- Стресс-менеджмент
- Кому подойдёт этот курс
- Тем, кто часто ощущает стресс на работе
- Управленцам и предпринимателям
- Фрилансерам
- Тем, кто работает удалённо
- Дневник для саморефлексии и action-план
- Чему вы научитесь
- Как пользоваться платформой
- Изучаете тему
- Выполняете задания
- Работаете с преподавателем
- Получаете сертификат
- Содержание курса
- Общее понимание природы стресса
- Диагностика стресса. Анализ поведения и эмоций в стрессовых ситуациях
- Базовые инструменты по работе со стрессом и ресурсным состоянием. Процесс формирования новых привычек для борьбы со стрессом
- Тайм-менеджмент для борьбы со стрессом
- Стресс в рабочих коммуникациях
- Action-план
- Итоговая работа. Mind-карта для работы со стрессом
- Получить презентацию курса и консультацию специалиста
- Тренинги по стресс-менеджменту
- Специфика
- Примеры содержания
- Подборка тренингов
- Программа тренинга «Stress-management. Управление стрессом»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Стресс-менеджмент
Научитесь эффективно работать со стрессом. Сможете предотвращать эмоциональное выгорание и управлять внутренним ресурсом. Почувствуете себя увереннее.
- Онлайн в удобное время
- Тестирование уровня стресса в начале и конце курса
- Дневник рефлексии для отслеживания результатов
- Доступ к курсу и дневнику навсегда
Кому подойдёт этот курс
Тем, кто часто ощущает стресс на работе
Получите инструменты по повышению стрессоустойчивости. Научитесь предотвращать эмоциональное выгорание.
Управленцам и предпринимателям
Поймёте, как эффективно управлять командой и мотивировать сотрудников. Узнаете, что такое work-life balance.
Фрилансерам
Научитесь планировать и приоритизировать задачи. Сможете эффективнее работать в ситуациях постоянных дедлайнов.
Тем, кто работает удалённо
Сможете организовать комфортный процесс удалённой работы. Поймёте, как эффективно распределять время и обязанности.
Дневник для саморефлексии и action-план
На курсе вы будете заполнять специальный дневник. В нём будут вопросы для размышлений, разделы для формирования привычек и отслеживания результатов. По вашим записям преподаватель даст обратную связь и рекомендации. В конце курса вы создадите план эффективной работы со стрессом для дальнейшей жизни.
Чему вы научитесь
- Диагностировать стрессовые состояния
- Определять ошибочные реакции на стресс
- Анализировать поведение при стрессе
- Формировать полезные привычки
- Отстаивать своё мнение и интересы
- Эффективно общаться с коллегами
- Применять инструменты тайм-менеджмента
- Управлять ресурсным состоянием
- Предотвращать эмоциональное выгорание
Как пользоваться платформой
Изучаете тему
В курсе — практические видеоуроки.
Выполняете задания
В том темпе, в котором вам удобно.
Работаете с преподавателем
Закрепляете знания и исправляете ошибки.
Получаете сертификат
И создаёте план борьбы со стрессом.
Содержание курса
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
Общее понимание природы стресса
Узнаете, что такое стресс и его возможные причины. Поймёте, что происходит с организмом во время стресса и какими могут быть последствия. Изучите базовые принципы повышения стрессоустойчивости. Пройдёте тестирование и определите свой уровень стресса.
Диагностика стресса. Анализ поведения и эмоций в стрессовых ситуациях
Научитесь отличать стресс от других психоэмоциональных состояний. Поймёте, как анализировать своё поведение в стрессовых ситуациях. Сможете конвертировать вредные негативные эмоции в полезные.
Базовые инструменты по работе со стрессом и ресурсным состоянием. Процесс формирования новых привычек для борьбы со стрессом
Узнаете, как работает сознание в стрессовых ситуациях. Сможете определять правильные и неправильные реакции в стрессовых ситуациях. Проанализируете свои привычки и научитесь внедрять в свою жизнь новые. Узнаете, что такое ресурсное состояние, как его достичь и как с ним работать.
Тайм-менеджмент для борьбы со стрессом
Научитесь использовать инструменты тайм-менеджмента для эффективного планирования задач и уменьшения стрессовых ситуаций. Поймёте, как распределять и планировать рабочее и личное время.
Стресс в рабочих коммуникациях
Изучите принципы построения коммуникации на работе в офлайне и онлайне для предотвращения стрессовых ситуаций. Узнаете, что такое эмоциональный интеллект и эмпатия и как их развивать. Поймёте, как определить и предотвратить эмоциональное выгорание.
Action-план
Подведёте итоги курса, познакомитесь с мотивирующими кейсами. Поймёте ценность финальной работы и получите инструкции и инструменты для её выполнения.
Итоговая работа. Mind-карта для работы со стрессом
В конце курса вы пройдёте повторное тестирование уровня стресса и подведёте итоги. Разработаете собственный план выхода из стрессовых состояний, который сможете применять в разных жизненных ситуациях.
Получить презентацию курса и консультацию специалиста
Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.
Источник
Тренинги по стресс-менеджменту
Специфика
Из всех курсов для деловых людей программы по управлению стрессом наиболее приближены к сугубо психологическим тренингам, где упор всегда делается на работу с внутренним миром человека. Поэтому при возможности лучше выбирать очные занятия под руководством профессионального психолога. Чему вы научитесь:
- управлять собственным мышлением, находясь в затруднительном положении, осознавать непродуктивные идеи и менять направление мыслей;
- владеть собой в процессе общения, избегать эмоционального перенапряжения при взаимодействии с окружающими;
- не допускать эмоционального выгорания и справляться с синдромом хронической усталости;
- адекватно относиться к критике, собственным и чужим ошибкам, мыслить позитивно;
- оценивать корпоративный климат и при необходимости менять его;
- быстро восстанавливаться психически и физически.
Поскольку занятия по управлению стрессом строятся на работе с личностью, повышается ценность индивидуальных консультаций. Тем не менее у групповых тренингов тоже есть свои преимущества: выполняя упражнения, участники взаимодействуют друг с другом и получают опыт, который невозможен при общении со специалистом тет-а-тет.
Примеры содержания
Двухдневный курс по теме предлагает Центр научно-технической информации «Прогресс» (Санкт-Петербург). Программа, которую можно пройти как очно, так и онлайн, включает в себя 4 раздела:
- Основные аспекты стресса. Его природа и разновидности, реакция человеческого организма на новые условия. Управление эмоциями, поведение в конфликте и в условиях перемен. Способы извлечь для себя пользу из напряжённых ситуаций и создать собственную антистрессовую тактику поведения.
- Управление стрессом как часть организационного менеджмента. Отслеживание напряжённости в коллективе, методы регуляции, способы наладить беспрепятственную коммуникацию с сотрудниками и снизить их общую конфликтность. Принципы «антистрессового» командообразования. Корпоративная культура и инструменты, помогающие создать благоприятный психологический климат.
- Ситуационное управление стрессом. Способы поведения в напряжённых ситуациях. Методы саморегуляции. Правила поведения в сложных деловых переговорах. Противодействие манипуляциям, конструктивная реакция на психологическое давление, выход из-под чужого влияния.
- Ресурсы личности. Эмоциональное выгорание и способы его избежать. Баланс между личной и деловой жизнью. Умение противостоять психологическим атакам. Профилактика стресса: визуализация, релаксация дыхательные и двигательные методики. Ценности как фактор защиты. Рациональное отношение к критическим замечаниям.
Очный тренинг включает в себя как теорию, так и практику. Каждый модуль программы завершается групповыми упражнениями, поэтому участники не только получают новые знания, но и осваивают умения.
Похожую программу предлагает учебное заведение под названием «Академия PwC». Здесь курс «Управление стрессом» рассчитан на 18 академических часов и посвящён следующим темам:
- Мониторинг уровня стресса на уровне личности и группы. Поведенческие индикаторы.
- Уменьшение напряжения в коллективе как одна из первоочередных задач руководителя.
- Источники внутренней гармонизации. Смысл жизни, заинтересованность в общем деле. Как вернуть внутреннее спокойствие.
- Физическое восстановление. Испытанные способы держать себя в хорошей форме.
- Эмоциональное восстановление. Взаимосвязь между чувствами и общим состоянием. Методы воздействия на собственные эмоции и настроения в команде.
- Интеллектуальные ресурсы для восстановления энергии. Правильное распределение внимания и творческое мышление как источники внутренних сил.
- Привычки, помогающие свести стресс к минимуму, и их закрепление. Методика «Линия времени» как способ воодушевить команду.
По утверждению организаторов, этот курс на 70% состоит из практики. Проводится он исключительно в корпоративном формате и рекомендуется руководителям подразделений.
Подборка тренингов
В таблице вы найдёте несколько примеров очных и дистанционных образовательных программ по теме. Более подробные сведения о каждой из них можно получить, пройдя по ссылкам.
Название | Организатор | Форма обучения | Краткое описание | Стоимость, рублей |
---|---|---|---|---|
«Управление стрессом» | Psychodemia | Онлайн | Шестнадцатичасовой курс для самостоятельного изучения включает в себя теоретическую и практическую части, предусмотрены домашние задания. По окончании выдаётся сертификат. Руководит программой Мария Данина, канд. психол. наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «ПИ РАО». | 5 800 |
«Стресс-менеджмент» | «Специалист» | Очная или онлайн | Учебный центр при МГТУ им. Баумана проводит 8-часовой курс по развитию стрессоустойчивости. Участники научатся диагностировать собственное психологическое состояние, бороться с эмоциональным выгоранием и владеть собой при напряжённом общении. Программой занимаются 4 преподавателя – профессиональные психологи и бизнес-тренеры. | 5990 (очно) и 5350 (онлайн) |
«Управление стрессом. Стресс-менеджмент» | ITC Group | Очная или онлайн | Двухдневный семинар на 16 академических часов для руководителей компаний, менеджеров и всех заинтересованных. Преподаватели научат правильно относиться к стрессовым ситуациям, повышать собственную психологическую устойчивость и управлять эмоциональными реакциями. По окончании выдаётся сертификат, а слушатели с профобразованием также получают удостоверение о повышении квалификации. Можно заказать корпоративный или индивидуальный тренинг. | 24 900 |
«Стресс-менеджмент» | «Академия бизнеса» | Очная или онлайн | Двухдневная интерактивная программа на 16 академических часов с большим количеством практических заданий, дискуссий и групповых упражнений (если формат очный). Целевая аудитория – менеджеры и рядовые сотрудники. Дополнительно предлагается смежный курс «MBTI: лидер и стресс» для руководителей. | 34 800 (очно) и 25 000 (онлайн), без учёта НДС |
«Стресс-менеджмент для бухгалтера» | Татьяна Сотникова и Екатерина Бабарико | Очная или онлайн | Двухдневная программа для сотрудников бухгалтерий основана на интенсивном взаимодействии с аудиторией. Проводятся упражнения в мини-группах, мозговые штурмы. Разыгрываются ситуации из реальной практики, затем участники совместно с тренером анализируют произошедшее. Авторы и ведущие тренинга – Т. Сотникова (психолог и бывший топ-менеджер компаний «ГСК», «Арго) и Е. Бабарико (к. э. н., тренер-преподаватель, автор научных статей, главный бухгалтер с 11-летним опытом). | 22 705 |
Устойчивость к психическим нагрузкам – одно из самых распространённых требований работодателей к кандидатам, особенно на руководящие должности. Тренинг по управлению стрессами научит по-новому смотреть на препятствия и неудачи, управлять собственными эмоциями и сохранять равновесие в сложных ситуациях, без которых бизнес немыслим.
Источник
Программа тренинга «Stress-management. Управление стрессом»
Цели и задачи тренинга «Стресс-менеджмент. Управление стрессом»:
· освоить уникальные способы снятия стресса и синдрома хронической усталости;
· научиться восстанавливать физические и душевные силы;
· эффективно использовать в повседневной жизни различные способы стресс-менеджмента;
· воспринимать любые обстоятельства, адекватно реагируя на них.
Результаты обучения:
· внутренний комфорт в любых ситуациях с любыми людьми;
· развитие и укрепление навыков самоконтроля;
· улучшение взаимоотношений в профессиональной сфере;
· улучшает сосредоточенность и сфокусированность на работе;
· каждый слушатель приобретает собственный опыт стресс-менеджмента, управления своими психоэнергетическими процессами, состоянием, поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_treninga_21.02.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Наша профессия предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянного цейтнота и растущей конкуренции. То время, в течение которого мы могли бы отдохнуть и успокоиться или заняться своими увлечениями, либо неумолимо сокращается, либо исчезает вовсе. Результат: мы чувствуем себя выжатыми, мы раздражительны и неуравновешенны, а в худших случаях начинается физическое недомогание.
Сегодня мы попытаемся выяснить, где кроются Ваши стрессоры, какого они рода и как Вы можете с ними совладать. Кроме этого, сегодня мы попытаемся научиться некоторым приемам по снятию стрессового напряжения.
Методы релаксации, которые мы будем осваивать, легко применимы и для человека, не обладающего опытом. Даже если Вы будете посвящать этому десять минут каждый день, Вы заметите, насколько спокойнее и расслабленнее Вы станете реагировать на бесконечные требования окружающего мира. Не дайте рабочим будням поглотить Вас без остатка!
Упражнение: — Начнем нашу работу с Интервью.
Участники разбиваются на пары и в течение 10-15 минут проводят взаимное интервью. По окончании – каждый представляет своего партнера. Участники также задают любые вопросы. (В этой процедуре значительно более высок обучающий эффект).
Селье впервые описал физиологический стресс, который возникает в ответ на переживание боли. Он выделял также эустресс и дистресс. Эустресс — стресс полезный, так как вызывает мобилизацию организма, поднимает жизненный тонус, дает нам возможность для самореализации. Однако если стрессовый фактор слишком сильный или его действие слишком длительно, а ресурсов для его преодоления у нас недостаточно, это приводит к развитию дистресса. Дистресс (от англ. distress — истощение, несчастье, горе) — это вредоносный стресс, связанный с отрицательными переживаниями и приводящий к развитию психосоматических изменений. Дистресс может оказывать отрицательное воздействие на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.
Традиционно в психологии выделяют физиологический и психологический виды стресса. Психологический стресс включает в себя эмоциональный и информационный виды стресса. Однако Ю. В. Щербатых [2006] разделяет понятия «психологического» и «эмоционального» стресса, указывая, что эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.). В то же время оба вида стресса имеют общую схему развития (тревога-адаптация-истощение), описанную еще Г. Селье. Многочисленные исследования доказали неразрывную связь стресса и эмоций, и в современной литературе можно встретить также термин «психоэмоциональный стресс».
Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи [Психология. Словарь, 1990, с. 434]. Таким образом, фрустрация — это острое переживание неудовлетворенной потребности. Фрустрацию можно описать следующей формулой: «Потребности — блокировка — отрицательные эмоции» [Красовский, 1997].
Фрустрация переживается особенно тяжело, если барьер, мешающий достижению цели, возникает внезапно и неожиданно. Какие причины могут вызвать состояние фрустрации? При всем разнообразии причин фрустрации их можно разделить на четыре группы:
- Физические барьеры (причины) .
- Биологические барьеры — болезнь, плохое самочувствие,
- Психологические барьеры — страхи и фобии, неуверенность в собственных силах, негативный прошлый опыт. Ярким примером этого барьера является, например, чрезмерно высокое предстартовое волнение, в результате которого даже отлично подготовленная презентация может закончиться провалом.
- Социокультурные барьеры — нормы, правила, запреты, существующие в обществе. В профессиональной деятельности социокультурные барьеры могут проявляться в виде необходимости поддерживать мнение большинства или начальника, даже если мы уверены, что он абсолютно не прав, соблюдать многие бесполезные внутрифирменные ритуалы.
Фрустрация обычно сопровождается переживанием негативных эмоций — гнева, агрессии, чувства вины, раздражения. Сильное переживание этих чувств может привести к дезадаптивным формам поведения:
- агрессивные реакции, направленные на другого человека (если находится «козел отпущения») или самого себя («рвать на себе волосы», «стучать головой об стенку»). В некоторых случаях агрессия может быть эффективной и уместной;
- уход из ситуации, отказ от любой деятельности, апатия;
- регрессия, когда взрослые начинают вести себя как дети — отказываются от еды после ссоры, перестают общаться, обижаются, ждут чуда, которое им поможет разрешить данную ситуацию;
- двигательное возбуждение, когда человек не может контролировать свое внешнее поведение и совершает бесцельные и неупорядоченные действия: скажем, человек может многократно дергать ручку двери, зная, что дверь закрыта, и он не может попасть в помещение;
- включение механизмов защиты, которые в данном случае помогают пережить остроту фрустрации («Не очень-то и хотелось этого достигать!»).
Понятно, что эти формы поведения не способствуют решению проблемы, однако дают возможность снизить накопившееся в результате переживания фрустрации напряжение.
Рассмотрим адаптивные реакции на фрустрацию. К этим реакциям относят такое поведение, которое помогает каким-то образом разрешить ситуацию и тем самым снижает напряжение. К такому поведению можно отнести:
- преодоление препятствия с использованием новых методов и средств или с помощью изменения своей стратегии поведения; поиск путей, чтобы обойти препятствие;
- компенсация — поиск другой сферы для удовлетворения потребности;
отказ от намеченной цели, выбор новой цели, переоценка ценностей.
Игра «Построиться по росту»
Цель. Выявление того, как фрустрация одной или нескольких потребностей человека (лишение возможности получать информацию из окружающей среды при помощи зрительного канала, запрет на использование вербальной формы общения) влияет на выбор им стратегии своего поведения.
Содержание. Тренер просит группу встать в круг и внимательно посмотреть друг на друга, затем дает инструкцию: «Пожалуйста, закройте глаза. (Для усиления эффективности игры можно раздать игрокам специальные очки.) Теперь постарайтесь в полной тишине, НЕ РАЗГОВАРИВАЯ и как можно быстрее построиться по росту».
Как правило, уже на первой минуте нарушается запрет на вербальное общение. Чаще всего игроки начинают задавать вопросы, касающиеся местонахождения самых высоких участников, возможных вариантов общения и т. д. В этом случае тренер, стараясь придерживаться нейтрального тона, повторяет одну и ту же фразу: «Разговаривать нельзя» или «Играем молча». После того как все выстроятся, тренер просит открыть глаза (снять очки) и посмотреть на порядок расстановки.
Обсуждение. Каждый участник по кругу отвечает на вопросы тренера:
- Какая стратегия поведения была выбрана вами?
- Нарушали ли вы основные правила игры?
- Похожа ли эта игра на реальную жизненную ситуацию?
- Довольны ли вы своим поведением, что бы хотелось изменить?
- Что мешало вам быть более эффективным?
Сообщение критической информации сотрудникам — неизбежная и не всегда приятная обязанность руководителя — может быть обусловлено необходимостью достижения одной из поставленных им целей:
- критика-похвала («Вы много сделали для решения данной проблемы. Теперь необходимо исправить отдельные детали»);
- критика-сожаление («Мне жаль, что не удалось вовремя закончить проект»);
- критика-указание («За последний месяц вы обучили только два подразделения. В следующем месяце необходимо привлечь к обучению еще несколько отделов»);
- критика-сопереживание («Я понимаю, что вы устали, но надо срочно исправить ошибки в отчете»);
- критика-приказ («В связи с невыполнением в срок задания приказываю. ») и др.
Используя критику, менеджер должен быть готов к тому, что в ответ люди обычно демонстрируют следующее поведение:
• реагируют эмоционально (могут плакать, смеяться, проявлять вербальную агрессию);
- стараются объяснить, почему подобная ситуация произошла. Для этого надо дать им время. Это может быть ценной оперативной информацией для менеджера;
- работник может выдвинуть какие-то ответные требования, если ему кажется, что руководитель требует от него невозможного. В этой ситуации менеджер может быть готов обсудить возможные ресурсы подчиненного, необходимые для решения возникшей ситуации.
1. Выслушать партнера, не перебивая.
2. Осознать собственное эмоциональное состояние и при необ-
ходимости применить одну из техник саморегуляции.
- Выделить из сказанного только факты.
- Задать уточняющие вопросы.
- Проанализировать зафиксированные факты.
6. Постараться понять, какую пользу можно извлечь из выска-
занных претензий.
7. Дать ответ на критику:
а) в случае частичного согласия:
- кратко резюмировать сказанное;
- сказать, что из предложенного критикующим может быть исправлено (сделано);
- продумать, как полученную информацию можно использовать для предотвращения других возможных недоразумений;
б) в случае несогласия:
- изложить контрфакты (избегая излишней эмоциональности);
- вербализовать свои чувства, используя только Я-сообщеше;
- косвенно вербализовать чувствд партнера [Сидоренко, 1999];
- взять тайм-аут: «Мне необходимо подумать над тем, что вы сказали», «Я не готов ответить на ваши слова сейчас», «Давайте вернемся к этому вопросу позже» и т. д.;
• использовать юмор (не сарказм!).
Упражнение «Достойный ответ»
[Монина, Лютова, 2007]
Цель. Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Содержание. Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников (варианты высказываний приведены в приложении 19). Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Обсуждение. Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
СТРЕССЫ В ПРОФЕССИЯХ «ЧЕЛОВЕК—ЧЕЛОВЕК»
Специалисты в области профессионального стресса [Фонтана, 1995; Форманюк, 1994; Водопьянова, 2003; и др.] предлагают различные классификации причин стресса в помогающих и коммуникативных профессиях (менеджеров, врачей, педагогов, социальных работников, продавцов-консультантов, рекрутеров и др.), в которых деятельность напрямую связана с интенсивным общением. В каждой из перечисленных профессий значимость и уровень стрессогенности каждого из факторов будет различна. В зависимости от состава тренинговой группы и запроса участников целесообразно в большей степени уделить внимание стрессогенным факторам в деятельности руководителя и персонала. Английский психотерапевт Дэвид Фонтана [1995] наиболее стрессогенными в коммуникативных профессиях считает следующие профессиональные требования:
1. Длительное и интенсивное общение
2. Недостаточная профессиональная подготовка.
3. Эмоциональные взаимоотношения с клиентами и под-
чиненными. Профессиональная ответственность.
- Неспособность помогать или действовать эффективно.
6. Изоляция от поддержки коллег.
7. Недостаточное моральное и материальное стимулирование.
Игра: плохой клиент хороший клиент
«Профессионально трудные ситуации» (ПТС)
В настоящее время не существует единой классификации трудных ситуаций в социальной сфере и профессиональной деятельности. Тренер знакомит участников с классификацией Р. Лазаруса, который выделяет три типа ПТС: ситуации «потери» (времени, личностных ресурсов, материальных средств), «угрозы потери» (переживания по поводу возможных потерь) и «вызова» (требующие от работников чрезмерных затрат, превышающих их ресурсы). Тренер может предложить участникам привести типичные профессионально трудные ситуации своей профессиональной деятельности и составить собственную классификацию.
«Копинг-стратегии и их роль в преодолении стресса»
Коппинг , копинговые стратегии ( англ. coping, coping strategy ) — это то, что делает человек , чтобы справиться ( англ. to cope with ) со стрессом . Понятие объединяет когнитивные , эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, — переживание (см. например,
Упражнение «Выкинь свои проблемы» (Модификация упражнения Ньюстром, Сканнел [1997])
Цель. Предоставление участникам возможности получить об¬ратную связь по поводу своей проблемы, обменяться опытом.
с точки зрения позитивной психотерапии здоровый человек — это не тот, у кого нет проблем, а тот, кто имеет проблемы и старается их решить. Листы с описанием проблемы не подписываются, в процессе обсуждения» нельзя раскрывать автор¬ство. Именно поэтому тренер просит участников писать разборчиво. После того как участники описали свои ситуации, тренер предлагает им скомкать свои листы и бросить в пакет или мешок. После этого группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Каждый участник подходит к ведущему и вынимает записки из мешка. На обсуждение каждой проблемы отводится 5 минут. Если кто-то из участников подгруппы догадался, чья эта проблема, он не должен делиться своей информацией или догадками с участниками. Если участник вытаскивает свою проблему, он не должен признаваться в своем авторстве. Обсуждение проводится методом мозгового штурма, то есть задача каждой подгруппы — найти как можно больше вариантов решений заявленной в записке проблемы. Для повышения эффективности этой процедуры мы предлагаем в каждой подгруппе выбрать секретаря, который записывал бы возможные варианты решений и следил за временем. После того как время истечет, каждая подгруппа зачитывает свои «проблемы» и варианты их решений. Тренер предлагает остальным участникам группы добавлять какие-либо предложения и варианты решений.
С любым стрессом можно бороться, разложив его по полочкам
Упражнение «Инвентаризация стрессов»
Цель. Осознание актуальных стрессов в профессиональной деятельности.
Д. Фонтана предлагает следующий подход к работе со стрессовыми факторами, связанными с вашей работой. Во-первых, необходимо настроить себя на то, что действительно что-то всегда можно сделать для уменьшения влияния стресса. 60% людей, которые считают свою работу вызывающей стресс, не имеют никакой программы по управлению им. Это связано во многом с тем, что мы все не очень охотно признаемся окружающим и самим себе, что испытываем стресс. Мы не хотим показаться слабыми и стремимся выстоять любой ценой. Однако, если влияние стрессоров не ослабевает, это приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания и ухудшению самочувствия. Что можно сделать в данной ситуации?
Опыт проведения данного упражнения показывает, что для более эффективной проработки стрессовых ситуаций, начиная с 4-го шага, можно использовать работу в парах или подгруппах. В этом случае один выступает в роли консультанта, а другой рассказывает о своей стрессовой ситуации. При проведении обсуждения стрессора в подгруппах в роли консультантов могут выступать сразу несколько участников.
Поскольку все участники группы находятся на различных уровнях осознания причин собственных стрессов, то продуктивность данного упражнения будет различаться. После проведения упражнения необходимо обсудить с участниками группы их результаты, особо останавливаясь на тех трудностях, с которыми они столкнулись, работая над своими стрессорами и помогая другим решать их проблемы.
Это упражнение полезно руководителям по двум причинам. Во-первых, они развивают навыки слушания, а во-вторых, это наглядно иллюстрирует, что на работе люди испытывают самые разнообразные стрессы.
Если причина стресса какого-либо участника связана с глубокой личной проблемой, решить ее в ходе одного упражнения невозможно. В этом случае оздоравливающий эффект будет достигнут за счет возможности просто рассказать свою ситуацию внимательному слушателю, в роли которого может выступить партнер по данному упражнению.
Обобщающее упражнение «Портрет стрессоустойчивого человека»
Цель. Обобщение информации, полученной в течение дня. Содержание.
Этап 1. Каждый участник записывает два личностных качества, которые помогают ему справляться со стрессом.
Этап 2. Группа делится на подгруппы, в которых составляется «Портрет стрессоустойчивого человека». Обязательное условие: в списке личностных качеств, составленном группой, должно быть два качества от каждого ее участника.
Этап 3. После составления списка подгруппы составляют резюме для участия в саммите «Самый успешный и стрессоустойчивый специалист года».
Рекомендации. Участники могут провести обсуждение тех качеств, которые наиболее часто (или наиболее редко) упоминались в резюме, проанализировать их и составить собственную программу, включающую формирование необходимых для стрес-соустойчивости личностных качеств.
Источник