- Тренинговое занятие с детьми и подростками на тему «Создай себе настроение»
- 1. Приветствие по теме: «Создай себе настроение»
- 2. Упражнение на знакомство (5 минут)
- 3. Мозговой штурм (10 минут)
- 4. Упражнение-разминка «Передай настроение» (10 минут)
- 5. Информационный блок (7 минут)
- 6. Упражнение «Почувствуй своё настроение» (5 минут)
- 7. Игра: «Веселые белые мишки» (5 минут)
- 8. Резюме ведущего
- 9. Упражнение на завершение «Моё настроение» (3 минуты)
- 10. Завершение занятия
- Интерактивное занятие с элементами тренинга «Формула хорошего настроения»
Тренинговое занятие с детьми и подростками на тему «Создай себе настроение»
Ключевые слова: тренинг
Цель: развитие умения распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.
Задачи:
- познакомить ребят с понятием настроение;
- побудить стремление к познанию своего собственного настроения;
- сформировать представление о том, что настроение человека – не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий.
Возрастная категория: 9-12 лет.
Ход занятия
1. Приветствие по теме: «Создай себе настроение»
Здравствуйте, меня зовут Ольга Алексеевна, я работаю психологом в нашем учреждении. Сегодня мы будем общаться с вами на тему: «Создай себе настроение».
Прежде всего, давайте поговорим о правилах в группе:
- 1 правило — чем больше каждый из вас проявляет активность, участвует в групповой работе, тем эффективнее будет наше занятие;
- 2 правило — правильных и неправильных ответов здесь нет, каждый высказывает своё личное мнение;
- 3 правило — не перебиваем друг друга. Если хотите, что-то сказать поднимаем руку, и Вам представится возможность ответить.
Каждый может выразить свои чувства, мнения; - 4 правило конфиденциальности – рассказывать после тренинга о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы кому-то неприемлемо с точки зрения этики.
Тому, кто нарушит наши общие правила, нужно либо станцевать, либо попрыгать на одной ноге, либо рассказать стишок…..
Всем понятно? Приступаем?
2. Упражнение на знакомство (5 минут)
Цель: знакомство с группой, обучение навыку давать позитивную самооценку.
Инструкция: «У меня в руках мяч. Я бросаю его одному из участников. Тот, кто поймал мяч, называет своё имя и одно позитивное, то есть положительное качество, начинающее на первую букву своего имени. Например: «Антон – аккуратный, активный..», «Саша – самостоятельный, смешливый, смелый…»
— Вот мы с вами какие! (улыбаюсь).
3. Мозговой штурм (10 минут)
Цель: побудить стремление к информации о настроении и познанию своего собственного настроения.
Инструкция: все знают, что такое мозговой штурм? Сейчас каждый из вас должен быстро ответить на вопрос, начнем с …….. (первого или правого участника).
Вопросы:
- Что такое настроение? (слушаем ответы детей, после записываем на ватмане или доскетолкование слова из толкового словаря Ожегова: “Настроение – это внутреннее душевное состояние человека”).
- Каким оно бывает? (после ответов детей, записываем на ватмане или доске варианты ответов, или заранее подготовленные карточки в 2 группы):
Бодрое, радостное, весёлое, активное, деловое, отличное, праздничное, нормальное, спокойное, чудесное.
Грустное, унылое, тревожное, беспокойное, сердитое, тоскливое, хмурое, подавленное, ужасное, печальное, мрачное.
Почему я разделила настроения на две группы? Какая из них вам больше нравиться? (слушаем ответы детей, разделила я их потому что в первой группе собраны положительные виды настроения, а во второй группе собраны негативные. Иногда можно побыть грустным, печальным, но нельзя постоянно находиться в таких разрушительных состояниях.
- Обратите внимание, у каждого из вас на парте листок (см. приложение 1), вам нужно отметить свое душевное состояние, ваше настроение именно сейчас, внимание заполняем только верхние картинки.
4. Упражнение-разминка «Передай настроение» (10 минут)
Цель: развитие умения распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.
Инструкция: Давайте встанем в круг. Сейчас я скажу «на ушко» С….. (психолог наклоняется к рядом стоящему ребенку и шепотом говорит ему, какое настроение нужно передать – веселое, грустное, удивление и т.д.). Теперь ты должен передать с помощью мимики и жестов эту эмоцию следующему, не разговаривая, а тот, должен передать следующему, и так по всему кругу (когда круг завершен, психолог спрашивает у последнего игрока, какое настроение он «получил»).
Обсуждение:
— Кому было трудно распознать настроение друга? Почему?
— Кто лучше всего передал настроение?
5. Информационный блок (7 минут)
10 советов как поднять себе настроение
- Скушать что-нибудь вкусное. Особенно благотворно воздействую на нервную систему продукты, содержащие «гормон оптимизма»: клубника, бананы, ананас, грецкие орехи, фундук, арахис, овсянка, какао и шоколад.
- Сон. Очень часто, плохое настроение бывает из-за недосыпания и усталости.
- Можно расчесывание волосы в течение 10-15 минут. Эта процедура помогает “разогнать” кровь и расслабить мышцы.
- Потереть ладони. Еще один простой способ сбросить нервное напряжение и избежать стресса. Нужно изо всех сил потереть ладони друг о друга, пока они не станут горячими. Также полезно хорошенько растереть уши. Так вы сможете взбодриться и сосредоточиться на работе.
- Позвонить другу, подруге, приятному для вас человеку с которым можно поболтать «не о чем». Легкое общение на приятные темы, обсуждение сплетен, новостей поднимет настроение.
- Подойти к зеркалу, улыбнуться себе. Выпрямить спинку, развернуть плечи. Приподнять голову и сказать себе «я самая обаятельная и привлекательная»! (или обаятельный и привлекательный).
- Займитесь спортом. Если тело будет в тонусе, то и душа не сможет быть иной. «В здоровом теле здоровый дух». Бассейн, танцы, йога, шейпинг, утренняя пробежка – выберите занятие по душе.
- Посмотреть любимый фильм или почитать книгу. Сесть дома на уютный диванчик или сходит в кинотеатр, запастись попкорном и провести приятные минуты в обществе киногероев. Иногда хочется то ли новой информации, то ли чего-то интересненького или просто «отключиться» от мира. Фильмы, книги, компьютерные игры — все подойдет. Главное не злоупотребляйте. Помните: делу время, потехе час.
- Общение с домашними животными. Домашние любимцы хорошо могут успокоить и поднять настроение. Погладьте вашего питомца, поиграйте с ним – настроение изменится.
- Музыка, танцы. Если хотите расслабиться поставьте спокойную мелодию, если взбодриться – энергичную. При помощи звуков мы можете управлять своим настроением. Для улучшения настроения специалисты советуют также слушать классику: Моцарта, Бетховена. Помни плохое настроение – это временно.
6. Упражнение «Почувствуй своё настроение» (5 минут)
Цель: сформировать представление о том, что наше настроение — не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий. Развитие навыка «существование в настоящем».
Инструкция: «Давайте представим, что мы сидим на жестком стуле, съели дольку (или весь) очень кислого лимона, льет сильный дождь, мы с вами дрожим от холода и от пронизывающего ветра. Будет ли у вас хорошее настроение? (слушаем ответы детей).
А теперь давайте представим, что мы с вами находимся, например, в Сочи, около бассейна, в который собираемся скоро прыгнуть, погода чудесная, но сидим на удобном лежаке, пьем любимый напиток или едим мороженое, вокруг нас наши лучшие друзья, родные.
Обсуждение:
Какое у вас сейчас настроение?
У кого-то улучшилось?
Хотя посмотрите – у нас с вами не произошло никаких изменение – мы до сих пор находимся в центре. Это значит, что настроение – очень хрупкая штука, легко меняется, и как важно уметь беречь его, своё и тех, кто нас окружает, поддерживать хорошее настроение».
7. Игра: «Веселые белые мишки» (5 минут)
Цель: создание положительного эмоционального фона, активизация двигательной активности ребенка.
Инструкция: «Давайте теперь встанем со своих стульев. Мне нужны три человека (выбираем игроков), вы у нас будете «веселые белые медведи», беретесь за руки. Задача «веселых белых мишек» замкнуть цепочку вокруг остальных участников «грустных пингвинов». Пойманный «грустный пингвин» становиться «веселым белым медведем. Все готовы?»
Обсуждение:
Кого ловили дольше всего?
Когда вас поймали «веселые медведи», почувствовали себя радостнее?
8. Резюме ведущего
Сегодня мы с Вами на занятии говорили о том, что такое настроение, как оно проявляется, пробовали передавать настроение друг друга, также научились чувствовать своё настроение и можем частично его контролировать. Теперь нам с вами знакомы секреты улучшения настроения.
9. Упражнение на завершение «Моё настроение» (3 минуты)
Цель: выявление эмоционально-смыслового состояния участников группы по окончанию тренинговой работы.
Инструкция: «Пожалуйста, заполните листочек (см. приложение 1) с картинками вашего душевного состояния, отметьте ваше настроение именно сейчас после проведенного занятия и ответьте на несколько вопросов:
— Давайте сравним картинки: изменилось настроение? У кого-то улучшилось?
— Что Вам понравилось из сегодняшнего занятия?
— Как Вы думаете, занятие Вам было полезно? И почему?»
10. Завершение занятия
Комплимент: «Вы сегодня все были молодцы, мне очень приятно было с Вами работать, спасибо Вам за активное участие. Всего Вам доброго!».
Источник
Интерактивное занятие с элементами тренинга «Формула хорошего настроения»
Цель: развитие позитивной коммуникации в группе, выбор и использование молодежью адекватных, не вредящих здоровью способов и приемов, помогающих справляться с плохим настроением.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для эффективного межличностного общения в группе.
- Закрепление навыков самоанализа, содействие самораскрытию, активизация процесса рефлексии.
- Организация обсуждения в молодежных группах применяемых приемов и способов, помогающих справляться с плохим настроением и выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов.
- Проведение упражнений, игр, творческих заданий, способствующих сосредоточению внимания, активизации мыследеятельности участников.
- Презентация формулы хорошего настроения, обозначение и визуализация составляющих хорошего настроения на коллаже.
Целевая группа: Старшеклассники (учащиеся 10–11-х классов), студенты 1-х курсов сузов, вузов. Количество – от 15 до 30 человек.
Время проведения: 1 ч.30 минут (2 академических часа).
Условие для занятий: Просторное помещение 24–30 кв. м, стулья по количеству участников, расположенные по кругу, а также стулья по количеству участников, находящиеся вокруг 3-х отдельно стоящих столов.
Техническое обеспечение: Музыкальный центр, диск с песней «Хорошее настроение», проектор, экран, скотч – 3 шт., ножницы – 3 шт., бумага формата А3, А4, ватманы, маркеры – 3 упаковки, фломастеры – 3 упаковки.
Ход занятия
- Музыкальное сопровождение (песня «Хорошее настроение»).
- Оформление доски, соответственно тематике занятия.
I. Организационно-мотивационный этап (в общем круге).
Участники усаживаются на стулья, расположенные по кругу.
1. Оргмомент. Приветствие участников тренинга.
2. Сообщение темы и целей занятия.
Сегодня мне хотелось бы Вас пригласить на тренинговое занятие, где каждый из вас сможет окунуться в мир игры. Наша встреча посвящена тому, чтобы вы поближе узнали друг друга, а также мы поговорим о составляющих хорошего настроения.
3. Принятие правил работы группы.
Активная и слаженная работа по времени, регламент.
4. Упражнение «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый…» [4].
Цель: Знакомство, повышение и активизация настроения участников группы, создание условий для повышения самооценки молодежи.
Инструкция: Я – ведущий, начинаю, а вы продолжите по кругу:
«Я – Таня – умная», следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое имя и качество «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый» и так далее по кругу.
Вывод: Каждый человек уникален, и поэтому надо учиться говорить о себе положительно. Это в свою очередь придает уверенности. Надо любить себя и уважать, и тогда людям уважать тебя будет легче. Чем меньше комплексов, тем ты проще, и, как известно, будь проще и люди к тебе потянутся.
5. Беседа «Мое настроение» [5]
Цель: Введение в тему, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии.
Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это – ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка – и все становится ясно. Есть ли у вас «свое настроение, такое, в котором вы находитесь чаще всего? Подумайте, каким вас видят ваши друзья, одноклассники, родители? Я призываю вас к самоанализу. Вам необходимо будет работать с людьми, и уметь управлять своими эмоциями. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впечатлениями. В эти моменты обычно душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия. Но, с другой стороны, вам известно, что постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения в той или иной конкретной ситуации, а также о мере его проявления в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой.
6. Упражнение «Ассоциации».
Цель: Провести ассоциативный ряд с понятием «плохое и хорошее» настроение, активизация мыследеятельности участников.
Что для вас хорошее настроение? Одним словом продолжите предложение:
- «Хорошее настроение – это…» (Улыбки, смех, радость, мама, папа…).
- Если настроение – это цвет, то какой это цвет. А плохое?
- Если это прикосновение? (Приятное).
- Книга, фильм, погода, музыка…
Мозговой штурм. Обсуждение.
II. Реализующий этап (в общем круге).
1. Упражнение-энергизатор «Карточка общих черт» [4].
Цель: знакомство друг с другом, развитие позитивной коммуникации.
Необходимые материалы: Индивидуальные бланки с вопросами и ручки на каждого участника.
Инструкция: Вам предлагается бланк с утверждениями. Необходимо найти эти качества у участников группы. Тот человек, кому подходит данное утверждение расписывается напротив него. Ваша задача проставить как можно больше подписей напротив данных утверждений.
КТО?
- Родился в том же году.
- Младше вас.
- Выше вас ростом.
- Учится в том же учреждении
- Имеет более светлые волосы.
- Любит того же писателя.
- Слушает ту же музыку.
- Опытнее вас в чём-либо
- Имеет глаза того же цвета.
- Любит то же животное.
- 11.Имя начинается с той же буквы.
- Нравится то же блюдо.
- Нравится такой же вид спорта.
- Считает, что настроение зависит от меня самого
- Считает, что настроение зависит от внешних факторов (от настроения других людей, погодных условий, при наличии телепередач, праздников и т.д.)
Рефлексия: Сложно было выполнять упражнение? Что на ваш взгляд было самым сложным? У кого, сколько осталось не подписанных утверждений?
Поднимите руку, кто считает, что настроение зависит от внешних факторов? Почему вы так считаете? Поднимите руку, кто считает, что во многом настроение зависит от себя самого.
Вывод: Если я – человек и личность, то должен научиться управлять своим настроением, несмотря на все внешние факторы. Еще древнегреческий ученый Сенека говорил: «Самая высшая власть – власть над собой».
2. Разделение группы на команды.
Участники из общего круга путем деления на команды размещаются за столами.
Необходимые материалы: 3 отдельно стоящих стола для каждой команды, заготовки указателей – названия столов «Капуста», «Перец», «Огурец», вокруг столов соответствующее числу участников количество стульев.
Инструкция: Рассчитайтесь, пожалуйста, на «Капуста», «Перец», «Огурец», запомнив название овощей, которые сказали. Команда «Капуста», вы размещаетесь за столом, где изображен соответствующий указатель – «Капуста». Команда «Огурцов» и «Перцев» также размещается за соответствующими столами.
3. Творческое задание «Девиз команды» (работа в подгруппах).
Цель: Повышение активности участников и содействие сплочению группы.
Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды).
Инструкция: Выберите капитана команды и придумайте девиз команды, который бы отражал Ваше хорошее настроение. Например: «Солнце светит для меня, лучше нету сего дня!»
4. Упражнение «Как справиться с плохим настроением».
Цель: Обозначение способов, помогающих справляться с плохим настроением, выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов поднятия настроения.
Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды).
Инструкция: В командах обозначить способы, помогающие справляться с плохим настроением, а затем по истечении времени озвучить их.
Вывод: Необходимо помнить, что одной из главных жизненных ценностей является здоровье. Выбирая определенные способы, помогающие справляться с плохим настроением, нужно подумать: «Какой ценой я улучшаю свое настроение сегодня?». Если ответ – «Ценой в здоровье», то постараться выбрать другой способ.
5. Творческое задание «Эскиз хорошего настроения» [3].
Цель: Развитие позитивной коммуникации, сплочение коллектива.
Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды).
Инструкция: Каждый задумайте эскиз хорошего настроения. Не ограничивайтесь в воображении. Это могут быть любые элементы, отражающие именно ваше хорошее настроение. Задание – нарисовать общий рисунок, где каждый будет рисовать не более 30–40 секунд. Затем он передает лист другому.
Рефлексия. Каждый постарался внести свое в общее дело. Подумайте, получился ли у вас общий рисунок или это все-таки отдельные элементы. Ваш эскиз может рассказать о слаженности работы в группе.
6. Игра «Пишущая машинка» [4].
Цель: Выработка положительных эмоций, слаженности работы в группе, сплочение коллектива.
Необходимые материалы: Проектор, экран. Фраза, выведенная на проекторе «Хочешь быть счастливым – будь им!»
Инструкция: Итак, мы – буквы алфавита. Будем печатать предложение «Хочешь быть счастливым – будь им!» Сейчас мы произнесем весь алфавит, все 33 буквы. Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться плюс «Пробел», «Точка», «Восклицательный знак». Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название. Точка – хлопнет в ладоши, пробел – топнет ногой, восклицательный знак – крикнет «Ура!».
7. Презентация «Формула хорошего настроения» (Вывести на проектор, см. Приложение 1).
Цель: Обозначение формулы хорошего настроения, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии.
Необходимые материалы: Проектор, экран. Презентация «Формула хорошего настроения».
Формулой хорошего настроения является здоровое тело, ясный ум и положительные эмоции и чувства. Тело нуждается в уходе, ум в тренировке и очень хорошо, если все сопровождается радостью, позитивом. Ведь смех – это лекарство от многих болезней. Дело в том, что смех вызывает в организме комплексный биохимический процесс. Ученые рекомендуют вместо 40 минут расслабляющего отдыха 5 минут здорового смеха.
8. Упражнение «Пожелание другу» [2].
Цель: Создание позитивного эмоционального фона.
Необходимые материалы: Заготовки листочков в форме сердечка и ручки – по количеству участников. Декоративный мешочек.
Инструкция: На сердечке напишите приятную фразу другу. Можете начать так: «От всей души желаю тебе…»
Ведущий собирает в декоративный мешочек сердечки с пожеланиями. Сердечки перемешиваются. Затем, в конце занятия каждый участник вынимает из мешочка пожелание.
9. Упражнение «Формула хорошего настроения».
Необходимые материалы: Заготовки, вырезки из журналов по темам: «Здоровое тело», «Ясный ум», «Положительные эмоции и чувства». Ватманы, скотч, ножницы, клей – 3 штуки; маркеры, фломастеры – 3 упаковки, флип-чарт для оформления общего коллажа. Оформленные командами: девиз команды, способы, помогающие справляться с плохим настроением, эскиз хорошего настроения.
Инструкция: У вас на столах имеется одно из составляющих хорошего настроения. Задача группы – использовать все подручные средства и создать коллаж или другими словами – стенгазету. У команды «Капуста» стенгазета на тему «Здоровое тело», у «Огурцов» – «Ясный ум», У «Перцев» – «Положительные эмоции и чувства». В итоге мы создадим одну большую газету и еще раз выведем «Формулу хорошего настроения».
10. Презентация коллажей.
Цель: Визуализация совместного коллективно-творческого дела, позитивное взаимодействие участников.
III. Заключительный этап.
Ведущий приглашает участников в общий круг.
В общем круге вытягиваются листочки с пожеланиями.
1. Упражнение «Принимаю пожелание».
Цель: Создание позитивного эмоционального фона, завершение на позитивной ноте.
Необходимые материалы: декоративный мешочек с пожеланиями (сердечками).
Каждый получил пожелание. Говорите чаще друг другу приятные слова, учитесь жить с позитивным умом и со здоровым телом и хорошее настроение не покинет больше вас! До свидания!
Звучит фонограмма песни «Хорошее настроение».
Список литературы:
- Микляева А.В. «Я-подросток». Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2006.
- Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2007.
- Трохишина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. – СПб.: Речь, 2006.
- Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2007.
- Александрова Е.А. Как победить стресс. Профилактика и методы лечения. – М.: Центрполиграф, 2005.
Источник