе философская концепция Канта, признававшая существование вещного материального мира независимо от субъективного сознания человека, вместе с тем утверждала непознаваемость этого мира («вещь [36] в себе»), существование априорных, лежащих вне чувственного опыта, форм сознания.

Значительное влияние Французской революции испытал другой крупнейший философ Германии того времени И. Г. Фихте (1762-1814), представитель субъективно-идеалистического направления философской мысли. С идеями Фихте были связаны многие основные положения философско-эстетической системы ранних немецких романтиков. Как и у Канта, конкретные социально-политические принципы Французской революции трансформировались у Фихте -в связи со спецификой общественного развития Германии в отвлеченный философско-этический план вне конкретной общественной практики. Однако именно под влиянием Французской революции понятие свободы личности, абсолютной свободы воли становится одним из узловых положений в учении Фихте.

«Речи к немецкой нации»), хотя призывы и имели некоторый националистический оттенок. Эта позиция Фихте завоевала ему большую популярность в среде передовой интеллигенции и особенно у студенческой молодежи. В 1810 г. он стал первым ректором только что основанного университета в Берлине.

«вещи в себе», т. е. объективного материального мира. При том, что у Фихте есть некоторые незначительные отступления в сторону объективного идеализма, в целом он занимал последовательные субъективно-идеалистические позиции, утверждая, что активная деятельность абсолютного «Я» является изначальной силой, созидающей все мироздание.

В значительно меньшей мере влияние Французской революции коснулось другого выдающегося представителя немецкого классического идеализма — Шеллинга (1775-1854). В конце 90-х — начале 1800-х годов Шеллинг принимал участие в разработке эстетической программы иенского романтизма. В эту же пору Шеллинг создал свои основные работы: «Философия природы», «Система трансцендентального идеализма» и «Философия искусства».

Читайте также:  Люблю чувство юмора у мужчины

Натурфилософия Шеллинга, возникшая как попытка обобщения новейших достижений естественных наук, [37] имела свои позитивные моменты, заключающиеся прежде всего в том, что природа рассматривается как всеобщее единство различных проявлений, как единство, развивающееся в результате столкновения противоположных сил.

Представляя в классическом идеализме разновидность идеализма объективного, Шеллинг разработал в отличие от Фихте концепцию идеалистического монизма. Снимая фихтеанскую антитезу «Я» и «не-Я», субъекта и объекта, Шеллинг утверждал единство природы и создания. На ранней стадии развития, по Шеллингу, существовала лишь природа как воплощение бессознательного духовного начала, которое на последующих ступенях эволюционировало к своему высшему выражению — человеческому сознанию-Несколько позже философ сформулировал этот принцип иначе — как тождество природы и сознания. Поэтому систему Шеллинга называют нередко философией тождества.

«Философии искусства», где уже ощутимо намечается путь Шеллинга к религиозному мистицизму, суть искусства трактуется как наиболее совершенное выражение мирового духа, синтез субъекта и объекта, сознания и природы, т. е. искусство является «самосозерцанием абсолютного духа». А в «Системе трансцендентального идеализма» утверждается, что искусство — «извечный и подлинный органон философии». Иенская школа полностью разделяла эту концепцию искусства как некоего самоценного и всеобъемлющего изначального начала всех начал. Так, иенские романтики, как и Шеллинг, полагали, что наука возникла в лоне искусства и туда же она вернется в грядущем гармоническом универсуме. В отличие от просветителей, видевших задачи искусства в подражании природе, Шеллинг считает, что искусство есть выражение абсолютной идеи, заключающейся в природе. И только интуитивная сила гениального художественного прозрения, дарованная художнику, позволяет ему уловить в природе эту абсолютную идею. Поэтому в полном согласии с романтической философией творческого акта в искусстве Шеллинг утверждает бессознательность, чудесность творческого процесса.

Своей вершины немецкий классический идеализм [38] достигает в философии Гегеля (1770-1831). Реакционно-идеалистические черты в социологических, исторических, правовых и политических концепциях философской системы Гегеля вступали в резкое противоречие с его диалектическим методом. Углубляя концепции Шеллинга, Гегель с позиций объективного идеализма рассматривает в качестве основы бытия, как материального, так и духовного, абсолютную идею, которая в своем развитии проходит три ступени: логику, философию природы и философию духа. Абсолютный дух, утверждает философ, является высшей ступенью развития абсолютной идеи, имеющей три стадии самопознания: в искусстве, религии и философии.

«Феноменология духа» и «Наука логики». Его эстетическая концепция изложена преимущественно в «Лекциях по эстетике».

Развитие искусства, по Гегелю, проходит три этапа (формы) как три разных воплощения идеала, т. е. чувственного, образного выражения абсолютной идеи в действительности. Из этих трех форм (первые две — символическая, которой соответствует искусство восточное, и классическая с искусством античным) последняя — романтическая — наиболее полно воплощает реализацию идеи. Но в отличие от искусства классического, в котором форма находится в полном соответствии с содержанием, искусство романтическое характеризуется преобладанием содержания (идеи) над формой. К романтической форме Гегель причислял как средневековое, так и современное искусство.

«двоемирие» — ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью. Идеал – нечто вечное, бесконечное, абсолютное, прекрасное, совершенное, при этом таинственное и часто непостижимое. Действительность, напротив, преходяща, ограничена, конкретна, безобразна.

– отсюда развитие принципа романтического психологизма. Романтики видят в душе человека соединение двух полюсов «ангела» и «зверя».

Источник

Центральной эстетической категорией романтизма является чувство или разум

ЭСТЕТИКА И ПОЭТИКА РОМАНТИЗМА

1. Социально-исторические предпосылки развития романтизма.

2. Понятие романтизма. Основные этапы развития и течения романтизма.

3. Искусство и мода эпохи романтизма.

1. Социально-исторические предпосылки развития романтизма

Понятие «Литература XIX в.» включает в себя прежде всего два направления в искусстве — романтизм и реализм. На рубеже XVIII-XIX вв. в европейской литературе утверждается новое направление — романтизм. Его можно рассматривать как своеобразный отклик на социальные и экономические изменения в жизни Европы в конце XVIII ст. Главными событиями, которые дали толчок к зарождению романтизма, были Французская буржуазная революция 1789 — 1794 гг. и наполеоновские войны, которые начались после нее, промышленный переворот в Англии Дальнейшее развитие романтизма приходится на период Реставрации (1815 — 1830 гг.) и 30 — 40-е гг. Впоследствии доминирующим направлением стал реализм, на смену которому в 1870 — 1900 гг. пришел натурализм.

Предпосылки возникновения романтизма:

Мировоззренческие: идеи братьев Шлегелів, Ф. Шеллинга, И. Канта, И. Фихте и др.

Эстетические: сентиментализм, группировка «Буря и натиск», творчество И. Гете и Ф. Шиллера, теория народности Гердера.

Исторические: исторические события в Европе, в частности Великая Французская революция 1789 — 1794 гг.

Романтизм возник в то время, когда Европа пережила сильное духовное разочарование в связи с событиями Французской революции 1789 — 1794 гг. и наполеоновскими войнами. Ставились под сомнение убеждение, что человеку под силу перестроить к лучшему общественный порядок на основе разума, и это удручало. Ведь революция привела к общественной гармонии, она кончилась разгулом насилия и кровавым «якобинским террором». Не удалось утвердить свободу и справедливость и наполеоновским солдатам. Так был нанесен удар по вере в разум, его могущество, силу. Именно этим объяснялось глубокое разочарование, которое охватило многих художников-романтиков. Оно нашло свое выражение в пессимистичном тоне и трагическом окраске творчества. Именно здесь надо искать истоки образа разочарованного в жизни героя, воспетого романтиками.

Читайте также:  Bed cats миллион чувств

Стремительное восхождение Наполеона к вершине славы стало для многих романтиков примером смелого дерзания, духовного раскрепощения личности. И пусть вскоре выдающиеся люди Европы осудят Наполеона за его жажду к власти, имперские амбиции и жестокие завоевательные войны — в памяти людей надолго останется образ Героя. Именно здесь заключаются истоки активного в жизни героя романтизма — героя — бунтаря, героя — протестанта.

Трагическое и героическое в романтическом искусстве тесно переплетены. Сочетание героического, бунтарского настроения и трагического разочарования находим в произведениях писателей — романтиков, в частности в произведениях великого английского поэта Дж. Г. Байрона.

Философской основой романтизма стала философия Фихте с его учением о творческую деятельность абсолютного субъекта «Я», который порождал свой объект исходным пунктом мировосприятие. По его философией, мир рассматривался не как совокупность неизменных вещей и готова форма, а как процесс бесконечного становления, который был творческой духовной деятельностью и причем символической деятельностью, воплощением разоблачения внутреннего через внешнее, то есть процесс художественного творчества.

Человек рассматривалась как основной центр и конечная цель естественного процесса и одновременно как исходный пункт сверхъестественного открытия. Движущими силами души человека считались не мышление и интеллект, а фантазия и чувство.

Субъективное осмысление автором роли явлений реальной действительности, стремление приписать ей то, что писатель — романтик хотел бы увидеть в жизни, — все это часто приводило к неправильному пониманию, а иногда и искажение объективных законов развития действительности. Реалии капиталистического общества не устраивали романтиков, поэтому они находились в постоянном поиске ответов на наболевшие вопросы: как устранить зло и пороки этого общества, где тот идеал, к которому надо стремиться.

Говоря о романтизме следует подчеркнуть, что он не был только литературным направлением, он был движением, которое охватило различные сферы духовной культуры того времени. Он напоминал другие великие эпохи, такие как Средневековье, Возрождение, Просвещение.

2. Понятие романтизма. Основные этапы развития и течения романтизма

Название термина «романтизм» указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа.

Романтизмом принято называть направление в искусстве, который возник в странах Западной Европы в конце XVIII — нач. XIX ст.

Название произошло от французского слова «romantisme», которым обозначалось нечто таинственное, странное, нереальное.

Романтизм — направление в литературе и искусстве И четверти XIX в., который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции.

Сущность романтизма: необычные герои в необычных обстоятельствах.

Впервые термин упоминается в 1650 г. В Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню — романс. Затем эпические поэмы о рыцарях — романы. Само слово «романтический» как синоним «живописный», «оригинальный» появилось в 1654 г. Его принял француз Бальданепарже.

Позже, в начале XVIII ст., это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями — класицистами. (В частности, Поуп называет свое состояние романтичным, связывая его с неопределенностью).

В конце XVIII в. немецкие романтики братья Шлегелі выдвинули оппозицию понятию классический — романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей Европе. Так, понятие «романтизм» стало употребляться как термин теории искусства.

Писатели — романтики отошли от традиций класицистів, что последовали все античное. В противовес им романтики увлеклись воспеванием Средневековья. Они создавали в духе Средневековья новые картины жизни, отвергали строгие каноны и правила и превыше всего ценили вдохновения.

Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, потому что были недовольны ее анти эстетическим характером.

Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, поэтому просветительскому идеалу разума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальность.

3. Этапы развития романтизма

Передромантизм — явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в., которые подготовили почву для развития романтизма.

• рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;

• отведение главной роли воображении, фантазии, творчества;

• возникновение понятия «романтического», что предшествовало появлению термина «романтизм».

Ранний романтизм (конец XVIII — начало XIX вв.)

Эпоха наполеоновских войн и период Реставрации образовали первую волну романтизма. В Англии это творчество поэтов Дж. Г. Байрона, Перси Буше Шелли, Дж. Китса, романиста В.Скотта, в Германии — мастера сатирической прозы Эрнста Теодора Амадея Гофмана и блестящего лирика и сатирика Генриха Гейне.

— универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должно существовать), дать ему синтезуюче художественное выражение;

Читайте также:  Сколько дней не чувствуются запахи при коронавирусе

— тесная связь с философией;

— тяготение к символу и мифу как наиболее адекватных форм художественного выражения;

— разлад с действительностью;

— резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм.

Развитые формы (20-40-е гг. XIX ст.).

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во Франции и после восстания в Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в это время пишут во Франции — Виктор Гюго, Ж. Санд, а. Дюма; в Польше — А. Мицкевич, Юліум Словацкий, в Венгрии — Шандор Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало от этого времени и была представлена романістичними произведениями Дж. Ф. Купера, Э. По.

Поздний романтизм (после революции 1848 г.).

Романтизм не был монолитным. В нем существовали разные течения.

Народно-фольклорная (начало XIX ст.) — течение, ориентированная на фольклор и народнопоетичне художественное мышление. Сначала она проявилась в Англии, в «Лирических балладах». Вордсворта, первое издание которых появилось в 1798 г. В Германии она была утверждена гейдельберзькою школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире.

• не только собирали народную поэзию и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народнопоетичного мышления;

• их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная наснаженість и мелодичность народной поэзии;

• не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей в народной жизни, сознании, искусстве.

«Байронічна» (Дж. Байрон, Г. Гейне, А.Міцкевич, О. Пушкин, М. Лермонтов и др.), потому завершенное воплощение она получила в творчестве Байрона.

— сердцевину течения составляла ментально-эмоциональная установка, которую можно определить как «идеализацию возражения»;

— разочарование и меланхолия, депрессия, «мировая скорбь» — эти «негативные эмоции» приобрели абсолютной художественной ценности, стали ведущими лирическими мотивами, определяли эмоциональную тональность произведений;

— культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслили полноценную человеческую личность;

— острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности;

— контраст, антитеза — главные элементы художественного произведения.

Гротескно-фантастическая, которую еще называли «гофманівською», по имени ее самого известного представителя. Основная черта: перенос романтической фантасмагории к сфере повседневной жизни, быта, их своеобраВНОе переплетение, в результате чего убогая современная действительность представала в прихотливом гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. К этому течению можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество Е.По, Гоголя «петербургских повестей».

Утопическая течение. Получила значительного развития в литературе ЗО-40-х годов XIX ст., проявляясь в произведениях В. Гюго, Жорж Санд, Г. Гейне, Э. Сю, Э. Джонса и др.

• перенос акцента с критики и возражения на поиски «идеальной правды», на утверждение позитивных тенденций и ценностей жизни;

• проповедование оптимистичного взгляда на жизнь и его перспективы;

• выступление против «индивидуализма современного человека» и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;

• выражение оптимистической надежды и пророчества, утверждение идеальной правды;

• широкое использование риторических средств.

— «Вольтерівська» течение, которая сосредоточилась полностью на исторической тематике, в разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана В. Скоттом. Это течение в определенных аспектах стала переходом к реализму.

4. Искусство и мода эпохи романтизма

Романтики сделали много важных художественных открытий. Выступив против классицизма, они требовали нового подхода к поэтике — творческого, лишенного канонов и правил. Романтизм начинался с романа как универсального жанра, элегии, оды, баллады и создал синтетический жанр.

Представители романтизма считали, что творчество поэта, которая зависела только от поэтического вдохновения, порождала свободные поэтические формы. Поэтому появились необычные раВНОвидности жанров: сочетание эпоса с лирикой, романа с философскими размышлениями; палитры художественных произведений вводились в фольклорные жанры, особенно баллада, сказка, легенда, песня. Романтики смело внедряют реформы стихосложения, утверждали романтические нормы в поэзии, в частности в лирике.

Погруженность во внутренний мир человека обусловила развитие лиро-эпических жанров, самым популярным из которых стала романтическая поэма.

Произвольность изображения у романтиков проявлялась в их композиционных исканиях: они нарушили последовательность композиционного строения произведения, предоставили ему незаконченности, асимметричности, наполнили сюжетной тайной, незавершенностью, пытались оригинально построить произведение вопреки всем правилам и предполагали различные причудливые формы.

Романтики открыли красоту народного искусства — сказок, песен, легенд и преданий. Они подчеркивали огромную роль в жизни человека чувств, воображения, фантазии, утверждали духовную самобытность и неповторимость каждого отдельного человека. Но вместе с тем их сближали с просвітниками гуманизм, сочувствие к «маленькому человеку». Романтики выступали за искренние, открытые человеческие отношения, против мира наживы, эгоизма и лицемерия. Они отстаивали свободу человека. Образ главного героя создается по принципу контраста с реальными чертами современника. Романтический герой — человек больших страстей, глубоко недовольна действительностью, способна на необычные поступки.

Источник

Оцените статью