Тренинг по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Светлана Боина
Тренинг по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Научные и исторические факты:
Научное изучение эмоционального интеллекта положило свое еще со времен Дарвина, а стало набирать свои обороты в конце 50-х годов. Изучением занимались психологи разных стран, в т. ч. Россия (ранее Советский Союз): но серьезно подошли к изучению эмоционального интеллекта на Западе.
Пол Экман в рамках национального задания по исследованию получил гранд на научные исследования и занялся подтверждением дарвинской теории, которая гласила. Что люди любой расы,независимо от места и условий происхождения с рождения наделены:
• одинаковыми эмоциями,
И способны их одинаково выражать в схожих представших перед ними жизненных ситуациях.
Исследования Пола Экмана служили только началом в изучении эмоционального интеллекта человека.
Тема развития эмоционального интеллектаявляется важной по нескольким направлениям:
• Расширить представление педагогов о эмоциональном интеллекте;
• При организации взаимодействия в Семьями воспитанников, расширить
• представления (законных представителей) о развитии эмоциональном интеллекте;
• Развивать эмоциональный интеллект воспитанников.
Работа в ДОУ направленная на развитие эмоционального интеллекта:
• С изучения и развития эмоционального фона воспитанников. Способны ли они различать эмоции других людей.
Научно и практически доказано, что дети способны различать эмоции своих собеседников (дарвинская теория доказана еще в конце 60-х годов, подтверждено П. Экманов и Л. С. Выготским)
Какие новые формы работы применялись:
• Проигрывание через драматизацию героев с их образами, чувствами.
• Речевое развитие с помощью развития эмоционального интеллекта.
• Игры направленные на развитие способностей узнавать свои внутренние переживания, сопереживанию других людей.
• выставка рисунков «Минутки радости и грусти».
• работа с педагогами, направленная на выявление алекситимии, и дающая возможность развивать способности, связанные с развитием эмоционального интеллекта,
• Работа направленная на развитие саморегуляции,
• Работа направленная на развитие гибкого (вариативного) мышление,
• Работа направленная на целеполагание и достижение поставленной перед собой задачей,
• Развитие командообразования.
• Обмен опытом с педагогами других детских садов,
• Семинар- практикум для педагогах о представлении значения термина «эмоциональный интеллект»,
• Работа с родителями на родительском собрании о представлении значения эмоционального интеллекта.
• Проведение тренингов и обучающих семинаров для родителей (законных представителей) воспитанников,
• Продолжать развивать эмоциональный интеллект воспитанников, проводя игровые занятия, тренинги, во время непосредственной образовательной деятельности.
Тренинг, способствующий развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Способствовать формированию самомотивации воспитанников, достижению поставленных перед ними задач в соответствии с задачами направленными на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
1. Способствовать развитию саморегуляции.
2. Развивать совместную деятельность воспитанников, способствующую чувству командности- командообразование.
3. Способствовать развитию вариативности мышления детей старшего дошкольного возраста.
4. Способствовать принятию решений, среди открывшихся перед детьми возможностями выбора, в соответствии с социальными нормами и правилами поведения.
5. Способствовать развитию коммуникативных навыков, исключая возможности конфликтных ситуаций, формированию способности договариваться.
Возраст детей: 6-7 лет
Количество детей в группе: 10-12 человек.
Длительность тренинга: 25-30 минут
Цель: познакомить детей с эмоционально- позитивным способом запоминания и воспроизведения информации.
1. Научить детей вырабатывать синхронный ритм, способствующий концентрации внимания в поставленной перед ними задачей;
2. Научить принимать ответы других детей, даже если они оказались не правильные, пользуясь правилом «В игре все равны».
3. Научить детей самомотивации, для достижения поставленной перед ними задачи, в процессе упражнения, благодаря позитивной атмосферы в группе.
4. Способствовать развитию памяти детей.
Длительность упражнения 10-15 минут.
Ход упражнения:
Дети сидят в кругу на стульчиках. Тренер занимает позицию участника и садится с ними на стульчике в круг. Предлагает поиграть в игру «Ладушки». Дети четко представляют себе картинку и правила игры в «Ладушки» из раннего детского возраста. Тренер предлагает воспроизвести данную игру, чтобы вспомнить, какими все были маленькими и играли в «Ладушки». Похлопали. Тренер поясняет, что таким образом все, в том числе и он сам играли, пока нам было 1-2 года. И предлагает новые правила игры, предлагая детям повторять за ним, соблюдая точный ритм.Например: 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям. Дожидаемся выравнивания ритма. Детям необходимо заинтересованно отработать данный процесс, т. к. впереди их ждет новое интересное задание.
Продолжая соблюдать ритм, тренер предлагает загадать каждому ребенку цвет. Далее ритм соблюдается на протяжении всего упражнения. Тренер обращает внимание, прежде всего на ритм хлопков и последовательность выполнения хлопков. Если произошел сбой, необходимо выровнять ритм, после чего продолжить упражнение. Дети тем самым будут уверены в правильности выполнения задания, концентрируя внимание на своих действиях.
Тренер предлагает озвучить каждым ребенком его цвет. В случае, если цвет уже повторяется, заменяется на другой. Далее тренер предлагает детям озвучить свой цвет и цвет, который они запомнили.Показывая на собственном примере: называет свой цвет, и цвет того ребенка, чей он запомнил и комментирует дальнейшие правила.
Например: «Оранжевый- синий. Дима синий цвет твой? (ребенок слышит свой цвет, подтверждает.) Теперь Дима, ты называешь свой цвет и другой, какой ты запомнил. А вы ребята слушайте, внимательно, потому что могут назвать ваш цвет.»
Упражнение повторяется, до тех пор, пока не окажутся задействованы все участники. Упражнение можно усложнить запоминанием цифр участников круга, так же сложением цифр.
В этом возрасте (начиная с 6 лет) начинает развиваться ведущая репрезентативная система восприятия детей. Тренер отслеживает, каким методом пользуется ребенок, чтобы далее провести работу с родителями. Идеальный вариант, когда все репрезентативные системы задействованы, что способствует развитию эмоционального интеллекта в полном объеме.
Упражнение: «Сиамские близнецы».
Цель: способствовать развитию эмоционального мышления методом командообразования.
1. Развивать вариативное (гибкое) мышление.
2. Способствовать развитию саморегуляции.
3. Способствовать развитию целеполагания и принятия решения.
4. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Длительность упражнения: 10-15 минут.
Ход упражнения:
Детям рассказывается о сиамских близнецах. О возможностях, которых они лишены и способностях, которые открыты перед сиамскими близнецами.
Ребятам предлагается побыть некоторое время сиамскими близнецами.
Детей делят на пары. Ставят друг-друга бок о бок. Руками, которые находятся между сиамскими близнецами необходимо обхватить друг друга со стороны спины. А ноги, находящиеся по середине сиамских близнецов обмотать скотчем, для уверенности в исполнении упражнения.
Ребятам дается задание. Походить по группе, как сиамские близнецы проводя экскурсию друг- другу. Рекомендуется договориться о том, с какой ноги им начинать идти. После выполнения задания, сиамским близнецам предлагается сесть за стол на стульчики. Рекомендуется договориться и решить каким образом они смогут это сделать. В случае нахождения нескольких способов, опробовать все. Далее предлагается сходить умыться. Т. к. рук свободных только две, необходимо умыть друг-друга, проявляя трепетную заботу а своем брате (сестре) близнеце, как это делает мама. Соответственно, после того, как умылись, необходимо вытереть лица полотенцем, учитывая что полотенца должны быть разные и висят они в разных местах.
Далее упражнение усложняется тем, что к близнецам приклеивается еще одна пара сиамских близнецов. И в четверке необходимо повторить упражнение, с момента, где необходимо сесть за стол, а так же с момента, где необходимо умыть друг- друга.
В конце тренингавсе садятся в круг и делятся впечатлениями:
1. Что понравилось, что не понравилось.
2. Что легко было выполнять, что сложно.
3. Чему научились, чему хотели бы еще научиться.
Похлопали друг- другу, сказали друг- другу «Спасибо!» и попрощались с тренером.
Список используемой литературы:
1. Пол Экман. Психология эмоций. Издательство «Питер», 2010 год.
2. Л. С. Выготский. Психология человека. Издательство «Эксмо», 2003 год.
3. Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект. Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013 год
4. Гиту Орме. Эмоциональное мышление. Издательство «Эксмо», 2013 год.
Небольшая экскурсия. Доброго времени суток. Село, в котором я проживаю, носит название в честь Нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. Это новй дизайн.
Воспитание сердца Приведу пример:Претенденты на должность показывали хорошие знания в своей области. Были люди компентенты в смежных областях, имели высокий.
Источник
Проект тренинга развития эмоционального интеллекта детей подросткового возраста
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яблоновская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
Проект тренинга развития эмоционального интеллекта детей подросткового возраста
Галустян Галина Михайловна.
Пояснительная записка
Эмоциональный интеллект признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы.
В ХХI веке новые социально-психологические стрессорные факторы определяют специфику развития личности подростка. Стремительно растёт информационное пространство, интенсифицируется интернет-коммуникация. Контакты в социальных сетях стали легко и быстро осуществимыми. Навязанные рекламой образы развлечений и гиперсексуальности также становятся опасным источником деформации представлений подростков о себе самих и границах собственной личности. В силу незрелости личности они оказываются не в состоянии совладать с потенциально неограниченным потоком информации и общения. В настоящее время в России каждый десятый школьник имеет выраженные признаки игровой и интернет-зависимости. Они притупляют чувства, тормозят развитие личности и приводят к эмоциональному оскудению.
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Свидетельством все возрастающего интереса исследователей к человеческим эмоциям является возникновение понятия «эмоциональный интеллект».
Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту» личности.
Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Майера, Саловея и Карузо эмоциональный интеллект рассматривается как часть социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями. Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то можно выделить следующие составляющие эмоционального интеллекта: способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; сложившиеся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы её творческого изменения; способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя; совокупность программ- «регуляторов» и программ-«мотиваторов» деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей.
Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника (участников) этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации. В настоящее время большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта уже состоявшейся, зрелой личности, либо личности юношеского возраста. Однако в подростковом возрасте наблюдаются существенные перемены в интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферах личности, которые требуют адекватного психологического сопровождения, коррекции и целенаправленного развития. Работа по расширению эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками, которые отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира.
Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре подростка.
Говоря о любой культуре, нужно иметь в виду, что она означает степень совершенства чего-либо, в данном случае, совершенства эмоционального развития человека.
Важнейшими показателями эмоциональной культуры человека является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.
Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество; это способность правильно понимать, искренне принимать переживания, проявлять теплоту и участие, то есть эмпатию.
Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.
Теоретико-методологической основой работы по развитию эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста является культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.
Продуктивными методами развития эмоционального интеллекта являются: игра; арттерапия, в особенности, музыко- и библиотерапия; психогимнастика; поведенческая терапия и дискуссионные методы.
Большое разнообразие средств работы с психоэмоциональной сферой личности дает нам возможность составить насыщенную программу для подростков и предположить, что развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, возможно, будет эффективно, если применить специально разработанный тренинг.
Целевая группа, на которую рассчитан тренинг : подростки.
Продолжительность занятий составляет два месяц. Тренинг состоит из 8 занятий, проводится 1 раз в неделю. Длительность одного занятия — 45 минут.
Каждое занятие включает в себя традиционные этапы: приветствие, разминка, теория, основная часть, подведение итогов.
Цели тренинга:
Установить значимость эмоционального интеллекта для подростка и способствовать его формированию.
Способствовать установлению и поддержанию позитивных межличностные коммуникации.
Развивать способность диагностировать и преодолевать конфликты, возникающие в процессе общения с учителями, родителями, сверстниками.
Формировать умение управлять собой, чувствами, состояниями, внутренним диалогом;
Научиться распознавать и осознавать свои и чужие эмоции
Основная часть. Программа тренинга развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. Специально подобранный набор эффективных упражнений позволяет участникам тренинга развить те из компетенций, которыми они не владеют или владеют недостаточно.
Для выявления индивидуального уровня выраженности эмоционального интеллекта, а также степени развития его составляющих, рекомендуется проведение входящей диагностики участников, а также послетрегинговой диагностики, с целью отслеживания динамики изменений. Для изучения эмоционального интеллекта могут быть использованы следующие методики: «ЭмИн» — опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (Приложение 1), и методика Н Холла для определения уровня развития эмоционального интеллекта (Приложение 2).
Тренинг начинается организационным моментом, в который входят: знакомство, объявление содержания тренинга, опрос ожиданий участников, введение правил поведения, «разогревающие» игры, игры на создание работоспособности.
Общение по принципу «Здесь и теперь».
Искренность в общении.
Активное участие в происходящем.
Уважение к говорящему.
«Мои ожидания от тренинга»
Инструкция: «Сейчас каждый, по кругу, ответит на вопросы:
1. С каким настроением я пришёл на тренинг?
2. Участвовал ли я в других подобных занятиях раньше?
3. Что я жду от сегодняшнего дня?
Ответы на вопросы должны быть краткими. Лучше всего отвечать по одному предложению на каждый вопрос. Для этого я передаю по кругу «микрофон». Отвечает тот, у кого сейчас «микрофон» в руках. Остальные участники внимательно слушают говорящего.
Знакомство: «Кратко о себе в стихотворной форме»
Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например: «Лед и пламень», «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «Тиха, печальна, молчалива. » и т.д. Пожалуйста. Подумали? Хорошо. Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали.
«Представление партнера». Инструкция: сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.
1. Каждый самостоятельно рисует образ «Я и мое увлечение». Необходимо ответить на вопросы: Мое увлечение, какое оно? Что я ценю в самом себе? Предмет моей гордости. Что я умею делать лучше всего?
Рассказать партнеру о себе и своем рисунке как можно подробнее.
Представление группе своего партнера.
Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаем желающему быть предметом творчества, выйти в середину круга. Пожалуйста. Сейчас задание участникам: какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу? Какие люди могут его окружать? Какой интерьер или пейзаж составляет фон картины? Какие времена все это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда. Упражнение завершается обменом впечатлениями.
«Объединение». Цель – разминка. Участники свободно расходятся по комнате.
Инструкция: найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз (варианты: «те, у кого день рождения летом», «те, в чьем имени пять букв» и т.д.). Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.
Ход тренинга
Тема: Эмоциональная самоосознанность — способность понимать свои чувства и причины их вызывающие.
Цель: Познакомить детей с видами эмоций, научить распознавать их.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами будем знакомиться с разными эмоциями. Но для начала предлагаю познакомиться. Вы называете свое имя и качество, которое вас характеризует и начинается на первую букву Вашего имени. Я представлюсь первым. Анатолий — артистичный.
Я предлагаю Вам заполнить Дневник чувств.
А. Заполнение дневника чувств .
Внимание на экран. Сейчас вашему вниманию будут представлены разные люди с разными эмоциями, Ваша задача угадать какое чувство испытывает человек на слайде.
Б. Назови эмоцию (слайд-шоу). Предлагаются фотографии людей, выражающих какие-либо различные эмоции. Участникам тренинга предлагается их распознать и назвать.
В. Психологическая скульптура. Участникам тренинга предлагается в статике и в динамике изобразить разные эмоции, например, радость, испуг, тоску, восторг и т.д. После упражнения необходим обмен чувствами.
Г. Дискуссия «Я и мои чувства».
Какие чувства я испытываю большую часть времени?
Понимаю ли я, чем вызвано то или иное чувство?
Подавляю ли я те чувства, которые в нашем обществе считаются негативными (гнев, зависть, разочарование и пр.)? Почему?
Знаю ли я, как правильно, недеструктивным способом выражать свои чувства? Как именно?
Тема: Ассертивность — способность выражать чувства, убеждения и мысли и защищать свои права в недеструктивной форме.
А. Я люблю апельсины. А вы?
Б. Обменять купленные колготки (носки)
В. Мои недостатки. По центру круга ставится стул, на который в порядке очередности садится каждый участник тренинга. Каждый участник, сидя на стуле, называет три своих недостатка. Участники тренинга начинают упрекать сидящего на стуле за его недостатки, а он активно оправдывается и защищается. Обмен чувствами и мыслями после упражнения обязателен.
Г. Критика руководителя. Группа объединяется в пары. Каждый участник из пары по очереди играет руководителя, затем подчиненного. Требуется покритиковать руководителя и получить от него обратную связь. После выполнения упражнения происходит обмен чувствами и оценка нового приобретенного опыта.
Тема: Независимость — способность думать и решать за себя, не будучи излишне подверженным эмоциям других людей.
А. Вежливый отказ. Выполняется в парах. Шеренг после упражнения обязателен. Предлагаемые шаги:
Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
Попросить разъяснения, если что-то непонятно.
Оставаться спокойным и сказать «нет».
Объяснить, почему вы говорите «нет».
Если собеседник настаивает и пытается манипулировать вами, давить на чувство вины, повторить «нет» без дополнительных объяснений, кратко и четко.
Б. Просьба о помощи. Выполняется аналогично предыдущему упражнению.
Расскажите человеку о своей проблеме и попросите его помочь вам.
Вежливо, но твердо добейтесь от него помощи.
В. Навык ведения переговоров. Выполняется так же, как и предыдущее упражнение – в парах. Шеренг после упражнения обязателен. Предлагаемые шаги:
Решите, имеете ли вы и другой человек различия во мнениях.
Скажите другому человеку, что вы думаете о проблеме.
Спросите собеседника, что он думает о проблеме.
Выслушайте внимательно его ответ.
Подумайте, почему другой человек может выбрать этот путь
Г. Отстаивание своего мнения. Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Шаги:
Обратите внимание на то, что происходит в вашем теле, чтобы помочь себе узнать, чем вы недовольны и что бы хотели изменить.
Подумайте, что случилось, из-за чего вы почувствовали себя недовольным.
Подумайте о способах, которыми вы можете отстоять свои права, и выберите один (конструктивный).
Последовательно отстаивайте свое мнение разумным способом.
Д. Преодоление обвинения. Шаги:
Подумайте о том, в чем и почему вас обвиняет другой человек.
Подумайте о способах, как можно ответить на обвинение.
Выберите наилучший способ и сделайте это.
Тема: Эмпатия — способность понимать, различать и быть чувствительным к эмоциям других людей.
А. Передай эмоцию . Участники садятся в круг. Инструкция: сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочитают, что на них написано, но так, чтобы не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено.
В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свое мнение относительно изображенного состояния, а затем называет его. При обсуждении нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом и что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например, радость), можно спросить (прежде всего у тех, кто дал правильный ответ), на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека. Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения тех участников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.
Б. Психорисунок «Нарисуй за минуту». За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.
В. Живые руки. Выполняется в парах. Один участник передает руками другому какую-либо эмоцию (говорить нельзя). Второй пытается отгадать, какая это эмоция. Затем упражнение выполняется в обратном порядке. После него следует обмен чувствами.
Г. Разные маски. Из плотной бумаги вырезаются заготовки для масок – овал лица с прорезью для глаз. Участники разрисовывают маски так, чтобы получилось задуманное чувство. Когда маски готовы, можно предложить походить в них, озвучить маски, повзаимодействовать с другими масками. Обсуждение обязательно.
Тема: Социальная ответственность — способность делать что-то ради других и вместе с другими, осознанно и в соответствии с социальными правилами .
А. Ролевая игра «Жизнь как она есть…»
Действующие лица:
Источник