- Методическая разработка внеклассного занятия «Профилактика эмоционального выгорания» методическая разработка по психологии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Тренинг для персонала «профилактика эмоционального выгорания»
- Программа тренинга
- Проведение тренинга «профилактика эмоционального выгорания»
- 1. Начало тренинга. Приветствие, правила, выявление ожиданий и корректировка.
- 1. Установление правил группы.
- 2. Ожидания и опасения.
- 3. Описание проблемы.
- Прокрастинация – еще одна беда сотрудника.
- Приемы самомотивации.
- 4. Знакомство группы, установление контакта.
- Знакомство участников группы тренинга.
- Продолжение знакомства, обмен информацией, поднятие самооценки участников.
- Подготовка и настройка к основной части тренинга.
- 5. Мозговой штурм «Эмоциональное выгорание. Что делать?»
- I. Этап генерации идей. «Эмоциональное выгорание. Что делать?»
- II. Этап анализа идей.
- III. Этап поиска возможностей реализации.
- IV. Завершающий этап.
- 6. Ознакомление участников тренинга с приемами, упражнениями по снятию стресса
- Дыхательные упражнения для снятия стресса
- Психологические упражнения в борьбе со стрессом
- Упражнение на релаксацию (расслабление)
- Физические упражнения на расслабление.
- Окончание тренинга
Методическая разработка внеклассного занятия «Профилактика эмоционального выгорания»
методическая разработка по психологии
Методическая разработка практико-ориентированного занятия с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания» предназначена для проведения занятия со студентами медицинского колледжа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика эмоционального выгорания | 125 КБ |
Праложение «Памятка по профилактике эмоционального выгорания | 229 КБ |
презентация к занятию «Профилактика эмоционального выгорания» | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
психологии Ложкина Н.В.
Этапы планирования занятия…………………………………………….
Список использованных источников……………………………………
Тема занятия: Профилактика эмоционального выгорания
Форма занятия: Практическое занятие с элементами тренинга
Образовательная: Формирование понятия об эмоциональном выгорании, его симптомах и профилактике.
Развивающая: Развитие умений саморегуляции.
Воспитательная: Воспитывать стремление к самосовершенствованию
Методы: частично-поисковый, практический.
Методические приемы: беседа, лекция, демонстрация, психологическое тестирование, тренинговые упражнения.
Оборудование, наглядность: компьютер, мультимедийная установка, бланки ответов, листы бумаги для выполнения упражнений, листы бумаги для синквейна, сборный лист для синквейна.
Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.
Давно признано, что работа с определенными группами больных является дополнительным психотравмирующим фактором. К ним относятся люди старческого возраста, хронически или смертельно больные, пациенты, требующие интенсивного ухода, лица с психическими расстройствами.
Поэтому существует очень высокий риск возникновения эмоционального выгорания медицинских сестер и фельдшеров.
Однако в учебном процессе этой проблеме уделяется очень мало времени. Синдром эмоционального выгорания упоминается при изучении дисциплин: Психология, Этика и деонтология, Введение в специальность, однако не предусмотрено подробное изучение его проявлений, причин и профилактики.
Это подтверждает актуальность проведения практико-ориентированного занятия с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания» для студентов выпускного курса специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело».
Цели занятия: Образовательная: Формирование понятия об эмоциональном выгорании, его симптомах и профилактике.
Развивающая: Развитие умений саморегуляции.
Воспитательная: Воспитывать стремление к самосовершенствованию.
Чтобы достичь этих целей, в занятие включены и знакомство с теоретическим материалом и практическая часть, включающая психодиагностику и элементы тренинга. Для того чтобы усвоение нового было более интенсивным, в течение всего занятия используется мультимедийная презентация.
Для мотивации учащихся используются методы постановки цели студентами и игра в «Ассоциации».
Изучение нового материала включает понятие о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ), его основные симптомы, причины и меры по профилактике и снижению выраженности СЭВ.
Существуют различные методики, определяющие выраженность эмоционального выгорания или склонность к нему, для занятия отобрана методика «Профессиональное (эмоциональное) выгорание». Это информативная, краткая методика, достаточно простая в обработке.
Включенные в занятие тренинговые упражнения позволят студентам в игровой форме понять, что личность человека целостна, и изменение одного качества приводит к изменению личности в целом, а также покажут возможности саморегуляции через релаксацию.
Для подведения итогов занятия используется синквейн, который позволяет не только подвести итоги занятия, но и проявить творческие способности студентам.
Этапы планирования занятия
Этап учебного занятия
Используемые средства обучения
1. Организационный момент
Формулирует тему занятия, ставит цель
Осмысливают поставленные преподавателем учебные цели.
Ставит проблемные вопросы
Отвечают на вопросы, понимают необходимость изучения темы
3. Изложение нового материала
Излагает материал, управляет показом презентации, дает пояснения и комментарии, ставит вопросы
Внимательно слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы преподавателя
4. Практическая часть
Объясняет порядок выполнения методики диагностики
Отвечают на вопросы методики, обрабатывают и интерпретируют ее результаты.
Слайды 32-40, бланки методики
Ставит вопрос о профилактике эмоционального выгорания
Отвечают на вопросы
Объясняет выполнение разминочного упражнения «Чемодан»
Объясняет правила проведения релаксации
Видеоклип «Музыка дождя»
Объясняет правила построения синквейна
Составляют синквейн, читают его, закрепляют на сборном листе
1. Организационный момент .
— Кто должен знать об эмоциональном выгорании?
— Для чего нужно знать об эмоциональном выгорании?
— Какие ассоциации у вас возникают при словосочетании «эмоциональное выгорание»?
— Попытайтесь дать определение эмоционального выгорания.
3. Изложение нового материала.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников – профессии с наибольшей склонностью к “выгоранию”. Ведь их рабочий день – это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания, сдержанности.
Основными симптомами СЭВ являются:
1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
2) психосоматические проблемы; Вопрос студентам: Назовите возможные психосоматические проблемы. (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница).
3) появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)
4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);
6) функциональное, негативное отношение к себе;
7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.
В результате работник перестает качественно выполнять профессиональные обязанности и попадает в замкнутый круг (рис.1).
Рис. 1. Замкнутый круг эмоционального выгорания
— Назовите возможные причины синдрома эмоционального выгорания.
Причины синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников:
1) контакты с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужой болью и безысходностью, которые несут отрицательные эмоции;
2) повышенные требования профессиональной компетентности;
3) ответственность за жизнь и здоровье людей;
4) высокий уровень смертности пациентов;
5) неуверенность в социально – экономической стабильности;
6) соматические проблемы, которые образуются в результате высокой физической нагрузке во время рабочего дня (проблемы с позвоночником, суставами, варикозное расширение вен и др.).
стаж работы в профессии (чем больше – тем выше риск);
семейное положение (риск выше у холостых);
— Что можно использовать для профилактики и снижения выраженности эмоционального выгорания.
Профилактика эмоционального выгорания:
- определение краткосрочных и долгосрочных целей (повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);
- использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
- профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
- поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).
3. Практическая часть
Тест: «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»
для медицинских работников
Инструкция: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ной), без ярких эмоций и чувств
К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон
Источник
Тренинг для персонала «профилактика эмоционального выгорания»
Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Он рассматривается как результат постоянного стресса на рабочем месте.
Высокий ритм, планы, отчетность, переработки, конфликты между сотрудниками, давление руководства, несправедливость оценки вклада и т.п., все это приводит к возникновению хронического стресса у персонала, и следствие потеря производительности труда, снижение вовлеченности, конфликты между сотрудниками.
Многие сотрудники отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая уста¬лость).
Реальная практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к рабочим обязанностям в течении 1-2 лет.
Профессиональное выгорание сотрудников (Инфографика от cv2you)
Все это обуславливает острую необходимость работы с персоналом по профилактике эмоционального выгорания.
Программа тренинга
Тренинг проводится в течение двух-трех часов с группой наполняемостью 10–15 человек.
Группа подбирается из состава сотрудников, у которых проявляются симптомы стресса или эмоционального выгорания, либо менеджерами по персоналу, либо по рекомендации руководителя подразделения.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.
Помещение, оборудование и материалы:
— аудитория вмещающая 15 человек с пространством для активных действий, оборудованная ПК, проектором, колонками;
— стулья по количеству участников тренинга;
— парты, по количеству подгрупп участников (2-3 шт.);
— ручки, фломастеры;
— карточки из бумаги форматом А5;
— фотоаппарат.
Цели тренинга:
1. Профилактика психологического здоровья сотрудников.
2. Ознакомление сотрудников с приемами борьбы со стрессом и прокрастинацией.
3. Сбор информации для проведения корпоративных мероприятий, улучшению микроклимата компании, созданию условий для благоприятной рабочей среды.
Задачи тренинга:
1. Снижение уровня эмоционального выгорания сотрудников.
2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.
3. Повышение уровня сплоченности коллектива.
Тренинг состоит из трёх частей.
Первая (вводная) направлена на знакомство, создание атмосферы доверия, добро-желательности и принятия участниками тренинга друг друга.
Вторая (основная) направлена на поиск возможностей, индивидуальных мотиваторов и мероприятий в работе коллектива для снижения эмоционального напряжения, создания комфортной рабочей среды.
Третья (заключительная) – на знакомство с методами быстрого снятия стресса, эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастикой.
Проведение тренинга «профилактика эмоционального выгорания»
На продолжении всего тренинга желательно чтобы в зале звучала тихая релаксирующая музыка.
1. Начало тренинга. Приветствие, правила, выявление ожиданий и корректировка.
Приветствие ведущего. «Я рада, что мы встретились, сегодня мы постараемся немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, что-то сделать с це¬лью профилактики эмоционального выгорания.»
Во время вступительного слова, ведущий говорит о целях тренинга, кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждает с участниками принципы и режим работы тренинговой группы.
1. Установление правил группы.
Ведущий объясняет, что каждый участник должен иметь правила для полноценной и результативной работы.
Выносятся правила на обсуждение:
• доверительное общение
• общение по принципу «здесь и теперь»
• искренность в общении
• конфиденциальность
• определение сильных сторон личности
• недопустимость непосредственных оценок человека;
• введение санкций за нарушение основных правил.
2. Ожидания и опасения.
Цель: Выявление ожиданий участников тренинга. Корректировка запроса.
Собираясь на сегодняшний тренинг вы, может быть, задавались вопросом: «Что за мероприятие будет?», «Как всё будет проходить?», «Поможет ли мне это?»
У Вас есть свои ожидания, возможно, и опасения. Будет логично, если мы сейчас проговорим эти ОЖИДАНИЯ и ОПАСЕНИЯ. Постарайтесь коротко сформулировать Ваши личные ожидания и опасения, а мы запишем их, чтобы потом озвучить, что сможем сделать сегодня, к чему нужно быть особенно внимательными.
Подумайте ещё, что готовы Вы вложить в тренинг?
Участники по кругу проговаривают свои ожидания от тренинга и вклад.
Коррекция запросов.
Многое также будет зависеть от общей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.
3. Описание проблемы.
Для начала, необходимо дать определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания».
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Перечень основных и факультативных признаков этого синдрома:
1) истощение, усталость;
2) психосоматические осложнения;
3) бессонница;
4) негативные установки по отношению к клиентам;
5) негативные установки по от¬ношению к своей работе;
6) пренебрежение исполнением своих обязанностей;
7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
8) уменьшение аппетита или переедание;
9) негативная самооценка;
10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливо¬сти, напряженности);
11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
12) чувство вины.
Дополнительная информация по теме профессионального выгорания 12 советов по предотвращению профессионального выгорания.
Прокрастинация – еще одна беда сотрудника.
Иногда нет ничего страшного в том, чтобы отложить дело на потом.
Но если вы поступаете так со многими важными делами, день за днем откладывая их, или подменяете необходимые занятия необременительными бытовыми хлопотами или развлечениями, то вы — прокрастинируете.
Прокрастинация (от англ. procrastination — задержка, откладывание) — склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.
Прокрастинация отличается от лени тем, что в случае лени человек не хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу, а в состоянии прокрастинации он осознаёт важность и срочность работы, но не делает её, находя те или иные самооправдания.
Дополнительная информация по теме прокрастинации Как начать учиться и не забросить.
Приемы самомотивации.
Это ненавязчивое программирование самого себя на успех и достижение целей. Необязательно ждать, пока что-то изменится или выпадет удобный случай. Надо работать над собой уже здесь и сейчас! При этом такой процесс не требует особых усилий. Он проходит естественно и даже незаметно.
Рассказать о приемах по самомотивациии 15 лучших способов самомотивации.
Основной вопрос тренинга: как бороться со стрессом, прокрастинацией и эмоциональным выгоранием?
4. Знакомство группы, установление контакта.
Специфика тренинга связана с особенностями программы, для реализации которой необходимо с самых первых шагов создавать в группе доброжелательную среду — среду, побуждающую к проявлениям творческого мышления и поведения.
Рекомендуется разбить на три этапа по несколько упражнений:
1 Этап-знакомство группы.
2 Этап – обмен информацией, поднятие самооценки участников группы.
3 Этап- подготовка к основной части тренинга.
Желательно применять 2-3 тренинга на знакомство и установление контакта в группе. Некоторые варианты знакомства участников группы тренинга.
Знакомство участников группы тренинга.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Участники группы сидят по кругу.
«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».
Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды.
Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие в голову качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Участники группы сидят по кругу.
«Давайте познакомимся и сделаем это так: каждый по очереди, по кругу, по часовой стрелке, будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений, и одно желаемое хобби, то, которое Вы хотели бы иметь, но пока это по той или иной причине не осуществилось, тот, кто будет представляться вторым, прежде чем рассказать о себе, повторит то, что скажет первый, а начиная с третьего, все будет повторять то, что расскажут о себе два предыдущих человека. Итак, имя, хобби реальной и хобби желаемое…».
Тренер выдерживает паузу, давая возможность всем подумать. Если кто-то выражает желание начать, тренер начинает тренинг, но только убедившись, что все готовы, и предлагает желающему начать.
В результате такого знакомства происходит ощутимое изменение в эмоциональном состоянии группы: каждый предстает перед всеми в новом качестве: группа узнает, что кто-то прыгает с парашютом, а кто-то разводит цветы.
Среди нереализованных пока увлечений часто встречаются очень неожиданные, нестандартные, что соответствует содержанию тренинга, и создает соответствующую целям тренинга атмосферу.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас мы будет знакомиться и сделаем это так. Каждый по очереди назовет три слова, каким-то образом связанные с его именем. При этом само имя называть не надо. Все мы, после того как прозвучат три слова, дающие информацию об имени того, кто их назвал, постараемся понять, как зовут этого человека и скажем его имя».
Это задание существенно повышает активность участников, степень их включенности в работу. Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения многих феноменов, относящихся к содержанию тренинга: ассоциативного мышления, барьеров проявления креативности (в частности, стереотипности мышления), влияния маловероятных факторов на взаимодействие людей и т. д.
Выполнение задания оказывает мотивирующее влияние на участников, так как само собой происходит сравнение вариантов представления в сознании каждого участника, опирающееся на субъективные критерии стандартности — нестандартности, адекватности — неадекватности.
Продолжение знакомства, обмен информацией, поднятие самооценки участников.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Этот, а также следующий вариант знакомства лучше использовать после того, как участники группы представились и немного рассказали о себе.
Участники группы сидят по кругу.
«Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение Вы бы выбрали».
Данный вариант представления активизирует один из механизмов творческого процесса, при котором происходит неоднократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в образную форму, ассоциирование появляющихся идей с содержанием опыта (правополушарные механизмы). Участники групп придерживаются различных стратегий при выполнении этого задания. Эти стратегии не анализируются на данном этапе работы, вместе с тем ведущий фиксирует их проявления. Впоследствии полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.
Наиболее распространены две стратегии. В первом случае перевоплощение происходит как бы само собой и тогда участник стремится сразу проговорить возникшие образы, или еще какое-то время обдумывает, уточняет их. В другом случае участник выделяет несколько своих характеристик и подбирает символизирующие их объект материального мира, животное и растение.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас мы познакомимся и сделаем это несколько необычным способом. Вспомните, кем вы можете работать, кроме вашей теперешней профессии, и, называя свое имя, перечислите несколько вариантов этих возможных профессиональных ролей. При этом будьте внимательны, постарайтесь запомнить, что говорят остальные участники группы».
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Участники группы сидят по кругу.
«Комплимент рядом сидящему участнику» Участникам необходимо продумать комплимент рядом сидящему участнику, использую полученную информацию о участники из предыдущих упражнений.
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Участники группы стоят в две шеренги лицом к лицу. Каждый участник проходит между шеренгами. Каждый в шеренге поглаживает проходящего по голове. Приветствуется делать комплименты проходящему.
Упражнение из теории «поглаживаний» Эрика Берна. Слово «поглаживание» отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость.
Подготовка и настройка к основной части тренинга.
УПРАЖНЕНИЕ 8.
Участники группы сидят по кругу.
Тренер стоит в центре круга.
«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, кто умеет водить машину», и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу.
Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. В ходе упражнения тренер побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.
УПРАЖНЕНИЕ 9.
Участники группы сидят по кругу.
«Давайте познакомимся и сделаем это так: каждый будет называть свое имя и свои 2-3 мотиватора, что побуждают их к творчеству, созданию нового, к нестандартному, креативному поведению.
Эти варианты знакомства побуждает участников говорить о себе, что способствует сближению членов группы, создает более доверительную атмосферу. Кроме того, появляется много идей, которые в дальнейшем могут быть полезны при обсуждении способов борьбы с эмоциональным выгоранием.
В ходе выполнения упражнений происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, столь характерная для начала работы группы. Участники открываются порой с неожиданных, новых сторон.
5. Мозговой штурм «Эмоциональное выгорание. Что делать?»
Основная часть тренинга.
Цель упражнения: Повысить мотивацию и степень эмоциональной включенности в тренинг. Сформулировать личностные мотиваторы, перечень мероприятий, снижающий эмоциональную напряженность.
Результаты «мозгового штурма» запланировать в работу по профилактике эмоционального выгорания сотрудников в компании.
I. Этап генерации идей. «Эмоциональное выгорание. Что делать?»
Участники разбиваются на несколько команд (по 3–5 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек.
На них будут записываться новые идеи – как бороться с эмоциональным выгоранием. Одна идея, на одной карточке.
Предложения по темам:
1. Методы индивидуальной работы со стрессом.
2. Самомотивация.
3. Улучшение рабочей среды.
4. Корпоративная культура.
5. Work-life баланс.
Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа:
Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли.
Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Эта демонстративная поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют наш внутренний генератор идей.
Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Откажитесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на проблему с другой точки зрения.
Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке.
Время этого этапа – 30 минут.
По окончании отведённого времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.
II. Этап анализа идей.
Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.
Правила это этапа:
Самая лучшая идея – та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.
Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся ерундовой идее.
Отбрасывать идеи нельзя.
Время выполнения – примерно тридцать минут, иногда требуется больше времени. При необходимости участники дописывают на карточках свои мысли, развивающие высказанную идею.
III. Этап поиска возможностей реализации.
Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению.
Участникам предлагается просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям – оригинальности и возможности реализации.
Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками двух типов:
+ + – очень хорошая, оригинальная идея;
+ – неплохая идея;
0 – не удалось найти конструктива.
И по реализуемости идеи:
PP – реально реализовать;
ТР – трудно реализовать;
НР – нереально реализовать.
Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для её реализации в данный момент просто нет.
Время, отводимое на этот этап, – тридцать минут.
IV. Завершающий этап.
Преступаем к завершающему этапу «Мозгового штурма». Собираются все в общий круг.
Каждому представителю каждой группы предлагается сделать сообщение об итогах работы группы.
Группам нужно рассказать о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка.
Полученные в процессе довольно длительной работы, «выстраданные», результаты, имеют большое значение. Поэтому представляется целесообразно результаты «мозгового штурма» оформить самые лучшие идеи и представить их в виде рекомендаций для персонала и руководства.
Зачитанные карточки собираются в конверты по категориям:
1. Методы для индивидуальной работы. Самомотивация.
2. Улучшение организации рабочей среды и офисного пространства.
3. Корпоративная культура.
4. Work-life баланс.
Идеи со значком «РР» (реально реализовать) должны быть включены в план работы компании по профилактике эмоционального состояния.
Обсуждение результата проведенного «мозгового штурма».
Вырабатывается понимание того, что эмоциональное выгорание и стресс это серьезная проблема в нашей жизни, но с ней можно эффективно бороться.
В ходе обсуждения проделанной работы обычно возникает важная для тренинга идея, что для борьбы со стрессом и эмоциональным выгоранием необходима общая коллективная работа. Соблюдение правил коммуникации, вежливость, взаимоуважение и взаимопомощь, а для этого надо быть внимательным, наблюдательным, восприимчивым и заинтересованным.
Участники группы тренинга более открыто говорят о том, что в рабочей среде вызывает у них дискомфорт, более искренне высказывают свои наболевшие проблемы, разрешают затяжные конфликты.
Придумываются новые способы борьбы со стрессом, эмоциональным выгоранием и прокрастинацией.
Руководство получает ценную обратную связь от сотрудников о рабочей среде в компании и предложения по ее улучшению.
6. Ознакомление участников тренинга с приемами, упражнениями по снятию стресса
Ведущий предлагает перейти к следующей части тренинга «Все очень плодотворно поработали, а теперь переходим к упражнениям и техникам снятия стресса».
Ведущий на свой выбор может провести несколько упражнений с группе из предложенных. О других упражнениях просто проинформировать участников.
Дыхательные упражнения для снятия стресса
Упражнение №1.
Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.
Упражнение №2. «Дыхание» животом».
Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.
Психологические упражнения в борьбе со стрессом
Упражнение №1 «Проблема».
Для снятия эмоционального психологического состояния следует выяснить проблему, которая повлияла на его появление. После устранения или притупления раздражителя необходимо выполнить действия, помогающие достичь внутреннего спокойствия: следует принять удобное положение, расслабиться и представить свою проблему со стороны. Эффективным способом в данной ситуации является сравнение наболевшей проблемы с более глобальными катастрофами мирового масштаба, что позволит ее минимизировать;
Упражнение №2 «Внутренний огонек».
Необходимо 5 минут для снятия стресса данным способом. Для этого упражнения используется методика визуализации, направленная на представление светлого луча, появляющегося в верхней части головы и медленно движущегося сверху вниз, освещая лицо, руки, плечи приятным теплым сиянием. Представлять следует не только свет, но и его благотворное воздействие: исчезновение морщин, угасание напряжения, зарядка внутренней силой;
Упражнение №3 «Настроение».
Помогает справиться со стрессами после ссор на протяжении 15 минут. Для выполнения необходимы карандаши или фломастеры, при помощи которых необходимо изложить свое состояние на бумаге, выбирая соответствующие цвета и изображения. После рисунка можно выразить эмоции словами, написав их на обратной стороне листа. Окончив выражать свое настроение, «шедевр» следует порвать, избавившись от негативных эмоций.
Упражнение №4 «Простые утверждения».
Цель: повышение веры в свои силы, концентрация на своих сильных сторонах.
Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением, снимает беспокойство. Еще такие утверждения называются «аффирмациями».
Вот несколько примеров:
• Сейчас я чувствую себя лучше.
• Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
• Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
• Я справляюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
• Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на беспокойство.
• Что бы ни случилось, я постараюсь сделать все, от меня зависящее, чтобы избежать стресса.
• Внутренне я ощущаю, что все в порядке.
Придумайте свои собственные утверждения! Их можно повторять всегда, когда оказываетесь в дискомфортной ситуации. Важные правила составления утверждений: они звучат в настоящем времени; отсутствуют частица «не», предлог «без».
Упражнение №5 «Вопросы к самому себе».
Цель: рационализация страхов и тревог, снижение ситуационной тревожности.
Когда чувствуете, что сталкиваетесь с какой-либо проблемой, и тем более, преувеличиваете ее значение, задайте себе следующие вопросы:
• Это на самом деле большое дело?
• Подвергается ли в данный момент риску что-то по-настоящему важное?
• Действительно ли это хуже, чем все то, что было прежде?
• Покажется ли это таким же важным через 2 недели, полгода, год, 10 лет.
• Стоит ли это того, чтобы так переживать?
• Стоит ли за это умереть?
• Что может случиться, если не справлюсь?
• Могу ли я справиться с этим?
Помните, что ваши нервы и психическое здоровье дороже всех проблем мира!
Закройте глаза, чтобы вы могли точнее определять, что происходит в вашем теле и разуме.
• Отмечайте, как вы реагируете в течение первых пяти секунд. Что происходит в вашем теле (дыхание, частота сердечных сокращений и области мышечного напряжения), каковы ваши мысли или образы, ваши чувства? Как вы разговариваете с собой?
• Отмечайте свои реакции, не делая оценок или сравнений. Просто наблюдайте, а потом делайте записи о ваших автоматических реакциях на стресс и конфронтацию. И вновь записывайте:
а) физические ощущения;
б) мысли или образы;
в) внутренний диалог.
Оставайтесь в этих стрессовых условиях в течение 30 секунд (это 5–6 глубоких вдохов-выдохов) и получите «прививку», которая поможет вам стать менее поддающимся страхам и стрессам в будущем. Когда решаетесь остаться наедине с тем, чего раньше избегали, вы говорите своим первобытным рефлексам, что «лидер решает проблему, а не
Упражнение №6 «Смех».
Снятию стресса помогают смех.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!
В сети интернет ведущий может подобрать смешные ролики или coob-ы общей продолжительностью 5-10 минут, и показать их группе, c помощью проектора.
Упражнение на релаксацию (расслабление)
Упражнение №1 «Релаксация».
Цель: снятие психического напряжения, возбуждения, снижение чувства тревоги, так как стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением.
Для самостоятельного проведения упражнения следует записать инструкцию на диктофон спокойным, ровным голосом, выдерживая паузы в такт дыханию. Рекомендуется выполнять ежедневно.
Освободите себя от давящей одежды. Включите спокойную музыку. Приглушите свет. Лягте на спину, закройте глаза. Мысленно давайте указания определенным группам мышц.
«Расслабление начинаем с кончиков пальцев ног… Расслабляются ступни… щиколотки… икроножные мышцы… коленные суставы… бедра… Чувствуем, как будто теплая волна поднимается снизу вверх от кончиков пальцев ног до макушки… Расслабляются ягодичные мышцы и тазобедренные суставы… Затем начинают расслабляться кисти рук… запястья… предплечья… локти… плечи… плечевые суставы… Расслабляются мышцы спины снизу вверх («веером»)… Тело как бы обмякло… стало тяжелым… неподвижным… Нет желания поднять ни руки, ни ноги… Нет желания произнести ни единого слова… Начинают расслабляться мышцы живота… грудной клетки… Расслабляются мышцы внутренних органов, очень глубоко… Дыхание становится ровным и спокойным… Воздух как будто бы сам проникает в грудную клетку без особых усилий… Очень хорошо, глубоко расслабляются мышцы шеи и языка… Расслабляются глазные яблоки… все мышцы глаз и все мышцы лица… Разглаживаются все морщинки… Лицо принимает спокойное умиротворенное выражение… И, наконец, расслабляются все мышцы головы».
Погрузитесь в чувство расслабления от 3 до 20 минут.
Физические упражнения на расслабление.
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Упражнение №1 «Мороженое».
Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Вытянитесь и напрягитесь, чтобы почувствовать это всем телом. В таком состоянии задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и даже устать от него. Представьте, что вы заморожены, будто мороженое. Теперь вообразите, что над вами появилось солнце, а его лучи начали вас греть. Начните медленно «таять» под невидимыми лучами. Сначала расслабьте кисти, потом предплечья, затем плечи, потом шею, затем тело, а потом и ноги. Расслабьтесь полностью. Вот увидите: от напряжения не останется и следа.
Упражнение №2 «Дотянуться до звезд».
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе отпустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.
Упражнение №3 «Клубок».
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
Упражнение №4 «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение №5 «Звуковая гимнастика».
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
X – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Упражнение №6 «Пишущая машинка».
Цель: мобилизируется внимание, улучшается настроение, повышается активность.
Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т. д. Пробел между словами – всем нужно встать.
Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту.
Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.
А напечатаем мы фразу: «Здоровье – дороже золота» Уильям Шекспир.
Упражнение №7 «Занятие йогой».
Очень хорошо помогает йога при стрессе и различные упражнения на растяжение мышц. Они позволяют человеку успокоиться и быстро прийти в себя. Дома вы можете выполнять следующий вариант упражнения на растяжение:
• встаньте на ноги, спину держите прямо;
• глубоко вдохните и на выдохе встаньте на носочки;
• на вдохе одновременно поднимите обе руки вверх, на выдохе опустите вниз, при этом сильно напрягая мышцы;
• затем сделайте наклон вперед, представляя, что сбрасывайте с себя все напряжение;
• в таком положении находитесь около минуты, постарайтесь в этот момент максимально расслабиться;
• потом резко вернитесь в исходное положение и начинайте трясти телом, как животные после купания.
Упражнение №8
Показать несколько видеороликов из youtube по снятию стресса и напряжения. Осветить, что в сети интернете есть очень много материалов о снятии стресса.
Например: Цигун Ли Холден. Снимаем стресс и напряжение
Окончание тренинга
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня…»
Какие средства борьбы со стрессом я могу применять самостоятельно?
Как я могу себя замотивировать?
Оправдались ли Ваши ожидания?
Подведение итогов занятия.
Хорошего всем дня!
Идеи участников тренинга по профилактике эмоционального выгорания предполагают дальнейшее использование рекомендаций в обсуждении и планировании стратегии развития компании.
Ключевые слова: профилактика эмоционального выгорания, синдром эмоционального выгорания, снятие стресса, снятие эмоционального и физического напряжения, упражнения, самомотивация.
Источник