Тревожность почему изучение эмоций нельзя проводить исключительно через психологические понятия

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ТРЕВОЖНОСТЬ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Повышенный уровень тревожности негативно сказывается на общем развитии и формировании личности подростка, снижается школьная успеваемость, усугубляются проблемы, возникающие в этот период. Именно поэтому проблема тревожности в этом возрасте так актуальна. Несмотря на то, что изучением тревожности занимались многие известные ученые и ими были разработаны и предложены различные способы и методы по снятию тревожности, тем не менее, в настоящее время подростковая тревожность – распространенное явление и более того количество тревожных детей растет с большой скоростью. Современная образовательная среда нуждается в эффективном комплексе психолого-педагогических условий и средств, способствующих снижению уровня тревожности в подростковом возрасте.

Тревожность – широко распространенное явление в наше время. Многие исследователи и психологи сходятся во мнении, что именно тревожность является причиной возникновения многих психологических трудностей пубертатного периода. Тревожность является симптомом «преневротического состояния» и катализатором для расстройств эмоциональной сферы. Повышенная тревожность играет значительную роль в формировании аддиктивного и делинквентного поведения, а также в развитии неврозов и психозов в подростковом возрасте. В целях профилактики и дальнейшей коррекции повышенного уровня тревожности требуется своевременное его выявление при помощи эффективной диагностической программы .

Несмотря на то, что интерес к исследованию феномена тревожности на протяжении долгого времени остается высоким, до сих пор нет единого мнения об определении понятия тревожности. Отечественные исследования тревожности представлены работами В. Астапова, Л.И. Божович, В.В. Белоуса, В.Ф. Березина, П.Г. Вельского, О.В. Дорониной, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, A.M. Прихожан, Л.С. Славиной, Ю.Л. Ханина и др.

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство». Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства.

А.И. Захаров выделяет такие виды беспокойства как [2]:

Беспокойство с преобладанием тревожности – отмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нетерпение, темп речи ускорен.

Беспокойство с преобладанием боязни – отмечается медлительность, скованность, речь невыразительна, мышление инертно, настроение мрачное и подавленное.

Понятие «тревожность» имеет много аспектов. Слово тревожность в переводе с английского «anxiety» – беспокойство, волнение, тревога, забота. В большом психологическом словаре понятие «тревожность» звучит как: «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [1].

По мнению А.М. Прихожан, тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [3]. По мнению А.И. Захарова, подход к феномену тревожности базируется на следующих критериях. Во-первых, не следует считать, что тревожность – изначально негативная черта личности, во-вторых, она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации и, в-третьих, для каждого человека будет свойственен свой оптимальный уровень тревожности — полезная тревожность, без которой невозможно развитие личности. С. Салливен рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека.

Бихевиористы рассматривают тревожность как неудачную заученную реакцию на угрожающие события в реальной жизни, а возникающая при этом тревожность становится привязанной к обстоятельствам, ассоциирующимся с данным событием. Таким образом, эти обстоятельства начинают служить спусковым крючком тревожности человека, независимо от какого бы то ни было угрожающего события.

А многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Впервые проблема тревожности, по мнению современных исследователей, была поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З.Фрейда. По определению Фрейда, тревожность — неприятное переживание, которое выступает сигналом предполагаемой опасности. Содержанием тревожности являются чувства неопределенности и беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками – специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания.

Г.Айзенк, Д.Филлипс, Б. Мартин различают тревогу как психическое состояние и как устойчивую черту характера. Так, Г. Айзенк эмоциональную неустойчивость называет одним из проявлений тревоги, Д.Филлипс и Б.Мартин утверждают, что тревога вызывается той или иной формой стресса.

Спилбергер Ч.Д. дает следующее определение тревожности, под которым понимается эмоциональное состояние или реакция, характеризующиеся: а) различной интенсивностью; б) изменчивостью во времени; в) наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения; г) сопровождающееся одновременно выраженной активацией вегетативной нервной системы [5].

По замечанию Ч. Спилбергера, «при всем смысловом различии термина «тревога», исследователи используют его чаще всего в двух основных значениях: как состояние и как свойство личности (тревожность), но относятся они к совершенно разным понятиям» [6]. В первом случае термин «тревога» используется для описания болезненного эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями личности, ожидания неблагоприятного развития событий, напряженностью. Это состояние личности может возникнуть в ситуации неопределенной опасности, угрозы (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению, престижу) и часто обусловлено неопределенным источником опасности. Во втором случае тревожность – это свойство личности, которое характеризуется относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги. Проявления тревоги под действием различных стрессов всегда индивидуальны: личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир, как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная) [5]. Личностная тревожность может рассматриваться как довольно стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, даже таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затрудняются контакты с окружающим миром. Такие люди испытывают трудности в принятии решений. Говоря о личностной тревожности, мы можем отметить, что в этом случае говорим о личностном образовании. Другой вид тревожности, называют ситуативной, реактивной или тревожность как состояние. Ситуативную тревожность порождают некоторые конкретные ситуации, которые объективно вызывают беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Оно может быть разным по интенсивности и динамичности [6].

Читайте также:  Характеристики основных эмоций человека

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных [4]:

1) с процессом обучения – учебная тревожность;

2) с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

3) с общением – межличностная тревожность.

Также, Прихожан были выделены открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Л.И. Божович выделила два вида тревожности:

1.Адекватная – отражающая объективное отсутствие условий для удовлетворения тех или иных потребностей.

2.Неадекватная – когда условия для удовлетворения потребностей имеются.

A.M. Прихожан на основе исследований Л.И. Божович обосновала эти два вида тревожности у подростков в общении со сверстниками [4]:

— адекватная, являющаяся ответной реакцией на неудачи подростка в отношениях со сверстниками;

— неадекватная, которая при объективном благополучии порождается конфликтным строением самооценки, при этом суть переживаний неадекватной тревожности заключается в наличии постоянных колебаний между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Нейтральные ситуации также оцениваются как угрожающие.

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение. И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме. Чрезмерно высокий уровень тревожности, так же как и слишком низкий уровень (полное отсутствие тревожности) рассматриваются как явление, мешающее нормальной адаптации.

Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный. Также интересен взгляд З. Фрейда на данное явление. Он считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает тревожность. З. Фрейд смотрел на тревожность как на симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими. В связи с этим, он выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. В ряде случаев переводится как «реальный страх», «невротический страх», «моральный страх».

Реалистическая тревога эмоциональный ответ на угрозу или понимание реальных опасностей внешнего мира. Она выполняет такую важную функцию Эго, как самосохранение.

Невротическая тревога – эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая (внешний источник), и только когда возникает реальная возможность импульсам Ид прорваться через контроль Эго, возникает невротическая тревога.

Моральная тревога – это страх совести. Люди с хорошо развитым Сверх-Я склонны чувствовать вину, совершая нечто противное моральному кодексу или даже думая об этом. О них говорят, что они терзаются муками совести. Моральная тревога также в основе реалистична: в прошлом человека наказывали за нарушения морального плана, могут наказать и опять. Тревожность может генерализовываться от постоянного страха ожидания опасности и это может стать основой депрессивного поведения.

Таким образом, тревожность – состояние эмоционального дискомфорта, связанное с предчувствием потенциальной угрозы, с ожиданием возможной опасности. Тревожность рассматривают как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство личности или темперамента. В связи с этим исследователи разделяют понятия «тревога» и «тревожность». Тревога – это естественное временное проявление беспокойства, волнения, в то время как тревожность – устойчивое состояние, склонность испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Таким образом, в психологических исследованиях понятие «тревожность» является многогранным и неопределенным, но все же большинство исследований сходятся в необходимости рассматривать его дифференцированно: как ситуативное явление и как личностную характеристику.

Большой психологический словарь. / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – Олма-пресс. 2004.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л., 1989.

Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. — кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики — 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998 г. — 632 с.

Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.// Психологическая наука и образование. 1998, № 2

Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Стресс и тревога в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12-24

Спилбергер Ч. Тревога и поведение – СПб.: Питер, 2001, — 252 с.

Источник

Теоретические аспекты изучения тревожности в психологии

В исследованиях тревожности выделяют физиологическое, клинико-психологическое и собственно психологическое направления. Различные аспекты тревожности подробно рассмотрены в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей: В.Н. Мясищев, Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитова, Р. Лазаруса, Ю.М. Ханиным, Т.А. Немчином, А.С. Спиваковская, Ж. Тейлором, Ч. Спилбергом, В. Франклом, С. Кьеркегор-С., Ж.-П. Сартр, К. Хорни и др. Несмотря на достаточную представленность в научной литературе описаний тревожности, сохраняется много неясностей в понимании этого явления.

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [18]. Также ряд зарубежных авторов: Д. Льюис, Б. Босселмен, Дон Байрн связывают появление чувства тревоги с возникновением страха, как невротическую реакцию, связанную с внешними обстоятельствами и внутренними стимулами. Общим для этих авторов является то, что речь идет не просто об эмоциональной реакции, а именно о психическом состоянии, которое выражается в своеобразии как реакции, так и мотивации, но полностью к ним не сводится. Часто в состояниях тревоги значительное место занимает страх в форме опасения, но это не синоним тревоги [2]. В термине «тревога» авторами выделяется компонент страха, и потому тревогу можно отнести к своеобразной форме страха. Но в тревоге заметны переживания беспокойства как нарушения покоя в виде волнения, смятения. И.П. Павлов отмечает, что «при ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести и беспокойство, тревогу» [16]. Тревожное состояние связывается с показателем слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов.

Читайте также:  Прививать чувство собственного достоинства

В психологической литературе принято различать тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. По определению Р.С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [21].

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что «широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом» [10]. По определению А.В. Петровского: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [21].

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека [2]. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Так, Д.Филлипс и Б.Мартин утверждают, что тревога вызывается той или иной формой стресса. Д.Филлипс с соавторами высказывают концептуальное различие между тревогой как преходящим эмоциональным состоянием и как устойчивой чертой личности. Майерс же выражает меньше согласия в определении стресса, при описании характера реакции тревоги и природы механизма, опосредствующих тревогу и вызывающих ее стрессовые стимулы [21].

Р.Кэттелл, позднее Ч.Спилбергер, С.Сэразон четко вводят различение тревоги как состояния и как свойства. По замечанию Ч. Спилбергера, «при всем смысловом различении термина «тревога» исследователи используют его чаще всего в двух основных значениях: как состояние и как свойство личности (тревожность), но относятся они к совершенно разным понятиям» [2].

В первом случае термин «тревога» используется для описания неприятного эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, ожидания неблагополучного развития событий. Возникает это состояние в ситуации неопределенной опасности, угрозы (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению, престижу) и часто обусловлено неосознаваемым источником опасности.

Во втором случае тревожность как черта, свойство личности характеризуется относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги. Ее проявления под действием различных стрессоров всегда индивидуальны: личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни.

В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений. В книге «Невротическая личность нашего времени» Хорни насчитывает 11 невротических потребностей:

1. Невротическая потребность в привязанности и одобрении, желание нравиться другим, быть приятным.

2. Невротическая потребность в «партнере», который исполняет все желания, ожидания, боязнь остаться в одиночестве.

3. Невротическая потребность ограничить свою жизнь узкими рамками, оставаться незамеченным.

4. Невротическая потребность власти над другими посредством ума, предвидения.

5. Невротическая потребность эксплуатировать других, получать лучшее от них.

6. Потребность в социальном признании или престиже.

7. Потребность личного обожания. Раздутый образ себя.

8. Невротические притязания на личные достижения, потребность превзойти других.

9. Невротическая потребность в самоудовлетворении и независимости, необходимости ни в ком не нуждаться.

10. Невротическая потребность в любви.

11. Невротическая потребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости [2].

К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.

В большой степени К. Хорни близок С. Салливен. Он известен как создатель «межличностной теории». Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений.

Салливен так же, как и Хорни, рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится «центральной потребностью» и определяющей силой его поведения. Человек вырабатывает различные «динамизмы», которые являются способом избавления от страха и тревоги. Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм.

В отличие от Хорни и Салливена Фромм подходит к проблеме психического дискомфорта с позиции исторического развития общества. Э. Фромм считает, что в эпоху средневекового общества с его способом производства и классовой структурой человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности и не испытывал таких тревог, как при капитализме, потому что он не был «отчужден» от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Фромм называет «естественными социальными связями», существующими в первобытном обществе. С ростом капитализма разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревоги, порожденной «негативной свободой», человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги [2].

Фромм, Хорни и Салливен пытаются показать различные механизмы избавления от тревоги. Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

В этой связи Л.С. Выготский, Л.И. Божович представляют иную точку зрения на сохранность целостности организма. Под ней они подразумевают уровень аффективных переживаний, которые нарушают общий гомеостаз. Тревожность – это не просто интенсивная эмоция, которая сопровождается ослаблением воли, потерей контроля над своими действиями, а рассматривают его как длительное, глубокое эмоциональное переживание, связанное с активно действующими потребностями и стремлениями, которые имеют для субъекта жизненно важное значение [16]. Л.И. Божович подчеркивает, что в этом смысле все люди обладают аффективными переживаниями, иначе они превратились бы в существа пассивные и равнодушные. Автор определяет аффективные переживания как психические формы, в основе которых лежат осознанные потребности. Чем более значимы для субъекта потребности, тем более сильными и глубокими будут его аффективные переживания.

Читайте также:  Постельное белье весеннее настроение

Л.С. Выготский, рассматривая аффективные переживания в плане их влияния на развитие личности на разных стадиях онтогенеза, указывал на особенно важное значение их для развития ребенка, разделяя их на продуктивные и непродуктивные. Он считал, что характер аффективного переживания определяется тем, как ребенок понимает воздействующее на него обстоятельство [4].

Аффективные переживания различают по знаку (отрицательные — положительные), по интенсивности (фрустрация, тревожность, стресс, невроз), по устойчивости (ситуативная тревожность как состояние и личностная тревожность как личностная черта). Кроме того, они проявляются в познавательной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах, оказывают существенное влияние на формирование личности, в том числе неустойчивых личностных особенностей.

Многогранность и семантическая неопределенность термина «тревога» в психологических исследованиях является следствием использования его в различных значениях.

Проблема тревожности имеет и другой аспект, — психофизиологический. Второе направление в исследовании беспокойства, тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния [6].

Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – «стресса». Отечественные психологи, изучавшие состояние стресса, внесли в его определение различные толкования. Так, В.В. Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека [22].

В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в «крайне трудной ситуации». При всех различиях в толковании понимания «стресса», все авторы сходятся в том, что стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях. Ясно потому, что стресс никак нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс всегда обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии. И по силе стресс и тревожность – состояния разные. Если стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, то для тревожности такая сила напряжения не характерна [1].

Можно полагать, что наличие тревоги в состоянии стресса связано именно с ожиданием опасности или неприятности, с предчувствием его. Потому тревога может возникнуть не прямо в ситуации стресса, а до наступления этих состояний, опережать их. Тревожность, как состояние, и есть ожидание неблагополучия. Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей. Важным является тот факт, что, во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Так И.В. Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности [15]. Таким образом, стресс и фрустрация при любом их понимании включают в себя тревогу.

Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории Павлова И.П., было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью [20].

Данные Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д. Небылицина. Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы [4].

В большинстве понятийных определений тревожность рассматривается как унитарное состояние, не позволяющее уловить всей его сложности. Продолжая рассматривать различные точки зрения на проблему тревожности, необходимо отметить мнения авторов, которые представляют тревожность как комплекс феноменов, включающих страх, один или несколько дополнительных аффектов, различные аффективно-когнитивные структуры (Изард К, 1980). В это понятие включается враждебность, страдание, стыд, вина, психофизиологическое возбуждение и т.д [14].

Д.Боулби (1973) считает тревогу связанной со страхом в такой же мере, в какой они связываются в традиционном психоанализе и психиатрии, но отождествляет их. Он считает, что эти два явления имеют общие причины и проявления. Различие между тревогой и страхом он рассматривает на отношениях младенца и матери (вопрос о привязанности и разлуке), называя его «тревожной привязанностью». В дальнейшем обсуждении реакции ребенка на разлуку Д.Боулби связывает эмоцию страха с комплексом тревожной привязанности. К.Изард считает, что это взаимодействие между страхом и гневом не дает четкого понятия тревожности [23].

В сформулированной теории дифференциальных эмоций К. Изарда содержится предположение, что тревожность состоит из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом. Сочетание «страх-стыд» позволяет развиться социальной тревожности, а «страх-вина» является причиной моральной тревожности. Относительное доминирование вышеописанных эмоций в синдроме тревожности зависит от индивида и от конкретных особенностей его жизненной ситуации. Индивидуальные вариации тревожности являются функцией как врожденных, так и приобретенных детерминант. Значительное место в формировании тревожности отводится межличностным отношениям и представляет интерес в связи с анализом особенностей формирования личности [14].

Таким образом, если рассматривать тревогу или тревожность как состояние, переживание, или как более или менее устойчивую особенность личности, то несущественно, насколько она адекватна ситуации. Переживание обоснованной тревоги, по-видимому, не отличается от необоснованного переживания. Субъективно же состояния равны. Но объективно разница очень велика. Переживания тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации – это нормальная, адекватная реакция, реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта. Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.

Источник

Оцените статью