Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств
Марина Масалова
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств
Преимущество искусства, как средство воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература, активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств в психике ребенка, приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.
По словам Б. М. Теплова,искусство захватывает различные стороны психике человека: воображения чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
При чтении книги ребенок видит перед собой картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события и чем сильнее его переживание, тем богаче его чувства и представления о действительности.
Восприятие искусства, является для ребенка своеобразной формой познания действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений.
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка, зависит прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Решая задачи воспитание детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе к советской литературе и поэзии. Прежде всего, это произведения А. С. Пушкина, Л. Н Толстого, С. Т Аксакова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, П. П. Ершова, А. А. Фета, А. А. Блока и тд.Произведения советских писателей : М. Горького, В. ВМояковского, С. Я Маршака, К. И. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др. Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях так и вне их.
Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно что бы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший», то воспитатель помогает в беседе с детьми выделить главное качество героя и обосновать свою оценку. Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения «Программой воспитания и обучения в детском саду», большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном.
Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях
и вне занятий, позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представление детей. Совсем
не обязательно читать детям много художественной литературы, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по смыслу.
Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений детей. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку – книга перед ним открывает много неизвестного, и ему сложно разобраться во всем.От сюда и бесконечное вопросы детей : «Почему?»
Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задает ребенку, в связи с прочитанной книгой.
Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитание гуманных чувств, ставятся вопросы, пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам матовом поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать, свое отношение к нему. Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Для дискуссий отбираются художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации. Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать.
Педагог подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказы Н. Носова «Фантазеры». Проводя беседы после чтения этих рассказов, педагог развивает представление детей о справедливости и честности.
Беседы с детьми нужно стоить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание, тогда и чувства его развиваются более интересно. Необходимо разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступках, о совести, о сложности различных ситуаций. Беседы о сказках Г. Х. Андерсена, «Фея», «Гадкий утенок», и дт. помогаю формировать у детей чувства доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто не справедливо обижен, унижен. Представление, полученное детьми из художественных произведений, переносится в их жизненный опыт постепенно, систематически но, к сожалению, взрослые не редко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи. Воспитание у ребенка чувства прекрасного является одним из условий воспитания гуманных чувств. Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство – поэзии, музыка, живопись – способствуют пробуждению чувства прекрасного, а вместе с ним радости оптимизма. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе. Для всестороннего развития чувств, следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов,организуют выставки: «Моя любимая книга», сказки А. С Пушкина, К. И Чуковского.
Воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное развитие детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно, эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям к действительности
Художественная литература — важное средство воспитания дошкольника Воздействие литературы на развитие личности осуществляется через ее восприятие. В психологии и методике обучения литературе под восприятием.
Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей. Художественная литература активно воздействует на чувство и разум ребёнка,.
Источник
Роль художественной литературы в формировании гуманных чувств у детей дошкольного возраста
Кристина Коноваленко
Роль художественной литературы в формировании гуманных чувств у детей дошкольного возраста
«Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»
В. А. Сухомлинский
При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится его участником.
В своей педагогической деятельности художественную литературу я стараюсь чаще использовать как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим я обращаю особое внимание на отбор произведений и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и эстетических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
Подбираю художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих передо мной. Например, для воспитания у детей старшего возраста гуманных чувств использую сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка» (ненец. сказка) «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конек-горбунок» П. Ершова, «Айболит» К. Чуковского, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Посидим в тишине» Е. Благинниной и др. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог, как на занятиях, так и вне их.
Воспитательные возможности литературы будут эффектными при включении в обсуждение содержания художественного произведения поступков отрицательных персонажей, ведь они воспитывают ребенка именно тем, что их не любят, отторгают за плохие непривлекательные поступки.
Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Методы работы со сказкой в современном мире весьма разнообразны. К ним можно отнести и традиционные, такие как прочтение сказки, беседа по ней, так и нетрадиционные – создание игровых ситуаций, творческие задания по сказкам, различные виды драматизаций.
Рассказывая сказку, можно смоделировать такие обстоятельства, которые порождают переживания детей, вынуждают их эмоционально воспринимать сказочные события, обращают внимание на душевную красоту героев, узнают замечательных героев, историю своего народа, его подвиги, позволяя соотносить свой маленький жизненный опыт с воспринятым.
На фоне некоторого упадка уровня культуры поведения иногда у наших ребят отсутствует обычная вежливость и доброжелательность. Дети, к моему огорчению, перенимают не самый лучший опыт взрослых, берут себе за пример достаточно спорные образцы поведения. В связи с этим, решая сегодня социально-личностные задачи воспитания, мы — педагоги должны ориентироваться на доброе и нравственное и оказать помощь каждому ребёнку в умении вести себя в обществе, быть добрым по отношению ко всему, что его окружает.
Одним из главных видов формирования гуманного сознания по праву является художественная литература. На фоне высоких информационных технологий внимание к роли книги и необходимости приобщения детей к ней становится несомненным и бесспорным. Книга развивает ум, она помогает овладеть речью, и оказывает содействие в познавательных процессах мира, в окружении которого ребёнок растёт.
Хочется отдельно остановиться на произведениях Виктора Драгунского. Их великое множество. И все они воспитывают в наших ребятах самые гуманные чувства.Эти книжки рассказывают о детях: об их дружбе, учёбе и отдыхе. Уже несколько поколений детей наслаждаются весёлыми рассказами В. Драгунского. Да и взрослым эти лёгкие, добрые и смешные рассказы доставляют немало искренней и совсем детской чистой радости.
Вместе с героями мы становимся лучше, понимаем, что же самое главное в человеке и каким каждый из нас должен быть.
Определенные трудности вызывают не только отбор художественных произведений, но и проведение этических бесед о прочитанном. Казалось бы такая беседа не столь важна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Но практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.
Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющий большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книг, дать ей правильную оценку – книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем.
Отсюда и бесконечные вопросы детей: «почему утенка называли все гадким?», «Гадкий утенок и правда был гадкий?», «Почему принц не женился на русалочке, он ведь поцеловал ее?» и т. п. иногда на вопросы детей трудно ответить сразу, нужно сначала подумать, что отвечать.
Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений,она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую он получил от хорошей книги.
Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитание гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у дошкольника интерес к поступкам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему.
Для развития эстетических чувств, нужно включать детейв различную деятельность: дети могут создавать свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, можно организовать выставки. Вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли сказочных героев, персонажей басен и т. д.
Воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием.
Я уверена, что в процессе познания книг, дети испытывают крайне положительные эмоции, благодаря которым у них и возникают достаточно глубокие чувства радости, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает ребёнка.
Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста Поплавская Ю. Т. воспитатель ГБДОУ детский сад №95 Красногвардейского района Санкт –Петербурга «Роль игры в формировании ответственности.
Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста Семья! Как много это слово значит. И, неважно какого возраста человек. Будь тебе пять лет или тридцать. На протяжении всей своей жизни человек.
Презентация «Использование народной сказки в воспитании гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста» Исследование проводилось в среднем дошкольном возрасте. Данная проблема в наше время актуальна. В данном возрасте благодаря народной сказке.
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребёнка» Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге,.
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.
Роль художественной литературы в речевом развитии детей Роль художественной литературы в речевом развитии детей (из опыта работы) Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней — чиста,.
Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Статья воспитателя детского сада Снетковой Светланы Алексеевны. «Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста».
Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста. Сложившаяся современная социальная.
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Великие о значении литературы в жизни человека:«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека.
Источник