Роль практики в познании. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании
Практика – это целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Роль практики в отношении познания: базисная, детерминирующая (практика – основа познания), критериальная (практика – критерий истины), целеполагающая (практика – цель познания).
1. Практика является основой познания. Весь процесс познания основывается на взаимодействии человека с внешним миром, а это взаимодействие осуществляется, прежде всего, в практике. В практике развиваются как чувственные, так и логические формы отражения. Маркс писал, что «общественная жизнь является по существу практической». Практика – основа познания. На протяжении тысячелетий стихийно совершавшийся производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности. Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные практики, которая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство теории и практики.
2. Практика выступает как цель познания. Деятельность человека ставит перед ним такие задачи, решение которых необходимо для его дальнейшего существования и развития — новое знание воплощается в новой деятельности, организует ее и управляет ею. Субъективное воплощается на этом этапе в объективном. Процесс познания определяет новые цели, являющиеся идеальными моделями будущей деятельности. Цель познания – практическая деятельность.
3 . Практика – единственный проверенный тысячелетиями истории критерий истинности знания, воплощенного в суждении. Еще древнекитайский философ Мо-Цзы учил, что только высказывания, которые претворяются в деятельности человека, становятся постоянным знанием. Ясно, что не все суждения можно немедленно проверить в практической деятельности. Практика должна созреть до возможности проверить некоторую гипотезу. Например, практическая проверка положений специальной теории относительности А. Эйнштейна (1905) могла быть осуществлена только после изобретения и использования синхрофазотронов и других ускорителей элементарных частиц (1944).Связь чувственных и логических форм познания неразрывна, она проявляется уже на уровне ощущения. Ощущение как форма чувственного познания отличается от ощущения как формы отражения, присущей практически всем животным, тем, что в чувственном познании мы не только ощущаем, но и понимаем, ЧТО ощущаем. Т. обр., ощущение в познании выходит на уровень рационального, осознается в понятии. Например, ощущение твердого соединяется с понятием «твердое», ощущение горячего – с понятием «горячее» и т.п. Если данное конкретное ощущение мы не можем соединить ни с одним понятием нашего мышления, то мы не понимаем, ЧТО ощущаем, и ощущение остается на уровне отражения, не становясь моментом чувственного познания. С другой стороны, никакое понятие не образуется, если ему не предшествует чувственное отражение данного класса предметов, на основании которого и формируется понятие как мысль, отражающая существенно-общее. Таким образом, связь между чувственными и рациональными формами познания имеет неразрывный и двусторонний характер. Чувственные формы должны быть доведены до осознания в понятиях и суждениях, а последние не могут строиться иначе, как на материале чувственных данных.
Источник
Целенаправленная предметно чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем
41. Познание и практика.
Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, отражение мира в сознании людей, движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.
«Теория познания» в переводе на греческий – «гносеология» (от греческих слов «gnosis» – знание, Logos – понятие, учение), т.е. учение о знании. Также используется термин «эпистемология», который имеет более выраженный научный смысл – учение о научном знании. Оба термина широко используются в философской литературе.
Практика – основа познания. Человек живет в окружении мира, являясь при этом активно действующим существом. Человек связан и с природой, и с событиями общественной жизни, находясь с ними в постоянном взаимодействии. Без этого взаимодействия жизнь невозможна. Мы взаимодействуем с миром, прежде всего, через наши потребности, начиная от физиологических и заканчивая духовно-душевными. Мы нуждаемся в мире и практически преобразуем его не только для постижения тайн. Мы постигаем эти тайны для удовлетворения наших материальных, а затем и духовных потребностей. В этом состоит исторический смысл возникновения познания и наук. Астрономию и часы вызвала к жизни потребность мореплавания; потребности земледелия породили геометрию; география возникла в связи с описанием Земли, механика – со строительным искусством, а медицину вызвала к жизни потребность освободить людей от недугов или хотя бы облегчить их страдания. С развитием общества потребности все расширялись и обогащались, вызывая к жизни все новые и новые средства и пути познания: человечество не может успокоиться на достигнутом.
Выделим черты практики: — практика неотрывна от человека, его целеполагающей и целенаправленной деятельности, т.е. практика – целенаправленна; — практика имеет предметно-чувственный характер. В отличие от мыслительной, духовной деятельности, при практическом взаимодействии с материальным предметом человек функционирует физиологически, расходуя энергию и силу; — преобразование материальных систем. На основе познания свойств и законов природы человек открывает новые возможности и ставит новые цели, в соответствии с которыми путем практики создаются новые предметы, не существующие в природе.
Следовательно, практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность людей (субъекта) по преобразованию материальных систем для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.
42. Научное познание
В целом мы можем говорить о множественности форм познания: научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что когнитивная составляющая в ней является доминантной. выделяют следующие особенности научного познания: — рациональность научной познавательной деятельности. Традиционно рациональность понимается как преимущественное обращение к доводам рассудка и разума и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений — при принятии решений. Рациональность обычно связана со следованием определенным правилам. Хотя классическая рациональность обычно противопоставляется эмпиризму и сенсуализму, но научная рациональность включает в себя чувственный опыт и эксперимент. Однако, они, в свою очередь, подчиняются доводам и законам научной логики. — выделение теоретической и эмпирической составляющих научного знания. — понятийная деятельность. — доказательность — системность
Это позволяет науке выполнять основные познавательные функции: — описание; — объяснение; — предсказание явлений (на основе выявленных закономерностей).
Выделяют следующие этапы развития представлений о научной рациональности: — классический S → O (до сер. XIX в.); — неклассический S ↔ O (до сер. XX в.); — постнеклассический S →↔ O (по наст. время)
Поскольку позитивизму принадлежит особая роль в развитии методологии научного познания, то рассмотрим это философское течение подробнее. Позитивизм возникает в 30—40- гг. XIX века во Франции. Родоначальник — О. Конт. Позитивизм (от лат positivus — пол
. Позитивизм (от лат positivus — положительный) рассматривается им как высший этап развития мышления, двигавшегося по пути от мифологического, к метафизическому и достигшего высшей ступени — в позитивизме. Позитивизм призывает отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного, реального знания, точного и конкретного. Позитивизм исходит из признания данной, то есть позитивной реальности, того, что поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. Эта проверка (верификация) должна носить общезначимый характер. Позитивизм серьезно претендовал на роль «философии науки». Позитивистские системы Конта, Спенсера, Милля — создали определенную научную картину мира, опирающуюся на принцип механического истолкования действительности.
43. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое как стадии познавательной деятельности
Вопрос о соотношении чувственного и рационального был предметом оживленных дискуссий между представителями различных философских школ. При этом рационализм нередко противопоставлялся эмпиризму и сенсуализму. Сенсуалисты (лат. sensus – чувства, ощущения) утверждали, что главной и определяющей формой достоверного познания является чувственное познание и что деятельностью органов чувств можно объяснить все содержание человеческого знания. Мышление же в лучшем случае только суммирует знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» (Гоббс, Локк, французские материалисты XVIII в., Фейербах, Беркли, Мах). К сенсуализму тяготеет эмпиризм (от греч. «эмпириа» – опыт), настаивающий на истинности чувственного опыта, утверждающий, что все знание основывается на опыте и посредством опыта (Бэкон и др.). И тем, и другим возражали рационалисты (от лат. ration – разум), считавшие основой познания и поведения людей разум. Они отводили разуму роль единственного источника знаний. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель) считали, что в сознании человека есть набор некоторых исходных «врожденных» идей. Это такие идеи, как «я мыслю, следовательно, существую», основные положения логики и математики (целое больше части и т.п.). Исходя из них как из аксиом, можно посредством логических
Давайте разберем основные формы чувственного и рационального познания.
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, – это способность органов чувств человека доставлять полученную информацию в мозг, где она перерабатывается и закрепляется в форме ощущений, восприятий, представлений. Ощущения – это наиболее элементарная форма чувств. Восприятие – целостное отражение свойств материальных объектов.
Представление – воссоздание, воспроизведение в сознании чувственного образа предмета в памяти. Рациональное познание признает разум и логическое мышление основой познания. Понятие – это мысль-обобщение, в которой отражаются наиболее общие, существенные свойства предметов. Суть всех явлений объясняется на основе понятий. Посредством понятий и систем понятий (теории, концепции) отображаются сферы действительности, изучаемые различными науками. Понятие выступает в качестве клеток, из которых строится теория. В этом их гносеологическая значимость.
44. Диалектика как учение о взаимосвязях и развитии
Диалектика – учение о всеобщей взаимосвязи и развитии. Элементы диалектического мышления характерны уже для мифологического мировоззрения: антропо и социоморфизация сущего есть попытка (через «слияние» себя и человеческого сообщества с окружающим миром) представить его как единое целое. Религиозное мировоззрение, создавая свою онтологию и гносеологию, привносит специфику в диалектическое объяснение и познание бытия. Однако только в рамках философии диалектика получает должное внимание: ведь она – попытка рационального постижения мира, а философия есть понятийное мышление. Поэтому предметом данной лекции является рассмотрение диалектики как философского учения.
Как таковая, диалектика возникла на древнем этапе истории философской мысли, и для ее адекватного понимания целесообразно рассмотреть, что она означала в момент своего возникновения, какие метаморфозы произошли с ней после, прежде чем данное учение приобрело современный вид. При этом воспользуемся известным высказыванием Ф. Энгельса и сначала исследуем греческую и классическую немецкую философию как исторически наиболее зрелые формы диалектики . Затем рассмотрим марксистскую диалектику (объективную и субъективную), возникшую на базе гегелевской. В лекции также будет уделено внимание современному состоянию проблемы и оппонирующим учению о диалектике концепциям.
45. Проблема человека в философии
Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.
Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода: 1) изучение человека метафизикой (античность); 2) изучение человека теологией (средневековье); 3) изучение человека математикой и механикой (Новое время); 4) изучение человека биологией. Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии — в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь «младшего родственника» природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме — форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени. Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания. Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей древневосточой философии, не предполагает активности в реализации личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни — требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.
Для современного изучения философских проблем человека определяющее значение имел XVIII Всемирный философский конгресс, проходивший в 1988 г. в Великобритании. На нем прозвучала мысль о насущной необходимости критического анализа традиционных представлений о природе человека. Вместе с тем, неоднократно отмечалось, что исчерпывающее определение сущности (природы) человека дать невозможно.
Источник