Журнал Педагог
Автор: Гатиятуллина Дина Ахметзуфаровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: СП «Детский сад «Сказка» ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
Населённый пункт: Г.Похвистнево, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Практикум с элементами тренинга на развитие эмоционального интеллекта педагогов
Раздел: среднее профессиональное
Практикум с элементами тренинга на развитие
эмоционального интеллекта педагогов
Цель:
Формирование способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Задачи:
• сознательно влиять на свои эмоции; • уметь контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”; • использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; • уметь эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения; • распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему; • тренировать профессионально-педагогические особенности вербальными и невербальными средствами.
Материалы и оборудование:
Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; музыка среднего темпа; 1 лист А-3, фломастеры, маркеры, гуашь, мольберт.
Ведущий тренинга:
Педагог-психолог.
Время проведения:
30 мин.
Слайд 1
Ход тренинга
.
1. Упражнение « Ассоциации».
Педагог –психолог:
Добрый день! Я рада Вас всех видеть. Для начала вспомним, какие вы знаете основные эмоции (участники предлагают названия эмоций).
Слайд 2
радость —
счастье, воодушевление, веселье, удовольствие
злость —
ярость, бешенство, негодование
страх —
боязнь, испуг, ужас, паника
удивление —
изумление, интерес
грусть —
печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия
спокойствие —
умиротворение — Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте подобрать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, которое у вас
ассоциируется с этими эмоциями (список значительно увеличивается, участники получают за ответы карточки с различными эмоциями).
(Щелчок2)
Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций. Предлагаю подойти ко мне тех у кого пиктограмма радости.
Слайд 3
2. Упражнение « Знакомство».
психолог:
Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджики, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа – упрямая, Оля – любопытная). Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами». Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке; слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.
Педагог–психолог:
Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила: 1. Внимательно слушать друг друга. 2. Не перебивать говорящего. 3. Уважать мнение друг друга. 4. Быть активными.
Слайд 4
Педагог – психолог:
Сегодняшняя наша встреча посвящена эмоциональному интеллекту. Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.
3. Упражнение «Я тебя понимаю»
Слайд 5
Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.
Инструкция
: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и «говорить” по телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого — с директором, третьего — с другом и т.д.) Наша задача — постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения: — С кем и о чем говорили? — На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?».
4.
Игра «Скульптор и глина»
Инструкция:
«Для того чтобы понять и почувствовать друг друга, я предлагаю игру «Скульптор и глина». Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Участникам не разрешается переговариваться. После того как члены группы «слепили» свои скульптуры, психолог организует дискуссию и задает следующие вопросы: — Расскажите, как вы поняли образ, который лепили из вас? (вопрос к человеку, из которого «лепили скульптуру»). — Дайте название своей скульптуре (вопросы «автору»);. — Какие мысли и чувства вы хотели выразить при помощи своей «скульптуры?»
5. Упражнение «Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы».
Педагог-психолог:
Какие чувства я испытываю большую часть времени? Понимаю ли я, чем вызвано то или иное чувство? Подавляю ли я те чувства, которые в нашем обществе считаются негативными (гнев, зависть, разочарование и пр.)? Почему? Знаю ли я, как правильно, недеструктивным способом выражать свои чувства? Как именно?
Инструкция:
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в предложенной ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы.
Слайд 7
Представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он занял у вас.
Агрессивное поведение
может сопровождаться следующим высказыванием: «Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернёшь деньги! Я хочу получить свои деньги!»
Неуверенность в поведении
может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?»
Уверенный ответ
может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесёшь деньги самое позднее в пятницу».
Ситуации:
Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите… Собака вашего соседа помяла траву на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему… Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему…
Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним… Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему… Обсуждение упражнения. Анализ различий в уверенном, неуверенном и агрессивном поведении.
6. Упражнение «Совместный рисунок».
Инструкция.
За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.
Рефлексия
эмоционального состояния участников встречи. Обратная связь.
Слайд 9
Пожелание всем участникам встречи: УЛЫБНИСЬ… Если дождь за окном не кончается… УЛЫБНИСЬ… если что-то не получается… УЛЫБНИСЬ… если счастье за тучами спряталось… УЛЫБНИСЬ… если даже душа поцарапалась… УЛЫБНИСЬ… и увидишь… тогда все изменится УЛЫБНИСЬ… дождь пройдет, И земля в зелень оденется… УЛЫБНИСЬ… и печаль стороной пройдет… УЛЫБНИСЬ… и душа заживет.
Слайд 10
Источник
Психологический практикум для педагогов «Эмоциональный интеллект»
методическая разработка по психологии
Данная разработка будет полезна специалистам для проведения занятия с педагогами ОУ, ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_praktikum_dlya_pedagogov_emotsionalnyy_intellekt.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический практикум для педагогов
Цель: знакомство с понятием «Эмоциональный интеллект»
Задачи: побудить педагогов задуматься над уровнем сформированности и развития своего ЭИ, отработка некоторых навыков ассертивного поведения
В конце 20 века оформилось предположение, что существует некоторая совокупность способностей, которые позволяют человеку продуктивно взаимодействовать с другими людьми, на основе понимания, интерпретации и контроля собственных эмоций и эмоций других людей. Система таких способностей получила название «эмоциональный интеллект».
Понимание структуры ЭИ рознится среди авторов. Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж.Мейером, П.Сэловеем, Д.Карузо включает следующие компоненты: осознанная регуляция эмоций; понимание (осмысление) эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций.
Д.Гоулман, в отличии от П.Саловея и Дж.Майера считает, что эмоциональный интеллект человек может развивать и совершенствовать в течение всей своей жизни. Автор считает, что структура ЭИ имеет более широкие границы и включает в себя следующие компоненты.
Эмоциональное самосознание. Люди с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом. Люди, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал.
Точная самооценка. Люди с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о себе.
Уверенность в себе. Точное знание своих способностей позволяет людям полноценно использовать свои сильные стороны. Уверенные в себе люди с радостью берутся за трудные задачи. Они не теряют ощущения реальности, обладают чувством собственного достоинства.
Обуздание эмоций. Люди, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их на пользу делу. Такой человек способен сохранять спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса или во время кризиса — он остается невозмутимым даже в том случае, когда сталкивается с проблематичной ситуацией.
Открытость. Люди, которые откровенны с собой и окружающими, живут в согласии со своими ценностями. Открытость — искреннее выражение своих чувств и убеждений — способствует честным отношениям. Они открыто признают свои ошибки и неудачи и, не закрывая на это глаза, борются с неэтичным поведением других.
Адаптивность. Люди, обладающие адаптивностью, способны ловко расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии, и чувствуют себя комфортно в неизбежно полной неопределенностей организационной жизни. Они гибко приспосабливаются к очередным сложностям, ловко подстраиваются под меняющуюся ситуацию и чужды косности мышления перед лицом новых данных и обстоятельств.
Воля к победе. Люди, которые обладают этим качеством, ориентируются на высокие личные стандарты, заставляющие их постоянно стремиться к совершенствованию — повышению качества собственной работы и эффективности деятельности подчиненных. Они прагматичны, ставят перед собой не особенно высокие, но требующие усилий цели, и способны рассчитать риск так, чтобы цели эти были достижимыми. Признаком воли к победе является постоянное желание учиться самому и обучать других приемам более эффективной работы.
Инициативность. Люди, чувствующие, что необходимо для эффективности, т.е. убежденные, что держат удачу за хвост, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности — или сами их создают, — а не просто сидят у моря и ждут погоды. Такой человек, не колеблясь, нарушит или как минимум обойдет правила, если это необходимо для будущего.
Оптимизм. Человек, который заряжен оптимизмом, найдет способ выкрутиться из трудных обстоятельств, он увидит в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Он позитивно воспринимает других людей, ожидая от них самых лучших проявлений. Благодаря его мировоззрению («стакан наполовину полон») он воспринимает все грядущие перемены как изменения к лучшему.
Сопереживание. Люди, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп. Такие люди участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека.
Осведомленность. Люди, остро чувствующие все движения жизни, часто политически проницательны, способны выявлять важнейшие социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях властной иерархии.
Предупредительность. Люди, наделенные этой способностью, стремятся создать вокруг себя такой эмоциональный климат, который будет позитивно влиять на других людей и отношения с ними.
Воодушевление. Люди с такими навыками умеют вызвать у других отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лично подают подчиненным пример желаемого поведения и способны отчетливо изложить общую миссию так, чтобы воодушевить остальных. Они ставят цель, выходящую за рамки повседневных задач, и тем самым делают работу сотрудников более одухотворенной.
Влияние. Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Когда люди, владеющие этим навыком, обращаются к группе, они неизменно убедительны и обаятельны.
Помощь в самосовершенствовании. Люди, имеющие опыт развития человеческих способностей, проявляют неподдельный интерес к тем, кому они помогают совершенствоваться, — видят их цели, достоинства и недостатки. Они от природы хорошие учителя и наставники.
Содействие изменениям. Люди, которые умеют инициировать преобразования, способны разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый. Они могут убедительно выступать в защиту преобразований даже перед лицом оппозиции, приводя веские доводы в пользу необходимости перемен. Они умеют находить практические способы преодоления препятствий, стоящих у них на пути. Урегулирование конфликтов. Люди, которые искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный разговор конфликтующие стороны; они способны понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения — идеал, который смогут раз — делить все. Они выводят конфликт на поверхность, принимают чувства и позиции всех его участников, а затем направляют эту энергию в русло общего идеала.
Командная работа и сотрудничество. Люди, которых можно назвать великолепными командными игроками, способны создавать атмосферу общности, подают другим пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Они вовлекают остальных в активное, азартное стремление к общим идеалам, укрепляют моральный дух и чувство единства коллектива
Психогимнастическое упражнение «Пересадки в кругу»
Ведущий называет какой-либо признак, который есть у участников группы (например, поменяйтесь местами те, у кого есть сёстры…). Те, кто обладает этим признаком, быстро обмениваются местами. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.
Поменяйтесь местами те, кто
-рад был оказаться здесь, вместе со всеми
-считает, что ему необходимо работать над собой, над своими личностными и профессиональными компетенциями
-считает, что может управлять собой в стрессовых ситуациях
-хотел бы сейчас находиться в теплых странах, на морях и отдыхать
-кто всегда придёт на помощь своим коллегам в любой ситуации, даже в ущерб себе, своему времени
-приветствуют критику и отзывы (даже не совсем конструктивные) о себе и своей профдеятельности
-у кого негативные переживания часто доминируют над положительными
-точно знаете свои способности, полноценно используете свои сильные стороны в своей профдеятельности
-можете открыто признать свои ошибки, промахи, неудачи
— гибко приспосабливаются к очередным сложностям, ловко подстраиваются под меняющуюся ситуацию
-всегда настроен на решение проблемы, а не на избегание её
— постоянно стремится к совершенствованию
— обладаете способностью прислушиваться к чужим переживаниям
Сейчас мы с вами попробовали проанализировать наличие или отсутствие у нас компонентов ЭИ.
Психогимнастическое упражнение «Цветовые ассоциации эмоционального состояния партнёра». Эмоция-цвет
Цель: развитие эмпатийной наблюдательности, эмпатийного слушания в педагогической деятельности.
Инструкция: «Пусть каждый из нас подумает о том, какого он (или она) сейчас цвета. Давайте только подумаем об этом и никому не будем говорить (тренер выдерживает паузу, достаточную для того, чтобы каждый выполнил задание). Запишите свой цвет свою эмоцию. Теперь пусть каждый обратит внимание на своего соседа слева и постарается понять, какого он (или она) сейчас цвета и какое эмоциональное состояние (какую испытывает эмоцию или эмоции), с вашей точки зрения. Подождём пока все это сделают, а затем кто-нибудь из нас первым скажет своему соседу слева, какого он, его сосед, сейчас цвета, а также пояснит, почему он так решил. Потом тот, кто только что выслушал впечатление о себе, покажет свой вариант. А затем выскажет свои впечатления своему соседу и т.д., по кругу. После того, как круг замкнётся, каждый скажет тот цвет, который он для себя выбрал в начале упражнения»
На что направлено это упражнение?
Упражнение: “ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ”
Я предлагаю провести небольшое исследование вреда и пользы эмоций на примере собственного опыта. Для исследования в группах я хочу предложить 6 эмоций и чувств. В каждой группе на столе лежит карта. Ваша задача прочитать задание и выполнить его.
Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.
Вывод: Приведенные Вами примеры, говорят о том, что у Вас имеется и субъективный опыт переживаний, и способы выражения этого чувства и последствия выражения чувства. Все эмоции рассмотренные нами, нам нужны для чего-то.
Упражнение “Стулья и их тяжелая судьба”
Для проведения упражнения потребуется довольно большая аудитория: все члены группы должны иметь возможность свободно перемещаться по ней, таская за собой стулья.
Все участники получают (распечатанную на бумаге) одну из трёх инструкций:
1. Поставьте все стулья в круг. У вас 10 минут.
2. Поставьте все стулья около двери. У вас на это 10 минут.
3. Поставьте все стулья около окна. У вас на это 10 минут.
Инструкции распределяются между членами группы поровну, каждой из них должна следовать треть группы.
Инструкция: Все вы получили инструкцию, которой должны придерживаться. При этом вы не должны показывать ее текст кому – то другому.
По сигналу ведущего участники начинают выполнять свои обязанности.
1. Какие чувства вы испытывали во время игры?
2. Ощущали ли вы, что со своим стулом можно делать все, что хотите?
3. Как устанавливали отношения с коллегами, у которых были свои намерения?
4. Было ли противостояние, если да, как оно разрешалось?
5. Какова была реакция на применение физической силы или моральное давление со стороны коллег?
6. Объединялись ли коллеги с одинаковыми инструкциями в одну команду? Можно ли выделить лидеров в таких командах?
7. Считали ли вы, что инструкцию нужно выполнить во что бы ни стало, несмотря на противодействие других сторон?
8. Как можно применить этот опыт в реальных жизненных ситуациях?
Авторитарное давление или сдача без борьбы, тактика ухода от активных действий.
Эффективное упражнение поможет избавиться и Вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.
Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции:
Упражнение «Мои достоинства и недостатки или в чём моя сила и слабость» (личности, проф.компетенции, влияющие на профессиональную деятельность)
Каждому крепится листок на спине. Все передвигаются по комнате, записывают на листе коллеги его достоинства и недостатки, возможные рекомендации по формированию каких-либо компетенций.
Подведение итогов. Рефлексия.
Описание. Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.
Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на занятии. Второй группе – комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей – какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.
Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д.
После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.
Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими – нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье представлено описание проекта, целью которого является формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют де.
Данный материал составлен для тех, кому нужен пример для составления общего психологического практикума при диагностике развития познавательных процессов учащихся.
Педагог-психолог школы Саенко И.А. проводит психологический практикум для родителей, рассматривая вопросы взаимоотношений детей и родителей.
Современные психологические исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития самосознания у детей с интеллектуальными нарушениями, неадекватности представлений умственно .
ЦЕЛЬ: Формирование чувства ответственности за свою жизнь и .
Практикум направлен на снижение эмоциональной нагрузки педагогов, снятие напряжения, профилактику эмоционального выгорания. Содержит теоретический материал и практические упражнения.
Источник