Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников. Часть 3.
Страницы: 1 2 3
Для контроля изменений состояния участников программы тренинга предусматривается тестирование через 3 и 12 месяцев, при необходимости — проведение повторного тренинга через год. Полученный положительный результат позволит расширить практику тренингов по этой проблеме.
С целью изучения эффективности разработанной нами программы, мы всех медработников разделили на 2 группы:
Контрольная группа – 20 медработников, с которыми не проводилась представленная выше программа.
Экспериментальная группа — 20 медработников, с которыми была проведена программа тренинга.
Занятия проходили в подготовленном помещении: хорошее санитарное состояние, был представлен необходимый для занятий материал.
На занятиях были применены визуализации «Сад моей души», «Белое облако», «Мудрец», которые позволили участникам расслабиться, создать внутреннюю гармонию.
На формирование позитивной самооценки были включены упражнения «Мои добрые дела», «Мои сильные стороны», «Контраргументы», «Молодец!», «Моя аффирмация», «Я глазами других».
Наибольшего результата добивается та группа, где каждый ее член раскрыт перед другими, не боится высказать свое мнение, необходимо сплочение группы. Для этого были использованы следующие упражнения «Знакомство», «Страховка», «Свободный микрофон», «Психологическая поддержка и обратная связь», «Зеркало», «Групповое рисование», «Гомеостат», «Переговоры взглядом», «Что общего», «Путанка».
На осознание своего места в профессиональной деятельности и формирование позитивного отношения к профессии были проведены упражнения «16 ассоциаций», Три рисунка «Я работаю медсестрой», «Обвинители и защитники», «Какой я на работе?», «Плюс-минус», «Я – дома, я – на работе».
На осознание свих эмоций и формирование навыков саморегуляции были направлены упражнения «Что я сейчас чувствую», «Эмоция», «Цвета эмоций», «Стратегии самопомощи», «Чувство», «Список эмоций», «Улыбка», «Эмоциональная регуляция».
В заключении тренинга мы обратили внимание участников на то, что люди стремятся изменять свою жизнь, делать ее лучше и интереснее. Но для того чтобы появилось что – то новое, его вначале нужно придумать.
В течение всех занятий поддерживался интерес участников. Все упражнения опирались на жизненный опыт, участвующих в тренинге.
Обратная связь приносила удовлетворение, медработники хорошо отвечали и выполняли практическую часть занятия.
Доброжелательная атмосфера, взаимоотношения в группе располагали к работе.
Участники были активны, работоспособны, шли на контакт, показали умение работать в группе, оценивать критически себя и коллег.
Смена видов деятельности способствовала поддержанию активности медработников и интереса к выполняемому заданию в течение всего занятия. Каждое выполненное задание обсуждалось всеми участниками и формулировался вывод.
С целью выявления значимого сдвига и положительной динамики изменений был применен критерий Вилкоксона.
Критерий позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.
Суть метода состоит в том, что сопоставляются абсолютные величины выраженности сдвигов в том или ином направлении. Для этого сначала все абсолютные величины сдвигов ранжируются, а потом суммируются ранги. Если сдвиги в ту или иную сторону происходят случайно, то и суммы их рангов окажутся примерно равны. Если же интенсивность сдвигов в одну сторону больше, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет значительно ниже, чем это могло бы быть при случайных изменениях.
Минимальное значение величины: , где n — объём второй выборки. Максимальное значение величины , где n — объём второй выборки, m — объём первой выборки.
Сначала мы провели с двумя группами методику Бойко.
Таблица 2. Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в контрольной группе
Фаза «Резистенция»
0,017
Симптомы | t-критерий Вилкоксона | р ≤… |
переживание психотравмирующих обстоятельств | 54 | 0,285 |
неудовлетворенность собой | 58 | 0,194 |
«загнанность в клетку» | 56 | 0,033 |
тревога и депрессия | 57 | 0,574 |
Фаза «Напряжение» | 61 | 0,122 |
Окончание таблицы 2 | ||
Симптомы | t-критерий Вилкоксона | р ≤… |
неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | 65 | 0,045 |
эмоционально-нравственная дезориентация | 57 | 0,787 |
расширение сферы экономии эмоций | 62 | 0,074 |
редукция профессиональных обязанностей | 70 | 0,050 |
эмоциональный дефицит | 67 | 0,031 |
эмоциональная отстраненность | 51 | 0,0005 |
личностная отстраненность | 54 | 0,163 |
психосоматические и психовегетативные нарушения | 67 | 0,105 |
Фаза «Истощение» | 50 | 0,003 |
Как видно из таблицы 2, результаты медработников контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.
Таблица 3. Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в экспериментальной группе
t-критерий Вилкоксона р ≤…
переживание психотравмирующих обстоятельств 12 0,273 Окончание таблицы 3 Симптомыt-критерий Вилкоксона р ≤…
неудовлетворенность собой 21 0,873 «загнанность в клетку» 20 0,154 тревога и депрессия 16 0,284 Фаза «Напряжение» 27 0,540 неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 29 0,372 эмоционально-нравственная дезориентация 32 0,153 расширение сферы экономии эмоций 35 0,642 редукция профессиональных обязанностей 29 0,274 Фаза «Резистенция» 33 0,731 эмоциональный дефицит 35 0,756 эмоциональная отстраненность 31 0,163 личностная отстраненность 25 0,159 психосоматические и психовегетативные нарушения 21 0,164 Фаза «Истощение» 19 0,353Как видим из таблицы 3, результаты медработников экспериментальной группы до и после эксперимента различаются по уровню проявления СЭВ по всем критериям. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены, что говорит об эффективности разработанного нами тренинга. Нужно отметить, что у 17 человек существенно снизились показатели по шкалам «неудовлетворенность собой», «напряжение», «расширение сферы экономии эмоций», «резистенция», «эмоциональный дефицит», также наблюдается снижение и по шкалам «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «истощение», хотя снижение показателей по данным шкалам выражено слабее.
Далее мы провели методику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. результаты представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4. Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика К. Маслач) в контрольной группе
t-критерий Вилкоксона р ≤…
эмоциональное истощение 78 0,274 деперсонализация 62 0287 редукция личных достижений 76 0,473Как видно из таблицы 4, результаты медработников контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.
Таблица 5. Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика К. Маслач) в экспериментальной группе
t-критерий Вилкоксона р ≤…
эмоциональное истощение 32 0 847 Окончание таблицы 5 Симптомыt-критерий Вилкоксона р ≤…
деперсонализация 21 0,748 редукция личных достижений 26 0.473Как видим из таблицы 5, результаты медработников экспериментальной группы до и после эксперимента различаются по уровню проявления СЭВ. У всех медработников существенно снизились показатели по всем шкалам опросника: «редукция личных достижений», «эмоциональное истощение», «деперсонализация».
Как видим, в группах медработников экспериментальной группы выявлены существенные значимые сдвиги по выраженности профессионального выгорания до и после участия в программе тренинга. До эксперимента у них наблюдалось эмоциональное истощение, снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное пресыщение. После тренинга все эти показатели существенно снизились.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. Профессия медицинского работника связана со значительным риском развития синдрома эмоционального выгорания. Высокий уровень нервно-психической устойчивости и саморегуляции поведения препятствует развитию эмоционального истощения, а значительный коммуникативный потенциал снижает вероятность возникновения деперсонализации. Напряженность медицинского труда, постоянные профессиональные стрессы являются факторами, повышающими вероятность появления синдрома выгорания. Эмоциональное выгорание в медицинской деятельности в высокой степени зависит также от мотивации работы.
2. На развитие синдрома «эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов, которые повышают риск развития «выгорания»: неблагоприятные условия труда, организация работы, которая не удовлетворяет специалиста.
3. Развитие и проявления синдрома эмоционального «выгорания» связаны с особенностями личности специалиста. Специалистов, подверженных синдрому эмоционального выгорания, характеризует эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, агрессивность, конфликтность, импульсивность, а также пассивность, плохая адаптивная способность к смене профессиональной обстановки, склонность к тревогам, робость, застенчивость, эмоциональная чувствительность, склонность к драматизации событий.
4. У специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения, следовательно он более устойчив к эмоциональному выгоранию.
5. Наличие высшего образования, на наш взгляд, снижает риск возникновения «выгорания», так как высокая профессиональная подготовка дает специалисту широкий спектр вариантов, способов и приемов решения профессиональных задач и проблем, возникающих в процессе работы.
6. Профилактика психического выгорания – это ведущее направление работы психолога с медработником, поскольку приемы самопомощи наиболее эффективны при владении методами саморегуляции, что способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.
Также должно уделяться внимание организации профессиональной деятельности таким образом, чтобы по возможности избегать перегрузок, которые могут спровоцировать эмоциональную неуравновешенность и нарушения профессионального общения. Нужно учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, использовать отдых от работы (для обеспечения физического и психического благополучия). Необходимо профессионально развиваться и самосовершенствоваться. Нужно избегать ненужной конкуренции (чрезмерное стремление быть впереди всех порождает тревогу и агрессию).
Важным моментом является поддержание хорошей физической формы (правильное питание, отказ от вредных привычек, занятия физкультурой, массаж).
Необходимо разделять профессиональную и частную жизнь.
Анализ своих чувств, эмоциональное общение значительно снижает вероятность возникновения эмоционального выгорания.
7. Психологическая коррекция. Виды этой работы могут быть самыми разнообразными как по форме, так и по содержанию. Одним из возможных вариантов является программа тренинга по преодолению синдрома эмоционального выгорания и его последствий, которые чаще всего выступают в виде нарушений психического и соматического здоровья личности.
Разработанная нами программа тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания» призвана помочь ее участникам проанализировать проявления признаков выгорания, выделить источники неудовлетворения профессиональной деятельностью, а также сделать анализ собственных источников негативных переживаний на работе, увидеть ресурсы профессиональной деятельности, направления личностного и профессионального роста, снять напряжение и получить психологическую поддержку.
8. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены, что говорит об эффективности разработанного нами тренинга.
Для сплочения группы были использованы следующие упражнения «Знакомство», «Страховка», «Свободный микрофон», «Психологическая поддержка и обратная связь», «Зеркало», «Групповое рисование», «Гомеостат», «Переговоры взглядом», «Что общего», «Путанка».
Упражнения, которые позволили участникам расслабиться, обрести внутреннюю гармонию — визуализации «Сад моей души», «Белое облако», «Мудрец».
На формирование позитивной самооценки в тренинг были включены упражнения «Мои добрые дела», «Мои сильные стороны», «Контраргументы», «Молодец!», «Моя аффирмация», «Я глазами других».
На формирование позитивного отношения к профессии и осознания себя в профессиональной деятельности были проведены упражнения «16 ассоциаций», Три рисунка «Я работаю медсестрой», «Обвинители и защитники», «Какой я на работе?», «Плюс-минус», «Я – дома, я – на работе».
На осознание свих эмоций и формирование навыков саморегуляции были направлены упражнения «Что я сейчас чувствую», «Эмоция», «Цвета эмоций», «Стратегии самопомощи», «Чувство», «Список эмоций», «Улыбка», «Эмоциональная регуляция».
В заключение программы тренинга мы обратили внимание медработников на то, что люди стремятся изменять свою жизнь, делать ее лучше и интереснее. Но для того чтобы появилось что – то новое, его вначале нужно придумать.
Смена видов деятельности способствовала активности медработников и поддержанию интереса к выполняемому заданию в течение всего занятия. Каждое выполненное задание обсуждалось всеми участниками и формулировался вывод.
Исходя из результатов методики Бойко, нужно отметить, что у 17 медработников существенно снизились показатели по шкалам «неудовлетворенность собой», «напряжение», «расширение сферы экономии эмоций», «резистенция», «эмоциональный дефицит», наблюдается также снижение и по шкалам «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «истощение», хотя снижение показателей по данным шкалам выражено слабее.
По результатам методики «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой, нужно отметить, что у всех медработников, участвовавших в программе, существенно снизились показатели по всем шкалам опросника: «редукция личных достижений», «эмоциональное истощение», «деперсонализация».
Участники этой программы смогут лучше развить способность понимать внутренний мир другого человека, откликаться на его чувства и сопереживать ему, умение управлять своим поведением, «подавать себя» в общении с окружающими людьми, изменять свое поведение в соответствии с ситуацией, а также отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии. .
Данная программа, как целиком, так и отдельными элементами, может быть рекомендован психологам, работающим с коллективом медицинских работников, а также самим профессионалам для психологической самопомощи.
9. Проведение профилактических мер и коррекционных видов работы по предупреждению и преодолению психического выгорания у медицинских работников требует двусторонней активности: медицинский работник должен быть заинтересован в том, чтобы избежать эмоционального выгорания, а если все-таки это случилось, как можно быстрее избавиться от нежелательных проявлений и негативных последствий. Что касается профессионального психолога, то он должен использовать индивидуальный подход в работе с каждым медработником, у которого выражен синдром эмоционального выгорания, необходимо учитывать те психологические детерминанты, которые привели его к такому состоянию. Только совместными усилиями им удастся справиться со столь сложной проблемой, как эмоциональное выгорание в процессе профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема эмоционального выгорания в социальных профессиях стала особенно актуальна в последние годы. На это указывали и указывают как исследователи начала и середины XX века, так и современные авторы, занимающиеся разработкой данной проблемы.
В научной литературе до сих пор нет однозначного определения тому состоянию человека, которое связано с пресыщением им своими профессиональными занятиями. Часть исследователей называют его «эмоциональным выгоранием» (Т.В. Форманюк, 1994; В.В. Бойко, 1996; М.В. Борисова, 2005), другие – «выгоранием психическим» (К. Маслач, 1987; Н. Е. Водопьянова, 2000; К. Старченкова, 2005). В своем исследовании мы под синдромом эмоционального выгорания понимали комплекс симптомов, проявляющихся на органическом, эмоциональном, поведенческом и рациональном уровне на разных этапах жизнедеятельности человека, выполняющего определенную профессиональную роль. Существует немало профессий системы «человек — человек», особенности которых обуславливают высокий риск эмоционального выгорания.
Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что проблема эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения действительно актуальна, так как — эмоциональное выгорание стадии напряжения наблюдается у 22,5%, а это 9 человек от всей группы испытуемых;
— эмоциональное выгорание стадии резистенции наблюдается у 37,5%, а это 15 человек от всей группы испытуемых;
— эмоциональное выгорание стадии истощения наблюдается у 40%, а это 16 человек от всей группы испытуемых.
Медицинские сестры непосредственно общаются с пациентами, или оказывают им медицинскую помощь. Они в большой степени испытывают психоэмоциональные нагрузки, сталкиваются с горем, отчаянием людей, переживая и сочувствуя им.
В профессиональной деятельности работника медицинской сферы особое значение имеет эмоциональный компонент социального взаимодействия. Напряженность, эмоциональная насыщенность работы медработника повышает вероятность возникновения признаков выгорания. После осознания определенных эмоциональных и физиологических проявлений симптомов выгорания повышается потребность справляться с нарушением здоровья.
Актуальность проблемы эмоционального выгорания в деятельности медицинского работника определяется также необходимостью принятия профилактических мер по предотвращению выгорания. Необходимо научиться выставлять приоритеты и изменять образ жизни, внося перемены в повседневную рутину. Необходимо начать обретать контроль над собой — снова зажечь в себе установку на то, что работа может и должна доставлять удовольствие и возрождать нас, развивать наши личные ресурсы.
Необходимо научиться рассчитывать, распределять нагрузки; уметь переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе, а также помнить, что работа – это всего лишь часть жизни, — это должно помочь адекватно отнестись к появлению симптомов эмоционального выгорания и попытаться своевременно внести коррективы в свою жизнь.
С этой целью нами была разработана программа тренинга по преодолению синдрома эмоционального выгорания.
Программа тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания» призвана помочь его участникам проанализировать проявления признаков выгорания, выделить источники неудовлетворения профессиональной деятельностью, а также сделать анализ собственных источников негативных переживаний на работе, увидеть ресурсы профессиональной деятельности, направлений личностного и профессионального роста, снять напряжение, за счет высказывания накопившихся негативных эмоций и получения психологической поддержки.
После участия в программе показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены, что говорит об ее эффективности.
Данная программа, как целиком, так и отдельными элементами, может быть рекомендована психологам, работающим с коллективом медицинских работников, а также самим профессионалам для психологической самопомощи.
Перспективы исследования мы видим в апробации предложенной программы тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания», анализе и обсуждении результатов практического применения, получении обратной связи от участников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдуллаева М.М. Отношение к юмору на профессиональные темы как показатель стрессоустойчивости врачей // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7-8 октября 2011 г.). Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2011. С. 78-85
- Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25–29.
- Барканова О.В. (сост.) Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып. 2 – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.\
- Бойко, В.В. Энергия эмоций. — СПб. Питер, 2004. -474 с.
- Булыгина В.Г., Анисимова Т.Г. Факторы риска синдрома эмоционального выгорания у сотрудников судебно-психиатрических служб Методические рекомендации. – М.: ФГБУ ГНЦССП им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России, 2012. – 24 с.
- Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. – СПб. Издательство СПб ГУ, 1997. – № 11. – С. 28.
- Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.
- Выговская Е. М., Пырков С. Г. Некоторые особенности эмоционального выгорания у медицинских работников различных специальностей // Медицинская психология 2009 №04. С. 45-49
- Горохов М.Ю. Мотивация обучения как условие предупреждения развития феномена «Эмоционального выгорания» у специалистов социальной сферы деятельности // Вестник, 2/2004, С. 118.
- Гоулман Д. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться. Попурри, 2009. – 337 с.
- Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.
- Загорюев А.Л. Личностный адаптационный потенциал как фактор процесса эмоционального выгорания Социокультурные проблемы современного человека / Материалы IV Международной научно-практической конференции (19-24 апреля 2010 г., г. Новосибирск). Ч.2. С. 390 – 393
- Захаров, С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? [Электронный ресурс http://forums.rusmedserv.com/show thread.php?t=8748]
- Зверева Н.В., Рощина И.Ф. (ред.) Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Научное издание. Сборник материалов Всероссийской юбилейной научно-практической конференции. 14-15февраля 2013. ГОУ ВПО МГППУ и ФГБУ «НЦПЗ» РАМН / под общей ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – Москва, 2013 – 197 с.
- Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб. Питер, 2005. — 412 с.
- Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 27–38.
- Крон Т. Помощь находящимся в кризисном состоянии [Электронный ресурс http://home.perm.ru
dmitry/archive/p010.htm]
dmitry/archive/p010.htm#]
Страницы: 1 2 3
Источник