- Тренинг для подростков «Как избавиться от стресса?» классный час по психологии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Найди свое спокойствие». Тренинг по отработке психоэмоционального напряжения у подростков
- День 1. Тема «Знакомство с группой и с самим собой»
- Упражнение 1 «Автопортрет»
- Упражнение 2 «Ветер дует»
- Упражнение 3 «Тело и настроение»
- Упражнение 4 «Стрессовые ситуации»
- Упражнение 5 «Улыбка фараона»
- Упражнение 6. Притча «О бабочке»
- Упражнение 7. «Чему Я научился»
- День 2. Тема: «Принятие эмоций»
- Упражнение 1 «Приветствие»
- Упражнение 2 «Невербальное общение»
- Упражнение 3 «Два барана»
- Упражнение 4 «Вежливый сосед»
- Упражнение 5 «Пара ласковых»
- Упражнение 6 «Достань звезду»
- Упражнение 7 «Чему Я научился»
- День 3. Тема: «Управление своими эмоциями»
- Упражнение 1 «Приветствие»
- Упражнение 2 «Драка»
- Упражнение 3 «Рубим дрова»
- Упражнение 4 «Выколачиваю гнев»
- Упражнение 5. Притча «Моя жемчужина»
- Упражнение 6 «Чему Я научился»
Тренинг для подростков «Как избавиться от стресса?»
классный час по психологии по теме
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Тренинг знакомит подростков с понятием «стресса», видами и типологией стрессовых ситуаций, а так же помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг для подростков | 55 КБ |
kak_izbavitsya_ot_stressa.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для подростков
«Как вести себя в стрессовых ситуациях?»
- Объяснить учащимся понятие стресса и стадии его развития.
- Познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса. Помочь овладеть навыками их применения.
1. Приветствие и игра – разминка .
Игра КОЛЕЧКО Добрый день ребята! Прежде чем мы с вами начнем нашу работу, я предлагаю поиграть в игру, которую вы все знаете и, наверняка, любите: «Колечко».
Ход игры: выбирается водящий. У него в руках спрятано колечко. Все игроки складывают ладошки «лодочкой» и держат их перед собой на коленях. Водящий по очереди подходит к каждому и проводит своими ладошками по ладошкам играющих. В какой-то момент он незаметно передаёт колечко игроку. После того, как водящий пройдёт возле всех играющих все хором говорят: «Колечко, колечко выйди на крылечко». Тот игрок, у кого колечко должен выскочить в центр круга, а остальные должны попытаться его поймать. Если его не поймали, то он становится водящим.
Да, чувствуется напряжение, которое вы все испытывали в ходе игры, пытаясь отгадать и схватить того, у кого было колечко. Такое напряжение мы испытываем не только во время игры. Мы живём в напряжённое время, время чрезвычайно интенсивных перемен. Всё чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому и поговорим мы сегодня о том, что такое «СТРЕСС».
2. Мини-опрос: Какие ситуации являются стрессовыми?
Все участники по кругу высказывают предположения о ситуациях, которые, по их мнению являются стрессовыми. Ведущий записывает их на доске (ватмане, флипчарте).
Ведущий: «Посмотрите на получившийся список. Обратите внимание на то, что есть такие ситуации, которые каждый человек может назвать стрессовыми, а есть те, которые только лично для кого-то являются стрессом. Но, так или иначе, выполняя это задание, вы имели своё представление о том, что такое стресс. Давайте попробуем сформулировать это понятие (Участники высказывают свои определения стресса).
3. Рассказ ведущего о понятии стресса – его признаках и стадиях.
Мы с вами почти сформулировали понятие стресса, введённого в наш лексикон канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения заключается в следующем:
Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.
Как видите эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причём эти раздражители необязательно могут существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.
В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса.
В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовиться действовать.
Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.
Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения . Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь. В крайних случаях может наступить смерть.
Стрессовые состояния существенно влияют на жизнь человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый « эустресс» . Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение. Это «дистресс» .
4. Мозговой штурм, «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Я уверена, что такой опыт есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной практикой, и, попадая в напряжённые ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом. Предлагаю провести мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе справиться со стрессом?».
Записать на доске или ватмане все предложенные варианты (попить чаю, послушать спокойную музыку, сделать уборку, поспать, погулять на природе, пообщаться с животными, заняться любимым делом (хобби): повязать, шить, рассмотреть свою коллекцию, ремонтировать свою машину и др…).
5. Упражнение «Фотография в рамке»
Это упражнение можно выполнять сразу же после того, как произошло событие, заставившее вас изрядно поволноваться.
- В быстром темпе прокрутите у себя в голове эту ситуацию так, как если бы она была фильмом.
- Выберите из всего потока картинок только один «кадр», который, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает суть всего произошедшего. Может быть, это будет самый эмоциональный момент пережитого.
- Представьте себе выбранный момент в виде фотографии. Остановите мгновение. Смотрите на эту фотографию, на лица людей, которые, к примеру, перекошены злобой или негодованием.
- Вообразите, что вы уже старше на несколько лет и смотрите на эту фотографию, в которой лишь отблеск прошлых событий. Смотрите на нее глазами человека, для которого все это давно в прошлом.
- Подумайте, в какую рамку вы желали бы заключить эту фотографию. Круглую? Овальную? Квадратную? Это будет массивное красное дерево или изящное стекло или примитивная реечная рамочка? А может, это будет рамка-игрушка, к примеру, из искусственного лохматого меха в виде собачки?
- Повесьте мысленно фотографию в рамке на стену, сделайте для нее специальное, практически музейное освещение. Кстати, какие фотографии висят рядом с ней в личной галерее вашего разума?
- Вернитесь в настоящее. Подумайте снова о событии, которое принесло вам огорчение. Ваши ощущения наверняка несколько изменились. Если нет, вернитесь к выбранному вами кадру и представьте, как это изобразил бы детский художник, карикатурист, Рубенс, Ван Гог.
Найдите тот образ, который изменит ваши чувства надлежащим образом.
6. Упражнение «Дыхательные техники»
Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.
Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.
Дышите таким образом несколько минут.
К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.
Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.
Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.
Это упражнение не только помогает снятию стресса и тревоги, но и расслабляет мышцы лица, подтягивает кожу вокруг глаз и разглаживает морщинки в углах рта.
Очень широко откройте рот. Высуньте максимально язык и с силой скажите три раза: «Ххааахх!» Этот звук должен исходить из глубины горла. Вместе со звуком выталкивайте из себя горечь, злобу, грусть, негативные мысли. Избавляйтесь от депрессии и разочарований.
Толчковое дыхание помогает и в том случае, если тело и мозг страдают от очень большой профессиональной или домашней нагрузки, сильной ссоры, любой болезни. Благодаря этому очистительному дыханию снимается напряжение и восстанавливается связь с внутренним «я».
Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.
Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца. Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость. Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.
Самая простая, но не менее эффективная техника, позволяющая успокоиться и расслабиться.
Лягте на спину и положите ладони на живот. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдохе. Теперь сделайте медленный и полный выдох. Ощутите, как сжимается живот по мере выхода воздуха. Повторите это еще пять раз. Делайте это медленно и вдумчиво.
В данном случае мы включаем так называемое брюшное дыхание (животом), которое имеет целый ряд преимуществ перед грудным (совершающимся за счет межреберных мышц). Брюшное дыхание оказывает ярко выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Оно более эффективно для преодоления стрессов.
7. Расслабляющая медитация
Кроме всех вышеперечисленных способов борьбы со стрессом есть ещё релаксационные методики. Сегодня мы с вами попробуем одно упражнение, которое называется «Летнее настроение».
Цель: настроиться на позитивный лад, расслабиться, научиться вырабатывать положительные эмоции. Оборудование, необходимое для выполнения упражнения: В идеале это должна быть релаксационная комната с тёмными шторами, телевизор и DVD проигрыватель, или компьютер и проектор, удобные кресла по количеству детей/взрослых.
Длительность упражнения: 30 – 60 минут.
Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие в лето. Для этого устраивайтесь поудобнее и смотрите на экран. Кто хочет, может закрыть глаза и просто слушать музыку, смотреть на те образы, которые возникают у него в голове. Итак, начинаем.
Просмотр видеофайла (14 минут).
Шеринг: по окончании просмотра все участники делятся своими впечатлениями, чувствами, настроением, которое возникло при просмотре данного фильма. Ведущий может задавать наводящие вопросы, чтобы каждый участник имел возможность высказаться: «Какие чувства у вас возникли при просмотре данного фильма? Какие впечатления у вас возникли в ходе просмотра? Как вы себя чувствуете сейчас? И др.»
Обратная связь. Ведущий спрашивает у ребят, что нового, интересного они узнали во время этого тренинга. Что им понравилось, что не понравилось.
Заключительное слово ведущего: Вот и подошёл к концу наш сегодняшний тренинг. Надеюсь, что вы узнали про стресс то, что поможет вам в будущем с ним бороться и успешно. Закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Дейла Карнеги, который является известным специалистом в области человеческих взаимоотношений:
«Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на пустяки»
Источник
«Найди свое спокойствие». Тренинг по отработке психоэмоционального напряжения у подростков
Классы: 8 , 9 , 10 , 11
Цель: снять эмоциональное напряжения, агрессию, тревожность, враждебность и стресс у подростков, принятие себя.
Задачи:
- развитие эмоциональной грамотности;
- содействие снижению агрессии;
- содействие снижению тревожности;
- содействие снижению враждебности;
- повышение стрессоустойчивости.
Время: проводится в 3 этапа(3дня) по 1 академическому часу.
Материалы и оборудование: лист А3 с неоконченными предложениями, маркеры (фломастеры), мяч, платок (повязка на глаза), музыкальный проигрыватель.
Количество участников: 6-10 человек.
День 1. Тема «Знакомство с группой и с самим собой»
Цель: создание доверительной обстановки, повышение стрессоустойчивости и снижению тревожности.
Время: 1 академический час.
Материалы и оборудование: лист А3 с неоконченными предложениями, маркеры (фломастеры).
Упражнение 1 «Автопортрет»
Цель: познакомить участников тренинга ближе друг с другом.
Техника проведения: упражнение выполняется в круге. Каждому участнику необходимо описать себя (устно) в третьем лице. Например: «Сергей — высокий мальчик, 15 лет, у него красивого телосложения, у него темные волосы и карие глаза и т.д.». После описания внешности переходят к описанию черт характера.
Участники могут задать три вопроса на уточнение деталей, также спрашивая в третьем лице.
Инструкция: Здравствуйте ребята, мне бы хотелось познакомиться с вами поближе. Поэтому предлагаю по кругу каждому описать свою внешность в третьем лице тремя словами. Потом по второму кругу описать свои черты характера в третьем лице тремя словами.
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Возникали ли трудности при выполнении задания?
Упражнение 2 «Ветер дует»
Цель: раскрепощение, снятие зажимов, создание раскрепощенной обстановки в группе.
Техника проведения: игру начинает психолог, предварительно убрав один стул, то есть стульев становится на один меньше, чем участников, включая психолога. Психолог предлагает по команде: «Ветер дует на того. » вставать всем, у кого есть указанный признак, и быстро стараться занять другой свободный стул. Поскольку стульев не хватает, то кто-то не успевает сесть — он и водит. Он тоже придумывает признак, который есть или предполагается, что может быть хотя бы у двух–трех человек из группы. Игра продолжается до тех пор, пока психолог не решит, что участники достаточно встряхнулись. Одновременно игра позволяет узнать некоторые детали друг о друге.
Инструкция: сегодняшний день мы начнем с необычного упражнения. По команде: «Ветер дует на того. » встаньте те, у кого есть указанный признак, и нужно быстро стараться занять другой свободный стул. Кто не успевает сесть, придумывает признак, который есть или предполагается, что может быть хотя бы у двух-трех человек из группы.
Примеры признаков: «ветер дует на того, у кого светлые волосы. дома есть кошка. кто любит читать детективы. сегодня пришел в брюках. дома на стене висит хотя бы одна картина. и т. д.».
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Возникали ли трудности при выполнении задания?
Упражнение 3 «Тело и настроение»
Цель: избавление от негативных эмоций.
Техника проведения: участники повторяют за психологом упражнение.
Инструкция: сядьте, согнувшись вперед и обхватив руками голову, после чего, находясь в таком положении, четко произнесите фразу «Человек — звучит гордо», после чего прислушайтесь к своим ощущениям. Насколько они соответствуют пафосному характеру этой фразы.
Теперь выполните вторую часть упражнения. Выпрямитесь, шире расставьте ноги, раскиньте руки в стороны и сладко потянитесь, как это делают люди после долгого сна. Теперь, оставаясь в том же положении, улыбнитесь и вслух произнесите: «Как паршиво я себя чувствую». Как ощущения? Вы поверили своим словам?
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 4 «Стрессовые ситуации»
Цель: разобрать, какие могут быть стрессовые ситуации и как им противостоять.
Техника проведения: психолог предлагает разделиться на 2 группы и проработать предложенные участниками стрессовые ситуации.
- 1 группа перечисляет все возможные стрессовые ситуации. Например, шум в классе, суета на уроке, недопонимание родителей, постоянное невыполнение домашнего задания – все это стрессовые ситуации.
- 2 группа — что помогает противостоять стрессу, ищет выход из этой стрессовой ситуации.
Инструкция: для следующей работы – разделитесь на 2 группы. Первая группа придумывает стрессовую ситуацию, а вторая ищет выход из этой ситуации. Потом меняемся ролями.
Любую тревогу нужно перевести в моторный компонент. Тревожно на душе — не надо есть пирожные. Лучше выйти на улицу, подышать свежим воздухом, подвигаться. Тревога — древнейшее ощущение, которое возникает при какой-то опасности. В древности человек убегал от опасности. Вот и нам надо перевести тревожные ощущения в мышечные движения», говорит профессор, академик, заведующая кафедрой психиатрии факультета последипломного образования Днепропетровской медицинской академии Юрьева Людмила Николаевна.
- Помните, что очень важны Сон и Отдых. Того, что сон – лучшее лекарство никто не отменял! Нужно обязательно давать своему организму полноценный отдых — и физический, и моральный.
- Найдите время для любимого занятия. У каждого человека должна быть отдушина. То, что укрепляет его веру в себя, дает моральное удовлетворение и помогает снять напряжение.
- Если тяжело, обращайтесь за помощью к специалистам. Даже если Вы привыкли «делать всё сами», Вам всегда может пригодиться хорошая поддержка профессионала.
- Попробуйте все и найдите в себе силы для выхода из стрессовой ситуации. Используйте свои сильные ресурсные стороны.
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Возникали ли трудности при выполнении задания?
- Что вы можете вынести из этого упражнения?
Упражнение 5 «Улыбка фараона»
Цель: повышение устойчивости к стрессу.
Техника проведения: психолог совместно учащимися выполняет упражнения на повышение устойчивости к стрессу.
Инструкция: в случае наступления стресса, встаньте прямо, поднимите подбородок немного вверх, разведите плечи и улыбнитесь. Включите свое воображение на полную катушку и представьте себя египетским фараоном, гордым, как сфинкс, и веселым, как Евгений Петросян. Сохраните свою улыбку и эту позу в течение двух минут, а потом расслабьтесь и сделайте несколько энергичных движений руками и наклонов туловища в разные стороны.
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 6. Притча «О бабочке»
Основная мысль: каждый человек – хозяин своей судьбы.
Техника проведения: психолог читает притчу, анализ притчи.
Инструкция: в древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость.
И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся».
Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
(Психолог спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча и приводит к мысли, что каждый человек – хозяин своей жизни).
Вспомните мультфильм «Жили-были Ох и Ах». Он о том, что проблемы возникают у всех, вопрос лишь в том, как к ним относиться.
- Ваши впечатления по проведенному упражнению?
- Что вы можете вынести из этого упражнения?
Упражнение 7. «Чему Я научился»
Цель: формирование позитивного отношения к окружающим, завершение урока.
Материалы: лист А3, цветные фломастеры (маркеры).
Техника проведения: предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
- Я научился.
- Я узнал, что.
- Я нашел подтверждение тому, что.
- Я обнаружил, что.
- Я был удивлен тем, что.
- Мне нравится, что.
- Я был разочарован тем, что.
- Самым важным для меня было.
Инструкция: сегодняшнее занятие подошло к концу. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы сегодня усвоили, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.
Написать анализ дня тренинга:
- что понравилось;
- что узнали нового;
- какое упражнение не понравилось и чем бы вы хотели его заменить.
День 2. Тема: «Принятие эмоций»
Цель: снятие вербальной и невербальной агрессии, тревожности.
Время: 1 академический час.
Материалы и оборудование: мяч, лист А3 с неоконченными предложениями, маркеры (фломастеры), платок (повязка на глаза), музыкальный проигрыватель.
Упражнение 1 «Приветствие»
Цель: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Техника проведения: участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Психологу следует обращать внимание на манеры установления контактов.
По его окончании психолог разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.
Инструкция: сегодняшний день мне бы хотелось начать с приветствия. Давайте по кругу по очереди поприветствуем друг друга, подчеркивая индивидуальность участника. Например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Начнем.
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 2 «Невербальное общение»
Цель: настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.
Техника проведения: психолог совместно учащимися невербально передает выдуманный предмет по кругу.
Инструкция: сейчас мы все отвернемся из круга. Первый участник образно передаст свой предмет соседу слева и может повернуться в круг. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к первому участнику, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг. Давайте начнем.
После того как предмет возвратится к отправителю, психолог, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Возникали ли трудности при выполнении задания?
- Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?
Обсуждение домашнего задания.
Упражнение 3 «Два барана»
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло.
Техника проведения: психолог разбивает детей на пары. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше.
Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
Инструкция: сейчас я предлагаю вам проделать упражнение, которое называется «Два барана». Мы разбиваемся на пары. Я читаю фразу, вы после нее упираетесь ладонями и лбами в партнера. Ваша задача противостоять друг другу и не сдвинуться с места.
Начнем: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Можно издавать звуки «Бе-е-е».
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 4 «Вежливый сосед»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Техника проведения: психолог предлагает участникам по кругу передавать мяч и назвать друг друга необидными словами. Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
Инструкция: ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты. морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, . солнышко!»
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 5 «Пара ласковых»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь выплеснуть гнев в приемлемой форме, научиться извиняться за свои слова.
Материалы и оборудование: платок (повязка на глаза).
Техника проведения: группа в кругу. Одному участнику завязывают глаза. Психолог (или участник) показывает на кого-то рукой и просит вылить на него всю злость. После потока «высказываний» человеку развязывают глаза. Он видит свою «жертву» и извиняется перед ней. Мол, был несдержан. «Сорвалось». Интересный эффект, когда показывают человеку на него самого.
Инструкция: а теперь мы попробуем научиться выплескивать свой внутренний гнев приемлемым способом. Я по очереди буду каждому завязывать глаза и показывать человеку на кого ему вылить всю свою злость. Потом я открываю ему глаза, и он должен сказать фразу: «Простите, был несдержан, сорвалось».
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 6 «Достань звезду»
Цель: снятие чувства тревоги, рефлексия.
Материалы и оборудование: музыкальный проигрыватель.
Техника проведения: участники удобно садятся, психолог включает спокойную расслабляющую музыку и рассказывает упражнение.
Инструкция: сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза. «Представь себе, что вы стоите на поляне. Над вами – темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найдите на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой вашей мечте она напоминает? Хорошенько представьте себе, чего бы вы хотели. А теперь откройте глаза, глубоко вдохните, затаив дыхание и постарайтесь дотянуться до звезды. Это не просто: тянитесь изо всех сил, напрягите руки, встаньте на носочки. Так, еще немного, вы уже почти достали ее. Есть! Ура! Выдохните и расслабьтесь, ваше счастье в ваших руках! Положите свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйтесь, глядя на нее. Вы сделали что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие вам о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотритесь к выбранному светилу. А теперь откройте глаза, вдохните и тянитесь к своей новой цели!».
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 7 «Чему Я научился»
Цель: формирование позитивного отношения к окружающим, завершение урока.
Материалы и оборудование: лист А3, цветные фломастеры (маркеры).
Техника проведения: предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
- Я научился.
- Я узнал, что.
- Я нашел подтверждение тому, что.
- Я обнаружил, что.
- Я был удивлен тем, что.
- Мне нравится, что.
- Я был разочарован тем, что.
- Самым важным для меня было.
Инструкция: сегодняшнее занятие подошло к концу. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы сегодня усвоили, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.
Написать анализ дня тренинга:
- что понравилось;
- что узнали нового;
- какое упражнение не понравилось и чем бы вы хотели его заменить.
День 3. Тема: «Управление своими эмоциями»
Цель: снятие физической агрессии, враждебности и на развитие эмоциональной грамотности.
Время: 1 академический час.
Материалы и оборудование: лист А3 с неоконченными предложениями, маркеры (фломастеры), музыкальный проигрыватель.
Упражнение 1 «Приветствие»
Цель: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Техника проведения: участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера.
Психологу следует обращать внимание на манеры установления контактов.
По его окончании психолог разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.
Инструкция: сегодняшний день мне бы хотелось начать как обычно с приветствия. Давайте по кругу, по очереди приветствуем, друг друга необычным образом, подчеркивая ту черту характера или поведения, которая вам нравится в этом человеке. Например: «Я рад тебя видеть и мне нравится в тебе…» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Начнем.
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 2 «Драка»
Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.
Техника проведения: психолог совместно учащимися выполняет упражнения на снятие эмоционального напряжения, представив определенную ситуацию.
Инструкция: представьте, что ваш друг или подруга вас сильно обидели. Вы страшно разозлились. (Попросить показать злость). Вам очень хочется задать другу (подруге) хорошую трепку. Поэтому ваши кулаки сильно сжимаются до такой степени, что даже косточки побелели. У вас сомкнулись челюсти. Вы чувствуете в них напряжение (это напряжение он должен почувствовать, сильно сжав зубы). От волнения перед дракой вы даже затаили дыхание (попросить затаить дыхание на несколько секунд). Тут вы смотрите на своего друга (подругу) и вспоминаете, что однажды он (она) очень сильно выручили вас (помогли, спасли). В вашей голове промелькнула фраза: может не стоит драться? Вы выдыхаете и расслабляетесь. И вот теперь вы можете решать все вопросы спокойно.
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Обсуждение домашнего задания.
Упражнение 3 «Рубим дрова»
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Техника проведения: психолог совместно учащимися выполняет упражнения на выплеск агрессии. Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
Инструкция: кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 4 «Выколачиваю гнев»
Цель: обучение способам выражать свои эмоции безопасным, социально приемлемым способом.
Техника проведения: психолог совместно учащимися выполняет упражнения на выплеск гнева. Между участниками должно быть достаточное расстояние, чтобы они не задевали друг друга.
Упражнение энергозатратное. После него нужен перерыв: убрать растерзанные газеты (или боксерские груши, маты), привести себя в порядок, попить, отдышаться. Следующее упражнение должно быть спокойным.
Инструкция: «Вы, наверное, знаете, что японцы первыми придумали таких надувных кукол, которые можно колотить, если ты очень зол. И при этом ты не ударишься, и тот, кого ты мысленно колотишь, не подаст на тебя в суд за членовредительство. Хорошо! Поколотил, душу отвел, и при этом все целы.
Ну вот. Японцам хорошо. А нам-то что делать, если очень уж достал нас какой-то человек? Мы же люди цивилизованные, да и в тюрьме сидеть не хочется. Получается, что мы должны весь этот гнев держать в себе. А мы уже знаем, что это вредно. Да и не всегда удается удержаться, и мы срываемся на кого-то, кто безопаснее, слабее. Фу, как стыдно! А что делать?!
А выход есть. Мы тоже можем колотить что-нибудь. Да еще не просто кулаками, а целой скалкой! Например, боксерскую грушу. Или обыкновенную кипу старых газет. Или старое одеяло, связанное валиком. Его мы можем еще пинать со всей силы.
Сейчас мы займемся выколачиванием своего гнева. Представьте предмет, который вы хотите колотить, потом мысленно возьмите в руки то, чем вы собираетесь колотить, закрывайте глаза, мысленно соберите весь свой негатив в руки и начинайте колотить свой предмет. Еще и кричать можете: «Вот тебе! Вот тебе!» Начали!»
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения? Поделитесь своими впечатлениями.
«Гнев — самая опасная эмоция — и для самого человека, и для его окружающих. Но, с другой стороны, гнев — это нормальная человеческая эмоция, и мы имеем право его переживать. Поэтому дома всегда нужно иметь такой «валик для битья». Тогда нам не придется использовать для этого людей. А еще, когда мы будем злиться, мысль о валике для битья поможет нам сдержаться. Потом мы придем домой и. ох и достанется же этому валику!»
Упражнение 5. Притча «Моя жемчужина»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения и поднятие его самооценки, веры в свою уникальность личности.
Материалы и оборудование: музыкальный проигрыватель.
Техника проведения: участники удобно садятся, психолог включает спокойную расслабляющую музыку и рассказывает упражнение.
Инструкция: душа каждого человека похожа на море. То она светлая и спокойная, солнечные блики светятся на ее поверхности, радуя окружающих. То налетит шторм, волны клокочут, крушат и сметают все, что подвернулось на их пути. В эти моменты окружающие могут бояться моря и избегать его. Но какая бы погода ни была, на дне моря все иначе. Давайте попробуем опуститься в прозрачную бирюзовую толщу воды. Видите, мимо нас проплывают стайкой маленькие блестящие рыбки? А вот морская звезда. Плывем еще глубже. Там, на самом дне моря, лежит истинное сокровище твоей души. Это жемчужина. Только вы можешь взять ее в руки. Подплывите ближе и рассмотрите ее.
Какой она излучает свет?
Какие у нее размеры?
На чем она лежит?
Возьмите ее аккуратно в руки. Такие жемчужины есть в душе и у других людей, но нигде нет даже двух одинаковых.
Слышите звуки? Наверное, она хочет сказать что-то важное! Послушайте ее внимательно, ведь она знает, что вы уникальный, хороший, особенный. Вы хорошо расслышали, что она поведала? Если да, то бережно опустите жемчужину снова на дно своей души. Поблагодарите ее за то, что можешь чувствовать себя счастливым. Что ж, пора плыть обратно. Когда я посчитаю до десяти, вы подплывете к поверхности моря, вынырнете и откроете глаза».
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Упражнение 6 «Чему Я научился»
Цель: формирование позитивного отношения к окружающим, завершение урока.
Материалы: лист А3, цветные фломастеры (маркеры).
Техника проведения: предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
- Я научился.
- Я узнал, что.
- Я нашел подтверждение тому, что.
- Я обнаружил, что.
- Я был удивлен тем, что.
- Мне нравится, что.
- Я был разочарован тем, что.
- Самым важным для меня было.
- Тренинг помог мне в решении таких задач, как …
- Я чувствую после завершения тренинга …
- Я буду применять в повседневной жизни такие упражнения, как ….
Инструкция: наш тренинг подошел к концу. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы усвоили, работая в группе за весь период тренинга. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.
Источник