Тренинг для родителей «Негативные эмоции и способы освобождения»
Наталия Губайдуллина
Тренинг для родителей «Негативные эмоции и способы освобождения»
Тренинг для родителей
Тема: «Негативные эмоции и способы освобождения»
— провести анализ собственных источников негативных переживаний;
— научиться распознавать и безопасно избавляться от «негативных эмоций»;
— снять накопившееся напряжение.
1. Вводная часть.
Знакомство с участниками тренинга. Каждый из участников представляет себя присутствующим.
ВОПРОС: С каким настроением вы пришли? Как вы себя чувствуете? Что вы ждёте от сегодняшней встречи?
Игра-разминка «Поменяйтесь местами те, кто…». Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим.
Игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.
2. Основная часть.
Эмоция – это психическое состояние человека. Они бывают позитивные (радость, восторг смех) и негативные (страх, гнев, тревога).
ВОПРОС для обсуждения:
Какие негативные состояния, эмоции вам наиболее неприятны? (на стенде располагаются карточки с отрицательными эмоциями: ненависть, обида, гнев, беспокойство, стыд)
Для чего нужны негативные эмоции? И нужны ли вообще?
Как вы боретесь с негативными эмоциями?
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями (тетрадь «Для души»). Полученный список корректируется и дополняется в процессе работы. Все негативные эмоции, такие, как ненависть к себе, гнев, беспокойство и стыд, истощают нашу энергию, забирают силы.
Гнев – одна из самых опасных и разрушительных человеческих эмоций.
ВОПРОС для обсуждения: «Что такое гнев? Когда он появляется?
Гнев — это яркое проявление неудовольствия. Мы сердимся на тех, кто причинил нам боль, обидел или подвел нас, мы сердимся на самих себя. Иногда гнев используется как маска, под которой прячется страх или обида. Так или иначе, но каждый из нас испытывает порой недовольство или гнев. Гнев — хорошая эмоция. Но, не найдя выхода, он остается внутри человека, на уровне тела, и, как правило, трансформируется в болезнь или иные нарушения работы организма. Гнев возникает по той же причине, что и недовольство собой. Когда мы злимся, не чувствуя себя при этом вправе открыто выразить свои чувства, слова ярости застревают у нас в горле. Гнев не покидает нашего тела, и следствием этого является обида, горечь, депрессия. Поэтому неплохо было бы научиться управлять своим чувством в момент его возникновения. Когда негативная эмоция осознается и отслеживается – она уходит навсегда.
Большинство людей используют три способа обращения со своими чувствами и эмоциями: подавление, выражение и избегание.
Подавление — это самый худший метод, поскольку подавленные эмоции и чувства не уходят, а нарастают и нагнаиваются внутри нас, вызывая тревожность, напряжение, депрессию и целый ряд связанных со стрессом проблем. Подавленная энергия этих эмоций, в конце концов, начинает управлять вами способами, которые вам не нравятся и вам неподвластны.
Выражение — это, своего рода, вентиляция. «Взрываясь» иногда или «теряя терпение» мы освобождаемся от гнета накопившихся эмоций. Можно даже почувствовать себя хорошо, поскольку это переводит энергию в действия. Но это вовсе не значит, что вы избавились от этих чувств, это всего лишь временное облегчение. К тому же выражение наших эмоций может быть неприятно для человека, который все это получает. Это, в свою очередь может вызывать еще больший стресс, поскольку мы начинаем испытывать вину за то, что задели кого-то, выражая свои естественные чувства.
Избегание — это способ справляться с эмоциями,отвлекаясь от них посредством всяких развлечений: беседы, телевизор, еда, курение, выпивка, наркотики, кино, секс и т. д. Но, несмотря на наши попытки избегания, все эти чувства до сих пор здесь и продолжают взимать с нас свою пошлину в виде напряженности. Таким образом, избегание — это всего лишь одна из форм подавления.
Как нужно себя вести в момент появления негативной эмоции:
1. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
2. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
3. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Выпейте стакан воды.
4. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно,через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.
5. Сделайте несколько релаксационных упражнений,позволяющих снять напряжение:
(совместное выполнение упражнений)
Упражнение 1. Исходное положение — стоя, руки опущены. Поднимите правое плечо, дотроньтесь плечом до мочки уха. Голову наклонять нельзя. Зафиксируйте положение. Опустите плечо, просто бросьте его вниз. То же самое повторите с левым плечом. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не появится ощущение тяжести в плечах.
Упражнение 2. Исходное положение — стоя. Поднимите руки перед собой. Сожмите обе ладони в кулаки — как можно сильнее. Напрягите руки, вытянув их вперед как можно дальше. Резко сбросьте напряжение, разжав кулаки и уронив руки. В пальцах должны появиться теплота и покалывание.
Упражнение 3.Исходное положение: сидя. Спина прямая. Поднимите ноги перед собой, так, чтобы они были параллельны полу. Держите до тех пор, пока хватает сил. Затем сбросьте напряжение, уронив ноги на пол. Это упражнение позволяет снять мышечное напряжение в бедрах.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Используется релаксационная музыка.
«Внутренний луч» — метод можно использовать на начальной стадии раздражения, когда приходит нарушение самоконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение.
Для его выполнения необходимо расслабиться и представить следующие картинки.
В верхней части возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает внешность нового спокойного, уверенного и благополучного человека.
6. Выплесните свою накопившуюся энергию, свое раздражение и гнев. Какими способами можно это сделать? (Обсуждение с родителями).
Существует несколько разновидностей позитивного подхода к гневу. Один из лучших — открыто заявить человеку, на которого вы сердитесь, о своем отношении к нему.Вы можете сказать: «Я сердит на тебя, потому что.»
Второй хороший способ избавления от гнева — это разговор с отражением в зеркале.
Существуют и другие способы выражения гнева:
(информация вывешивается на стенд)
громко спеть любимую песню
поколотить боксерскую грушу
переставить в квартире мебель
нарисовать обидчика и зачиркать его
смять или порвать бумагу
посмотреть любимый фильм
высказать свой гнев обидчику
изобразить свои чувства на бумаге
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Используется музыка – 4 желания
Один из способов борьбы с негативными эмоциями — научиться понимать и выражать их.
Упражнение,которое позволит приобрести некоторый опыт психологической самопомощи:
1. Возьмите цветные карандаши или фломастеры. Прежде чем приступить к рисунку, позвольте себе на несколько секунд расслабиться, успокоиться.
2. Теперь пусть рука начнет рисовать. Позвольте руке рисовать все, что заблагорассудится, абстрактное и конкретное. Качество рисунка значения не имеет. И пусть рука движется, как хочет — плавно или отрывисто, медленно или быстро.
3. Когда вы почувствуете, что закончили рисунок, изучите его. Действительно ли он закончен или чего-то недостает? Если да, то добавьте все, что хотите.
4. Примите свой рисунок как человека, прибывшего из далекой страны, обычаи которой сильно отличаются от наших. Вместо того чтобы оценивать рисунок, прислушайтесь к тому, что он рассказывает.
5.Проанализируйте свой рисунок и ответьте на вопросы:
а) в какой манере выполнен рисунок (по-детски, нервно, механически и т. д.);
б) как использован цвет (цветной или нет, яркий или пастельный, в светлых или темных тонах);
в) как использовано пространство (не хватило места, осталось незаполненным или использовано беспорядочно);
г) статичный или динамичный рисунок (есть ли движение, плавное оно или отрывистое, сдержанное или стремительное);
д) каково взаимоотношение между элементами (противостоят друг другу, теснятся, нарисованы вместе, отдельно);
е) каково общее настроение (мрачное, напряженное и т. д.).
Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, и определитесь может быть его оставить или лучше энергично, с удовольствием разорвать его, скомкать обрывки и выбросить в мусорное ведро – решать вам. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение.
Данное упражнение помогает лучшему пониманию и художественному выражению чувств.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Как менялось ваше состояние в течение встречи? Менялось ли вообще? Как вы себя сейчас чувствуете? Какие проблемы других участников для Вас оказались близкими? Какие новые способы разрешения проблемы Вы сегодня узнали?
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе на тему «Поможем ребёнку преодолеть негативные эмоции» Душа ребенка — это душа чуткого музыканта. В ней – туго натянутые струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка.
Консультация-презентация. Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Консультация-презентация. Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Педагог-психолог: Медведева Т. А. Всё, что раздражает.
Источник
Психологический тренинг «В мире эмоций»
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskiy_trening_v_mire_emotsiy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №1
«Путешествие в мир эмоций»
«Путешествие в мир эмоций»
— отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир.
— познакомить с различными эмоциональными состояниями;
— развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать своё состояние;
— снять эмоциональное напряжение.
Ведущий: День добрый! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям. Поскольку эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.
Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – э то выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»
Б – блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.
В- восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.
Г – гнев, горе, грусть.
Д- досада, депрессия.
З – злость, замешательство.
И – игнорирование, изворотливость, инертность.
К – критиканство, колкость.
Л – ликование, любовь.
М – месть, монотонность.
Н – надменность, настороженность.
О – оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.
П – предвкушение, паника, покой,
Р – радость, решимость,
С – страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.
Т – тревога, тяжесть.
У – удивление, ужас, уверенность, утомительность.
Х – хандра, холодность.
Э – энтузиазм, эмпатия, эгоизм.
Я – ярость, язвительность.
Эмоции делятся на положительные и отрицательные :
Управление сильными эмоциями.
Ведущий: Сильные положительныеэмоции, как и отрицательные эмоции приносят стресс для нервной системы. Временное игнорирование эмоций может принести пользу, но хроническое блокирование эмоций никак нельзя назвать полезным для здоровья.
Способы позволяющие справится с неопределёнными эмоциями.
- Прослушивание приятной музыки
- Прогулки по живописным местам
- Общение с друзьями.
- Просмотр хорошей комедии и мелодрамы.
- Покупка любимых цветов.
- Приём ванны
- Сон.
- Размышление о смысле жизни.
Ведущий: А сейчас вы сами оцените своё психическое состояние.
(раздача бланков теста)
Самооценка психических состояний (по Айзенку)
Инструкция. Вам предлагается описание различных психических состояний. Если с утверждением Вы полностью согласны, то напротив варианта поставьте букву «А» » если не очень, то напротив варианта поставьте букву «Б» если совсем не согласны, то напротив варианта поставьте букву «В»
- Не чувствую в себе уверенности,
- Часто из-за пустяков краснею. .
- Мой сон беспокоен.
- Легко впадаю в уныние.
- Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.
- Меня пугают трудности.
- Люблю копаться в своих недостатках.
- Меня легко убедить.
- Я мнительный человек. .
- Я с трудом переношу ожидания.
- Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
- Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
- При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
- Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
- Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.
- Я нередко чувствую себя беззащитным.
- Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
- Чувствую растерянность перед трудностями.
- В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
- Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
- Оставляю за собой последнее слово.
- Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
- Меня легко рассердить.
- Люблю делать замечания другим.
- Хочу быть авторитетом для окружающих.
- Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
- Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
- Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
- У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
- Я мстителен.
- Мне трудно менять привычки.
- Нелегко переключаю внимание.
- Очень настороженно отношусь ко всему новому.
- Меня трудно переубедить.
- Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
- Нелегко сближаюсь с людьми.
- Меня расстраивают даже незначительные нарушения планов.
- Нередко я проявляю упрямство.
- Неохотно иду на риск.
- Резко переживаю отклонения от принятого мною режима -дня.
Обработка результатов. За вариант ответа А ставится 2 балла,
па вариант Б — I балл, за вариант В — 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов где:
I группа — I — 10 вопросы — тревожность;
II группа — II — 20 вопросы — фрустрация;
III группа — 21-30 вопросы — агрессивность;
IV группа — 31-40 вопросы — ригидность.
0 . 7 баллов — не тревожные;
8 . 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;
15 . 20 баллов — очень тревожные.
П. Фрустрация: — степень устойчивости к неудачам.
0 . 7 баллов — высокая самооценка, устойчивость к неудачам;
8 . 14 баллов — средний» уровень, фрустрация имеет место быть;
15 . 20 баллов — низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.
0 . 7 баллов — уравновешенность, выдержанность;
8 — 14 баллов — средний уровень агрессивности;
15 . 20 баллов — агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми.
IV.Ригидность – степень переключения.
0 . 7 баллов — ригидность отсутствует, легкость переключения;
8 14 баллов — средний уровень ригидности;
15 . 20 баллов — сильно выраженная ригидность, противопоказаны смены в учёбе, работе, семье.
Игра «Чувства и животные»
На одном столе лежат карточки с эмоциями. На втором карточки с животными .Задача игрока — пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Второй игрок должен угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.
Вывод: проявили эмоцию с помощью пантомимики.
Игра «Зеркало» (на развитие наблюдательности и коммуникативных способностей).
Вызываются два участника: один выражает эмоцию, другой должен повторить.(например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.
Вывод: проявили эмоцию с помощью мимики.
А ещё с помощью чего можно проявить чувства и эмоции?
Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонаций и тембра голоса.
Игра «Сочини сказку»
Группа делится на команды, каждой команде даётся карточка, на которой написана определённая эмоция. Нужно сочинить сказку, используя эту эмоцию.
Этюд «Охотник » (на выражение чувства уверенности в себе, выработку умения преодолевать страх). Ты охотник на львов и тигров. Опасности грозят со всех сторон: висящая лиана оказывается зашипевшим удавом, а коряга в ручье — это свирепый крокодил. Но отважный охотник , уверен в своих силах. Он преодолевает все препятствия и достигает своей цели: бросившийся на него лев повергнут на землю. Охотник стоит над ним, расправив плечи и выпрямив спину.
Этюд «Таинственная дверца» (на выражение интереса и удивления). Представь себя путешественником. Ты идешь по темной пещере, освещая путь факелом. И вдруг в гранитной скале ты видишь маленькую железную дверь. Ты отодвигаешь засов, медленно открываешь дверь и видишь там. (придумай, что же ты там увидел такое, что тебя это очень удивило).
Упражнение «Эмоциональная гимнастика»
«Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написана определённая эмоция. Постарайтесь выразить эту эмоцию. Вы можете делать любым доступным для вас способом (мимикой, жестами, словами и т.п.). Единственное, чего нельзя делать,- это произносить название эмоции или показывать карточку окружающим. Задача остальных участников группы – назвать эмоцию, которую вы изображаете и придумать ситуации из жизни в которых эта эмоция возникает.
ожидание нетерпение скука волнение суета
возбуждение переживание страх растерянность веселье
напряжение счастье испуг радость
Игра «Эстафета чувств»
Все игроки стоят с закрытыми глазами первый играющий получает карточку с заданной эмоцией. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передаёт ему пантомимой свой вариант того же чувства.
Упражнение «Выражение настроения»
Игрокам предлагается изобразить походкой состояния: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; гения , получившего Нобелевскую премию; канатаходца.
Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое и интересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различные эмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?
Списаибо всем, пока до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст.
Важную роль в воспитании ребенка играет семья. Взаимоотношения родителей и детей — это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые.
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн.
Тест по окружающему миру «Эмоции. Чувства», 4 класс.
Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и.
Тест к уроку окружающего мира «Эмоции.Чувства», 4 класс.
Цель: расширить представление детей об эмоциях и их значении в жизни человека.Задачи:- развивать способность определять свои эмоции и эмоции других;- развивать способность адекватно оценивать свою дея.
Источник