Целостный образ предмета непосредственно отражаемый органами чувств

Целостный образ предмета непосредственно отражаемый органами чувств

Установите соответствие между определением (обозначено буквами) и формой познания (обозначено цифрами).

Определение Форма познания
А) чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании 1) ощущение
Б) чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств 2) понятие
В) отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств 3) представление
Г) мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления 4) умозаключение
Д) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения 5) восприятие

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, следовательно, ему соответствует свойство В.

Понятие — это форма мысли, которая отражает предметы в их существенных и общих признаках, следовательно, ему соответствует признак Г.

Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения, следовательно, ему соответствует признак А.

Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух суждений, называемых посылками, вытекает третье – вывод, следовательно, ему соответствует признак Д.

Восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей, следовательно, ему соответствует признак Б.

Ответ: 35124
2 1 6 8 1 1 6

Источник

Целостный образ предмета непосредственно отражаемый органами чувств

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).

Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).

После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) мотив 2) деятельность 3) понятие
4) память 5) воздействие 6) ощущение
7) представление 8) суждение 9) восприятие

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

Исходя из контекста, последовательность 659247 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Источник

Целостный образ предмета непосредственно отражаемый органами чувств

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).

Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).

После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) мотив 2) деятельность 3) понятие
4) память 5) воздействие 6) ощущение
7) представление 8) суждение 9) восприятие
Читайте также:  Очень не очень рабочее настроение

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

Исходя из контекста, последовательность 659247 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Источник

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непо­средственного воздействия на органы чувств, называется воспри­ятием

Законы

Формы мышления

Приемы и

Операции

Значение логики

Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить

и, следовательно, правильнее позна­вать окружающий мир.

Знание логики

· повышает культуру мышления,

· вырабатывает навык мыслить более «грамотно»,

· развивает критическое отноше­ние к своим и чужим мыслям.

Мыслить логично — это значит

· мыслить точно и последователь­но, аргументировано

· не допускать противоречий в своих рассуждениях,

· уметь вскры­вать логические ошибки.

** Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, психолога, требующей точности мышления, обо­снованности выводов.

Познание

== это процесс отражения объективного мира сознанием человека , оно представляет собой единство чувственного ирационально­го познания.

Познание Логика
* Познание
Чувственное
Рациональное

· восприятие * мышление

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощу­щение, восприятие, представление.

Ощущение это отражение отдельных чувственно воспринима­емых свойств предметов’ — их цвета, формы, запаха, вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непо­средственного воздействия на органы чувств, называется воспри­ятием.

Представление это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах,

об их внешних свойствах. А это невозможно без мышления, отражаю­щего действительность в определенных логических формах.

Особенности мышления.

1) . Мышление отражает действительность в обобщенных обра­зах.

В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, суще­ственное

2). Мышление — процесс опосредствованного отражения дей­ствительности.

При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало ранее на ор­ганы чувств.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называетсявывод­ным, а сам процесс его получения —выведением.

3). Мышление неразрывно связано с языком.

Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях.

4).Мышление — процесс активного отражения действитель­ности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление.

Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о пред­метах действительности, выражая их не только средствами естест­венного языка, но и в символах языка формализованного, играюще­го важную роль в современной науке.

. = ВЗАИМОСВЯЗЬ: В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, момен­ты единого процесса познания.

Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только пред­ставлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию.

Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств.

С помощью мышления че­ловек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в ко­нечном счете ощущения, восприятия, представления

Историялогики

В древнегреческой философии вопросами логики занимались софисты . До сих пор вызывает интерес юридический парадокс Протагора «Тяжба о плате» ( ученика учителю). Против них выступил Демокрит (460-370 гг. до н.э), написавший «О логике» или «Каноны» ( в 3-х книгах. Каноны – значит правила).

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (384 —322 гг. до н.э.).

В работах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» , «Топика», «Об опровержении… аргументов» даны:

· Определение и деление понятий

Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — ло­гики предикатов.

** Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков. Логика стоиков — основа другого направления математической ло­гики — логики высказываний. Все перечисленные работы Аристотеля позже в Византии объединили под общим названием «Органон» (орудие познания).

** Законы правильного мышления (Зк. Тождества, Зк непротиворечия и Зк.исключенного третьего – Аристотель изложил в своем главном произведении «Метафизика».

Дальнейшую разработку логики осуществили Зенон, Хризипп, Филон и др. Например, Евбулит открыл первый известный нам из истории семантический парадокс под названием «Лжец» .

** Логика развивалась и в Средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики. В то же время интересны с точки зрения логики работы Авг. Блаженного , Ф.Аквинского (5 доказательств существования Бога) и сирийского математика Аль Фараби («Комментарий аристотелевского «Органона»). Аль Фараби выделил в логике 2 ступени: 1- представления и понятия; 2 – теория суждений, выводов и доказательств).

Во 2-й половине 13 века самым популярным в Европе руководством по логике было «Сумма логики» Петра Испанского. Она изучалась во всех иезуитских колледжах Европы.

** Важнейшим этапом в развитии логики явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф.Бэконом (1561—1626). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную ло­гику Аристотеля

Разработка ин­дуктивного метода — огромная заслуга Бэкона, однако он неправо­мерно противопоставил свой метод методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга.

Разработанные Бэконом методы научной индукции, были систематизированы впоследствии английским философом и логиком Дж.С. Миллем (1806—1873).

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдаю­щихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.

** Французский философ Р. Декарт (1569—1650) выступил с крити­кой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, роль интуиции, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума».

** Г. Лейбниц(1646—1716), сформулировал закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX—XX вв.;

**Логику Др. Мира, Ср. веков и нового времени принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.

** В конце 18- нач 19 века наряду с формальной логикой начинаетразвиваться идиалектическаялогика. Ее основоположником является

Гегель (1770-1831) – «Наука логики». Однако объективный мир он понимал идеалистически, как инобытие Абсолютной идеи ( Мирового разума)

** Немецкий философ И. Кант (1724—1804) различал 2 типа логик; обычную, формальную, и трансцендентальную, которая исследует в формах мышления то, что «сообщает знанию априорный характер и обуславливает возможность всеобщих и необходимых истин».

Кант отличал логическое основание и логическое следствие от реальных причин т и следствия.

** Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711— 1765), А.Н.Радищев (1749—1802), который дал классификацию умозаключений:

* умозаключения по сходству.

Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключе­ний (их классификации) русские логики М.И. Каринский (1804—1917) и Л.В. Рутковский (1859—1920). Одним из первых начал развивать логику отно­шений философ и логик С.И. Поварнин (1807—1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д. Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса.

!!= Теоретический анализ дедуктивных рассуждений метода­ми исчисления с использованием формализованных языков получил название математической, или символической, логики …. В 1907г. Л.Брауэр основал Интуиционистскую школу логики , где отвергалась логика как наука, предшествующая математике, а в качестве основы рассматривалась «интуитивная ясность» ( Декарт . )

** «Модальная логика»… В классической двузначной логике рассматривались простые и сложные ассерторическиесуждения, т.е. такие, в которых не установлен характер связи между субъектом и предикатом, напр, «морская вода соленая»…. В модальных суждениях раскрывается этот характер связи… «если вода морская- она соленая»

§ 1.Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия

В-4, В-5

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Форми­руя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множествопредметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемомпонятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокуп­ность предметов, имеющих некоторые общие признаки.

Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмно­жество.

Например, класс студентов включает в себя подкласс сту­дентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс эконо­мических преступлений.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака : (

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы­ваетсяуниверсальным классом. Если класс состоит из одного элемента, то это будетеди­ничный класс, класс, который не содержит ни одного элемента, называетсянулевым (пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается взаконе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что чем меньше информации , тем шире содержание (напр.водопад), чем шире содержание, тем меньше объем понятия (крупный водопад или крупный водопад в Канаде), т.е. увеличение со­держания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объ­емом, и наоборот

§ 3. Виды понятий

В-6

Понятия принято делить на следующие виды:

* 1) единичные и общие,

* 2) собирательные и несобирательные,

* 3) конкретные и аб­страктные,

* 4) положительные и отрицательные,

* 5) безотноситель­ные и соотносительные.

1). Понятия делятся наединичные иобщие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов.

** Общие понятия могут бытьрегистрирующими инерегистрирую­щими.

Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется. Регистрирующие понятия имеют конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называетсянерегистрирующим. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2). Понятия делятся насобирательныеи несобирательные.

Поня­тия, в которых есть признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое, называются собирательными.

Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому от­дельному элементу, который входит в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов.

Понятие, в котором мыслятся признаки, которые относятся к каждому его элементу, называетсянесобирательным.

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительноми собирательном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будетразделительным;

· если же вы­сказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое упот­ребление понятия называетсясобирательным.

3). Понятия делятся наконкретные и абстрактные.

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предме­тов как нечто самостоятельно существующее, называетсяконкрет­ным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами, называетсяабстрактным.

. = Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а аб­страктные

с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными.

4). Понятия делятся наположительныеи отрицательные

в зависи­мости от того, составляют ли их содержание свойства,

присущие предмету, или свойства, отсутствующие у них.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называютсяположительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называютсяотрицательными.

5) . Понятия делятся на безотносительныеи соотносительные

в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие

раздельно или в отношении с другими предметами

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными.

Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др.

Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию ( «студент 1-го курса»,

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содер­жаниеи объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Отношения между понятиями

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому понятия , которые отражают эти предметы, находятся в определенных отношениях.

Понятия, далекие друг от друга и не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (напр.. «поэма» и «колодец»), остальные понятия называются сравнимыми ( «глубокий колодец»),

** Сравнимые понятия делятся насовместимые и

Источник

Читайте также:  Как эмоционально привязать его
Оцените статью