Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»
Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов.
1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.
2. Профилактика эмоционального выгорания, чрез релаксацию и саморегуляцию.
3. Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.
4. Научение способам здоровьесберегающих технологий.
5. Знакомство с идеологией позитивной педагогики.
Упражнение 1. «Рукопожатие»
Цель: настроить группу на позитивный лад.
Участникам предлагается походить по кругу и поздороваться, как можно с большим количеством участников тренинга и пожелать того, что необходимо данному участнику в этот момент.
Упражнение 2. «Моё любимое качество»
Цель: диагностика состояния группы на момент начала тренинга.
Педагогам предлагается разделиться на пары и сесть друг напротив друга. Ведущий зачитывает по очереди три позитивных качества. В паре необходимо обсудить какое качество из перечисленных большего всего подходит каждому из пары и почему. В кругу обсуждается, в каких парах качества совпали.
мудрость, надёжность, настойчивость;
активность, бескорыстие, вежливость;
сила воли, скромность, смелость;
самозабвенность, тактичность, терпеливость;
невозмутимость, обаяние, общительность.
Цель: снятие усталости
Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон»».
Ведущий раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, Ведущий тоже принимает участие в упражнении).
«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару,Ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».
Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Упражнение 4. «Релаксация»
Сядьте поудобнее. Если хотите, закройте глаза и дышите медленно и глубоко. Мы с вами уже попробовали несколько методик расслабления. Сегодня попробуем новую. Расслабиться можно, заставив себя осознанно почувствовать процесс дыхания. Попробуем сделать это прямо сейчас. Не старайтесь дышать как-то по-особому, просто сосредоточьте свое внимание на том, как входит через нос холодный воздух и выходит теплый. (Пауза 20 секунд). Сосредоточьтесь на воздухе, проходящем через ваш мозг, наружу, внутрь, наружу. Постарайтесь ни о чем не думать. Если вам все же приходит в голову какая-нибудь мысль, не старайтесь отгонять ее прочь, просто проговорите ее про себя и как бы отложите в сторону, а потом опять сосредоточьтесь на дыхании еще на одну минуту.
А теперь откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Оглядитесь вокруг».
Приемы снижения стрессового состояния
Ведущий: Предлагаю вам способы снижения стрессового состояния.
— Наиболее распространённым типом массажа является массаж Шиацу, также известный как точечный массаж. В человеческом теле есть 15 точек, воздействие на которые оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.
— Постукивания кончиками пальцев по лицу. Задействованы указательный, средний и безымянный пальцы обеих рук. В области глаз постукивания должны быть более быстрыми.
— Поглаживания в области лба по направлению от бровей к корням волос. Задействованы те же пальцы.
— Поглаживание выступающей части щек. Движение выполняется теми же пальцами в направлении от носа к вискам.
— Кончиками среднего и безымянного пальца поглаживаем средние части щек от центра верхней губы к ушам.
— Поглаживание нижних частей щек и подбородка кончиками указательного, среднего и безымянного пальца. Движемся в направлении от подбородка к ушам. Чтобы массировать правую сторону было удобнее, нужно повернуть голову влево. Соответственно для массажа левой стороны – вправо.
Упражнение 5 «Ассоциации с игрушкой»
Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.
Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.
Упражнение 6. «Я самая обаятельная и привлекательная!»
— Глядя в зеркало, произнесите «Какая я молодец! Я самая обаятельная и привлекательная!»
с предложенной вам (на листочках) интонацией (с восторгом, с легкой иронией, спокойно, удивленно, со строгостью, с трепетом, по-детски, с восхищением, с уважением, с нежностью, с убеждением, критично, ласково, весело, игриво). Зеркало передаем по кругу.
Вариант: каждый участник должен рассказать о себе, начиная со слов «Какая я молодец! Я самая обаятельная и привлекательная!»
Завершение: Притча «Зеркальный храм»
Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.
Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.
Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.
Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков.
Семинар-тренинг, для учителей для коррекционной школы VIII вида «Психологический климат в коллективе» Семинар-тренинг, для учителей для коррекционной школы VIII вида. Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа эффективного.
Частушки для учителей-логопедов, участвующих в различных конкурсах Задали задание, Ответное послание Много мы не говорили И частушки сочинили. *** На конкурс замечательный, Придумали занятия, Вот ещё бы.
Концерт 8 марта для учителей Концерт 8 марта для учителей Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Ведущий 2: Мы начинаем наш праздничный концерт и хотим поздравить.
Консультация для родителей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада» Организационный момент Всем участникам раздаются листочки в форме сердечка и ручки. Каждый воспитатель пишет своё имя и придумывает положительное.
Методический материал для учителей музыки. Загадки об инструментах симфонического оркестра для 1 класса Загадки об инструментах симфонического оркестра Инструментов много знаем музыкальных, голос каждого – особый, уникальный. Музыканты долго.
Открытый просмотр НОД для учителей начальной школы Цель занятия. Закрепление и обобщение полученных за учебный год знаний и умений. Задачи занятия. — Развивать познавательный интерес и мотивацию.
Психологический семинар практикум «Психологическое здоровье педагога-залог эффективности учебно-воспитательного процесса» «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ – ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» Цель: формировать представления педагогов о здоровье,.
Тренинг «Личностный рост педагога» Цель тренинга: — обучить методам и приёмам саморегуляции эмоционального состояния; — развивать навыки невербального общения, умение действовать.
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагога» Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Задачи: — Знакомство с понятием профессиональное «выгорание»,.
Тренинг взаимодействия учителей, родителей и детей в 5 классе «Союз трех сердец: учитель — ученик — родитель» Тренинг взаимодействия учителей, родителей и детей ««Союз трех сердец»: учитель – ученик – родитель».[/b] (Мероприятие проводится в сентябре.
Источник
Анастасия Мильшина
Психологический тренинг «Эмоциональное благополучие педагога»
Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья воспитателей.
Задачи:
1) Актуализировать процесс самоанализа сотрудников.
2) Познакомить с приемами саморегуляции.
3) Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния.
4) Оптимизировать самооценку педагогов.
5) Снять эмоциональное напряжение.
6) Сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Форма проведения: групповые занятия.
Время: 50 минут.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия.
3. Теоретическая часть.
4. Практическая часть.
5. Ритуал прощания.
1. Ритуал приветствия
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем тренинге «эмоциональное благополучие педагога». В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых — дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.
Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У вас есть предложение?
1. Один говорит, остальные слушают
2. принцип искренности
3. принцип активности
4. принцип здесь и сейчас»
Игра «Поменяйтесь местами те, кто….».
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего занять чье-то место.
Кто сегодня утром пил кофе.
Кто пришел на работу пешком.
Кто отработал в первую смену.
Кто любит свою работу.
3. Теоретическая часть
Упражнение «Эмоциональное благополучие»
Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего, необходимо разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям можно определить «эмоциональное благополучие?»
«Незаконченное предложение»: «Эмоционально-благополучный человек — это…»
В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это —
* уверенность в себе;
*получение удовольствия от жизни;
*удовлетворенность жизнью и работой;
Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:
— Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий?
Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли.
В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:
* Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (детьми, коллегами, родителями, администрацией).
*Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).
*Результативность (успешность) педагогической деятельности.
*Способность противостоять стрессу.
*Умение решать конфликтные ситуации.
В ходе нашего «мозгового штурма» видно, что многие факторы влияют на наше эмоциональное состояние, от сюда же и берутся «причины нашей напряженности».
Ответственность за каждого ребенка.
Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
Загруженность рабочего дня;
Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе;
Нестабильность заработной платы.
Из-за причин формируется «Синдром эмоционального выгорания»
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья (Способы саморегуляции)
Естественные способы (хороший сон, вкусная еда, общение с природой, движение – спорт, бани и сауны, СПА).
Эмоциональные способы (смех, улыбка, юмор, чтение стихов, высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так)
Самовнушение и самопохвала (Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз; в случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!»)
4. Практическая часть
Упражнение «Откровенно говоря» (5- 7 мин).
Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов.
Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 1).
Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно».
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Упражнение «Молодец!» (5-7 мин).
Цель: Оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: педагоги делятся на два круга – внутренний и внешний. Педагоги встают друг на против друга. Участники, стоящие во внутреннем кругу должны говорить о своих достижениях, а участники внешнего круга хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец – раз! А это ты молодец – 2! И т. д.», при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в одну сторону, меняясь местами с соседом. Затем внутренний и внешний круг меняются местами и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило это упражнение проходит очень весело, повышение самооценки педагогов.
Упражнение «Плюс-минус». (10 минут)
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
1. Вербализовать негативные и позитивные моменты своей педагогической деятельности.
2. Сплочение группы.
Материалы и оборудование: ватман с заранее нарисованным деревом, которое крепится на доску. Самоклеющиеся стикеры в форме листочков. Ручки на каждого участника.
Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участники пишут, а потом им предлагается по-очереди прикрепить свои листочки с плюсами и минусами на дерево. Каждый участник озвучивает то что написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось и почему – плюсов педагогической деятельности или минусов.
Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений педагогов.
Упражнение — медитация «Сад моей души» (15 минут).
1 часть упражнения – медитативная и релаксационная визуализация текста.
Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния.
Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации (приложение 2).
Инструкция: «Сейчас я вам зачитаю текст – медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу». После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.
Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.
2 часть упражнения – арт-терапия.
Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того что они представили – цветок, или сад.
5. Ритуал прощания
Подведение итогов семинара.
Цель: Шерринг — вербальная рефлексия семинара, завершение, подведение итогов.
Материалы и оборудование: По окончании семинара участникам раздаются анкеты «Обратная связь» (приложение 3).
Инструкция: «Наш семинар подошел к концу и Вам предлагается в завершение заполнить небольшие анкеты, в которых Вы можете написать свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишите ваши впечатления, по — очереди расскажите о них».
Ожидаемый результат: педагоги заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет. И свои пожелания.
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению
o Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятиям…
o Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
o Откровенно говоря, когда я волнуюсь.
o Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…
o Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
o Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят заведующий или методисты…
o Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание.
o Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
o Откровенно говоря, когда работа с детьми…
o Откровенно говоря, моя работа…
o Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
o Откровенно говоря, мое здоровье…
o Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
o Откровенно говоря, после рабочего дня…
o Откровенно говоря, когда я пишу планы…
o Откровенно говоря, когда наступает пора отпусков…
o Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
o Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
o Откровенно говоря, неприятности на работе…
o Откровенно говоря, успехи на работе…
Текст к упражнению «Сад моей души»
Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.
Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.
Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему то, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.
А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.
Анкета «Обратная связь»
Что Вам понравилось, было интересно?___
Что Вам не понравилось, не вызвало интереса?___
«Эмоциональное благополучие педагогов». Семинар-тренинг для педагогов «Эмоциональное благополучие педагогов» (семинар-тренинг для педагогов) Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса.
Эмоциональное благополучие — залог здоровья воспитанников КРУГЛЫЙ СТОЛ «Эмоциональное благополучие — залог здоровья воспитанников» Цель: разъяснить значимость эмоционального благополучия ребенка.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» При неблагоприятных условиях у детей, особенно в раннем возрасте, когда.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду» Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.
Проект «Эмоциональное благополучие ребенка посредством сюжетно-ролевых игр» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 ПРОЕКТ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ.
Рекомендации для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка» Воспитывая ребенка, будь то родитель, воспитатель детского сада, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, каждый,.
Психологический тренинг «Эмоциональный ресурс личности педагога» Перед презентацией. Мы надеемся, что каждый участник почувствует, что пребывание в данном учреждении может быть для него наполнено особым.
Консультация «Эмоциональное благополучие детей» Тема эмоционального благополучия детей чрезвычайно актуальна в наше время. На сегодняшний день ФГОС ДОУ ставит на законодательном уровне.
Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками. Очень часто, мы — взрослые уделяем большое внимание физическому.
Источник