Тренинг эмоциональной устойчивости для юношества

Тренинг на развитие устойчивости эмоций для уч-ся 11-х классов
материал по психологии (11 класс) по теме

Тренинг направленный на развитие устойчивости эмоций.

Скачать:

Вложение Размер
trening_na_ustojchivost_ehmocij.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг на развитие устойчивости эмоций

для уч-ся 11-х классов

Знакомство начинается с того, что первый участник группы встаёт в центр круга и называет то качество в характере, которое он ценит в себе и которое ему во многом помогло. Далее, он подходит к любому из участников, в котором как он считает, это качество тоже очень сильно развито. И выводит этого участника на своё место, а сам садиться. И так продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в кругу, и он не замкнётся.

Ведущий придумывает тему, актуальную для группы, и говорит о том, что к этой теме нужно придумать рассказ. Но сложность заключается в том, что каждый из участников будет говорить по одному предложению по цепочке, проследят за тем, что говорил предыдущий участник.

Например: если группа состоит из одних девочек, то можно предложить тему о том, что через час у девушки свидание с любимым человеком, она его давно не видела и очень переживает, Ий необходимо придумать речь, которую она будет говорить при встрече, чтобы произвести на него впечатление.

“Здравствуй дорогой, знаешь….” продолжить.

Упражнение «Умеем вести дискуссию «

Вся группа разделяется на 3-4 подгруппы (апельсин, яблоко, круша). Затем каждой группе даётся индивидуальное задание на листочке, в котором написано утверждение. Группе необходимо прийти к общему мнению и ответить, согласны ли они с этим утверждением или нет. И аргументировано объяснить, почему они считают именно так. На каждой карточке написаны слова, которые необходимо произнести в своём объяснении. После того как группа высказала своё мнение, все участники могут вступать в дискуссию, а ведущему необходимо задавать компрометирующие вопросы, и направлять дискуссию, подводя проблемную ситуацию к тому, что можно посмотреть на неё под другим углом.

“Деньги – портят человека”

“Женской дружбы не бывает”

“Измену простить нельзя”

“Смертная казнь должна быть разрешена”

“Наркоман – отбросок общества”

Упражнение «Стиль общения»

Цель : выявление особенностей межличностного общения, демонстрация определённых стилей общения.

Преподаватель предлагает группе из 5-6 человек совместно обсудить и определить теми общей групповой дискуссии. Сами участники определяют необходимое им для этого время. Все остальные члены группы наблюдают, как идёт процесс обсуждения, фиксируют для себя характерные особенности общения. После того как тема избрана, оценивается по 10-бальной системе:

а) удовлетворённость темой

б) удовлетворённость тем, как шло обсуждение, т.е. что помогло и что мешало общению.

Члены группы обмениваются своими наблюдениями.

Во время общей дискуссии на заданную тему, каждый участник должен выполнить индивидуальное задание, которое в конверте получает от преподавателя. Окружающие не должны знать его содержание. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время, стараться определить , какое задание получили остальные. Через 15-20 минут начинают обсуждать, как они поняли роли друг друга, насколько эта роль соответствовала их внутренней позиции или полстью противоречила ей, как они переживали свою роль.

Каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось. В завершение можно предложить группе определить условия эффективного общения и ответить на два вопроса:

Как научиться понимать друг друга?

Что значит для человека общение?

Набор заданий для участников дискуссии:

1. Ты должен внимательно слушать других, выступить не менее 2-3 раз,, каждую свою реплику начинать с той, что говорил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: «Правильно ли я тебя понял?»- и вносить небольшие поправки в свои слова.

2. Ты должен как минимум 2 раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только за тем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подменяя его обсуждением твоего вопроса.

3. Ты будишь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее 3 раз, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил.

4. Ты — яркий спорщик. Ни в чём, ни с кем и не когда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дискуссии.

5. Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как обычно ведёшь себя во время групповых обсуждений.

6. Ты должен во всём со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя своё мнение.

7. Ты должен как минимум 3 раза высказаться, всякий раз ты будешь говорить что-то, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя.

8. Твоё участие в разговоре должно быть направленно на то, чтобы помогать другим как можно полнее выражать свои мысли, а после выступления каждого участника делать небольшое резюме.

9. Твоё участие в разговоре должно быть направленно на то, чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманию между её членами.

10. Как минимум 3 раза постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других для того, чтобы вынести какие-то оценки и суждения, конкретным участникам дискуссии, т.е. всех должен оценит.

11. Ты — очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвести черту» и «сделать выводы».

12. Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя совершенно не волнует.

13. Ты очень сильный спорщик, не любишь когда кто – либо высказывает своё мнение, при разговоре пытаешься говорить громче других.

14. Твоя реплика должна начинаться со слов: “я счастлив, что всё так хорошо…”, и должен выступить не менее 3 раз.

15. В своей реплики ты должен всегда сводить разговор к тому, что необходимо сделать застолье по этому поводу. И выступить с этим предложением не менее 3 раз.

16. Ты должен всегда удивляться, даже по элементарным вопросом, как будто ты слышишь это в первый раз, всегда высказываться что это гениально, лучше и не придумаешь.

17. Во время беседы ты делаешь очень грустный вид и хочешь всё время поговорить совершенно на другую тему, которая касается твоих личных вопросов, спросить совета у собравшихся.

Упражнение » КРУГ АССОЦИАЦИЙ » .

ЦЕЛЬ: организация активной обратной связи каждому участнику от группы в форме ассоциаций.

ВЕДУЩИЙ: Неоднократно в своей жизни мы сталкиваемся с тем, что человек, с которым мы общаемся, вызывает у нас различные ассоциации: или он напоминает нам какое-то животное, или его образ связан для нас с какой-то песней, или с известной личностью. Более того, и каждый из нас порой сравнивает себя с чем-то, исходя из своей внешности или особенностей характера. Давайте попробуем сейчас для каждого из нас составить целый список подобных ассоциаций, и делать мы это будем так: прошу каждого приготовить 2 листа и ручку. Один лист подпишите своим именем и на протяжении всего упражнения оставляйте его у себя, а второй лист подпишите именем вашего соседа слева.

Теперь я буду зачитывать различные вопросы, на которые вы отвечаете письменно, совещаться друг с другом до конца упражнения не нужно. Итак, начинаем:

“ Если бы этот человек был музыкальным инструментом, то чем бы он был? Прошу написать каждого про себя (на листке со своим именем) и про человека, именем которого подписан второй лист.

Участники пишут – на своем листе про себя, на втором листе про другого участника.

Ведущий: Готовы? Теперь прошу всех свой лист оставить у себя, а лист с именем другого участника передать по кругу соседу справа. Таким образом, у каждого из вас по-прежнему 2 листа – ваш и другого участника. Теперь будьте внимательны, другой участник – это уже не сосед слева. Продолжаем:

“ Если бы этот человек был цветом, то каким бы цветом он был?”

Участники пишут, процедура передачи листа по кругу повторяется.

Если бы этот человек был животным, то кем бы он был?

Если бы этот человек был деревом…?

Если бы этот человек был предметом одежды?

Если бы этот человек был цветком…?

Если бы этот человек был предметом мебели…?

Если бы этот человек был птицей…?

Если бы этот человек был напитком…?

Если бы этот человек был явлением природы…?

Если бы этот человек был музыкальным жанром…?

Если бы этот человек был государством…?

Если бы этот человек был столовым или кухонным прибором…?

Если бы этот человек был временем года…?

Если бы этот человек был печатным изданием…? …Если кто-то написал книгой, укажите, пожалуйста, какого жанра?

Если бы этот человек был геометрической фигурой…?

Если бы этот человек был медицинским препаратом…?

Если бы этот человек был телеведущим, то программу какого рода он бы вел? ( можно указать жанр или конкретную телепередачу)

Если бы этот человек был транспортным средством…?

Если бы этот человек был чем-то съедобным…?

Все участники получили по кругу листы со своим именем и заполнили такой же лист о себе сами. Изучите эти списки.

Участники читают списки. При обсуждении ведущий задает вопросы:

У кого какие впечатления?

Совпадали, / не совпадали ли собственные ассоциации с чужими?

Что удивило приятно / неприятно?

Кто хочет спросить что-либо у участников? И пр.

Упражнение «Попросить прощение «

Каждому участнику раздаются листочки и ручки, и даётся задание, чтобы они написали на них то, что им не нравится в себе, что доставляет дискомфорт людям которые и окружают, или то, от чело они хотели бы избавиться. Затем по кругу каждый участник зачитывает то, что написано у него на листочке начиная свои слова так: “Я хочу попросить прощение за то, что я….”. Данное упражнение возможно провести в виде свечки, где эти листочки сжигаются, а в самом конце группа загадывает желание и совместно задувает свечку.

Источник

Упражнения на развитие эмоциональной устойчивости

База

В напряженных и конфликтных ситуациях желательно иметь хорошую эмоциональную устойчивость. Стандартные фразы типа «Возьми себя в руки» не работают. Вместо этого есть прекрасное упражнение, уделяя которому по 5–10 минут каждый день, вы сможете выработать хорошую эмоциональную устойчивость. Обратившись внутрь себя, можно использовать следующую визуализацию: представьте себе ровную горизонтальную поверхность тихого озера. Такая тишина бывает летним ясным утром, когда начинается рассвет и ветра еще совсем нет… Теперь постарайтесь поместить это озеро внутрь себя как ровную горизонтальную поверхность на уровне солнечного сплетения. Созерцайте это озеро мысленным взором, настраиваясь на тишину и покой.

Периодическая концентрация на этой визуализации дает возможность постепенно сформировать внутренний покой, своего рода храм в душе, где всегда тихо и спокойно.

Полет белой птицы

Упражнение, помогающее снять излишнее физическое и психическое напряжение. Вы садитесь на стул в расслабленной позе с закрытыми глазами. Расположитесь максимально удобно, руки и ноги скрестите, правая рука и правая нога сверху. После этого вам предлагается визуализировать следующий текст.

«Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное чистое синее небо.

В небе плавно летит белая птица. Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам эта белая птица.

Я лечу в спокойном синем небе, подо мной спокойное синее море.

Вдали показался желтый песчаный берег, он приближается. Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину.

Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен, я отдыхаю.

Моих ступней коснулась приятная прохлада, она заполнила мышцы ног, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины; мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила грудь, руки, мне легче дышать; приятная прохлада заполнила шею и голову; голова ясная и чистая. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые, три глубоких вздоха, открываю глаза, встаю. Я отдохнул!»

Каждая фраза с красной строки отражает определенный этап расслабления. На новый этап желательно переходить после освоения предыдущего. Последний абзац направлен на выход из расслабленного состояния, и если упражнение делается перед сном, его можно опустить.

Данное упражнение направлено на быстрое энергетическое и телесное восстановление, а также развивает навык разотождествления с телом.

Концентрация на дыхании

Выполняется индивидуально. Сядьте прямо, позвоночник выпрямите. Расслабьтесь. Сосредоточьте все внимание на своем естественном дыхании, наблюдайте, как воздух входит и выходит из ноздрей. Для начала достаточно сосредоточить все внимание на движении воздуха: прохладный воздух на вдохе и теплый на выдохе.

При этом могут появляться разные мысли. Не следуйте за ними, но и не старайтесь избавиться от них. Погрузитесь в свое дыхание. При появлении различных ощущений просто наблюдайте за ними. Если захочется пошевелиться, смотрите на это желание и направьте свое внимание туда. Потом снова возвращайтесь, переключаясь на дыхание.

Это упражнение помогает научиться удерживать состояние «здесь и теперь», то есть пребывать в настоящем времени. Также способствует эмоциональной устойчивости, равновесию.

Концентрация внимания

Для развития концентрации внимания выбираете какой-либо объект, мысль или часть тела и регулярно фиксируете свое внимание на выбранном объекте в течение определенного времени. Почувствовав, что вы отвлекаетесь, мягко, но уверенно вернитесь к объекту.

Концентрация является основным элементом в любой практике, связанной с осознанностью. Тренировка концентрации внимания на объекте является первым шагом в освоении искусства разотождествления с чувствами или мыслями.

Кино

Специальное индивидуальное упражнение, направленное на развитие стабильного самосознания и разотождествленного состояния. Его можно рекомендовать как завершающее в конце дня. Инструкция для участников: «Вы с закрытыми глазами просматриваете мысленным взором цветной широкоформатный фильм о том, что происходило с вами сегодня. Важно соблюдать два условия: все события происходят в обратном порядке и в главной роли – вы. При просмотре необходимо убрать внутреннюю критику и оценки того, что будет происходить».

Это упражнение дает хороший материал для самоанализа, так как отсутствующие фрагменты кино имеют непосредственное отношение к нашим личным проблемам. Их отсутствие связано с тем, что в тот момент мы были отождествлены с какой-либо частью себя. При этом точка наблюдателя исчезает, и это создает трудности при «просмотре кино».

Упражнения художественно-творческие

Совместное рисование

У партнеров один лист бумаги на двоих. Каждый по очереди наносит кисточкой мазки любого цвета. Задача – почувствовать состояние партнера и в своем ответе продолжать удерживать общий невысказанный замысел рисунка. В результате может получиться общая картина как творческий продукт двоих.

Во время этого упражнения происходит тренировка совместного действия, при котором учитывается то, что сделал другой, и добавляется свое. Это схоже с резонансным состоянием, когда исчезает деление на «мое – не мое» и возникает совместный непредсказуемый творческий процесс.

Передача ритма по кругу

Упражнение возможно в паре и в группе. Один из участников задает ритм хлопками. Остальные поочередно по кругу, хлопая в ладоши, повторяют заданный ритм.

Варианты: каждый ставит перед собой стул, и кто-нибудь выстукивает ритм. Рядом сидящий повторяет его и добавляет свой. Третий, повторив выстукивание двух предыдущих участников, выстукивает свой и т. д. Забывший или неверно повторяющий выбывает из игры.

Возможно также выстукивание ритмического рисунка ногами. В таком случае по очереди присоединяются все остальные.

Это упражнение направлено на развитие способности подстраиваться в поведении к собеседнику.

Сиамские близнецы

Попробуйте представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т. д.

Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.

Тень

Один из вас будет человеком, другой – его тенью. Человек делает любые движения. тень их повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы тень действовала в том же ритме, что и человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях человека, уловить все оттенки его настроения.

Целью упражнения является тренировка навыка подстройки к партнеру – как по поведению, так и по эмоциональному состоянию.

Кукла и кукловод

Упражнение в парах. Перед началом в паре распределяются роли куклы и кукловода. Кукловод самостоятельно решает, через какую часть тела он будет руководить движениями куклы. Это может быть спина, макушка, рука – все, что угодно. С этого момента кукла находится в полном распоряжении кукловода. Он волен водить ее куда угодно, сгибать, сажать, укладывать, поднимать. Задача куклы – полностью отдаться воле кукловода, подчиняясь всем движениям его руки. Место «склейки» должно оставаться неразрывным.

В данном упражнении тренируются способность подстраиваться, телесная и эмоциональная пластичность. При анализе можно обратить внимание на то, кому в какой роли было комфортнее.

Зеркало

Вы встаете лицом друг к другу. Один делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его зеркальным отражением. «Зеркало» имеет право только объективно отражать, не больше. Сначала ведущий налагает некоторые ограничения на действия «оригинала»:

1) не производить одновременно несколько движений,

2) не делать мимических движений;

3) выполнять движения в медленном темпе.

Через некоторое время партнеры меняются ролями. В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.

Целью этого классического актерского упражнения является тренировка навыка подстройки к партнеру по поведению и эмоциональному состоянию.

Зеркало наоборот

Один из пары делает любые движения. Другой должен выполнить противоположные. Например, если человек поднял руки, то «зеркало» их опускает. Продолжается до первого повторения.

Вариант: партнер в роли зеркала отражает только понравившиеся ему движения.

В этом упражнении усложняется зеркальное поведение, тренируются осознанность и избирательность.

Зеркальный унисон

Освоив навыки двигательного подражания, можно попробовать свои силы в более сложной игре: задача та же, но роли отражения и оригинала – ведомого и лидера – не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.

В этом упражнении подстройка идет на резонансном уровне. При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты: кто является лидером в паре; какова связь трудностей в достижении двигательного согласия с наличием отношений между участниками.

Звуковое зеркало

Один из партнеров проговаривает (или читает) какой-либо текст, а другой с максимальной точностью воспроизводит его. Постепенно количество предложений может увеличиваться.

Это упражнение связано со способностью к точному, почти зеркальному воспроизведению текста другого человека.

Эхо

Упражнение выполняется в паре. Один будет говорящим, а второй – эхом. Говорящий шаг за шагом излагает свое понимание какой-либо проблемы. Эхо перефразирует высказывания говорящего, то есть повторяет его утверждения своими словами. Если говорящий доволен своим эхом, он продолжает говорить, если нет – поправляет эхо.

В ходе выполнения упражнения работающие на отражение довольно быстро начинают чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения действий говорящего. Данное упражнение – хорошее средство для установления психологического контакта.

Резонанс с музыкой

Попробуйте представить свое тело как пространство. Потом включается музыка, и попытайтесь «поместить» ее в пространство своего тела. Пусть эти два пространства соединятся. Наблюдайте, какие переживания вызывает такой резонанс с музыкой.

Упражнение помогает войти в диалог с музыкой, усиливает эмпатические способности. Ввиду того, что резонанс с музыкой более безопасен, чем с человеком, с помощью этого упражнения можно тренировать начальные навыки активного слушания.

Энергетические шарики

Для этого упражнения предлагается пофантазировать: «Представьте, что наши руки способны излучать тепло. Не только физическое, но и душевное. Соедините ладони и настройтесь на то, что они излучают энергию. Соберите ее как шарики из своей душевной энергии». Потом можно передать этот шарик своему партнеру с пожеланием здоровья и счастья.

Данное упражнение дает личный опыт ощущения субсенсорных психоэнергетических влияний, развивает эмоциональную чувствительность.

Источник

Читайте также:  Почему человек теряет радость
Оцените статью