Тренинги для младших школьников эмоции

Программа психологического тренинга для учащихся 1-4 классов «Мир эмоций»
учебно-методический материал на тему

Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и чужого эмоционального состояния и настроения, а так же выражения своих чувств и эмоций.

Скачать:

Вложение Размер
statya_2.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психологического тренинга для учащихся 1-4 классов «Мир эмоций»

(из опыта работы Опутиной Е.Е. педагога-психолога МАОУ «Школа №54 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми)

Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и чужого эмоционального состояния и настроения, а так же выражения своих чувств и эмоций.

Данный тренинг предполагает использование различных форм работы: индивидуальной, парной и групповой; а так же работу с использованием техник арт-терапии, медиа-ресурсов.

Цель тренинга – ознакомление учащихся с эмоциональной стороной жизни человека, отработка навыков понимания своего и чужого эмоционального состояния.

  • Создание условий психологического комфорта учащихся, снятие эмоционально-психического напряжения;
  • Ознакомление учащихся с понятием «эмоции», «чувства», «настроение», а так же с их разновидностями и признаками;
  • Развитие умения определять свое эмоциональное состояние, других людей;
  • Развитие у учащихся способности к рефлексии.

Общая продолжительность тренинга 3 часа (3 встречи)

Количество участников группы : 12-15 человек

1 . Приветствие участников тренинга. Положительный настрой на работу в тренинговой группе. Актуализация своего эмоционального состояния (Эмоциональное «появление в группе»): каждый участник по кругу приветствует остальных членов группы, а так же делится своим нынешним настроением, состоянием, мыслями (по желанию), интересными событиями, произошедшими с ним недавно. Продолжительность : 5 минут.

2. Беседа на тему : «Эмоции». Участники отвечают на вопросы ведущего с последующим общегрупповым обсуждением : Как вы думаете, что такое эмоции и для чего они нужны в жизни человека? Что такое положительные и отрицательные эмоции, и чем они отличаются? (Примеры). Какими способами человек может выразить свои эмоции (вербально, невербально)?

Продолжительность : 10 минут.

3 . Упражнение «Иногда Я…».

Участникам предлагается подготовить мини-рассказ о нескольких примерах проявления собственных эмоций и причинах их проявления. Например: «Иногда я злюсь, потому что у меня что-то не получается» или «Иногда (всегда) я счастлив, когда мне дарят подарки!» и т.д. Далее, участники по очереди делятся своими рассказами с группой.

Продолжительность : 10 минут.

4 . Упражнение «Зеркало». Выполняется в парах.

Каждой паре участников предлагается пример ситуации, в которой проявляется какая-то эмоция. Участники в паре должны обсудить данную ситуацию и изобразить ее перед группой, «инсценируя» предложенные эмоции. Остальные же участники группы должны угадать, какие эмоции показаны.

1. Ученик плохо ведет себя на уроке, учительница делает ему замечания (эмоция – раздражение);

2. Ребенок получает подарок на день рождения (эмоция – радость);

3. Ребенка ведут к стоматологу, он боится (эмоция – страх);

4. Два друга поссорились и не разговаривают (эмоция – обида);

5. Ученик получил двойку за контрольную работу и очень огорчен (эмоция – грусть);

6. Ребенок увидел на небе радугу и очень удивился (эмоция – удивление).

Продолжительность : 15 минут

5. Просмотр видеоролика на тему «Настроение». Общегрупповое обсуждение.

Продолжительность : 5-7 минут

6 . Арт-терапевтическое упражнение «Цвета моего настроения».

Продолжительность : 10 минут

Инструкция . Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и погрузиться «внутрь себя», ощутить свои эмоции, переживания, мысли; представить, как выглядит сейчас их настроение (какого оно цвета, на что похоже и т.д.) В это время воспроизводится спокойная, расслабляющая музыка. После этого участникам предлагаются листы бумаги, краски и кисти, на которых нужно изобразить то, что они представили (это может быть как что-то конкретное, так и абстрактное). Художественные способности при этом не важны, целью является творческое выражение на бумаге своего внутреннего мира, эмоционального состояния. После этого участники показывают и комментируют свои изображения (по желанию).

7 . Подведение итогов тренинга.

Участники в кругу по очереди отвечают на вопросы ведущего.

  • Понравился ли вам тренинг? О чем мы говорили? Что нового вы сегодня узнали?
  • Какие эмоции было труднее всего угадать, изобразить, а какие – легче?
  • С каким настроением сейчас вы уходите с нашего тренинга? Что хотите пожелать друг другу?

Источник

Тренинговые занятия по развитию эмоциональной сферы учащихся младших классов

Цель — снятие эмоционального напряжения.

а) снятие утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов;

б) укрепление эмоциональной устойчивости, повышение настроения;

в) повышение готовности к деятельности.

1. Упражнение «Шалтай-Болтай» (цель — снятие напряжения)

— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем их еще раз: покажем их еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.

Свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «сва­лился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.

— Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы!

2. Упражнение «Релаксация» (цель — снять утомление, расслабление)

— Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза.

Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.

Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

(Упражнение повторить 2—3 раза).

«Игра с муравьем»

— Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох).Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.

(Упражнение повторить 2—3 раза).

3. Упражнение «Гимнастика» (цель — мобилизация готовности к деятельности)

— Посмотрели (головой) направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).

— Подняли плечи — сбросили (4 раза).

Кулачок. Потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.

Два кулачка. Потереть по часовой стрелке поясницу. Как следует. Хорошо.

— Похлопали в ладошки. Отлично. Молодцы!

4. Упражнение «Хорошее настроение» (цель — мобилизация после релаксации, снятие речевых зажимов)

— Построим 10-ти этажный дом!

(Дети берут воображаемые кирпичи поочередно и строят «голосом» дом.)

— 1-й этаж! — хор: низкая тональность голоса, «кладут кирпич».

— 2-й этаж! — хор: тональность голоса повышается, «кладут кирпич еще»,

— 10-й этаж! — хор: высокая тональность голоса, крик,

Здесь дети сильно оживляются и могут с криком вскочить: настроение завершенного дела!

5. Упражнение «Споем»

Мелодичное соединение АЕОУЫИЕ, АЕОУЫИ поется, как песня, но по задачам-действиям:

1) укорить, пристыдить другого,

2) удивиться другому,

3) попросить прощения.

— В заключение занятия давайте похлопаем в ладоши. Громче! Громче! Молодцы!

Цель — развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер.

а) развитие раскованности, произвольности;

б) снятие напряженности, страхов; снижение возбужденности детей.

в) развитие выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей.

1. Упражнение «Поссорились два петушка» (цель — развитие раскованности, самоконтроля.)

Процедура. Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами.

Замечание: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).

2. Упражнение «Иголка и нитка» (цель — развитие произвольности)

Процедура. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.

Замечание: если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

3. Упражнение «Дракон кусает свой хвост» (цель — снятие напряженности, невротических состояний, страхов)

Процедура. Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать, «хвост», а тот уворачивается — от нее.

Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполнили все желающие.

4. Упражнение «Лисонька, где ты?» (цель — развитие произвольности.)

Процедура. Дети становятся полукругом, ведущий — в центра. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто — лиса? Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?». Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.

5. Упражнение «Слушай команду» (цель — развитие способности к сосредоточению)

Процедура. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду'(сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. д.).

Замечание: — Команда дается только на выполнение спокойных движений.

Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.

6. Упражнение «Я не знал!» (цель — развитие эмоциональной сферы, развитие выразительных движений ребенка).

Процедура. Ведущий выбирает мальчика-незнайку. О чем его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «не знаю», «ничего не видел».

Выразительные движения: поднятие бровей, опущение уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.

7. Упражнение «Возьми и передай» (цель — развитие воображения.)

Процедура. Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. На­пример, Саша передает Свете «тяжелый чемодан», она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжелый.

8. Упражнение «Раздумье» (цель — укрепление способности к концентрации, успокоении.)

Процедура игры. Звучит спокойная музыка. Один из детей — «грибник» (пошел в лес по грибы), а другие — лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями и плутает, он заблудился. Затем, когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?»

Выразительные движения: ребенок стоит, руки скрещены на груди, смотрит перед собой (роль грибника дол­жен сыграть каждый ребенок).

Вариант игр, направленных на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей начальных классов, предложен в книге «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под ред. М.Р. Битяновой.

Игра «Строим город»

Игра предназначена для учащихся первых классов. Цель игры — улучшение настроения, развитие сплоченности, сосредоточенности. Данная игра улучшает настроение участников, способствует развитию их эмоциональной сферы.

Для проведения этой игры понадобятся следующие материалы:

· набор красок для рисования на коже;

· пластилин ярких цветов (по коробке на ребенка);

· большой стол для размещения листа ватмана;

2. Обсуждение чувств и итогов совместной работы.

3. Размещение созданного города в кабинете.

Игра начинается с того, что первоклассников приглашают в тренинговый кабинет, где в разных местах на стенах зала приклеены листы бумаги основных «люшеровских» цветов.

1. Ведущий предлагает детям провести игру-разминку «Цвет и настроение». Ребятам надо выбрать цвет, соответствующий их настроению. После выбора каждый ребенок получает метку: на щеке ему рисуют кружок выбранного цвета (используется краска или грим, подходящий для детской кожи). Так, участники делятся на группы, по выбранным цветам.

После этого каждой группе дается задание: придумать название своей группе и групповое движение, которое отражало бы настроение всей группы.

Примечание: время обсуждения 5 минут. Взрослые (учителя, психолог) должны помочь детям в принятии решения.

Затем группы по очереди показывают свои движения. По просьбе ведущего предлагаемое движение повторяют все участники игры.

После завершения упражнения детям предлагается поменять группу, если они хотят этого, но обязательно надо было пояснить причину. У тех детей, которые сменили группу, на щеке рисуют второе цветное пятно. Группы придумывают, как они включают в себя новый цвет, название, общее движение.

2. Ведущий приглашает участников встать вокруг стола, на котором лежит ватман. Детям и педагогам предлагается создать пластилиновый город. На листе ватмана должны быть обведены контуры будущего города.

Каждый ребенок получает по коробке пластилина. На первом этапе создается «почва»: разогретый в руках материал размазывается по бумаге в несколько слоев, местами могут возникать «холмы и впадины».

Далее, ведущий просит каждого ребенка выбрать на территории города понравившееся ему место и положить на него ладошку. После этого ребята и педагоги на своих кусочках начинают «строительство»: каждый обустраивает свой кусочек города так, как нравится. В этот момент звучит стимулирующая музыка. После завершения этапа «индивидуального строительства» ведущий просит участников рассказать о том, что они построили.

3. Затем ведущий просит участников соединить отдельные кусочки в общий город. Детям нужно подумать, как это можно сделать. Можно «прокладывать дороги», «строить мосты», и т. д. После окончания «строительства» городу дается название. Построенный город можно отнести в класс для последующих игр с ним.

Игра «Рисуем настроение»

Игра предназначена для учащихся 2-4 классов.

· отрывки музыкальных произведений;

· листы бумаги A3 для каждого ребенка;

· восковые мелки или наборы цветных карандашей;

· стенды для размещения коллажа рисунков;

· фотоаппарат и фотопленка;

· свеча (для проведения обсуждения).

1. Разминка «Цвет, музыка, движение».

2. «Рисуем настроение».

3. Создание общего портрета.

4. Обсуждение игры.

Эта игра проводится в актовом зале. Дети и педагоги становятся в общий круг.

Разминка «Цвет, музыка, движение»

— Сейчас кто-то из участников (пусть в первый раз это будет взрослый) встанет в круг. Как только зазвучит музыка, участник в центре круга начнет совершать соответствующее музыке движение, а весь круг должен повторять за ним. После того как музыкальный фрагмент закончится, все должны подумать и сказать, какого цвета звучала музыка.

Звучит музыка, и учитель выполняет движения, дети повторяют за ним. После этого дети высказывают мнение о том, какого цвета звучала музыка. Затем выбирают следующего ведущего, и звучит второй музыкальный фрагмент. Все повторяется снова. Это упражнение (желательно закончить бодрой, живой музыкой) создает хороший настрой на дальнейшую работу.

Упражнение «Рисуем настроение»

Ведущие раздают детям наборы восковых мелков или цветных карандашей, большие листы бумаги (A3). Ребя­там предлагается нарисовать свое настроение. Для выполнения этого задания ведущий предлагает каждому ребенку найти в зале удобное место и занять удобное положение: лежа, сидя. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, ведущий предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки. Так могут появиться «желтые», «синие» и другие рисунки. Получившийся коллаж, будет отражать настроение детей.

Далее ведущий просит сесть в круг, он зажигает свечу, и дети должны рассказать, что они хотели сказать своими рисунками и почему выбрали именно тот или иной цвет. (Особое внимание уделяется тем детям, которые оказываются в своей цветовой группе одинокими).

Источник

Читайте также:  Что сделать если чувствуешь себя одинокой
Оцените статью