Тренинг для родителей как быть с эмоциями

Тренинг с родителями на тему: «Выражаем чувства»

Тренинг с родителями

Скачать:

Вложение Размер
Тренинг 16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Выражения чувств»

Цель: создание условий для умения сказать другому о своем переживании; выработка умения строить «я-высказывание», признавать чужие чувства.

1-я часть – теоретическая

Мы испытываем в жизни разные чувства. Чувства, если они отрицательные и сильные, не следует держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.

Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы по своей семье. К средним классам школы количество гнева так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках. Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие» чувства… Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Такие высказывания, в которых есть личные местоимения «я», «мне», «меня», психологи назвали «я-высказываниями». Ю. Б. Гиппенрейтер подробно описывает преимущества «я-высказывания»:

1 . Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева, чтобы избежать конфликтов, однако полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору.

2 . «Я-высказывание» дает детям возможность ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление.

3 . Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

4 . Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда –удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания1.

1 . Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная…»).

2 . Называние чувства в тот момент («… я почувствовала беспокойство…»).

3 . Называние причин («…наверное, это произошло потому, что…»).

2-я часть – практическая

Научиться говорить от первого лица, выражая свое чувство, непросто. Для этого требуется тренировка, особенно в тех случаях, когда, начав с «я-сообщения», родители заканчивают «ты-сообщением».

Например: «Мне не нравится, что ты такая неряха!»

1 . Упражнение «Выбери правильный ответ».

А . Вы зовете дочь обедать, она отвечает: «Сейчас», – и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться

1 . «Да сколько же раз тебе надо говорить!»

2 . «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».

3 . «Я сержусь, когда ты не слушаешься»

Б . У вас важный разговор с другом. Ре-бенок то и дело его прерывает

1 . «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».

3 . «Ты не можешь заняться чем-то другим?»

В . Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испыты-ваете смешанное чувство обиды и раз-дражения

1 . «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»

2 . «Уберите за собой посуду».

3 . «Я обижаюсь и сержусь, когда я устала и вижу дома беспорядок»

После анализа ситуаций выбираются действенные фразы, построенные по схеме «я-высказывания»:

2 . Упражнение на овладение навыком «я-высказывания»: «Продолжите фразу».

1 . Мне грустно, когда…

2 . Я сержусь, когда…

3 . Чувствую себя глупо…

4 . Я горжусь собой, когда…

5 . Я очень доволен, когда… и т.п.

3 . Упражнение «Признание чужих чувств».

Объясните, признает ли родитель чувства ребенка; если нет, переделайте эти предложения.

1 . «Если ты не испытываешь особой любви к своему брату – это твое дело, но бить его нельзя».

Ответ: чувства ребенка признаются.

2 . «Нет причины выходить из себя и бить его. Это была просто случайность».

Ответ: чувства ребенка игнорируются.

Вариант: «Ты рассердился на друга за то, что он разрушил свой домик. Ты можешь найти другой способ выяснить отношения, но бить его не надо».

3 . «Укол – это действительно больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».

Ответ: чувства ребенка признаются.

4 . «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется».

Ответ: чувства ребенка игнорируются.

Вариант: «Похоже, тебе грустно. Ты принял решение, как поступить, а ситуация сложилась по-другому».

Предлагает использовать «я-высказывания» в повседневном общении с ребенком. Вас переполнило чувство? Тогда назовите его самому себе. Теперь скажите о нем ребенку. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом.

Родители делятся впечатлениями о том, что дала им эта встреча, какие чувства они испытали и какие вопросы хотели бы обсудить.

Источник

Тренинг для родителей «В мире детских эмоций» с использованием технологий песочной терапии.
план-конспект занятия на тему

Тренинг направлен на ознакомление родителей с ролью эмоций в общении с детьми, на их распознавание и грамотное выражение.

Взаимодействие включает непосредственно тренинговые упражнения и целевую игру в педагогической песочнице.

Скачать:

Вложение Размер
trening_dlya_roditeley.docx 27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «В мире детских эмоций»

с использованием технологий песочной терапии.

МБДОУ «Детский сад №174» г.о. Самара

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах эмоционального воспитания ребенка дошкольного возраста

Программное содержание тренинга.

  1. Психологическое вхождение.
  2. Основная часть.

1.Практикум «Роль эмоций в общении».

1.1. Значение и виды эмоций.

1.2. «Узнай эмоцию»

1.3. «Передай эмоцию»

2. Метод Sandplay или игры с песком.

2.1. Знакомство с песком: игры «Мина», «Оползень»

2.1. Целевая игра тренинга «Волшебники».

  1. Подведение итогов. Рефлексия.
  2. Обратная связь

Участники сидят в кругу. Необходимо назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственные.

1.1 .Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас»,- отмечает В.В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого человека и управлять собственными эмоциями.

Ведущий: Главная функция эмоций — лучшее понимание людьми друг друга. Не пользуясь речью, мы можем судить о состоянии другого человека, настроить его на совместную деятельность и общение.

Ознакомимся с ролью эмоций в общении. Поговорим о том, как узнавать эмоции и грамотно выражать их.

Вопрос к родителям : «Как вы думаете, с помощью каких невербальных каналов коммуникации мы можем передавать свои эмоции и чувства в общении с людьми?»

Ответы родителей (глаза и контакт с помощью взгляда; мимика; жесты, позы; прикосновения; дистанция во время общения).

1.2.Упражнение «Узнай эмоцию»

цель — определение связи эмоционального состояния с мимикой лица.

Ведущий показывает родителям фотографии детей с различными эмоциональными состояниями, такие как гнев, страх, обида, радость, удивление, грусть и т.п., обращая внимание на мимические выражения. Родителям предлагается определить: какая эмоция представлена на фотографии.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на фотографию. Обратите внимание на мимику лица. Какую эмоцию выражает ребенок, запечатленный на этой фотографии? Как вы об этом узнали?»

Вывод ведущего: «Умение невербально понимать эмоциональное состояние другого человека очень важно, особенно в общении с ребенком, так как ребенок не всегда может высказать, какое чувство он сейчас испытывает. Родитель, понимая переживания своего ребенка на невербальном уровне, может помочь ему своей поддержкой, участием, правильным реагированием.

Кроме того, в общении с ребенком, взрослый должен осознавать какую эмоцию или чувство он сейчас передает ребенку и как он это делает».

1.3.Упражнение «Передай эмоцию»

Упражнение проводится в мини-группах. Ведущий предлагает каждой группе по три варианта родительских высказываний типа: «Убери свои игрушки», «Помой руки», «Выключай телевизор, ложись спать» и т.п. Также предлагается по три маски, соответствующие трем выражениям лица в образе пиктограмм, которые отображают следующие чувства: 1) любовь — «улыбка», 2) безразличие (нет эмоции) — «рот в виде горизонтальной палочки», 3) не любовь злость — «улыбка вниз». Задача родителей — примерить маски и прочитать вслух высказывания.

Инструкция: «У вас на столах лежат три маски, изображающие разные эмоции, и варианты различных высказываний взрослых при общении с детьми. Каждая маска выражает следующие чувства: 1) любовь, 2) безразличие (эмоциональная холодность), 3) не любовь,- а злость. Ваша задача — каждому побыть в роли родителя и в роли ребенка. Роль родителя: воспроизвести высказывание в соответствии с одетой маской. Роль ребенка: определить, что сейчас испытывает родитель по отношению к нему».

Вопросы к родителям: «Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску? Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь? Какую эмоцию «одевать», когда ребенок вызывает раздражение или требует наказания за плохое поведение?»

Ответы родителей (дискуссия).

Ведущий: «Как уже говорилось — нет «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне.

Итак, существует три варианта выражения чувств: подавление, агрессивное выражение, конструктивное выражение (трансформация).

Чувство
(досада, гнев, растерянность, обида, разочарование, огорчение)

Способы выражения чувств:

2) агрессивное выражение

3) конструктивное выражение (трансформация)

— чувство не выражается никак;
— говорю, что не испытываю обиды, гнев.
— говорю дружелюбно (хотя испытываю обиду, гнев. )

— угрозы;
-обвинения;
— оскорбления;
— ультиматумы;
— «ярлыки»;
— поспешные обобщения, обвинения («ты всегда. », «ты никогда. », «из-за тебя. »)

— говорю о своем чувстве, но не обвиняю;
— предлагаю выход из ситуации, но даю свободу выбора;
— говорю дружелюбно, не ущемляю личность другого человека;

«Можно лопнуть» — плохо самому

«Плохо мне — пусть всем станет плохо»

«Чтобы всем стало
хорошо»

1) Сдерживание своих эмоций, их подавление не ведет к освобождению человека от этой эмоции: т.к. физиологические системы, обслуживающие эмоции, уже сработали (АД, вегетативная НС, кожно-гальванические реакции и т.п.), но не до конца. Подавление эмоций ведет к заболеваниям и развитию комплексов, а также к неуверенности, заниженной самооценке, неуспеху в делах.

2) Когда отрицательные эмоции овладевают человеком (гнев, раздражение), человек проявляет агрессию. Он способен кричать, ругаться, а иногда даже бить других, в результате чего нарушаются отношения, в конечном итоге это отражается на авторитете человека, что снижает возможности жизненных достижений.

3) Таким образом, вместо того, чтобы подвергать себя обидам или приступам раздражения (вместо того, чтобы кричать на окружающих или замыкаться в себе), нужно просто говорить им о своих чувствах. Осознав и выразив свое чувство, человек сможет испытать облегчение. Люди, умеющие выражать свои эмоции общении конструктивным
способом: более здоровы
физически, более успешны в делах, менее закомплексованы, более способны радоваться жизни, пользуются большим
уважением.

Вывод . Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации и т.д.) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Под влиянием средств массовой информации и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Негативные способы поведения дети переносят и в игру. А ведь вся их жизнь – это игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает зону защиты для ребенка. «Я в домике» — часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево и создается семья.

Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Метод Sandplay (дословно — песочная игра) представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок или взрослый строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.

Ведущий : «А теперь давайте «Просто сыграем, как делают дети,

Что вне игры, — то для них мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!»

2.1.«Знакомство с песком».

Ведущий предлагает каждому участнику опустить руки в песочницу — этап прикосновения к поверхности песка: ладонями, тыльной стороной ладони, ребром, отдельными пальцами – описать свои ощущения. Какой песок?

Участники продолжают работу в командах. В каждой песочнице закопаны мины (25 штук). Побеждает команда, быстрее всех обезвредившая все мины.

Описать свои ощущения.

Предлагается намочить песок. Сделать большую горку, на вершину которой кладется мячик от пинг – понга. Задача команд столовыми ложками снимать с горы песок так, чтобы мячик как можно дольше оставался на вершине. Побеждает команда, мячик которой дольше останется на вершине.

Игра на внимание, развитие тактильной чувствительности. Ощущения во время игры. Сплочение мини-группы, развитие чувства коллективизма.

Обсуждается: с каким песком приятнее работать: сухим или влажным?

Вывод: песок — необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

2.2.«Волшебники» — целевая игра тренинга.

Инструкция: «Вы – волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, чтобы найти землю, где еще никто не жил, — пустыню. Там Вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас Вы каждый выберете себе по три героя, которых Вы хотели бы поселить в новой стране. А еще Вы возьмете деревья, камни, дома, — все, что понадобится Вам для создания сказочной страны».

Обсуждение. Каждая команда осуществляет экскурсию по свое стране. Отмечается способ построения: индивидуальный или коллективный. Ощущения и желания во время строительства. Работа мини-группы: сотрудничество, конфронтация, конфликтность.

В ходе подобной игры формируется механизм естественной регуляции игрового взаимодействия, приобретается опыт самостоятельного разрешения конфликтов, происходит совместное преодоление трудностей, сплочение коллектива. Дети учатся слышать и слушать друг друга – таким образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать ему.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Таким образом, игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Один родитель делает отпечаток ладони, другие поочередно накладывают свою руку на отпечаток и делятся впечатлениями от занятия.

Просьба поставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место Вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям:

1.Деятельность ведущего. 2.Содержание занятия. 3. Деятельность участника (самооценка). 4. Психологический климат в группе.

Источник

Читайте также:  Люди которые не понимают своих чувств
Оцените статью