Центральное понятие концепции эриксона обозначающее эмоционально когнитивное единство это

Основные понятия теории Э. Эриксона

Представления Эриксона о развитии Эго в основном изложены в книгах «Детство и общество» (1950), «Идентичность: кризис юности» (1968), «Идентичность и

жизненный цикл» (1979), «Зрелость» (1979), «Жизненная вовлеченность в старости» (1986) и др. Уже из названий книг явствует, что центральное понятие для

Э. Эриксона — понятие идентичность. Личностная идентичность — набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во

времени и пространстве), который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей, это «самая сердцевина, ядро» личности.

Эго-идентичность — это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Групповая идентичность —

чувство принадлежности к данной социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются прижизненно и согласованно.

Приобретение эго-идентичности, становление Я-концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в

Одним из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает ритуализацию — повторяющиеся формы поведения, осуществляющие

взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении жизни.

Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему

выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис — это

поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адаптированным, сильным, так и ослабленным, несправившимся с решением

конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоподожными

состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат — включение в Эго нового позитивного качества (например,

инициативности или трудолюбия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое

недоверие или вина).

Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил.

Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью — в этом состоит эпигенетический принцип

Общество одобрительно относится к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции роста. Эриксон считает, что в каждой

культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением — «зубчатое колесо жизненных циклов».

Согласно закону согласованного развития, общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в

этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и заботиться). Таким образом, с точки зрения Эриксона,

потребности и возможности поколений симметричны, что отражено в его концепции взаимозависимости.

По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате интеграции достижений формируется здоровая

адаптированная личность: «Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций». Взаимодействие между

биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.

Источник: Шаповаленко И.В. Возрастная психология

Источник

Demo_Testy_PZV_Microsoft_Office_Word

Тестовые задания по дисциплине «Психология зрелых возрастов»

1. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий:

А) метод клинической беседы

Б) метод возрастных поперечных срезов

В) лонгитюдный метод

Г) экспериментально-генетическая стратегия исследования

Д) сравнительный метод

2. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти:

А) генетическая психология

Б) возрастная психология

В) генетическая эпистемология

Г) сравнительная психология

Д) психология развития

3. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:

Д) адаптация к социальной среде

4. Принцип психологии развития, проявляющий себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными, но определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества:

А) принцип творческого характера развития

Б) исторический принцип психологии развития

В) принцип ведущей роли социокультурного контекста в развитии

Г) принцип совместной деятельности общения как движущей силы психического развития

Д) принцип амплификации развития

5. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:

А) центральное новообразование возраста

Б) уровень развития общения

В) ведущая деятельность

Г) социальная ситуация развития

Д) социальное пространство

6. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации:

Г) хронологический возраст

Д) психологический возраст

7. Наука о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий и познавательных операций:

А) генетическая эпистемология

Б) генетическая психология

В) когнитивная психология

Г) психология развития

Д) возрастная психология

8. Теория психического развития, основу которой составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм в культурные (высшие) психические функции:

А) теория рекапитуляции

Б) теория социального научения

В) культурно-историческая концепция

Г) теория конвергенции двух факторов

Д) эпигенетическая теория развития

9. Категория отечественной возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человека:

10. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека:

А) литические периоды

Г) возрастные кризисы

Д) индивидуальные кризисы

11. Центральное понятие концепции Э.Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений:

12. Тип развития, при котором в самом начале заданы, зафиксированы стадии развития и конечный результат:

А) спонтанный тип развития

Б) непреформированный тип развития

В) преформированный тип развития

Г) детерминированный тип развития

Д) циклический тип развития

13. Концепция краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм:

А) концепция конвергенции двух факторов развития

Б) концепция рекапитуляции

В) концепция трех ступеней развития

Г) культурно-историческая концепция

Д) социогенетическая концепция

14. Характеристики психологического возраста определяются:

А) конкретно-историческими условиями развития индивида

Б) характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида

В) сочетание вышеизложенных факторов

Г) спецификой развития функциональных систем

Д) особенностями роста

15. В концепции Л.С.Выготского возрастные кризисы рассматриваются как:

А) негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью

Б) результат нарушения детско-родительских отношений

В) «болезни роста»

Читайте также:  Только радость мне приносишь осетинский мой народ

Г) условные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого

Д) нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов

16. Ведущая деятельность- это:

А) деятельность, которой на данной стадии развития человек посвящает большую часть своего времени

Б) деятельность, наиболее интересная для человека

В) деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста

Г) деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый

Д) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта

17. Согласно Л.С.Выготскому, структура возраста состоит из:

А) социальной ситуации развития

Б) ведущая деятельность

18. Хронологический возраст определяется:

А) временными рамками

Б) индивидуальными особенностями ребенка

В) физиологическими особенностями развития ребенка

Г) психологическими особенностями развития ребенка

Д) когнитивными особенностями развития ребенка

19. Психологические реакции: эмансипации, «отрицательной имитации», группирования, увлечения (хобби-реакция) возникают:

А) дошкольный возраст

Б) младший школьный возраст

В) подростковый возраст

Г) юношеский возраст

Д) ранняя взрослость

20. Система взглядов на объективный мир и место человека в нем:

В) просоциальное поведение

21. Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием:

А) раннее детство

Б) дошкольный возраст

В) младший школьник

Д) ранняя юность

22. Условное обозначение вершины развития, момента наибольшего расцвета человеческой личности:

Г) «Предел развития».

23. Отечественный психолог, создатель школы исследования зрелой личности, давшей новую оценку зрелости как этапа онтогенети­ческого развития:

24. По мнению Б. Г. Ананьева, зрелость — это период:

А) стабилизации функциональных уровней основных деятельностей и образования неопределенно долгого стационарного состо­яния.

Б) противостояния инволюционным процессам в виде реституци­онных и конструктивных процессов.

В) «психологического окаменения», выход на плато возможностей.

Г) сложных процессов, нарушающих стационарное состояние.

Д) начала неуклонной инволюции.

25. Важнейшими характеристиками зрелой личности являются:

А) активность и направленность личности.

Б) развитое самосознание и зрелая «Я-концепция».

В) сочетание этих характеристик.

Г) открытие собственного «Я», переживаемого в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости.

Д) формирование рефлексии.

26. Кризис зрелого возраста:

А) проходит незаметно и не проявляется в каких-либо качествен­ных изменениях личности.

Б) несет в себе разрушительное начало как результат осознания невозможности приблизиться к целям, поставленным в юности.

В) отмечается не у всех индивидов и часто приводит к регрессу, к ин­фантильному уровню развития личности.

Г) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию и саморазвитию.

27. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлет­воренности от подведения человеком итогов своей жизни и осоз­нание ее как единого целого, — это:

Б) целостность эго.

Д) катарсис старости

28. Понятие «витаукта» как системы процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости, было введено в геронтологию:

А) В.В. Фролькисом.

Б) И.В. Давыдовским.

В) А.А. Богомольцем.

Г) И.И. Мечниковым.

Д) В. Альперовичем.

29. Наиболее типичным психическим состоянием в старости являет­ся:

Г) возрастно-ситуативная депрессия.

Д) ипохондрическая фиксация.

30. В условиях нормального старения изменение ядра личности:

А) не происходит.

Б) имеет место, но не является патологическим.

В) зависит от стратегии адаптации к старости.

Г) обязательно происходит, это естественный процесс инволю­ции.

Д) не было предметом экспериментальных исследований.

Источник

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):

050600 Художественное образование

Психология: Психология развития

Количество этапов формирования ДЕ

Критерии и показатели оценивания

Знания: основные категории и понятия психологии развития; основные закономерности развития человека на разных этапах жизненного пути, психологические новообразования каждого возрастного периода; виды ведущей деятельности, особенности их становления, развития и смены в онтогенезе;

Умения: Видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью ребенка на разных возрастных этапах; Применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) и интерпретировать результаты в исследовательских целях;

Навыки: Выявлять и учитывать особенности деятельности и психического развития ребенка, осуществлять процесс обучения и воспитания так, чтобы он соответствовал когнитивному и личностному развития ребенка.

Этапы формирования компетенций ДЕ

Общие вопросы психологии развития

Развитие психики на разных возрастных этапах.

Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%

Типовое контрольное задание (контрольная работа, тест, кейс-задание и пр.)

Включить тест, контрольную работу или кейс-задание и т. д.

Тестовое задание по курсу «Психология развития» *

1. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти:

А). генетическая психология

Б). возрастная психология

В). генетическая эпистемология

Г). сравнительная психология

Д). психология развития

2. Подход к анализу психики ребенка, который рассматривает развитие через смену наиболее значимых, существенных для развития единиц, интегрирующих все остальные изменения:

3. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий:

А). метод клинической беседы

Б). метод возрастных поперечных срезов

В). лонгитюдный метод

Г). экспериментально-генетическая стратегия исследования

Д). сравнительный метод

4. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:

Д). адаптация к социальной среде

5. Принцип психологии развития, проявляющий себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными, но определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества:

А). принцип творческого характера развития

Б). исторический принцип психологии развития

В). принцип ведущей роли социокультурного контекста в развитии

Г). принцип совместной деятельности общения как движущей силы психического развития

Д). принцип амплификации развития

6. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:

А). центральное новообразование возраста

Б). уровень развития общения

В). ведущая деятельность

Г). социальная ситуация развития

Д). социальное пространство

7. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации:

Г). хронологический возраст

Д). психологический возраст

8. Наука о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий и познавательных операций:

А). генетическая эпистемология

Б). генетическая психология

В). когнитивная психология

Г). психология развития

Д). возрастная психология

9. Теория психического развития, основу которой составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм в культурные (высшие) психические функции:

А). теория рекапитуляции

Б). теория социального научения

В). культурно-историческая концепция

Г). теория конвергенции двух факторов

Читайте также:  Использование добутамина при стресс эхокардиографии обусловлено

Д). эпигенетическая теория развития

10. Категория отечественной возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человека:

11. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого:

А). уровень умственного развития

Б). уровень когнитивного развития

В). актуальный уровень развития

Г). уровень потенциального развития

Д). зона ближайшего развития

12. Закон психического развития, сформулированный , согласно которому всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды: сперва — в социально плане, а затем — в психологическом плане:

А). закон метаморфозы

Б). закон гетерохронности развития

В). общий генетический закон культурного развития

Г). закон цикличности развития

Д). биогенетический закон

13. В ходе онтогенеза умственные действия формируются в процессе:

14. Автором культурно-исторической теории развития психических функций является:

15. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека:

А). литические периоды

Г). возрастные кризисы

Д). индивидуальные кризисы

16. Центральное понятие концепции Э. Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений:

17. Тип развития, при котором в самом начале заданы, зафиксированы стадии развития и конечный результат:

А). спонтанный тип развития

Б). непреформированный тип развития

В). преформированный тип развития

Г). детерминированный тип развития

Д). циклический тип развития

18. Концепция краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм:

А). концепция конвергенции двух факторов развития

Б). концепция рекапитуляции

В). концепция трех ступеней развития

Г). культурно-историческая концепция

Д). социогенетическая концепция

19. Возрастная психология как наука возникла:

А). в середине Х1Х в.

Б). в конце Х1Х в.

В). в начале ХХ в.

Г). в начале Х1Х в.

20. Представителями биогенетического подхода к исследованию онтогенеза психики являются:

А). С. Холл, В. Штерн, К. Бюллер

Б). Н. Милер, Р. Сирс

В). Дж. Уайтинг, Дж. Доллар

Г). У. Бронфенбреннер, Ж. Аронфрид

Д).А. Бандура, Р. Уолтерс, Дж. Гевирц

21. Представление о том, что обучение ведет за собой развитие, было разработано:

22. Характеристики психологического возраста определяются:

А).конкретно-историческими условиями развития индивида

Б). характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида

В). сочетание вышеизложенных факторов

Г).спецификой развития функциональных систем

Д). особенностями роста

23. В концепции возрастные кризисы рассматриваются как:

А). негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью

Б). результат нарушения детско-родительских отношений

В). «болезни роста»

Г). условные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого

Д). нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов

24. Отечественная психология рассматривает ход детского развития как:

А). путь от индивидуального к социальному

Б). путь от социального к индивидуальному

В). сочетание этих вариантов с преобладанием одного из них на разных этапах детства

Г). непрерывный эволюционный процесс

Д). процесс приспособления к общественным нормам

25. Ведущая деятельность — это:

А). деятельность, которой на данной стадии развития ребенок посвящает большую часть своего времени

Б). деятельность, наиболее интересная для ребенка

В). деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста

Г). деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый

Д). деятельность, в которой происходит освоение социального опыта

26. Феномен «зоны ближайшего развития» свидетельствует о:

А). о факте изменения темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении

Б). возможности возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения

В). уровне освоения ребенком социального пространства

Г). уровне развития, достигнутом благодаря подражанию ребенком взрослому

Д). ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка

27. Обучение «ведет за собой развитие» тогда, когда:

А). его содержание строится как система научных понятий

Б). любое обучение выполняет ведущую роль

В). обучение строиться как проблемное обучение

Г). ребенок в ходе обучения стремится подражать взрослому

Д). у ребенка начинает развиваться рефлексия

28. Представителями социогенетического подхода к исследованию онтогенеза психики являются:

А). Ст. Холл, А. Гезелл

Б). В. Штерн, К. Бюллер

В). Ж. Пиаже, А. Валлон

Г).А. Бандура, Н. Миллер, Р. Сирс

29. Согласно , структура возраста состоит из:

А ) социальной ситуации развития

Б) ведущая деятельность

30. Хронологический возраст определяется:

А) временными рамками

Б) индивидуальными особенностями ребенка

В) физиологическими особенностями развития ребенка

Г) психологическими особенностями развития ребенка

Д). когнитивными особенностями развития ребенка

31. Синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у ребенка вследствие отделения его от матери и ранней институтуализации:

Б). болезнь Альцгеймера

32. Положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла, поддержки со стороны взрослых:

А). базальная тревога

Г). базовое доверие

33. Этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и такими симптомами как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм, завершающийся переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими:

А). кризис новорожденности

Б). кризис 1 года В). кризис 3 лет Г). кризис 7 лет Д). подростковый кризис

34. Поведенческий комплекс «гордость за собственные достижения» является психологическим новообразованием кризиса:

Г). подростковый кризис

35. К предметным действиям относятся:

36. Знаково-символическая функция сознания формируется в:

Б). дошкольном возрасте

В). младшем школьном возрасте

Г). раннем детстве

37. Психологические реакции: эмансипации, «отрицательной имитации», группирования, увлечения(хобби-реакция) возникают:

А). дошкольный возраст

Б). младший школьный возраст

В). подростковый возраст

Г). юношеский возраст

Д). ранняя взрослость

38. Интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности (периодизация ) в :

Б). раннее детство

В). младший школьный возраст

Г). подростковый возраст

Д). ранняя юность

39. Субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», отстаивании собственной точки зрения:

В). потребность в признании

Г). чувство взрослости

Д), чувство отчужденности

40. Непосредственно-эмоциональное общение выступает в качестве ведущего вида деятельности (периодизация ) в :

Б). раннее детство

В). младший школьный возраст

Г). подростковый возраст

Д). ранняя юность

41. Вид деятельности детей, в ходе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту тли иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения:

А). непосредственно-эмоциональное общение

В). учебно-профессиональная деятельность

Г). предметно-манипулятивная деятельность

Д). игровая деятельность

42. Система взглядов на объективный мир и место человека в нем:

Читайте также:  Как настроение любимый пожелание

В). просоциальное поведение

43. Чувство взрослости является психологическим новообразованием:

Б). раннее детство

В). младший школьный возраст

Г). подростковый возраст

Д). ранняя юность

44. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием:

В). раннее детство

Г). дошкольный возраст

Д). младший школьник

45. Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием:

А). раннее детство

Б). дошкольный возраст

В). младший школьник

Д). ранняя юность

46. Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием:

А). раннее детство

Б). дошкольный возраст

В). младший школьник

Д). ранняя юность

47. Компоненты психологической готовности к школе:

48. Период формирования наглядно-действенного и первичных форм наглядно-образного мышления:

В). раннее детство

Г). дошкольный возраст

Д). младший школьник

49. Условное обозначение вершины развития, момента наибольшего расцвета человеческой личности:

Г). «Предел развития».

50. Отечественный психолог, создатель школы исследования зрелой личности, давшей новую оценку зрелости как этапа онтогенети­ческого развития:

51. По мнению , зрелость — это период:

А). стабилизации функциональных уровней основных деятельностей и образования неопределенно долгого стационарного состо­яния.

Б). противостояния инволюционным процессам в виде реституци­онных и конструктивных процессов.

В). «психологического окаменения», выход на плато возможностей.

Г). сложных процессов, нарушающих стационарное состояние.

Д). начала неуклонной инволюции.

52. Важнейшими характеристиками зрелой личности являются:

А). активность и направленность личности.

Б). развитое самосознание и зрелая «Я-концепция».

В). сочетание этих характеристик.

Г). открытие собственного «Я», переживаемого в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости.

Д). формирование рефлексии.

53. Кризис зрелого возраста:

А). проходит незаметно и не проявляется в каких-либо качествен­ных изменениях личности.

Б). несет в себе разрушительное начало как результат осознания невозможности приблизиться к целям, поставленным в юности.

В). отмечается не у всех индивидов и часто приводит к регрессу, к ин­фантильному уровню развития личности.

Г). несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию и саморазвитию.

54. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлет­воренности от подведения человеком итогов своей жизни и осоз­нание ее как единого целого, — это:

Б). целостность эго.

Д). катарсис старости

55. Понятие «витаукта» как системы процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости, было введено в геронтологию:

Д). В. Альперовичем.

56. Наиболее типичным психическим состоянием в старости являет­ся:

Г). возрастно-ситуативная депрессия.

Д). ипохондрическая фиксация.

57. В условиях нормального старения изменение ядра личности:

А). не происходит.

Б). имеет место, но не является патологическим.

В). зависит от стратегии адаптации к старости.

Г). обязательно происходит, это естественный процесс инволю­ции.

Д). не было предметом экспериментальных исследований.

58. Старость — это период:

А). инволюции на биологическом и психологическом уровнях.

Б). биологической инволюции и стабилизации на личностном уров­не.

В). возможного развития личности.

Г). стабилизации на уровне познавательных процессов.

Д). неизбежной деградации личности.

59. В старости познавательная сфера характеризуется тем, что:

А). «вербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уров­не, а «невербальный» интеллект проявляет тенденцию к угаса­нию.

Б). «невербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уровне, а «вербальный» интеллект проявляет тенденцию к угаса­нию.

В). все структуры интеллекта обнаруживают признаки инволюции.

Г). интеллект в целом снижается за счет ухудшения восприятия и па­мяти.

Д). интеллект снижается ввиду отсутствия компенсаторных процес­сов.

60. Согласно исследованиям школы П. Балтеса мудрость — это:

А). экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни.

Б). система глубоких теоретических знаний.

В). эмоциональное принятие собственной старости.

Г). принятие собственной жизни в целом в результате ее осмысле­ния.

Д). оптимистическое отношение к действительности.

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Номер правильного ответа

Номер правильного ответа

Номер правильного ответа

Вопросы к зачету/экзамену

Предмет психологии развития. Место психологии развития в системе научного знания, связь с другими науками. Актуальные проблемы и задачи психологии развития. Стратегии исследования в психологии развития. Методы исследования в психологии развития, специфика их применения при изучении разных возрастных групп. Зарубежные теории психического развития. Биологический фактор как предпосылка психического развития. Влияние социальных условий жизни на психическое развитие. Движущие силы и закономерности психического развития. Роль деятельности ребенка в психическом развитии. Понятие ведущей деятельности. Влияние общения на психическое развитие. Взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития. Понятие «возраст». Структура возраста. Проблема возрастной периодизации в отечественной психологии (, , ). Общая характеристика этапа новорожденности. Общая характеристика психического развития в младенчестве. Кризис одного года. Общая характеристика психического развития в раннем детстве. Кризис трех лет, его психологическая сущность и симптомы. Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте. Развитие деятельности дошкольника. Развитие личности дошкольника. Развитие познавательных процессов у дошкольника. Психологическая готовность к школьному обучению. Социальная ситуация развития младшего школьника. Развитие учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Роль разных видов деятельности в психическом развитии младшего школьника. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Развитие самосознания и самооценки у младшего школьника. Усвоение моральных норм и правил поведения младшим школьником. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника. Общение со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации ребенка к школьной жизни. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста. Развитие самосознания и чувства взрослости у подростков. Развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте. Общение подростка с педагогами и родителями. Общение подростка со сверстниками. Учебная деятельность подростка. Развитие познавательных процессов у подростков. Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов в подростковом возрасте. Социальная ситуация развития в ранней юности. Профессиональное самоопределение в ранней юности. Учебная деятельность в ранней юности. Развитие познавательных процессов в ранней юности. Развитие самосознания и мировоззрения в ранней юности. Самопознание в ранней юности. Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов в ранней юности. Общение со сверстниками в ранней юности. Особенности общения с педагогами и родителями в ранней юности. Общая характеристика периода молодости. Общая характеристика периода зрелости. Особенности психического развития в пожилом и старческом возрасте. Психологическое консультирование родителей, воспитывающих новорожденных детей. Психологическое консультирование родителей, воспитывающих младенцев. Психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Психологическое консультирование родителей, по проблеме готовности детей к поступлению в школу. Психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста. Психологическое консультирование родителей, воспитывающих подростков. Психологическое консультирование родителей, воспитывающих юношей и девушек.

Источник

Оцените статью