- 6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей
- Техники развития EQ для взрослых и детей
- 1. Коробочка эмоций
- 2. Язык эмоций
- 3. Что я чувствую сегодня
- Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка
- Развитие эмоционального интеллекта у детей: игры и упражнения
- Что такое эмоциональный интеллект
- Зачем развивать эмоциональный интеллект
- Признаки низкого эмоционального интеллекта
- Особенности эмоционального интеллекта в разных возрастах
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Школьный возраст
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста
- Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей
- Игры с эмоциональными пиктограммами
- Игра «Что я чувствую сегодня»
- Кукольный театр
- Игры с мячом
- Игра «Угадай эмоцию по голосу»
- Вывод
6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей
Способность правильно распознавать свои эмоции и управлять ими — залог и профессионального успеха, и счастливой жизни. Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект, и начинать нужно с раннего возраста. Предлагаем 6 упражнений, которые будут полезны для вашего ребенка — и для вас.
Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.
Emotional intelligence, EQ — основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.
Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.
Эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие, уверенность в своих силах и спокойствие
Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе.
А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.
Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.
Техники развития EQ для взрослых и детей
Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример — это умение быть счастливым.
1. Коробочка эмоций
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:
- Зрение — счастливая улыбка ребенка;
- Слух — шум морской волны;
- Вкус — сладкая клубника;
- Обоняние — ароматы леса после дождя;
- Осязание — объятия любимого человека.
2. Язык эмоций
Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую. потому что. и я хотела бы. ».
На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».
3. Что я чувствую сегодня
Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда. ». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.
Источник
Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка
Психологи уже давно заметили, что результаты традиционных тестов на интеллект неспособны предсказать на сколько успешен будет человек в карьере и в жизни.
Проводя исследования, ученые выяснили, что успешные люди умеют эффективно взаимодействовать с людьми и именно эти навыки имеют приоритетное значение.
Термин «эмоциональный интеллект» был введен в 1990 году Д. Майером и П. Саловеем. С тех пор проведено множество исследований, которые подтвердили, что неинтеллектуальные способности являются приоритетными для адаптации и успеха.
Что же такое эмоциональный интеллект? Из чего он складывается?
Складывается он из двух блоков способностей:
1 — Способность понимать свои и чужие эмоции. Вслед за этим пониманием развивается способность ориентироваться в более сложных вещах — чувствах, потребностях, мотивах.
2 — Способность управлять эмоциями и поведением. Из этих умений, уже самих по себе непростых, вырастает способность к целеполаганию.
Надеюсь, вы поняли, что развивать эмоциональный интеллект у ребёнка так же важно, как и когнитивный.
Развивать эмоциональный интеллект более важно, чем развивать когнитивные способности.
К сожалению, родители больше озабочены «подготовкой детей к школе». Они с рвением учат с детьми буквы, тренируют навыки счёта и логику. Многие мамы, папы и бабушки совершенно не уделяют внимания развитию у своих чад эмоционального интеллекта.
Как же развивать эмоциональный интеллект у детей?
В каждом возрасте по-разному.
Младенца, которому нет ещё и годика, достаточно просто любить. Берите малыша на руки, обнимайте его, улыбайтесь ему. Вместе с ним «угукайте» и гулите. Пойте ему самые простые песенки, вовремя кормите и меняйте мокрые штанишки на сухие.
Когда ребёнок подрос — важно, чтобы взрослый комментировал его действия, описывал его эмоции, проговаривал в слух его потребности и желания. Помните, что способность осознавать свои чувства и потребности не является врождённой. Новорождённый не умеет различать даже свои собственные ощущения. Они для него не разделяются и не отличаются друг от друга.
Взаимодействуя с ребёнком и описывая его действия и состояние, взрослый учит малыша распознавать ощущения, а позже — эмоции, чувства и потребности. «Ты замёрз, поэтому расплакался. Сейчас я тебя одену потеплее». Разговаривая таким образом, родитель помогает малышу установить связь между своим состоянием и словом, его обозначающим. «Ты устал, вот и раскапризничался. Давай-ка, ложиться спать».
Не забывайте говорить с сыном или дочкой и о своих чувствах, потребностях и желаниях, а так же о чувствах и потребностях других людей. Помните, что у ребёнка до 3-х лет мышление конкретное, поэтому разговоры должны быть в контексте происходящих в данный момент событий.
— Я вижу, что ты расстроился, ты расстроился потому что. ты, наверное, хочешь.
— Я рада, что ты поделился со мной конфетой.
— Ты забрал у мальчика машинку и ему обидно. Видишь он плачет. Мне его жалко. Это его машинка, надо вернуть или дать ему свою игрушку. Он не хочет твою игрушку, он хочет свою машинку, придётся отдать.
— Папа сегодня грустный, надо его порадовать, давай заварим для него вкусный чай.
Следующая важная задача — научить ребёнка управлять своими эмоциями и поведением. Понятно, что ни трёхлетка, ни, тем более ребёнок помладше, не может и, при всех наших стараниях, не сможет управлять своими эмоциями. Он немного продвинется в этом направлении, если мы создадим нужные условия.
Что это за условия?
Прежде всего, важно обеспечить необходимость сдерживать свои эмоции и потребности.
Повторюсь, не просто говорить: «Надо сдерживать свои эмоции!», а обеспечить необходимость.
В фундаменте способности управлять своим поведением лежит способность управлять своими телом.
Поэтому, не злоупотребляйте памперсами. Пусть организм, соотнося собственное действие с неприятным результатом («сыро и неприятно»), находит способ контролировать свои физиологические потребности. «Тепло и сухо», «Я могу играть не отвлекаясь и спать не просыпаясь всю ночь» — это как раз то, что будет тормозить формирования способности к самоконтролю.
Уже 1,5-2 годовалый малыш не должен получать всё и сразу. Он вполне может подождать 3-5 минут пока мама погладит бельё, а потом будет с ним играть; возьмёт его на ручки когда они дойдут вон до того дерева, мама ведь тоже устала; получит эту игрушку, когда вот эти кубики будут сложены в коробку (если кубиков много, конечно придётся оказать помощь).
Естественной реакцией ребёнка на такие ситуации может быть плач. Не гневайтесь на него за это, но и не идите на поводу его сиюминутных потребностей.
Не забывайте хвалить: «Спасибо, что подождал, пока я допила чай. Теперь я могу с тобой поиграть», «Молодец, что потерпел, теперь ты можешь . », «Тебе было трудно ждать, так трудно, что ты даже плакал и ты все равно ждал! Молодец!». Чем старше ребёнок, тем таких ситуаций должно быть больше. Не стоит их придумывать специально, жизнь ими полна и так. Просто позволяйте им случаться.
Одних родителей заносит в одну сторону и жизнь их детей становится сплошное «нельзя», «потом», «ты не видишь, я занята». Ребёнок растет с чувством собственной ненужности родителям и миру в целом.
У других — перекос в противоположную сторону — «хочу» их ребёнка не встречает никаких ограничений. В этом случае, у детей способность мозга к торможению не тренируется, а значит не развивается способность управлять своими эмоциями, потребностями и поведением. У них и не формируется способность смотреть на ситуацию с точки зрения других людей, с точки зрения её развития во времени, что делает их картину мира беднее, а адаптационные способности крайне слабыми.
Ищите золотую середину. Не стремитесь быть «идеальным» родителем, который живёт только интересами ребёнка. У мамы, которая положила на алтарь «любви к ребёнку» свои собственные интересы и потребности, а вместе с ними интересы и потребности других близких людей, ребёнок учится идти на поводу только своих собственных желаний и чувств. В этом случае мальчики и девочки не умеют, выбирать свои действия, принимая в расчет реакцию других людей.
Эти навыки является основой коммуникативных способностей: умения убеждать, умения договариваться, умения вести за собой людей и т. д. Без них невозможно добиться успеха, да и просто комфортно жить.
Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте , Одноклассники , Facebook.
Другие статьи этого же автора:
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).
Источник
Развитие эмоционального интеллекта у детей: игры и упражнения
На сегодняшний день большинство родителей стремится развивать своё чадо со всех сторон. Этому способствует огромное количество кружков и «развивашек» с самого раннего возраста. Однако, стремясь как можно раньше отдать ребёнка на обучение чтению или иностранному языку, взрослые оставляют без внимания один важный нюанс.
Ранний и дошкольный возраст – основа не только для закладывания знаний и умений, но и становление эмоционально развитой эмпатичной личности, способной понимать свои мысли и эмоции. В этой статье мы объясним, почему так важно развивать эмоциональный интеллект ребёнка и как это сделать правильно.
Содержание статьи:
Что такое эмоциональный интеллект
Данное понятие появилось сравнительно недавно, в 1990 году, и означает способность человека распознавать и выражать свои собственные эмоции и чувства, а также понимать эмоции других людей.
Основоположники данного понятия – Питер Сэловей и Джон Майер – в своей модели эмоционального интеллекта выделяют 4 компонента:
- восприятие, оценка и выражение эмоций: способность понимать свои эмоции и других, определять потребности, исходящие от эмоций и различать подлинные и ложные эмоции;
- использование эмоций в мышлении и деятельности: возможность применения эмоций для решения неординарных задач;
- понимание эмоций: интерпретация причины тех или иных эмоций, способность к пониманию комплекса чувств или противоречивых эмоций, например, любовь и ненависть;
- осознанное управление эмоциями: способность принимать все чувства от отрицательных до положительных, контролировать эмоции и сознательно использовать их, в зависимости от ситуации.
Иначе говоря, ребёнок сначала научается понимать свои эмоции, но основе этого вырабатывается понимание чувств других людей и в дальнейшем это умение способствует выстраиванию положительных отношений с другими людьми.
Зачем развивать эмоциональный интеллект
Дети очень эмоциональны от природы и имеют целую гамму чувств. Однако научиться управлять ими – задача не из лёгких. Почему так важно научить ребёнка понимать, что он чувствует в различных ситуациях?
- Во-первых, когда ребёнок знает, почему у него возникает определённая эмоция, ему становится легче управлять ей и регулировать в целом своё поведение.
- Во-вторых, понимая себя, ребёнок учится понимать других. Это важная составляющая для вхождения в общество детей и взрослых. Ребёнок овладевает таким важным качеством, как эмпатия – способностью сопереживать другим людям.
Понимая чувства окружающих людей, ребёнок становится ответственным за свои действия, прогнозирует возможные последствия.
Признаки низкого эмоционального интеллекта
Определить уровень эмоционального интеллекта возможно посредством различных методик. Основные признаки низкого эмоционального интеллекта следующие:
- неумение контролировать свои эмоции, а также определять их;
- неспособность сопереживать другим людям или радоваться за них;
- неспособность просить или принимать помощь и поддержку других людей;
- невозможность выстраивания близких отношений с другими людьми или выстраивание отношений без эмоциональной составляющей;
- неспособность понимать последствия своих эмоций для себя и других.
Особенности эмоционального интеллекта в разных возрастах
Рассмотрим, как развивается эмоциональный интеллект у детей по возрастам.
Ранний возраст
Ребёнок от рождения и до трёх лет максимально активно впитывает всю поступающую информацию. С самых первых месяцев жизни он реагирует на эмоции мамы и папы. Улыбается и смеётся в ответ или плачет, если слышит негативные интонации. По мере взросления учится считывать эмоции людей и применять эти знания для достижения своих целей.
Дошкольный возраст
В три года ребёнок впервые начинает отделять себя от мамы и папы и пытается стать самостоятельным. Это непростое для родителей время называется «кризисом трёх лет», или «Я – сам», и несёт в себе огромный потенциал для развития у ребёнка индивидуальности. Чаще всего именно в этом возрасте ребёнок будет отрицать даже те факты, которые нелогично отрицать. Специально надевать шорты на голову, а футболку на ноги и говорить, что так и должно быть.
Родители должны дать малышу возможность на своём опыте определить, как правильно и лучше поступить. Не стоит наказывать за строптивое поведение, лучше запаситесь терпением и дождитесь окончания первого серьёзного кризиса.
После его окончания ребёнок-дошкольник вступает в активную социальную среду. Теперь его окружают не только мама, папа, бабушка и дедушка, но и другие взрослые и дети. На протяжении всего дошкольного детства ребёнок приобретает коммуникативные навыки, учится понимать эмоциональный мир, что помогает ему выстраивать социальные связи и готовит к дальнейшим этапам жизни.
Школьный возраст
Обычно по достижению семи лет дети поступают в школу. На этом этапе ребёнка ждут не только новые знания, но и более строгие требования от взрослых, новые знакомства, которые всё больше отдаляют ребёнка от взрослого. Школьник выходит на новый уровень эмоционального интеллекта и становится способным более полно проявлять эмпатию.
Как развивать эмоциональный интеллект
Зарождение эмоционального интеллекта происходит непосредственно в семье, и способствуют этому, конечно же, родители. Этот процесс естественен, так как через общение с ребёнком, через проявление к нему чувств малыш учится понимать эмоции.
Взрослый должен объяснить ребёнку все многообразие эмоций и чувств, объяснить, что испытывать те или иные эмоции нормально, даже если это злость или страх. Важно не обесценивать эмоции ребёнка распространёнными фразами типа «мужчины не плачут». Так Вы поселите в душе ребёнка стыд за собственные ощущения, а это негативно скажется на развитии высокого уровня эмоционального интеллекта.
Когда малыш плачет, в первую очередь родители пытаются его как можно скорее успокоить быстрыми методами. Попробуйте объяснить ему, почему возникла такая эмоция. Например, «ты расстроился, потому что не хочешь идти домой с прогулки». Испытывая собственные эмоции, также рассказывайте ребёнку, какие они и почему возникли.
Проявление и понимание всех эмоций, вне зависимости от того, негативные ли они или положительные, очень важно для здоровой психики у ребёнка. Подавленные эмоции в детстве негативно отражаются на качестве жизни уже во взрослом возрасте. Поэтому взрослым так важно помогать ребёнку улучшать эти навыки.
Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста происходит поэтапно:
- Ребёнок начинает понимать свои чувства. На этом этапе родители вместе с ребёнком обсуждают эмоции, обращаясь к художественной литературе или мультфильмам, обсуждают чувства героев и свои собственные. Здесь также важно ежедневно интересоваться у ребёнка, какое у него настроение, какие он испытывал эмоции за день.
- Ребёнок начинает понимать чувства других. Этот этап даёт родителям возможность показать ребёнку, что мама или папа не всегда бывают в хорошем настроении и что это нормально. Здесь уже можно объяснить ребёнку, что Вы не хотите играть в догонялки, потому что сильно расстроились из-за проблем по работе и хотите спокойно посидеть с малышом. Родители продолжают обращаться к сказкам или мультфильмам, анализируя чувства героев. Понимая чувства другого, ребёнок развивает в себе эмпатию. Важно показывать на своём примере взаимоотношения с другими людьми, строить атмосферу взаимопонимания между родителями.
- Ребёнок учится управлять своими эмоциями. На этом этапе родители показывают, как можно выразить негативные чувства, не причиняя никому вреда, например, громко покричать и попрыгать, поколотить подушку и т.д. Важно также научить поднимать себе настроение подходящими для ребёнка способами. Выясните, что ребёнку больше всего нравится и от чего у него улучшается настроение.
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей
Самое приятное для каждого ребёнка занятие – игра. С помощью игр можно научить малыша понимать и принимать все чувства и эмоции, которые он испытывает. Мы подобрали небольшой список игр, которые нацелены на то, чтобы повысить эмоциональный интеллект у ребёнка.
Игры с эмоциональными пиктограммами
Для этой игры нужны специальные карточки с изображениями эмоций. Предложите ребёнку вытянуть любую карточку, лежащую картинкой вниз, и изобразить эмоцию, которая на ней нарисована так, чтобы другие участники игры смогли её отгадать.
Игра «Что я чувствую сегодня»
Для этой игры можно использовать те же карточки с эмоциями, что и в предыдущей. Каждый день предлагайте ребёнку взять картинку с той эмоцией, которую он сегодня ощущал, и попросите рассказать о ней.
Кукольный театр
Прекрасное занятие для закрепления любимых сказок, улучшения выразительности речи и развития эмоционального интеллекта через обыгрывание персонажей сказки.
Игры с мячом
Поиграйте с ребёнком в мяч, поочерёдно передавая его друг другу и называя эмоции и их причину. Например, «мне приятно, когда…», а дальше предлагайте свои варианты («меня хвалят», «ты мне улыбаешься» и т.д.). Предлагайте разные эмоции для закрепления у ребёнка всего спектра человеческих чувств.
Игра «Угадай эмоцию по голосу»
Выберите любые фразы и произносите их с разной интонацией, а ребёнку предложите угадать по голосу, что Вы чувствуете, затем поменяйтесь ролями. Для этой игры подойдут самые обычные фразы, например: «Я сегодня пойду в магазин», «На праздниках мы поедем в деревню».
Вывод
Уделяя внимание интеллектуальному и физическому развитию своего малыша, не забывайте про то, что счастливый человек – здоровый человек, который понимает себя и свои чувства. Родитель – самый важный источник развития ребёнка, но, к счастью, не единственный.
Сеть детских центров развития «Бэби-клуб» реализует программу развития эмоционального интеллекта у детей. Более 168 клубов с опытными профессионалами своего дела делают счастливыми родителей детей от 8 месяцев и до 7 лет. Запишитесь к нам на пробное занятие через форму на сайте, чтобы помочь своему ребёнку стать человеком с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и уверенной в себе частичкой общества.
Источник