Тренинг профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей

Статья Конспект тренинга по предупреждению эмоционального выгорания замещающих родителей «Мы вместе!» . Автор: Козорез Елена Валентиновна

Автор: Козорез Елена Валентиновна
Конспект тренинга по предупреждению эмоционального выгорания замещающих родителей «Мы вместе!»

Цель: Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей, осознание своих чувств и потребностей.

· Гармонизация семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств;

· Развитие способности у замещающих родителей быть более внимательными к себе, замечать, понимать и вербализировать свои чувства;

· Выявление и осознание ресурсов — внутренних и внешних;

· Обеспечение эмоциональной поддержки и восстановление самооценки;

· Формирование положительного психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

Автор: Козорез Елена Валентиновна

Конспект т ренинг а по предупреждению эмоционального выгорания

замещающих родителей «Мы вместе!»

в рамках р аботы Клуба замещающих родителей

Автор: Козорез Елена Валентиновна

Цель : Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей, осознание своих чувств и потребностей .

Гармонизация семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств;

Развитие способности у замещающих родителей быть более внимательными к себе, замечать, понимать и

вербализировать свои чувства;

Выявление и осознание ресурсов — внутренних и внешних;

Обеспечение эмоциональной поддержки и

Формирование положительного психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

1. Вступительное слово ведущего .

Здравствуйте, дорогие родители, я рада вас видеть на нашем мероприятии. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему «Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей». Жизнь замещающих родителей, воспитывающих приемных детей, сопровождается зачастую высокой эмоциональной нагрузкой и длительно действующим стрессом. Многие из вас в силу различных семейных ситуаций чувствуют себя беспомощными и рас терянными. Прежде, чем перейти к тренингу предлагаю познакомиться.

2. Упражнение «Доброе тепло» .

Цель: знакомство, содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа , называя своё имя, вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

3. Упражнение «Наши ожидания» .

Цель: выявление ожиданий участников тренинга.

Ведущий: Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник говорит о своих ожиданиях).

4. Правила групповой работы. Сообщение специалиста о правилах работы группы. Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждым участником группы :

бращаться друг к другу по имени

Все, что делается в группе, д

елается на добровольных началах

Активное участие в происходящем

Каждому члену группы – как мини

мум одно хорошее и доброе слово

ть всего происходящего в группе

5. Мозговой штурм .

— Что такое «Синдром эмоционального выгорания?» (Ответы родителей)

— Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель? Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека

— Как распознать стресс? Признаки стресса:

• общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;

• дрожь или нервный тик;

• спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;

• повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение

2. Эмоциональные и поведенческие:

• беспокойство или повышенная возбудимость;

• раздражительность, гнев, агрессивность;

• невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;

• чувство беспомощности, страх.

6. Мини-лекция «Наши чувства» .

Быть родителем — всегда означает эмоциональное участие в здоровье, благополучии и достижениях своих детей. Любые родители испытывают разные чувства по отношению к ребенку. Мы радуемся и гордимся успехами ребенка, волнуемся и грустим, когда ребенку плохо, у него что-то не получается. Мы испытываем особое удовольствие, когда окружающие нас люди разделяют нашу гордость за достижения нашего ребенка.

Читайте также:  Как избавится от чувства голода ночью

Мы можем испытывать такие чувства, как разочарование, гнев и печаль, а также сложные чувства, чувства-табу, в которых стыдно признаться даже себе самому.

В каждом из нас есть чувства разных видов, и что бы мы ни почувствовали, это не является неправильным, все чувства имеют право быть. Все чувства являются верными и правильными для того, кто их испытывает. Нет ошибочных чувств.

Иногда чувства захлестывают нас, мы попадаем под их власть и не можем с ними справиться. Так бывает, если мы долго запрещали себе испытывать те или иные чувства, боролись с ними, подавляли, старались испытывать только «положительные» чувства, нам не с кем было разделить свои чувства.

Чтобы чувства не управляли нами, нам важно жить с ними «в ладу»:

— позволить себе ч увствовать то, что мы чувствуем

— познакомиться с разными своими чувствам и и отнестись к ним с уважением

— найти приемлемые способы для выражения самых разных чувств («экологические» способы выражения чувств)

— делиться своими чувствами.

7. Упражнение «Мои чувства» .

Цель: исследование и осознание своих чувств.

Участникам предлагается поговорить в парах о своих чувствах:

— В каких ситуациях вы радуетесь?

— Что вселяет в вас надежду?

— В каких ситуациях вы сердитесь?

— Испытываете ли вы сложные эмоции, такие как вина и стыд?

— Как эти чувства проявляются в вас?

— Какое у вас соотношение между счастьем и опытом переживания горя?

— Чего больше в вашей жизни?

— На поверхности неприятных чувств чаще всего лежат раздражение, злость, гнев-чувства вторичные. Под ними лежат — боль, страх, обида — страдательные чувства. Часто люди о них умалчивают, скрывают, боясь показаться «слабыми». Причина возникновения боли, страха, обиды — в неудовлетворении потребностей. За любыми негативными переживаниям всегда стоит какая-либо нереализованная потребность.

8 . Индивидуальная работа «Мои потребности».

Цель: осознание своих индивидуальных потребностей

Участни к ам предлагается задуматься о своих собственных потребностях, желаниях и составить их списки: «Внимательно подумайте и запишите свои собственные нужды».

— Кто-нибудь знает о ваших потребностях?

Поделиться в парах своими списками.

9 . Упражнение «5 дел для себя».

Цель: Умение п ланирова ть свою жизнь.

Участник ам предлагается составить список из пяти своих собственных простых очень конкретных желаний, которые давно хотели для себя сделать, но не имели возможности, времени и которые смогут реализовать для себя в ближайшую неделю. Поделиться списком в парах.

— Легко ли, трудно ли делиться своими желаниями?

— Есть ли право на это? Если нет, то кто может дать это право?

1 0 . Упражнение «Я — молодец!»

Цель: присвоение себе положительных результатов, повышение самооценки.

Упражнение выполняется в общем круге. Кажд ый участник делится своим положительным опытом, тем, про что может сказать про себя «Я — молодец, потому что…!».

Рефлексия по результатам выполнения упражнений.

— Как вы чувствовали себя, вспоминая, как вы справлялись с непростыми жизненными ситуациями?

— Как вам было делиться этим с одним собеседником, с группой?

— Легко ли было произносить фразу «Я молодец!»

1 1 . Мини-лекция «Энергия. Радость. Энтузиазм».

Цель: Активизация своих ресурсов, нахождение источников радости и энтузиазма для себя.

Чувство радости доступно каждому, у каждого человека радость когда-либо была в опыте. Иногда энергию и радость приносит то, что говорят и делают дети. В других случаях необходимо пополнять запасы энергии и радости из вне: через отдых, разгрузку, впечатления, которые не связаны с повседневным уходом за ребенком.

У каждого из нас могут быть свои источники получения энергии и радости. Многие родители отмечают, что для них важно иметь работу вне дома, некоторые находят другие занятия, хобби, чтобы не опустошить себя и не остаться без энергии и энтузиазма.

Любому человеку нужна своя собственная частная жизнь, где своим личным интересам может быть посвящено хотя бы небольшое время. Убеждение в том, что со всеми делами ты можешь справиться сам, часто приводят к измождению, и не дают выделить необходимое время и пространство ни для самого себя, ни для других детей и членов семьи. Чтобы не допустить этого, необходимо дать себе право на свои собственные интересы и собственную радость, научиться планировать не только повседневные регулярные процедуры и рутинные дела, но и свободное время для себя, отдых, поездки, научиться принимать практическую помощь от других, чтобы суметь жить более радостной, насыщенной жизнью.

Читайте также:  Вы чувствовали кто у вас родится

Поддерживание контакта с другими родителями, находящимися в схожих ситуациях, может быть очень полезно, как в связи с обменом опытом преодоления трудностей, так и в связи с возможностью найти не только понимание и утешение, но и испытать радость от общения, подзарядиться энергией. Радость, которой есть возможность поделиться, часто становится двойной радостью, потому так важно, чтобы было, с кем разделить радость. Создание и расширение своей сети контактов из людей, находящихся «на одной волне», кто поймет величие в мелочах, полезно, приятно и способно еще больше обогатить жизнь радостью.

12 . Арт-терапевтическое упражнение в технике коллажа «Мои источники радости и энергии».

Цель: осознание собственных источников радости и энергии.

Демонстрация коллажей. Обсуждение.

1 3 . Завершение. Притча «Все в твоих руках!» .

Ведущий: Послушайте притчу. В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Эту притчу я взяла не случайно. В ваших руках возможность создать в семье такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно.

1 4 . Обратная связь.

— Что вам понравилось?

— Какие упражнения были наиболее интересными?

Источник

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Скачать:

Вложение Размер
trening_emotsionalnoe_vygoranie_roditeley.docx 40.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»

Мозговой штурм: Что такое «Синдром эмоционального выгорания?»

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно.

Проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

1 стадия — начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2 стадия — возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3 стадия — притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

1. Снижение самооценки.

2. Стадия одиночества.

3. Эмоциональное истощение, соматизация, ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ!

Экспресс оценка выгорания

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте.

  • Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен
  • Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления
  • Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры
  • То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники.
  • На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.
  • Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно
  • С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной
  • О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое
  • Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям
  • За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

0-1 балл — синдром выгорания Вам не грозит.

2-6 баллов — Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов — пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов — положение весьма серьёзное, но в Вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Упражнение «Пожелание» (адаптированное по Евтихову О.В)

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.

Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.

Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим

участникам группы, о том качестве, которое, по вашему мнению, помогает

преодолевать эмоциональное выгорание»

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.

Способы физиологической саморегуляции:

  • Различные движения потягивания и расслабления мышц
  • Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
  • РЕЛАКСАЦИЯ — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА:

  • длительный сон,
  • вкусная еда,
  • общение с природой и животными,
  • движение,
  • танцы,
  • музыка.
  • баня, сауна, массаж;
  • горячая ванна

Способы эмоциональной саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
  • занятие любимым делом — хобби

Психолог : Для укрепления своего физического и психологического здоровья и здоровья дети и родители могут использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством. Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма.

Вот несколько арттерапевтических упражнений , которые вы можете применять самостоятельно при лечении депрессии , чтобы облегчить свое состояние.

Вам потребуется пластичный материал- пластилин, глина или тесто. Подумайте о проблеме, которая вас беспокоит. А теперь вылепите эту проблему. Поговорите с ней, выскажите ей все, что хотите. А затем трансформируйте ее во что хотите. Можете просто смять в бесформенный комок, распластать в лепешку или вылепить что-то новое, во что превратится ваша проблема. Может быть что-то красивое?

Подведение итога. Рефлексия.

Психолог: «Наше занятие закончилось. Я, надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих проблем, а главное, от проблем, связанных с нашими детьми. Надеюсь, что занятие также заинтересовало вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете.

Источник

Читайте также:  Эмоционально поведенческое расстройство у подростков
Оцените статью