Глава 5. Саморегуляция
Сад чувств
Игра 64 (с 8 лет)
Цели: В этой игре дети смогут поговорить о том, что вызывает у них стресс, и что они потом делают, чтобы восстановить внутреннее равновесие. В конце игры они смогут пофантазировать — это поможет им потом сосредоточиться и работать с более ясной головой.
Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку, «Камень повествования» (описание — на стр. 115), аудиокассета с записью спокойной музыки.
Инструкция: Сядьте все вместе в круг. Давайте поговорим о том, что для вас тяжело и что происходит, когда вы чувствуете напряжение. Вы огорчаетесь? Или у вас болит голова или живот? Или вы не можете сосредоточиться и делаете очень много ошибок? Многое в жизни вызывает у нас тяжелое состояние: когда мы испытываем страх перед контрольной; когда мы на кого-нибудь сильно рассердимся, когда мы плохо выспались, когда поссорились с родителями. Но и хорошие вещи могут вызывать у нас напряжение, например, когда мы чрезмерно радуемся своему дню рождения, так что даже не можем заснуть.
Думали ли вы о том, что вызывает у вас напряжение, приводит вас к стрессу? И как он у вас проявляется? Подумайте об этом минутку в тишине. Теперь будет говорить только кто-нибудь один из вас.
Этот ребенок должен будет взять Камень повествования. Все остальные будут внимательно слушать.
Сначала пусть каждый ребенок расскажет о своей стрессовой ситуации, а Вы напишите на доске список разных возможных ситуаций. Во второй части занятия вернитесь к этому списку и обсудите с детьми, что можно сделать, чтобы справиться с напряжением. Под конец занятия подведите детей к некоторой воображаемой ситуации. В ней будет заключаться прекрасная метафора, дающая возможность воспарить духом.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я хочу вам показать, как и в плохие времена можно пополнить запас внутреннего спокойствия и обрести свежие силы. Три раза глубоко вздохните и слушайте внимательно мой голос.
Представь себе, что ты идешь по саду, по которому много лет не ступала нога человека, и твоя задача — позаботиться об этом саде. Тебе надо навести в саду порядок и сгрести старые листья, сухие ветки, отцветшие цветы. Ты берешь легкие грабли и другой инструмент, который может понадобиться при уборке сада. Ты срезаешь старые сухие ветки, которые загораживают свет живым растениям, и выдергиваешь сорняки, которыми заросли маленькие тропинки. Ты заботишься о том, чтобы все снова было красиво и можно было бы любоваться ухоженным садом. Затем ты сажаешь новые растения, следя за тем, чтобы всем необычным и редким растениям нашлось свое место. Теперь сад выглядит уже намного ярче, и повсюду красочно сверкают пестрые цветы.
Ты слышишь чудесные звуки в этом саду: жужжание шмелей, пение птиц, шум далекого водопада. Но между тем, каким глубочайшим спокойствием наполнена природа! Этот покой помогает тебе хорошо сосредоточиться. Ты начинаешь острее слышать, ощущаешь самые тонкие запахи, становишься более чутким ко всему…
Все вокруг наполнено сильными запахами: смолистым ароматом сосны, запахом травы, благоуханием сирени, розы и жасмина. Вот в воздухе запахло дымом: где-то зажгли костер, чтобы приготовить еду. Представь себе всю эту вкусную еду и на сладкое — свой любимый десерт. Тебе настолько любопытно, что ты идешь к этому лагерному костру… и находишь богато накрытый стол. Кто-то подарил тебе еще одну радость! И ты садишься за стол и наслаждаешься этой едой. Сидишь ты при этом на большом пне, бывшим когда-то частью могучего дерева. Ты проводишь рукой по коре и ощущаешь, сколько силы было в этом дереве.
В этом саду ты мог бы провести еще много времени. За работу, которую ты здесь сделал, ты будешь щедро вознагражден. Внутренний голос говорит, что ты можешь вернуться в этот чудесный сад в любое время, когда захочешь отдохнуть или найти покой. Этот сад цветет в твоем собственном воображении, которое также полно жизни и ярко, как и сам этот сад:
Теперь вздохни глубоко и попрощайся с садом. Ты знаешь, что ты всегда сможешь туда вернуться. Потянись и открой глаза.
Возьми лист бумаги и карандаши и нарисуй свой сад.
— Знаком ли тебе стресс, который приносит пользу?
— Каких стрессов ты можешь избежать?
— Что происходит с твоим телом, когда ты испытываешь стресс?
— Что делают твои родные, когда испытывают стресс?
— Когда у нас в классе бывают стрессовые ситуации?
— Достаточно ли тебе перемены, чтобы отдохнуть и «заправиться» энергией?
— Что больше всего понравилось тебе в воображаемом саду?
— Что доставило тебе наибольшую радость в твоей прогулке по саду: прекрасный вид, дивные звуки, запахи или вкусная еда?
Источник
Методическая разработка тренинг «Сад моих чувств» (для детей с повышенной тревожностью)
У детей младшего школьного возраста по мере развития личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляциии контролю. Важным фактором психо-эмоционального развития является социальное окружение ребенка: семья, учитель, класс. Успешность ребенка зависит от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе: активный становится лидером, а тихий, тревожный часто превращается в аутсайдера. Одна из острых проблем обучения в школе – содержание двигательной активности у подвижных детей и наоборот, активизация пассивных. Следовательно, задача психологической службы: укреплять психику ребенка, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи, отрицательные эмоции.
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве; неуверенности в правильности своих ответов, решений.
Поэтому ребенка нужно научить развивать “комплекс произвольности” — умение отслеживать, регулировать, контролировать свои эмоции. Данный тренинг предлагает через игровые методы психокоррекционного характера:
- Вырабатывание конструктивных способов поведения в трудных ситуациях; овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
- Снятие страхов, невротических реакций, развитие воображения.
- Сохранение психического здоровья детей и предупреждение эмоциональных расстройств.
В ходе наших занятий ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь. Характер упражнений в тренинге подобран таким образом, что помогает преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дать возможность для самовыражения.
Методика тренинга включает приемы психогимнастики (5) эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов, аутотренинга.
Игровое содержание тренинга не случайно: оно продумано так, чтобы выполнить следующие задачи:
— дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения;
— учить ребенка задерживать внимание на своих ощущениях, сравнивать их.
При этом важно соблюдать попеременно мышечное напряжение и расслабление.
Такое чередование движений гармонирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействовать только словом.
Занятие тренинга саморегуляции проводится 1 раз в неделю (2 части по 30 минут и 5 минут перемена).
Подведение итогов и анализ результатов тренинга предполагает рефлексию успехов и неудач, выделение проблемных зон и их разрешение в дальнейшей работе.
I Этап диагностический
а) тест Филипса (опр. уровня школьной тревожности)
б) оценка психо — эмоционального состояния школьника (Опросник САН).
1. Повышать способность осознания каждым ребенком самого себя;
2. Учить принимать себя и других детей такими, какие они есть;
3. Развивать ответственность за свои поступки;
4. Учить анализировать свои состояния;
5. Обучать процессу саморегуляции своего состояния.
II Этап – набор детей
По результатам диагностики идет набор детей в группу, учитывая запрос учителей и родителей. Возраст детей до 10 лет, численный состав 10-12 человек.
III Этап – тренинг
Для того чтобы занятия были эффективны, я в вожу несколько правил:
1. Правило активности каждого участника.
2. Правило постоянства.
3. Привило откровенности и искренности: говорить то, что ты думаешь и ощущаешь.
4. Правило “Молчания” для того члена группы, кто не хочет отвечать в каком – то упражнении.
Тема: “Угадайка” (опр. эмоциональное состояние ребенка – раскрасить лепестки у ромашки). Экспресс диагностика.
1. Представление детей по именам (прислушиваются к звуку своего имени, выбирают ласковые имена, взявшись при этом за руки).
2. Литеризация имени. Каждый участник называет свое имя с буквой. (Например: ласковая Лена, милая Маша и т.д).
3. Узнавание партнера. Дети разбиваются на пары, внимательно изучают друг друга (зрительно).
Затем произносят имя друг друга так, чтобы партнеру было приятно. Затем с закрытыми глазами легко касаются волос и лица партнера (тактильная память).
4. Представление партнера. “Мой сосед”.
Дети должны посмотреть друг на друга, обратить внимание на одежду, прическу, глаза. Затем кто-то один из группы закрывает глаза, ему задают вопросы: Кто одет в голубое платье? Какого цвета глаза у соседа? и т. д.
5. Звучит музыка “Шум волны”. Упр. “Дыхание”.
Цель: обучение детей регулированию своего состояния.
Ложимся на коврики, закрываем глаза. Медленно расслабляем тело, сосредотачиваемся на своем дыхании, прислушиваемся к нему. Дышим ровно, глубоко (от пупка). Послушаем свои ощущения, понаблюдаем за фазами дыхания: вдох-выдох, пауза, вдох-выдох.
Теперь прислушайтесь к шуму волны.
Представьте себе эту волну: ее шум, движение, брызги, привкус соли на губах.
Обсуждение в группе, как удалось выполнить задание, что при этом испытывал каждый участник.
Оценивание с помощью 10 пальцев: интерес к занятию, желание посетить в следующий раз.
Звук группы: взявшись за руки, закрываем глаза и озвучиваем свое состояние, прислушиваемся к звукам, добиваемся единого звучания.
1. Рисуем на доске рожицы. (Экспресс диагностика).
Цель: узнать эмоциональное состояние детей. Как успехи? Что было приятного за сегодняшний день?
Нарисуйте, какая рожица вам нравится больше всего?
2. Упражнение “Зеркало”.
Группа встает в круг, каждый по очереди выходит в центр, совершает какое-то движение. Остальные – зеркало – его изображают. Условие: зеркала касаться нельзя.
3. Упражнение “Комплименты”.
Дети образуют два круга. Один внешний, другой – внутренний. Затем начинают двигаться и хвалить друг друга (контакт глаза в глаза).
Пример: “Дима, ты всегда такой веселый”, другой отвечает: “Мне нравится твоя улыбка” и т.д.
4. Релаксация: воздушный шар (муз. Ж. М. Жарр).
Представьте, что у вас нет живота, а надувной шарик. сначала он маленький, а потом начинает расти – расти – расти (живот надуваем, выпячиваем), а потом как лопнет (выдох, хлопок в ладоши). Затем ложимся на коврик.
Упражнение “Небо” 5 мин.
Цель: ощущение покоя, обретение способности управлять своими мыслями.
Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По небу двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если о чем-то думаешь, пусть мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Очень спокоен, уравновешен и счастлив, ты ощущаешь покой, тишину, радость. Теперь медленно открой глаза. Некоторое время полежи спокойно. Прислушайся к себе.
Обсуждение в группе:
Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
5. Упражнение “Облака”.
Цель: развитие мимики, воображения.
Я читаю стихотворение, а вы должны изображать облака, которые в этом стихотворении.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел,
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
-Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек. (Н.А. Екимова)
1) Что понравилось сегодня на занятии?
2) Мгновенная социометрия.
Возьмите за руки двух человек, с которыми вам приятно общение в этой группе.
3) Прощание: подарите друг другу воздушный поцелуй.
Цель: получение обратной связи, развитие произвольной памяти на различные эмоциональные состояния.
1. Диагностика состояния: квадратики разноцветные. Выберите себе тот, который понравился.
2. Показываю игрушку детям и говорю, о том, чем мне она нравится, как она похожа на мою любимую игрушку в детстве.
Беседа о любимых игрушках (по кругу).
3. Изобразите свою любимую игрушку пантомимой, другие пытаются отгадать.
4. Игра “Кот в мешке”. Выбрать с закрытыми глазами игрушку в мешке на ощупь (тактильная чувствительность).
Передать эмоцию выбранной игрушки.
Обсуждение: что ты при этом чувствовал?
Дети копируют эмоциональное состояние игрушки по сигналу “Замри”.
5. Релаксация “сад чувств” (10 – 12 минут).
Ложимся на коврик. Закрываем глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад. И становишься его садовником. Тебе хочется его очистить от мокрых листьев и веток. Ты берешь инструменты и начинаешь работу. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые красивые цветы и деревья. Сад наполняется прекрасными звуками: слышишь пение птиц, звук водопада, жужжание пчел и потаенный звук глубокого покоя. Ты ощущаешь запах сосны, чистого воздуха, сильный крепкий запах земли. Воздух отдает дымом. Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкусненькое, чтобы потекли слюнки. Представляя это, отпусти руки, коснись прохладной влажной земли. Ты любуешься своим маленьким садом. Все твои чувства говорят тебе, что ты можешь прийти в этот сад в любое время. Он цветет в твоем воображении и каждый день там цветут новые цветы. Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, медленно открой глаза. Если хочешь – нарисуй сад своих чувств. Обсуждение.
Рефлексия
Звук группы, рассматривание рисунков.
Цель: передача эмоционального состояния через сказку.
1. Узнаем друг друга по голосу, прикосновениям.
3. Инсценировка сказки “Колобок” с передачей эмоционального фона каждого героя (в масках).
Передать эмоцию радости, удовольствия. Что случилось с Колобком? – эмоции переживания эмпатии.
Придумываем новую концовку-радость.
Вся группа вместе со мной сначала выполняет движения руками параллельно земле, затем на уровне пояса, затем руки поднимаются вверх к солнцу, встали на цыпочки, тянемся руками к солнцу выше и выше, подпрыгиваем сначала низко, затем все выше и выше.
Что вы сегодня ощущали на занятии, как вы себя чувствовали во время игры, во время танца?
Поблагодарим друг друга за работу глазами и жестами.
Цель: снятие страхов, помочь справиться с негативными переживаниями детей, обучить саморегуляции своего состояния.
1. Подарите друг другу приветствие только глазами.
2. Упражнение “Трусливый зайчик”.
На руку одевается перчаточная кукла “Заяц” разыгрывается эмоция страха (по очереди).
Обсуждение: Кто кого боится? Когда я чувствую себя трусливым зайчишкой?
3. На что похож мой страх?
Рисование своих страхов. Рассказы о нем.
Вопрос: так ли тебе страшно теперь, после того, как ты о нем рассказал?
Задача для психолога – отследить детей с трудными случаями неврозами – с ними необходимо работать индивидуально.
4. Упражнение “Я смелый”
Каждый ребенок громко и уверенно произносит фразу “Я смелый” (по очереди). Все аплодируют.
5. Игра-релаксация “Бой со Змеем-Горынычем”.
Цель: снять страх перед агрессией у одного, двух участников.
Роли: Иван-Царевич, Змей-Горыныч (несколько человек — 3). Разыгрываем битву, Иван-Царевич побеждает Змея. Все радуются, кричат “Ура!”
Поздравляют. После игры обсуждаем, что чувствовал каждый ребенок в игре. Игра стимулирует фантазию, воображение, снимает страх.
Другой вариант “Темнота”.
Несколько детей уговаривают водящего не ходить в темную комнату, пугают его. Но ребенок входит в темную комнату на 3 – 5 минут и находится там, пока не зазвучит музыка. ребенок выбегает из комнаты имитируя звук какого-либо животного. Все его поздравляют.
Что нового вы узнали о себе?
Что нового вы узнали о других?
Как вы можете помочь себе в трудную минуту при плохом настроении?
2. Записи на память.
3. Оценка на пальцах:
своего состояния
пользы от занятий
желания работать на других занятиях.
IV этап
Анализ групповой деятельности.
Дневник ведущего: интересные находки и неудачи.
Анализ работы позволяет выделить ключевые проблемы, положительный и отрицательный результат, способствует накоплению опыта.
1. Ш. Левис. “Ребенок и стресс”, Питер 1997 г.
2. Ред. Бурлаковой Н. С. “Возможности практической психологии в образовании”, УЦ Перспектива 1998 г.
3. Минеева В. М. “Развитие эмоций” Москва 1999 г.
4. А. И. Захаров. “Неврозы у детей”. С-Петербург 1996 г.
Источник