Три вида эмоциональных состояний спортсменов укажите их

Содержание
  1. Спортивная деятельность и эмоциональная сфера спортсмена от проффесионального психолога Ольги Глазковой
  2. ГЛАВА 3 Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
  3. Читайте также
  4. ГЛАВА 2 Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
  5. ГЛАВА 4 Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
  6. ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
  7. ГЛАВА 6 Психомоторная сфера спортсмена и ее проявление в спортивной деятельности
  8. ГЛАВА 7 Индивидуально-типические особенности спортсменов и их проявление в спортивной деятельности
  9. ГЛАВА 14 Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды
  10. ГЛАВА 15 Психологический климат, сплоченность команды и успешность спортивной деятельности
  11. Глава 2. Методология и методы исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в условиях спортивной деятельности
  12. Глава 4. Соотношение видов интеллекта в структуре спортивной деятельности подростка
  13. 4.4.4. Особенности социально-психологической адаптации подростков-спортсменов к учебной и спортивной деятельности
  14. Глава 5. Интеллектуальные способности подростка к эффективной спортивной деятельности, специфика их проявления
  15. Глава 6. Компоненты интеллектуальной готовности юного спортсмена к вариативным условиям спортивной деятельности
  16. Глава 7. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению эффективной спортивной деятельности
  17. 7.2. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению спортивной деятельности

Спортивная деятельность и эмоциональная сфера спортсмена от проффесионального психолога Ольги Глазковой

Не секрет, что спортивная деятельность (особенно в период соревнований) отличается от любой другой деятельности тем, что спортсмены намного чаще подвержены к стрессам и различным эмоциональным состояниям. Возникают эти состояния в связи с факторами влияющие на выраженность предстартового волнения. Основными факторами являются:

Помощь психолога для профессиональных спортсменов которые занимаются тайским боксом.
Спортивная деятельность и эмоциональная сфера спортсмена.
Не секрет, что спортивная деятельность (особенно в период соревнований) отличается от любой другой деятельности тем, что спортсмены намного чаще подвержены к стрессам и различным эмоциональным состояниям. Возникают эти состояния в связи с факторами влияющие на выраженность предстартового волнения. Основными факторами являются:
1) значимость соревнований; эта значимость всегда личностна и не всегда совпадает с рангом соревнований.
2) наличие сильных конкурентов;
3) условия соревнования (торжественность открытия, затяжка старта из-за погодных условий или др.причин);
4) поведение окружающих спортсмена людей, особенно тренера.
5) индивидуальные психологические особенности спортсмена (свойства нервной системы и темперамента);
6) характер и особенности взаимоотношений в коллективе, то есть психологический климат;
7) присутствие на соревновании значимых для спортсмена лиц (друзей, любимых, тренеров сборных команд);
8) степень овладения способами саморегуляции.

Выделяют три вида эмоциональных состояний спортсменов: боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия.

Состояние боевой готовности (воодушевления) характеризуется оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения и наиболее благоприятно для выполнения соревновательной деятельности. Спортсмен ощущает подъем сил, энергии и активности, у него возникает своеобразное вдохновение. Он уверен в успехе, с нетерпением ожидает старта, намерен с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели. У него обострено восприятие, особенно специализированное («чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча» «чувство ринга»), внимание сконцентрировано на предстоящей деятельности, мышление осуществляется быстро, характеризуется критичностью и гибкостью. Спортсмен обладает высокой стрессоустойчивостью к неблагоприятным факторам . К старту, бою он готовится тщательно и организованно, ясно помнит, что ему надо учесть и использовать в своем выступлении. Это состояние наиболее благоприятно для успешного выступления спортсмена.
Исследования показали, что для разных психологических типов людей достижение состояния боевой готовности проходит по разному. Сангвиники и флегматики быстрее приспосабливаются к новым условиям и, соответственно, у них чаще наблюдается боевая готовность. Халерикам и меланхоликам в силу своих психологических качеств требуется больше времени на развитие необходимого функционального состояния.

Предстартовая лихорадка появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению самокритичности. Страдает память, внимание рассеяно (спортсмен не может сосредоточиться, отвлекается на ненужные детали), восприятие и представления отрывочны, понижается гибкость и логичность мышления, сон нарушен (медленное засыпание, сон с мучительными сновидениями). Внешний вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец. Спортсмен проявляет суетливость, торопливость, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений.
Свои возможности спортсмены, находящиеся в состоянии предстартовой лихорадки, часто переоценивают, а возможности соперника недооценивают, то есть появляется самоуверенность. Бывают также случаи проявления страха.

Читайте также:  Как чувствуешь что скоро что то произойдет

Все эти признаки стартовой лихорадки сопровождаются изменением физиологических показателей. Спортсмен теряет аппетит ; пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы; наблюдается потливость; иногда отмечаются пересыхание в полости рта, расстройство желудочно-кишечного тракта.
Часто из-за состояния предстартовой лихорадки спортивные показатели спортсмена оставляют желать лучшего.

Предстартовая апатия. Часто длительное эмоциональное возбуждение спортсмена переходит в торможение (говорят: «спортсмен перегорел»). Однако апатия может появиться и при перетренированности спортсмена, а также когда деятельность не представляет для него интереса. Апатия сопровождается общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов восприятия, ослаблением волевых процессов; неуверенностью в своих силах,
страхом перед соперником, малой помехоустойчивостью, ослаблением внимания, притуплением остроты восприятия, снижением памяти, ухудшением координации привычных действий, неспособностью «собраться» к моменту соревнований, снижением и неравномерностью пульса.
Но развивающееся во время апатии торможение касается не всей нервной системы. Сначала тормозятся наименее устойчивые нервно-психические функции, прежде всего мотивационный уровень, в то время как другие (например, двигательный) еще остаются возбужденными или даже усиливают свое возбуждение. Таким образом, состояния, возникающие перед деятельностью спортсмена, не всегда способствуют эффективности его деятельности. Многое зависит от того, в какую сторону сдвигается перед соревнованием баланс между возбуждением и торможением.

Методы и способы регуляции предстартовых состояний.
Эмоциональное возбуждение в спорте, часто возникает задолго до соревнований и может истощить нервную систему спортсмена, наблюдается снижение контроля над деятельностью и дезорганизованность. В связи с этим требуется проведение мероприятий, направленных на уменьшение психической напряженности. Имеется несколько способов уменьшения психической напряженности спортсменов: выполнение в определенном ритме дыхательных актов, расслабление мышц, изменение направленности сознания, моторная разрядка и др.

Психическая саморегуляция.
Психорегуляция в спорте необходима для формирования особых психических состояний, способствующих оптимальному использованию физических и технических возможностей спортсмена. Достигается это путем воздействия на спортсмена с помощью релаксации и представления образов , которые направлены на развитие особого состояния сознания при помощи психолога , который контролирует процесс, т.к . существуют специально подобранные образы (темы) , а так же этот метод позволяет смоделировать те тревожные состояния в которых спортсмен испытывет тревогу и страх , постепенно адаптируя к ситуации .Весь процесс сопровождаются музыкой.
Не менее важно научиться переключаться , отвлекаться, что так же способствует эффективному выступлению.
Тренировка по развитию сознания направлена на устранение беспорядочных мыслей, предвзятых оценок по поводу складывающейся ситуации, предварительного программирования развития будущих событий и пр. В большей части спортсмен на фоне волнения озабочен ненужными мыслями, эмоциями и переживаниями, что снижает готовность к бою. Поэтому умение контролировать себя — создает основу для развития способности самостоятельно приводить себя в боевую готовность в любое время.

Канадский ученый Л. Персиваль предложил еще один способ психической саморегуляции: сочетание дыхания с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку вдоха на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц ,т.о можно снять чрезмерное волнение.

Эмоциональное состояние можно привести в норму, если правильно подобрать приемы успокаивающего массажа и способы регуляции.

Чтобы снять нервное напряжение при предстартовой лихорадке, следует использовать такие приемы массажа, как поглаживание и потряхивание. Они должны выполняться на больших участках тела (спине, области таза, бедрах). После применения этих приемов пульс и дыхание становятся реже, артериальное давление крови снижается.

Снятие психического напряжения путем разрядки. Во многих случаях снятие напряженности может быть осуществлено за счет замещающей деятельности. Типы разрядки нервного напряжения у разных людей различны: одни разряжаются через двигательные акты, другие – через речь.
В качестве первого способа разрядки может использоваться разминка. Правильно проведенная разминка оказывает наибольшее регулирующее воздействие на спортсмена. В случае предстартовой лихорадки необходимо проводить разминку в невысоком темпе, подключить глубокое ритмичное дыхание, что обеспечивает гипервентиляцию легких. Таким образом дыхательный центр оказывает мощное нормализующее влияние на кору больших полушарий. При апатии , наоборот, требуется проведение разминки в быстром темпе для повышения возбудимости в нервной и мышечных системах.

Читайте также:  Как не чувствовать себя жертвой после развода

Было бы не плохо начинать и заканчивать каждую тренировку 3-5- минутной медитацией неподвижно-созерцательного характера, что приводит к снижению усталости и напряжения.

Автор статьи:
Проффесиональный психолог Ольга Глазкова

Источник

ГЛАВА 3 Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 3 Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

Выше уже говорилось, что спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью. Возникновение тех или иных состояний определяется многими факторами, среди которых основными, влияющими на выраженность предстартового волнения спортсменов, являются:

1) значимость соревнований; эта значимость всегда личностна и не всегда совпадает с рангом соревнования, например первенство института может быть для спортсмена более значимо, чем участие в соревнованиях городского или областного масштаба, в которых у спортсмена нет никаких шансов на победу;

2) наличие сильных конкурентов;

3) условия соревнования (торжественность открытия, затяжка старта из-за погодных условий);

4) поведение окружающих спортсмена людей, особенно тренера, мешающего сосредоточению спортсмена своими «накачками»;

5) индивидуальные психологические особенности спортсмена (свойства нервной системы и темперамента: эмоциональное напряжение легче возникает у спортсменов со слабой нервной системой, эмоционально возбудимых, имеющих высокий нейротизм);

6) характер и особенности взаимоотношений в коллективе, то есть психологический климат;

7) присутствие на соревновании значимых для спортсмена лиц (друзей, любимых, тренеров сборных команд);

8) степень овладения способами саморегуляции.

3.1. Предстартовые эмоциональные состояния. Тревога

Выделяют три вида эмоциональных состояний спортсменов: боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия.

Состояние боевой готовности (воодушевления) характеризуется оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения и наиболее благоприятно для выполнения соревновательной деятельности. Спортсмен ощущает подъем сил, энергии и активности, у него возникает своеобразное вдохновение. Он уверен в успехе, с нетерпением ожидает старта, намерен с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели. У него обострено восприятие, особенно специализированное («чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча»), внимание сконцентрировано на предстоящей деятельности, мышление осуществляется быстро, характеризуется критичностью и гибкостью. Спортсмен обладает высокой помехоустойчивостью к неблагоприятным факторам (критическим замечаниям тренера, судейским ошибкам, негативной реакции зрителей, провокациям соперников и т. д.). К старту он готовится тщательно и организованно, ясно помнит, что ему надо учесть и использовать в своем выступлении. Это состояние наиболее благоприятно для успешного выступления спортсмена.

Однако состояние боевой готовности имеет и свои «изъяны». Выявлено, что в этом состоянии наряду с усилением процесса возбуждения может наблюдаться снижение произвольного контроля над действиями и увеличение инертности возбудительного процесса, что можно связать с возникновением у спортсмена сильной рабочей доминанты. В некоторых видах спорта эти сдвиги нежелательны, например для стрелков оптимально отсутствие предстартового возбуждения, по крайней мере его явных признаков (см.: Дашкевич О. В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1970).

Предстартовая лихорадка появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению самокритичности. Страдает память, внимание рассеяно (спортсмен не может сосредоточиться, отвлекается на ненужные детали), восприятие и представления отрывочны, понижается гибкость и логичность мышления, сон нарушен (медленное засыпание, сон с мучительными сновидениями). Внешний вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец. Спортсмен проявляет суетливость, торопливость, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений.

Свои возможности спортсмены, находящиеся в состоянии предстартовой лихорадки, часто переоценивают, а возможности соперника недооценивают, то есть появляется самоуверенность. Бывают также случаи проявления страха.

Все эти признаки стартовой лихорадки сопровождаются изменением физиологических показателей. Спортсмен теряет аппетит; пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы; наблюдается потливость; иногда отмечаются пересыхание в полости рта, расстройство желудочно-кишечного тракта.

Для спортсменов возбудимого типа порог перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше, чем для спортсменов тормозного типа. Тот уровень возбуждения, который для лиц тормозного типа будет близок к состоянию «лихорадки», для лиц возбудимого типа может являться обычным предстартовым состоянием. Следовательно, при оценке степени эмоционального возбуждения перед стартом должны учитываться индивидуальные особенности спортсмена.

Читайте также:  Жить с отрицательными эмоциями

Способствуют устранению предстартовой лихорадки более интенсивная, чем обычно, разминка с помощью физических упражнений, а также воздействие авторитета тренера, особенно для начинающих спортсменов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГЛАВА 2 Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 2 Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности Мотив – это сложное психологическое образование, являющееся с содержательной стороны основанием (обоснованием для самого себя) действия и поступка, деятельности и поведения, а с

ГЛАВА 4 Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 4 Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности 4.1. Сила воли и ее компонентыСпортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами различных трудностей. Выделяют две группы трудностей: объективные и

ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности 5.1. Роль интеллекта и мышления в спортивной деятельностиВ ходе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмену приходится постоянно решать задачи различной сложности,

ГЛАВА 6 Психомоторная сфера спортсмена и ее проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 6 Психомоторная сфера спортсмена и ее проявление в спортивной деятельности Понятие «психомоторика» введено в научный обиход И. М. Сеченовым. Оно подчеркивает зависимость двигательных проявлений человека от психической регуляции. Так, осуществление произвольных

ГЛАВА 7 Индивидуально-типические особенности спортсменов и их проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 7 Индивидуально-типические особенности спортсменов и их проявление в спортивной деятельности 7.1. Пригодность к спортивной деятельности и типологические особенностиЭффективность спортивной деятельности зависит от трех факторов: способностей и одаренности

ГЛАВА 14 Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды

ГЛАВА 14 Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды Необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели деятельности спортсменов выдвигает потребность в руководстве командой. Руководителем или лидером должен быть человек,

ГЛАВА 15 Психологический климат, сплоченность команды и успешность спортивной деятельности

ГЛАВА 15 Психологический климат, сплоченность команды и успешность спортивной деятельности 15.1. Психологический климат и межличностные отношения в командеЭмоциональное состояние команды, положительные или отрицательные межличностные отношения спортсменов, отсутствие

Глава 2. Методология и методы исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в условиях спортивной деятельности

Глава 2. Методология и методы исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в условиях спортивной деятельности 2.1. Теоретико-методологические аспекты исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в спортивной

Глава 4. Соотношение видов интеллекта в структуре спортивной деятельности подростка

Глава 4. Соотношение видов интеллекта в структуре спортивной деятельности подростка 4.1. Структурные компоненты проявления интеллектуальных способностей подростка к спортивной деятельности4.2. Общее представление об интеллекте, соотношение видов интеллекта4.3. Процесс

4.4.4. Особенности социально-психологической адаптации подростков-спортсменов к учебной и спортивной деятельности

4.4.4. Особенности социально-психологической адаптации подростков-спортсменов к учебной и спортивной деятельности Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг. Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой, В своей душе находит их родник. И. Гете

Глава 5. Интеллектуальные способности подростка к эффективной спортивной деятельности, специфика их проявления

Глава 5. Интеллектуальные способности подростка к эффективной спортивной деятельности, специфика их проявления 5.1. Место интеллектуальных способностей в структуре и содержании способностей ребенка к эффективной двигательной деятельности5.2. Интеллектуальные

Глава 6. Компоненты интеллектуальной готовности юного спортсмена к вариативным условиям спортивной деятельности

Глава 6. Компоненты интеллектуальной готовности юного спортсмена к вариативным условиям спортивной деятельности 6.1. Соподчиненность и взаимодействие компонентов интеллектуальной готовности подростка к спортивной деятельности6.2. Информационный компонент как

Глава 7. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению эффективной спортивной деятельности

Глава 7. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению эффективной спортивной деятельности 7.1. Научно-методологические подходы к отбору критериев оценки интеллектуальной готовности подростка к осуществлению спортивной деятельности7.2.

7.2. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению спортивной деятельности

7.2. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению спортивной деятельности Критерием истины является опыт. Т. Кампанелла Процесс спортивной деятельности ребенка и подростка всегда сопряжен с ожидаемым результатом, оцениваемым в системе

Источник

Оцените статью