Тренинг эмоции для младших школьников

Программа психологического тренинга для учащихся 1-4 классов «Мир эмоций»
учебно-методический материал на тему

Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и чужого эмоционального состояния и настроения, а так же выражения своих чувств и эмоций.

Скачать:

Вложение Размер
statya_2.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психологического тренинга для учащихся 1-4 классов «Мир эмоций»

(из опыта работы Опутиной Е.Е. педагога-психолога МАОУ «Школа №54 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми)

Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и чужого эмоционального состояния и настроения, а так же выражения своих чувств и эмоций.

Данный тренинг предполагает использование различных форм работы: индивидуальной, парной и групповой; а так же работу с использованием техник арт-терапии, медиа-ресурсов.

Цель тренинга – ознакомление учащихся с эмоциональной стороной жизни человека, отработка навыков понимания своего и чужого эмоционального состояния.

  • Создание условий психологического комфорта учащихся, снятие эмоционально-психического напряжения;
  • Ознакомление учащихся с понятием «эмоции», «чувства», «настроение», а так же с их разновидностями и признаками;
  • Развитие умения определять свое эмоциональное состояние, других людей;
  • Развитие у учащихся способности к рефлексии.

Общая продолжительность тренинга 3 часа (3 встречи)

Количество участников группы : 12-15 человек

1 . Приветствие участников тренинга. Положительный настрой на работу в тренинговой группе. Актуализация своего эмоционального состояния (Эмоциональное «появление в группе»): каждый участник по кругу приветствует остальных членов группы, а так же делится своим нынешним настроением, состоянием, мыслями (по желанию), интересными событиями, произошедшими с ним недавно. Продолжительность : 5 минут.

2. Беседа на тему : «Эмоции». Участники отвечают на вопросы ведущего с последующим общегрупповым обсуждением : Как вы думаете, что такое эмоции и для чего они нужны в жизни человека? Что такое положительные и отрицательные эмоции, и чем они отличаются? (Примеры). Какими способами человек может выразить свои эмоции (вербально, невербально)?

Продолжительность : 10 минут.

3 . Упражнение «Иногда Я…».

Участникам предлагается подготовить мини-рассказ о нескольких примерах проявления собственных эмоций и причинах их проявления. Например: «Иногда я злюсь, потому что у меня что-то не получается» или «Иногда (всегда) я счастлив, когда мне дарят подарки!» и т.д. Далее, участники по очереди делятся своими рассказами с группой.

Продолжительность : 10 минут.

4 . Упражнение «Зеркало». Выполняется в парах.

Каждой паре участников предлагается пример ситуации, в которой проявляется какая-то эмоция. Участники в паре должны обсудить данную ситуацию и изобразить ее перед группой, «инсценируя» предложенные эмоции. Остальные же участники группы должны угадать, какие эмоции показаны.

1. Ученик плохо ведет себя на уроке, учительница делает ему замечания (эмоция – раздражение);

2. Ребенок получает подарок на день рождения (эмоция – радость);

3. Ребенка ведут к стоматологу, он боится (эмоция – страх);

4. Два друга поссорились и не разговаривают (эмоция – обида);

5. Ученик получил двойку за контрольную работу и очень огорчен (эмоция – грусть);

6. Ребенок увидел на небе радугу и очень удивился (эмоция – удивление).

Продолжительность : 15 минут

5. Просмотр видеоролика на тему «Настроение». Общегрупповое обсуждение.

Продолжительность : 5-7 минут

6 . Арт-терапевтическое упражнение «Цвета моего настроения».

Продолжительность : 10 минут

Инструкция . Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и погрузиться «внутрь себя», ощутить свои эмоции, переживания, мысли; представить, как выглядит сейчас их настроение (какого оно цвета, на что похоже и т.д.) В это время воспроизводится спокойная, расслабляющая музыка. После этого участникам предлагаются листы бумаги, краски и кисти, на которых нужно изобразить то, что они представили (это может быть как что-то конкретное, так и абстрактное). Художественные способности при этом не важны, целью является творческое выражение на бумаге своего внутреннего мира, эмоционального состояния. После этого участники показывают и комментируют свои изображения (по желанию).

7 . Подведение итогов тренинга.

Участники в кругу по очереди отвечают на вопросы ведущего.

  • Понравился ли вам тренинг? О чем мы говорили? Что нового вы сегодня узнали?
  • Какие эмоции было труднее всего угадать, изобразить, а какие – легче?
  • С каким настроением сейчас вы уходите с нашего тренинга? Что хотите пожелать друг другу?

Источник

Психологический тренинг «В мире эмоций»
методическая разработка по теме

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskiy_trening_v_mire_emotsiy.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №1

«Путешествие в мир эмоций»

«Путешествие в мир эмоций»

— отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир.

— познакомить с различными эмоциональными состояниями;

— развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать своё состояние;

— снять эмоциональное напряжение.

Ведущий: День добрый! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям. Поскольку эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.

Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – э то выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»

Б – блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.

В- восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.

Г – гнев, горе, грусть.

Д- досада, депрессия.

З – злость, замешательство.

И – игнорирование, изворотливость, инертность.

К – критиканство, колкость.

Л – ликование, любовь.

М – месть, монотонность.

Н – надменность, настороженность.

О – оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.

П – предвкушение, паника, покой,

Р – радость, решимость,

С – страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.

Т – тревога, тяжесть.

У – удивление, ужас, уверенность, утомительность.

Х – хандра, холодность.

Э – энтузиазм, эмпатия, эгоизм.

Я – ярость, язвительность.

Эмоции делятся на положительные и отрицательные :

Управление сильными эмоциями.

Ведущий: Сильные положительныеэмоции, как и отрицательные эмоции приносят стресс для нервной системы. Временное игнорирование эмоций может принести пользу, но хроническое блокирование эмоций никак нельзя назвать полезным для здоровья.

Способы позволяющие справится с неопределёнными эмоциями.

  1. Прослушивание приятной музыки
  2. Прогулки по живописным местам
  3. Общение с друзьями.
  4. Просмотр хорошей комедии и мелодрамы.
  5. Покупка любимых цветов.
  6. Приём ванны
  7. Сон.
  8. Размышление о смысле жизни.

Ведущий: А сейчас вы сами оцените своё психическое состояние.

(раздача бланков теста)

Самооценка психических состояний (по Айзенку)

Инструкция. Вам предлагается описание различных психических состояний. Если с утверждением Вы полностью согласны, то напротив варианта поставьте букву «А» » если не очень, то напротив варианта поставьте букву «Б» если совсем не согласны, то напротив варианта поставьте букву «В»

  1. Не чувствую в себе уверенности,
  2. Часто из-за пустяков краснею. .
  3. Мой сон беспокоен.
  4. Легко впадаю в уныние.
  5. Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.
  6. Меня пугают трудности.
  7. Люблю копаться в своих недостатках.
  8. Меня легко убедить.
  9. Я мнительный человек. .
  10. Я с трудом переношу ожидания.
  11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
  12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.
  16. Я нередко чувствую себя беззащитным.
  17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  18. Чувствую растерянность перед трудностями.
  19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
  20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
  21. Оставляю за собой последнее слово.
  22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  23. Меня легко рассердить.
  24. Люблю делать замечания другим.
  25. Хочу быть авторитетом для окружающих.
  26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  30. Я мстителен.
  31. Мне трудно менять привычки.
  32. Нелегко переключаю внимание.
  33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  34. Меня трудно переубедить.
  35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
  36. Нелегко сближаюсь с людьми.
  37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения планов.
  38. Нередко я проявляю упрямство.
  39. Неохотно иду на риск.
  40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима -дня.

Обработка результатов. За вариант ответа А ставится 2 балла,

па вариант Б — I балл, за вариант В — 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов где:

I группа — I — 10 вопросы — тревожность;

II группа — II — 20 вопросы — фрустрация;

III группа — 21-30 вопросы — агрессивность;

IV группа — 31-40 вопросы — ригидность.

0 . 7 баллов — не тревожные;

8 . 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;

15 . 20 баллов — очень тревожные.

П. Фрустрация: — степень устойчивости к неудачам.

0 . 7 баллов — высокая самооценка, устойчивость к неудачам;

8 . 14 баллов — средний» уровень, фрустрация имеет место быть;

15 . 20 баллов — низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.

0 . 7 баллов — уравновешенность, выдержанность;

8 — 14 баллов — средний уровень агрессивности;

15 . 20 баллов — агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми.

IV.Ригидность – степень переключения.

0 . 7 баллов — ригидность отсутствует, легкость переключения;

8 14 баллов — средний уровень ригидности;

15 . 20 баллов — сильно выраженная ригидность, противопоказаны смены в учёбе, работе, семье.

Игра «Чувства и животные»

На одном столе лежат карточки с эмоциями. На втором карточки с животными .Задача игрока — пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Второй игрок должен угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.

Вывод: проявили эмоцию с помощью пантомимики.

Игра «Зеркало» (на развитие наблюдательности и коммуникативных способностей).

Вызываются два участника: один выражает эмоцию, другой должен повторить.(например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.

Вывод: проявили эмоцию с помощью мимики.

А ещё с помощью чего можно проявить чувства и эмоции?

Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонаций и тембра голоса.

Игра «Сочини сказку»

Группа делится на команды, каждой команде даётся карточка, на которой написана определённая эмоция. Нужно сочинить сказку, используя эту эмоцию.

Этюд «Охотник » (на выражение чувства уверенности в себе, выработку умения преодолевать страх). Ты охотник на львов и тигров. Опасности грозят со всех сторон: висящая лиана оказывается зашипевшим удавом, а коряга в ручье — это свирепый крокодил. Но отважный охотник , уверен в своих силах. Он преодолевает все препятствия и достигает своей цели: бросившийся на него лев повергнут на землю. Охотник стоит над ним, расправив плечи и выпрямив спину.

Этюд «Таинственная дверца» (на выражение интереса и удивления). Представь себя путешественником. Ты идешь по темной пещере, освещая путь факелом. И вдруг в гранитной скале ты видишь маленькую железную дверь. Ты отодвигаешь засов, медленно открываешь дверь и видишь там. (придумай, что же ты там увидел такое, что тебя это очень удивило).

Упражнение «Эмоциональная гимнастика»

«Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написана определённая эмоция. Постарайтесь выразить эту эмоцию. Вы можете делать любым доступным для вас способом (мимикой, жестами, словами и т.п.). Единственное, чего нельзя делать,- это произносить название эмоции или показывать карточку окружающим. Задача остальных участников группы – назвать эмоцию, которую вы изображаете и придумать ситуации из жизни в которых эта эмоция возникает.

ожидание нетерпение скука волнение суета

возбуждение переживание страх растерянность веселье

напряжение счастье испуг радость

Игра «Эстафета чувств»

Все игроки стоят с закрытыми глазами первый играющий получает карточку с заданной эмоцией. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передаёт ему пантомимой свой вариант того же чувства.

Упражнение «Выражение настроения»

Игрокам предлагается изобразить походкой состояния: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; гения , получившего Нобелевскую премию; канатаходца.

Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое и интересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различные эмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?

Списаибо всем, пока до новых встреч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст.

Важную роль в воспитании ребенка играет семья. Взаимоотношения родителей и детей — это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые.

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн.

Тест по окружающему миру «Эмоции. Чувства», 4 класс.

Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и.

Тест к уроку окружающего мира «Эмоции.Чувства», 4 класс.

Цель: расширить представление детей об эмоциях и их значении в жизни человека.Задачи:- развивать способность определять свои эмоции и эмоции других;- развивать способность адекватно оценивать свою дея.

Источник

Читайте также:  Как выразить нежные чувства
Оцените статью