- Целостный образ предмета непосредственно отражаемый органами чувств
- Целостный образ предмета непосредственно отражаемый органами чувств
- Целостный образ предмета непосредственно отражаемый органами чувств
- Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием
Целостный образ предмета непосредственно отражаемый органами чувств
Установите соответствие между определением (обозначено буквами) и формой познания (обозначено цифрами).
Определение | Форма познания |
А) чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании | 1) ощущение |
Б) чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств | 2) понятие |
В) отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств | 3) представление |
Г) мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления | 4) умозаключение |
Д) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения | 5) восприятие |
Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, следовательно, ему соответствует свойство В.
Понятие — это форма мысли, которая отражает предметы в их существенных и общих признаках, следовательно, ему соответствует признак Г.
Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения, следовательно, ему соответствует признак А.
Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух суждений, называемых посылками, вытекает третье – вывод, следовательно, ему соответствует признак Д.
Восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей, следовательно, ему соответствует признак Б.
Ответ: 35124
2 1 6 8 1 1 6
Источник
Целостный образ предмета непосредственно отражаемый органами чувств
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).
Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).
После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) мотив | 2) деятельность | 3) понятие |
4) память | 5) воздействие | 6) ощущение |
7) представление | 8) суждение | 9) восприятие |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Исходя из контекста, последовательность 659247 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Источник
Целостный образ предмета непосредственно отражаемый органами чувств
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).
Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).
После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) мотив | 2) деятельность | 3) понятие |
4) память | 5) воздействие | 6) ощущение |
7) представление | 8) суждение | 9) восприятие |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Исходя из контекста, последовательность 659247 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Источник
Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием
Законы
Формы мышления
Приемы и
Операции
Значение логики |
Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить
и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.
Знание логики
· повышает культуру мышления,
· вырабатывает навык мыслить более «грамотно»,
· развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Мыслить логично — это значит
· мыслить точно и последовательно, аргументировано
· не допускать противоречий в своих рассуждениях,
· уметь вскрывать логические ошибки.
** Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, психолога, требующей точности мышления, обоснованности выводов.
Познание |
== это процесс отражения объективного мира сознанием человека , оно представляет собой единство чувственного ирационального познания.
Познание Логика |
* Познание |
Чувственное |
Рациональное |
· восприятие * мышление
• Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов’ — их цвета, формы, запаха, вкуса.
Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием.
Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах,
об их внешних свойствах. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.
Особенности мышления. |
1) . Мышление отражает действительность в обобщенных образах.
В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное
2). Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности.
При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало ранее на органы чувств.
Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называетсявыводным, а сам процесс его получения —выведением.
3). Мышление неразрывно связано с языком.
Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях.
4).Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление.
Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.
. = ВЗАИМОСВЯЗЬ: В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания.
Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию.
Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств.
С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления
Историялогики |
В древнегреческой философии вопросами логики занимались софисты . До сих пор вызывает интерес юридический парадокс Протагора «Тяжба о плате» ( ученика учителю). Против них выступил Демокрит (460-370 гг. до н.э), написавший «О логике» или «Каноны» ( в 3-х книгах. Каноны – значит правила).
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (384 —322 гг. до н.э.).
В работах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» , «Топика», «Об опровержении… аргументов» даны:
· Определение и деление понятий
Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — логики предикатов.
** Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков. Логика стоиков — основа другого направления математической логики — логики высказываний. Все перечисленные работы Аристотеля позже в Византии объединили под общим названием «Органон» (орудие познания).
** Законы правильного мышления (Зк. Тождества, Зк непротиворечия и Зк.исключенного третьего – Аристотель изложил в своем главном произведении «Метафизика».
Дальнейшую разработку логики осуществили Зенон, Хризипп, Филон и др. Например, Евбулит открыл первый известный нам из истории семантический парадокс под названием «Лжец» .
** Логика развивалась и в Средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики. В то же время интересны с точки зрения логики работы Авг. Блаженного , Ф.Аквинского (5 доказательств существования Бога) и сирийского математика Аль Фараби («Комментарий аристотелевского «Органона»). Аль Фараби выделил в логике 2 ступени: 1- представления и понятия; 2 – теория суждений, выводов и доказательств).
Во 2-й половине 13 века самым популярным в Европе руководством по логике было «Сумма логики» Петра Испанского. Она изучалась во всех иезуитских колледжах Европы.
** Важнейшим этапом в развитии логики явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф.Бэконом (1561—1626). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля
Разработка индуктивного метода — огромная заслуга Бэкона, однако он неправомерно противопоставил свой метод методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга.
Разработанные Бэконом методы научной индукции, были систематизированы впоследствии английским философом и логиком Дж.С. Миллем (1806—1873).
Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.
** Французский философ Р. Декарт (1569—1650) выступил с критикой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, роль интуиции, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума».
** Г. Лейбниц(1646—1716), сформулировал закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX—XX вв.;
**Логику Др. Мира, Ср. веков и нового времени принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.
** В конце 18- нач 19 века наряду с формальной логикой начинаетразвиваться идиалектическаялогика. Ее основоположником является
Гегель (1770-1831) – «Наука логики». Однако объективный мир он понимал идеалистически, как инобытие Абсолютной идеи ( Мирового разума)
** Немецкий философ И. Кант (1724—1804) различал 2 типа логик; обычную, формальную, и трансцендентальную, которая исследует в формах мышления то, что «сообщает знанию априорный характер и обуславливает возможность всеобщих и необходимых истин».
Кант отличал логическое основание и логическое следствие от реальных причин т и следствия.
** Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711— 1765), А.Н.Радищев (1749—1802), который дал классификацию умозаключений:
* умозаключения по сходству.
Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключений (их классификации) русские логики М.И. Каринский (1804—1917) и Л.В. Рутковский (1859—1920). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик С.И. Поварнин (1807—1952).
Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д. Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса.
!!= Теоретический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков получил название математической, или символической, логики …. В 1907г. Л.Брауэр основал Интуиционистскую школу логики , где отвергалась логика как наука, предшествующая математике, а в качестве основы рассматривалась «интуитивная ясность» ( Декарт . )
** «Модальная логика»… В классической двузначной логике рассматривались простые и сложные ассерторическиесуждения, т.е. такие, в которых не установлен характер связи между субъектом и предикатом, напр, «морская вода соленая»…. В модальных суждениях раскрывается этот характер связи… «если вода морская- она соленая»
§ 1.Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия |
В-4, В-5
Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие — одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
Множествопредметов, которое мыслится в понятии, называется объемомпонятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».
Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки.
Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество.
Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс экономических преступлений.
Отношение элемента к классу выражается при помощи знака : (
Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называетсяуниверсальным классом. Если класс состоит из одного элемента, то это будетединичный класс, класс, который не содержит ни одного элемента, называетсянулевым (пустым) классом.
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается взаконе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что чем меньше информации , тем шире содержание (напр.водопад), чем шире содержание, тем меньше объем понятия (крупный водопад или крупный водопад в Канаде), т.е. увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот
§ 3. Виды понятий |
В-6
Понятия принято делить на следующие виды:
* 1) единичные и общие,
* 2) собирательные и несобирательные,
* 3) конкретные и абстрактные,
* 4) положительные и отрицательные,
* 5) безотносительные и соотносительные.
1). Понятия делятся наединичные иобщие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов.
** Общие понятия могут бытьрегистрирующими инерегистрирующими.
Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется. Регистрирующие понятия имеют конечный объем.
Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называетсянерегистрирующим. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.
2). Понятия делятся насобирательныеи несобирательные.
Понятия, в которых есть признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными.
Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, который входит в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов.
Понятие, в котором мыслятся признаки, которые относятся к каждому его элементу, называетсянесобирательным.
В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительноми собирательном смысле.
Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будетразделительным;
· если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называетсясобирательным.
3). Понятия делятся наконкретные и абстрактные.
Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называетсяконкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называетсяабстрактным.
. = Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные
с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными.
4). Понятия делятся наположительныеи отрицательные
в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства,
присущие предмету, или свойства, отсутствующие у них.
Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называютсяположительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называютсяотрицательными.
5) . Понятия делятся на безотносительныеи соотносительные
в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие
раздельно или в отношении с другими предметами
Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными.
Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др.
Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию ( «студент 1-го курса»,
Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержаниеи объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.
Отношения между понятиями |
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому понятия , которые отражают эти предметы, находятся в определенных отношениях.
Понятия, далекие друг от друга и не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (напр.. «поэма» и «колодец»), остальные понятия называются сравнимыми ( «глубокий колодец»),
** Сравнимые понятия делятся насовместимые и
Источник