занятие темперамент
план-конспект занятия (9 класс)
Темперамент и его влияние на выбор вида деятельности в работе ученического самоуправления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperament_i_ego_vliyanie_na_liderskie_kachestva_cheloveka.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по теме
«Темперамент и его влияние на лидерские качества человека»
педагога дополнительного образования Зотовой Оксаны Борисовны
Цель урока: создать условия для повышения внутренней мотивации обучающихся на достижение успеха в деятельности органа ученического самоуправления.
Познавательные: познакомить обучающихся с понятием «темперамент», его типами и свойствами, раскрыть особенности проявления темперамента в разных видах деятельности.
Личностные: формировать у подростков умение анализировать психические особенности личности, развивать умения подбирать виды деятельности под типы темперамента, соотносить свой тип темперамента с предполагаемым выбором деятельности в органе ученического самоуправления.
Коммуникативные: создать психологический комфорт на занятии для эффективного восприятия, исследования и обсуждения учебного материала, взаимодействия, аргументирования собственного мнения и позиции, поддерживать стремление детей вносить посильный вклад в получение результата, активизировать процесс рефлексии.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель, осуществлять самоконтроль, осуществлять пошаговый контроль по результату.
Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, практический, исследовательский, тестирование.
Оснащение: мультимедиа проектор, компьютер, экран, доска, презентация, тесты, бланки для ответов, карточки индивидуальных заданий.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально — фронтальная.
— расширение объема знаний об особенностях типов темперамента;
— помощь в выборе деятельности органа ученического самоуправления;
— умение соотносить тип темперамента с особенностями деятельности органа ученического самоуправления.
- Организационный момент. Мотивация. (1 минута)
- Изучение нового материала. (29 минут)
- Закрепление учебного материала. (12 минут)
- Итог урока. Рефлексия деятельности. (3 минуты)
- Организационный момент. Мотивация.
( Проверить готовность к уроку, создать эмоциональный настрой на работу)
Добрый день, друзья! Сегодня нам предстоит очень интересная работа. Мы с вами приоткроем ещё одну тайну своего собственного «Я» и станем ещё на 1 шаг ближе к осознанному выбору деятельности в органе ученического самоуправления.
2. Изучение нового материала.
( Постановка проблемного вопроса)
Ребята, сейчас я раздам карточки с заданиями (4). Участников прошу подготовиться, а остальных внимательно посмотреть на ситуацию, которую обыграют наши «актеры».
Четыре усталых путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю. « Вот не везёт, стоило в кои-то веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать — до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пойдёт » , — приговаривал он сквозь слёзы. « Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела! А ну, открывай! » , — горячился второй, дубася кулаками в ворота. « Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем, подождём, летняя ночь коротка » , — успокаивал попутчиков третий. « Зачем сидеть и ждать? Пойдёмте к воротам поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка попробуем, вдруг пролезем в неё, а? » , — взял в свои руки инициативу четвёртый.
Спасибо артистам, вы справились с заданием. А теперь вопрос. Как вы думаете, почему все так по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию, чем можно объяснить разное поведение людей?
( ученики высказывают свои предположения)
Кто догадался, что мы будем сегодня изучать? Для чего вам это нужно?
( ученики высказывают свои предположения)
Правильно, темперамент. Чтобы быть успешным, необходимо знать свои природные особенности и уметь правильно их использовать.
Так какую поставим цель урока?
( ученики высказывают свои предположения)
Действительно, цель нашего занятия: получить определённый объем знаний о том, как выявить свои внутренние факторы, чтобы добиться успеха в деятельности органа ученического самоуправления.
Как будем достигать цели? Предложите свои пути.
( ученики высказывают свои предположения)
Хорошо, план озвучен. Начнем с того, что такое темперамент.
Немного истории. Само слово «темперамент» в переводе с латинского языка означает соотношение частей, соразмерность. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, чёрная и жёлтая желчь). По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь (по латыни “сангвис”), у холериков— желтая желчь (“холе”), у флегматиков—слизь, или лимфа (“флегма”), у меланхоликов—черная желчь (“меланхоле”).
Что следует понимать под темпераментом? Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. (в тетрадь)
Вы уже видели на примере, что все люди реагируют на обстоятельства по-разному. Для одних характерна эмоциональная стабильность, спокойствие, для других – эмоциональная неуравновешенность. Одни в ситуации активны и общительны, другие – пассивны и замкнуты.
Итак, всего 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Начертим эту схему в тетради, примерно на пол листа.
(Использование материалов для более яркой характеристики типа темперамента)
Холериков отличает активность и ярко выраженные эмоции и чувства. (Вспомним Карлсона из фильма “Приключения Малыша и Карлсона”)
Сангвиников также — энергичность, но в отличие от холериков, эмоциональная уравновешенность. (Ярким представителем является Буратино из фильма “Приключения Буратино”)
Флегматиков отличает пассивность и спокойствие. (Это, конечно же, кот Матроскин из мультфильма “Приключения в Простоквашино”)
Меланхолики пассивны и эмоционально не уравновешены. (Ослик Иа из мультфильма “Винни-пух и его друзья”)
Психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов, какой-либо из них может доминировать.
А хотелось бы вам узнать свой тип темперамента и какая деятельность в органе ученического самоуправления вам подходит? К схеме мы вернёмся позже.
(Тест на определение темперамента, заполнение бланков для ответов, обработка результатов)
Запишем вывод, какой тип темперамента у вас доминирует.
А теперь я предлагаю вам провести исследование тестового материала и выписать свойства всех типов темперамента в схему, которую мы начертили ранее, затем продолжим обсуждение. (работа с тестами)
Начнём с холерика. Что его отличает от других?
(дети отвечают, учитель дополняет)
Холерика отличает энергичность, импульсивность, нетерпеливость, несдержанность, активная мимика и жестикуляция, неусидчивость, склонность к риску.
Сангвиника — жизнерадостность, открытость, беззаботность, непостоянство,
яркая мимика и жестикуляция, выносливость, работоспособность.
Флегматика отличает любовь к порядку и планированию, вдумчивость, рассудительность, старательность, спокойствие, вялость, сдержанность.
Меланхолика — застенчивость, обидчивость, нерешительность, тревожность, отсутствие мимики и жестикуляции, молчаливость, тихая, слабая речь.
- Закрепление учебного материала.
(формирование компетентных качеств)
Задание №1: Определите тип темперамента по картинке, поясните, почему так думаете.
Задание №2: Определите тип темперамента по картинке, поясните, почему так думаете.
Задание №3: Кто сможет добиться большего успеха, выполняя работу, требующую постоянной смены деятельности?
Задание №4: Кто сможет добиться большего успеха, выполняя монотонную и кропотливую работу?
Действительно, одни виды деятельности предъявляют высокие требования к выдержке и самообладанию, другие к энергичности и быстроте реакции, одни требуют усидчивости, выносливости, но есть такие, где при разных природных особенностях переносят нагрузки все типы темперамента.
Холерику подходит работа, в которой необходим риск, решительность, мобильность, энергичность, постоянная смена деятельности. Как вы думаете, в какой деятельности он может добиться успеха?
(дети отвечают, учитель дополняет)
Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он получает новые задания. Ему подходят виды деятельности, связанные с общением и организацией деятельности других людей. Ему подходит деятельность, требующая быстрой реакции и, вместе с тем, уравновешенности. Как вы думаете, какая работа подходит сангвиникам?
(дети отвечают, учитель дополняет)
Флегматик наибольших успехов может достигнуть в работе, не требующей быстрой смены действий, ловкости и большой активности, но там, где необходимы усидчивость, последовательность и настойчивость. Назовите профессии для флегматика.
(дети отвечают, учитель дополняет)
Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений, высокой чувствительности. Он может спокойно трудиться за столом, либо заниматься исследованием, творчеством, моделированием, конструированием. Но ему противопоказаны профессии, связанные с постоянными стрессовыми ситуациями, с неожиданностями и сложностями. Какие профессии можно ему посоветовать?
(дети отвечают, учитель дополняет)
Вам уже знакомы биографии Петра I, М И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они — выдающиеся полководцы и государственные деятели. Однако обладали разными типами темперамента. Петр I был сангвиником, М. И. Кутузов — флегматиком, А. В. Суворов — холериком. Каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.
Как вы думаете, почему среди полководцев нет представителя такого типа темперамента как меланхолик?
А теперь вспомним писателей и их творчество. Кем по темпераменту был И. А. Крылов? Флегматиком . Н. В. Гоголь? Меланхоликом . А. С. Пушкин? Холериком . М. Ю. Лермонтов? Сангвиником.
Задание №1: Исходя из кратких характеристик темпераментов определите, какие виды деятельности подойдут вашему доминирующему типу темперамента, объясните почему.
(ответы учеников, обсуждение, дополнения учителя и других учеников)
Задание №2: Вставьте слова в предложение. На успешность овладения профессией в определенной степени влияют особенности темперамента.
Согласны ли вы с этим утверждением?
Задание №3: Определите тип темперамента представителей разных профессий, поясните, почему так думаете.
- Светлана считается лучшим секретарем-референтом в организации. В общении с коллегами и посетителями всегда приветлива, доброжелательна. Уравновешенность характера позволяет ей избежать конфликтных ситуаций. Светлана исполнительна и энергична, полученные задания выполняет без суеты и вовремя, так как умеет распределить рабочее время.
- Андрей работает программистом. Все время спокоен, одинок и пасмурен. Если он обижен, долго сердится. Если поссорится с коллегой, целый день не разговаривает с ним. Предпочитает работать в спокойном темпе, выполнять знакомые операции. Повышена утомляемость — к концу дня работоспособность уменьшается.
- Евгений работает чертежником-конструктором. Порученные задания выполняет медленно, но обстоятельно, последовательно, аккуратно. Его трудно рассмешить или рассердить. Молчалив. На рабочем столе всегда порядок, все на своих местах. С товарищами по работе дружен, спокоен.
4. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Ребята, какой вывод мы можем сделать на основе изученного материала?
Достигли ли мы цели, поставленной вначале?
Что узнали на уроке?
Определите важность полученных знаний по шкале от 1 до 5.
На уроке вы не только получили определённые знания, но и учились другим действиям. Назовите их. Правильно, анализировать и находить главное, работать с тестом, аргументировать свои ответы. Всё это поможет вам в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование данного проекта позволяет реализовать самые современные дидактические принципы коррекционно-образовательного процесса. Позволяет оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения в спе.
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Темперамент и его свойства» для студентов 3 курса очного отделения по специальности «Гостиничный сервис».
Данное занятие будет полезно в практике педагогов, которые занимаются профориентационной деятельностью. Занятие очень интересное, полезное и нравится ребятам.
Материал содержит демонстрационные слайды для занятий по профориентации.
Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме.
Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе-интернат.
Зная свой ведущий тип темперамента, можно выбрать будущую профессию. В ходе занятия дети проходят диагностику ведущего типа темперамента и получают рекомендации по выбору будущей профессии.Занятие буд.
Источник
Тренинговое занятие для старшеклассников по теме «Профессия и темперамент»
Презентация к уроку
Цели:
- Анализ влияния природного фактора на профессиональное становление личности.
- Активизация процесса рефлексии.
Задачи:
- Ознакомить участников с понятием “темперамент” и с учением о темпераментах.
- Определить свой тип темперамента, составить темпераментную формулу.
- Способствовать развитию навыков общения, сензитивности.
Методическое оснащение: портреты Гиппократа (рисунок 1), К.Галена (рисунок 2), И.П.Павлова (рисунок 3), И.Канта (рисунок 4), презентация “Профессия и темперамент”, бланки к тесту (приложение 1), карточки с буквами Х, С, Ф, М, раздаточный материал “Типы темпераментов” (приложение 2).
Гиппократ | И.П.Павлов |
К.Гален | И.Кант |
Подготовительная работа: на доске развешиваются портреты Гиппократа, К.Галена, И.П.Павлова, И.Канта.
Сценарий
1. Рнтуал приветствия.
2. Введение в тему.
Ведущий. У каждого человека имеются индивидуальные врождённые особенности психики. Их нельзя игнорировать при выборе профессии. (Включается презентация.) Древнегреческий философ Эпикур (341-270 гг. до н.э.) говорил: “Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей. необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя” [1]. О какой природе это говорится.
Данными от природы, присущими от рождения свойствами психики характеризуется темперамент. Как же мы обозначим тему нашего урока. – Профессия и темперамент.
Зачем людям необходимо знать о темпераменте. – Чтобы понимать и учитывать в своём поведении и поведении окружающих, чтобы учесть свой тип темперамента при выборе профессии. Таким образом, цель нашего урока – анализ влияния природного фактора на профессиональное становление личности.
И в связи с этим задачи, которые мы будем решать:
1. Познакомиться с понятием “темперамент” и с учением о темпераментах.
2. Определить свой тип темперамента.
3. Составить свою темпераментную формулу.
4. Обсудить выбор своей будущей профессии с учётом типа темперамента.
5. Решить психологические задачи на определение типов темперамента.
3. Теоретический блок.
Ведущий. Темперамент (от лат. “соразмерность”, “правильная мера”, “надлежащее соотношение частей”) – это индивидуально-своеобразная, природно обусловленная (т.е. врождённая) совокупность динамических проявлений (доминирующие способы реагирования человека) психических процессов (сила, скорость, возникновение, изменение, прекращение, активность) личности в её сознательной деятельности [2].
Учение о темпераментах было создано уже в античности [6].
Создателем этого учения считается отец медицины, древнегреческий врач Гиппократ (460 – 379 до н.э.) (рисунок 1), жизнь и деятельность которого относится к V веку до н.э. Он предложил названия типов конституции (телосложения) человека [8, с. 250]. | ||||
Учение о темпераментах продолжил римский врач Клавдий Гален (рисунок 2), живший во II в. Он считал, что люди различаются по соотношению четырёх основных “соков” организма [8, с. 251]. | жёлтой желчи | крови | флегмы | чёрной желчи |
К.Гален утверждал, что непропорциональное смешение этих “соков” является причиной различных заболеваний, а оптимальное их соотношение определяет здоровье. | ||||
И до настоящего времени широко известны четыре типа темперамента: | холерик (от греч. “холе” — жёлтая желчь) | сангвиник (от греч. “сангвис” — живая кровь) | флегматик (от греч. “флегма” — слизь) | меланхолик (от греч. “меланхоле” — чёрная желчь) |
Огромное значение для понимания типов темперамента имело созданное учёным-физиологом Иваном Петровичем Павловым (1849 – 1936) (рисунок 3) учение о высшей нервной деятельности. | подвижный быстрый живой | инертный медленный спокойный | ||
Неуравновешенный (безудержный) с преобладанием возбуждения | Уравновешенный (сила и равновесие нервных процессов) | Неуравновешенный с преобладанием торможения | ||
Физиологической основой темперамента является | Активность мозга, ЦНС | Средняя активность | Реактивность | |
тип высшей нервной деятельности (деятельность коры головного мозга. Это природная особенность организма, он наследственно обусловлен, но изменяется под влиянием окружающих условий). | Сильный | Слабый (чувствительный) | ||
Крупнейший немецкий учёный, философ Иммануил Кант (1724 — 1804) (рисунок 4) поделил 4 на 2 группы: темпераменты действий (холерический и флегматический) и темпераменты чувствования (сангвинический и меланхолический, они самой природой ориентированы на особую восприимчивость к чувственным процессам) [5, с. 97-98]. | Темперамент действий | Темпера-мент чувствования | Темперамент действий | Темперамент чувствования |
В “чистом” виде каждый тип встречается редко. Но один тип выражен сильнее, а другие слабее. Поэтому следует говорить не о темпераменте, а о “темпераментной структуре”, которая включает в себя все типы.
4. Изучение темперамента. Тест для определения типа темперамента Жарикова Е., Крушельницкого Е.
Раздаются бланки к тесту (приложение 1). Инструкция: чтобы определить темпераментную структуру, необходимо выразить своё согласие (высокие баллы 10, 9, 8) или несогласие (низкие баллы 3, 2, 1, 0) с приведёнными высказываниями. Если трудно определиться с оценкой, т.е. если в зависимости от обстоятельств бывает и так, и так, ставьте средние баллы – 4, 5, 6, 7. Важно оценить себя как можно объективнее! Имейте в виду, что исследуются некоторые ваши личностные, а не умственные особенности, так что правильных и неправильных ответов здесь нет.
- Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.
- Я работаю неравномерно, рывками.
- Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
- Если нужно, я могу спокойно ждать.
- Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.
- С людьми равными я несдержан и вспыльчив.
- Мне нетрудно сделать выбор.
- Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.
Сложить количество баллов по вопросам, номера которых указаны в формулах:
Соответствующие символы – М, С, Х, Ф – записать в порядке убывания их значений. Символы с одинаковыми значениями записывают один под другим. Получается так называемая приоритетная формула, например МФХС. Её владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты (М), поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки флегматика (Ф), холерика (Х) и сангвиника (С).
4. Основное содержание.
Участники (под музыку) делятся на группы “Х”, “С”, “Ф”, “М” по типам темперамента. Им даётся раздаточный материал “Типы темпераментов” (приложение 2), предлагается изучить информацию и ответить на вопросы: “Какими качествами характеризуется ваш тип темперамента? Что необходимо в себе менять? Какой режим работы благоприятен? Соотносится ли ваш тип темперамента с выбранной профессией?” Затем группы докладывают результаты своей работы всему классу. Организуется обсуждение “Как выбрать профессию с учётом типа темперамента?”
Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других.
Холерик страстный, порывистый, склонный к резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам, движения его резкие, быстрые, напряжённые, не всегда точные и согласованные.
- Положительные качества: энергичность, активность.
- Отрицательные качества: вспыльчивость, несдержанность, не хватает самообладания.
Акцент в самовоспитании: развивать способности считаться с чувствами окружающих, направляя энергию на полезные дела.
Благоприятна цикличная работа с чередованием больших усилий и спокойной деятельности. Можно достичь значительных успехов в работе, где ценят напор и безудержность. Это великолепный водитель, шофёр, лётчик-испытатель, но плохой счётный работник.
Сангвиник быстрый, живой, подвижный, активный, работоспособный, эмоциональный, легко переживает неудачи, быстро приспосабливается к условиям жизни, частая смена впечатлений.
- Положительные качества: отзывчивость.
- Отрицательные качества: поверхностность, нетерпеливость.
Акцент в самовоспитании: доводить начатое дело до конца, критично относиться к результатам своего труда, обращать внимание на качество выполненного задания.
Интересна разнообразная работа с получением новых заданий. Можно достичь успехов в работе, где ценят общительность, мобильность, управление, умение быстро переключаться на другие дела. Это хороший водитель, оператор, диспетчер, инженер, военный, регулировщик и т.п.
Флегматик спокойный, медлительный, с постоянством и глубиной чувств, равномерностью действий, устойчивостью стремлений и настроений, слабостью внешних выражений душевных состояний, с движениями замедленными, но точными, высоко координированными.
- Положительные качества: выдержка, самообладание, невозмутимость.
- Отрицательные качества: безразличие.
Акцент в самовоспитании: развивать активность.
Необходим привычный режим работы. Можно достичь успехов в работе, где требуются усидчивость, скрупулёзность, стабильность ритма. Сложнее, когда работа разнообразна. Это может быть прекрасный бухгалтер, экономист, секретарь, контролёр, программист, ремонтник, слесарь, сборщик, зубной техник, врач, повар, швея, работник музея, нотариальной конторы, информационного центра, планового отдела, архивариус, библиотекарь, корректор и т.п.
Меланхолик тонко чувствующий, легкоранимый, со сдержанными движениями, с глубокими переживаниями, слабо реагирует на окружающее.
- Положительные качества: впечатлительность, отзывчивость.
- Отрицательные качества: утомляемость, замкнутость.
Акцент в самовоспитании: совместная деятельность с успешными людьми.
Подходит работа, требующая тонких ручных умений в сочетании с дипломатичностью в отношениях с людьми. Это люди искусства. Противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями. Случается, что люди со слабой нервной системой в нормальных условиях, спокойной обстановке хорошо выполняют свои обязанности, но в сложных ситуациях теряются. Это может привести к трагическим последствиям.
Психологические задачи “Определение темперамента”.
Участникам предлагается определить типы темпераментов литературных героев и исторических личностей:
- Невозмутимый тугодум Михайло Семёныч Собакевич (флегматик).
- Непредсказуемый энергичный жизнелюб Ноздрёв, “говорун, кутила, лихач” (сангвиник).
- Импульсивный ревнивец Отелло (холерик).
- Впечатлительный романтик Гамлет (меланхолик).
- Алчно неутомимый барон Мюнхгаузен с жаждой впечатлений (сангвиник) [5, с. 5].
- Всегда спокойный, равнодушный, безвольно-бесцельный лентяй Обломов (меланхолик).
- Мстительный граф Монте-Кристо (холерик).
- Грустно-весёлый, ироничный писатель, сатирик, великий мистификатор Николай Васильевич Гоголь (меланхолик).
- А.П.Чехов, Пётр Ильич Чайковский, И.Ньютон (меланхолики) [5, с. 100].
- Свободолюбивый М.Ю.Лермонтов (сангвиник).
- Наполеон (сангвиник).
- Вспыльчивый, иногда до исступления, бесстрашный, с подвижными манерами А.С.Пушкин (холерик) [5, с. 14; 4].
- Обращённый в себя Виктор Гюго, с преобладанием чувственного начала, с чёрно-белыми контрастами в творчестве: если злодей – так исчадие ада, если герой – совершенство души (меланхолик) [5, с. 249].
- Настойчивый, упорный, скрупулёзный моралист и обличитель “сильных” мира сего Иван Андреевич Крылов (флегматик).
- Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов, командир роты Астраханского пехотного полка (1762 г.), победитель Наполеона, образованный, исполнительный, предприимчивый, тактичный, умел находить общий язык с разными людьми, особый дар повелевать звучал ласковой просьбой, обаяние ума и благородство характера покоряли в нём людей и помогали при всей его усталости нести груз ответственности (флегматик).
- “Он так Россию полюбил, что и во сне он ей служил”. Русский царь-богатырь Пётр I, кипело в нём ретивое сердце, богатырские мысли сменяли одна другую, продолжительных разговоров он не любил и после некоторого отдыха возвращался к делу (холерик) [9].
- Склонный к взрывам безотчётного непокорства Чарльз Дарвин с самых ранних лет глубоко чувствовал прелесть живой природы и был одержим страстью собирать всякую всячину, от монет и печаток до тритонов и жуков (холерик).
- Великий систематизатор Д.И.Менделеев. Мучивший его вопрос всегда приводил его в возбуждённое состояние (холерик) [5, с. 176; 10].
- Полководец Александр Васильевич Суворов, от рождения слабый с неуравновешенным типом нервной системы. Спартанский режим, физические и психические нагрузки закалили его нервы и тело. И после этого он имел право говорить: “Потомство моё, прошу брать мой пример!” (холерик) [7, с. 111].
6. Рефлексия прошедшего занятия.
Ведущий. Мы выполнили задачи, стоящие перед уроком. Кто является создателем учения о темпераментах. Кто является создателем учения о высшей нервной деятельности. Назовите 4 типа темперамента. Можно ли изменить тип темперамента. Вы довольны полученной информацией, пригодятся ли вам эти знания в жизни.
7. Ритуал прощания.
Ведущий. Вы пополнили копилку знаний о себе, о своём типе высшей нервной деятельности. Благодарю вас за работу. Всего вам доброго.
Литература.
- В мире мудрых мыслей. / Под ред. А.Г.Спиркина. – Алма-Ата, 1962. – 365 с. – С.105.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.
- Галкин В.А. Внутренние болезни. – М., 1980. – 392 с. – С.7.
- Гордин Я. Право на поединок.
- Государев Н.А. Треугольный человек. – М.,1991. – 270 с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, 2004. – 509 с. – С.149 -162.
- Иванченко В.А. Тайны русского закала. – М., 1986. – 173 с. – С.111.
- Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. – М., 2007. – 351 с.
- Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. – М., 1992. – 64 с.
- Смирнов Г. Менделеев.
Источник