Игровые ситуации для социально-эмоционального развития дошкольников
Татьяна Вишнивец
Игровые ситуации для социально-эмоционального развития дошкольников
Игровые ситуации для
социально – эмоционального развития дошкольников
Игровые ситуации иллюстрирующего типа
«Инсценировка с игрушками – готовое решение»
Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни,в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.
Игровые ситуации активного участия типа
«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»
Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).
Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.
Игровые ситуации непосредственной помощи типа
«Поможем нашим игрушкам»
Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи,заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями.Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.
Практические игровые и реальные ситуации, направленные
на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)
Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,
«Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания,заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».
Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.
Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки,которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать.Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».
Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.
Практические ситуации типа
«Наша забота нужна всем»
Дети приобретают опыт участия в делах,важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.
Практические ситуации гуманистического выбора
Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.
Практические ситуации проблемного типа
«Как быть, что делать?»
Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения.Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.
Практические ситуации типа
«Мы самые старшие в детском саду»
Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».
Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.
Практические ситуации типа
«Мы дружим со школьниками»
Старшие дошкольникиприобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».
Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.
Практические ситуации типа
«Научи своего друга тому, что умеешь сам»
Я побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу,взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, складывать фигурки из бумаги, крутить обруч, кувыркаться. Побуждая детей поделиться опытом, я помогаю им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.
В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.
Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.
При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.
Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.
Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т. е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.
У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.
Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый — злой, веселый — грустный, агрессивный – спокойный) и их образы.Например:
Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.
Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.
Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.
Игры – имитации состояний природы.
Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.
Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.
Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.
В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.
Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.
Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности я использую следующие.
Источник
Эмоционально-экспрессивные игры как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста
Гульфия Садыкова
Эмоционально-экспрессивные игры как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности.
Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка, в котором возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения и ребенок сам начинает определять свою собственную деятельность. Возникновение произвольного поведения является предпосылкой социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Основы социально — коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его поведение, отношение к миру, самочувствие среди людей. Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного [1].
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с недоразвитой эмоциональной сферой. К типичным проявлениям этого состояния у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, бедность эмоциональной экспрессии, эмоционального выражения и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких состояний легко возникают трудности связанные с межличностным взаимодействием, который приводит к нежелательным последствиям в виде разобщенности, изолированности ребенка от сверстников, доминирования собственных интересов, неумения не только учитывать содержательную линию поведения сверстника как игрового или делового партнера, но и снижению стремления понимать его намерения. Также вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии и взаимодействия с другими людьми [2].
Не зря одной из задач социально-коммуникативного направления в соответствии с ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Для решения этой задачи социально-коммуникативного направления, я использую комплекс эмоционально-экспрессивных игр. Позитивное влияние этих игр на эмоциональную сферу дошкольников обеспечивают их особые эмоциогенные свойства: возможность инсценировать движения, характерные для эмоционального состояния героя; наличие воображаемых ситуаций и ролевых воплощений; возможность моделировать эмоциональные проявления, благодаря чему весьма продолжительное время поддерживается высокая мотивированность детей.
Эмоционально экспрессивные игры направлены на развитие умения у детей воплощать различные ситуации из жизни животных (имитация повадок, способов передвижения, звукоизвлечений) и передавать эмоциональные состояния литературных героев путем персонификации и т. д. В эти игры преднамеренно закладывается материал, побуждающий дошкольников проявлять собственные эмоциональные переживания в ходе совершаемых действий. Эмоционально игровой контекст в этих играх учитывает возрастные особенности детей пятого года жизни и носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Содержательную основу этих игр составляют не только произведения детской художественной литературы, но и загадки со стихотворным текстом, рассказы педагога.
Побуждая детей к эмоциональному самовыражению, эти игры создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости, гибкости телодвижений и т. д. Само содержание и последовательность выполнения игровых действий в них предполагают преднамеренное расширение способов экспрессивного выражения эмоций и совершенствование таких форм эмоционального реагирования, как эмоциональная дифференциация, идентификация и обособление.
Основными педагогическими задачами по развитию эмоциональной экспрессии у детей среднего дошкольного возраста являются следующие:
1. Развивать эмоциональную экспрессию,ее моторные механизмы: невербальные (мимические, пантомимические, жестикуляционные) и вербальные (слова, звуки, фразы);
2. Развивать основы выразительности внешних эмоциональных проявлений, интерес к имитационным действиям;
3. Поощрять интерес детей к созданию выразительных образов, самостоятельность в проявлении радости, страха, печали, злости, удивления.
В среднем дошкольном возрасте содержание эмоционально экспрессивных игр направлено на развитие всех компонентов, составляющих эмоциональную экспрессию: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации. Кроме образной передачи движениями состояний радости, грусти, злости, страха, вводится состояние удивления. В эмоционально экспрессивных играх весь путь от зарождения экспрессивных проявлений до их демонстрирования контролируется «культурным контекстом» игры, сюжетом, игровой ролью.
Рассмотрим на примере следующие эмоционально-экспрессивные игры.
В магазине игрушек
Игра проводится с подгруппой детей.Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни – игрушки, другие – покупатели. «Игрушки» занимают место на полках (садятся на стулья, становятся на скамейки). При этом каждая «игрушка» должна придумать движения, которые она будет демонстрировать перед «покупателем». Затем педагог, исполняющий роль «продавца», открывает «магазин»,произнося слова:
Где живут игрушки?
В специальном магазине.
Там куклы и машины
Стоят в цветной витрине.
Пойдем мы с вами вместе
В красивый дом большой,
Там мячики и трости,
Грибочки под сосной.
В любимые игрушки:
«А ну ка, отгадайте,
Какие здесь зверюшки?»
«Покупатели» делают свой выбор. «Продавец» заводит по очереди каждую выбранную игрушку. «Игрушка» продается в том случае, если «покупатель» угадывает ее название.
При повторении игрыдети меняются ролями: «покупатели» становятся «игрушками», а «игрушки» – «покупателями».
Педагог, переодевшись в костюм бабушки загадушки, приглашает детей пообщаться с ней. Далее педагог предлагает отгадать загадки и изобразить характерные повадки, способы передвижения различных животных. Варианты загадок такие.
1. Все жужжит она, жужжит,
Над цветком она кружит.
Села. Сок с цветка взяла,
Мед готовит нам… (пчела).
2. И в лесу мы, и в болоте.
Нас всегда везде найдете –
На полянке, на опушке.
Мы – зеленые… (лягушки).
3. Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок.
Голос мой визглив и звонок.
Я веселый… (поросенок).
4. Он всю зиму в шубе спал,
Свою лапу все сосал.
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной… (медведь).
5. Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
По деревьям может лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка.)
6. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц.)
Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог, читая текст, предлагает детям изобразить различные эмоциональныесостояния старушки веселушки:
Я, старушка веселушка,
Люблю петь и танцевать…
А еще люблю кривляться.
Давайте вместе повторять.
Улыбнусь, потом нахмурюсь,
Удивлюсь и разозлюсь,
Испугаюсь, вновь нахмурюсь
И опять всем улыбнусь.
Эмоционально –экспрессивные игры проводятся в рамках реализации рабочей программы воспитателя по театрализованной деятельности в средней группе «Волшебный мир театра».
Таким образом, развивая эмоциональную экспрессию детей мы сами принимаем ролевое участие в игре, развиваем у детей умение входить в образ, умение передавать собственные переживания в ходе совершаемых игровых действий, а также поддерживаем инициативу и самостоятельность детей в оформлении экспрессивных проявлений. Эмоционально-экспрессивные игры способствуют развитию основ выразительности внешних эмоциональных проявлений, развивают интерес детей к созданию выразительных образов.
Итак, выше сказанное позволяет нам сделать выводы о том, что эмоциональная сфера выступает важной составляющей в развитии личности дошкольников, поскольку никакое общение и взаимодействие не будет результативным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями. Все это обусловливает успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми, определяет адекватность реакций на жизненные события, влияет на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности [3].
На этом наша работа не заканчивается, так как эмоциональное развитие детейпредполагает педагогическую работу в 4 основных направлениях:
I. Развитие опыта эмоционального реагирования.
II. Развитие эмоциональной экспрессии.
III. Развитие представлений об эмоциях.
IV. Овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики.
Развитие эмоциональной экспрессии детей мы с вами и рассмотрели на примере эмоционально-экспрессивных игр.
Список использованной литературы
1. Гаврилушкина, О. П., Малова, А. А., Панкратова, М. В. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 2. С. 5–16. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52248.shtml (дата обращения: 27.03.2016)
2. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-метододическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Часть 1. / Н. С. Ежкова. М. : ВЛАДОС, 2010 г. 91 с.
3. Скоркина, Е. С. Развитие эмоциональности у дошкольников в детском образовательном учреждении // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 105–109.
Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .
Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста – предметный,.
Сотрудничество с кукольным театром как фактор социально-коммуникативного развития детей Социально-коммуникативное развитие детей предполагает решение задач, направленных на овладение ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе,.
Декоративная аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста В сложившейся ситуации в экономике остро стоит проблема импортозамещения. В этой связи техническое образование в России выходит на лидирующие.
Дидактические игры и задания для развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста Работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из трех основных этапов: подготовительные упражнения; постановка (вызывание).
Настольные игры с правилами как средство коммуникативного взаимодействия и познавательного развития детей Сегодняшнее методическое объединение посвящено определению условий для развития коммуникативных взаимодействий и познавательной активности.
Работа в диадах как средство социально-коммуникативного развития дошкольников Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.
Традиции как средство социально-нравственного развития детей дошкольного возраста Филина М. В., Макарова Т. К. Ломейер О. Л., Ералинова С. М. БДОУ г. Омска «Детский сад № 219 общеразвивающего вида г. Омска» Традиции как средство.
Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены.
Источник