Родительское собрание «Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей и опекунов»
Пояснительная записка
На сегодняшний день семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, является приоритетной. Это обусловлено тем, что воспитание юного поколения всегда было и остается основной функцией семьи, а развитие ребенка органически вписано в её жизнедеятельность.
После двух лет пребывания ребенка в замещающей семье у замещающих родителей, как правило, появляется излишняя тревога, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, психосоматические и психовегетативные нарушения, что является признаками наступающего эмоционального выгорания. Для того, чтобы предотвратить наступление или усугубление такого состояния и было проведено родительское собрание для замещающих родителей.
Цель: формирование положительных установок в сознании родителей, способствующих коррекции родительского поведения.
Задачи:
— гармонизация семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств;
-коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций принимающих родителей;
-развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению.
Участники собрания: приемные родители и опекуны.
Время проведения: 40 минут.
· Вводная часть (знакомство)
· Основная часть (рабочая)
· Заключительная часть (рефлексия занятия)
Вводная часть
Психолог: «Здравствуйте, Я очень рада всех вас видеть и также рада тому, что мы здесь все вместе. А вы? Какие ощущения испытываете вы? Поделитесь ими». Что вы чувствуете?»
Психолог: «Прошу всех сесть в круг. Каждый из вас назовите свое имя и три качества вашей личности, которые начинаются на первую букву вашего имени».
Основная часть
Что такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание – профессиональный недуг тех, кто помогает людям, дарит тепло и заботу. И, конечно, приемные родители подвержены этому синдрому не меньше психологов или социальных работников. Ведь работа родителей не только круглосуточная, но и весьма специфическая. Многие ее особенности становятся очевидными не во время подготовки к семейному устройству, а уже после помещения ребенка в семью. Родители обретают желанных детей и начинают жить их проблемами, их эмоциями, помогать преодолевать последствия прошлых травм. Но процесс реабилитации приемных детей — дело сложное и длительное, требующее от взрослых больших эмоциональных затрат. Как не забывать о необходимости удовлетворять и собственные потребности? Где черпать силы? Итак, эмоциональное выгорание – это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностного взаимодействия. Главными составляющими этого процесса являются:
• Эмоциональное истощение (переживание опустошенности и бессилия);
• Снижение чувствительности по отношению к другим людям (проявление равнодушия, черствости, бессердечности, грубости);
• Занижение собственных достижений (потеря смысла и желания вкладывать личные усилия).
Психологические признаки синдрома выгорания:
• Постоянное чувство озабоченности;
• Не проходящая усталость;
• Переживание внутренней пустоты;
• Раздражительность, направленная на окружающих;
• Отношение к детям как к непосильной ноше;
• Неуверенность в себе, в своей родительской компетентности;
• Неудовлетворенность личной жизнью.
У замещающих родителей наблюдаются и такие специфические признаки эмоционального выгорания:
• Снижается энтузиазм, с которого начинался прием ребенка в семью;
• Ощущается повышенное чувство ответственности за воспитание детей; • Время от времени проявляются раздражительность, нервозность, беспокойство, ощущается постоянная усталость;
• Чаще используются оправдания вместо решений;
• Ощущается отдаление от детей, испытывается чувство скуки, когда рядом дети;
• Часто возникает чувство опустошенности, обиды;
• Легко возникает гнев, нарастает подозрительность;
• Чаще приходит чувство разочарования;
• Жизненные перспективы кажутся мрачными (особенно в отношении детей).
2. Игра «Чудесный мешочек».
Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешочек и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет условия игры: «Вы вытащили из мешочка какой-то предмет. Теперь вам необходимо отыскать в нем такие характеристики, которые объединяют его и вашу семью. Привожу пример. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик круглый. В нем нет углов, значит, и нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за столом, круглым, как этот шарик. Это и есть то, что объединяет этот шарик и нашу семью».
3. Обсуждение рассказа « Мой приемный ребенок меня не любит».
«На прием к психологу пришла женщина. Она нервничала, в глазах стояли слезы.
— У меня ребенок — отстает в развитии. Единственный. Я одинока. Живем мы с бабушкой, с моей мамой.
— Что же Вас привело ко мне?
— Так в жизни получилось, что у меня только два близких человека: моя мать и ребенок. С мамой у нас нормальные отношения, а вот с сыном не очень.
— Почему так получилось? Что Вас беспокоит? Женщина после некоторого молчания продолжила:
— Мой ребенок, — ее лицо исказилось нервной гримасой, руки и голос дрожали. Казалось, как будто что-то мешает ей высказать наболевшее, мой ребенок. он меня не любит, — выдохнула женщина. – Может, я виновата в этом сама, не знаю.
— Поверьте, так хочется получить от него хоть чуточку тепла. Он эмоционально не привязан, жестковат, суховат, не ласков. Смотрю, как у других дети ласковы, им завидую. Они счастливые: их любят, им благодарны.
Женщина замолкает. Справившись со своим волнением, она продолжает:
— Когда я его взяла к себе из детского дома, признаюсь, я не испытывала к нему большой привязанности. Хотя нет, не так, не то говорю, — женщина спохватывается, — Вы только правильно меня поймите. Я его всегда любила. Все для него делала: и врачей, и педагогов нужных для него находила; в школу его возила. Я думала, что он будет мне благодарен, что я дала ему семью, уют, тепло, заботу. Но всегда в сердце был какой-то стыд, раздражение, страх. Не знаю, что это, как назвать то, что я чувствовала. Может, это и мешало любить его? Сейчас мы привыкли друг к другу. Он подрос. Правда, к некоторым его привычкам я до сих пор не могу привыкнуть.
— Вас что-то раздражало или раздражает и сейчас в мальчике?
— Да. Меня всегда раздражал. его вид, внешность, манеры. Даже не знаю, как описать. Потом еще одно: все, допустим, спокойно, нормально; он сидит, чем-то занимается. вдруг как начнет вертеться, громко говорить, выкрикивать. Скажешь ему, Леша, перестань, а он нет, никак успокоиться не хочет. Такие, вот, дела у нас с ним.
— Скажите, Ваш ребенок бывает ласков к Вам?
— А Вы сами, каким образом проявляете к нему свою любовь?
— Да, нет. Я, вообще-то, очень строгая. Да и как ее проявлять? Я не знаю.
— Привычки и особенности Вашего ребенка отталкивали Вас в большей степени, наверное, раньше, в первые месяцы его пребывания у Вас в семье. А теперь может ситуация изменилась? Может Вы к ним уже приспособились, привыкли и стали снисходительнее? Ведь, Вашим желанием было его взять к себе, помочь. Вы столько для него сделали и, безусловно, его любите.
— Да, конечно, конечно. Что же делать теперь, если он такой у меня. Я все это понимаю. Только отношения у нас с ним не складываются. Посоветуйте мне, как быть».
— Что бы Вы посоветовали этому приемному родителю? Не возникали ли у вас подобные ситуации с ребенком? Считаете ли вы, что ребенок, имеющий отклонения способен любить? Как можно исправить ситуацию? Как возродить отношения между приемным родителем и ребенком? Стоит ли это делать? А, если да, то как это можно сделать? Поделитесь вашим опытом.
— Считаете ли вы, что ваш ребенок вас любит?
— Какие проявления любви вашего ребенка к вам вас радуют?
4. Обсуждение рассказа «Ваш ребенок — совсем другое дело. Он не то, что мой».
«Светлана Ивановна спешила в школу, чтобы забрать дочь после занятий. Войдя в вестибюль, она увидела Ксюшу, окруженную детьми из ее класса. Ксюша выглядела довольно неплохо. Внешние признаки отставания ребенка от сверстников, как показалось Светлане Ивановне, стали проявляться меньше.
Пока Ксюша одевалась, а Светлана Ивановна ее ждала, к ней подошла мама Кости Ц., одного из одноклассников дочери. Они разговорились. Маму Кости волновал вопрос о том, сколько времени Ксюша тратит на подготовку домашнего задания. Светлана Ивановна ответила, что это бывает по-разному: когда больше, когда меньше.
— А вот Костя никак не хочет слушаться, пишет в тетради плохо и оценки стал плохие получать.
В голосе мамы послышались горестные нотки.
— Не расстраивайтесь, у всех бывает, — посочувствовала Светлана Ивановна.
В этот момент подошла Ксюша, уже одетая и с ранцем за спиной. Она приветливо поздоровалась с мамой Кости.
Мама Кости повернулась к Ксюше и начала обстоятельно ее расспрашивать. Она задавала вопросы о домашнем задании, о том, что делала Ксюша в прошлое воскресенье и что будет делать в следующее.
Светлана Ивановна заметила, как заблестели у Костиной мамы глаза, как в ее лице отразились одновременно и удивление, и сожаление, и разочарование. Чувствовалось, что общаясь с Ксюшей, мама Кости испытывает сложные и, может быть, тягостные чувства.
Подошел Костя, он хотел сказать что-то своей маме. Она невнимательно его выслушала, а потом вновь повернула голову к Ксюше. Костя потянул маму за рукав. Костя сник и отошел в сторону.
— Вы готовы? — спросила мама Ксюши, — Идете?
— Да, сейчас, — ответила мама Кости. Она никак не могла отвести глаз от Ксюши. Ее взгляд как бы ласкал девочку, скользя по ее головке, бантикам, плечикам, платьицу. Потом, тяжело вздохнув, мама Кости повернула голову к Светлане Ивановне и сказала:
— Какая у Вас хорошая девочка! Не балуется. Учится хорошо. Говорит все ясно и отчетливо. А мой Костя, — у нее на глазах выступили слезы, — не знаю, что с ним делать. Бездарь какой-то. Все время норовит с кем-нибудь подраться. Конечно, девочки это совсем другое дело. А Ваша Ксюша, так особенно.
Она опять взглянула на Ксюшу и надолго задержала на ней взгляд. Светлане Ивановне стало от этого взгляда не по себе. Она окликнула Ксюшу, и они, быстро попрощавшись, направились к метро».
— Как вы считаете, что случилось?
— Происходило ли подобное с Вами и с Вашим ребенком?
— Поделитесь по поводу услышанного своими ощущениями.
— Часто ли Ваш внутренний голос задает следующий вопрос: А мой ребенок хуже, чем другие? Почему?
— Что помогает Вам избегать подобных настроений?
Сделайте глубокий вдох — выдох. Повторите 5 раз. Мысленно повторите следующие словесные формулы:
1. «Я хорошо отдохнул. »
2. «Мои силы восстановились. »
3. «Во всем теле ощущаю прилив энергии. »
4. «Мысли четкие, ясные. »
5. «Мышцы наполняются жизненной силой. »
6. «Я готов действовать. Я словно принял освежительный душ. »
7. «По всему телу пробегает приятный озноб и прохлада. »
8. «Делаю глубокий вдох. Резкий выдох. Прохлада. »
9. «Поднимаю голову (или встаю). Открываю глаза. »
Заключительная часть
1. Рефлексия занятия
Участникам предлагается поделиться впечатлениями от занятия, заполнить лист обратной связи (приложение 1).
Приложение 1
Лист обратной связи
1. Оцените свое настроение по 10-бальной шкале:
Очень плохое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень хорошее
2. Оцените сегодняшнюю встречу по 5-бальной шкале: 1 2 3 4 5
3. Что вам сегодня понравилось?
4. Что вам сегодня не понравилось?
5. Что вам сегодня было полезно?
6. Какую тему или вопросы вы хотели бы обсудить на следующем собрании?
Источник
Советы по профилактике эмоционального выгорания приемных родителей
Советы психолога по профилактике эмоционального выгорания приёмных родителей
Синдром выгорания — это счёт, который предъявляет психика за уже давно отчуждённую, бедную отношениями жизнь.
Эмоции — это наша жизнь. Мы можем радоваться, злиться, негодовать, грустить, ненавидеть. При этом психоэмоциональные перегрузки накапливаются в организме, стрессы провоцируют эмоциональные переживания, которые выжимают остатки сил из человека и могут привести к хроническому состоянию стресса. Постепенно эмоции буквально покидают нас, в итоге остается только пустота. Что это — кризис или же просто усталость? Нет, это эмоциональное выгорание.
Профессиональное выгорание — это истощение нервных, психических и физических сил, из-за которого не хочется работать. Как пишут в энциклопедиях: «выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной жизненной установке в отношении работы».
Усыновители, опекуны и приёмные родители подвержены этому недугу не меньше. Ими движут те же добрые побуждения: обогреть сироту, утешить, подарить ему любовь и ласку. После того, как дети уже в семье и ты начинаешь с ними жить не просто общаться, а именно жить, приходится жить их проблемами, их эмоциями, помогать преодолевать последствия прошлых травм. А ведь приёмный ребёнок всегда травмирован: он так долго не получал должной заботы и внимания, столько бед пережил за свою маленькую жизнь, что, попадая, наконец, в благоприятные условия, стремится как можно быстрее наверстать упущенное. Вырвавшийся из учреждения ребёнок ещё долго и часто болеет, он полон разнообразных страхов и какое-то время не верит, что все его беды позади, и по многу раз «проверяет» новых родителей, не вернут ли они его обратно… Процесс его реабилитации растягивается на многие месяцы, а то и годы. Для того, чтобы не выгореть, приемным родителям нужно свои ожидания сделать как можно более близкими к реальности.
Причины возникновения эмоционального выгорания
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Выгорать – значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни».
Синдром эмоционального выгорания характеризуется эмоциональным и умственным истощением, снижением удовлетворения от получаемой и делаемой работы и физическим утомлением. В таком случае жизнь не приносит Вам радости, а работа – удовлетворения. Ваши нервные силы истощены, с этой проблемой нужно вовремя бороться. В результате получается, что человеку становится все безразлично. На место жалости к человеку приходит отсутствие понимания. Также меняется отношение не только к пациентам или клиентам, но и к сотрудникам, семье, когда на ни в чем не виноватых людей выливается поток агрессии. И куда девался тот дружелюбные человек, которого все знали?
Основная задача приемной семьи — выстроить отношения привязанности с ребенком, которые бы стали для него источником любви, тепла, заботы, придали уверенности в своих силах и возможностях на этапе взросления.
Зачастую приемный ребенок приходит в семью, где уже есть кровные дети или другие приемные дети, он понимает особенности своей жизненной истории, в его сердце «живая рана, связанная с невозможностью расти и развиваться в отношениях с родными мамой и папой. Выстроить отношения привязанности с таким ребенком очень непростая задача, требующая больших эмоциональных, временных, физических, материальных затрат. В приемной семье все надежды на это возлагаются на усилия взрослых, которые должны быть направлены на реабилитации) ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Приемным родителям необходимо учиться мудро реагировать на проблемное поведение, обусловленное тяжелыми переживаниями детей.
Почему психика не выдерживает? Потому, что сталкивается с нагрузками, которые суммарно превышают ее способность к переработке. Это можно сравнить с переломом – кость не выдерживает силу удара или падения. Или, если в течение многих лет человек сидит в неудобном положении, то в какой-то момент спина начинает болеть, а спустя ещё некоторое время последствия наступают такие же, как в случае острой травмы. Психика работает благодаря целостности нейронных цепочек, которые обеспечивают устойчивость эмоциональных реакций, и если эти цепочки разрушаются под воздействием стресса, то человек теряет привычные внутренние опоры.
То есть, эмоциональное выгорание – это результат накопившегося напряжения, которое долгое время (несколько месяцев, а иногда и год) не получает разрядки в виде паузы в работе, общения с близкими людьми или духовной подпитки в форме хобби.
Симптомы профессионального выгорания:
Первая группа — психофизические симптомы:
Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа — социально-психологические симптомы:
Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Третья группа — поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель затрудняется в принятии решений;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Синдром эмоционального выгорания — результат стресса.
Как распознать стресс? Признаки стресса:
•общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;
•дрожь или нервный тик;
•спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;
•повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.
•Беспокойство или повышенная возбудимость;
•Раздражительность, гнев, агрессивность;
•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
•Чувство беспомощности, страх.
•Беспокойство или повышенная возбудимость;
•Раздражительность, гнев, агрессивность;
•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
•Чувство беспомощности, страх.
4. Признаки стресса у детей.
•Беспокойство или повышенная возбудимость;
•Раздражительность, гнев, агрессивность;
•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
•Чувство беспомощности, страх.
Предотвратить синдром выгорания можно, задавая себе два простых вопроса:
- Для чего я это делаю? Для чего я учусь в институте, для чего я пишу книгу? Какой в этом смысл? Является ли это для меня ценностью?
- Нравится ли мне делать то, что я делаю? Люблю ли я это делать? Чувствую ли я, что это хорошо? Настолько хорошо, что я делаю это охотно? Приносит ли мне то, что я делаю, радость? Может быть, не всегда дело будет обстоять таким образом, но чувство радости и удовлетворения должно преобладать. В конечном итоге я могу задать другой, более масштабный вопрос: хочу ли я ради этого жить? Если я буду лежать на смертном одре и оглянусь назад, хочу ли я, чтобы было так, что я ради этого жил?
Что делать, чтобы не столкнуться с эмоциональным выгоранием? Возможно, вам будут полезны превентивные меры:
- Выберите время для отдыха, не реже одного дня в неделю вы будете проводить бесполезно с точки зрения прибыли.
- Позаботьтесь о том, чтобы это время должно быть неприкосновенно. Отключите телефон и все, что может вас погрузить в работу.
- Зафиксируйте это время и пространство (где и с кем вы будете проводить время бесполезно) в календаре. Почему время важных деловых встреч мы записываем в ежедневник, а время отдыха — нет?
- Найдите способ переключиться на другой вид деятельности. Вот список парадоксальных занятий: начните готовить, ходите пешком, овладейте новым «бесполезным» навыком, за который вам никогда не заплатят (научитесь петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах, играть в какую-то хитроумную игру).
И, самое главное, вспомните всех людей, с которыми вы общаетесь. Проанализируйте, кто из них вас больше всего истощает, с кем вам меньше всего хочется встречаться? Затем подумайте, можете ли вы как-то пересмотреть отношения с этими людьми в более комфортную для вас сторону. Если нет, можете ли вы исключить взаимодействие с ними из своей жизни? Если вы убеждаете себя, что почему-то обязаны с ними общаться несмотря ни на что, то задайтесь вопросом – что вынуждает вас именно так расставить приоритеты?
Когда вы честно ответите себе на эти вопросы, многое в вашей жизни изменится в лучшую сторону.
Памятка: что нужно и чего не нужно делать при выгорании
Вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»:
- Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
- Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
- Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
- Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
- Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
- Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
- Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Приемы антистрессовой защиты:
1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. «
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», и т.д.;
•»нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;
•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
- •изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
- •мните, рвите бумагу;
- •кидайте предметы в мишень на стене;
- •попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
- •поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»)
Источник