Тренинг эмоции под контролем

Психологические упражнения для контроля эмоций

Способность управлять собственными эмоциями не дается человеку от рождения, но ее можно развить благодаря регулярным тренировкам. Мозг научается анализировать ситуацию и определять, представляет она опасность или нет только, если человек выполняет психологические упражнения.

Когда необходимы психологические упражнения

Необходимость в выполнении психологических упражнений есть практически у каждого человека в разных жизненных ситуациях. Психологические тренинги оказывают позитивное влияние на эмоциональное состояние. Они помогают:

  • менее остро переживать стрессовые ситуации;
  • управлять своими страхами, агрессией, раздражением, тревожностью;
  • легко справляться со сложностями коммуникации с другими людьми;
  • достигать поставленных целей.

Психологические упражнения позволяют разобраться в собственной личности (установках, целях, желаниях, ограничивающих переживаниях и их причинах).

Выполнять упражнения можно самостоятельно, во время индивидуальной сессии с психологом или в рамках группового тренинга.

Когда речь идет об индивидуальной работе и групповом тренинге, то предполагается, что все участники будут придерживаться правил:

  • не критиковать самого человека, а только давать отзыв о его действиях, выходящих за рамки социально приемлемых;
  • проявлять активность — необходимо выполнять упражнения, участвовать в играх;
  • абсолютная конфиденциальность — все, что происходит во время тренинга или сессии не выноситься за двери все участники не имеют права распространять информацию об услышанном и происходившем во время работы;
  • здесь и сейчас — необходимо выполнять все задания ведущего сразу, поскольку они необходимы для работы.

Психологические упражнения в работе с психологом, во время участия в тренинге или при самостоятельном выполнении дают толчок к активному развитию личности. Человек овладевает инструментами, которые помогают ему добиться успеха в карьере, личных отношениях, духовном развитии.

Что дает психологическая тренировка спортсмена

Психологическая подготовка спортсмена не менее важна, чем ежедневные многочасовые занятия в спортзале, в бассейне или на стадионе. Умение управлять эмоциями дает атлету огромное преимущество перед соперниками. Спортсмен, который регулярно работает со специалистом и выполняет психологические упражнения, способен концентрировать внимание на цели, более устойчив к стрессу. У спортсменов после психотренинга улучшается точность движений, способность оптимально расходовать энергию, появляется умение расслабляться и восстанавливать энергию за короткое время.

В результате психотренировок у спортсменов улучшается внимание, восприятие, скорость реакции. Атлет становится более уверенным в своих способностях, у него растет самооценка.

Психологическая тренировка спортсмена направлена на:

  • повышение устойчивости к стрессу;
  • овладение способностью быстро расслабляться и мобилизовать тело, психику;
  • повышение уверенности в собственных силах при помощи позитивного мышления и внутренних диалогов;
  • улучшение способности к концентрации и фокусировке внимания.

Психологические тренировки позволяют повысить мотивацию, учат визуализировать цель и удерживать на ней внимание до момента достижения.

Популярные психологические упражнения

В разных направлениях психологии применяются очень действенные тренинговые упражнения, помогающие справиться с эмоциональной нестабильностью и психологическим дискомфортом, который возникает в сложных ситуациях. Мы предлагаем несколько эффективных методик для самостоятельной проработки.

Упражнение 1. Метод преодоления тревоги (гештальт-терапевтическая техника)

Чтобы избавится от тревоги, ухудшающей качество жизни, возьмите листок бумаги, ручку. Задайте себе вопросы и запишите ответы на них:

  1. Тревожусь ли я за свое будущее?
  2. Как тревога за будущее отражается на моей сегодняшней жизни?
  3. Я тревожусь потому что проблема не имеет решения или просто тяну время, чтобы ее не решать?
  4. Если ответ “тяну время”, то почему, зачем?
  5. Могу ли я прямо сейчас сделать то, что меня тревожит?

Если на последний вопрос вы ответите положительно, то запишите, что нужно, чтобы реализовать задуманное (договориться о встрече, составить план).

Изложив на бумаге все ответы, представьте, что ваши переживания стали реальностью прямо сейчас. Постарайтесь максимально подробно описать свое состояние при мысли, что тревога уже реализовалась. Как вы себя чувствуете? Какие мыли теперь в голове? Какие ощущения в теле?

Далее сконцентрируйтесь на происходящем вокруг. Постарайтесь уловить все звуки, запахи, которые вас окружают, назовите цвета обстановки. Запишите все ваши чувства, начиная с фразы: “Я осознаю, что …”

Прислушайтесь к каждому участку своего тела. Запишите все ощущения, которые возникают в нем, с той же фразы: “Я осознаю, …”

Подумайте, все ли части тела вы “обследовали”. Если есть те, которые вы не учли, повторите эту часть работы и запишите ощущения (обычно люди игнорирую ощущения в области гениталий). Повторите “телесную ревизию”, пока не почувствуете, что ваше внимание сконцентрировано не на тревожащем событии, а переключилось на дугую деятельность.

Упражнение 2. Способ преодоления страха (по Эллису)

Ваш страх не имеет рациональной основы? Тогда постарайтесь посмеяться над ним, “раздуть” свой страх до абсурда. Например, если боитесь, что приготовленное вами блюдо не понравится гостям. Они его едят, никто не жалуется и не выплевывает, некоторые даже хвалят и причмокивают. Вы еще боитесь? Если нет, то подумайте, почему вам так важна уверенность что ваше блюдо одобрят?

Читайте также:  Все зарядились новогодним настроением

Постарайтесь найти истоки вашего страха. Замените иррациональное убеждение на то, которое соответствует вашей сегодняшней реальности. Осуждающий или поучающий внутренний голос остановите своими трезвыми аргументами.

Понаблюдайте за своими страхами, внимательно рассмотрите их и поймите, насколько они велики или, наоборот, ничтожны. После этого спросите себя, так же страшен ваш страх, как и раньше, или изменился?

Упражнение 3. Метод повышения творческой активности (по Д Скотту)

Перед вами стоит проблема, решения которой вы не знаете. Возьмите несколько чистых листов бумаги, ручку. Запишите все мысли, которые только приходят в голову в связи с проблемой. Вычлените из них те, которые можно преобразовать в варианты решения.

Выделите из выбранных вариантов самые, на ваш взгляд, подходящие (не менее 3). Ранжируйте их от самого удачного к самому неудачному. Выберите одно или несколько решений, которые могут помочь в решении вашей проблемы.

Упражнение 4. Техника снятия стресса (по К. Шрайнеру)

Очистите мозг от мыслительного мусора. Для этого:

  1. Вспомните, что вы чувствуете, находясь в стрессовом состоянии — вы покрываетесь испариной или скованы напряжением?
  2. Почувствуете момент, когда вы максимально напряжены. Спросите себя: ”Зачем, ради чего я напрягаюсь так сильно? Что дает мне это напряжение?”
  3. Спросите себя: “Что я должен сделать, чтобы чувствовать себя лучше?”
  4. На несколько минут погрузитесь в еще более напряженное состояние. Почувствуйте, как много энергии оно забирает.
  5. Ответьте: “Нужно ли такое напряжение? Дает ли оно мне пользу? Хочу я избавиться от него?”
  6. Осознайте, что требования, которые вы выставляете к себе и которые вызывают напряжение, погружают вас в отчаяние.
  7. Сядьте или лягте удобно. Представьте, что ваше тело, каждая его клеточка абсолютно расслаблены. Они похожи на мягкий поролон или тесто. Постарайтесь почувствовать, как это отзывается в теле.
  8. Представьте, что выметаете из мозга все ненужные убеждения, установки, оброненные кем то слова, застрявшие в мозге надолго.
  9. Освободившееся место заполните теми установками, которые вы считаете полезными и нужными для вас.

После этого замените ваши требования на предпочтения.

Упражнение 5. Разрешение стрессовой по методике “Взмах” (по Р. Бендлеру)

Устройтесь удобно, закройте глаза. Представьте, что у вас в руках по фотографии. На одной изображена неприятная для вас ситуация в серых тонах с размытым изображением, а на другой — комфортная, яркая, четкая. Глядя на вторую фотографию вы испытываете тепло, радость, счастье.

Молниеносно опустите первое фото и положите его на колени, а яркую приятную фотографию поднимите до уровня глаз. Повторяйте этот мысленный “взмах” с заменой изображений, пока не почувствуете, что напряжение от стресса снизилось.

Упражнение 6. Коррекция негативного поведения посредством самоанализа (по Рейуотеру)

Эту технику необходимо проводить в спокойной обстановке, уединившись. Цель методики — “разъединиться” со своими мыслями, телесными проявлениями и посмотреть на них со стороны, ничего не меняя.

  1. Сконцентрируйтесь на своем теле — подумайте, в какой позе оно находится, расслаблено или напряжено, как лежат руки, ноги, в каком положении голова, спина. Что вы чувствуете внутри — тепло, холод или другие ощущения. Прислушайтесь, как бьется сердце, как вы дышите. Мысленно произнесите: “Это мое тело, оно — не я”.
  2. Сконцентрируйтесь на своих чувствах — что вы сейчас испытываете, обнаружьте положительные и отрицательные чувства, разделите их. Скажите себе “Это мои чувства, не я.”
  3. Перечислите все, чего бы вам хотелось, к чему вы стремитесь. Не думайте над их важностью и приоритетностью. Произнесите про себя: “ Это мои желания. Это не я”.
  4. Сконцентрируйтесь на мыслях. Если вам кажется, что именно в этот момент в голове нет мыслей, понаблюдайте за этой мыслью. Если мысли быстро сменяют друг друга, понаблюдайте за ними. Скажите: “Это мои мысли. Это не я”.

Эта техника самокоррекции была разработана в модальности психосинтеза. Она дает возможность глубоко познать собственную личность, научиться контролировать эмоции, мысли, реакции.

3 возможных пути влияния на состояние человека:

  • изменение тонуса скелетных мышц, дыхания;
  • активное включение представлений и чувственных образов;
  • программирующие и регулирующие слова.

Упражнение 7. Кто я? (по Т. Йоумену)

Еще одно упражнение из психосинтеза. Его цель — развитие самосознания и идентификация своего настоящего “Я”. Чтобы выполнить упражнение качественно, необходимо находиться в тишине и уединении, полностью сосредоточиться на задании.

  1. Задайте себе вопрос: “Кто я?” Ответ дайте, исходя только из собственных знаний о себе, мыслей и ощущений. Не вспоминайте, что думают о вас другие люди. Запишите ответ на вопрос.
  2. Закройте глаза и снова спросите: “Кто я?” Нарисуйте мысленный образ, откройте глаза, максимально точно опишите его.
  3. Встаньте в центре комнаты, закройте глаза. Спросите у себя: “Кто я?” Почувствуйте, как отзывается этот вопрос в вашем теле. Не контролируйте телесные реакции, не меняйте их, просто доверьтесь ощущениям. Запомните, что вы чувствуете, какие движения происходят.
Читайте также:  Базовые эмоции для дошкольников

Проанализируйте телесные ощущения, свои мысли и тот образ, который вы описали. Теперь дайте еще раз ответ на вопрос: “Так кто же я?”

Упражнение 8. Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи (По М. Сандомирскому)

Цель этой техники — быстро помочь себе в момент появления интенсивного дискомфорта в теле, эмоциях. Делайте упражнение медленно, в спокойной обстановке.

  1. Закройте глаза, представьте что вы стоите перед зеркалом. Как вы выглядите в напряженный момент? Как дискомфорт отражается на вашем лице?
  2. Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. Найдите зоны в теле, в которых дискомфорт чувствуется особенно остро.
  3. Произнесите в свой адрес слова, которые могут успокоить, подбодрить, дать чувство опоры, поднимут самоуважение, остановят тревогу. Вложите в слова столько силы, эмоциональности, сколько необходимо, чтобы вернуть вам душевный и телесный комфорт.
  4. Снова почувствуйте, как реагирует тело. Если произнесенное достигло цели, то физический дискомфорт ослабнет. Если он не ослаб, то повторите произнесенную поддерживающую фразу еще 3 раза.

Если необходимо, то технику самопомощи можно выполнять несколько раз подряд, пока физический и эмоциональный дискомфорт не ослабнет.

Упражнения, с которыми вы ознакомились, дают возможность самостоятельно регулировать эмоциональное состояние, снимать страх, снижать тревожность. Практикуйте их, чтобы стать более сильными и уверенными в себе.

Источник

Тренинг Эмоции под контролем
методическая разработка (психология) по теме

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания

Скачать:

Вложение Размер
Тренинг Эмоции под контролем 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мегетская средняя общеобразовательная школа».

Директор МБОУ МСОШ _____________Игумнова О.Е.

“ ”______________ 2013 г.

Тренинг с педагогами «Эмоции под контролем. Гармония души и тела»

Разработала и провела:

Педагог-психолог: Леонтьева Е.Н.

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.

  1. Помочь формированию положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.
  2. Научить способам релаксации и саморегуляции.
  3. Профилактика неврозов с помощью позитивного опыта общения.
  4. Научить способам здоровьесберегающих технологий.(цветотерапия, лечебная мандала)
  5. Помочь увидеть свои слабые стороны и жизненный, профессиональный, эмоциональный потенциал.

Тип: Групповое занятие
Вид: Тренинг

Должны мы бороться за детские души,

Но что если под поучительской чушью

В нас нету души?

Учитель — он доктор, а не поучитель,

И школа — роддом.

Сначала вы право учить получите —

Должны мы бороться за детские души

Чтоб не уродились ни фюрер, ни дуче

И прежде чем лезть с поучительством грозным

И рваться в бои

За детские души, пора бы нам, взрослым,

Получать удовольствие от собственной профессии — значит быть мастером своего дела. Быть мастером — жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству — как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителя, Учителя-мастера?

Я — рада Вас видеть на нашем тренинге. Где мы постараемся сегодня наполнить наши так называемые ведра чем-то новым, полезным.

Для начала предлагаю вам настроиться на работу.

Слайд 2. Обсуждение: что общего, что нас связывает.

Упражнение «Никто не знает что я»

«Все знают, что я»

Перед вами обычная модель учителя.

Как можно расположить все составляющие человека по частям тела?

Теперь уберите хотя — бы одну составляющую и человек станет неполноценным.

Слайд 4.Упражнение «Корзинка» Что нужно учителю, чтобы не сгореть?

Написать на листочках и кинуть в корзинку.

Слайд 5. Упражнение. «Порой я балую себя»

Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали .

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

Далее группа разбивается на группы (при помощи стикеров) затем:

1.группы составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;

2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя! ».

После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален, предлагает ознакомиться с ними и далее:

— отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше.

— дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.

— прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя! ».

Обсуждение: участники высказываются в свободной форме о том:

— какие способы побаловать себя им больше всего понравились;

— какие они бы могли бы больше попробовать использовать в будущем;

— ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.

«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ-АЛЕН»

К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника)

2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

(М. Беркли-Ален «Забытое искусство слушать», СПб., 1997. с 193-194)

(Пункты 10 и 11 – это ваши замечательные уникальные рекомендации)

-как показывает практика знаний у учителя предостаточно, деятельность почти всегда в норме, душа, духовность, душевность – это личное дело каждого. Что остается подвластным для изменений в лучшую сторону?

Упражнение «Шаги к цели»

  • Теперь напишите свою цель на отдельном листочке, сложите его и положите в мой большой подарочный конверт (сумку). Сумка будет стоять в центре комнаты. Отойдите так далеко от нее, как далеко от вас находится достижение вашей цели.
  • Пока звучит музыка, вы идете к сумке. Каждый шаг – это ступень к достижению цели. Продумывайте каждый шаг и начинайте движение. Подойдите к сумке, найдите свою цель и достаньте её.

Релаксация. «Полет орла»

Остались только эмоции. А вы скажите и здоровье. Так вот здоровье напрямую зависит от того какие эмоции вы больше проявляете негативные или позитивные.

Сегодня наше здоровье в наших руках. Мы постараемся запрограммировать себя на психологическое здоровье.

Знакомство с мандалой, свойствами и разновидностями.

Ма́ндала ( «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях , ритуальный предмет, олицетворяющий собственное психологическое пространство, свой внутренний мир.

Упражнение «Лечебная мандала» Раскрашивание мандал.

Интерпретация. Значение цветов.

Домашнее задание. Создать мандалу на основе знаний о цветах.

(с чего начинали закрашивать)

Круг-стараются не иметь конфликтов, мягкие люди.

Квадрат-(прямоугольник)- люди, любящие порядок.

Треугольник- лидеры, часто вступающие в споры.

Лабиринт- очень творческие люди

Трапеция- сами по себе.

Койма- какого цвета ( Он является ключом взаимодействия с окружающим миром. Этот круг — граница нашего Эго. Красный цвет показывает миру гнев или энергию. Зеленый — способность воспитывать других, что важно в отношениях с ними)

Красный- лидерство, сексуальность

Оранжевый- творчество, движение.

Желтый- разум, мудрость, интеллект.

Фиолетовый-духовность, вдохновение, идентификация себя со значимой фигурой.

Голубой- романтика, интуиция, эмоции.

Синий- спокойствие, разум

Зеленый- потребность в самоуважении, мягкость

Коричневый- истощение, усталость, не хватка отдыха.

Черный- депрессивные эмоции

Белый- свобода, духовность

Чего не хватает

Оранж.-мочеполовая система, творчество

Голубой, синий – ум, разум

Жил-был на свете Камин. Надежный, ладный, ответственный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он, говорят: «Последнюю рубаху, не задумываясь, отдаст». Здорово, что потребность Камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную осень были очень рады погреться у Камина. Они были очень ему благодарны и на все лады расхваливали его.

Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин!

Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и никогда ничего не просит.

Что бы мы без него делали!

Очень такие речи Камину нравились, приятно было, когда хвалят, он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин о себе, что он такой важный, такой нужный, ну про сто применимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот пыхтит наш Камин круглосуточно, старается, себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное, за окном больше тридцати градусов. А Камин все трудится, все греет. Люди взмолились:

— Уймись, отдохни, — просили по-хорошему. Но Камин не унимался. И люди стали ругать его.

— Ну что за глупый! Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уймется.

Обиделся Камин и в отпуск ушел.

— Странные существа эти люди, то хвалят, души не чают, то ненавидят — и в сущности, за одно и то же дело, — думал он.

Ах, Камин, Камин. Как втолковать ему, что мало иметь желание кого-то одаривать, надо, чтобы этот кто-то имел ответное желание дары принимать.

А это для размышения и темы нашей следующей встречи…

Источник

Читайте также:  Брэдбери если бы у нас не было чувств
Оцените статью