Тревожно эмоциональное расстройство у детей

Эмоциональные проблемы у детей: агрессия, тревожность, страхи

Агрессия

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением последнее время, к сожалению, растет. Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда агрессивный ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию со стороны взрослых.

Опираясь на многочисленные исследования, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действиях. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

  • стремление привлечь к себе внимание взрослых и сверстников;
  • стремление получить желаемый результат;
  • стремление быть главным;
  • защита и месть;
  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со взрослыми и сверстниками;
  • повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни).

Одной из самых распространенных ошибок взрослых является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в «Бессознательном» ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочных круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

Для преодоления существующей проблемы необходима организация индивидуальной психокоррекционной работы, которая направлена на:

  • выявление причин агрессивного поведения ребенка;
  • достижение эмоционального отреагирования агрессии;
  • устранение стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
  • отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (коррекция поведения);
  • закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни.

Наиболее эффективным методом преодоления агрессивного поведения детей является метод песочной терапии. Игра с песком всегда вызывает у ребенка любого возраста неподдельный интерес. Она дает возможность психологу быстрее установить контакт с маленьким клиентом. Ребенок воздвигает на песке свое собственное миниатюрное изображение мира, тем самым, рассказывая о себе без слов. Анализируя песочную картину и рассказ ребенка, психолог может провести диагностику причин агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов. Достижение эмоционального отреагирования агрессии происходит в песке с помощью изображения различных батальных сцен (игра с солдатиками, средневековыми рыцарями, ковбоями, различными животными). Также игры с песком дают наиболее эффективные результаты в отработке и закреплении новых навыков общения, поскольку для дошкольников игра – это ведущая деятельность, которая помогает им научиться правильно относиться к другим людям в реальной жизни.

На некоторых этапах работы с агрессивными детьми наряду с песком используется рисование, которое ценно тем, что дает возможность детям выразить себя невербально – ведь вербальная (с помощью слов) система общения развита у них еще недостаточно. Рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное – это в какой-то мере сбывшееся.

Не менее эффективным способом выражения гнева является работа с глиной, гибкость и податливость которой делает ее пригодной для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Дети, которые очень рассержены, могут различными способами дать выход своему раздражению. Например, слепить фигурку того, на кого они очень злятся, а потом разломать ее. Этот вид творчества – один из самых наглядных из всех видов искусства, который позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка, что является достаточно важным в работе с любой проблемой.

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Читайте также:  Не чувствую вкус кальяна коронавирус

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх — это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет. Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками. Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Читайте также:  Всегда хорошее настроение для женщины

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Источник

Тревожное расстройство. Симптомы, виды, лечение|Центр Сухаревой

Для начала разберем понятия: тревожное расстройство, тревога, тревожность.

Тревога – это эмоциональное состояние выраженного внутреннего беспокойство, которое связано с ощущением и прогнозированием опасности. Страх в сознании человека возникает как четкая угроза жизни, здоровью. Тревога же не несет в себе конкретного предмета для беспокойства. То есть под тревогой понимают дискомфортное чувство ожидания какого-либо неприятного события, которое может произойти, а может и нет.

Человек ощущает беспокойство, незащищенность, беспомощность, с трудом принимает даже простые решения. В теле появляются неопределенные, смутные ощущения, которые не всегда можно описать словами. Чаще всего они возникают в груди, нередко сопровождаются различными физическими нарушениями: учащенное сердцебиение, повышенная потливость, кожный зуд, нарушение сна.

Тревожность является психологической особенностью, которая проявляется склонностью человека к тревоге.

Тревожное расстройство – группа расстройств, характеризующаяся часто возникающей продолжительной тревогой, ощущениями напряжения, выраженного беспокойства, негативными предчувствиями.

Согласно статистике, проблемы с тревогой есть у каждого восьмого ребенка. Показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, боли в животе и головные боли).

Количество тревожных детей увеличивается с каждым годом, так же как и тревожных подростков.

Тревожное расстройствоу детей. Симптомы, причины возникновения

Тревога является естественной реакцией, усиливающей внимание и активизирующей защитные механизмы в ситуации угрозы. Если же тревога нарастает, сохраняется достаточно длительное время, процесс адаптации организма нарушается. В этом случае можно говорить о тревожном расстройстве. Причинами тревожного расстройства у детей могут стать:

  • Наследственные факторы. Существует риск развития тревожных расстройств у детей, в случае, если ими страдают родители или другие близкие родственники. Если человек склонен к возникновению тревоги, не обязательно, что подобные состояния появятся у сына или у дочери.
  • Физические заболевания. Иногда повышенная тревожность является прямым следствием проблем со здоровьем. Тревога может возникать при болезнях органов дыхания, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, сахарном диабете.
  • Психотравмирующие события. Тревожное расстройство часто возникает у детей, которые стали свидетелями преступлений, подверглись физическому (психологическому) насилию, воспитываются в семьях с жесткими директивными методами или гиперопекой, частыми конфликтами внутри семьи, испытывают разлуку с близкими. Повышенную тревожность может провоцировать резкое ухудшение материальных возможностей семьи, катастрофы и природные катаклизмы.

В группе риска, в плане развития тревожных состояний, находятся ребята, имеющие поражения нервной системы вследствие гипоксии плода, недоношенности, другой патологии, перенесенной матерью во время беременности.

В норме проявления тревоги носят кратковременный характер и могут поддаваться контролю. Однако если проявления тревоги становятся значительными, продолжительными, нарушают физическое и психическое состояние ребенка, то можно говорить о тревожном расстройстве, которое требует помощи специалистов.

Основные симптомы тревожных расстройств у детей и подростков включают:

  • Опасения (волнение, беспокойство на тему возможных неудач, затруднение в концентрации внимания на каком-либо виде деятельности);
  • Физическое напряжение (дрожь в теле, головная боль, напряжение, невозможность расслабиться);
  • Вегетативные проявления (повышенная потливость, учащенное сердцебиение и дыхание, головокружение, боль в животе, груди).

Причины возникновения тревоги могут быть разными. Они напрямую связаны с особенностями нервной системы и возрастом ребенка.

  • 1 – 3 года. В этом возрасте малыши еще плохо говорят, поэтому тревогу можно «заподозрить» на основании изменения привычного поведения: суетливость или напряженность, появление беспокойного взгляда, плача или крика на фоне изменения окружающей обстановки. Частой причиной тревоги становится одиночество (например, когда ребенок теряет из вида маму), неожиданные или громкие звуки, боль (например, тревога перед медицинскими процедурами).
  • 3 – 5 лет. Маленькие дети боятся остаться без родителей. Они стараются привлечь их внимание, постоянно быть рядом с ними. Это позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Возможно ухудшение уже сформированных навыков: ребенок может перестать разговаривать или «разучиться» делать то, что уже умеет, «вернуться» на более ранний уровень развития. Дети могут бояться темноты, различных животных, насекомых, сказочных героев.
  • 5 – 7 лет. В данном возрастном периоде причиной беспокойства может стать страх смерти и событий, которые могут к ней привести. Зачастую тревогу провоцирует неблагоприятная обстановка внутри семье – конфликты между родителями и другими родственниками, неправильные подходы к воспитанию, недостаток внимания. Поведение ребенка может отражать семейные проблемы и эмоциональное состояние родителей.
Читайте также:  Дайте характеристику темпераменту личности

Дети школьного возраста могут сформулировать жалобы самостоятельно: «страшно», «неспокойно», «не по себе». Формулировка бывает разной, но обычно затрагивают привычную среду ребенка (школа, семья). Иногда затрагивает будущее, в котором дети предчувствуют неудачи, катастрофы, проблемы и т.д.

  • 7 – 12 лет. Тревожность в этом возрасте связана с отношениями в детском коллективе. Помимо семьи, все большее значение для ребенка начинают приобретать отношения со сверстниками. Тревожность становится основой для развития новых страхов. Дети боятся оказаться «лишними» в детском коллективе, стать «не таким, как все». Тревожность в школе может проявиться проблемами в учебе, конфликтами с одноклассниками и педагогами. Параллельно с этим, ухудшается общее самочувствие, появляется усталость, слабость, различные болезненные ощущения. При этом, новые тревоги наслаиваются на старые.
  • 1217 лет. Тревожность у подростков проявляется в изменении эмоционального фона и поведения. Подросток становится замкнутым, плаксивым или излишне самоуверенным, агрессивным. Причинами проблем могут являться конфликты с учителями, неприязненные отношения со стороны ровесников. Зачастую дети начинают отдаляться от родителей, пытаясь скрывать свои чувства. В дальнейшем, это может привести к появлению различных комплексов, депрессии и даже попыткам суицида. Любые резкие перемены в жизни подростка – переход в новую школу, ухудшение материального положения в семье могут повышать уровень тревоги.

Виды тревожных расстройств у детей и подростков

  1. Генерализованное тревожное расстройство – состояние, при котором тревога не связанна с конкретной ситуацией и объектом. Тревога может сопровождаться общим напряжением, дрожью в теле, учащенным сердцебиением, головокружением, потливостью. Находясь в таком состоянии, ребенок стремится найти поддержку у родителей и других близких людей. Проявляет избегающее поведение, опасаясь неожиданных событий, сложных ситуаций, боится допустить ошибку. Как бы «оберегая» себя, перепроверяет важные дела, составляет списки, подолгу обдумывает события. Часто ребенок сосредоточен на предмете своего беспокойства.
  2. Панические атаки – состояния, характеризующиеся спонтанным возникновением паники, не имеющей связи с конкретной причиной. Паническая атака сопровождается приступом сильного страха, который продолжается в течение нескольких минут. При приступе возникают субъективные симптомы: чувство нехватки воздуха, дискомфорт и боль в груди, дрожь, головокружение, потливость, иногда страх смерти. В течение длительного времени после окончания приступа сохраняется тревога по поводу развития повторных приступов.
  3. Социальные фобии сопровождаются страхом ситуаций, связанных с социальными контактами и поведением в обществе. Ребенку может казаться, что он сделает «что-то не так», чем вызовет насмешки, негатив со стороны окружающими. Дети боятся ситуаций, в которых они оказываются в центре внимания: сдача экзаменов, ответы на уроках перед классом, общение с учителями и старшими, новые знакомства. В ряде случаев страхи касаются только публичных выступлений. Иногда ребенок избегает более широкого круга ситуаций.
  4. Специфические фобии. Фобия – неконтролируемый страх или тревога перед конкретной ситуацией и объектом. Различают огромное количество различных фобий, ограниченных определенными действиями, ситуациям или объектами. Наиболее часто встречаются фобии, связанные с различными видами животных, объектами окружающей среды, медицинскими манипуляциями. Например, дети отказываются от прогулок, экскурсий на природу, боясь встречи с животными, насекомыми.
  5. Селективный мутизм – состояние, при котором ребенок не отвечает на вопросы и никак не дает понять (жестами, мимикой), что готов вступить во взаимодействие. Состояние возникает при поступлении ребенка в детский сад, при подготовке к школе. При этом, у малыша не нарушена способность понимать обращенную речь и разговаривать. Он осознанно отказывается от любого вида речевого общения в неприятных для себя ситуациях! Обратите внимание, что он действительно не в состоянии это делать. Впоследствии ребенок старается избегать ситуаций, провоцирующих селективный мутизм.
  6. Сепарационная тревога – расстройство, при котором дети переживают тревогу из-за расставания с родителями или другими людьми, к которым есть сильная привязанность. У ребенка снижается настроение, он становится замкнутым, пассивным. Не может находиться в одиночестве, просит, чтобы кто-то из родителей и близких постоянно был рядом. Как правило, сепарационная тревога проходит по мере взросления, когда ребенок начинает посещать школу. В некоторых случаях тревога сохраняется более продолжительное время – в начальной школе и позже. Дети начинают испытывать тревогу даже дома, отказываются ходить в школу, стремятся проводить время рядом с родителями.

Диагностика и лечение

Если вы заметили признаки и симптомы тревожных расстройств у ребенка, следует обратиться за квалифицированной помощью к детскому врачу-психиатру. Врач проведет полное обследование, при необходимости направит к психологу для проведения специальных диагностических тестов.

Лечение тревожных расстройств у детей основывается на комплексном подходе, которое включает в себя назначение медикаментозных препаратов и различных видов психотерапии.

Новиков Александр, детский врач-психиатр Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ

Источник

Оцените статью