Тренинг для педагогов «Все эмоции важны»
Тренинг предназначен для снятия психоэмоционального напряжения педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_-_vse_emotsii_vazhny.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Все эмоции важны»
Автор: Кононенко В.В.
Цель: снижение психоэмоционального напряжения педагогов.
1 этап — организационный
Упражнение 1. «Приветствие на сегодняшний день»
Цель: запуск процессов самораскрытия, сплочение группы.
Инструкция : «Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете апельсин тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили апельсин, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы апельсин побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.»
Обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями и эмоциями.
Упражнение 2. «Спутанные цепочки»
Цель: разогрев участников тренинга.
Описание упражнения : Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
2 этап – мотивационный
Упражнение 3. «Главное — второстепенное»
Цель: снижение «стресса торопливости», выработка у участников группы внутренних средств оптимального планирования своей жизни и работы.
Описание упражнения : Участникам предлагается на листе бумаги написать 10 — 12 дел, которые для них в настоящее время наиболее важны. Рекомендуется составлять список дел по мере их субъективной значимости.
После этого тренер просит группу сесть в круг, расслабиться и закрыть глаза. Он говорит: «Постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам сейчас лет 70 — 75. Вы уже давно на пенсии, не работаете, занимаетесь внуками, домашним хозяйством, гуляете с такими же, как вы, пожилыми пенсионерами. Вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные и самые радостные ее события. Вообразите, что из этого времени вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Например, вы можете подумать о том, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным».
Затем группе предлагается составить список своих занятий по степени значимости их в жизни, с точки зрения 75 — летнего возраста. Сравнить два полученных списка.
Вопросы для обсуждения :
— Какие дела остались для вас столь же важными и значимыми?
— Какие дела утратили свою значимость и почему?
В результате обсуждения необходимо показать различие между активностью и результативностью жизни человека. Высокий уровень активности (много дел, постоянная занятость, высокая интенсивность общения) часто означает не выполнение значимых дел, а суетливую трату времени по пустякам и искусственное поддержание внутреннего напряжения из-за страха что-то не успеть. Необходимо выделить в совей жизни главное и стараться так строить свое время и жизнь, чтобы основные усилия были потрачены на достижение главной цели, а второстепенные дела либо вообще были исключены из «списка», либо отложены на какой — то период.
3 этап — практический
Упражнение 4. «Разговор через стекло»
Цель: развитие невербальных навыков, умения распознавать эмоции.
Описание упражнения : Участники разбиваются на пары. Психолог: «Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено — ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте». Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное.
— Удалось ли понять смысл передаваемой информации?
— Чего не хватило?
— Как ещё можно было выразить смысл данной информации?
Упражнение 5. «Нахал»
Цель: развитие навыков конструктивной критики, повышение уровня саморегуляции, самоконтроля.
Инструкция: «Ну, бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто — то «влезает»! Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию.
Пожалуйста, разбейтесь на пары. В каждой паре партнер слева – добросовестно стоит в очереди. «Нахал» заходит справа. Отреагируйте экспромтом, да так, чтобы было не повадно. Начали! Теперь, давайте поменяемся ролями. Теперь нахал будет заходить слева, правые игроки каждой пары должны отреагировать. Начали.»
1. Кому удалось отбить охоту у «нахала» пройти без очереди?
2. Какие чувства возникали во время выполнения данного упражнения?
3. Чья реакция была наиболее приемлемой в сложившейся ситуации?
Упражнение 6. «Маяк»
Цель: развитие позитивного самовосприятия.
Инструкция: «Закройте глаза. Расслабьтесь. Отрегулируйте дыхание. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова — высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе — света, который никогда не гаснет.»
— Произошли ли какие — то изменения после данной медитации?
Упражнение 7. «Десять комнат»
Цель: осознание участниками своего внутреннего мира, собственной модели поведения при появлении различных эмоций.
Материалы: бумага, карандаши.
Инструкция : «Представьте, что вы живёте в доме, в котором 10 комнат: радости, страха, печали, плача, злости, агрессии, одиночества, надежды, и еще две. Какие? Решать и называть вам. Нарисуйте в каждой комнате её символы. Ответьте на вопросы: как часто вы там бываете, что делаете? В какой из комнат черпаете силы, а в какой, наоборот теряете?» Участники делят лист по своему усмотрению, подписывают названными и рисуют соответствующие символы.
Обсуждение: По завершении рисования, участники рассказывают, в каких комнатах им нравится находиться, а в каких – нет, какие чувства они считают позитивными, а какие – негативными, как долго они бывают в разных комнатах.
В процессе обсуждения может выясниться, что одни и те же состояния вызывают у участников разные чувства. Так, кому – то может быть грустно в комнате «одиночества», а для другого это комната является творческой лабораторией и т. д. Названия двух комнат, которые участники придумали сами, говорят об их ценностях на данный момент и актуальных потребностях.
Цель: упражнение помогает подчеркнуть важность вклада каждого участника в совместную деятельность, также оно помогает создать позитивную атмосферу в конфликтной или негативно настроенной группе.
Необходимые материалы. Маленькие листочки бумаги для записей, карандаши.
1. Участники получают листочки бумаги по количеству членов группы.
2. Каждый пишет на листочке имя другого участника и то, чем он особенно восхищается в этом человеке. На следующем листочке — имя следующего и так далее для каждого.
3. Затем листочки складывают, сверху надписывают имя получателя (подписываться не нужно), сдают ведущему, который раздает их адресатам.
— Расскажите о своих впечатлениях. То, что наиболее вам понравилось, что вас удивило, можете озвучить.
— Что нового вы о себе узнали?
— Что дало вам данное упражнение?
— Важно ли, по вашему мнению, подчёркивать всё то лучшее, что есть в человеке?
— Какова роль такой поддержки и позитивной обратной связи в группе?
9. Метафора «Шум и музыка»
Учитель и ученик проходили через деревню в день большого праздника. Когда они подошли к главной площади, звуки барабанов и крики людей стали настолько громкими, что ученик зажал уши ладонями. Но к его удивлению, учитель, пританцовывая, проходил всё глубже к центру площади, к месту главного действия. После того, как праздник закончился и люди, уставшие, разошлись по домам, ученик спросил учителя:
— Учитель, как ты мог радоваться и праздновать при таком шуме? Я не слышал даже своих мыслей!
— Ты был настроен на шум, мой друг, но для жителей этой деревни это была музыка. Я всего лишь воспринял эти звуки так же как и они. Большинство людей идут по жизни, воспринимая только шум. Пойдём же дальше, и давай на этот раз слушать музыку.
4 этап — рефлексивный
10. Рефлексия занятия:
— Каковы ваши впечатления от сегодняшнего тренинга?
— Какие упражнения вам особенно понравились?
— С чем вы уходите с тренинга?
Список использованной литературы:
- Захарова Г.И. Теоретические и методологические основы психологического тренинга: учебное пособие / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд — во ЮУрГУ, 2003. – 36 с.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков. – СПб.: «Речь», 2005. – 224 с.
- Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. — 3 — е изд. — М.: Психотерапия, 2006. — 256 с. — (Советы психолога учителю).
- Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / К. Фопель. – М.: Генезис, 2007. – 267 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2 — е, доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
Источник
Психологический тренинг для педагогов: «Учимся управлять эмоциями»
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_uchimsya_upravlyat_emotsiyami_1.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Психологический тренинг для педагогов:
«Учимся управлять эмоциями»
Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.
- создание комфортного психологического климата в группе;
- проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
- развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
- тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.
Материалы и оборудование:
Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; магнитофон с музыкой среднего темпа; 2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-4, мольберт.
1 упражнение « Знакомство»
Педагог — психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджи, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа — упрямая).
Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».
Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.
Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. быть активными.
Педагог – психолог: Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции — это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная « глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.
2. Упражнение « Ассоциации»
Педагог –психолог: Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).
1. радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)
2. злость (ярость, бешенство, негодование)
3. страх (боязнь, испуг, ужас, паника)
4. удивление (изумление, интерес)
5. грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)
6. спокойствие (умиротворение)
— Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. (список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.
3. Упражнение «Интонация»
Педагог – психолог: Знаете ли вы, что произнеся слово « здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.
С интересом (Удивлением)
Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.
4. Упражнение «Произнесите текст»
Педагог – психолог: Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).
«Зайку бросила хозяйка»
2. С максимальной громкостью.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.
5. Упражнение «Взгляд»
Педагог – психолог: Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?
Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз .
Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние . Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:
с настойчивым запретом,
с безмерным удивлением,
с ожиданием дальнейших действий.
Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
6. Упражнение «Мимика лица»
Педагог – психолог: Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.
Педагог – психолог: Посмотрите на фотографии эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждая фотография выражает. Подпишите их (30 секунд). Сравните свои результаты.
7. Упражнение «Заколдованный человек»
Педагог – психолог: Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово « счастье» на бумаге. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.
Подведение итогов. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов .Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.
Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада.
Цель: познакомить педагогов с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.
Результатом занятия с педагогами ДОО стало снятие психологического напряжения, получение эмоциональной поддержки, определение различных недостатков в распределении психической энергии, и как следствие.
Цель тренинга:Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.Задачи:создание комфортного психологического климата в группе;проверка уровня развития профессионально значимых свойств.
Цели: профилактика и коррекция тревожности, разрядка эмоционального напряжения, формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, выработка позитивного самоотнош.
Источник