- Тренировки по распознаванию эмоций
- 11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции
- Зачем нужен эмоциональный интеллект
- Как понять, что эмоциональный интеллект хромает
- Упражнения для распознавания эмоций
- «Зеркало»
- «Найти и запомнить»
- «Раздражители»
- Упражнения для эмоциональной устойчивости
- «Назойливая муха»
- «Дышать правильно»
- Просто читайте книги
- Упражнения для тренировки эмоций
- «Аверс и реверс»
- «Разобрать по косточкам»
- Упражнения на развитие эмпатии
- «Эмоции исторических персонажей»
- «Эмпатия и злость»
- «Дневник эмоций»
- Практическое занятие «Распознавание эмоций и чувств»
- Идентификация эмоций и чувств
- Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».
- Упражнение 2. Подбери эмоцию.
- Тестовое задание. Тест на распознавание выражений лица (Пол Экман)
- Тестовое задание. Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»
- Обсуждение.
- Комментарий. Научившись оперативно выявлять свои эмоциональные состояния, вам станет легче ими управлять.
- Упражнение 3. Оценка чувств.
- Обсуждение.
- Упражнение 4. «Дневник эмоций»
- Обсуждение
- Домашнее задание.
- Обсуждение.
- Обратная связь пройденного занятия.
- Анкета
Тренировки по распознаванию эмоций
Леонид Викторович запись закреплена
Программы для тренировки распознавания микровыражений.
Micro Expression Training Tool (METT)
METT — программа, разработанная американским ученым-психологом Полом Экманом , занимающимся изучением микровыражений лица. С помощью этой программы, вы сможете лучше признавать скрытые признаки всех семи универсально выраженных эмоций: гнев, страх, отвращение, презрение, удивление, печаль, и счастье.
Программа запускается через Daemon Tools
Subtle Expression Training Tool [SETT]
Программа помогает обучиться, как читать лица, с подробным разбором возможных движений мышц, комбинаций движений и тренировки распознавания разных комбинаций на разной скорости и с разной степенью проявления (вплоть до едва заметных и очень быстрых). Subtle Expression Training Tool (SETT) создана научным консультантом нового сериала «Теория лжи» Полом Экманом с коллегами для обучения работников полиции, спецслужб, таможенников, психологов, CG аниматоров умению различать микро-движения лица (видеть ложь и прочие проявления эмоций)
Программа запускается через Daemon Tools
Делайте репост ( делитесь пользой с другими)
В архиве SETT 2 файла: DTools. и папка SETT. DTools — это Daemon Tools — программа для создания виртуальных дисков, а в папке SETT находится собственно сам виртуальный диск.
Распаковываем архив.SETT
Если у вас на компьютере еще не установлен Daemon Tools, то нажимаем файл DTools.exe, программа установится, на рабочем столе появится ярлык «DAEMON Tools Lite». После установки перезагружаем компьютер.
Показать полностью.
В трее у вас появится значок с синей молнией. Нажимаем на него правой кнопкой мыши, выбираем «Виртуальные приводы» -> Привод 0: [Какая-то буква Нет данных -> Монтировать образ. Находим папку SETT, выбираем файл SETT.CCD. Всё, виртуальный диск загружен в виртуальный cd-rom.
Должна произойти автозагрузка диска, если не произошла, зайдите в «Мой компьютер -> SETT_CD (Какая-то буква): -> Нажмите файл SETT-Program-Player.exe. Должна открыться сама программа. Если появилась какая-нибудь (не знаю какая, у меня всё работает) ошибка, обратитесь к системному администратору.
Перед вам текст и ниже 3 кнопки: Introduction (Введение); Get Acquainted (Знакомство); Practice (Практика). Введение вам уже представлено, то, что там написано, будет кратко, но более понятно описано ниже.
Кнопка Get Acquainted (Знакомство). Это знакомство с эмоциями. Т.к. программа на английском языке, то некоторым (или многим) придется чуток напрячься и выучить 7 английских слов (ибо надо!):
Sad — Печаль;
Angry — Гнев;
Surprise — Удивление;
Fear — Страх;
Disgust — Отвращение;
Contempt — Презрение;
Happy — Радость.
Слева написана инструкция как работать с разделом «Знакомство»:
— Выберите эмоцию справа (см. пункт выше).
— Нажмите цифру 1-9 на клавиатуре, чтобы увидеть выражение при разной скорости показа (1 — самая быстрая, 9 — самая медленная).
— Нажми «Next», чтобы перейти к следующему выражению в группе.
— Нажми и удерживай «?», чтобы увидеть описание выражения и «заморозить» его.
После каждого выражения, т.е. после нажатия кнопки «Next», нужно нажимать цифру «скорости», т.е. здесь цифра активирует показ выражения.
Ознакомились со всеми эмоциями, значит, переходите к разделу Practice (Практика). Здесь у нас похожая картина, как и в «Знакомстве» + справа вверху надпись Score, и под ней цифры от 1 до 5, это ваша оценка за тест. Ниже зеленая и красная лампочка. Если ответ правильный, загорится зеленая лампочка, можете переходить к следующему выражению, нажав кнопку «Next», если ваш ответ будет неправильный, то у вас будет еще одна попытка выбрать правильный ответ. Довольно добрая система. Специально для новичков. Перед нажатием кнопки «Start», выберите скорость, нажав на цифру, скорость можно изменить и в процессе теста.
Проходите тест до тех пор, пока скорость не будет равна 1, и процент правильных ответов — 100.
Чтобы выйти — нажмите «Quit».
Чтобы убрать виртуальный диск из системы, нажмите «Виртуальные приводы» -> Привод 0: [Какая-то буква SETT_CD -> Размонтировать образ.
Источник
11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции
Об эмоциональном интеллекте в области образования говорят последние 30 лет. Эксперты школы предпринимательства и soft skills Startup Junior рассказывают, как определить свой уровень эмоционального интеллекта и прокачать его.
Зачем нужен эмоциональный интеллект
Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша. Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы. Дети, устоявшие перед соблазном, повзрослев, стали более успешными, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными трудностями.
Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.
Как понять, что эмоциональный интеллект хромает
Зачастую люди не знают о своих эмоциональных способностях или склонны переоценивать собственный эмоциональный интеллект. Разберёмся, какими навыками обладает человек с высоким эмоциональным интеллектом.
Он различает свои эмоции. Способность отслеживать чувства — ключ к пониманию себя. Люди, отличающие злость от тревоги, меньше сомневаются и быстрее действуют.
Он умеет контролировать эмоции. Способность успокоиться в нужный момент, унять тревогу и раздражение позволяют действовать эффективнее и быстрее приходить в норму после неудач.
Он мотивирует самого себя. Чтобы сосредоточиться на учёбе или рабочей задаче, нужно привести эмоции в порядок. Проще смотреть YouTube, чем делать уроки, и проще съесть зефир сразу, чем мучительно ждать. Но искусство контроля делает продуктивными.
Он распознаёт эмоции других людей. Это качество также называют эмпатией.
Он поддерживает взаимоотношения. Здесь дело по большей части заключается в правильном обращении с чужими эмоциями.
Вот признаки, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта:
- поддаётесь стрессу,
- не можете распознать свои эмоции,
- легко обижаетесь,
- долго переживаете из-за ошибок,
- подавляете негативные эмоции,
- склонны обвинять других людей,
- испытываете трудности с установлением личных границ,
- агрессивны в общении с людьми,
- чувствуете себя непонятым.
Упражнения для распознавания эмоций
«Зеркало»
- Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.
- Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.
- Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.
- Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»
- Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.
Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.
«Найти и запомнить»
- В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле.
- На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние.
- По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение.
«Раздражители»
Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей.
Упражнения для эмоциональной устойчивости
Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.
«Назойливая муха»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.
«Дышать правильно»
Сядьте на стул боком к спинке, выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте. Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Глубокий вдох и продолжительный выдох повторите несколько раз. Упражнение позволяет стабилизировать эмоциональное состояние.
Просто читайте книги
Идентифицируя себя с героями художественного произведения и их переживаниями, мы достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать эмоции, понять их причины.
Упражнения для тренировки эмоций
«Аверс и реверс»
Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.
«Разобрать по косточкам»
Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:
- Как я испытываю злость (другую эмоцию)?
- Почему я испытываю злость?
- Когда я уже испытывал злость?
- Как часто я злюсь?
- Чем злость мне помогает?
- Чем и где злость мешает?
Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.
Упражнения на развитие эмпатии
«Эмоции исторических персонажей»
Вспомните пять исторических персонажей. Затем представьте эмоции, которые человек испытывал во время разных событий своей жизни. Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади, и чувствовал печаль оттого, что у него не было семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными, и беспомощность, потому что ничего не мог с этим поделать.
«Эмпатия и злость»
Упражнение поможет справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Вспомните ситуацию, когда вы очень злились на кого-то, а затем создайте эмпатическое утверждение. Например:
Раздражённый человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»
Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня».
«Дневник эмоций»
Записывайте каждую эмоцию, которую испытываете в течение дня, степень её проявления и причину. Например, эмоция — злость, степень — 7 из 10, причины — тройка по математике. На следующем этапе важно понять, как эмоция проявляется в теле. Возможно, рядом со злостью вы напишете «пересыхает во рту, чувствую ком в горле, звенит в голове». Опишите, какими были руки, ноги в этот момент, ощущались ли тяжесть или напряжение.
Источник
Практическое занятие «Распознавание эмоций и чувств»
Умеете ли вы распознавать свои эмоции?
А ведь умения распознавать свои эмоциональные состояния, напрямую связана с регуляцией этих состояний. А умения распознавать эмоциональные состояния своего партнера, да и людей в целом, к более эффективным взаимоотношениям.
Хотите проверить прямо сейчас, провести маленькое исследование?
Назовите те эмоции, которые вы испытываете прямо сейчас, возможно не одну. Да, так бывает, мы можем испытывать несколько эмоций одновременно, например, радость, интерес и удивление.
Сложно! Да уж, не просто, но этому можно и нужно учиться, так сказать развивать эмоциональный интеллект.
Практическое занятие «Распознавание эмоций и чувств», дает возможность сделать шаг к развитию этого навыка.
Цель. Научиться определять свои эмоциональные состояния.
Мини — лекция. Идентификация эмоций и чувств
Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».
Упражнение 2. Таблица эмоций.
Упражнение 3. Оценка чувств.
Домашнее задание.
Процедура: Обратная связь (анкета).
Идентификация эмоций и чувств
Эмоции гарантировали выживание нашего вида. Они дают целостную оценку ситуации и ее развития.
Уметь опознавать (читать) свои эмоции, это шаг к познанию себя и своих потребностей.
Эмоции, «сигнализаторы» потребностей.
Идентификация эмоций и чувств — это способность распознавания, принятия и проявления своих эмоций и чувств. Формируется он в раннем детстве.
Эмоциональная идентификация — способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций, а также отвечает за достоверное выражение эмоций.
Эмоциональная идентификация — способность понимать эмоции, связи между эмоциями, причины возникновения той или иной эмоции, переходы от одной эмоции к другой, анализ эмоций, способность интерпретировать и классифицировать эмоции.
Для осознания своих эмоций, вам надо взять в привычку, постоянно задавать себе вопрос «Что я сейчас чувствую?»
Этим вопросом вы направите своё внимание на ваши эмоциональные состояния. Тем самым разовьёте способность сразу оценивать его (идентифицировать). А значит опознавать и управлять им.
Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».
Цель. Научиться понимать, осознавать эмоциональные состояния.
Инструкция. Внимательно просмотрите таблицу эмоций и допишите в нее недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные. Можно воспользоваться таблицей эмоций. В конце занятия см.приложение 1.
Комментарий. Процесс выполнения упражнения позволит вам лучше разобраться в эмоциональном мире. А значит, не только лучше понимать чужие эмоции, но и чувствовать собственные.
№ | Эмоции, чувства | = | Эмоции, чувства, состояния | Свой вариант |
1 | Гнев + Предвкушение | = | Запал | |
2 | Предвкушение + Радость | = | Оптимизм | |
3 | Отвращение + Гнев | = | Негодование | |
4 | Страх + Удивление | = | Смятение | |
5 | Радость + Доверие | = | Любовь | |
6 | Печаль + Отвращение | = | Презрение | |
7 | Удивление + Печаль | = | Досада | |
8 | Доверие + Страх | = | Покорность | |
9 | Гнев + Радость | = | Триумф | |
10 | Предвкушение + Доверие | = | Надежда | |
11 | Отвращение + Предвкушение | = | Цинизм | |
12 | Страх + Печаль | = | Отчаяние | |
13 | Радость + Страх | = | Риск | |
14 | Печаль + Гнев | = | Зависть | |
15 | Удивление + Отвращение | = | Шок | |
16 | Доверие + Удивление | = | Любопытство | |
17 | Гнев + Доверие | = | Доминирование | |
18 | Предвкушение + Страх | = | Тревога | |
19 | Отвращение + Радость | = | Нездоровая тяга | |
20 | Страх + Отвращение | = | Вина | |
21 | Удивление + Гнев | = | Возмущение | |
22 | Доверие + Печаль | = | Сочувствие | |
23 | Радость + Удивление | = | Восторг | |
24 | Печаль + Предвкушение | = | Пессимизм | |
25 | Эмоциональный ноль | = | Покой |
Обсуждение.
Упражнение 2. Подбери эмоцию.
Цель. Научиться понимать, осознавать эмоциональные состояния.
Инструкция. В таблице внесены чувства и эмоции. Ваша задача записать в пустую строку ту эмоцию или чувство, которое на ваш взгляд получится из соединения двух эмоций.
Примерные ответы см. в приложение 2., в конце занятия.
Бланки таблицы эмоций.
Радость
Страх
+
=
Печаль
+
Гнев
=
Доверие
Отвращение
=
Удивление
=
Обсуждение.
Тестовое задание. Тест на распознавание выражений лица (Пол Экман)
Цель. Научиться определять эмоциональные состояния по выражению лица.
Оборудование. Карточки с различными выражениями лиц.
Инструкция. По предъявленным карточкам определить эмоцию.
Комментарий. К ответам не переходите, пока не выполните задания.
Обсуждение.
Тестовое задание. Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»
Цель. Научиться выявлять эмоциональные состояния «здесь и сейчас».
- Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует вашему состоянию в данный момент, и отметьте в таблице (+).
2. На протяжении недели, не менее двух раз в день, делайте измерения вашего эмоционального состояния. Делайте записи своих измерений. В конце недели посчитайте, в каких состояниях вы чаще всего находились и на какой интенсивности градуса.
Комментарий. При измерении эмоциональных состояний, записуйте и свои мысли.
36
37
Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов — средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов — высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов — очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.
Обсуждение.
Комментарий. Научившись оперативно выявлять свои эмоциональные состояния, вам станет легче ими управлять.
Упражнение 3. Оценка чувств.
Цель. Научиться определять интенсивность эмоциональных состояний.
Комментарий. Письменное задание позволит вам потренироваться в оценке силы своих чувств.
Инструкция. Запишите в свободной строке ситуацию и чувства. В отношении каждой ситуации оцените названные вами эмоции и чувства по представленной шкале.
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Вообще отсутствует | Незначительно | Умеренно | Сильно | Очень сильно |
Задание на оценку чувств.
1. Ситуация: | |||||||||||
Эмоции, чувство: | |||||||||||
Баллы | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
2. Ситуация: | |||||||||||
Эмоции, чувство: | |||||||||||
Баллы | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
3. Ситуация: | |||||||||||
Эмоции, чувство: | |||||||||||
Баллы | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Обсуждение.
Вопросы
Ответы
Комментарий.
Сильные чувства сигнализируют о том, что в вашей жизни происходят нечто важное.
Упражнение 4. «Дневник эмоций»
Цель. Научиться различать эмоции. Определять связь эмоций с телом.
Комментарий. Люди, чаще всего испытывают сложности с пониманием своих эмоций. Дневник эмоций, как техника, даёт возможность опознавать, определять свои эмоции. Также определять связь эмоций с телом.
- Опишите ситуацию в таблице.
- В столбце «эмоции», запишите эмоции, которые связаны с описанной ситуацией. Подробно опишите все внутренние переживания, а не мысли и желания.
- Прислушайтесь к телесным ощущениям, которые возникают при воспоминании ситуации и эмоционального состояния. Опишите их.
Для выполнения задания, перейдите по ссылке.
Ситуация может быть как приятная, так и нет, как с интенсивными эмоциями, так и ничем не примечательными повседневными.
Отслеживайте свое внутреннее состояние.
Описывайте переживания, а не мысли.
Описывайте все телесные ощущения, которые вы испытывали в момент произошедшей ситуации.
Обсуждение
Домашнее задание.
Задание 1.
Для выполнения задания, перейдите по ссылке.
Цель: развитие навыков самоанализа: понимание доминирующих и наиболее значимых эмоциональных переживаний. Выработать навык в оценке силы своих чувств.
Задание 1. В течении недели проанализируйте, какие эмоции и чувства вы испытывали чаще других, а какие реже, при этом оцените их силу в баллах.
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Вообще отсутствует | Незначительно | Умеренно | Сильно | Очень сильно |
Эмоции в баллах
В учебном заведении. На работе.
В новой компании
В других местах. (Где?)
Цель. Научиться различать эмоции. Определять связь эмоций с телом.
Инструкция. В течении недели ведите запись ваших эмоциональных состояний и связанные с ними телесные ощущения.
Обсуждение.
Обратная связь пройденного занятия.
Обратную связь можно провести в виде заполнения анкеты или обсудить по кругу, если это групповые занятия или самоанализ если занятие проходим самостоятельно.
Анкета
- Во время занятия я понял, что …
- Самым полезным для меня было …
- Своими основными ошибками на занятии я считаю …
- Мне не понравилось…
- На следующем занятии я хотел бы …
- На месте ведущего я (в случае групповых занятий)…
Для более глубокого понимания, что с вами происходит и что с этим делать, вы можете получить бесплатную диагностическую консультацию психолога. Для этого перейдите по ссылке «Записаться на бесплатную консультацию»
Для того, чтобы научиться определять и регулировать свои эмоциональные состояния, необходимо понять их устройства и способы их регуляции. А ещё важно, уметь определять источники влияющие на ваши состояния.
Если вы желаете иметь адекватную, стабильную, позитивную самооценку и научиться управлять своими эмоциональными состояниями, то можете ознакомиться с такими курсами как: курс «Поверь в себя, свои способности. Открой призвание«, курс «Эмоции и Я», курс «Управляй мышлением. Позитивное мышление», курс «Мотивация достижений», курс «Как общаться эффективно».
Для познания психологических знаний в области личностного развития и освоения различных методик, упражнений и техник, вы можете получить их, перейдя по ссылке «Вебинары» и выбрать участие в заинтересовавшим вас вебинаре.
Приложение 1. К упражнению 1.
Таблица чувств и эмоций человека
Источник