Тренинг эмоциональное развитие ребенка

Игры, упражнения и тренинги, для развития эмоциональной сферы детей.
консультация на тему

И гр ы , упражнени я и тренинг и , для развития эмоциональной сферы детей.

Скачать:

Вложение Размер
igry_uprazhneniya_treningi_dlya_razvitiya_emotsionalnoy_sfery_detey.odt 26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, упражнения и тренинги, для развития эмоциональной сферы детей.

1. Игры-драматизации. Преимущество такой игры состоит в том, что персонажами игры являются сами дети. В момент игры ребёнок не только получает удовольствие от познания нового в окружающем мире, но и при этом учится управлять своим телом, голосом, интонацией, всем своим содержанием. Основной принцип участия детей в игре- это добровольное желание. Структура педагогического занятия театрализованной игрой- драматизацией состоит из специальных упражнений, объединенных в связанные группы и направленных на развитие навыков произвольной регуляции в предлагаемых сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (образы и идеи), чувства (эмоции и переживания, впечатления) и активные движения ребенка с тем, чтобы он учился самостоятельно воздействовать на каждый элемент описанной триады. Для того чтобы общий ход игры не прерывался, выбранные упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Одно из условий игры — это отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Предметы и события игрового сюжета воображаемые, то есть обозначаться пантомимическими и физическими действиями или могут быть замещены предметами окружения. Таким образом каждая часть занятий решает единовременно несколько совершенно самостоятельных задач, важных и каждая по-своему необходимая для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

2. Упражнения на развитие эмоций и эмоциональный контакт. Такие упражнения направлены на развитие у ребёнка способностей осознавать, понимать, верно выражать эмоции и полноценно переживать как свои, так и чужие эмоции. Психологическое и игровое содержание подобных упражнений призвано разрешать следующие задачи:

  • фиксация внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
  • подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя, при этом, для себя мышечные ощущения;
  • анализ и словесное описание мышечных ощущений при проявленных эмоциях;
  • повторное воспроизведение эмоции, с контролем внутренних ощущений.

3. Коммуникативный тип упражнений. При применении этого типа упражнений происходит естественная тренировка общих способностей ребёнка, и невербального воздействия детей друг на друга (пантомимы — эмоциональные проявления и контакты). В упражнения включены обмен ролями партнеров театрализованной игры и самооценка их эмоций. Главным инструментом, которым овладевают дети, выполняя коммуникативные упражнения, становятся способность сопереживать, и навык освобождаться от эмоциональной напряженности, способность свободно проявлять свои эмоции, навык и желание активно общаться.

4. Пантомимические и мимические и этюды. В этюдах выразительно изображаются отдельно выбранные эмоциональные состояния такие как интерес, радость, удивление, гнев или ярость, градации между ними и др., связанные с переживанием психического и телесного довольства или неудовольствия. При помощи пантомимических и мимических этюдов ребёнок знакомится с элементами выразительных движений используя мимику лица, жесты рук, изображение позой тела, с передачей характерных повадок в движениях.

5. Элементы психологического тренинга. Элементы тренинга позволяют имитировать или проиграть реальную затруднительную жизненную ситуацию из опыта ребенка, а также найти способ решения из нее как с вариантами концовки, как с положительным, так, возможно и с отрицательным результатом. В такой театрализованной игре дети наглядно могут убедиться в многополярности мира и в том, что в любой затруднительной жизненной ситуации возможно найти несколько вариантов решений. Также ребёнок начинает осознавать, что он сам может повлиять на исход ситуации, выбирая наиболее подходящий вариант.

Давайте рассмотрим игры и упражнения.

Упражнения, направленные на коррекцию понимания детьми своих и чужих эмоциональных состояний.

Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свои день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Ведущий предлагает детям послушать рассказ про то, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Сереже — новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.

Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют под музыку.

Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Игры, направленные на коррекцию состояний тревожности у дошкольников.

Игра «Живая шляпа».

Цель игры: коррекция состояний страха посредством игры в группе.

Ход игры: Педагог- психолог (очень ярко и эмоционально) начинает рассказ. Он декларирует — Это произошло не так давно с очень дружными ребятами. Однажды у… (называется имя одного из присутствующих) наступил день рождения. И тогда он пригласил к себе в гости: (перечисляются имена всех присутствующих детей). Все пришли на праздник и в разгар веселья, когда мамы и папы вышли из в комнаты, раздался страшный грохот! Все дети насторожились, а кто-то сильно испугался. (Педагог изображает выражение испуга на лице): «Ой, ой, ой, что же это?!» — (он с ужасом оглядывается по сторонам, и останавливает свой взгляд в углу комнаты, где заранее спрятан игрушечный котенок, он сидит в машинке с дистанционным управлением, и накрыт шляпой). Педагог организовывает, и все дети вместе бегут к углу комнаты. И что же они там видят? Дети начинают предлагать варианты ответов. А педагог продолжает рассказ. — Это была не простая шляпа…она… дви-и-и-галась! В это время педагог начинает незаметно от детей управлять движением шляпы. Дети испугались (педагог просит детей мимикой и жестами изобразить испуг). И тут вдруг шляпа перевернулась и под ней оказался пушистый, маленький, мягкий котенок.

Все засмеялись и побежали гладить котенка (детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его».

Игры, направленные на коррекцию агрессивных состояний у детей.

Игра «Смешинки и злючки».

Цель: развитие навыка распознавать эмоциональные состояния.

Ход игры: педагог-психолог подзывает детей и предлагает им рассмотреть два портрета: на первом изображено веселое выражение лица, а на втором лицо злое. Педагог задаёт вопросы: «Скажите, а какое по вашему мнению настроение у деток, изображенных на портретах? Вы узнали? Давайте-ка посмотрим, а где расположены брови, какая у них форма, а как изогнут ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь дети давайте подойдем к нашему зеркалу и попробуем изобразить сначала веселое, а затем сердитое выражение лица». Дети начинают изображать при помощи мимики различное настроение и сравнивают его с портретами.

Цель: снятие вербальной агрессии и негативных эмоциональных состояний.

Ход игры: перед входом в группу детского сада в углу мы повесили волшебный мешочек. Если воспитатель заметит, что ребенок пришел агрессивно настроенный, то педагог просит его отойти в уголок и оставить в волшебном мешочке все «плохие» слова (мешочек маленький и с завязочками). В этот мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, ребёнок сам завязывает мешочек педагог может ему помочь и далее мешочек спрячется.

Эта техника позволяет получить положительный терапевтический эффект, так как доставляет и детям и воспитателям массу положительных эмоций, выход энергии и многим агрессивным импульсам, излишне скованных детей раскрепощает и учит их держать слово и выполнять свои обещания.

Описание техники: у детей спрашивают перед началом игры, кто из них пообещает убрать комнату в конце занятия, детям объясняется, что это упражнение потребует значительной энергии, но зато позволит им освободиться от неприятных чувств. Затем обсуждаются разные чувства и вызывающие их ситуации (3-4 мин.).

После этого дети вместе с педагогом начинают разрывать подготовленную бумагу на кусочки и бросать её в кучу в центре комнаты. Когда кучка становится большой, дети энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух, разбрасывают их по комнате. Те, кто отличаются скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя настороженно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям очень нравится делать кучки из обрывков бумаги и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или подбрасывать их горстками в воздух.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал можно использовать для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей, коммуникативных умений и навыков как родителями, так и воспитателями.

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольников в возрасте 5-6 лет.Задачи: Способствовать осознанию своих эмоций и пониманию эмоций других людей. Развивать способность выражать эмоции вербальн.

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разработанные методы, знакомить детей с эмоциями.

Картотека игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы детей.

Источник

Семинар-тренинг «Эмоциональное развитие ребенка в семье»
консультация на тему

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.И именно родители, являются составляющей первую общественную среду ребенка, играют существеннейшую роль в его жизни.

Скачать:

Вложение Размер
praktikum.docx 28.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Эмоциональное развитие ребенка в семье»

Подготовила Петрова Лариса Владимировна

Воспитатель ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Умка»

Педагоги делятся на две команды.

Здравствуйте, уважаемые коллеги ! Я рада Вас видеть. В теплой, доброжелательной атмосфере сегодня поговорим о главном в жизни человека– о детях . А точнее об эмоциональном развитии ребенка в семье. Вы будете работать в группе. Для позитивного настроя работы в группе предлагаю выполнить упражнения «Пальчики»

  1. Приветствие. Упражнение «Пальчики» .

Цель : создание позитивного настроения, актуализация принципа здесь и сейчас, настраивание на работу в группе.

Участники тренинга занимают свои места, тренер предлагает им поздороваться, но поздороваться необычно, указательными пальцами.

Настроились на работу, предлагаю преступать.

Повторюсь, сегодня мы поговорим об эмоциональном развитии ребенка в семье.

« . Семья — первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок учится любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность.

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

-наличии чувства доверия к миру;

-способности проявлять гуманные чувства;

-способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

-наличии положительных эмоций и чувства юмора;

-способности и потребности в телесном контакте;

-способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

-способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

-способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом

Т.е.- родители, являются составляющей первую общественную среду ребенка, играют существеннейшую роль в его жизни.

И если в первые годы любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она все более выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

1.На особенности эмоционального развития ребёнка в семье влияет возраст ребёнка. Педагогический опыт свидетельствует о том, что маленький ребёнок получает эмоциональное принятие и любовь уже за то, что он существует. Чем старше становится ребёнок, тем больше под семейную цензуру попадают его эмоциональные реакции, черты характера, особенности поведения.

Следует учитывать, что непосредственность поведения и естественность проявления чувств больше свойственна детям раннего и дошкольного возраста. С годами особенности эмоционального поведения детей меняются: они маскируют реальные переживания, учатся владеть своим эмоциональным состоянием, подчинять проявление эмоций и чувств уму и воли.

2. Решающую роль в процессе эмоционального развития играет пол ребёнка. Так, К. Юнг утверждал, что различия в проявлении эмоций взрослыми мужчинами и женщинами обусловлены подходом к воспитанию детей в детстве: у мальчиков в процессе семейного воспитания чувства часто подавляются, тогда как у девочек они поддерживаются и доминируют. Родители требуют, чтобы мальчики контролировали свои эмоции, а девушки, наоборот, были более эмоционально открыты.

3. Большое значение в эмоциональном развитии ребёнка играет психологический климат семьи, который влияет на его самочувствие и особенности эмоционального поведения. Учёные отмечают, что гармоничное эмоциональное развитие ребёнка обеспечивают семьи с благоприятным психологическим климатом, которые характеризуются сплочённостью, доброжелательностью, уважением друг к другу, ответственностью, чувством защищённости и эмоциональной удовлетворённости в семье. И прежде всего – чувством любви, которую родители демонстрируют ребёнку различными способами: приветливым взглядом, ласковыми прикосновениями, словами, которые несут положительное эмоциональное значение ( «Я рада тебя видеть «, «Мне хорошо, когда мы вместе «, «Какой ты у меня хороший «). Семьи с неблагоприятным психологическим климатом, характеризующиеся напряжённостью, конфликтностью межличностных отношений, отрицательным отношением друг к другу, формируют у ребёнка чувство незащищённости, эмоционального дискомфорта от пребывания в семье.

Назовите черты эмоционально благополучного ребенка

( способность проявлять гуманные чувства; — умение сочувствовать и сопереживать; — наличие положительных эмоций и чувства юмора ; — способность и потребность в телесном контакте; — чувство удивления; — вариативность поведения; — способность к позитивному подкреплению себя и своих действий; — уверенность в себе; — умение находить общий язык с другими людьми).

Пока судьи подводят результаты данного конкурса мы проведем опыт.

Практический опыт «Влияние слов на ребенка» .

-стакан с водой — ребенок (чистый, простой, наивный) ;

— соль – грубые, соленые слова;

— перец – жгучие, обидные слова;

— грудка земли – невнимательность, равнодушие.

Все это смешать – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько сболтать – и все поднимается на поверхность. А это опять – стресс, неврозы, гипперактивность и т. д.

Результаты по конкурсу.

4. Ещё одним важным аспектом в изучении влияния семьи на эмоциональное развитие ребёнка является — эмоциональное отношение родителей к ребёнку . Можно выделить три группы родителей, которые отличаются типом эмоционального реагирования на переживания ребёнка:

• родители, которые оставляют чувства ребёнка без внимания. Как правило, такие родители проявляют безразличие к его эмоциональным переживаниям, их мало волнует, почему их ребёнок сейчас радуется или грустит, каковы причины этого эмоционального состояния, какие факторы повлияли на его эмоциональное самочувствие. Такая категория родителей видит своей основной задачей обеспечение физиологических потребностей ребёнка, в частности в еде, одежде, медикаментах, однако не находит необходимого времени для эмоционального общения с ребёнком. В основном родители объясняют такие особенности своего поведения по отношению к ребёнку профессиональной занятостью, бытовыми проблемами, плохим состоянием здоровья или самочувствием.

  • родители, которые эмоционально поддерживают ребёнка, проявляют к нему эмпатию, сопереживание. При этом родители учат ребёнка владеть своим эмоциональным состоянием, справляться с проявлением негативных эмоций, переживаний, возникающих в стрессовых ситуациях. Используя свои знания и убеждения относительно того, как, когда и какие именно эмоции необходимо переживать и выражать, демонстрируя на примерах собственного поведения, родители формируют у детей навыки эмоциональной саморегуляции;

• родители, которые наказывают ребёнка за проявление эмоций, особенно отрицательных переживаний. Если эмоциональное поведение ребёнка не соответствует, по мнению взрослых, принятым в обществе, в семье, моральным принципам и этическим нормам, родители выражают своё недовольство в форме запретов, санкций, физических наказаний за нарушение ребёнком поведения.

Самой распространённой ошибкой родителей является угнетение эмоциональных реакций ребёнка, оно вызывает возникновение безразличия, которое препятствует нормальному эмоциональному развитию ребёнка и проявлению эмпатии к другим людям.

Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение.

Упражнение «Собери карточки» .

К началу каждой фразы в первом столбике подберите конец – вывод из второго столбика. Соедините стрелочкой.

Вы понимаете, что детей учит то, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке развивается под влиянием окружения.

Если ребенка часто критикуют… …он учится верить

Если ребенка часто высмеивать… …он учится осуждать

Если ребенок живет с чувством безопасности… …он учится уверенности

Если ребенка часто подбадривают…. он учится справедливости

Если ребенка часто одобряют… …он учится быть терпеливым

Если с ребенком обычно честны… … он учится хорошо к себе относится

Если к ребенку часто бывают снисходительны… …он учится быть робким

— А теперь давайте проверим себя :

Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.

Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.

Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относится.

Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

5 . Информационное сообщение «Стили воспитания» .

В каждой семье свой своеобразный стиль общения.

Ученые определили три модели общения : демократичный, авторитарный, либеральный.

Родители с авторитарным стилем имеют тенденцию к карательно- насильной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, несдержанные к детским недостаткам. В результате чего у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, агрессия по отношению к слабым, сниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желание ребенка, идеализация его. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, завышенная самооценка.

Родители – поклонники демократического стиля воспитания — уважают личность ребенка, принимают его таким, каким он есть; дают понять, что его дела важны для них; доверяют, приветствуют самостоятельность, осуждают не ребенка, а его поступки, прислушиваются к мнению ребенка, проводят вместе свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, вырастают уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.

Сейчас вам предлагается решить проблемную ситуацию:

Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

— Мы как педагоги всегда должны видеть эмоциональное состояние ребенка. И помочь нам в этом может Рисуночная методика “Моя семья”. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье.

Вам предлагается оценить рисунки детей и рассказать об эмоциональном восприятии ребенком своей семьи.

Наш семинар-тренинг подошел к концу.

Таким образом, главной задачей семейного воспитания является создание атмосферы эмоциональной защищённости, тепла, любви ребёнка. Родители должны позаботиться о благоприятных условиях для эмоционального развития ребёнка, его эмоциональной социализации, ведь модели поведения взрослого человека часто зависят от эмоционального опыта, который он приобрёл в детстве, от тех эмоциональных воспоминаний и чувств, которые он пережил на ранних этапах своей жизни.

Подведение итогов жюри. Вручение конфет.

Цель : снятие эмоционального напряжения , улучшение настроения.

Мы с вами хорошо поработали. И на последок я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не убежали от нас, их необходимо крепко накрепко объединить аплодисментами.

Источник

Читайте также:  Диагностика проявления эмоциональной сферы
Оцените статью