- Тренинг по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
- Ход упражнения:
- Ход упражнения:
- Эмоциональный интеллект ребёнка
- Елена Петрусенко
- Историческая справка
- Особенности эмоционального интеллекта детей
- Зачем развивать
- Как определить уровень эмоционального интеллекта
- Методика ЭмИн
- Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
- Тест Холла
- Тест SREIT
- Тест ЭмIQ–2
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Игры на развитие ЭИ
- «Кубик настроений»
- «Зеркало»
- «Я радуюсь, когда. »
- Упражнения на работу с эмоциями
- «Подушка злости»
- «Дневники добра»
- Какие книги можно почитать
- Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Если хотите почитать с ребёнком:
- Интересное по рубрике
- Найдите необходимую статью по тегам
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Мы в инстаграм
- Рекомендуем прочитать
- Реальный опыт семейного обучения
Тренинг по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Светлана Боина
Тренинг по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Научные и исторические факты:
Научное изучение эмоционального интеллекта положило свое еще со времен Дарвина, а стало набирать свои обороты в конце 50-х годов. Изучением занимались психологи разных стран, в т. ч. Россия (ранее Советский Союз): но серьезно подошли к изучению эмоционального интеллекта на Западе.
Пол Экман в рамках национального задания по исследованию получил гранд на научные исследования и занялся подтверждением дарвинской теории, которая гласила. Что люди любой расы,независимо от места и условий происхождения с рождения наделены:
• одинаковыми эмоциями,
И способны их одинаково выражать в схожих представших перед ними жизненных ситуациях.
Исследования Пола Экмана служили только началом в изучении эмоционального интеллекта человека.
Тема развития эмоционального интеллектаявляется важной по нескольким направлениям:
• Расширить представление педагогов о эмоциональном интеллекте;
• При организации взаимодействия в Семьями воспитанников, расширить
• представления (законных представителей) о развитии эмоциональном интеллекте;
• Развивать эмоциональный интеллект воспитанников.
Работа в ДОУ направленная на развитие эмоционального интеллекта:
• С изучения и развития эмоционального фона воспитанников. Способны ли они различать эмоции других людей.
Научно и практически доказано, что дети способны различать эмоции своих собеседников (дарвинская теория доказана еще в конце 60-х годов, подтверждено П. Экманов и Л. С. Выготским)
Какие новые формы работы применялись:
• Проигрывание через драматизацию героев с их образами, чувствами.
• Речевое развитие с помощью развития эмоционального интеллекта.
• Игры направленные на развитие способностей узнавать свои внутренние переживания, сопереживанию других людей.
• выставка рисунков «Минутки радости и грусти».
• работа с педагогами, направленная на выявление алекситимии, и дающая возможность развивать способности, связанные с развитием эмоционального интеллекта,
• Работа направленная на развитие саморегуляции,
• Работа направленная на развитие гибкого (вариативного) мышление,
• Работа направленная на целеполагание и достижение поставленной перед собой задачей,
• Развитие командообразования.
• Обмен опытом с педагогами других детских садов,
• Семинар- практикум для педагогах о представлении значения термина «эмоциональный интеллект»,
• Работа с родителями на родительском собрании о представлении значения эмоционального интеллекта.
• Проведение тренингов и обучающих семинаров для родителей (законных представителей) воспитанников,
• Продолжать развивать эмоциональный интеллект воспитанников, проводя игровые занятия, тренинги, во время непосредственной образовательной деятельности.
Тренинг, способствующий развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Способствовать формированию самомотивации воспитанников, достижению поставленных перед ними задач в соответствии с задачами направленными на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
1. Способствовать развитию саморегуляции.
2. Развивать совместную деятельность воспитанников, способствующую чувству командности- командообразование.
3. Способствовать развитию вариативности мышления детей старшего дошкольного возраста.
4. Способствовать принятию решений, среди открывшихся перед детьми возможностями выбора, в соответствии с социальными нормами и правилами поведения.
5. Способствовать развитию коммуникативных навыков, исключая возможности конфликтных ситуаций, формированию способности договариваться.
Возраст детей: 6-7 лет
Количество детей в группе: 10-12 человек.
Длительность тренинга: 25-30 минут
Цель: познакомить детей с эмоционально- позитивным способом запоминания и воспроизведения информации.
1. Научить детей вырабатывать синхронный ритм, способствующий концентрации внимания в поставленной перед ними задачей;
2. Научить принимать ответы других детей, даже если они оказались не правильные, пользуясь правилом «В игре все равны».
3. Научить детей самомотивации, для достижения поставленной перед ними задачи, в процессе упражнения, благодаря позитивной атмосферы в группе.
4. Способствовать развитию памяти детей.
Длительность упражнения 10-15 минут.
Ход упражнения:
Дети сидят в кругу на стульчиках. Тренер занимает позицию участника и садится с ними на стульчике в круг. Предлагает поиграть в игру «Ладушки». Дети четко представляют себе картинку и правила игры в «Ладушки» из раннего детского возраста. Тренер предлагает воспроизвести данную игру, чтобы вспомнить, какими все были маленькими и играли в «Ладушки». Похлопали. Тренер поясняет, что таким образом все, в том числе и он сам играли, пока нам было 1-2 года. И предлагает новые правила игры, предлагая детям повторять за ним, соблюдая точный ритм.Например: 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям. Дожидаемся выравнивания ритма. Детям необходимо заинтересованно отработать данный процесс, т. к. впереди их ждет новое интересное задание.
Продолжая соблюдать ритм, тренер предлагает загадать каждому ребенку цвет. Далее ритм соблюдается на протяжении всего упражнения. Тренер обращает внимание, прежде всего на ритм хлопков и последовательность выполнения хлопков. Если произошел сбой, необходимо выровнять ритм, после чего продолжить упражнение. Дети тем самым будут уверены в правильности выполнения задания, концентрируя внимание на своих действиях.
Тренер предлагает озвучить каждым ребенком его цвет. В случае, если цвет уже повторяется, заменяется на другой. Далее тренер предлагает детям озвучить свой цвет и цвет, который они запомнили.Показывая на собственном примере: называет свой цвет, и цвет того ребенка, чей он запомнил и комментирует дальнейшие правила.
Например: «Оранжевый- синий. Дима синий цвет твой? (ребенок слышит свой цвет, подтверждает.) Теперь Дима, ты называешь свой цвет и другой, какой ты запомнил. А вы ребята слушайте, внимательно, потому что могут назвать ваш цвет.»
Упражнение повторяется, до тех пор, пока не окажутся задействованы все участники. Упражнение можно усложнить запоминанием цифр участников круга, так же сложением цифр.
В этом возрасте (начиная с 6 лет) начинает развиваться ведущая репрезентативная система восприятия детей. Тренер отслеживает, каким методом пользуется ребенок, чтобы далее провести работу с родителями. Идеальный вариант, когда все репрезентативные системы задействованы, что способствует развитию эмоционального интеллекта в полном объеме.
Упражнение: «Сиамские близнецы».
Цель: способствовать развитию эмоционального мышления методом командообразования.
1. Развивать вариативное (гибкое) мышление.
2. Способствовать развитию саморегуляции.
3. Способствовать развитию целеполагания и принятия решения.
4. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Длительность упражнения: 10-15 минут.
Ход упражнения:
Детям рассказывается о сиамских близнецах. О возможностях, которых они лишены и способностях, которые открыты перед сиамскими близнецами.
Ребятам предлагается побыть некоторое время сиамскими близнецами.
Детей делят на пары. Ставят друг-друга бок о бок. Руками, которые находятся между сиамскими близнецами необходимо обхватить друг друга со стороны спины. А ноги, находящиеся по середине сиамских близнецов обмотать скотчем, для уверенности в исполнении упражнения.
Ребятам дается задание. Походить по группе, как сиамские близнецы проводя экскурсию друг- другу. Рекомендуется договориться о том, с какой ноги им начинать идти. После выполнения задания, сиамским близнецам предлагается сесть за стол на стульчики. Рекомендуется договориться и решить каким образом они смогут это сделать. В случае нахождения нескольких способов, опробовать все. Далее предлагается сходить умыться. Т. к. рук свободных только две, необходимо умыть друг-друга, проявляя трепетную заботу а своем брате (сестре) близнеце, как это делает мама. Соответственно, после того, как умылись, необходимо вытереть лица полотенцем, учитывая что полотенца должны быть разные и висят они в разных местах.
Далее упражнение усложняется тем, что к близнецам приклеивается еще одна пара сиамских близнецов. И в четверке необходимо повторить упражнение, с момента, где необходимо сесть за стол, а так же с момента, где необходимо умыть друг- друга.
В конце тренингавсе садятся в круг и делятся впечатлениями:
1. Что понравилось, что не понравилось.
2. Что легко было выполнять, что сложно.
3. Чему научились, чему хотели бы еще научиться.
Похлопали друг- другу, сказали друг- другу «Спасибо!» и попрощались с тренером.
Список используемой литературы:
1. Пол Экман. Психология эмоций. Издательство «Питер», 2010 год.
2. Л. С. Выготский. Психология человека. Издательство «Эксмо», 2003 год.
3. Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект. Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013 год
4. Гиту Орме. Эмоциональное мышление. Издательство «Эксмо», 2013 год.
Небольшая экскурсия. Доброго времени суток. Село, в котором я проживаю, носит название в честь Нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. Это новй дизайн.
Воспитание сердца Приведу пример:Претенденты на должность показывали хорошие знания в своей области. Были люди компентенты в смежных областях, имели высокий.
Источник
Эмоциональный интеллект ребёнка
Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
Историческая справка
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
- восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
- понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
- управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
- использование — активизация мозга с помощью эмоций.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
- непосредственны и откровенны;
- оптимистичны и позитивны;
- легко эмоционально отзываются на события;
- чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
- резко меняют эмоциональный настрой;
- незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
- нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
- осознают собственную исключительность и неповторимость;
- противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
- не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
Зачем развивать
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Зачем это детям:
- поможет в общении;
- повысит продуктивность в учёбе;
- научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
- укрепит уверенность в себе;
- позволит быстро принимать решения.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Методика ЭмИн
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Тест Холла
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Тест ЭмIQ–2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.
Как развивать эмоциональный интеллект
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.
«Я радуюсь, когда. »
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
- «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
- «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
- «Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:
- обладает богатым эмоциональным словарём;
- не стремится к совершенству и перфекционизму;
- не позволяет другим портить себе настроение;
- способен переключаться от негатива к позитиву;
- наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
- умеет отказывать;
- может увлекаться делом и не ждать при этом награды.
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.
Какие книги можно почитать
Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
- Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».
Если хотите почитать с ребёнком:
- Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
- Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
- Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
- Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
- М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
- серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник