- Истинная радость во Святом Духе
- Толкование на Римлянам 14:17
- Толкование на Римлянам 14:17 / Рим 14:17
- Григорий Нисский (331/5−
- Климент Александрийский (
- Феофан Затворник (1815−1894)
- Лука Крымский (1877−1961)
- Ефрем Сирин (
- Амвросий Оптинский (1812−1891)
- Иустин (Попович) (1894−1978)
- Августин (354−430)
- Феофилакт Болгарский (
- Ориген (
- Констанций
- Лопухин А.П. (1852−1904)
Истинная радость во Святом Духе
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». (Рим.14:17)
Дорогие друзья в прошлое воскресение, мы рассматривали вопрос о то, что есть мир совести, как одно из благ сопутствующих и проистекающих из оправдание, усыновления и освящения. Сегодня, мы рассмотрим, что есть радость во Святом Духе.
Этот вопрос настолько важен для христиан, что непонимание сути и важности этого блага, приводит христиан к пагубным заблуждениям в отношение состояния их собственной души.
Поэтому нашей задачей, прежде всего является понимание сути данного вопроса, то есть нам необходимо провести линию между истинной радостью во Святом Духе и той радостью, которой обладают лицемеры и которая не имеет под собой никаких праведных оснований.
Прежде всего нам надо дать определение, что есть радость во Святом Духе и мы со смирением должны признать, что наше определение, выраженное словами будет всего лишь оттенком, того что есть радость во Святом Духе, так как эту радость нельзя высказать словами.
Что такое духовная радость? Радость, в общем смысле, это приятное чувство, восходящее из наслаждения или надежды наслаждения желаемым предметом. «Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали».
Духовная радость, происходит из надежды наслаждения духовными благословениями. И мы, таким образом, рассмотрим:
1. Кто является причастниками этой радости.
2. В чем они находят радость.
3. Основание этой радости.
4. Автор этой радости.
5. Средства используемые Духом Святым для передачи этой радости в сердца святых.
6. Разница между истинной радостью и радостью присущей лицемерам.
1. Кто является причастниками этой радости.
Радость во Святом Духе, присуща только святым, то есть только тем, кто принадлежит к избранным. Только они могут наслаждаться духовными благословениями во Христе Иисусе, и никто другой не может иметь этой духовной радости. (Филип.4:4). Каждый человек обладает чувственной радостью, то есть человек радуется тем вещам, что доставляют удовлетворение его чувствам (Деян. 14:17) Мирской человек, может иметь радость, но эта радость является греховной, так как он радуется греху. (Притчи15:21)
Лицемеры могут иметь мнимую радость, которая по сути своей является плотской радостью в духовных вещах. И Христос очень ясно говорит о ней «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется». (Матф.13:20,21) И только избранные могут иметь истинную духовную радость, или радость во Святом Духе, потому что эта радость, является примечательным качеством тех кто является подданными царства Христа.
И тем не менее, не смотря на то, что эта радость присуща только избранным, они имеют ее не всегда. Псалмопевец свидетельствует об этом, говоря «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня». (Пс.50:14) Дитя Божие может ходить во тьме, и не видеть солнца, не имея при этом явных признаков спасительного интереса во Христе – в таком состоянии избранный грешник не может иметь этой радости. Истинной является то, что в нем остается семя радости, даже тогда когда он находится в самом удручающем духовном состоянии, так что о нем говорят, что он более мертв нежели жив. Но все таки, семя радости даст всходы в должное время. Хотя для некоторых, это радостное время может настать только в вечности и то это весьма, редкий, по моему мнению, случай в особенности в новозаветные времена. (Евр.2:15)
2. В чем избранные находят радость.
Главной радостью верующих является Бог во Христе. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». (Фил.4:4) «И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение». (Рим.5:11) Они взирают на Него и помнят о Боге во Христе, потому что самое страшное, что может увидеть грешник, это увидеть Бога без Христа-Примирителя, ибо тогда Он явится им, как «Бог – огонь поедающий». И в этом случае грешник никогда не будет иметь радости в абсолютном Боге, так как только во Христе, грешник может найти примирение с Богом. Только тогда и только через Христа, грешник может обрести главную радость.
Это состояние радости в Боге, сопровождается драгоценными духовными привилегиями, которыми они могут наслаждаться в этой жизни, такие как оправдание, усыновление и освящение, мир с Богом, мир совести, доступ к Богу во Христе и общение с Ним. В этих благах они справедливо могут радоваться.
Этими привилегиями они владеют в надежде, и Писание свидетельствует об этом, говоря: «через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». (Рим.5:2) У них есть надежда на пребывание в небесах и вечную славу, и эта надежда вкладывает в их сердца триумфальную песнь. Это не глупость и не спешка, это уверенная надежда, которая не постыжает, так как верен Обещавший.
3. Основание этой радости.
То, что является желаемым для сердца избранного, так же является подходящим для него, и поэтому, когда он получает эти духовные блага, он радуется тому, что получил их. «Исполнившееся желание — как древо жизни». (Прит.13:12) Если вы хоти обрадовать голодного, то вы должны дать ему пищи, и проклятый нуждается в прощении. Святость и общение с Богом являются бесполезными для не возрожденного человека, так как Бог не является желанием его сердца, так же как и святость небес не подходит для его ума и поэтому он не имеет в них радости, ибо те кто чужд благодати не имеют в ней радости, но с верующими все наоборот.
Верующие заинтересованы в получении этих благ, они прежде всего заинтересованы в Боге, потому что Он является их главным желанием и счастьем. Святой говорит «Господь мой и Бог мой!» (Иоан.20:28) Один имеет радости в своем дачном домике, чем в чьем-то дворце, так как может сказать это мой дом. Агарь не возрадовалась о колодце воды, до тех пор пока, Господь не отверз ей глаза, чтобы увидеть этот колодец. И хотя прощение незамечено пришло к человеку, все же он не возрадуется о нем до тех пор пока не поймет, что оно у него есть. Таким образом осознание нашего интереса во Христе так же необходимо для нашей духовной радости.
4. Автор этой радости.
Автором этой радости является Дух Святой, и поэтому эта радость называется «радость в Духе Святом». «Радость во Святом Духе».(Рим.14:17) Это означает, что Дух Святой производит эту радость в сердце человека, являя человеку любовь Божию, как елей на израненное сердце. Именно Он возрождает грешника и дает силы увядающей душе, именно Дух Божий снимает с избранного вретище, и облачает его в одежды радости.
5. Средства используемые Духом Святым для передачи этой радости в сердца святых.
Средства, которыми Дух Святой, соделывает возрожденного человека радостным, являются Слово Божие и Таинства. Это кладези спасения для народа Божия. «И в радости будете почерпать воду из источников спасения». (Ис.12:3)
Слово Божие и таинства являются внешними средствами благодати.
Слово Божие приносит грешнику весть о спасении, приходящем с небес для бедных грешников. Оно открывает неисчислимые богатства для души. «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль». (Пс.118:162) И никакое земное богатство не может даровать такую радость в сердце человека, как слово обетования, когда Дух Святой проливает на него свет.
Таинства, являются печатью и подтверждением слова благодати обращенного к душе. Это мы можем увидеть на примере евнуха, «Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь». (Деян.8:39) И многие тысячи, нашли радость в таинствах, которую они не могли найти в земных вещах до тех пор. И это не удивительно, потому что таинства являются печатью небес, которой удостоверен завет между Богом и его народом.
Внутренним средством благодати является вера. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою». (Рим.15:13), «Веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною». (1Пет.1:8) Вера принимает и применяет ту благую весть, которую несет Слово и подтверждается в Таинствах. Дух Господень производит веру и укрепляет ее, таким образом мир, который провозглашается по отношению к верующему, твердо поддерживается верующим, и от этого его сердце наполняется радостью.
6. Разница между истинной радостью и радостью присущей лицемерам.
То, что лицемер может находить радость в духовных вещах, явно следует из Священного Писание, как мы это можем увидеть из притчи, о семени упавшем при дороге. Так же это подтверждается многими душами попавшими в заблуждение, которые могут иметь некоторую радость так же как и печаль, но все же это не дает им право притязать на радость в Духе Святом.
Истинная духовная радость появляется в сердце человека, обычно, после того как Слово совершило свою работу в сердце человека, когда оно разделило сердце человека и его грех. И о таких сказано «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». (Матф.5:4), «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью». (Пс.125:5) Но обманчивая радость, появляется еще до того, как сердце грешника очищено от греха. Вот вам простой пример, земледелец с большим трудом обрабатывает землю пропалывая и поливая, и ожидает всходов пшеницы, в то время как, сорняки не нуждаются в прополке и поливке, и они всходят без труда.
Истинная духовная радость появляется в сердце человека, через Слово, когда оно правильно понимается, но ложная радость, приходит без участия Слова Божия и через заблуждения. Каналом божественного общения является Слово Божие. И та радость, которая приходит через притворное откровение, сны или воображение, без участия Слова и вопреки ему, в наивысшей степени вероятности является всего лишь продуктом разгоряченной фантазии и людей надо предупреждать об опасности этих вещей и чтобы они не впали в заблуждение. Именно написанное Слово является колодцем из которого мы черпаем духовную радость. «И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна». (1Иоан.1:4) И если бы даже ангел, говорил о радости, тому кто на нее не имеет права согласно Писанию, то это было бы просто обманом. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». (Ис.8:20)
Истинная духовная радость пребывает, а ложная радость увядая исчезает, так как не имеет корня. Ложная радость приходит только на время. «Вы хотели малое время порадоваться при свете его». (Иоан.5:35) И дитя Божие так же может терять радость, но в этом как раз и заключается разница. Иногда основание для радости может быть вне поля зрения верующего, так что он теряет ориентиры. Все же основание лицемера для радости, преходящи, он заинтересован в Боге, только потому, что надеется приобрести благосклонность Бога и привилегии евангелия, тем не менее его радость останется бесплодной и послужит для него осуждением.
Истинная духовная радость смиряет душу, и наполняет ее высокими духовными размышлениями о Боге, а заблуждающиеся всегда будут кичится своей важностью и ложной искренностью. «И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные». (Быт.28:17), «Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу». (Исх.34:8) Когда Бог обращается к человеку, это производит в человеке такое действие, что человек осознает свою незначительность и то, что Христос для него является все во всем. Чем больше человек пребывает в присутствии Божием, тем больше он любит Бога.
Истинная духовная радость освящает, то есть она соделывает верующего более чувствительным к святости и предрасполагает его к ней, ложная радость никогда не будет способствовать освящению. Заблуждение является прикрытием и кормильцем для внутренних похотей, которые находят мирное пристанище под его навесом. Истинная духовная радость наоборот укрепляет верующего на пути исполнения долга и послушания Богу. «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое». (Пс.118:32) И таким образом эта радость делает человека более расположенным к моральным обязанностям по отношению к Богу и человеку.
А что же, неосвященные? Не освященные не могут разделить этой радости с освященными, ибо это благо проистекает из оправдания к которому они не причастны. Эта привилегия присуща только избранным. Это тот хлеб который нельзя взять у детей и дать его псам. Вы можете наслаждаться вашим богатством и радостями этого мира, и говорить «это все мое», но вы не можете сказать «Бог все, во всем для меня».
Когда искусственные реки пересыхают, то радость нечестивых пропадает, а с народом Божиим все наоборот. Он говорит «Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора?» (Иов.6:13) Основания для радости верующих находятся вне достижения человека, и поэтому никто у них не может их забрать.
Наиболее беспочвенным является предубеждение по отношению к вере. Нечестивые могут насладиться миром, но не могут насладиться прощением. Верующий имеет все причины радоваться, а нечестивый ни одной.
Необращенные грешники, пусть радость веры Христовой, привлечет вас к Нему, придите ко Христу, поверьте в Него, чтобы вам получить оправдание. Отвергните всякий грех и стремитесь исполнить все, что ведет к той истинной радости в Духе Святом.
В заключении, Пусть верующие, стремятся к духовной радости и поддерживают ее, чтобы им быть полезными для Царства Христа и получить утешение на этом узком и тернистом пути в небесную страну.
Аминь.
Источник
Толкование на Римлянам 14:17
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Римлянам 14:17 / Рим 14:17
Григорий Нисский (331/5−
Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе
Но иной, может быть, приводится в стыд тем, что жизнь наша по подобию бессловесных поддерживается пищей, и потому признает человека недостойным той о нем мысли, что создан но образу Божию; пусть же надеется, что естеству нашему некогда сообразно ожидаемой жизни даровано будет освобождение от этого служения. Несть бо, как говорит апостол, Царство Божие брашно и питие . И Господь предрек: Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих (Мф. 4:4). Да и воскресение указывает нам на жизнь равноангельскую. Поскольку же у ангелов нет пищи, то к удостоверению достаточно этого доказательства, что освободится от такого служения человек и будет жить по подобию ангелов.
Источник: Об устроении человека.
Климент Александрийский (
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
Тот, кто вкушает на такой трапезе, примет участие в подлинной трапезе Царства Божия, потому что он уже сейчас озабочен участием в священном собрании любви, какое будет в Церкви небесной.
Феофан Затворник (1815−1894)
Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе
Царство Божие приобретается не тем, чтоб одно есть, а другого не есть и одно пить, а другого не пить. Или — не в этом состоит Царство Божие, не этим оно украшается, не это составляет его отличительную черту. Или — не этим славны вступившие в Царство Божие и не это есть признак, в Царстве ли кто Божием или нет. «Не думайте, что в этом весьма великое преспеяние и что приобретается сим Царство Небесное» (блаженный Феодорит). «Ужели думаешь, что сие поставлено будет тебе в заслугу? И в другом месте говорит он то же: ниже аще ямы, избыточествуем; ниже аще не ямы, лишаемся (ср.: 1 Кор. 8, 8). Здесь нечего доказывать, а довольно сказать. Смысл же Апостольских слов таков: ежели ты ешь, то ужели сие введет тебя в Царство?» (святой Златоуст).
Что же вводит в Царство? Какие блага его? Что служит признаком, что кто-нибудь принадлежит к наследникам его? — Правда, мир и радость о Дусе Святе. «Добродетельная жизнь, мир с братом, радость, происходящая от согласия» (святой Златоуст). «Приобретают нам Царство истинная праведность в мире и любви, согласие и рачительность, которыми порождается веселие по Богу» (блаженный Феодорит). Правда — не оправдание только и отпущение грехов, но внутренняя праведность, изгнавшая все неправое из сердца и вселившая в нем правочувствие и правомыслие, от коих правословие и праводелание — словом, святость, готовая на всякое дело благое и сильная совершить оное. Мир — мирное устроение в себе, в мыслях и чувствах, вследствие освобождения от мятущих страстей самоугодия; мир, свыше сходящий и осеняющий душу чувством благоволения Божия, блюдомым сознанием, что произвольно не допущено ничто неправое, и дающим дерзновение весело воззревать к всещедрому Богу, — и мир любви со всеми братиями, делающий из всех одну душу и каждого обогащающий чувством силы такой жизни, которая слагается из всех жизней, состоящих в мирном сердечном союзе. Радость — не какая-либо чувственная, но отрешенная и отрешающая от всего чувственного, не из себя выводящая, как обычно, но в себя углубляющая, по той причине, что там дается вкушать сердцу обвеселяющие блага, ихже око не виде (1 Кор. 2, 9), — из коего вкушения непрестанного и точится радость, которой ничем другим купить нельзя. Радость неразлучна с жизнию; но истинная радость бывает только в духовной жизни, душевная же и чувственная жизнь имеют лишь мимолетные радости, и всегда смутные и немирные. Духовной жизни радость истинная оттого неотлучно принадлежит, что эта жизнь не иначе водворяется, как в силу соединения со всеблаженным Богом благодатию Его. Бог всеблаженный изливает непрестанную радость в сердце, с Ним живо сочетанное верою, любовию и упованием.
Все же сие о Дусе Святе. Хотя у Апостола о Дусе Святе стоит в связи только с радостию; но по существу дела не радость только, но и мир с правдою есть лишь о Дусе Святе. Дух Святой дает силы, яже к животу и благочестию, и, следовательно, делает человека праведным. Дух Святой исторгает дух наш из уст душевных и телесных страстей и, водворяя мир внутри, держит его в мире с Богом и братиями. Дух Святой и радость подает, прямо по обращении к Богу, только в виде предвкушения и приманки, а по очищении от страстей, — в виде постоянного или более или менее постоянного вкушения: ибо тогда начинается ощутительное действие благодати Святого Духа в сердце, с коим неразлучна сладость духовная, и с сладостию сею и радость. Из сего следует заключить, что правда, мир и радость в истинном своем значении бывают только в христианах; и между христианами в тех, в которых возгрет дар благодати.
Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Лука Крымский (1877−1961)
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
Знаю, что все вы верите в жизнь вечную, знаю, что стремитесь получить доступ в Царство Небесное, но не уверен в том, что правильно понимаете, что такое жизнь вечная и что такое Царство Небесное.
Знаю, что есть немало людей, которые совершенно неверно представляют себе Царство Небесное. Их представление очень близко к примитивному представлению о нем мусульман: они думают, что Царство Небесное — это радостная жизнь в роскошных райских садах, где будут их услаждать своим пением, танцами и музыкой прекрасные молодые женщины, где будут они наслаждаться роскошными яствами.
А святой апостол Павел сказал: Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе.
Как видите, совсем не то, что представляют себе мусульмане и мало понимающие люди даже из среды христиан — не пища и питие, не наслаждение роскошными яствами, а совсем иное — праведность, мир и радость о Духе Святом.
Царство Божие внутрь нас есть
Источник: Проповеди. Том III. Царство Божие внутри нас.
Ефрем Сирин (
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
Ибо царствие, которого мы ожидаем с великим желанием, не чрез еду приобретаем, но чрез правду и мир, который ты творишь между тобою и братом твоим.
Источник: Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.
Амвросий Оптинский (1812−1891)
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
Как ни дорого для христиан Царство Божие и Царство Небесное, но, по немощи человеческой, мы прежде всего заботимся о пище и питии и о прочем, за что и подвергаемся Евангельскому упреку Господа: Не пецытеся убо, глаголюще; что ямы, или что пием, или чим одеждемся… весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6:31−33). Господь порицает заботливое житейское попечение, как препятствующее к приобретению Царствия Божия; а святой апостол Павел выставляет и другую причину, также препятствующую, когда кто употребляет пищу или питие на соблазн и претыкание ближнему. Такому он угрожает наказанием, глаголя: зло человеку претыканием ядущему (Рим. 14:20). Древним христианам апостол сей подавал такой совет: добро не ясти мяс, ниже пити вина, ни о нем же брат твой претыкается или соблазняется или изнемогает (Рим. 14:21), а святые отцы Соборов, снисходя немощи человеческой, кроме постов, запретили употреблять мясо только в два дня недели — в среду и пяток, в воспоминание предания и страданий за нас Христа Спасителя. Но в настоящее время многими православными христианами и эти два дня презираются и нарушаются из подражания неправославным. Впрочем, не одной мясной пищей или вином можно соблазнять ближнего, но и безпорядочным и неблаговременным употреблением всякой другой пищи и пития. В том и другом случае потребно каяться и исправляться, чтобы не постигло нас зло, которым угрожает апостол. В слове Божием говорится и о Царствии Божием, и о Царствии Небесном; какое в этом различие?
Царствие Небесное получают достойные, по смерти, в будущей жизни, а Царствие Божие твердо верующие и тщательные приобретают и в настоящей жизни внутри себя, в своей душе и сердце, по сказанному в Евангелии: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21).
Иустин (Попович) (1894−1978)
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. «Христианский» социализм или коммунизм выдвигает обратный лозунг: «Царство Божие — это пища и питие».
Источник: Подвижнические и богословские главы.
Августин (354−430)
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
Здесь Павел хочет, чтобы под Царствием Божиим понималась Церковь, в которой царит Бог.
Феофилакт Болгарский (
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
Ибо Царствие Божие не пища и питие
Не этим заслуживаем мы благоволение у Бога. Если, говорит, ты не ешь, то неужели это введет тебя в Царство? Укоряя за то, что почитают это важным, упомянул и о питье.
Но праведность и мир и радость во Святом Духе
В Царство Божие вводит праведность, то есть все добродетели, непорочная жизнь и мир с братом, а не вражда, и радость, происходящая от согласия, а не скорбь, происходящая от укоризны. Так как мир и радость бывают и в худых делах, то присовокупил: во Святом Духе. Речь у меня, говорит, о мире и радости во Святом Духе. Великий Златоуст глубоко объяснил, для чего упомянул Павел о правде. Для того, говорит он, чтобы доказать, что не воздерживающийся от свиного мяса обижает брата относительно спасения, которое стяжал для него Христос смертью Своею. Посему, с противоположной стороны, воздерживающийся для брата соблюдает правду, которая доставляет вечное Царство.
Источник: Толкования на послание к Римлянам.
Ориген (
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
Как ни женятся и ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии, так не едят и не пьют, но пребывают как Ангелы Божии (Мф. 22:30). Итак, совершенным учением и прямым апостольским утверждением установлено, что в Царстве Божием нет места ни телесной пище, ни питию, но есть праведность и мир во Святом Духе. И потому апостол побуждает нас упражняться именно в них, стремиться стяжать именно эти блага и обладать тем богатством, которое может перейти вместе с нами в Царство Небесное. Итак, мир и праведность и все прочее того же рода, что стяжается Святым Духом, будут для нас в Царстве Божием пищей и питьем. Тем самым апостол учит нас заботиться не о телесной пище, которой вовсе не будет в будущем, а о добродетелях, которые пребывают с нами и в нынешней жизни, и в Царстве Божием.
Источник: Комментарии на Послание к Римлянам.
Констанций
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
Павел показывает, что в Царстве Небесном нет телесной пищи и пития, но там живут духовной жизнью.
Источник: Комментарии на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
Царствие Божие — у Ап. Павла обыкновенно означает Мессианское Царство, учреждение которого должно совершиться при втором пришествии Христа на землю — в веке будущем (1 Кор. 6:9 и сл. ; 15:24, 50; Гал. 5:21) и никогда не означает Церковь земную, к которой христиане теперь принадлежат. Но здесь говорится о Царстве Божием не в его завершении или не о царстве будущего века, а о сущности Царства Божия самого в себе. Сущность Царства Божия вовсе не в том, чтобы ставить в обязанность каждому члену этого царства безразличное отношение ко всякому роду пищи. — Не пища (brwsiV) — не вкушение. — Праведность, мир и радость во Святом Духе. Самое важное в этом царстве правда или праведность его членов, мир взаимный с Богом (ср. 5:1 и сл.) и с братьями, и радость, при уверенности в получении будущего спасения, которую дает нам пребывающий в нас Дух Святой (ср. 8:12 и сл.).
Источник