Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине — основа воспитания гражданина.
статья
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность.
Сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план, и именно проблема патриотического воспитания. Поставлена задача разработать систему в работе школы по воспитанию подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом
Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать её историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех школьных делах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_patrioticheskogo_soznaniya.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине –
основа восп и тания гражданина.
« Воспитание — великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают ещё большую значимость в современном обществе. Многое из окружающей действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, выбрать для себя истинные ценности.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях как составная часть процесса социальной адаптации и становления личности, требует новых подходов к её решению. События последнего времени подтверждают, что постепенная утрата духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков: получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству в целом.
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность.
Слово «патриотизм» означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется.
Если в гражданском воспитании одной из задач является формирование чувства уважения к государству и гражданам, то патриотизм соотносится с чувством любви к Родине и её народу, принадлежности, причастности к ее прошлому, её культурному наследию. Задача воспитать в человеке любовь к Родине ставилась во все времена, и начинать работу над воспитанием патриотизма , как важнейшего духовного состояния личности, надо уже с дошкольного возраста и продолжать её в школе, учитывая возрастные особенности детей и характер изучаемого материала.
Сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план, и именно проблема патриотического воспитания. Поставлена задача разработать систему в работе школы по воспитанию подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом
Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать её историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех школьных делах.
Процесс патриотического воспитания в специальной коррекционной школе не лёгкий, и его результат не так ощутим, как в массовой школе, так как осложняется рядом психофизических особенностей, присущих детям с ОВЗ. Таким детям нужно больше времени, чтобы усвоить нормы и правила поведения в обществе, усвоить такие понятия как любовь к родному дому, семье, школе, Родине.
Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся.
- Духовно-нравственное , которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни.
- Историко-краеведческое , направленное на познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
- Гражданско-патриотическое . воздействующее через систему мероприятий на формирование правовой культуры, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
- Спортивно-патриотическое – направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужественности.
- Экологическое воспитание – направлено на формирование у воспитанников чувства гордости за родную природу, за чистоту и красоту родного края, а также нравственной оценки таких понятий как экологическая ответственность и экологическая культура.
Педагоги нашей школы используют эти направления в своей работе, успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования и т. д.
Учащиеся имеют возможность свое свободное время не просто «проживать», а заниматься полезным для себя делом: заниматься в различных секциях и кружках школы, дворцах детского творчества, в школьных творческих объединениях. Тем более, что в нашей школе для этого созданы все необходимые условия. Большую роль в работе нравственно-патриотической направленности играют уже сложившиеся в нашей школе многолетние традиции:
- проведение информационно-образовательных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и с участниками блокады Ленинграда, с сотрудниками Музея боевой и трудовой славы г. Саратова, которые представили вниманию наших воспитанников планшетную выставку «Достойны звания Героя», посвящённую героям – саратовцам, которые внесли свой вклад в общую победу в Великой Отечественной войне, а также информацию об истории нашей школы в годы Великой Отечественной войны;
- ежегодные поздравления и выступления наших воспитанников с концертами перед ветеранами войны и труда в Доме престарелых;
- сбор материалов о судьбе своих предков, родственников — участников ВОВ, знакомство с семейными реликвиями, составление генеалогического древа семьи (в рамках общешкольного проекта «Моя семья»);
- празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и презентаций в библиотеке и по классам; месячников «Я — гражданин России» ( были организованы циклы бесед, просмотры презентаций, выпуск стенгазет, где ребятам рассказывали о государственной символике России, о главном Законе РФ — Конституции, о правах и обязанностях граждан, а также о символике городов Саратова и Энгельса);
-проведение мероприятий и спортивных соревнований, посвящённых великим праздникам (школьные концерты и спортивные соревнования, посвящённые Дню Защитника Отечества);
- посещение краеведческих музеев, театров, храмов Энгельса и Саратова, где ребята знакомятся с историей нашего края, с его природными особенностями;
- экскурсии на различные предприятия города;
- знакомства с памятниками края, историческими названиями улиц нашего города:
- изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников народов Поволжья;
- работа школьного факультатива по патриотическому воспитанию «Мой дом — Россия;
— изучение обычаев, традиций, праздников своего народа (например, при проведении общешкольных праздников «Широкая Масленица», «Рождественские встречи»);
- уроки истории, литературы, обществознания, православия;
- часы речевого общения, где изучаются темы: «Наша Родина» и «Мой родной край»;
- проведение мероприятий и акций по экологическому воспитанию: «Береги планету Земля» (участие воспитанников в конкурсах рисунков «Портрет Волги», в фестивале «Экологический калейдоскоп», проходящем в рамках областного проекта «Тропа доброты», посвященного Международному Дню Земли , участие в экологических акциях «Сделаем наш мир чище»);
- изучение правил поведения в школе и общественных местах;
- школьный лекторий в форме информационно-образовательных часов (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками) и т.д.
- работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
- проведение общешкольного конкурса «Лучший класс года»;
-встречи со студентами саратовских вузов, со слышащими сверстниками школ города, со знаменитыми спортсменами нашего города, с работниками Центральной библиотеки;
- выступления наших творческих коллективов на концертных площадках Энгельса, Саратова и других городов России.
Участие наших ребят в таких коллективных мероприятиях способствует формированию у них социального опыта общения с разными людьми, усвоению ими ценностей, установок и норм поведения, характерных для данного общества.
В рамках подготовки к празднованию 75-ой годовщины Великой Победы в школе проводится цикл мероприятий, посвящённых этой дате: марафоны знаний об истории Великой Отечественной войны, викторины и классные часы, встречи с ветеранами и участниками локальных войн, членами общественных организаций «Боевое братство» и «Часовые Родины», с героями , пережившими блокаду и освобождавшим Ленинград. На встрече с ребятами председатель секции блокадников Ленинграда при областном и Энгельсском советах ветеранов Клеймёнова А.М. рассказала о жизни в блокадном городе.
В школе начала работу комната «Боевой славы», где представлены материалы об истории Великой Отечественной войны.
Воспитанники нашей школы посетили Краеведческий музей, где была представлена большая экспозиция «В небе фронтовом», посвящённая «Ночным ведьмам» — женским авиаполкам, которые базировались во времена Великой Отечественной войны в городе Энгельсе Саратовской области и наносили удары по немецким войскам. Многие лётчицы были отмечены орденами и медалями, а одной из них присвоено звание Героя Советского Союза.
Таким образом, патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения.
Процесс реализации школьной программы по патриотическому воспитанию должен превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить «культуру и исторические традиции» малой родины и при этом дать учащимся образование, позволяющее детям реализовать себя в жизни, способствовать формированию каждого ребенка в достойного человека – гражданина, семьянина , труженика .
Источник
Перспективно-тематическое планирование «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Анна Ганюшина
Перспективно-тематическое планирование «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
1. Беседа на тему «Моя улица».
Цель. Закрепить знания детей об улице, на которой расположен д/сад, познакомить с близлежащими улицами.
2. Рисование на тему «Моя улица».
Цель. Воспитывать патриотические чувства, развивать творческие способности у детей, умение наиболее точно передавать увиденные объекты.
Экскурсия по улице
Тема «Мой детский сад».
1. Экскурсия по детскому саду.
Цель. Воспитывать чувства гордости за свой д/сад. Закрепить и углубить знания детей о профессиях людей, работающих в д/саду.
2. Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина»
Цель. Познакомить детей с новым для них произведением, помочь понять смысл прочитанного. Воспитывать чувства любить и гордости за свою малую Родину.
Вечер загадок и отгадок по профессиям сотрудников детского сада «Кто работает в саду?»
Тема «Урал – наш край родной». 1. Чтение сказов Бажова П. П.
2. Аппликация «Урал – промышленный».
3. Беседа «Подземные богатства нашего края».
4. Викторина «Угадай по описанию».
Цель: Наличие у детей знаний об истории родного края, города, достопримечательностях, природных богатствах, символике. Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему страны и родного края. Чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей. Музыкальное развлечение «УРАЛ – наш край родной!».
Предметно-развивающая среда. Собрать в группе коллекцию минералов.
Тема «Моя родословная». 1. Беседа «Что такое семья».
Цель. Формировать представление о мире семьи, способствовать развитию доброжелательности, взаимопониманию в семейной жизни.
2. Рисование на тему «Я и моя семья», «Моя мама – самая красивая», лепка «Мы с папой».
Цель. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к создаваемому образу членов семьи, уметь передавать в рисунке основные детали одежды.
3. Рассказ детей «Что означает моя фамилия?», «Тайна имени».
Цель. Познакомить детей с историей русских фамилий, развивать чувства уважения друг к другу. Родословное древо «Моя семья».
Тема «Мой город». 1. Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с видами г. Екатеринбурга.
Цель. Познакомить детей с достопримечательностями Екатеринбурга, воспитывать чувство гордости за красоту родного города
2. Занятие на тему «Мы любим и знаем свой город».
Цель. Обобщить и закрепить знания детей о родном городе: название улиц, средств передвижения, чем славится наш город. Познакомить с гербом Екатеринбурга и городами области. Воспитывать любовь к родному городу
3. Участие в выставке рисунков на тему «Наш город».
Цель. Воспитывать патриотические чувства, желание принять участие в выставке рисунков. Развивать творческое воображение.
Альбом рисунков «С чего начинается Родина?».
1,2 неделя Тема «Мой город».
3,4 неделя Тема «День защитника Отечества» 1. Рассказ детей «Моё любимое место Екатеринбурга».
Цель. Воспитывать и развивать чувства любви к своему городу.
2. Рассказы «Городские мифы и легенды»
Цель: Воспитывать познавательный интерес к истории города.
1. КВН, посвящённый Дню защитника Отечества.
Цель: Воспитывать чувства любви, уважения к армии. Развивать желание защищать свою Родину.
2. Беседа «Наша армия», пение песен об армии.
Цель: расширение представлений детей о Российской армии. Знакомство с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска, боевой техникой. Расширение гендерных представлений, формирование у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание у девочек уважение к мальчикам, как к будущим защитникам Родины.
Фотоальбом «Мой город Екатринбург».
Спортивный праздник ко дню защитника Отчества «Флотская душа».
Тема «Моя мама». 1. Зучивание пословиц о маме.
Цель. Воспитывать любовь к матери, на примере пословиц, показать детям, что мама – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное.
2. Рисование «Портрет моей мамы».
Цель. Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства. Распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его.
3. Чтение и заучивание стихов о маме.
Цель. Познакомить детей со стихами о маме, обратить внимание на то, как все поэты с любовью и нежность пишут о маме. Воспитывать чувства ответственности, желание всегда и во всем помогать своей маме.
4. Составление рассказов детей «Моя мама — лучше всех».
Цель. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
5. Изготовление открыток и подарков мамам и бабушкам.
Цель: воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формирование потребности радовать близких добрыми делами.
Праздник «Мамин день».
1,4 неделя Тема «Москва – столица России».
2,3 неделя Тема: «Герои нашей страны». 1. Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами Москвы.
Цель. Создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Воспитывать патриотические, гражданские чувства.
2. Беседа «Москва-столица России».
Цель. Создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширить их кругозор сведениями о Москве. Воспитывать патриотические, гражданские чувства
3. Рисование на тему «Спасская башня Кремля».
Цель. Развивать у детей эстетическое восприятие, учить видеть красоту архитектуры Кремля. Воспитывать чувства гордости за свою страну.
4. «С невелика, начиналась матушка-Москва».
Цель: расширять представления детей об истории создании Московского Кремля, воспитывать интерес к истории.
1. Беседа «Первый космонавт планеты земля».
Цель. Уточнить и расширить знания детей о первом космонавте Ю. А. Гагарине. Воспитывать чувства гордости за своего соотечественника.
2. Чтение глав из книги А. Леонова «Выхожу в космос».
Цель. Познакомить детей с новым произведением, автор которого был лично знаком с первым космонавтом. Воспитывать чувства гордости за достижения нашего народа.
3. Нетрадиционное рисование «Путешествие в космические дали»
Цель. Воспитывать у детей чувства восхищение и гордости за наших космонавтов. Закрепить и дополнить полученные ранее знания о космонавтах.
Выставка детского творчества.
Коллективная работа «Космос».
Тема «Этот День Победы».
3,4 неделя Тема «Такая разная Россия». 1. Беседа «Екатеринбург в годы войны»
2. беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны
3. Чтение произведений С. Михалкова «День Победы»; С. Маршака «Пограничник»; Л. Киссиль «Памятник солдату».
Цель: Воспитывать интерес к истории своей Родины; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников России. Расширить знания о героях Великой Отечественной Войны, о победе нашей страны в войне.
1. Беседа «Наше государство – Российская федерация».
Цель. Дать детям представление о символах государства – гимне, флаге, гербе. Воспитывать патриотические, гражданские чувства
2. Рассматривание карты России, мира
(место России на карте мира).
Цель. Познакомить детей с картой России. Показать дошкольникам, какую огромную территорию занимает наша стана, как много в ней городов, рек. Воспитывать чувства восхищения своей страной.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением разных городов России.
Цель. Расширить и углубить знания и представления детей о нашей многонациональной Родине. Воспитывать чувства уважения к людям разных национальностей.
4. Рассматривание гербов крупных городов России.
Цель. Закрепить знания детей о гербе г. Екатеринбурга. Познакомить с гербами других городов страны. Воспитывать патриотические чувства.
5. Д/и «Климатические зоны нашей страны». Карта с изображением климатических зон, набор карточек с изображением животных, характерных для каждой зоны.
Цель. Расширить представления детей о разнообразии природы нашей страны. Установить связь между жизнью животных и средой обитания. Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – России.
6. Заучивание пословиц о Родине.
Цель. Воспитывать чувства любви, нежности к своей Родине. Развивать желание быть полезным для своей страны.
Развлечение «Ваш подвиг будет жить в веках»
Викторина «Знаешь ли ты свою Родину».
Альбом рисунков «С чего начинается родина?».
Семья. Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказы детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Закрепление знаний домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.
Детский сад. Формирование представлений о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность, охватывающую детей младших возрастных групп и родителей, участие в жизни дошкольного учреждения (адаптация младших дошкольников, подготовка к праздникам, выступлениям, соревнованиям в детском саду и за его пределами и др.). Привлечение детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.).
Наша армия. Углубление знаний о Российской армии. Воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Родная страна. Расширение представлений о родном крае. Продолжение знакомства с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
Углубление и уточнение представлений о Родине — России. Поощрение интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
Закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
Расширение представлений о Москве — главном городе, столице России.
Расширение знаний о государственных праздниках. Рассказы детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья b]«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Михаил Ломоносов [/b] На современном этапе модернизации системы дошкольного.
Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка» для детей старшего дошкольного возраста Доброе время суток! Уважаемые коллеги и друзья предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование моего кружка «Веселая кисточка».
Комплексно-тематическое планирование «Арктика и Антарктика — царство льда и снега» для детей старшего дошкольного возраста Мир, который окружает человека, удивителен, прекрасен и разнообразен и, конечно, каждому хочется познать неизведанное. Особенно нас поражает.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.
Источник