Тренинг эмоциональной стабильности подростков

Тренинг на развитие устойчивости эмоций для уч-ся 11-х классов
материал по психологии (11 класс) по теме

Тренинг направленный на развитие устойчивости эмоций.

Скачать:

Вложение Размер
trening_na_ustojchivost_ehmocij.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг на развитие устойчивости эмоций

для уч-ся 11-х классов

Знакомство начинается с того, что первый участник группы встаёт в центр круга и называет то качество в характере, которое он ценит в себе и которое ему во многом помогло. Далее, он подходит к любому из участников, в котором как он считает, это качество тоже очень сильно развито. И выводит этого участника на своё место, а сам садиться. И так продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в кругу, и он не замкнётся.

Ведущий придумывает тему, актуальную для группы, и говорит о том, что к этой теме нужно придумать рассказ. Но сложность заключается в том, что каждый из участников будет говорить по одному предложению по цепочке, проследят за тем, что говорил предыдущий участник.

Например: если группа состоит из одних девочек, то можно предложить тему о том, что через час у девушки свидание с любимым человеком, она его давно не видела и очень переживает, Ий необходимо придумать речь, которую она будет говорить при встрече, чтобы произвести на него впечатление.

“Здравствуй дорогой, знаешь….” продолжить.

Упражнение «Умеем вести дискуссию «

Вся группа разделяется на 3-4 подгруппы (апельсин, яблоко, круша). Затем каждой группе даётся индивидуальное задание на листочке, в котором написано утверждение. Группе необходимо прийти к общему мнению и ответить, согласны ли они с этим утверждением или нет. И аргументировано объяснить, почему они считают именно так. На каждой карточке написаны слова, которые необходимо произнести в своём объяснении. После того как группа высказала своё мнение, все участники могут вступать в дискуссию, а ведущему необходимо задавать компрометирующие вопросы, и направлять дискуссию, подводя проблемную ситуацию к тому, что можно посмотреть на неё под другим углом.

“Деньги – портят человека”

“Женской дружбы не бывает”

“Измену простить нельзя”

“Смертная казнь должна быть разрешена”

“Наркоман – отбросок общества”

Упражнение «Стиль общения»

Цель : выявление особенностей межличностного общения, демонстрация определённых стилей общения.

Преподаватель предлагает группе из 5-6 человек совместно обсудить и определить теми общей групповой дискуссии. Сами участники определяют необходимое им для этого время. Все остальные члены группы наблюдают, как идёт процесс обсуждения, фиксируют для себя характерные особенности общения. После того как тема избрана, оценивается по 10-бальной системе:

а) удовлетворённость темой

б) удовлетворённость тем, как шло обсуждение, т.е. что помогло и что мешало общению.

Члены группы обмениваются своими наблюдениями.

Во время общей дискуссии на заданную тему, каждый участник должен выполнить индивидуальное задание, которое в конверте получает от преподавателя. Окружающие не должны знать его содержание. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время, стараться определить , какое задание получили остальные. Через 15-20 минут начинают обсуждать, как они поняли роли друг друга, насколько эта роль соответствовала их внутренней позиции или полстью противоречила ей, как они переживали свою роль.

Каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось. В завершение можно предложить группе определить условия эффективного общения и ответить на два вопроса:

Как научиться понимать друг друга?

Что значит для человека общение?

Набор заданий для участников дискуссии:

1. Ты должен внимательно слушать других, выступить не менее 2-3 раз,, каждую свою реплику начинать с той, что говорил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: «Правильно ли я тебя понял?»- и вносить небольшие поправки в свои слова.

2. Ты должен как минимум 2 раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только за тем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подменяя его обсуждением твоего вопроса.

3. Ты будишь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее 3 раз, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил.

4. Ты — яркий спорщик. Ни в чём, ни с кем и не когда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дискуссии.

5. Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как обычно ведёшь себя во время групповых обсуждений.

6. Ты должен во всём со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя своё мнение.

7. Ты должен как минимум 3 раза высказаться, всякий раз ты будешь говорить что-то, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя.

8. Твоё участие в разговоре должно быть направленно на то, чтобы помогать другим как можно полнее выражать свои мысли, а после выступления каждого участника делать небольшое резюме.

9. Твоё участие в разговоре должно быть направленно на то, чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманию между её членами.

10. Как минимум 3 раза постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других для того, чтобы вынести какие-то оценки и суждения, конкретным участникам дискуссии, т.е. всех должен оценит.

11. Ты — очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвести черту» и «сделать выводы».

12. Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя совершенно не волнует.

13. Ты очень сильный спорщик, не любишь когда кто – либо высказывает своё мнение, при разговоре пытаешься говорить громче других.

14. Твоя реплика должна начинаться со слов: “я счастлив, что всё так хорошо…”, и должен выступить не менее 3 раз.

15. В своей реплики ты должен всегда сводить разговор к тому, что необходимо сделать застолье по этому поводу. И выступить с этим предложением не менее 3 раз.

16. Ты должен всегда удивляться, даже по элементарным вопросом, как будто ты слышишь это в первый раз, всегда высказываться что это гениально, лучше и не придумаешь.

17. Во время беседы ты делаешь очень грустный вид и хочешь всё время поговорить совершенно на другую тему, которая касается твоих личных вопросов, спросить совета у собравшихся.

Упражнение » КРУГ АССОЦИАЦИЙ » .

ЦЕЛЬ: организация активной обратной связи каждому участнику от группы в форме ассоциаций.

ВЕДУЩИЙ: Неоднократно в своей жизни мы сталкиваемся с тем, что человек, с которым мы общаемся, вызывает у нас различные ассоциации: или он напоминает нам какое-то животное, или его образ связан для нас с какой-то песней, или с известной личностью. Более того, и каждый из нас порой сравнивает себя с чем-то, исходя из своей внешности или особенностей характера. Давайте попробуем сейчас для каждого из нас составить целый список подобных ассоциаций, и делать мы это будем так: прошу каждого приготовить 2 листа и ручку. Один лист подпишите своим именем и на протяжении всего упражнения оставляйте его у себя, а второй лист подпишите именем вашего соседа слева.

Теперь я буду зачитывать различные вопросы, на которые вы отвечаете письменно, совещаться друг с другом до конца упражнения не нужно. Итак, начинаем:

“ Если бы этот человек был музыкальным инструментом, то чем бы он был? Прошу написать каждого про себя (на листке со своим именем) и про человека, именем которого подписан второй лист.

Участники пишут – на своем листе про себя, на втором листе про другого участника.

Ведущий: Готовы? Теперь прошу всех свой лист оставить у себя, а лист с именем другого участника передать по кругу соседу справа. Таким образом, у каждого из вас по-прежнему 2 листа – ваш и другого участника. Теперь будьте внимательны, другой участник – это уже не сосед слева. Продолжаем:

“ Если бы этот человек был цветом, то каким бы цветом он был?”

Участники пишут, процедура передачи листа по кругу повторяется.

Если бы этот человек был животным, то кем бы он был?

Если бы этот человек был деревом…?

Если бы этот человек был предметом одежды?

Если бы этот человек был цветком…?

Если бы этот человек был предметом мебели…?

Если бы этот человек был птицей…?

Если бы этот человек был напитком…?

Если бы этот человек был явлением природы…?

Если бы этот человек был музыкальным жанром…?

Если бы этот человек был государством…?

Если бы этот человек был столовым или кухонным прибором…?

Если бы этот человек был временем года…?

Если бы этот человек был печатным изданием…? …Если кто-то написал книгой, укажите, пожалуйста, какого жанра?

Если бы этот человек был геометрической фигурой…?

Если бы этот человек был медицинским препаратом…?

Если бы этот человек был телеведущим, то программу какого рода он бы вел? ( можно указать жанр или конкретную телепередачу)

Если бы этот человек был транспортным средством…?

Если бы этот человек был чем-то съедобным…?

Все участники получили по кругу листы со своим именем и заполнили такой же лист о себе сами. Изучите эти списки.

Участники читают списки. При обсуждении ведущий задает вопросы:

У кого какие впечатления?

Совпадали, / не совпадали ли собственные ассоциации с чужими?

Что удивило приятно / неприятно?

Кто хочет спросить что-либо у участников? И пр.

Упражнение «Попросить прощение «

Каждому участнику раздаются листочки и ручки, и даётся задание, чтобы они написали на них то, что им не нравится в себе, что доставляет дискомфорт людям которые и окружают, или то, от чело они хотели бы избавиться. Затем по кругу каждый участник зачитывает то, что написано у него на листочке начиная свои слова так: “Я хочу попросить прощение за то, что я….”. Данное упражнение возможно провести в виде свечки, где эти листочки сжигаются, а в самом конце группа загадывает желание и совместно задувает свечку.

Источник

Тренинг с подростками «Как быть с эмоциями»

«Как быть с эмоциями» (45-60 мин).

Цель: актуализация опыта и знаний подростков, относящихся к эмоциональной сфере.

1. создание позитивного эмоционального фона в группе;

2. тренировка умения конструктивно выражать свое эмоциональное состояние;

3. обучение «открытому» выражению эмоций через «Я-высказывания».

Данное занятие предназначено для обучающихся 14-18 лет. Рекомендуется для проведения во вне учебное время педагогом-психологом с обучающимися на добровольной основе. Тренинг рассчитан на 45-60 мин.

Упражнение — разминка «Какого я цвета»

Знакомство с техниками эмоционального контроля

Упражнение « Война и мир »

Упражнение «Копилка обид»

1. Упражнение «Какого я цвета?»

Инструкция ведущего: «Наше занятие мы начнем с небольшой разминки: подумав некоторое время, каждый скажите, какого вы сейчас цвета. Мы не говорим о цвете вашей одежды, о любимом цвете, а попробуем сказать об отражении вашего состояния в цвете. Расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Ведущий дает группе время на обдумывание цвета (1 мин), и по кругу предлагает каждому рассказать о цвете настроения, об изменениях цвета с утра до момента встречи и обозначении цвета «сейчас».

2 . Знакомство с техниками эмоционального контроля (теоретический блок)

Инструкция ведущего: «Ребята, вы когда-нибудь задавались вопросом, почему кто-то в состоянии говорить на публике, не нервничая, в то время как другого человека страх публичных выступлений выводит из строя? Почему есть люди, которые в споре поддаются гневу и теряют контроль над собой, а другие остаются спокойными?

Что происходит, когда ваши эмоции выходят из-под контроля?» ( Участники предлагают свои варианты, ответы на вопрос).

«На самом деле же, мы не можем контролировать само проявление эмоций. Не стоит пытаться это делать. Чему действительно стоит научиться, так это — осознать, принять и управлять эмоциями. Эмоции есть, потому что они имеют биологический смысл для нашего выживания. Последние психологические исследования показывают, что существует только ​четыре вида основных эмоций, которые развиваются в другие, более сложные чувства: ​гнев​, ​страх, ​радость​ и ​печаль ​. Базовыми считаются: радость (довольство), удивление, печаль (грусть), гнев (злость), отвращение, презрение, страх.

В жизни неизбежно случаются такие ситуации, к которым мы никогда не будем заранее готовы. Бывает так, что что-то пошло не так, и на самом деле очень трудно сохранить контроль над чувством страха или тревоги. А положительные эмоции обладают такой особенностью, что проходят гораздо быстрее, чем отрицательные. В одном исследовании бельгийского ученого Филиппа Вердуйн была выявлена самая долгоиграющая эмоция – ​печаль. Она длится в четыре раза дольше, чем радость​! Что необходимо понять, всем нам действительно совершенно необходимо научиться управлять интенсивностью своих эмоций, чтобы дольше и больше радоваться и меньше печалиться и страдать.

Итак, мы сейчас познакомимся с проверенными временем и наукой техниками эмоционального контроля, которые пригодятся, когда интенсивные переживания мешают вам сосредоточиться на учебе, в будущем на работе и на прочих важных делах».

Информация для ведущего: Участникам группы предлагается ознакомиться с техниками и отработать любую из них (например, упражнение «Я — высказывания»)

1.Техника «Отложить на потом».

«Если что-то произошло неприятное, или не так удачное чем мы рассчитывали, то можно попробовать отложить беспокойство на более поздний срок. Можно так и сказать себе: сегодня с 19 часов я начну переживать по такому-то поводу. И часок-другой буду сидеть и плакать. Способ отложенного волнения обычно очень эффективно работает».

2. Техника «Худшее, что может случиться»

«Самураи оставались спокойными даже в самых драматических ситуациях. Как им это удавалось? Просто они думали о смерти. Не хотелось, чтобы вы превращались в драматического гота, но размышления о том, что самое плохое может случиться с вами, в определенной степени нейтрализует ваши текущие проблемы и дает возможность сохранить контроль».

3. Техника «Воспоминания об успехе».

«Вспомните все успехи и крутые моменты. Этот способ может быть самым эффективным. Восстановите в памяти хотя бы три примера своего личного успеха. Вспомните что-то, связанное с текущей задачей и работой.

Пример: Вместо того чтобы нервничать из-за неудачи в своей работе, лучше вспомните, что вас когда-то хвалили за успешно сделанную работу (проект или какое-либо задание)».

4. Техника «Конструктивная коммуникация»

«Выражать свои эмоции следует четко по общей формуле: «Я чувствую X (эмоция), когда я делаю Y/когда со мной делают Y (поведение) в положении Z (ситуация)». Принимайте во внимание следующее:

четко осознайте и определите эмоцию X (гнев, грусть, страх, веселье и т. д.);

выскажите свои эмоции от первого лица;

определите, какое поведение Y провоцирует вас на эмоции;

выражайте четко, что вам необходимо;

избегайте использования фраз, которые начинаются с «ты» и «вы» и следуют с обвинениями».

3. Упражнение «Я – высказывания»

Требуется: бланк с таблицей «Обидные высказывания — Я-высказывания», ручки на количество участников.

Инструкция ведущего : «Мы сейчас попробуем выстроить конструктивную коммуникацию с выражением своих эмоций .

В табличке вам необходимо заменить Ты сообщения (левая колонка) на Я — высказывания (правая колонка)».

Обидные высказывания (нарушение этики в коммуникации)

Я-высказывания (этичная, конструктивная коммуникация)

Это просто твой эгоизм!

Я последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано?

Ты не в состоянии понять другого человека!

Тебе все равно, что я думаю!

Группе предлагается разделиться на пары. Одним предлагается составлять Ты-высказывания, а другие должны как можно быстрее заменить их на Я-сообщения. Потом пары меняются местами.

4. Упражнение «Война и мир»

Требуется: листы А4 на количество участников (по 2 на каждого), фломастеры, цветные карандаши, ручки, простые карандаши, краски, клей, скотч, ножницы.

Каждому участнику предлагается один чистый белый лист бумаги.

Представьте себе, что это — не лист бумаги, а кто-то, с кем вы находитесь в ссоре, конфликтуете, кого не можете терпеть, на кого очень сильно обижены! Представили? Теперь у вас появилась возможность в течении десяти секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним все, чего он заслуживает. Как только я начну счет: один. два…вы должны расправиться с обидчиком. По счету «десять!» все действия по уничтожению противника должны быть уже исчерпаны,

Инструкция для ведущего: по выполнению этого задания, некоторые участники могут попросить дополнительное время для вендетты. После того как время истекло, просим участников глубоко подышать, расслабиться успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагаем сформулировать те эмоции, которые «герои битвы» испытывают в данный момент.

Участники отвечают на вопросы:

Хорошо ли им? Спало ли напряжение?

Нет ли ощущения горечи, стыда за учиненную расправу?

Какие чувства сейчас испытывают? (чувство удовлетворения, есть ощущение освобождения – камень с души упал?)

«Итак, пар выпущен, возмездие совершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, уничтожили настолько, что почти не оставили надежды на восстановление его облика и на примирение. Но так или иначе, всегда наступает этот светлый день – первый день, после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, наводить мосты, вступать в переговоры. Вот вам другой лист бумаги. На столе вы найдете карандаши, фломастеры, ножницы, краски, клей. У вас есть, ровно пятнадцать минут, чтобы помириться со вчерашним врагом. Форму примирения вы выберете сами: это может быть стих, примирительная речь, рисунок, коллаж, какой-то подарок, приготовленный специально для торжественного случая. В своей работе вы можете использовать то, что осталось у вас от первого листа, чтобы символизировать новые отношения, которые создаются на руинах старых обид. Ровно через некоторое время (10-15 мин) каждый из вас выступит с примирительной речью к бывшему неприятелю.

Требуется: блистеры от киндеров-сюрпризов на количество участников, полоски бумаги р-р 2*15 на количество участников.

Инструкция ведущего: «Ребята, давайте подумаем, чем чревато невозможность выразить негативные эмоции или их подавление в себе?

Невыражение негативных эмоций — это самая тяжёлая ошибка, за которую мы расплачиваемся болезнями, наш организм реагирует на это. Причина этой ошибки иногда состоит в однобоком понимании того, « что есть культурный-воспитанный-вежливый-цивилизованный, а также — сильный человек».

Что же делать с негативными эмоциями? Негативные эмоции нужно обязательно освещать ярким светом своего внимания.

Самый простой способ работы с эмоциями существует давно, он состоит из трёх ступенек:

Каждый раз выражайте поступающие сильные эмоции словами «Мне это нравится»\»Мне это не нравится»,

Каждый увиденный объект (событие), вызывающие эмоции, дробите на части и раскладывайте по полочкам: «вот это мне в нём — нравится, а вот это — не нравится»,

Учитесь расширять словарь описания своих эмоций: «это вызывает у меня животный страх, это — стыд, это — отчаяние, это — омерзение, это — негодование».

Что делать с «текущими» обидами, которые постоянно возникают в нашей повседневной жизни? Умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Работают такие способы: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.

Главное понять: бесплодность накопления обид, и жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек».

Подросткам предлагается сделать «копилку» из блистеров киндеров-сюрпризов, написать на листочках все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня, и поместить все обиды в «копилку обид». Копилку обид можно заклеить скотчем или дать название на усмотрение участника. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой. Каждый решает, что он будет делать с «копилкой обид». Психолог поддерживает каждое предложение из озвученных, это в знак новой жизни – жизни без обид.

В конце занятия участники делятся своими ощущениями, что получилось на занятии, что не получилось. Участников просим озвучить, поменялся ли цвет настроения, с которым пришли на занятие, и почему.

Источник

Читайте также:  Упражнения для поднятия настроения психолог
Оцените статью