Тренинговое занятие для подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы «Радуга эмоций»
Мария Галчунова
Тренинговое занятие для подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы «Радуга эмоций»
Чувства и эмоции играют важнейшую роль в процессе познания мира с самых первых дней жизни ребёнка. Каждое прожитое событие ребёнок подкрепляет особыми эмоциональными проявлениями. Посредством самовыражения в определённых ситуациях ребёнок получает новые знания об окружающем мире, изучает правила поведения людей внутри различных жизненных обстоятельств, формирует свой первый круг общения. Эмоции человека помогают ему оценить происходящее, дают возможность сделать выбор или обучиться чему-то новому, построить отношения с окружающими. Самые яркие впечатления в нашей жизни всегда будут сопровождаться огромным количеством эмоций, каждая из которых бережно сохранит самое ценное, что случилось в нашей жизни. Особое место внутри человека занимают его чувства. Мир человеческих чувств воистину огромен и колоритен. Именно благодаря чувствам мы помним о самых важных вещах, происходящих в жизни, привносим в свою жизнь радость, благополучие и умиротворение. Эмоции и чувства человека оказывают огромное влияние на его склонность к эмпатии. Эмпатия — способность человека сопереживать другим людям, умение мысленно поставить себя на место того, кто попал в затруднительное положение и поддерживать людей необходимыми словами или действиями. Склонность к эмпатии говорит о высоком уровне эмоционального интеллекта. Снижение уровня эмоционального интеллекта наблюдается у людей, страдающих расстройствами психики. Примерно 8-10% среди психических заболеваний, диагностированных в детском возрасте, занимают нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка. Нарушения данной сферы требуют непрерывной психолого-педагогической коррекции в детском возрасте. Подросткам с нарушениями эмоционально-волевой сферы предстоит сделать уверенный шаг во взрослую жизнь, где им придётся столкнуться с определёнными трудностями. Данное занятие направлено на развитие навыков и качеств, необходимых для повышения уровня социального взаимодействия подростков с данной группой нарушений психического здоровья.
Аудитория тренингового занятия: подростки 12-17 лет.
Количество участников: 5-15 человек.
-Развивать навыки общения и взаимодействия у подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы
-Повысить уровень самоконтроля у подростков с данным диагнозом
-Помочь подросткам в осознании совершаемых поступков.
-Научить подростков следовать определённым правилам жизни в обществе.
-Повысить работоспособность и обучаемость новым видам деятельности подростков.
-Отметить безусловную ценность чувств других людей.
Здравствуйте, ребята! (Педагог представляется). Как вы думаете, что значат для человека его чувства и эмоции? (Дети отвечают). Действительно, наши чувства и эмоции отражают нашу реакцию на события, происходящие вокруг нас. Мы радуемся, когда узнаём хорошие новости, расстраиваемся, когда у нас что-то не получается, тревожимся перед выполнением ответственных заданий. Но всегда ли наши эмоции бывают уместными? Например, когда мы слишком бурно реагируем на просьбу выполнить домашнюю работу или убрать в комнате? Когда мы разговариваем во время урока или ссоримся с кем-то из близких? Совсем скоро вы станете взрослыми, а жизнь самостоятельного человека требует постоянной ответственности за совершаемые поступки и за наши отношения с другими людьми. Сегодня мы попробуем понять, насколько важно поддерживать близких в трудные времена и сдерживать самих себя от совершения непредсказуемых поступков.
Ход занятия:
1) Игра “Головоломка” (Управление собственным поведением)
Американский режиссёр Пит Доктер в 2015 году выпустил мультипликационную работу “Головоломка”, где выделил пять основных эмоций человека: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Мультфильм завоевал любовь зрителей по всему миру. Одна из причин этому — превращение эмоций в самостоятельных персонажей, с которыми поклонники мультфильма ассоциируют своё поведение.
Цель: помочь подросткам понять, что они чувствуют, оказавшись в определённых ситуациях. Путём размышлений найти выход из затруднительного положения.
Задача: помочь детям подавить слишком бурные эмоциональные проявления, обучить навыкам самоконтроля.
Детям выдаётся по одному листу бумаги и пять фломастеров (или карандашей) разных цветов, каждый из которых обозначает определённую эмоцию — жёлтый (радость, синий (печаль) фиолетовый (страх, красный (гнев) и зелёный (брезгливость). Важно, чтобы каждый цвет был в единственном экземпляре. Так подростки научатся договариваться между собой. На листе бумаги определённым цветом пишется причина возникновения той или иной эмоции.
В эту субботу мы с друзьями идём в кино. (Жёлтый)
Я не понимаю, как решать задачи по математике. (Красный)
Я слишком эмоционален, поэтому у меня почти нет друзей. (Синий)
Мне страшно, когда я срываюсь на своих близких (Фиолетовый)
Я не помогаю маме мыть посуду, потому что мне не нравится запах моющего средства (Зелёный)
Упражнение станет ключом к успешной самореализации подростков, помогая преодолеть трудности, связанные с восприятием окружающего мира.
2) Игра “Я и моя тень” (Понимание собственных чувств)
Цель: снизить степень эмоциональных проявлений, препятствующих повседневной деятельности подростков
Задача: попробовать понять, почему человек испытывает то или иное чувство, (в особенности если оно необоснованное или навязчивое).
Инструкция: каждый ребёнок по очереди сообщает педагогу, какое ощущение тревожит его в наибольшей степени. Психолог, выполняя роль определённой эмоции “берёт у подростка интервью”.
Например: (страх высоты и перелётов)
-Привет! Я твой страх высоты! Совсем скоро твоя семья полетит в отпуск. Но ты не хочешь. Почему же ты так боишься летать?
-Очень много самолётов разбиваются. Я не хочу умереть.
-С чего ты взял, что именно ваш самолёт должен разбиться? По небу летают десятки тысяч самолётов. Современный воздушный транспорт оснащён инновационными технологиями, в рейсы пускают только профессиональных пилотов. Они очень долго учились, поэтому несут ответственность за каждого пассажира.
-А вдруг, мы всё-таки разобьёмся? Я ещё слишком мал, чтобы умереть.
-Сейчас в самолётах летают даже младенцы, которым нет ещё и года.
-Они просто ещё не понимают, что нужно бояться.
-Бояться совсем не нужно. Я расскажу тебе, что делать, чтобы побороть меня. Во-первых, нужно думать о хорошем. Например, о том, какие открытия ждут тебя в путешествии. Во-вторых, нужно найти занятие, которое поможет тебе отвлечься. Чтение книги, которую давно хотел прочитать. Или просмотр любимого фильма. Только не забудь перевести устройство в режим полёта.
-А вдруг я забуду это сделать?
-Ты можешь попросить кого-нибудь из старших напомнить об этом. Или можете перевести свои устройства в режим полёта ещё в аэропорту всей семьёй. Кроме того, о переводе электронных устройств в авиарежим напоминают объявления на борту.
-Спасибо, страх! Теперь я боюсь гораздо меньше!
-Пообещай следовать моим советам.
-Хорошо. Я обещаю.
Упражнение поможет подросткам выяснить причину возникшей эмоции, задать ей любые вопросы и побороть в результате диалога. Метод диалога с эмоцией особенно эффективен на сеансах семейной терапии.
3) Упражнение “Фестиваль творчества”. (Социальное взаимодействие)
Цель: научить подростков сотрудничать друг с другом, искать творческие пути решения проблем.
Задача: все присутствующие на занятии — участники фестиваля творчества. Сегодня — день парных конкурсных выступлений. Ребята разбиваются на пары, каждый из них вытягивает из шляпы название номера.Задача участников в паре объединить конкурсные номера:
1) Портретное искусство
3) Художественное чтение
4) Актёрское мастерство
6) Музыкальное искусство
7) Ораторское мастерство
8) Спортивные достижения
Упражнение научит подростков слаженной работе в коллективе. Поможет проявить творческие способности.
4) Упражнение “Вместе интереснее”! (Совместная деятельность)
Цель: научить подростков вступать в контакт с окружающими, перестать стесняться просить о помощи.
Задача: подростки разбиваются на пары (желательно поменять пары из предыдущего упражнения) и снова тянут из шляпы карточку с определённым действием:
1) Подбрасывание мяча на пледе
2) Построение башни из кубиков
3) Выполнение физического упражнения в паре
4) Решение сложной задачи
5) Научить друг друга чему-либо
6) Упасть человеку в руки (упражнение на доверие)
7) Водить друг друга по комнате с завязанными глазами (упражнение на доверие)
8) Переносить предметы из одного конца комнаты в другой, привязанными друг к другу
9) Ловить мячи при помощи корзины
10) Приготовить фруктовый салат.
Тренинговое задание научит подростков с нарушениями эмоционально — волевой сферы контролировать проявление чувств и эмоций, ответственно подходить к выполнению заданий, бережно относиться к родным и близким.
Дидактическое пособие «Путешествие в мир эмоций» направленное на развитие эмоциональной сферы детей Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.
Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.
Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Источник
Тренинговые занятия по развитию эмоциональной сферы учащихся младших классов
Цель — снятие эмоционального напряжения.
а) снятие утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов;
б) укрепление эмоциональной устойчивости, повышение настроения;
в) повышение готовности к деятельности.
1. Упражнение «Шалтай-Болтай» (цель — снятие напряжения)
— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем их еще раз: покажем их еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.
Свалился во сне.
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.
— Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы!
2. Упражнение «Релаксация» (цель — снять утомление, расслабление)
— Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза.
Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.
Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
(Упражнение повторить 2—3 раза).
«Игра с муравьем»
— Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох).Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.
(Упражнение повторить 2—3 раза).
3. Упражнение «Гимнастика» (цель — мобилизация готовности к деятельности)
— Посмотрели (головой) направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).
— Подняли плечи — сбросили (4 раза).
Кулачок. Потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.
Два кулачка. Потереть по часовой стрелке поясницу. Как следует. Хорошо.
— Похлопали в ладошки. Отлично. Молодцы!
4. Упражнение «Хорошее настроение» (цель — мобилизация после релаксации, снятие речевых зажимов)
— Построим 10-ти этажный дом!
(Дети берут воображаемые кирпичи поочередно и строят «голосом» дом.)
— 1-й этаж! — хор: низкая тональность голоса, «кладут кирпич».
— 2-й этаж! — хор: тональность голоса повышается, «кладут кирпич еще»,
— 10-й этаж! — хор: высокая тональность голоса, крик,
Здесь дети сильно оживляются и могут с криком вскочить: настроение завершенного дела!
5. Упражнение «Споем»
Мелодичное соединение АЕОУЫИЕ, АЕОУЫИ поется, как песня, но по задачам-действиям:
1) укорить, пристыдить другого,
2) удивиться другому,
3) попросить прощения.
— В заключение занятия давайте похлопаем в ладоши. Громче! Громче! Молодцы!
Цель — развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер.
а) развитие раскованности, произвольности;
б) снятие напряженности, страхов; снижение возбужденности детей.
в) развитие выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей.
1. Упражнение «Поссорились два петушка» (цель — развитие раскованности, самоконтроля.)
Процедура. Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами.
Замечание: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).
2. Упражнение «Иголка и нитка» (цель — развитие произвольности)
Процедура. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.
Замечание: если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.
3. Упражнение «Дракон кусает свой хвост» (цель — снятие напряженности, невротических состояний, страхов)
Процедура. Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать, «хвост», а тот уворачивается — от нее.
Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполнили все желающие.
4. Упражнение «Лисонька, где ты?» (цель — развитие произвольности.)
Процедура. Дети становятся полукругом, ведущий — в центра. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто — лиса? Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?». Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.
5. Упражнение «Слушай команду» (цель — развитие способности к сосредоточению)
Процедура. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду'(сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. д.).
Замечание: — Команда дается только на выполнение спокойных движений.
Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
6. Упражнение «Я не знал!» (цель — развитие эмоциональной сферы, развитие выразительных движений ребенка).
Процедура. Ведущий выбирает мальчика-незнайку. О чем его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «не знаю», «ничего не видел».
Выразительные движения: поднятие бровей, опущение уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.
7. Упражнение «Возьми и передай» (цель — развитие воображения.)
Процедура. Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Саша передает Свете «тяжелый чемодан», она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжелый.
8. Упражнение «Раздумье» (цель — укрепление способности к концентрации, успокоении.)
Процедура игры. Звучит спокойная музыка. Один из детей — «грибник» (пошел в лес по грибы), а другие — лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями и плутает, он заблудился. Затем, когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?»
Выразительные движения: ребенок стоит, руки скрещены на груди, смотрит перед собой (роль грибника должен сыграть каждый ребенок).
Вариант игр, направленных на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей начальных классов, предложен в книге «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под ред. М.Р. Битяновой.
Игра «Строим город»
Игра предназначена для учащихся первых классов. Цель игры — улучшение настроения, развитие сплоченности, сосредоточенности. Данная игра улучшает настроение участников, способствует развитию их эмоциональной сферы.
Для проведения этой игры понадобятся следующие материалы:
· набор красок для рисования на коже;
· пластилин ярких цветов (по коробке на ребенка);
· большой стол для размещения листа ватмана;
2. Обсуждение чувств и итогов совместной работы.
3. Размещение созданного города в кабинете.
Игра начинается с того, что первоклассников приглашают в тренинговый кабинет, где в разных местах на стенах зала приклеены листы бумаги основных «люшеровских» цветов.
1. Ведущий предлагает детям провести игру-разминку «Цвет и настроение». Ребятам надо выбрать цвет, соответствующий их настроению. После выбора каждый ребенок получает метку: на щеке ему рисуют кружок выбранного цвета (используется краска или грим, подходящий для детской кожи). Так, участники делятся на группы, по выбранным цветам.
После этого каждой группе дается задание: придумать название своей группе и групповое движение, которое отражало бы настроение всей группы.
Примечание: время обсуждения 5 минут. Взрослые (учителя, психолог) должны помочь детям в принятии решения.
Затем группы по очереди показывают свои движения. По просьбе ведущего предлагаемое движение повторяют все участники игры.
После завершения упражнения детям предлагается поменять группу, если они хотят этого, но обязательно надо было пояснить причину. У тех детей, которые сменили группу, на щеке рисуют второе цветное пятно. Группы придумывают, как они включают в себя новый цвет, название, общее движение.
2. Ведущий приглашает участников встать вокруг стола, на котором лежит ватман. Детям и педагогам предлагается создать пластилиновый город. На листе ватмана должны быть обведены контуры будущего города.
Каждый ребенок получает по коробке пластилина. На первом этапе создается «почва»: разогретый в руках материал размазывается по бумаге в несколько слоев, местами могут возникать «холмы и впадины».
Далее, ведущий просит каждого ребенка выбрать на территории города понравившееся ему место и положить на него ладошку. После этого ребята и педагоги на своих кусочках начинают «строительство»: каждый обустраивает свой кусочек города так, как нравится. В этот момент звучит стимулирующая музыка. После завершения этапа «индивидуального строительства» ведущий просит участников рассказать о том, что они построили.
3. Затем ведущий просит участников соединить отдельные кусочки в общий город. Детям нужно подумать, как это можно сделать. Можно «прокладывать дороги», «строить мосты», и т. д. После окончания «строительства» городу дается название. Построенный город можно отнести в класс для последующих игр с ним.
Игра «Рисуем настроение»
Игра предназначена для учащихся 2-4 классов.
· отрывки музыкальных произведений;
· листы бумаги A3 для каждого ребенка;
· восковые мелки или наборы цветных карандашей;
· стенды для размещения коллажа рисунков;
· фотоаппарат и фотопленка;
· свеча (для проведения обсуждения).
1. Разминка «Цвет, музыка, движение».
2. «Рисуем настроение».
3. Создание общего портрета.
4. Обсуждение игры.
Эта игра проводится в актовом зале. Дети и педагоги становятся в общий круг.
Разминка «Цвет, музыка, движение»
— Сейчас кто-то из участников (пусть в первый раз это будет взрослый) встанет в круг. Как только зазвучит музыка, участник в центре круга начнет совершать соответствующее музыке движение, а весь круг должен повторять за ним. После того как музыкальный фрагмент закончится, все должны подумать и сказать, какого цвета звучала музыка.
Звучит музыка, и учитель выполняет движения, дети повторяют за ним. После этого дети высказывают мнение о том, какого цвета звучала музыка. Затем выбирают следующего ведущего, и звучит второй музыкальный фрагмент. Все повторяется снова. Это упражнение (желательно закончить бодрой, живой музыкой) создает хороший настрой на дальнейшую работу.
Упражнение «Рисуем настроение»
Ведущие раздают детям наборы восковых мелков или цветных карандашей, большие листы бумаги (A3). Ребятам предлагается нарисовать свое настроение. Для выполнения этого задания ведущий предлагает каждому ребенку найти в зале удобное место и занять удобное положение: лежа, сидя. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, ведущий предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки. Так могут появиться «желтые», «синие» и другие рисунки. Получившийся коллаж, будет отражать настроение детей.
Далее ведущий просит сесть в круг, он зажигает свечу, и дети должны рассказать, что они хотели сказать своими рисунками и почему выбрали именно тот или иной цвет. (Особое внимание уделяется тем детям, которые оказываются в своей цветовой группе одинокими).
Источник