Групповое занятие с элементами тренинга «Экзамены без стресса»
Экзамен-это не просто проверка знаний, а ситуация стресса и непредсказуемого результата. Подготовка к экзаменам (ЕГЭ) процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.
Цель занятия — формирование умений и навыков поведения в период подготовки к экзаменам, обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
Преимущества данного занятия по проблеме состоят в простоте, доступности. Таким образом, применение данных способов саморегуляции физического и психологического состояния обучающихся доступно практически каждому, так как не требуют больших материальных затрат и чрезмерных физических нагрузок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekzameny-bez_stressa.doc | 370.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СПО «Саровский политехнический техникум»
Групповое занятие с элементами тренинга
Тема: «Экзамены — без стресса»
Выполнила и провела:
Актуальность. Экзамен-это не просто проверка знаний, а ситуация стресса и непредсказуемого результата . Подготовка к экзаменам (ЕГЭ) процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.
Цель занятия — формирование умений и навыков поведения в период подготовки к экзаменам, обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
1. Рассмотреть понятие «стресс», его симптомы и области воздействия на человека.
2. Изучить особенности запоминания и усвоения учебного материала.
3.Определить условия поддержки работоспособности обучающихся во время подготовки, сдачи экзаменационной сессии и после неё.
4. Обучить приёмам психологической защиты и снятия эмоционального напряжения обучающихся.
Экзаменационный стресс не только снижает работоспособность, но и сопротивляемость к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся хронических заболеваний. Особенно сильное стрессовое влияние экзамены оказывают на обучающихся, имеющих отклонения в здоровье.
Откуда берется экзаменационный стресс? По мнению специалистов, он порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, а также нарушением режима сна и отдыха. Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса — это отрицательные переживания.
Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
Данная занятие направленно формирование у обучающихся знаний, умений и навыков помогающих планированию режима деятельности в период повышенных нагрузок, помочь им в овладении техниками профилактики и быстрого снятия стрессовых состояний, дать обучающимся знания, позволяющие противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам в период подготовки и сдачи экзаменов.
Преимущества данного занятия по проблеме состоят в простоте, доступности. Таким образом, применение данных способов саморегуляции физического и психологического состояния обучающихся доступно практически каждому, так как не требуют больших материальных затрат и чрезмерных физических нагрузок.
В результате проведённого занятия можно сделать вывод что, несмотря на доступность и многообразие информации в современное время, многие обучающие незнакомы с приёмами психологической защиты и условиями поддержки работоспособности. Особенно хорошо был воспринят способ снятия эмоционального напряжения с помощью релаксации, который был предложен на занятии. Обучающиеся с интересом отнеслись к данному приёму и получили расслабление и эмоциональный отдых после напряженного учебного дня. А после занятия некоторые попросили данных вариант музыки для релаксации и текст упражнения «Храм тишины», чтобы применять в домашних условиях самому и помогать своим родственникам.
Психолог. Дорогие, ребята! Вот и подходит время первой экзаменационной сессии, и скоро вы будите сдавать зачёты и экзамены. Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Вряд ли можно сосчитать. Много. Или очень много. Первое собеседование в первый класс, первое соревнование, первое прослушивание в музыкальной школе, первая олимпиада-это ли не серьезное испытание? Постоянные контрольные работы, зачёты, публичные выступления-экзамены, экзамены, экзамены…….. Маленькие и большие стрессы……..
В современном мире мы часто слышим слово «стресс»! Данное понятие используется практически повсеместно. Что же такое стресс?
Само понятие «стресс» появилось сравнительно недавно – в 1936 году «с легкой руки» ученого, лауреата Нобелевской премии Ганса Селье . Селье взял технический термин «стресс», означающий «напряжение», «нажим», «давление», из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку.
Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Существует множество проявлений стресса, причем разные люди испытывают их с различной интенсивностью.
Физические симптомы стресса обычно включают в себя:
- Боль в спине
- Мышечное напряжение
- Высокое кровяное давление
- Ослабление иммунной системы
- Повышенное потоотделение
- Сердцебиение
- Расстройство желудочно-кишечного тракта
- Головную боль
- Тошноту
Психологические симптомы стресса:
- Переменчивость настроения, преобладающая угрюмость
- Беспокойный сон
- Раздражительность
- Депрессии
- Концентрация внимания на неприятностях
- Гнев
- Ощущение подавленности и разбитости
Поднимите руки те, кто испытывал те иные симптомы? Уместно вспомнить, что тревожность — естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывает его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене. Простейший пример: накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить но… стоит взять билет и немного упокоиться, как вдруг все «всплывает», становиться чётким и понятным. Однако здесь важен один нюанс: в пустой голове ничего не всплывёт и не родится. К любому экзамену необходимо готовиться, чем серьёзнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.
Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение как поддержать хорошую физическую и психологическую форму?
Условия поддержки работоспособности
- Чередование умственного и физического труда.
- Выполнение гимнастических упражнений(кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
- Бережное отношение к зрению.(делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
- Минимум телевизионных передач!
Приёмы психологической защиты
- Переключение . Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабевает.
- Сравнение . Сравните своё состояние с состоянием и положением других людей. И вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.
- Накопление радости . Вспомните события, вызывающие у вас даже маленькую радость.
- Мобилизация юмора. Смех — противодействует стрессу.
- Интеллектуальная переработка . «Нет худа без добра».
- Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
- Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация).
В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.
Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то изучение того же материала вы тратьте значительно больше времени.
Желательно заставать себя просыпаться пораньше.
Лучше всего сопротивляющейся мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00
В середине дня 30-40 минут проводится на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.
Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин) и желательно наполнить их физической нагрузкой.
Условия запоминания и усвоения учебного материала
- Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы её обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомниться.
- Ответы на наиболее трудные вопросы развёрнуто пересказывайте , можно кому-нибудь, можно записать на магнитофон и прослушать. Заодно и поймёте, какое впечатление ваш ответ произведет на преподавателя.
- Не думайте «Я всё равно провалюсь». Такие мысли не зря называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и сумятицу в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как ни странно, не позволяют ничего делать или делать спустя рукава ( а зачем, если всё равно ничего не выдет ?) Поэтому сосредаточтесь на конкретных задачах -продумайте программу подготовки на каждый день и настраивайтесь на успех.
- Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.
- Для лучшего запоминания выявите свой тип памяти:
-при хорошей зрительной памяти используйте рисунки и схемы;
-при слуховой — читайте вслух, слушайте текст.
Первый шаг — психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута.Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать её привычной.
На экзамене приходите вовремя , за 10 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже — по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о требованиях экзаменатора.
Взяв билет, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5-6 раз.
Подготовку к ответу начните с того вопроса, который помните лучше всех, попутно, на полях записывая то, что у вас «всплывёт» по другим вопросам.
Объективно оцени преподавателя. Понаблюдай за ним и соответственно веди себя.
Отвечая материал, смотри на экзаменатора и представляй, что ты рассказываешь доброжелательному и спокойному человеку .
Отвечайте с интересом и энтузиазмом. Если вам неинтересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука — тоже.
На доске изображенная модель человека. Психолог: «Скажите ,пожайлуйста, на какие органы влияет стресс?(по ходу как ребята называют, психолог отмечает те области, которые были названы: сердце, сосуды, мышцы, глаза и т.д.).
Упражнение «Спасательный круг»(Приложение №1)
Инструкция. Теперь перед вами ребята, только теперь уменьшенная модель человека. Отметьте, пожалуйста, области воздействия стресса которые вы уже называли : сердце, сосуды, глаза и т.д.
А теперь на вот этом спасательном круге отметьте те приёмы психологической защиты и снятия эмоционального напряжения которые вы сами используете и о которых вы узнали на сегодняшнем занятии. Вот это ваш спасательный круг! Пожалуйста, бросьте его сами себе и помогите в стрессовой ситуации.
Психолог :(звучит музыка для релаксации) Упражнение «Храм тишины» (приложение №2).
Далеко не последнюю роль в процессе запоминания информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение -совсем не случайность. Всё это вполне достижимо с помощью…еды. (см.Презентация «Пища для ума»)
Лучшему запоминанию способствует- морковь.
От перенапряжения и психической усталости лучшее средство- лук.
Орехи — для выносливости.
Клубника и бананы -помогут снять стресс.
Для питания клеток мозга просто незаменима — морская рыба.
Улучшает кровообращение — ч ерника .
Ничто не освежит ваши знания, так, как — лимон.
А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть — шоколадку.
Запомните : сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки- не есть убеждение в собственной несостоятельности, просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка — ещё один шаг к успеху. Помните — не ошибается тот, кто ничего не делает!
Заключительная часть. Позитивный мультфильм «Барашек»
Список используемых источников:
- Власенко И.И. Как удвоить свои способности: секреты психологической подготовки к экзаменам. Изд-во: Ростов: Феникс,2005.
- Джордж М. Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса. Самопомощь. – М.,2001.
- Жорж Ж. детский стресс и его причины. – М.,2003.
- Как помочь подготовиться к экзаменам. Практические рекомендации для родителей. – Школьный психолог, 2003,№48.
- Калашков А.А., Сауткин В.С., Косова Л.В. К вопросу о профилактике нервно – эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов. – Гигиена и санитария,1982,№5, с.32-35.
Источник
Психологический тренинг для старшеклассников. Тема: «Экзамен без стресса»
Цель: способствовать снижению стрессовых реакций в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширения поведенческого репертуара.
Задачи:
- стимулировать обучающихся, к размышлению о способах снижения волнения в предэкзаменационный период;
- формировать критическое отношение к различным путям снижения волнения – выделять продуктивные и малопродуктивные;
- способствовать осознанию своего психического состояния как внутренне обусловленного, способствовать внутреннего локус – контроля своего поведения;
- способствовать расширению репертуара поведения в период подготовки к экзаменам.
Методы: мини-лекция, групповая дискуссия, психологические упражнения.
Оборудование: карточки и бланки с заданиями, цветные карандаши, коллаж “Сердце”, памятки.
Упражнение “Что означает ваше имя?” (Дети по кругу называют свои имена и что они означают)
II Основная часть.
1 Притча “Дырявый кувшин” (данная информация дается детям для размышления)
Однажды мудрец позвал к себе человека и сказал: “Я предлагаю тебе работу, взамен этого ты будешь счастлив”
— “Что я должен делать?”
— “ Ты будешь носить людям с реки воду в двух кувшинах”.
Человек согласился и стал добросовестно выполнять данное поручение.
Все шло хорошо, но только одно огорчало человека, мудрец почему – то дал ему один целый кувшин, а другой дырявый. Наберет он два кувшина воды, а доносит один. Надоело это человеку, и решил он выбросить дырявый кувшин.
Мудрец узнал об этом решении и сказал человеку: “Нет на свете бесполезных и ненужных вещей. Все в этом мире взаимосвязано. Ты вернись на ту дорогу, по которой ты носил воду и посмотри вокруг”.
Человек вернулся и увидел на той стороне дороги , где он носил воду в целом кувшине – пустыня. А на другой стороне, где он носил воду в дырявом кувшине – зеленая трава, цветы, деревья, птицы поют.
И он понял, что мудрец прав. Все, что происходит с людьми на этом свете, для чего — то нужно и дается не просто так.
2 Мини-лекция “Плюсы и минусы стрессового состояния”
“Стресс – это ответная реакция на изменение обстоятельств”. (Г.Селье)
Стресс – это ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособления к изменениям среды.
Выделяются три стадии развития стресса.
— стадия тревоги и напряжения;
— стадия сопротивления (резистентности) – эустресс;
— стадия истощения – дистресс.
Считается, что стресс обязательно оказывает негативное разрушительное действие на человека. На самом деле стадии стресса оказывают различное влияние на организм.
Первая и вторая стадии способствуют мобилизации всех жизненных сил человека. Деятельность человека становится более эффективной и успешной.
Третья стадия – исчерпывает энергию организма, начинается процесс разрушения.
Влияние стресса на функции организма.
Функции организма | Влияние стресса | |
эустресс | дистресс | |
Внимание | Улучшение способности к концентрации, переключению внимания. | Трудности управления |
Память | Улучшение | Ухудшение |
Пульс | 90 – 100 ударов | Более 100 ударов |
Дыхание | Усиление (углубление) | Учащение (поверхностное), одышка |
Цвет кожи | Покраснение | Побледнение (бело-красные пятна) |
Терморегуляция | Чувство жара | Озноб |
3 Упражнение “Откровенно говоря”.
Детям раздаются карточки с незаконченными предложениями.
— Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах.
— Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам.
— Откровенно говоря, когда я волнуюсь.
— Откровенно говоря, когда я сдам все экзамены. и т. д.
4 Упражнение “Мозговой центр”
Дети делятся на группы по четыре человека.
Группа – это “мозг”, в которой есть тот, кто
— предупреждает, что будет сейчас;
— предупреждает, что будет через неделю;
— предупреждает, что будет через месяц;
— предупреждает, что будет в конце жизни.
Каждой группе дается проблемная ситуация.
2. Не сдам экзамен
3 Я хорошо подготовлюсь к экзаменам.
4 Я не буду готовиться к экзаменам и т. д.
5 Упражнение “Шаги к успеху”.
Раздаются бланки с рисунком лестницы, состоящей из пяти ступенек.
Напишите на каждой ступеньке действие, которое приведет тебя к успеху.
1 Упражнение “Сердце нашей группы”
На доске из ватмана большое белое сердце.
— “Обратите внимание на это большое белое сердце. Оно неживое, ни бьется, ни трепещет. Но мы сейчас его оживим и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного”
Детям раздаются маленькие яркие сердечки. На них дети пишут пожелания участникам группы, читают вслух и прикрепляют на большое сердце.
— “Посмотрите как “ожило” наше сердце. Оно будет биться с нами до конца сдачи всех экзаменов”.
“Однажды человек решил обмануть мудреца. Поймал бабочку, сжал в ладонях.
— Спрошу у мудреца – живая бабочка или мертвая?
А сам думает, если мудрец скажет, что она живая – я прижму бабочку, и она умрет. Если мудрец скажет, что она мертвая – я открою ладонь, и бабочка полетит. И попрошу у него все, что захочу. Так и сделал.
А мудрец на это ему ответил: “Все в твоих руках!”
От того как вы подготовитесь, будет зависеть успешность сдачи экзаменов.
Источник