Классный час «Как справиться с гневом»
Организационный момент.
Знакомство с темой занятия.
Постановка целей занятия.
Вступительная беседа.
Отгадай эмоцию и найди нужный смайлик.
* На меня нашла тревога,
Беспокойство по причине,
Толи будет, толи нет,
Мне на все это ответ? (волнение)
* Она приходи к нам с тобой
С конфетой вкусной и игрой,
Когда вдруг что – то удалось
Или желание сбылось.
А в новый год сам Дед Мороз
Ее с подарком нам принес. (радость)
* Играть не позвали. Имейте ввиду,
Теперь с сами сам я играть не пойду!
Один я сижу в наказание вам
А кажется мне, что наказан я сам. (Обида)
*Гном зимой поймал снежинку,
Подобрал на горке льдинку.
Побежал домой и «…ах»
Лишь вода была в руках. (Удивление)
*Вече в доме тихо – тихо, только тикают часы.
Гном сидит на кресле, дремлет, а вокруг витают сны. (Грусть).
Показ смайлика с эмоцией гнев.
— какая эта эмоция?
— Как вы определили, что это эмоция – гнев? (ответы детей).
Мои брови нахмурены и сдвинуты.
Зубы стиснуты.
Губы плотно сжаты.
Ноздри расширены и дрожат.
Я сжимаю кулаки. Я хочу ударить. Я кричу. (Гнев)
— Что такое гнев? (Ответы воспитанников)
Гнев – это чувство, которое возникает, как правило, когда человек ощущает свое бессилие, и с помощью запугивания пытается заставить других людей делать то, что он хочет.
Гнев и злость – это чувства сильного возмущения и негодования. Это крайняя форма раздражения. Эти эмоции появляются тогда, когда ситуация выходит из – под контроля. Каждый человек хочет контролировать ситуацию – так он чувствует себя спокойнее. Но не всегда это удается, тогда появляется гнев, который может перейти в физическое насилие для того, чтобы изменить ситуацию.
В народе много афоризмов про зло:
— не плати злом за зло;
— нам добро, никому зло – вот закон на житье;
Во зле жить – по миру ходить;
— злой не верит, что есть добрые люди.
— Управлять чувством гнева очень сложно, практически невозможно, так как это крайняя степень выражения злости, недовольства.
Виды гнева:
— гнев на себя ( « Я зол на себя, в следующий раз я поступлю лучше». (Я лузер, идиот и т.д).
— гнев на других. ( Применяем его для защиты своих границ, важно без применения насилия.)
— гнев на весь мир. «Я бессилен, что — либо изменить. Когда мы реальность подстраиваем под желание, а не желание под мир.
Гнев может стать реакцией на:
— другого человека (соседа, одногруппника, одноклассника, начальника и т.д.)
— на себя (забыл что – то, совершил ошибку)
— на обстоятельства (погода, пробки, потеря чего – либо)
— воспоминания ( смущение, травмы прошлых лет).
Причины гнева:
— поведение других людей не отвечает нашим желаниям;
— стремление контролировать других, управлять ими;
— гневаюсь, если другие врут;
— раздражает несправедливость;
— гнев, чтобы скрыть свою слабость;
— иногда гнев носит исключительно физический характер, например, голод или усталость.
Упражнение «Гнев как шарик».
— Я приглашаю двух желающих. Надуйте воздушные шарики и держите их так, чтобы они не сдувались.
Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваш гнев или злость.
— Что будет с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (он улетит).
— Отпустите один шарик. Заметили, что он был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их.
— Теперь выпускаем из второго шарика воздух маленькими порциями. Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается).
— А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Гнев выходит и им можно управлять).
Гнев – это удар по нашему здоровью, по самочувствию психическому и физическому. Это причина самых разных психосоматических заболеваний. Гнев приводит к разрушению взаимоотношений с людьми, к конфликтам. Мы уже говорили, что признаком истинной силы является умение себя контролировать. Нам необходимо научиться преодолевать гнев или быстро выходить из него.
Упражнение «Незаконченное предложение»
Я обычно сержусь, когда………………………………………………………
Я чаще всего обижаюсь, когда…………………………………………………
Я терпеть не могу…………………………………………………………………
Я не могу сдержаться, когда………………………………………………………
Я могу нецензурно выразиться, когда…………………………………………
Мне не справиться со своей злостью, если………………………………………
Я обычно начинаю спорить………………………………………………………
Я могу ударить человека, если……………………………………………………
Я могу накричать, если……………………………………………………………
Я раздражаюсь, когда……………………………………………………………
Я обычно чувствую проявление агрессии, когда………………………………
Анализ ответов.
Видеоролик «Притча о гневе».
— Какая главная мысль данной притчи? (ответы воспитанников)
Заключительный этап.
На земле этот грех всем известен давно —
Каждый гневался, каждый сердился.
Если вдруг станет вмиг пред очами темно,
Значит, гневом твой ум помутился.
Только что был покой, тишина, благодать,
И душа, как дитя, умилялась.
Кто посмел растревожить, покой отобрать?
Сердце словно в огне оказалось.
Гнев и ярость всегда изливает глупец,
И тем самым себя разрушает.
Свой душевный покой он погубит вконец,
Если грех свой в себе не признает.
Итог занятия.
Никогда не злиться – это не Ваша цель! Гнев – это нормально, и он вырвется наружу, независимо от того, как сильно Вы бы ни пытались подавить его. Управление гневом учит тому, как научиться осознавать свои глубинные чувства и потребности и выработать более здоровые способы того, как справляться с расстройством. Ваша цель – это не пытаться подавить свой гнев, а научиться выражать его конструктивно.
Источник
Конспект занятия с учащимися «Как справиться с плохим настроением?»
Шаберт Ирина
Конспект занятия с учащимися «Как справиться с плохим настроением?»
Тема: «Как скрыть плохое настроение? (Двойки в школе, неудача в общении)».
Цель занятия: формирование убеждения о необходимости контролировать и регулировать свое настроение.
Задачи занятия:
Пробудить стремление контролировать представление о том, что настроение человека – не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий;
Обучить навыкам использования простых способов регуляции настроения, сформировать привычку справляться с раздражением и плохим настроением.
Настроение – устойчивое переживание каких-либо эмоций.
Материалы для занятия: наглядное пособие «Наши чувства и эмоции», мягкая игрушка, платок или шарф, чтобы завязывать глаза.
Ход занятия
Приветствие ведущего, упражнение «Ток» и упражнение «На что похоже мое настроение»
Здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга необычным способом. Встанем в круг, взявшись за руки, и передадим своему соседу улыбку и рукопожатие (упражнение «Ток»). Ток хорошего настроения передан, присаживайтесь на стульчики в кружок.
Я рада снова встретиться с вами. Сегодня мы поговорим о нашем настроении.
Ребята, настроение — это устойчивое переживание каких либо эмоций (счастья, тоски, горя и т. д.)
Но сначала мы выполним одно упражнение, которое называется «На что похоже мое настроение». Я хочу, чтобы вы сказали на какое растение похоже ваше настроение.Например:Передаете игрушку и говорите: «Мое настроение похоже на терновник, такое же колючее».
А теперь сравните настроение с животным (затем с погодой или временем года).
Молодцы, а сейчас продолжим наше занятие.
Мы часто видим людей, у которых плохое настроение.
Как можно узнать, что у человека плохое настроение? Верно, по его лицу, походке, жестам, речам и поступкам.
Разнообразие чувств и эмоций, игра «Угадай эмоцию»
Чувств и эмоций, переживаемых человеком — очень много, как хороших, так и плохих. Давайте подумаем и назовем те чувства, которые вы знаете, которые вы испытывали.
Я раздам вам картинки, где герои испытывают разные состояния. Не показывайте их остальным. Каждый по порядку должен изобразить то чувство, которое у вас на картинке. Изображать можно выражением лица, голосом, движениями. Один показывает, а другие отгадывают.
Пояснение для ведущего
Все названные и изображенные состояния лучше выписать на доске или на ватмане.
Спасибо. Вы очень хорошо выполнили задание. Мы увидели, что человек может переживать разные чувства и эмоции. Некоторые нам нравятся, некоторые – нет. Но это не значит, что они плохие или ненужные.
Как вы думаете, зачем нужны эмоции, которые нам не нравятся? Верно, чтобы не копить плохое в себе, а также для самозащиты.
Как мы узнаем, что у человека плохое настроение, что он злой? Верно, мы видим по его лицу, эмоциям, состоянию.
Обсуждение «Как справиться с плохим настроением?»
В жизни вам не раз приходилось выражать свои эмоции чувства. Что вы делаете для того, чтобы справиться с плохим настроением?
Как вы боретесь со злостью, которая сидит внутри вас? Как можно избавиться от злости? Что можно сделать?
Изобразить чувство красками, нарисовать картину;
Записать на бумаге и ее уничтожить (разорвать или сжечь);
Послушать любимую музыку, потанцевать, спеть, вспомнить что-то приятное;
Поделиться этим чувством с родителями, другом, воспитателем, учителем, а также выразить чувство в письме или личном дневнике;
Попрыгать, поскакать, покувыркаться, заняться спортом;
Поплакать или посмеяться;
Сосчитать до 10-20, чтобы успокоиться;
Научиться правильно дышать (глубокий вдох носом и полный выдох ртом);
Съесть что-то вкусное;
Заняться трудом, любимым делом;
Владеть методом релаксации (несколько примеров привести).
Чувства и эмоции, особенно, такие как злость, гнев держать внутри себя нельзя. Это может навредить нашему здоровью. Но и выражать их надо так, чтобы не испортить отношения с другими, чтобы не обидеть.
Сядьте удобно, расслабьтесь, вспомните, когда вам было очень радостно. Запомните это чувство, а теперь соедините больший и указательный пальцы в кольцо. Разъедините пальцы и снова вспомните те радостные чувства. Снова соедините пальцы вот так. Когда у вас плохое настроение, соедините пальцы в кольцо и ваши радостные чувства вновь появятся.
Упражнение «Передай объятие»
А сейчас я хочу, чтобы мы закончили наше занятие приятным. Передай другому объятие. Я начну, а вы продолжите по кругу.
Каждый человек переживает разные чувства в разных ситуациях своей жизни.
Каждый человек может научиться управлять своими чувствами.
Для того чтобы быть зрелой личностью, необходимо уметь контролировать свое настроени
Конспект беседы с учащимися с УО «Растения» ТЕМА: «Растения» Цель: осуществлять в процессе трудового обучения нравственное, эстетическое и физическое воспитание, обеспечивать развитие.
«Степашкины сказки. Коробка с хорошим настроением». Сказка для детей и взрослых Представляю вашему внимание еще один рассказ-сказку с участием полюбившемся многим боевым йорком Степашкой. Объективно говоря «Степашкины.
Фотоотчет о летнем развлечении «Дедушку и бабушку очень я люблю, в огороде справиться им я помогу» Цель: прививать любовь к самому ближнему окружению ребенка – семье. Задачи:развивать двигательную активность детей, способствовать развитию.
Как справиться с кризисом семи лет (рекомендации для родителей) 1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни. 2.
Технологическая карта занятия по развитию познавательной деятельности с учащимися 3 специального класса Технологическая карта занятия по развитию познавательной деятельности с учащимися 3 специального класса по программе для детей с трудностями.
Конспект этического диалога с учащимися первого класса «Умей прощение просить и прощать» Марина Гладченко Конспект этического диалога с учащимися 1 класса на тему «Умей прощение просить и прощать» Цель — подвести к осознанию.
Консультация для родителей «Как справиться с непоседой?» С гиперактивным ребёнком трудно даже самым любящим и терпеливым родителям. Такой живчик ни секунды не сидит на месте, задержать на чём-то.
Консультация для старшей группы «Скандал по всем правилам, или Как справиться с детской истерикой» Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются.
Одному всегда труднее справиться со своими пробелами. Опыт работы службы сопровождения выпускников интернатных учреждений Я работаю в «Комплексном центре социального обслуживания населения № 4» в отделении помощи семье и детям. На базе нашего Центра в апреле.
Сценарий спортивно-музыкального развлечения по ОБЖ «Как с пожаром справиться, знают все ребята!» (Под весёлую фоновую музыку ребята старших групп №8 и №10, а также зрители занимают свои места в музыкальном зале, под песню «А кто такие.
Источник
Психокоррекционное занятие «Уходи, обида, прочь! Я себе смогу помочь!»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.
— дать понятие обиды;
— развитие умения детей справляться с жизненными трудностями, управлять своими эмоциями;
— знакомство детей со способами того, как справиться с обидой;
— гармонизация личности ребенка, повышение его уверенности в себе, своих возможностях.
Оборудование: демонстрационный материал “Беседы по картинкам. Чувства. Эмоции” Фесюковой Л.Б., Курбатовой З.А. (или картинки с ситуациями, демонстрирующими проявление обиды, злости, грусти), бумажная копилка, бумага для рисования, цветные карандаши (краски, фломастеры), коробочка “Я справился”, стеклянные камешки, воздушные шары, маркеры, памятки “Уходи, обида, прочь!”, музыкальное сопровождение.
Методические приемы:
Инсценировка и анализ психологических этюдов.
I. Вводная часть
1. Ритуал приветствия “Передай улыбку”.
(Дети стоят в круге. По часовой стрелки, начиная с ведущего, по очереди поворачивают голову к стоящему рядом и улыбаются.)
2. Мини-викторина “Угадай эмоции”.
(Работа по картинкам №3, №6, №12 демонстрационного материала “Беседы по картинкам. Чувства. Эмоции” Фесюковой Л.Б., Курбатовой З.А.)
— Отгадайте, о какой эмоции идёт речь?
Как грустно мне что-то сегодня,
На улице дождик идет.
Мелодия песни далеко
О чем-то печальном поет…
Грущу в наслажденье привольно.
Меня вам никак не понять.
Нет настроенья сегодня,
И капает дождик опять. (Лариса Касимова)
От злости не видишь неба,
Злость застилает глаза,
Не надо воды и хлеба,
Найти б побольней слова…
И сон убежал твой напрочь,
Злость не даёт уснуть
И думаешь думу на ночь,
Ну как бы больней кольнуть.
II. Основная часть
1. Вводная беседа.
— Хороши ли такие эмоции как грусть, злость?
— А именно они часто являются спутниками обиды. Значит, мы должны уметь справляться с такими негативными эмоциями. И сегодняшнее занятие поможет нам в этом.
— Когда вы обижаетесь? Вспомните случаи, когда вы обижались. На кого?
— Так, что же такое обида?
— Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. Обида – острая боль. Обида – горечь, направленная внутрь человека.
— Можно ли разделить обиды на справедливые и несправедливые?
— Как мы реагируем на обиду?
2. Упражнение “Поведение обиженного”.
(На доске записаны слова, определяющие поведение: уверенное, неуверенное, грубое, безразличное, трусливое, справедливое. Выбирается ведущий, который изображает поведение обиженного. Остальные отгадывают, выбирая из этих слов.)
— Какая реакция была убедительна?
— Как нужно реагировать на обиды?
— Как вы считаете, нужно ли копить обиды?
— Мы можем сделать вывод о бесполезности накопления обид.
3. Упражнение “Копилка обид”.
— Нарисуйте свои обиды. (На работу дается 8-10 минут. Дети рисуют под музыку.)
— Чем похожи рисунки?
— Сложим ваши “обиды” в копилку.
— Кто может нам помочь избавиться от обиды?
— Всегда ли стоит обижаться во время споров?
— Удается ли вам самим справиться с обидой?
— А что лучше самому себе помочь или ждать помощи?
— Что же нам делать с обидами? Что мы сделаем с копилкой обид? (Рисунки рвём, копилку с обрывками сминаем и выбрасываем в мусорную корзину.)
— Как нам быть с нашими обидами в жизни?
— Как относиться к обидчику?
4. Упражнение на расслабление.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют.
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно:
Расслабление – приятно. (Звучит релаксационная музыка.)
— Сядьте удобнее. Закройте глаза… Устроитесь так, чтобы каждая часть тела была расслаблена. Руки и ноги отдыхают. Лицо спокойно, челюсть разжата. Сделайте несколько глубоких вдохов через нос — и сильных выдохов через рот. Дышите в такт с музыкой.
— Представьте перед собой человека, который вас обидел. Он сидит один в большой комнате… Он совсем один… Мысленно подойдите к нему. Простите его… Избавьте себя от груза обиды… Вам стало легче…
5. Работа с памяткой “Уходи, обида, прочь!”
(Каждому ребенку раздаются памятки “Уходи, обида, прочь!”)
Памятка “Уходи, обида, прочь!”
— Отойти от обидчиков и быстро походить, пробежаться, попрыгать на одной ноге, размяться на спортивных снарядах.
— Умыть лицо, руки, шею холодной водой.
— Не обращать внимания на глупого дразнилку, ведь умный ребенок такого бы не сказал.
— Зимой выйти на улицу и побросать снежки.
— Если рядом есть деревья, — прислониться к дереву позвоночником, лицом или ладонями. Какое дерево для этого лучше? Определить “свое” дерево можно в прохладное время года. Поздней осенью, ранней весной поднесите раскрытые ладони к дереву на расстоянии 3-5 см. Если почувствуете тепло, это дерево – ваш друг. Чаще всего это береза, дуб, каштан, тополь.
— Если есть талисман, можно пошептаться с ним.
6. Игра “Я справился”.
— Вы можете дополнить памятку своими способами того, как справиться с обидой.
(Дети формулируют свои предложения. Если предложенный способ признается приемлемым, то ребёнок кладёт стеклянный камешек в коробочку “Я справился”. Лучшие варианты можно записать в памятку.)
7. Упражнение “Лопни шар”.
— Надуйте воздушный шарик и напишите маркером на нем свою обиду. А теперь лопните шар!
— Нет шарика – нет обиды!
— Вот таким “салютом” в честь нашей победы над обидой мы заканчиваем наше занятие!
III. Заключительная часть
— Человек, не умеющий прощать, разрушает себя изнутри. Обиды копить бессмысленно. Их можно мысленно пускать на ветер, по воде и представлять, как она исчезает.
2. Ритуал прощания “Уходи, обида, прочь!”
Все участники встают в круг, держатся за руки и хором говорят: “Уходи, обида, прочь! Я себе смогу помочь!”.
1. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.
2. Фесюкова Л.Б. Курбатова З.А. Чувства. Эмоции. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во “Ранок”, 20 0. – 20 отдельных листов в папке. – 2006.
Источник